Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ'

РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
продуктивное чтение / технология продуктивного чтения / несплошной текст / младший школьный возраст / productive reading / technology of productive reading / incomplete text / primary school age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудымова К. Е.

ФГОС начального образования поставил перед учителями задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность младших школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, интерпретация, комментирование текста и т. д. На сегодняшний день в России наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из повышения качества чтения в начальной школе является понимание прочитанного младшим школьником. В статье поднимается вопрос о возможности и целесообразности использования несплошных текстов в процессе обучения на уроке литературного чтения. Исходя из вышесказанного мы пришли к выводу, о необходимости создания программы, способствующей развитию продуктивного чтения у младших школьников с использованием несплошных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRODUCTIVE READING IN YOUNGER STUDENTS USING NON-CONTINUOUS TEXTS

Federal State Educational Standard for Primary Education has set teachers the task of mastering the skills of full-fledged reading by students, which implies the readiness of younger schoolchildren to solve such cognitive and communicative tasks as understanding, searching for specific information, interpreting, commenting on text, etc.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ»

УДК 37

Кудымова К.Е.

Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ

Аннотация: ФГОС начального образования поставил перед учителями задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность младших школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, интерпретация, комментирование текста и т. д.

На сегодняшний день в России наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из повышения качества чтения в начальной школе является понимание прочитанного младшим школьником.

В статье поднимается вопрос о возможности и целесообразности использования несплошных текстов в процессе обучения на уроке литературного чтения.

Исходя из вышесказанного мы пришли к выводу, о необходимости создания программы, способствующей развитию продуктивного чтения у младших школьников с использованием несплошных текстов.

Ключевые слова: продуктивное чтение, технология продуктивного чтения, несплошной текст, младший школьный возраст.

Согласно М. М. Бахтину, текст — это «первичная данность» любой гуманитарной дисциплины. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» [3, с.132].

В начале XXI века увеличился поток информации. В связи с этим увеличилось количество визуальной информации. Все чаще мы слышим о

несплошных текстах. К несплошным текстам относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы, различные карты местности, билеты, расписание [6, с.84].

Поликодовый текст, по определению Е. Е. Анисимовой, это текст, в котором передаваемая информация закодирована семиотически разнородными компонентами, то есть вербальными и невербальными средствами, которые представляют собой определенную структуру, отличающуюся проявлением взаимозависимости составляющих ее частей в содержательном и формальном аспектах [1, с.52].

В связи с этим доктор пед. наук Е. В. Бунеева совместно с О. В. Чиндиловой сформулировали базовые умения, необходимые для работы с несплошной текстовой информацией на уроках:

1. Видеть разницу между сплошными и несплошными текстами, уметь определять вид несплошного текста.

2. Воспринимать несплошной текст, извлекать и интерпретировать информацию, предоставленную в явном и неявном виде. Другими словами, уметь читать несплошной текст.

3. Обладать умением переводить сплошной текст в несплошной и наоборот.

4. Уметь преобразовывать несплошной текст в другой вид несплошных текстов.

5. Самостоятельно составлять различные виды несплошных текстов.

6. Уметь пользоваться полученной информацией, чтобы решить определенные учебные задачи [5, с.45].

На основе теоретического анализа номенклатурных документов, научных статей и книг нами было сформулировано противоречие между необходимостью развития навыков продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе и недостаточным использованием в несплошных текстов в развитии данного навыка. Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Целью которой является развитие читательской и коммуникативной компетенции

школьника. Эта технология метапредметна, так как ее можно использовать в классах с разным уровнем подготовки обучающихся, и применять при работе с любым типом текста: сплошными и несплошными текстами. При этом продуктом данной технологии является полноценное восприятие и понимание текста [10, с.45].

Технология продуктивного чтения разработана с опорой на природосообразную теорию формирования правильного типа читательской деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности.

При работе с несплошными текстами отрабатываются информационные умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания, извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде, представленной в разных знаковых системах - текстах и рисунках, описывание на основе текста значений графических символов, устанавливание в тексте последовательности. [9, с.24]

Целью исследования: теоретически обосновать и эмпирически доказать эффективность применения несплошных текстов для развития продуктивного чтения у младших школьников.

Для выявления уровня развития продуктивного чтения с использованием несплошных текстов у младших школьников на уроках литературного чтения нами была разработана программа.

На базе МАОУ СОШ № 26 города Тюмень, в сентябре - ноябре, был проведен развивающий эксперимент в 3-ем классе, в эксперименте приняли участия 18 учащихся в возрасте 8-9 лет.

Для выявления развития продуктивного чтения в младшем в младшем школьном возрасте, была использована методика диагностики сформированности развития продуктивного чтения с использованием несплошных текстов мы использовали метод тестирования, он позволил продиагностировать читательские умения у младших школьников такие как: предполагать, содержание текста по иллюстрации (развитие антиципации), восприятие текста и его читательской интерпретации, умение восстанавливать

последовательность событий, определение тематической направленности текста, воспринимать и оценивать поступок персонажа, выявление и формулирование основной идеи текста).

Каждому учащемуся индивидуально выдается текст и к нему задания. Ученикам необходимо прежде всего посмотреть на иллюстрацию и подумать, о чем будет говориться в тексте не читая его. Далее каждый учащийся должен прочитать данный текст, ответив на вопросы (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).

25% ■ 20%

высокий средний низкий

Рисунок 1. Уровень развития продуктивного чтения у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента, (п=18, сентябрь 2023., %).

На констатирующем этапе мы можем увидеть, что, у учащихся преобладает средний уровень развития продуктивного чтения. В ходе проведения эксперимента у учащихся возникли трудности в предположении, содержании текста по иллюстрации (развитие антиципации), многие из учащихся глядя на иллюстрацию к тексту не могли предположить, о чем пойдет речь в самом тексте, и дали заголовок тексту, что было не правильным. Следующая проблема заключалась в том, что дети после чтения текста не смогли составить хронологический порядок с помощью иллюстраций к тексту, они путали последовательность событий. И большая часть учащихся не смогли раскрыто

ответить на вопрос (выявление и формулирование основной идеи текста) «Какую важную информацию вы извлекли», здесь школьники отвечали однотипно, что «нельзя поступать плохо с животными».

Чтобы увидеть динамику развития компонентов продуктивного чтения, обратимся к рисунку 2.

Рисунок 2. Уровень развития продуктивного чтения у младших школьников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (п=18, сентябрь — ноябрь 2023., %).

Исходя из рисунка 2, можно сказать, что после реализации развивающего эксперимента у 39% младших школьников не возникло трудностей с ответами на вопросы к тексту, что на 14% больше, чем до проведения программы. Учащиеся стали лучше выполнять задания к тексту, а именно умение восстанавливать последовательность событий, воспринимать и оценивать поступок героя. Заметно изменилось, что учащиеся стали лучше понимать содержание текста, после прочтения. Также мы можем увидеть, что, произошло сокращение количества учеников низкого уровня, и программа помогла 9% учащимся развить продуктивное чтение.

В целом можно сказать у младших школьников была одна главная ошибка, которую допустили многие на констатирующем этапе это непонимание текста,

так называемое «чтение по догадке». Учащиеся не стали читать текст, а посмотрели на иллюстрацию, которая была представлена им, и предугадали смысл еще не прочитанного текста. Исходя из этого с последующими заданиями возникли трудности, что учащиеся не смогли составить хронологический порядок, озаглавить правильно текст, воспринять и оценить поступок героя. При работе с несплошными текстами у младших школьников отрабатываются умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания, извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде, сопоставление информации, представленной в разных знаковых системах -текстах и рисунках или фотографиях, устанавливание в тексте последовательности действий и многие другие. При систематической работе с несплошными текстами у учащихся формируются устойчивые метапредметные умения, школьники очень быстро делят информацию на смысловые части, выделяют основную мысль каждой части, отмечая трудное, непонятное, устанавливают содержательные связи между частями текста, группируют по смыслу выделенные при анализе мысли, объединяя их в более крупные части, устанавливают связи нового с изученным ранее, находят в тексте ответы на вопросы, конкретизируют то, что изложено обобщенно, доказывают, аргументируют[4, с.60]

Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только развитию продуктивного чтения, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 1. С. 71-79;

2. Асмолов А. Г. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация:

программа составлена на основе методического пособия [Электронный ресурс] /А.Г. Асмолов. - [Режим доступа]: https://refdb.ru/look/1164347.html;

3. Бахтин, М.М. Язык в художественной литературе / М.М. Бахтин // Собр.соч. в 7 т. - М.: Искусство, 1997. - Т.5. - 287 с.;

4. Беньковская Т.Е. Тексты «Новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников // Педагогический имидж. 2017. № 3 (36). С. 63-70;

5. Бунеева Е.В. Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов. Образовательные технологии: сборник материалов. / Е.В. Бунеева // М. : Баласс - 2008. - С. 65 - 70;

6. Казакова Е.И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 102109;

7. Леонтьев А. А. Психология обучения чтению // Начальная школа: плюс-минус. Новосибирск: БИНОМ, 1999. №210. 9-13с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //school2100. com/izdaniya/magazine/archive/1999-10 (Дата обращения 10.09.2023);

8. Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя/ И. Логвина, Л. Рождественская. - Тарту, TARTU/ULICOOL/ NARVA KOLLEDZ, 2012, - 58с.;

9. Несплошные тексты, как средство формирования умения работать с информацией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/nesploshnie-teksti-kak-sredstvoformirovaniya-umeniya-rabotat-s-informaciey-2632349.html;

10. Светловская, Н.Н. Технология продуктивного чтения // Начальная школа. -2005, № 6.- С. 48- 56.

Kudymova K.E.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

DEVELOPMENT OF PRODUCTIVE READING IN YOUNGER STUDENTS USING NON-CONTINUOUS TEXTS

Abstract: Federal State Educational Standard for Primary Education has set teachers the task of mastering the skills of full-fledged reading by students, which implies the readiness of younger schoolchildren to solve such cognitive and communicative tasks as understanding, searching for specific information, interpreting, commenting on text, etc.

Keywords: productive reading, technology of productive reading, incomplete text, primary school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.