К 50 -ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ
УДК 613.646.001.12(47)
РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ^ МИКРОКЛИМАТА В СССР
Член.-корр. АМН СССР проф. Г. X. Шахбазян, канд. мед. наук Ф. М. Шлейфман (Киев)
Существующие сведения о медицинском обслуживании и санитарном состоянии условий труда на предприятиях с неблагоприятным микроклиматом в дореволюционной России очень скудны. Специальные исследования, посвященные этому разделу гигиены труда, насчитываются единицами. Так, можно назвать диссертацию К. Сулимы (1892), в которой дано описание невероятно тяжелых микроклиматических условий на некоторых сахарных заводах, а также работы А. В. Светлов-ского (1889), Н. Долгополова (1896) и др.
Развитие гигиены производственного микроклимата, как гигиены труда в целом, стало возможным в нашей стране лишь после победы ' Великой Октябрьской социалистической революции. С первых дней советской власти началось широкое изучение характера микроклимата горячих цехов, влияния его на организм, на заболеваемость и произво-длительность труда рабочих. Проводились работы, направленные на освоение и критическую оценку методов исследования, существующих за рубежом, составление гигиенических нормативов производственного микроклимата, подготовку материалов для государственного санитарного регулирования и принятие мер к устранению неблагоприятных условий микроклимата на производстве. Весьма продуктивными и отвечающими научным требованиям времени были труды Центрального института охраны труда, Института гигиены труда и профзаболеваний ► им. В. А. Обуха (Москва). Успешно решали поставленные задачи сотрудники Институтов гигиены труда и профзаболеваний Харькова, Днепропетровска, Киева и других городов. Благодаря этому удалось заложить научные основы учения о производственном микроклимате в СССР, учения, которое развивалось и продолжает развиваться своими, отличными от зарубежных исследований, путями. Первый период (20-е годы) характеризовался развитием исследований, посвященных условиям микроклимата в горячих цехах металлургической промышленности (В. А. Акрамовская, 1926; Н. Ф. Галанин, 1927; Э. Б. Гли-ксон и Т. И. Болванович, 1928; Н. Ф. Стожкова-Гольдфарб, 1927; 1 И. Я. Штрум, 1935; Д. И. Каган, 1935; В. Г. Давыдов, И. А. Зайдшнур, 1934), фарфоро-фаянсовой, текстильной (3. Б. Смелянский, 1926;
А. Н. Атабекян, 1926; А. А. Летавет и Л. Б. Фейнберг, 1928), на сахарных заводах (Г. X. Шахбазян и Н. К. Витте, 1928—1930), в горной промышленности (В. К. Навроцкий, 1928, и др.)- Вскоре к ним присоединились работы физиологов и клиницистов, изучавших влияние производственного микроклимата на физиологические функции и состояние здоровья (В. Г. Давыдов, М. Е. Маршак, О. Е. Дукельская, 1924; М. Е. Маршак и В. Г. Давыдов, 1927; В. Г. Давыдов, 1930; А. Б. Леках, 1939; С. И. Ляховский, 1939; Н. К. Витте, 1936; И. Г. Фридлянд, 1936; И. Г. Гельман, 1934, и др.)- Таким образом, был создан творческий комплекс гигиенических, физиологических и клинических исследований важной гигиенической проблемы. Небезынтересно, что многих исследователей разных специальностей привлекали вопросы, связанные с условиями труда рабочих прежде всего горячих цехов (С. Е. Северин, А. Д. Слоним, и др.).
Хочется подчеркнуть, что авторы гигиенических исследований производственного микроклимата затрагивали не только факторы среды, но и касались влияния этой среды на организм; тем самым было положено начало физиологическому направлению в гигиене в отличие от санитарно-технического, которым страдали гигиенические работы по ряду других разделов. Воздействие микроклимата производственной среды на заболеваемость рабочих занимало гигиенистов в первую очередь. В ряде институтов и кафедр проводились глубокие и интересные исследования в этом направлении (В. А. Левицкий, 1933—1934; Н. А. Вигдорчик и С. С. Файнштейн, 1938; Б. Б. Койранский, 1934— 1936; Л. К. Хоцянов и др.). Отмечена особенно яркая зависимость уровня заболеваемости от микроклиматических условий по группе простудных болезней. Еще В. А. Левицкий показал, что простудный фактор создает благоприятную среду для развития инфекции и возникновения гриппозных заболеваний.
Подробное изучение заболеваемости рабочих выдвинуло необходимость выявления различия в воздействии на организм конвекционного и лучистого тепла. Разработкой этой проблемы занимались В. А. Левицкий (1933), А. А. Летавет, А. Е. Малышева, Э. Б. Курляндская, А. П. Бружко (1939) и др. Было показано, что характер влияния на организм конвекционного и лучистого тепла неодинаков. Также различны и возникающие при этом физиологические реакции. Экспериментальные исследования позволили установить некоторые особенности механизма действия каждого из этих видов тепла.
В 30-е годы в Московском институте гигиены труда и профзаболеваний им. В. А. Обуха проводились грубокие исследования с целью выяснения ряда сторон механизма действия конвекционного тепла на организм человека и животных. Эти работы были предприняты в связи с поисками рационального пищевого и питьевого режима для рабочих горячих цехов. Группа сотрудников института под руководством проф. И. П. Разенкова установила, что воздействие тепла вызывает изменения не только кровообращения и дыхания, но и условнорефлекторной деятельности, функции желудка и кишечника, печени и изменения химического состава и свойств крови (Е. Б. Бабский, М. Л. Эйдинова, Н. Тимофеев, О. Ф. Завалишина, А. М. Блинова, С. Е. Северин, А. А. Миттельштедт, Р. Я. Юделевич, А. Д. Шевелюхин и др., 1934). Эти исследования, а также работы М. Е. Маршака, О. Е. Дукельской и А. М. Рашевской (1927—1928) показали необходимость применения специального питья для рабочих горячих цехов — подсоленной газированной воды. Соответствующая рекомендация была узаконена в 1934 г. специальным постановлением ВЦСПС. Группа ленинградских ученых под руководством проф. Б. Б. Койранского (Н. Ф. Стожкова-Гольд-фарб, М. А. Голощекина, Л. Е. Дризина, Б. И. Гуревич, Л. Я. Бурлова. ' 1940) наряду с исследованиями в горячих цехах большое внимание уде-
ляла изучению так называемых субнормальных температур на механизм и причины возникновения простудных заболеваний. Проводились также работы, посвященные проблеме адаптации и акклиматизации организма к неблагоприятному микроклимату. Следует отметить, что с 30-х годов изучение физиологических процессов приспособления человека к разным климатическим условиям стало весьма актуальным. I На основе этого гигиенисты и физиологи труда стремились разработать методы повышения устойчивости организма к сложным условиям производственного микроклимата. М. Е. Маршак и Н. К. Верещагин (1935), Л. И. Ардашникова (1935), М. М. Волл (1935), Б. Б. Койран-ский (1940) и многие другие указали на то, что длительное воздействие температурных раздражителей приводит к акклиматизации и адаптации, в результате чего реактивная способность организма на эти раздражители изменяется. В дальнейшем проблемой акклиматизации и адаптации занимались научные коллективы под руководством Б. Б. Койранского, М. Е. Маршака и др. Они внесли ряд практических предложений по закаливанию организма, повышению устойчивости к неблагоприятному воздействию высоких температур.
В те же годы были начаты исследования в области гигиены производственного микроклимата в Днепропетровске, Харькове и Киеве.
Днепропетровский институт патологии и гигиены труда (впослед-I ствии гигиены труда и профзаболеваний) проводил эту работу непосредственно на металлургических заводах Украины. Институтом были выработаны рекомендации по физиологической рационализации труда в прокатных цехах, которые способствовали улучшению условий и повышению производительности труда, обосновывали необходимость выделения дополнительного времени на отдых для рабочих горячих цехов (А. Б. Леках, Л. С. Клюева, С. И. Ляховецкий и др., 1935). Тот же институт организовал проверку эффективности применения газированной подсоленной воды для питья в металлургических цехах и подтвердил положительное физиологическое значение этого мероприятия. Харьковский институт также изучал вопросы производственного микроклимата. В частности, в течение многих лет (1940—1965) 3. Д. Горкин и его сотрудники разрабатывали проблему ультрафиолетового облучения. Эти исследования, имея важное теоретическое значение, позволили ре-1 комендовать и внедрить в практику мероприятия с целью предотвращения ультрафиолетовой недостаточности у шахтеров (фотарии). Я. Д. Сахновский и Н. В. Карцева (1940) выявили изменения в организме под воздействием низких температур. Показано, в частности, что повторяющееся охлаждение вызывает все более резкие изменения ряда функций, свидетельствующие о длительном последействии.
Значительный интерес представляло также изучение воздействия инфракрасного излучения на организм (3. В. Гордон, М. А. Абрамович, В. М. Василевский и Я. Д. Сахновский, 1940). Киевский институт гигиены труда широким фронтом вел исследования в горячих цехах. В 30-е годы большое количество рабочих сахарных заводов подверга-> лось на производстве воздействию высоких температур. Потребовались глубокие исследования по ряду методических вопросов и в первую очередь с це^ью разработки критериев оценки и нормирования производственного микроклимата. Труды Г. X. Шахбазян (1935—1940), Н.К.Витте (1936—1940), М." И. Дудник (1939), А.А.Путиловой (1936—1940) дали возможность ответить на многие из этих вопросов. Впервые было обращено внимание на микроклиматические условия во время полевых сельскохозяйственных работ, предложены защитные меры в период эксплуатации сельскохозяйственных машин (Г. X. Шахбазян, 1932—1936). Одновременно Киевский институт провел интерес-' ные биохимические исследования, относящиеся к выявлению влияния высоких температур на минеральный обмен в организме (К. М. Леут-
ский, 1939—1940). В качестве эффективного средства против перегревания рабочих было предложено увлажнение их одежды и кожи (Г. X. Шахбазян, Н. К. Витте, 1939). В 20-х годах широкое освещение в литературе (В. А. Яковенко, 1925; М. Е. Маршак, 1926; Н. Д. Розенбаум, 1927; 3. Б. Смелянский, 1927, и др.) получили методы комплексной оценки метеорологических условий, принятые за рубежом, в том числе кататермометр Хилла и эффективные температуры. Эти методы подверг серьезной критике А. Г. Хмаладзе (1928). Трезвая оценка большинства комплексных методов, предложенных в основном англичанами и американцами, позволила установить их ограниченную значимость в гигиенических и санитарно-технических исследованиях, отсутствие какого-либо преимущества перед обычными методами измерения температуры, влажности, движения воздуха и инфракрасного излучения, что в свою очередь обусловило сдержанное отношение к этим комплексным методам.
В послевоенные годы много внимания уделяли гигиене производственного микроклимата в Москве и Ленинграде. Особый интерес представляют исследования радиационного теплообмена, проведенные в лаборатории Института гигиены труда АМН СССР под руководством А. Е. Малышевой. Они явились как бы логическим продолжением работ по проблеме лучистого и конвекционного тепла, осуществлявшихся еще ранее В. А. Левицким, А. А. Летаветом и их учениками. Основным направлением в деятельности лаборатории сейчас является изучение реакции организма под воздействием холода и тепла. Сюда следует отнести выявление физиологических реакций, химической терморегуляции и некоторых биохимических процессов при холодовых воздействиях, разработку рациональной обуви и одежды для работающих в условиях холода (А. Е. Малышева, Г. Н. Репин, В. К. Кузьмина, Л. А. Гусева, Н. М. Шибанов, К- К. Андреева, 1950—1965).
Представляют интерес также исследования, посвященные питьевому режиму рабочих в условиях высоких температур, проводимые в течение ряда лет той же лабораторией (В. Г. Давыдов, Е. Ф. Медведева, 1954—1964, и др.). В последние годы лаборатория начала разработку вопроса о повышении тепловой устойчивости организма и о механизмах этого явления (Е. О. Кузнец, 1962—1965). Б. Б. Койранский и его сотрудники (Л. Я. Уквольберг, Т. В. Куксинская, Т. В. Каляда, М. В. Дмитриев и др.) в послевоенные годы наряду с глубоким изучением проблемы адаптации к высоким температурам, причин возникновения простудных заболеваний в производственных условиях проводили анализ различных питьевых режимов для рабочих горячих цехов (1957—1964).
На Украине вопросами производственного микроклимата в послевоенный период занимались и занимаются сейчас Киевский, Донецкий и Криворожский институты гигиены труда. Развивая довоенные исследования, Киевский институт много внимания уделяет гигиене труда в горячих цехах. Работы, касающиеся микроклимата горячих цехов металлургических заводов, проводились в течение длительного периода < (1947—1959) группой сотрудников под руководством И. М. Эрмана (Е. И. Стеженская, Ф. М. Шлейфман, Г. Е. Жирнова, И. Г. Векслер и др.). Они позволили дать полную характеристику микроклимата на агломерационных фабриках, в доменных, мартеновских, бессемеровских, электроплавильных и прокатных цехах. Ценным является тот факт, что в этих исследованиях наряду с гигиенистами участвовали также физиологи (Н. К. Витте, М. В. Лейник, В. Г. Крыжановский, О. Ф. Максимова, А. П. Охрименко, О. К. Кубяк) и клиницисты (Б. А. Кривоглаз, А. А. Модель, В. Г. Бойко и др., 1952). Это позволило изучить физиологическое состояние рабочих, разработать ряд вопросов режима, составить представление о состоянии здоровья металлургов. Анализ заболеваемо-
сти рабочих горячих цехов (И. М. Эрман, М. Я. Супоницкий, Л. Ф. Бори-совец и др.) выявил зависимость уровня ее от микроклимата.
Производственные исследования, а также специальные работы в лабораторных условиях позволили разработать ряд мероприятий по профилактике перегревания; особенно ценными являются создание бел-ково-витаминного напитка (М. А. Хвойницкая, 1951 —1959) и высокодисперсное водораспыление (И. М. Эрман и др., 1953—1954).
В последнее время Киевский институт проводил работы в горячих цехах сахарных, стекольных, кирпичных, фарфоро-фаянсовых и других заводов. Осуществлялись также исследования, позволяющие подойти к пониманию механизма действия высокой температуры и лучистого тепла на организм (Ф. М. Шлейфман, 1957—1959; К. В. Володина, 1954—1955; Г. Е. Жирнова, 1949—1955) и завершить обоснование принципов гигиенического нормирования метеорологических условий (Г. X. Шахбазян, 1940—1965; Ф. М. Шлейфман, 1951 — 1964).
В последние годы (1951 —1966) сотрудники института особое внимание уделяли разработке проблемы интермиттирующего воздействия на организм высоких температур (Г. X. Шахбазян, Ф. М. Шлейфман, И. Г. Векслер, Л. А. Добровольский и др.). Установлено, что резкие колебания температуры воздуха в горячих цехах способствуют напряжению функции терморегуляции, вызывают изменение некоторых биохи-I мических показателей, состояния иммунобиологической реактивности и т. д. В настоящее время проводятся исследования интермиттирующего воздействия подвижности воздуха и инфракрасного излучения (Г. Е. Жирнова, Л. Б. Силина, С. П. Зеленцова).
Производственной базой исследований лаборатории микроклимата Донецкого института гигиены труда служат угольные шахты, глубокие шахты, шахты с гидродобычей угля. Изучение микроклиматических условий в шахтах показало необходимость применения ряда мероприятий, направленных на их нормализацию. Специально проведенные лабораторные и производственные исследования позволили предложить физиологически обоснованные сочетания температуры, влажности и подвижности воздуха, обеспечивающие возможность выполнения работы без нарушения теплового равновесия организма (А. А. Шаптала, Ю. П. Тихов, С. А. Певный, О. В. Петруев, 1957—1965). В исследова-I ния, связанные с воздействием неблагоприятного микроклимата на организм, включились также физиологи Донецкого института. Представляют интерес работы по изысканию средств, повышающих устойчивость организма к высокой температуре. Разработаны различные режимы тренировки (С. А. Иосельсон, И. Н. Благовещенская, С. А. Брандис, 1954—1960), которые способствовали наименьшему напряжению терморегуляции горноспасателей в условиях чрезвычайно высокой температуры воздуха и влажности. А. А. Навакатикян (1960), Ф. Т. Агарков (1958—1964) и др. установили, что устойчивость к высоким температурам может быть обеспечена различными путями (повышение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе, прием дибазола, аскорбиновой ^ кислоты и др.).
В самом молодом на Украине Криворожском институте гигиены труда изыскания, посвященные гигиене производственного микроклимата, направлены на выяснение механизма действия на организм конвекционного и лучистого тепла. Н. Т. Цишнатти, Л. 3. Савенко, Н. Г. Карнаух (1962—1965) показали, что при действии высокой температуры отмечаются изменения в обмене белков, в эндокринной системе, являющейся одной из регулирующих систем организма. Очень интересны работы института, касающиеся аутоиммунных свойств, возникающих при действии высоких температур. * Исследования по вопросам гигиены производственного микроклимата послужили фундаментом для разработки норм температуры,
»
относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочих помещениях — норм, которые учитываются при проектировании промышленных предприятий. Это является практическим результатом проведенных работ. Вместе с тем сейчас накоплено достаточно данных, которые говорят о дифференцированном подходе к нормированию метеорологических условий в зависимости от климатических зон расположения предприятия.
Работы гигиенистов Узбекистана (Т. Д. Симонович, 1957—1959), Туркмении (Б. Г. Багиров, 1958—1965), Грузии (М. Е. Курашвили, 1954—1964; Г. В. Саванишвили, 1964) свидетельствуют о различии степени адаптации организма к климатическим условиям, о необходимости учитывать это обстоятельство при разработке нормативов микроклимата для разных климатических районов нашей страны.
Научная деятельность институтов и кафедр обогатила практику рядом действенных мер, направленных на нормализацию производственного микроклимата, устранение условий перегревания и переохлаждения организма, борьбу с заболеваемостью рабочих и повышение их производительности труда.
Поступила 26ЛМ1 1966 г.
УДК 614(47)<093)
ИЗ ЛЕНИНСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВОПРОСАМ БОРЬБЫ ЗА ЗДОРОВЬЕ НАРОДА
(НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ)
Канд. мед. наук Г. П. Зарубин, доц. Л. И. Нсстеренко (Москва)
Публикации Ленинских документов, относящихся к вопросам охраны здоровья народа, стали в последние годы частым явлением. Так, в 1964 г. издательство «Медицина» выпустило книгу Б. М. Потуло-ва «В. И. Ленин и советское здравоохранение», а в 1965 г. — книгу Е. Д. Ашуркова «В. И. Ленин и охрана здоровья народа». Издательство «Физкультура и спорт» выпустило в 1965 г. 2-м изданием книгу Г. С. Деметера «Ленин об охране здоровья трудящихся и физической культуре». Кроме этих ценных книг, напечатано немало статей, посвященных данной теме.
Предлагаем вниманию читателей несколько новых, еще неопубликованных документов, характеризующих отношение В. И. Ленина к вопросам охраны здоровья.
Просматривая в Центральном государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства (ЦГАОР СССР) документы фонда Совета Народных Комиссаров, мы обнаружили напечатанную типографским способом листовку под названием «Санитарные правила для жителей Кремля» Под текстом правил стояли подписи: «Председатель Совета Народных Комиссаров: В. Ульянов (Ленин), Комиссар здравоохранения: Н. Семашко, управляющий делами Совета Народных Комиссаров: В. Бонч-Бруевич. Правитель канцелярии: М. Лебедева». Как видно из прилагаемой фотокопии этой листовки (рис. 1), текст ее полностью совпадает с тем, который опубликован в 33-м томе Ленинских сборников (стр. 55—56).
Несколько слов о том, по какому поводу была напечатана листовка. Как известно, в конце 1918 г.— начале 1919 г. в Советской республике, охваченной пламенем гражданской войны, угрожающее распростра-
1 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 4, дело 617, л. 396.