Научная статья на тему 'Развитие приграничного сотрудничества: каковы сами - таковы и сани…'

Развитие приграничного сотрудничества: каковы сами - таковы и сани… Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / МОНГОЛИЯ / MONGOLIA / КИТАЙ / CHINA / ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / FRONTIER TRADE / ПООЩРЕНИЕ ЭКСПОРТЕРОВ / STIMULATION OF EXPORTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бернадский Ю. И.

В статье рассказано о ключевых проблемах сотрудничества с ближайшими азиатскими соседями России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper writes about the key problems of Russian cooperation with the nearest neighbor countries.

Текст научной работы на тему «Развитие приграничного сотрудничества: каковы сами - таковы и сани…»

В статье рассказано о ключевых проблемах сотрудничества с ближайшими азиатскими соседями России.

Ключевые слова: Россия, Монголия, Китай, приграничная торговля, поощрение экспортеров

Развитие приграничного сотрудничества: каковы сами — таковы и сани...

Ю.И. БЕРНАДСКИЙ, президент Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, генеральный директор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий

Содействие развитию торгово-экономических связей - одна из основных задач торгово-промышленных палат. Новосибирская - не исключение. Мы активно создаем каналы для контактов новосибирских и зарубежных предприятий, для расширения международного сотрудничества, реализации совместных бизнес-проектов. Проводятся выездные торгово-экономические мероприятия, международные бизнес-форумы, выставки, дни экономики зарубежных стран, бизнес-встречи и презентации в Новосибирске и за рубежом. Подписано более 50 соглашений с торгово-промышленными палатами и торговыми представительствами зарубежных стран.

Все это проводится в тесной взаимосвязи с сибирскими предприятиями, поэтому узловые проблемы внешнеэкономического сотрудничества, в том числе с азиатскими партнерами - Китаем и Монголией - мы знаем «изнутри».

Этапы развития внешней торговли

За годы реформ российской экономики приграничная торговля, в первую очередь, с Китаем, стала одним из основных способов выживания сибирских регионов. Совместные проекты, обмен ресурсами и товарами стали влиять на конкурентоспособность местной экономики и уровень жизни населения.

© ЭКО 2010 г.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ 57

Выступая на VI Объединенном форуме торгово-промышленных палат (ТПП) России, Китая и Монголии (Новосибирск, август 2010 г.), президент ТПП Хакасии С.Б. Адамян выделил несколько периодов такого сотрудничества.

• На первом этапе (середина 80-х - начало 90-х годов XX века) взаимный товарооборот плавно увеличивался, при постоянно расширяющемся круге участников.

• Затем настали времена стремительного и даже безудержного

роста двустороннего регионального товарообмена. Государственное регулирование в России практически отсутствовало, в то время как в Китае торговыми отношениями с сопредельными российскими регионами занимались на государственном уровне. Торговый обмен между Россией, Китаем и Монголией в те годы носил стихийный характер. Увеличение числа российских фирм-однодневок и просто мелких компаний, специализировавшихся на посреднических операциях, привело к росту поставок из нашей страны некачественного и недоукомплектованного товара.

• Затем в середине 1990-х годов произошел резкий временный спад приграничного сотрудничества.

• С 1997 г. начался новый этап развития межрегиональных и приграничных связей с Китаем и Монголией, который продолжается до настоящего времени.

• К концу 2009 г. темпы роста приграничного сотрудничества

снизились из-за мирового финансового кризиса. Тем не менее ситуация на сегодняшний день вполне позитивная. Однако из-за отсутствия целенаправленного подхода к внешнеэкономическим связям со стороны российских федеральных органов управления за последние десятилетия накопилось много «узлов и узелков», которые необходимо распутать. Остановлюсь на наиболее болезненных.

Узел первый. Отсутствие обмена информацией

В 2009 г. объемы российской внешней торговли сократились на 34%, причем импорт продукции и услуг - в 2 раза. На этом фоне обострились проблемы, препятствующие устойчивым внешнеэкономическим связям.

^ Инвесторы и банки оказались не готовы разделить риски бизнеса по внешнеторговым контрактам.

^ Из-за дефицита инвестиционных ресурсов и собственных средств предприятий резко сократились темпы модернизации, технического перевооружения индустриального комплекса, соответственно упали объемы поставок нового технологического оборудования из-за рубежа.

^ Таможенные органы, выполняя сложнейшую задачу обеспечения законности экспортно-импортных операций и наполнения бюджета страны, отодвинули на второй план создание так называемых «зеленых коридоров» для добросовестных участников внешней торговли. Не случайно в директивном порядке с 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси.

^ Сейчас таможенные правила России и ее внешнеторговых партнеров сильно различаются - таково общее мнение представителей национальных ТПП.

^ Порой очень сложно выполнять международные контракты, поскольку в ходе реализации сделок невозможно учесть многочисленные изменения нормативно-правовой базы. На форуме в Новосибирске, в котором участвовали руководители национальных палат РФ, Китая и Монголии, мы договорились, что будем в постоянном режиме обмениваться информацией по изменению таможенных процедур, нормативных актов в области внешнеэкономической деятельности. Будут налаживаться трехсторонние связи между торгово-промышленными палатами, в первую очередь России, Китая и Монголии.

^ Не налажен системный информационный обмен между палатами наших стран по вопросам достоверной оценки и мониторинга цен импортируемых товаров для таможенного декларирования.

На VI Объединенном форуме были достигнуты и отражены в принятом итоговом меморандуме договоренности в области обмена информацией по развитию приграничного сотрудничества между ТПП РФ, КНР и Монголии на межрегиональном уровне.

^ Транспортно-логистические схемы и инфраструктура медленно адаптируются к изменившимся условиям грузоперевозок.

В последнее время появились определенные основания для осторожного оптимизма в отношении развития приграничного

сотрудничества. На межправительственном уровне подписан ряд соглашений с Китаем и Монголией. Предусмотрено продвижение более ста совместных проектов, направленных на глубокую переработку древесины, углеводородов, на поставку энергии и энергопродуктов. Причем речь идет о размещении этих производств на российской территории, что для нас принципиально важно.

Определен ряд зон экономического сотрудничества и свободной экономической торговли:

• пос. Забайкальский вблизи Благовещенска (граница с Китаем): приоритетное направление - глубокая переработка леса;

• с. Кош-Агач (Республика Алтай, граница с Монголией): переработка углеводородов, минерального сырья, металлов;

• пос. Цаган-Толгой, села Эрзин и Хандагайты (Тыва): энергетика, возобновляемые источники энергии;

• г. Рубцовск (Алтайский край, граница с Казахстаном): туристическо-рекреа-ционное направление сотрудничества;

• Международный центр приграничного сотрудничества (Алтайский край): экология, природопользование.

К 2011 г. товарооборот России и Китая должен выйти на докризисный уровень и составить не менее 55 млрд дол., а с Монголией - увеличиться до 1 млрд дол.

Узел второй. Ментальность и деловой успех: «русский путь» на азиатский рынок

У сотрудничества с нашими азиатскими партнерами большое будущее.

Имеют хорошие перспективы российско-монгольские торгово-экономические связи, хотя пока объемы внешнеторгового оборота Сибири с Монголией крайне малы. Между тем у наших стран давняя история экономического партнерства: крупные промышленные объекты на территории Монголии построены с российским участием. Вспомним Эрдэнэт, монгольскую железную дорогу, объекты энергетики...

Если же говорить о ментальности наших народов, то с Монголией сложно работать, поскольку монгольское «да» часто означает «может быть». Даже если подписано соглашение, нет уверенности, что партнеры хотя бы ответят на ваше письмо.

Возможно, непонимание этих особенностей отчасти привело к тому, что мы потеряли Эрдэнэт, наши позиции в Мон-

голии значительно ослабли, хотя эта страна традиционно была одним из стратегических партнеров России.

Сейчас произошло некоторое обоюдное отрезвление. В Монголии поняли, что партнеры из рыночных зарубежных стран, в том числе из США, по большому счету грабили страну. Об этом говорили участники новосибирского форума. И общество, и руководство республики пришли к пониманию того, что надо восстанавливать деловые взаимоотношения с Россией. Сегодня идут серьезные переговоры о поставках зерна, о сотрудничестве в развитии животноводства, горнорудной промышленности, экологичных видов производства энергии.

Широкие деловые и торговые связи сложились у нашей страны с Китаем. Но, к сожалению, в течение последних 5-7 лет наши контакты развивались несимметрично. Экспорт из России, в частности из Сибири, сокращался, а импорт в Россию из Китая - увеличивался. Плюс к этому осуществлялись крупные поставки китайских товаров через страны ближнего зарубежья, где уровень таможенного контроля оставляет желать лучшего. По этим каналам на российские рынки шла контрафактная, недоброкачественная и даже контрабандная продукция.

Есть опасения, что с утверждением таможенного союза эти потоки усилятся. Китай, и это не секрет, традиционно грешит «серым» бизнесом. Любое изделие, любое оборудование копируется и поставляется уже под китайской маркой либо даже под маркой российского товаропроизводителя, например, Новосибирского инструментального завода.

Наша задача - найти возможности убедить федеральное правительство создать условия для того, чтобы рос экспорт высокотехнологичной продукции из России в Китай.

Да, у наших народов - разная ментальность. Китай - это особая философия, представленная в высказываниях мудрецов, которых цитирует весь мир. Но мне кажется, что у нас, россиян, мозги более мобильные. Быть может, нам, как нации, не хватает целеустремленности. Каждый по отдельности (особенно в Сибири, на мой взгляд) - талантливый человек. Но целенаправленности, настойчивости коллективного разума в реализации планов недостает. Мы хватаемся за многое, хотим сделать все сразу. Мое глубокое убеждение состоит в том, что общее правило во внешней торговле - надо очень твердо отстаивать свои интересы, с кем бы ты ни имел дело.

Новосибирская городская торгово-промышленная палата, Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий много работают с Китаем. И каждый раз наши партнеры любой диалог сразу переводят в сферу торговли. Если ты не умеешь торговаться, то обязательно проиграешь. Нужно сразу и четко указать цену наших услуг, наших товаров, разработок. Обозначить, что наши ноу-хау стоят дорого, поскольку есть опасность их копирования: это своеобразная традиция Китая. И надо отстаивать свою позицию очень решительно: либо так, либо никак. С Китаем можно работать только в таком режиме.

Не надо быть донорами и спонсорами - надо выстраивать партнерские отношения. Это общее требование касается взаимоотношений не только с Востоком, но и с таможенным союзом Россия - Беларусь - Казахстан.

При всей специфике, восточном колорите и т.д., Китай и Монголия, по моему мнению, более открыты для нас, чем страны Евросоюза, на рынки которых пробиться очень трудно, даже притом, что мы участвуем в массе программ и проектов, где есть несомненные блестящие успехи.

Евросоюз создает серьезные препятствия для проникновения на свой рынок товаров с Востока. А Россию там рассматривают все-таки как восточную страну, несмотря на все наши амбиции и усилия. В странах Европы есть программы, позволяющие экспортерам входить на наши рынки с товарами за счет демпинговых цен. Наша страна для них - в первую очередь, рынок. И с этим приходится бороться, убеждая партнеров, что мы не рынок. Мы - фабрика новых идей и технологий!

Узел третий. Два государства — два подхода: китайская экспансия и российская бесхребетность

Конечно, успехи китайских экспортеров не были бы столь значительными без постоянной, целенаправленной и бескомпромиссной поддержки со стороны государства.

Китай проводит государственную политику, предоставляет ряд преференций фирмам-экспортерам. Во-первых, вся продукция, которая идет на экспорт, освобождается от налогов. Делается все для того, чтобы предприятия-экспортеры обеспечивались энергоресурсами по самым низким ценам. Во-вторых, они используют дешевую, по сравнению с Россией,

рабочую силу. Поэтому ряд российских предприятий уже разместил свои производства на территории Китая.

О позиции китайской стороны свидетельствует даже формат выставок, проводимых в этой стране. Они, как правило, ориентированы прежде всего на широкомасштабную продажу готовых товаров, изделий, услуг китайских товаропроизводителей.

При этом в России мы не видим со стороны правительства аналогичного отношения к экспортерам продукции. Они с трудом добиваются возмещения НДС, хотя декларируется, что экспортный товар имеет нулевую ставку налога на добавленную стоимость. На деле же предприятиям приходится полгода, а то и год добиваться его возмещения, то есть фактически кредитовать бюджет для того, чтобы реализовать свою продукцию за рубежом. В результате наши товары становятся неконкурентоспособными.

И даже последняя встреча в верхах, визиты многих наших представительных делегаций в КНР, в том числе визит делегации Новосибирской области во главе с губернатором в Пекин и Гуанчжоу, мало способствовали решению таких масштабных задач.

Надо отдать должное китайской стороне: они работают очень целенаправленно, четко, развивая свою экономику, продвигая свои проекты и товары.

Этого не хватает российской экономике.

Такое положение дел характерно не только для взаимоотношений с Китаем. Для товаропроизводителей совершенно непонятна ситуация, складывающаяся в торговле с Украиной. Сейчас машиностроительная продукция с Украины поставляется в Россию по ценам ниже стоимости металла - хотя такого никак быть не может: в себестоимость продукции закладываются еще и комплектующие и т. д., производственные затраты, в том числе на исследования.

Как достучаться с этими проблемами до федеральных властных органов, до законодателей? В сентябре этого года на встрече с руководителем Российского союза промышленников и предпринимателей мы договорились о том, что МАРП и Новосибирская городская торогово-промышленная палата будут аккумулировать предложения фирм-экспортеров из сибирских регионов и продвигать наши предложения -

и по развитию законодательного поля, и по формированию реальной политики поддержки промышленности и модернизации экономики. Пока поддержка осуществляется в основном на уровне «деклараций о намерениях».

Возникает вопрос: а есть что поддерживать? Заявляю ответственно: есть! Пока есть.

Готовясь к Сибирскому международному Конгрессу инновационного предпринимательства, который проходил в рамках форума «Интерра» в 2010 г., мы провели «инвентаризацию» возможностей сибирских предприятий в области инноваций. Хотелось понять, а что же реального есть у нас, в Новосибирской области? Оказалось, что компаний, работающих в инновационном поле, внедряющих инновации, в области более 400! И это неполные данные.

Конечно, зачастую предприятия не особенно заботятся о собственном имидже, вполне сознательно уходят от публичности, потому что у нас всегда «прилетает» тем, кто «высовывается». Но их известность уже не спрячешь, она перешагнула рамки области, это бренды мировой экономики.

Предприятия нашей области выпускают широкий круг конкурентоспособной продукции: самолеты (ОАО «НАПО им. Чкалова»), электротермическое оборудование (ОАО «Сибэлектротерм»), тепловыделяющие элементы (ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»), оптические приборы (ФГУП ПО «Новосибирский приборостроительный завод», ОАО «Катод»), приборы и устройства силовой электроники (ФГУП ПО «Север», ХК ОАО «НЭВЗ-Союз», ОАО НПО «Элсиб»), приборы для жидкостной хроматографии (ЗАО «ЭкоНова»), угольные электроды для цветной металлургии («ЗАО «Энергопром - Новосибирский электродный завод»), специальный листовой прокат, трубы различного диаметра, профили и холоднокатаную ленту (ОАО «НМЗ им. Кузьмина»), промышленные лазеры (ЗАО «Техноскан»), средства диагностики заболеваний, тест-системы (ЗАО «Вектор-Бэст», ЗАО «Им-Ди», ЗАО «Медико-биологический союз» и др.), чистое олово (ОАО «Новосибирский оловянный комбинат» - единственное в стране предприятие по производству данной продукции), медицинскую и промышленную керамику (ХК ОАО «НЭВЗ-Союз»), продукцию литейного машиностроения (ОАО «Сиблитмаш»), УФ-принтеры, чернила (компания «Сан») и многое другое.

Принципиально важная задача компаний, работающих на острие научно-технического прогресса, в отношениях с зарубежными партнерами - защита интеллектуальной собственности - результатов усилий ученых и предпринимателей. Мы содействуем предприятиям в оформлении российских патентов на изобретения, в правовой защите промышленных

образцов, полезных моделей. Но существующая мировая практика требует оформления в первую очередь международных патентов, а не российских. Если не сделать этого в течение года после выпуска изобретения изделия, продукта и т. п., то теряешь авторское право. Через год твое изделие, изобретение, продукт, услуга - общее достояние. Я уже не говорю о том, что существует экономическая разведка, действуют фирмы, которые просто воруют новинки.

Вот в этом плане мы просто дети! Нам очень трудно соревноваться в конкурентном мире, и часто мы не можем защитить свои права. Это задача колоссальной важности для российской промышленности.

И хотя наши предприятия уже привыкли к нагромождению неразрешимых проблем, государству все же придется заняться их разрешением...

Материал подготовила Л. А. Щербакова, кор. «ЭКО»

СТАТИЛЛЮСТРАЦИЯ

Экспорт и импорт экономики России в 1999-2009 гг., млн дол.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

3 ЭКО №11, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.