--------------------------Ш---------------------------
УДК 339.9 Ю.Б. Порошин,
B.C. Круглов
РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА
В научной статье рассматриваются различные аспекты использования приграничного сотрудничества и таможенного союза в целях развития внешнеэкономической деятельности. Приводятся конкретные данные и рекомендации по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество, внешнеэкономическая деятельность, экспорт, таможенный союз.
Yu.B. Poroshin, V.S. Kruglov
CROSS BORDER COOPERATION DEVELOPMENT AS A FACTOR OF STIMULATION OF FOREIGN-ECONOMIC ACTIVITY AND RUSSIAN EXSPORT
The article considers different aspects of using cross border cooperation and customs union with a view to foreign-economic activity development. Concrete data and recommendations on cross border cooperation development for the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan are given.
The key words: cross border cooperation, foreign-economic activity, export, customs union.
Развитие приграничного сотрудничества регионов России имеет большое значение не только для повышения эффективности ее участия в мировой экономике, но и для улучшения ее региональных пропорций.
Научный интерес к исследованию приграничных регионов начал проявляться с середины 1980-х гг. Тем не менее аналитических исследований внешнеэкономической деятельности приграничных регионов практически нет.
Распад СССР в 1991 г. изменил геополитическое положение многих российских регионов. В настоящее время около половины субъектов РФ являются приграничными. На долю приграничных регионов приходится более 30% внешнеторгового оборота, около 40% экспорта и 25% импорта.
Саратовская область является приграничным субъектом РФ, так как на ее территории действуют автомобильный и железнодорожный пункты пропуска через государственную границу. На Саратовскую область приходится протяженный участок российско-казахстанской границы - 565 км. Учитывая приграничный фактор, в области проводится целенаправленная комплексная работа по укреплению приграничного сотрудничества с сопредельными территориями Казахстана, нормативно-правовому оформлению и укреплению участка государственной границы между РФ и Республикой Казахстан.
Приграничное положение Саратовской области и других регионов РФ отражается и на характере внешнеэкономических связей с сопредельными государствами, на долю которых приходится, как правило, значительный объем внешнеторгового оборота. Однако внешнеэкономические связи приграничных регионов могут быть еще более интенсивными в случае вступления России и других стран СНГ в ВТО, так как ст. 24, п. 3 «а»
ГАТТ разрешает странам-членам ВТО устанавливать особый льготный таможенный режим для приграничной торговли, действующий в отношении приграничной полосы. Это означает, что другие иностранные государства не вправе претендовать на получение тех же льгот и преференций, которые входят в режим приграничной торговли.
Пропуск через таможенную границу товаров и иных предметов в рамках «приграничной торговли» обычно регулируется специальными таможенными правилами. Россия не является членом ВТО, поэтому эти правила не могут быть приняты в настоящее время. Однако разработка и обсуждение таких документов - актуальная задача региональных органов и исследователей в этой области. И если разработка таможенных правил приграничной торговли - дело ближайшего будущего, то в настоящее время уже сформированы принципы и определены основные положения функционирования таможенного союза государств Белоруссия, Россия, Казахстан, которые служат правовой основой эффективного сотрудничества.
Вообще под таможенным союзом понимается экономическое объединение государств, базирующееся на следующих основных принципах:
- наличие единой таможенной территории госу-дарств-участников таможенного союза;
- наличие единого механизма регулирования экономики на основе унифицированного законодательства;
- единство управления таможенными службами.
Единая таможенная территория - это общепринятая мировая норма таможенного устройства государств. Типичный пример - Европейское сообщество (ЕС). В ЕС практически все решения принимаются в Брюсселе, но ни в одной стране это не воспринимается как посягательство на ее суверенитет Формирование еди-
♦
♦
ной таможенной территории осуществляется путем, во-первых, отмены между государствами таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений; во-вторых, установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли; в-третьих, формирования механизма взаимоотношений таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений соглашения между ними; в-четвертых, участники таможенного союза должны обеспечить единство управления своими таможенными службами на основе соглашения.
Все это направлено на организацию совместного контроля за перемещением товаров и транспортных средств, а также отмену таможенного контроля на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах.
Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, взимаемые в процессе таможенного взаимодействия с третьей страны, вносятся в бюджет государства той стороны, которая является страной назначения товара.
Страны таможенного союза применяют Единую методологию таможенной статистики внешней торговли, в соответствии с которой страной назначения товара считается страна, известная на момент отгрузки как конечная страна назначения товара. Страной назначения для товаров, вывозимых для переработки, считается страна, в которой товар подвергается переработке.
В бюджет РФ платежи должны вноситься в случае, если при импорте товара было известно, что товар предназначается для использования на территории РФ, либо если импорт производится с территории третьих стран.
Таким образом, единое таможенное законодательство оберегает интересы как государства в целом, так и каждого участника внешнеэкономической деятельности в отдельности, четко регламентируя все правоотношения между ними; а единство управления гарантирует соблюдение таможенного законодательства.
Только единство управления таможенными органами обеспечивает эффективное лицензирование и квотирование, экспортно-импортное налогообложение, таможенно-тарифные механизмы при перемещении товаров через границу. Они позволяют применять документы одного государства на территории другого, например белорусскую лицензию в Республике Казахстан и т.д.
Единство системы управления создает условия, способствующие ускорению товаро- и пассажиропотока через границу делает возможным ведение широкомасштабной борьбы с контрабандой и другими экономическими правонарушениями.
Следует отметить также, что на последнем заседании Совета руководителей таможенных служб стран-участниц СНГ была достигнута договоренность о более тесном взаимодействии в таможенной сфере, о скорейшем создании единой нормативной базы для всего Содружества, об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границы государств СНГ
Саратовская область - это своего рода «место встречи» транспортных магистралей, соединяющих центральные районы России с Уралом, Сибирью, Средней Азией и югом России. Приграничный статус области предопределяет особое значение развития пригранично-
го торгово-экономического сотрудничества в центрально-азиатском направлении для экономики региона. Сотрудничество между Саратовской областью Российской Федерации и Западно-Казахстанской областью Республики Казахстан основывается на прочном правовом фундаменте. В 2008 г. делегация области принимала участие в V Форуме руководителей приграничных регионов с участием Президентов Республики Казахстан и Российской Федерации, по результатам Форума были подготовлены и подписаны:
- Соглашение между правительством Саратовской области Российской Федерации и Акиматом ЗападноКазахстанской области Республики Казахстан о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве;
- Соглашение между правительством Саратовской области Российской Федерации и Акиматом ЗападноКазахстанской области Республики Казахстан о сотрудничестве по созданию торгового, выставочного, транспортно-логистического центра «Озинки» и торгово-логистического центра «Таскала».
Республика Казахстан является долгосрочным торговым партнером для предприятий Саратовской области. По итогам 2008 г. Казахстан занимает 3-е место среди всех стран, участвующих во внешнеторговой, как экспортной, так и импортной, деятельности предприятий области.
Очевидна положительная динамика внешнеторгового сотрудничество с Республикой Казахстан (таблица).
Внешнеторговый оборот предприятий Саратовской области с Республикой Казахстан, тыс. дол.
2005 2006 2007 2008
Товарооборот 95 675 146 351 22 6 039 283 098
Экспорт в товарообороте с Казахстаном занимает лидирующее положение: в 2006 г - 79%, в 2007 г. -86%. Промышленные предприятия области осуществляют взаимовыгодное сотрудничество с промышленными предприятиями Республики Казахстан. По итогам 2008 г. только за первое полугодие экспорт продукции промышленных предприятий в Казахстан составил 172,8 млн руб.
Промышленную продукцию на экспорт поставляют порядка 22 промышленных предприятий. Структуру экспорта составляет в основном продукция машиностроения и химической промышленности. Основными поставщиками являются ЗАО «Энгельсский трубный завод», ОАО «Сарэнергомаш», ОАО «Электроисточник», ФГУП НПП «Контакт», ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Балаковские минеральные удобрения», ОАО «Саратовстройстекло» и др.
Около 32% всех экспортируемых в Казахстан товаров составляют товары 25-й группы ТН ВЭД РФ - «Соль, сера, известь, цемент...... Экспорт данной продукции регулярно осуществляют ОАО «Вольскцемент», ООО «Хенкель-ЮГ», ООО «Силикат». Около 26% приходится на товары 27-й группы ТН ВЭД РФ - «Топливо минеральное, нефтепродукты». Экспорт сырой нефти идет по нарастающей, стоимость вывезенной нефти в 2007 г. возросла в 4 раза по сравнению с 2006 г. Основными поставщиками здесь выступают ОАО «Саратовнефтегаз», ОАО НК «Са-ратовнефтегеофизика», ООО «Лукбелойл».
Около 10% от общего объема экспорта в Казахстан приходится на оборудование, электрические машины
♦------------------------------------------------
и приборы. Основными предприятиями, осуществляющими поставки промышленной продукции, выступают ОАО «Сарэнергомаш», ООО «Заслон», ООО «Завод Газпроммаш», ЗАО «Волжский дизель им. Маминых», ФГУП НПП «Контакт», ООО «ТД Рубеж» и др.
Основными поставщиками продукции из Саратовской области в Казахстан являются: ОАО «Вольскцемент» - 19% от всего объема экспорта; ОАО «Саратов-нефтегаз» - 12%; ООО «Лукбелойл» - 10%; оАо НК «Саратовнефтегеофизика» - 9%; ООО «Хенкель-ЮГ» -5%; ООО ПКФ «Сатурн» (поставки пищевых продуктов) -5%; ОАО «Жиркомбинат» (поставки пищевых продуктов) - 5%; ОАО «Саратовстройстекло» - 2%; ОАО «Саратовский институт стекла» - 1%.
Большое значение в развитии внешнеэкономической деятельности между Российской Федерацией и Республикой Казахстан и реализации экспортного потенциала отечественной промышленности может сыграть создание международного центра приграничного сотрудничества «Озинки - Таскала».
В то же время в связи с отсутствием в законодательстве РФ правовых норм, регламентирующих статус Международных центров приграничного сотрудничества, в
настоящее время актуальна работа по строительству транспортно-логистического центра «Озинки» на территории Озинского района Саратовской области. В свою очередь, Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан проводит мероприятия по созданию Торгово-логистического центра около КПП «Таскала» на территории Западно-Казахстанской области.
Перспективным направлением поддержки развития отечественного экспорта является внедрение в деятельность таможенных органов новых технологий, направленных на совершенствование процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Для реализации указанных задач была проведена значительная работа по модернизации и техническому оснащению многостороннего автомобильного пункта пропуска «Озинки». В настоящее время МАПП «Озинки» является по своему обустройству и техническому оснащению самым современным многосторонним автомобильным пунктом пропуска на территории действия Приволжского таможенного управления, что благоприятно сказывается на развитии внешнеэкономической деятельности на территории области и реализации экспортных возможностей промышленных предприятий региона.
УДК 338:502.3 Д.Д. Устинов
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭКОДОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Для определения и ограничения ответственности производств, имеющих проблему существующего и прошлого загрязнения, можно использовать новые методики оценки эколого-экономического ущерба.
Ключевые слова: эколого-экономический ущерб, шумовое загрязнение, окружающая среда.
A.Ya. Ustinov
METHODOLOGICAL BASIS FOR THE ASSESSEMENT OF ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC DAMAGE OF NOISE POLLUTION
The author proves that it is possible to use new methods of environmental and economic damage assessment of the responsibility of enterprises that have problems with noise pollution.
The key words: environmental and economic damage, noise pollution, environment.
К определению эколого-экономического ущерба шу- площадь территории за пределами промышленной мового воздействия предприятия целесообразно подой- площадки предприятия с превышением допустимого ти с учетом капитальных вложений, необходимых для уровня шума, N - норматив платы за 1 м2 территории с доведения шумового воздействия предприятия до до- превышением допустимого уровня шума за пределами пустимого уровня. Под капитальными затратами для территории предприятия, k - коэффициент экологиче-доведения шумового воздействия предприятия до до- ской значимости, зависящий от размера населенного пустимого уровня понимается стоимость шумозащитно- пункта, в котором находится предприятие. го экрана, устанавливаемого на границе предприятия. Коэффициент экологической значимости, зависящий На основе данного подхода эколого-экономический от размера населенного пункта, в котором находится ущерб от шумового воздействия можно определить по предприятие (k), определяется по численности населе-следующей формуле: ния населенных пунктов, так как повышенный уровень
У0ума = S х N х k, (1) шума - это одна из основных проблем крупных городов.
где У 0ума - эколого-экономический ущерб от шумового Чем крупнее населенный пункт, тем большее количе-воздействия предприятия в руб./м2 в год, S - расчетная ство реципиентов попадает в зону шумового воздействия: