Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы приграничного сотрудничества России и Украины'

Проблемы и перспективы приграничного сотрудничества России и Украины Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1018
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / УКРАИНА / ПРИГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ / COOPERATION / RUSSIA / UKRAINE / NEIGHBORING REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бондарева Наталья Николаевна

Анализируется текущее состояние приграничного сотрудничества РФ и Украины, механизм регулирования этого сотрудничества на федеральном и региональном уровне. Проблемы и перспективы развития сотрудничества рассмотрены на примере отношений областей РФ и Украины. Разработаны рекомендации по модернизации механизма сотрудничества в формате регионов-платформ со статусом особого правового режима, обоснована необходимость расширения правовых полномочий приграничных регионов с учетом мирового опыта в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Perspectives of the Cooperation of Russian and Ukrainian Neighboring Regions

This article analyses a current state of Russian and Ukrainian Neighboring Regions cooperation, regulative mechanisms on federal and regional levels. Problems and perspectives of the cooperation are examined on the example of the RF and Ukrainian regions. Recommendations on modernization of cooperation mechanisms in the format of the platform regions with a special legal status have been developed. The necessity of increasing the legal power for the border regions is justified with a consideration of the world practice in this field.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы приграничного сотрудничества России и Украины»

РЕГИОНЫ И МИГРАЦИЯ

ii.iL. Бондарева

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И УКРАИНЫ

В последние два десятилетия вследствие изменения политических и экономических условий в РФ и Украине произошло ослабление процессов международной интеграции [1], трансграничной кооперации, межстрановой торговли и культурного взаимопроникновения. Эти изменения коснулись не только более 30 млн. чел., проживающих в шести приграничных регионах РФ (Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской обл. и Краснодарском крае) и семи областях Украины (Харьковской, Донецкой, Луганской, Сумской, Черниговской и Запорожской обл. и АР Крым) [10, 33]. Они в определенной степени затронули все население обеих стран. Приграничные территории при этом получили новый статус приграничных областей и новые проблемы, обусловленные их географическим положением. Общая протяженность российско-украинской границы - 2245 км, из них 297 км проходят по акватории Азовского и 22 км - Черного морей. Приморские области имеют свои специфические проблемы, которые они активно решают в рамках Парламентской Ассамблеи Черноморского Экономического Сотрудничества (ПАЧЭС), членами которой являются 11 стран, включая РФ и Украину.

Изменение отношений между РФ и Украиной отразилось на приграничном сотрудничестве. Несмотря на усилия администраций, бизнеса и населения приграничных регионов оно продолжает носить фрагментарный и несистемный характер, неэффективно учитывает глобальные вызовы и потенциал приграничных регионов с целью повышения конкурентоспособности приграничных регионов и обеспечения стабильного экономического роста и высокого уровня жизни населения.

Российско-украинское сотрудничество развивается в торговой, экономической, инвестиционной, гуманитарной и экологической сферах, создается совместная приграничная инфраструктура.

364

Практически равное число жителей - по 15 млн. чел. (табл. 1) -проживает по обе стороны границы в приграничных регионах [1035]. Более 11% населения РФ проживает в приграничных областях с Украиной, более 33,8% населения Украины живет в приграничье с РФ. Каждый десятый россиянин и каждый третий украинец является непосредственным носителем приграничной культуры.

Таблица 1

Численность населения и валовой региональный продукт (ВРП) приграничных регионов РФ и Украины в 2008-2010 гг.

Область Население, млн. чел. 2010 г. ВРП, млрд. руб.

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Приграничные регионы РФ

Белгородская 1,53 319,1 300,7 661,5

Брянская 1,30 127,0 126,2 152,0

Воронежская 2,34 289,3 312,2 326,2

Краснодарский край 5,23 808,7 821,1 866,3

Курская 1,13 166,6 157,4 191,5

Ростовская 4,28 576,4 548,7 629,5

Итого по приграничным ре-

гионам РФ 15,81 2288,5 2266,3 2827

Приграничные регионы Украины

АР Крым 1,97 94,7 н/д* н/д

Донецкая 4,47 407,1 н/д н/д

Запорожская 1,81 146,9 н/д н/д

Луганская 2,31 148,7 н/д н/д

Сумская 1,17 56,1 н/д н/д

Харьковская 2,77 205,5 н/д н/д

Черниговская 1,11 51,6 н/д н/д

Итого по приграничным ре-

гионам Украины 15,61 1110,6 н/д н/д

* Нет данных.

Экономическая взаимозависимость приграничных территорий проявилась особенно в период кризиса повлекшего снижение товарооборота. Немаловажную роль в снижении экономической активности сыграла и политическая ситуация вокруг межгосударственных отношений Украины и РФ. В последние два года ситуация улучшается, восстанавливаются объемы сделок. Так, в 2010 г. товарооборот РФ с Украиной составил 37,2 млрд. долл. США (далее - долл.), или около 6% общего товарооборота, что на 60,5% выше уровня 2009 г.

В 2010 г. экспорт товаров и услуг в Украину из РФ составил 23,2 млрд. долл. (рост 167,1% к уровню 2009 г.), импорт составил 14 млрд. долл. (рост 153,8% к уровню 2009 г.) [10]. Доля Украины во

365

внешнеторговом обороте Белгородской обл. - 46% (2009 г.), Брянской обл. - 24,9% (2010 г.); Воронежской обл. - 21,8% (2010 г.); Краснодарского края - 4,5% (2010 г.); Курской обл. - 30% (2009 г.); Ростовской обл. - 25,9% (2010 г.) [11-26].

Несмотря на рост оборотов в 2010 г., приграничная торговля осуществляется преимущественно по кооперационным связям взаимозависимых технологических цепочек советского периода, инициатива по запуску новых проектов отстает от потребности, стихийное развитие «челночной» торговли не переходит в современные формы торговли. Вместе с тем, экспортный потенциал приграничных регионов РФ используется не в полной мере, что подтверждается собранными из разных источников статистическими данными за 2009-2010 гг. (табл. 2) [11-23].

Таблица 2

Объемы экспорта-импорта товаров и услуг в приграничных регионах РФ и Украины в 2009-2010 гг.

Экспортв % к % к обще- Импорт в % к % к обще-

Область 2010 г., 2009 г. му объему 2010 г., 2009 г. му объему

млн. долл. 2010 г. млн. долл. 2010 г.

РФ в целом 396441,7 131,4 100 228953,4 136,8 100

в том числе

Белгородская 2672,3 151,7 0,7 4162,4 194,9 1,8

Брянская 315,2 160 0,1 1091,1 130 0,5

Воронежская 924,6 142,3 0,2 839,9 193,5 0,4

Краснодарский край 2921,3 111 0,7 3122 140 1,4

Курская 710,0 185,3 0,2 600,5 144,8 0,3

Ростовская 2448 144,2 0,6 5502 159,6 2,4

Итого по пригранич-

ным регионам РФ 9991,4 149,1 2,5 15317,9 160,5 6,8

Украина 63190,4 128,2 100 66187,7 130,8 100

АР Крым 563,5 132,4 1,1 326,7 174,3 0,5

Донецкая 13126,3 140,7 25,5 3067,6 158,5 5,1

Запорожская 3210,0 118,2 6,2 1363,0 118,9 2,2

Луганская 3324,3 176,2 6,5 1119,0 151,6 1,8

Сумская 746,5 104,9 1,5 469,9 120,9 0,8

Харьковская 1433,2 109,2 2,8 1834,1 126,4 3,0

Черниговская 324,7 109,3 0,6 380,7 117,5 0,6

Итого по приграничным

регионам Украины 22728,5 127,3 44,2 8561 138,3 14,0

Так, в 2010 г. экспорт товаров и услуг приграничных регионов РФ составил 2,5% общероссийского объема экспорта, что в 17,8 раз меньше показателей приграничных украинских регионов с их общей долей в 44,2% в экспорте Украины. При этом средние темпы роста экспорта российских приграничных регионов превышали средние

366

темпы роста соответствующих украинских регионов по сравнению с 2009 г. на 21,8% и российский уровень на 17,7%.

Эти показатели подтверждают начало преодоления экономического кризиса в обеих странах, рост уровня вовлеченности потенциала российских регионов в экономику РФ и повышение уровня ее диверсификации.

Статистика показывает, что внешнеторговый потенциал приграничных регионов заметно отличается друг от друга, конкуренция между регионами растет, создаются новые конкурентные преимущества [27]. Конкурентоспособность реализуется через базовые и обеспечивающие конкурентные преимущества.

К базовым преимуществам относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный потенциал, производственная база; к обеспечивающим преимуществам — предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура. Практически все приграничные регионы сталкиваются с нехваткой квалифицированной рабочей силы, низким уровнем жизни населения, отсутствием современной инфраструктуры. В целом социально-экономическая ситуация во всех приграничных регионах, включая регионы - лидеры внешней торговли (Ростовскую и Белгородскую обл. РФ и Донецкую и Луганскую обл. Украины) - сложная. Несмотря на трансграничные преимущества во внешней торговле, Донецкая и Луганская обл. не лидируют в национальном масштабе по уровню конкурентоспособности и не столь интересны для иностранных инвесторов как западные регионы страны.

Приграничные регионы выполняют особые трансграничные функции, не свойственные внутренним регионам. Эти функции практически всегда имеют политическую окраску, что накладывает повышенную ответственность на руководство этих регионов, требует мотивации и большого профессионального опыта управления. Основой конфликта, который приходится решать руководителям приграничных регионов, является отставание уровня развития обеспечивающих преимуществ приграничных регионов от уровня развития базовых преимуществ.

Регулирующей основой развития и использования базовых и обеспечивающих преимуществ является законодательство. Сегодня приграничное законодательство как отдельная область права характеризуется несогласованностью правовых актов - федерального, регионального и муниципального уровней и в РФ, и на Украине. На каждом уровне принимаются законы, заключаются соглашения, проводятся мероприятия. При этом в формате такой законодательной несогласованности приграничное сотрудничество вынужденно

367

носит рамочный и несистемный характер, что не позволяет достичь содержательных результатов кооперации. Эта проблема препятствует оперативному принятию решений по приграничным вопросам на местном уровне, создает бюрократию и другие сложности в использовании транспортной, таможенной, коммуникационной и других видов инфраструктуры. Проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в РФ» был принят Государственной Думой в первом чтении в 2010 году. В Украине подобный закон уже действует. Более оперативное принятие этого закона в РФ сняло бы многие проблемы.

Для разрешения названных проблем предлагается рассмотреть вопрос о законодательном закреплении статуса региона-платформы за российскими приграничными областями и наделить их реальными льготами и преференциями, осуществив названные ниже шаги.

• В области права: Ревизия законодательства стран и создание эффективного приграничного законодательства РФ и Украины с наделением приграничных регионов особым статусом, полномочиями и льготами.

• В области управления и методологии: Внедрение комплексной системы принятия решений в отношении каждой проблемы приграничного сотрудничества с обеих сторон, управление полным жизненным циклом (ПЖЦ) существующих проблем и мероприятий по их разрешению [2].

• В области экономики, инноваций и коммуникаций: Определение взаимовыгодного баланса региональных потребностей обеих стран с учетом глобальных вызовов, создание системы свободного обмена информацией между инновационными системами и поиска новых ниш; создание системы максимально полного включения потенциала стран в сотрудничество.

• В области гуманитарного сотрудничества: Создание системы единых гуманитарных подходов по реализации приграничных проектов.

• В области политики: Учет опыта межрегиональных и национальных конфликтов; создание системы прогнозирования неконфликтного развития российско-украинского приграничного сотрудничества и др.

Статус регионов-платформ мог бы стать форматом кооперации, позволяющим реализовывать совместные проекты на базе системообразующих структур обеих стран, позволил бы ликвидировать текущие «узкие» места, противоречия и минимизировать возникновение проблемных ситуаций. Отличие региона-платформы от евроре-гиона заключается в том, что еврорегион предполагает европейский

368

формат сотрудничества нескольких приграничных областей разных стран по ряду больших совместных проектов (чаще инфраструктур -ных), без особых долговременных статусных, правовых и финансовых преференций [6, 7]. Еврорегионы в целом - это доступная юридическая форма кооперации для комплексного решения проблем приграничных регионов. Сегодня в Украине действует 7 еврорегио-нов, из них 3 еврорегиона обеспечивают трансграничное сотрудничество с приграничными территориями РФ. В РФ запущены еврорегионы: «Слобожанщина» (Белгородская и Харьковская обл.), «Ярославна» (Курская и Сумская обл.), «Днепр» (Брянская, Черниговская, и Гомельская обл.) и «Донбасс» (Ростовская и Луганская обл.). Для регионов-платформ можно предложить следующие новации.

1. Наделение частью федеральных полномочий приграничных субъектов РФ, частью региональных полномочий - местных властей приграничных регионов. Такая передача полномочий сверху вниз продиктована новыми послекризисными условиями и потребностями приграничных регионов. Российское приграничье выполняет комплексное обслуживание приграничной инфраструктуры, в то время как практически все решения о развитии приграничной инфраструктуры принимаются на федеральном уровне. Для принятия решения на местном уровне избыточное количество согласований на федеральном уровне снижает инициативу местных властей.

2. Регион-платформа может объединять несколько или все западные приграничные регионы РФ и восточные Украины, но может и включать другие неприграничные регионы, что делает его географически шире ев-рорегиона, использующего исключительно приграничный формат.

3. Льготы (подобные действующим в свободных экономических зонах (СЭЗ)) могут вводиться в полном режиме или в отношении ряда проектов (логистических, др.), меняться с учетом ПЖЦ и значимости проектов.

4. Местные власти должны иметь прямую заинтересованность в реализации приграничных проектов через эффективную систему налоговых отчислений в местный бюджет.

5. Статус региона-платформы предполагает более свободный доступ его участников к инновационным ресурсам. Для предпринимателей РФ и Украины крайне важны постоянно действующие площадки для обмена идеями, для презентации своей продукции. Такие платформы для сотрудничества на льготных условиях в формате совместных технопарков, бизнес-инкубаторов, выставочных комплексов будут востребованы.

6. Запуская проект региона-платформы, следует учитывать, что приграничные регионы стоят на страже безопасности нашей страны, поэтому кадровый потенциал регионов целесообразно усиливать за

369

счет привлечения молодых кадров в новые поселки и города. Строительство новых городов и инфраструктуры должно стать основной задачей таких регионов-платформ. Мультипликативный эффект от реализации этого проекта может быть рассчитан в отдельном исследовании, но очевидно, что привлечение дополнительного население в приграничные регионы РФ с новым статусом экономически обосновано.

Таким образом, регионы-платформы могут стать прогрессивным форматом сотрудничества и международной кооперации, включать в себя несколько существующих еврорегионов, создавать новые евроре-гионы, используя преимущества каждого из них в более крупных, чем еврорегионы, проектах. Такие регионы-платформы могут стать площадкой для апробирования нового законодательства - основы для изменения текущей ситуации и разрешения накопившихся проблем.

Рассмотрим подробнее причины возникновения вышеназванных проблем по областям их возникновения: законодательство, торговля, инфраструктура, безопасность и защита государственных интересов, инвестиции, инновации, экология, гуманитарное сотрудничество и др. с учетом соответствующих взаимосвязей и взаимозависимостей.

Несогласованность уровней правовой базы российско-украинского приграничного сотрудничества является следствием ситуации, при которой нормативные правовые акты приграничного сотрудничества принимались изолированно от ранее действующих законов, ситуационно, с недостаточным интегрированием в ранее созданные акты и без учета правовой базы соседнего региона, без использования эффективных прогностических инструментов.

Первый правовой уровень включает федеральные правовые акты. Они устанавливают правовой режим международных связей и внешнеэкономической деятельности РФ и ее субъектов69. В 2001 г. Правительством РФ утверждена Концепция приграничного сотрудничества в РФ, определившая цели, принципы и приоритеты деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества.

Второй правовой уровень объединяет межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества РФ с международными организациями и от-

69 Законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» от 4.01.1999 г. № 4-ФЗ, «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ и «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. От 1.12.2007 г. № 318-ФЗ), «Таможенный кодекс РФ» от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ, «О государственной границе РФ» от 1.04.1993 г. № 4730-1.

370

дельными странами, включая соглашения о содействии межрегиональному сотрудничеству субъектов РФ. К ним относятся: межправительственное «Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» 1999 г., «Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ» 2004 г. и др.

Третий правовой уровень - это соглашения и договоры о партнерстве и сотрудничестве региональных и местных органов власти с аналогичными территориальными образованиями соседних стран. Так как субъекты РФ и органы местного самоуправления не являются субъектами международного права, то все соглашения международного характера заключаются в рамках их компетенции с обязательным участием МИД РФ.

Таким образом, даже беглый обзор показывает, что все три уровня приграничного права не взаимоувязаны. Обеспечить эффективность применения правовых средств возможно после ревизии законодательства и учета общенациональных интересов и интересов приграничных регионов обеих стран. Изменение формата сотрудничества в приграничной сфере (создание ЕС, Таможенного Союза России, Казахстана и Беларуси в 2011 г.) также потребует оперативного создания новой правовой базы для всех видов контроля (пограничного, таможенного, фитосанитарного).

Немаловажен факт, что РФ и Украина являются активными участниками международных наднациональных институтов регионального сотрудничества (Европейская ассоциация приграничных регионов, Ассамблея европейских регионов, Совет европейских муниципалитетов и регионов, Конгресс местных и региональных властей). Эти наднациональные институты, имеющие опыт и потенциал, могут привлекаться в качестве консультантов и партнеров в проекты приграничных регионов. В рамках Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве территориальных сообществ и органов власти, участниками которой являются РФ и Украина, были подписаны двух- и многосторонние договоры, соглашения и протоколы о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между всеми приграничными областями РФ и Украины.

Кратко охарактеризуем внешнеторговые достижения и потенциал приграничных регионов РФ и Украины. Статистика показывает, что в кооперационных поставках участвуют свыше 300 предприятий с обеих сторон. Около 90% взаимных поставок по кооперации приходится на промышленно развитые восточные регионы Украины (ли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

371

дером в этих взаимоотношениях является Донецкая область Украины и Ростовская область России) [11, 17, 18].

Ростовская область. Для Ростовской обл. Украина - кооперационный и основной внешнеторговый партнер. Доля Украины во внешнеторговом обороте области - 25,9% (2010 г.). Такая взаимозависимость экономик проявилась в период кризиса, когда товарооборот между Ростовской обл. и Украиной в 2009 г. снизился более чем в два раза по сравнению с 2008 г. и составил около 1,5 млрд. долл. по сравнению с 3,5 млрд. долл. в 2008 г. Основные товарные группы экспорта из области - промышленное оборудование, минеральные продукты, черные металлы, изделия из черных металлов, алюминий. Товарные группы импорта из Украины: черные металлы, промышленное оборудование, соль, сера, стройматериалы [5, 9, 17].

Ростовская и Луганская обл. работают над созданием еврорегио-на - «Донбасс» (Гуково и Краснодон) - крупного логистического комплекса с упрощенными условиями перехода границы и транспортировки грузов в целях развития приграничной торговли и решения проблемы трудовой миграции. В 2008 г. в Ростове-на-Дону была создана консульская служба, и начал работу Генеральный Консул Украины. В Луганской области работает Представительство предприятий Ростовской обл. (на базе ООО «Укрроспроммаш»), а в Ростовской области - Представительство предприятий Луганской области (на базе ЗАО «Ростовкомбытторг»).

В области зарегистрировано 20 предприятий с участием украинских инвесторов. Наиболее крупные из них: ОАО «Каменский машиностроительный завод»; ОАО «Шахтинский машиностроительный завод» (производство комплексов и механизированных крепей); ЗАО «Поиск-Дон», г. Новочеркасск (оптовая торговля); ЗАО «Бета-Ир», г. Таганрог (конструкторские разработки). Растет инвестиционное сотрудничество. Так, ООО «Промышленная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод» (Ростовская обл.) и ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз» (Луганская обл.) заключили договор о разработке и изготовлении нового магистрального электровоза переменного тока 2ЕЛ5 стоимостью 2 млрд. руб. Договор предусматривает разработку конструкторской и технологической документации, изготовление и испытание первого опытного электровоза, производство комплектов оборудования для второго и последующих электровозов, со сборкой в г. Луганске. Другим позитивным примером является Ростовская компания «Глория Джинс» (стартовала 15 лет назад как проект ЕБРР с французскими инвестициями), инвестировавшая в покупку украинской компании «Стиль» (6 фабрик).

372

Статистика показывает постоянный рост объемов пассажиропотоков и перевозимых грузов. Так, только в пункте пропуска г. Ка-менск-Шахтинский на границе с Луганской обл. ежегодный пассажиропоток составляет в среднем 3 млн. чел. Пограничные службы приграничных областей оказывают содействие в ускоренной процедуре пересечения границы жителями РФ и Украины в дни государственных и религиозных праздников. Однако, многие вопросы требуют решения, включая открытие совместных автомобильных пунктов пропуска в ряде районов, требуется обустройство пунктов пропуска по международным стандартам. Например, из 9 пунктов пропуска на российско-украинской границе в пределах Ростовской области только один - на границе с Луганской обл. - обустроен по постоянной схеме, остальные работают по временной схеме. Естественный путь развития для приграничных регионов - это строительство логистических центров в городах Свердловске, Краснодоне, Меловом (Украина) на 2 тыс. рабочих мест.

Развивается сотрудничество в сфере безопасности границы. Так, в рамках Соглашения о сотрудничестве между ГУВД по Ростовской обл. и Главными управлениями МВД Украины по Луганской и Донецкой обл. на 2010-2012 гг. проводятся совместные оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, организован взаимный доступ к базе данных о лицах, представляющих оперативный интерес. В сфере правопорядка, пограничных и таможенных вопросов работники ГУУМВД принимают участие в межгосударственных операциях «Розыск» по розыску лиц, которые скрываются от следствия и суда, антинаркотических операциях «Канал» по ликвидации каналов контрабанды наркотических средств, психотропных веществ. К охране государственной границы активно привлекается местное население, добровольные народные и казачьи дружины обеих стран.

Трудно решается проблема загрузки 5 портов (3 из них - международные) и более 20 терминалов по перевалке на экспорт сыпучих грузов: семян подсолнечника, зерна и продуктов его переработки, угля. Их суммарная производственная мощность составляет более 25 млн. т. в год при дефиците объемов внешнеторговых грузов в 50% из-за конкуренции со стороны украинских и краснодарских морских портов [18].

Эти достижения поддерживаются на региональном уровне в рамках Областной целевой программы поддержки экспорта Ростовской обл. на 2009-2010 годы, предусматривающей субсидии на возмещение части затрат экспортерам готовой продукции, на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов, на участие в зарубежных мероприятиях. В 2010 г.

373

на помощь донским экспортерам готовой продукции из областного бюджета выделено 11,6 млн. руб. [17].

Брянская область. Доля Украины во внешнеторговом обороте Брянской обл. - 24,9% (2010 г.), он составил в 2010 г. 1406,3 млн. долл., что в фактических ценах на 36,0% больше, чем в 2009 г. Экспорт составил 315,2 млн. долл. (вырос в 1,6 раза), импорт - 1091,1 млн. долл. (рост на 30,0%). Основная доля внешнеторгового оборота в 2010 г. приходилась на страны СНГ (69,7%). Оборот внешней торговли с государствами-участниками СНГ в 2010 г. в 2,3 раза превысил оборот со странами дальнего зарубежья. Основными странами, в которые вывозятся брянские товары, являются: Беларусь - 142,3 млн. долл. (45,1% всего экспорта области), Украина - 69,7 млн. долл. (22,1%), Казахстан - 26,2 млн. долл. (8,3%), Литва - 24,5 млн. долл. (7,8%) и Италия - 7,0 млн. долл. (2,2%). В пятерку основных стран, из которых в область поступают товары, входят: Украина - 302,2 млн. долл. (27,7% всего импорта), Беларусь -362,0 млн. долл. (33,2%), Турция - 144,9 млн. долл. (13,3%), Польша -37,2 млн. долл. (3,4%) и Германия - 33,5 млн. долл. (3,1%) [15].

Белгородская область. Доля Украины во внешнеторговом обороте Белгородской обл. - 46% (2009 г.). В 2010 г. торговый оборот с Украиной по сравнению с 2009 г. увеличился в 2,3 раза и составил 2878,8 млн. долл. по сравнению с 1801,6 млн. долл. в 2009 г. Экспорт вырос в 1,8 раза, импорт - в 2,3 раза. При благоприятной динамике мировой конъюнктуры в 2011 г. возможно полное восстановление взаимного товарооборота области и регионов Украины [3, 22].

Характерная особенность региональной торговли с Украиной -формирование устойчивого растущего отрицательного торгового сальдо. Это обусловлено транзитным положением Белгородской обл. для продвижения украинских товаров в другие регионы РФ. В области растет число внешнеторговых операторов, которые осуществляют таможенное оформление товарных поставок в приграничной зоне с последующими трансфертами в места назначения. Так, стоимостной объем импортных товарных потоков из Украины, оформленных в регионе деятельности белгородской таможни, в 2009 г. составил более 16% стоимости всего российского импорта из Украины.

Между Белгородской обл. и Харьковской обл. в 2003 г. был создан Еврорегион «Слобожанщина». Цели создания - развитие смежных территорий, их экономики, инфраструктуры; малого и среднего бизнеса, с трудом преодолевающих барьерное действие границы; привлечение инвестиций, решение вопросов социальной поддержки населения, создание методологической базы для работы. В рамках еврорегиона «Слобожанщина» предполагается строительство меж-

374

дународного аэропорта, приграничного индустриального комплекса, экспортного терминала, выставочного комплекса. Поэтапное интегрирование всех четыфех компонентов сотрудничества обеспечит реализацию инициатив трансграничной кооперации. На базе Вол-чанского промышленного узла организуется специализированный приграничный индустриальный комплекс с функциями СЭЗ. В области работает более 100 предприятий с участием украинского капитала, включая СП с Харьковским тракторным и Краматорским автомобильными заводами. Работа с украинскими партнерами направлена на технологическую модернизацию, структурную перестройку, создание конкурентоспособного хозяйственного комплекса приграничных районов. Есть позитивные примеры инвестиционного сотрудничества. Индустриальная группа Украинской промышленной энергетической компании (ИГ «УПЭК») планирует закончить строительство подшипникового завода в Белгородской обл. в III квартале 2011 г. [22].

Воронежская область. Доля Украины во внешнеторговом обороте Воронежской обл. - 21,8% (2010 г.). Среди торговых партнеров области из стран СНГ лидируют Украина и Узбекистан (59,1% и 35,4% всего товарооборота со странами СНГ соответственно). В 2010 г. по сравнению с 2009 г. товарооборот с этими государствами вырос в 1,9 и 2,2 раза соответственно [12].

Краснодарский край. Доля Украины во внешнеторговом обороте Краснодарского края незначительна 4,5% и составила 410 млн. долл. в 2010 г. В крае планируется запуск Программы поддержки предприятий-экспортеров края, предполагающей: 1) возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным организациями-экспортерами готовой продукции до 2/3 от ставки ЦБ РФ; 2) субсидии на возмещение части затрат на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов; 3) субсидии на возмещение части затрат, связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, рекламных кампаниях за рубежом.

Активно идет развитие приграничной портовой инфраструктуры. В Темрюкском районе строится крупный транспортный узел, который по объемам перевалки грузов приблизится к г. Новороссийску. Построен порт «Тамань» в районе м. Железный Рог, где реализуют свои проекты три главных инвестора: корпорация «Тольяттиазот», ЗАО «Таманьнефте-газ» (перегрузочный комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов, нефти и нефтепродуктов грузооборотом до 10,5 млн. т) и ООО «Пищевые ингредиенты» («ЭФКО») (комплекс по перевалке масложиро-вого сырья и виноматериалов с проектным грузооборотом 500 тыс. т

375

в год, комплекс по перевалке зерновых грузов в объеме 8,6 млн. т в год). В порту «Тамань» также планируется построить несколько мощныгс современных комплексов по перевалке серы, угля и руды, а также зерна, удобрений и контейнеров. Это позволит не только разгрузить другие порты Кубани, но и переориентировать на Тамань российские внешнеторговые потоки, идущие через порты Украины. В итоге общий объем перевалки во всех портах Темрюкского района к 2015 г. может превысить 30 млн. т в год, а к 2020 г. увеличится еще в два раза. В планах - развитие железной дороги [11, 23].

Исходя из потенциала края, наличия условий для принятия больших полномочий, можно предположить, что Краснодарский край может выступить в качестве первого тестового региона-платформы с новым правовым статусом в целях более активного развития трансграничного сотрудничества.

Курская область. Международные связи Курской обл. сегодня охватывают 70 стран ближнего и дальнего зарубежья [16, 32]. Крупнейшим внешнеторговым партнером области из стран СНГ является Украина. Ее доля во внешнеторговом обороте области - 30% (2009 г.), во внешнеторговом обороте области со странами СНГ - около 70%. Для сравнения - доля Республики Беларусь занимает около 20%, Казахстана - более 10%. Внешне экономическую деятельность в Курской обл. осуществляют около 300 предприятий, торгующих со всеми странами СНГ и 60 странами дальнего зарубежья.

Внешнеторговый оборот области за 10 лет вырос в 4 раза, достигнув в 2008 г. 1,5 млрд. долл., в 2009 г. - 826,3 млн. долл. На долю экспорта приходится 411,4 млн. долл., импорта - 414,9 млн. долл., в 2010 г. экспорт составил 54,2% - 710,0 млн. долл., импорт - 45,8% или 600,5 млн. долл. Экспортные поставки в 2010 г., как и в докризисный период, преобладали над импортными поставками.

В структуре экспорта более 60% составляют поставки руды и концентратов, железныгс руд. Преобладающую долю в объеме экспорта Курской обл. в страны СНГ занимают поставки на Украину на общую сумму 75,2 млн. долл. США. Импорт машиностроительной продукции (запасные части, комплектующие, оборудование) по итогам 2010 г. осуществляли: ОАО «Михайловский ГОК», ООО «Источник Тока Курский», ООО «БИАКСПЛЕН К», ООО «Курскхим-волокно», ОАО «Прибор, ОАО «Геомаш», ООО «Курский завод «Аккумулятор», ОАО «Электроагрегат», ЗАО «Курскрезинотехни-ка», ОАО «Аграрник», др. Из предприятий региона крупнейшими импортерами в 2010 г. стали: ЗАО «Конти-Рус» - 32,3% от объема

376

импорта (кондитерские изделия из Украины), ООО «Курская строительная компания», ООО «Росфлекс», др.

В 2007 г. между Курской и Сумской обл. подписано Соглашение о создании Еврорегиона «Ярославна».

В области реализуется Программа социально-экономического развития, стимулирующая опережающий рост производства в обрабатывающих отраслях. Предполагается рост объема промышленного производства в Курской обл. в 2011-2015 гг. на 24% и создание 7,6 тыс. новых рабочих мест в сфере промышленности.

Курская обл. обладает уникальным потенциалом мирового уровня, она расположена на территории крупнейшей в мире железорудной провинции - Курской магнитной аномалии, обеспечивающей сырьем российскую и зарубежную металлургию. Здесь разведано 3 месторождения железной руды, выявлено более 25 залежей и проявлений. Объем разведанных запасов только Михайловского месторождения - около 11 млрд. т, которых хватит минимум на 300 лет. Кроме того, запасы Секеринского месторождения песков для литейного производства и стекольной промышленности оцениваются в 136 млн. т. В области разведано 11 месторождений конкреционных фосфоритов, 15 месторождений мела, несколько месторождений тугоплавких глин, 247 торфяных месторождений [16, 28, 32].

На территории области расположено более 4 тыс. памятников истории и культуры, в том числе 1174 памятника археологии, 775 памятников истории, 2260 памятников архитектуры, однако, международный и национальный туризм почти не развит.

Таким образом, Курская обл. может выступить как второй тестовый регион-платформа, так как обладает максимально полным набором конкурентных преимуществ базового уровня, а обеспечивающие преимущества можно усилить посредством наделения области большими правовыми полномочиями и преференциями.

Основываясь на вышеизложенном, перечислим основные проблемы приграничного российско-украинского сотрудничества.

• Несогласованность законодательства на всех уровнях принятия решений.

• Протекционистский подход в решении экономических проблем, имеющий политический окрас, частое использование торговых конфликтов, что может разрушить созданные годами кооперационные связи.

• Конъюнктурность подходов в реализации совместных международных проектов, особенно в приоритетных для обеих стран сферах (газовая, др.).

377

• Рост неорганизованной челночной торговли вместо более цивилизованных форм кооперации.

• Медленное развитие приграничной инфраструктуры (автодорожной инфраструктуры, железнодорожных пунктов пропуска, объектов сервисной инфраструктуры, расположенных вдоль основных транспортных маршрутов и в зонах, примыкающих к пунктам пропуска, др.). Рост конкуренции между ростовскими, краснодарскими и украинскими морскими портами за объемы грузоперевозок требует межгосударственного решения.

• Таможенные процедуры отстают от международных стандартов, несмотря на новшества: вводятся новые модели контроля за перемещением грузов, оптимизируются таможенные процедуры, вводится предварительное электронное декларирование таможенных товаров, открываются новые пункты пропуска (в том числе и мобильные), сокращается время пересечения границы и оформления товаров.

• Остается открытым вопрос о статусе и транспортном переходе через Керченский пролив, о потенциале его развития в интересах обеих стран. Так, с 1996 г. между РФ и Украиной ведутся переговоры о режиме торгового судоходства в Керченском проливе: российская сторона выступает за такие условия грузоперевозок, при которых обеспечивался бы равноправный доступ торговых судов РФ и Украины в эту артерию. Это достижимо, например, в рамках двух- или многостороннего специального соглашения. Украинская сторона поддерживает такой подход.

• Медленное развитие российского Приазовья, обладающего колоссальными запасами газового и фармацевтического сырья (высокоцелебные ило-грязевые ресурсы). Несмотря на финансово-экономический кризис, Украина развивает Крымское Приазовье, обустраивает курортные зоны, вводит в строй паромные сообщения, новые туристические объекты. Российское Приазовье остается пока малоразвитым в курортном отношении из-за неразвитости транспортного сообщения - почти все припортовые города и районы российского Приазовья лишены прямого железнодорожного сообщения (не через Украину) с другими регионами РФ.

• Малочисленность специализированных организаций по всестороннему содействию развитию приграничных территорий (взаимных представительств предприятий, консалтинговых и информационных бюро, открытых баз данных о потребностях и предложениях по инвестированию, базы данных о патентах и инновацион-

378

ных проектах, др.), что делает неэффективной инвестиционную, технологическую и инновационную сферы сотрудничества. Здесь интересен опыт Делового Совета торгово-промышленных палат белорусско-российско-украинского приграничья [22].

• Серьезным препятствием для российско-украинского сотрудничества является слабое развитие морской и железнодорожной инфраструктуры, включая малочисленность рейсов между приграничными регионами РФ и Украины, недозагрузку пустующих портовых мощностей.

• Несмотря на огромную, по европейским меркам, протяженность российско-украинской границы, между приграничными районами часто отсутствуют автобусное и регулярное авиасообщение, нет регулярных морских пассажирских рейсов, курсирует мало пассажирских поездов. С учетом развивающегося экономического сотрудничества эта отрасль катастрофически отстает в развитии, необходимо обновление парка воздушных и морских лайнеров, осуществляющих перевозки на средние и малые расстояния. Именно здесь объективно виден потенциал для инвестиционного и инновационного сотрудничества, поскольку существующий спрос в услугах не удовлетворен качественным предложением.

• Важнейшим направлением российско-украинского приграничного сотрудничества является взаимная помощь по обеспечению безопасности, борьбе с нарушениями законов (пресечение контрабанды, нелегальных трубопроводов, незаконный оборот оружия и боеприпасов, незаконная добыча биоресурсов в акватории Азовского и Черного морей, а также раскрытие преступлений в сфере экономики, преступный вывоз сырья, фальшивомонетничество). Труднее становится защитить трубопроводы от хищений. Появляются новые технологии перемещения контрабандных грузов, такие как прокладка труб для перекачки нефтепродуктов под землей. Эта проблема требует более активного привлечения населения приграничных регионов к сотрудничеству с правоохранительными органами [8].

• Проблемы взаимного инвестирования и частно-государственного партнерства требуют новых форм работы и более широких полномочий для приграничных территорий. Успешные примеры сотрудничества немногочисленны и базируются на советских технологических связях, инвестиционная деятельность носит кластерный характер. В мировой практике льготы

379

и преференции инвесторам считаются нормальными рыночными инструментами.

• Большие проблемы существуют и в сфере экологии и взаимодействия по вопросам чрезвычайных ситуаций, включая мониторинг трансграничных рек и морей, использование морских ресурсов акватории Азовского моря, создание трансграничных особо охраняемых природных территорий (Проваль-ская степь, Меотида и т.п.) как важнейших районов в сохранении биоразнообразия природного комплекса РФ и Украины. Пока не решаются такие гуманитарные задачи, как оздоровление реки Северский Донец и др. Эти экологические проекты должны решаться комплексно, поскольку имеют не только трансграничное, но и глобальное значение.

• Требуют решения проблемы в социальной и гуманитарной сфере (регулирование трудовой миграции, социальная защита трудовых мигрантов, здравоохранение и ветеринария), др.

Выявленные проблемы требуют глубокого анализа возможностей их наиболее эффективного решения, комплексного подхода к оценке эффектов каждого решения, значительных инвестиций со стороны РФ и Украины в создание цивилизованных условий (среды) для приграничной и трансграничной кооперации. На основе вышеприведенного анализа полагаем целесообразным определить некоторые источники для развития потенциала российско-украинского сотрудничества.

1. Интеллектуализация приграничного пространства как следствие набирающей темпы развития экономики инновационного типа в обеих странах.

2. Капитализация приграничного пространства. В последние годы активнее применяются прогрессивные рыночные инструменты, обеспечивающие усиление конкурентных преимуществ: перспективное планирование, капитализация, отслеживание рыночного спроса и предложения, конкуренция за преимущества по качественным характеристикам товара на протяжении его полного жизненного цикла, управление нематериальными активами (наращивание стоимости торговой марки, брендинг, создание целевых интернациональных сред для торговли, рост предпринимательской инициативы, др.).

3. Кластеризация приграничного сотрудничества. Отраслевая торговля начинает вытесняться межотраслевой (кластерной) торговлей. Монополии диверсифицируют свой бизнес, создавая не только вертикальные структуры, но и сетевые кластерные образования, межотраслевые союзы.

380

4. Коммерциализация приграничного сотрудничества. Статистика и проведенный опрос [4, 26] показывают, что добавленная стоимость в виде технологических пакетов знаний активнее вводится в международный оборот между РФ и Украиной. Доведение пакетов новых знаний до уровня НМА, готового к коммерциализации, позволит российским и украинским проектам занять заслуженное место в международном разделении труда и станет источником роста внешней торговли и приграничного сотрудничества.

5. Интернационализация экономики и науки. Особое значение в этих условиях приобретает обмен специалистами. Новая инициатива российского правительства о создании технопарков и «силиконовых долин» (Сколково, др.) позволит приглашать перспективных ученых из Украины, Казахстана, других стран СНГ для совместных разработок.

6. Частно-государственное партнерство будет развиваться на основе мотивации бизнеса к участию в некоммерческих и гуманитарных проектах.

7. Расширение Таможенного Союза (ТС) как источника активизации торговли.

Несмотря на сложный уровень выявленных проблем, перспективы развития российско-украинского сотрудничества существуют во всех сферах кооперации. Политическое и экономическое влияние на эти процессы будут оказывать разные силы, включая и межгосударственные системы (ВТО, ООН), которые будут активнее влиять на региональные системы (ЕС, СНГ), вплоть до конфликтных ситуаций. Вместе с тем будет расти роль международных организаций в развитии правовой базы международного сотрудничества и торговли. Так, Совет Европы (СЕ) активно участвует в выработке системы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, подготовке кадров региональных международников, в развитии федерализма межрегионального и приграничного сотрудничества, экспертном содействии законодательной деятельности и т. д.

Кроме того, приграничные регионы будут более активно искать новые форматы для реализации совместных проектов на долгосрочной основе (еврорегион, совместные СЭЗ, др.). Предлагаемый статус региона-платформы с наделением его особым правовым режимом может стать перспективным инструментом повышения конкурентоспособности приграничных территорий и роста трансграничного сотрудничества в целом.

Необходимость предоставления реальных льгот, широкое внедрение зарекомендовавших себя на региональном уровне программ поддержки экспортеров и лучших мировых инструментов преференциального характера объясняется тем, что на приграничных терри-

381

ториях возникает межстрановая торговля, которую нужно стимулировать. Это не просто торговля между приграничными регионами, это торговля между странами, происходящая на приграничных территориях. Эти территории несут повышенную нагрузку на местную инфраструктуру. Вся приграничная инфраструктура имеет функциональный характер, что неминуемо ведет к перекосу в предоставлении качественных социальных услуг населению этих районов (недостаток вузов, больниц, спортивных школ, др.). Выбор профессии и места работы для населения приграничных территорий также ограничен традициями по обслуживанию транзита и туризма, формируется совершенно иной тип жителя приграничного региона.

При льготировании межстрановой торговли возникает значительный мультипликативный эффект, который также можно рассчитать с учетом рисков. Новый статус повысит геополитическую роль приграничных областей РФ и Украины как регионов-платформ, особых зон кооперации со стремительно развивающейся инфраструктурой, прогрессивными формами кооперации со значительным потенциалом и перспективами для взаимовыгодного сотрудничества.

Итак, российско-украинское трансграничное сотрудничество -это одновременно межрегиональное сортудничество, вовлекающее местный потенциал для развития своих территорий, межстрановое и международное сотрудничество, активизирующее общероссийский потенциал для решения национальных задач, роста благосостояния населения РФ и обеспечения безопасности государства. Наделение приграничных регионов статусом регионов-платформ с особым правовым режимом будет также способствовать повышению региональной и национальной конкурентоспособности РФ и Украины.

Литература и информационные источники

1. Алчинов В.М. Международный опыт интеграции и СНГ // Обозреватель, 2006, № 4.

2. Балаян Г.Г., Жарикова Г.Г., Комков Н.И.. Информационно-логические модели научных исследований М.: Наука, 1978.

3. Внешнеэкономические связи предприятий и организаций Белгородской области за 2009 г.: стат. бюлл. / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. Белгород: Изд-во Белгородского облкомстата, 2010.

4. Комков Н.И., Бондарева Н.Н., Федулова Л.И. Украина-Россия: состояние и перспективы научно-технологической интеграции (по результатам опроса). - Инновации, № 8(130), 2009.

5. Косикова, Л. Производственное сотрудничество России с Украиной: тенденции и противоречия // Рос. экон. журн. № 2. 2002.

6. Лесаж М. Европейский опыт межрегионального сотрудничества // Сборник документов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. М., 2002.

382

7. П. ван Рун. Европейский опыт приграничного сотрудничества // Проблемы приграничного сотрудничества. М., 2002.

8. Проблемы обеспечения безопасности России в пограничном пространстве Серия: Проблемы национальной безопасности. №12(379), 2009

9. Россия: экономическая конъюнктура. Электронное издание, режим доступа: http://russia.org.ua

10. www.ukrstat.gov.ua

11. www.donetsk.ukr.gold.net

12. www.ukraine.ru

13. www.obzor.com.ua

14. www.bel.ru

15. www.bryansk.gks.ru

16. www.kurskweb.ru

17. www.donland.ru

18. www.yutu.customs.ru

19. www.econom.govvern.ru

20. www.kubanexport.ru

21. www.voronezhstat.gks.ru

22. www.belg.gks.ru

23. www.dstpp.com

24. www.spb-venchur.ru

25. www.econom.govvrn.ru

26. www.rosstat.ru

27. www.voronova-on.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. www.panram.ru

29. www.pnp.ru

30. www.РБК-Украина

31. www.admkrai.krasnodar.ru

32. www.rkursk.ru

33. www.perepis-2010.ru

34. www.rian.ru/economy

35. quote.rbc.ru/stocks

383

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.