Данная статья публикуется при поддержке программы Фулбрайт (США) 2004-2005 гг.
Литература
1. RichmondM. The long view. N.Y., 1930.
2. Gurteen S. H. A plan for Charity organization / Ed. Pumphrey P. The heritage of American social work. N.Y., 1961.
3. RichmondM Social diagnosis. N.Y., 1917. P. 30.
4. RichmondM. Friendly visiting among the poor: A handbook for charity workers. N.Y., 1893.
5. Bosanquet H.D. The strength of the people: a study in social economics. London; N.Y., 1903. P. 277.
6. Smith Z. Proceedings of the National Conference of Charities and Correction, 1892.
7. Woods R. Research and experiment / Proceedings of the International Congress of Charities, Correction and Philanthropy, 1893.
Таганрогский государственный педагогический институт 20 сентября 2005 г.
© 2005 г. Л.В. Абдульманова
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Если сравнить логику развития отечественных и европейских представлений о телесности, то нетрудно заметить, что в русской традиции гораздо в меньшей степени представлен узко физиологический подход к пониманию здоровья и красоты. Это объясняется тем, что русская философско-пе-дагогическая мысль развивалась в русле православия. В связи с этим в отечественных представлениях о физическом воспитании, о здоровье преобладают аскетические, жертвенные мотивы. Тело рассматривается как инструмент решения неких идеологических проблем.
В эпоху Киевской Руси появляются произведения, в которых создается образ защитника Отечества. Следует сказать, что в этот период ведущими идеями физического воспитания выступают идеи воспитания человека патриота, защитника своей Отчизны, храброго, сильного, выносливого воина. Физическая сила и здоровье отдельного человека - необходимое условие процветания государства. Человек должен быть крепким и здоровым, чтобы выполнить долг перед Отечеством.
В эпоху подъема национального самосознания (конец XIV-XV вв.) появляются философские произведения, в которых отражалось жизнеописание подвижников («Житие Сергия Радонежского», «О восьми помыслах» и др.). Идеал аскезы, самоотвержения влияет на характер отношения к физическому состоянию человека. Воздействие на тело, его испытание рассматриваются как необходимые условия духовного совершенствования. Вершиной развития русской средневековой культуры явилось XVI столетие, кото-
рое характеризуется усилением познания мира человека, его сознания. В литературных произведениях этого периода провозглашается примат духовного развития человека. В стихах покаянных («умиленных») отражались темы бренности жизни, греховной природы человека, его физических и телесных сил.
К началу XVII в. педагогическая мысль в России развивается в контексте христианских и этических воззрений. Противоречие в физическом воспитании проявляется в борьбе церковных и этических представлений о теле и душе. Церковь провозглашала примат души над греховным телом. Поэтому идеалом служило не сильное, красивое тело, не единство тела и духа, а страдание души, обреченной в бренную оболочку тела. Физическое здоровье и красота были вторичными по сравнению с духовными.
Одним из исторических памятников педагогической литературы середины XVII столетия является книга «Гражданство обычаев детских», составленная Епифанием Славенецким. В этом сочинении была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием. Физическое воспитание в этот период было направлено на подготовку подрастающего поколения к трудовой и военной деятельности. Хотя в этой книге сделана попытка десакрализации вопросов физического воспитания, и в ней сохраняется отношение к физическому здоровью как к средству для достижения неких социоориентированных целей [1].
В период реформ Петра Великого физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Оно становится обязательным предметом в военных и некоторых гражданских учебных заведениях. Основными средствами физического воспитания выступали: фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба, танцы и игры. Сподвижники Петра I высказывались по поводу необходимости и полезности физического развития подрастающего поколения, укрепления их здоровья [1]. В частности, В.Н. Татищев считал занятия фехтованием, стрельбой, верховой ездой полезными для молодого человека, а М.В. Ломоносов называл медицину «полезнейшей роду человеческому наукой», особое значение придавая вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Ученый считал, что движение является одним из эффективных средств сохранения здоровья и физического развития ребенка. Все это было полезным не только и не столько для молодого человека, сколько для вновь образованной империи, которая нуждалась в сильных, выносливых, физически развитых людях.
Наряду с прикладным отношением к здоровью и физическому развитию в XVIII в. начинает формироваться гуманистическое.
Истоки этой тенденции мы находим в работах И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева [1, 2]. И.И. Бецкой как реформатор в сфере образования, выступал с идеями гуманизации воспитания. Физическое воспитание, по его мнению, должно быть направлено на развитие гармоничной личности, его идеалом был человек с честным благородным сердцем. Он отрицал
насилие над ребенком, подчеркивал необходимость предоставления ему свободы действий. Взрослые должны поддерживать детскую радость и веселое настроение. При организации физического воспитания необходимо было учитывать возраст детей. Оно осуществлялось посредством закаливания, пребывания на воздухе, режима питания и сна, «увеселения невинными забавами и играми», различных «телодвижений».
Выдающийся просветитель и педагог Н.И. Новиков провозглашал самоценность человеческой жизни. В его педагогических трудах изложена концепция, утверждающая ценность здоровья ребенка. У детей, отмечал он, есть свое естественное право на свободное развитие природных сил. Он подчеркивал необходимость развития всех сторон личности, устанавливал взаимосвязь умственного, нравственного и физического воспитания. Н.И. Новиков первый в России ввел понятие «физическое воспитание». Он рекомендовал его начинать с грудного возраста, используя закаливание, питание и режим. В старшем возрасте средствами физического развития и оздоровления выступают: ходьба, бег, борьба, подвижные игры, народные танцы. И.И. Бецкой, Н.И. Новиков рассматривали здоровье прежде всего как личностную ценность, а не как инструмент для решения государственных проблем.
В учении А.Н. Радищева идеалом воспитания является человек-патриот. Он выделяет такие качества личности, как служение обществу, стойкость, мужество, верность убеждениям. Взгляды А.Н. Радищева на физическое воспитание вытекают из его понимания идеала человека как социального существа. Он предлагает с раннего возраста закалять детский организм, приучать его к режиму, прививать гигиенические навыки и привычки.
В педагогическом учении революционеров-демократов и их наставников В.Г. Белинского и А.И. Герцена, развивавших взгляды А.Н. Радищева, идеал служения империи окончательно сменяется идеалом служения народу [2]. Они рассматривали природу человека в единстве духовного и физического. В.Г. Белинский указывал, что развитию здоровья и крепости тела соответствуют развитие умственных способностей и приобретение познаний. В дошкольном возрасте физическое воспитание необходимо осуществлять таким образом, чтобы лицо ребенка носило отпечаток здоровья, веселости, живости, ясности. С одной стороны, В.Г. Белинский рассматривает физическое здоровье как личностную ценность, с другой - истинной целью личности считает служение идее спасения народа. Именно этой идее должна быть подчинена жизнь человека. В связи с этим и отношение к физическому и духовному здоровью носит социоориентированный, скорее, гражданственный, чем личностный характер [3]. Противоречивость воззрений В.Г. Белинского усугубляется в философских и педагогических сочинениях Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова [4, 5]. На первый взгляд, в них доминирует мысль о саморазвитии ребенка в свободной деятельности. Мыслители развивали учение, в котором человеческий организм и психика рассматривались в единстве. Н.А. Добролюбов подчеркивал, что «под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естествен-
ное гармоническое развитие всего организма и правильное совершенствование всех его отправлений» [5, с. 104]. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов были сторонниками народных форм физического воспитания. Они подвергали критике тех деятелей, которые использовали в работе с детьми иностранные гимнастические системы. Среди средств физического воспитания авторы выделяли подвижные игры, прогулки, закаливание.
В связи с революционно-демократическими взглядами Н.Г. Чернышевский и Н.А.Добролюбов видели цель физического развития, укрепления здоровья в том, чтобы сильный телом и духом человек мог исполнить свой долг перед страдающим народом. Отношение к здоровью, к человеческому телу определялось необходимостью служения великой идее освобождения народа. Так, Рахметов в романе Чернышевского Н.Г. «Что делать?» постоянными физическими упражнениями, тяжелым физическим трудом, аскетическим образом жизни тренирует тело, развивает силу и выносливость, зная, что это пригодится ему в тот момент, когда «придет настоящий день». Мы видим, что отношение к здоровью и физическому воспитанию в этике революционеров-демократов опосредовано все тем же идеалом жертвенности, служения [4].
Противоречие между социоориентированным и личностно-смысловым отношением к физическому развитию снимается в работах представителей русской педагогической антропологии. К. Д. Ушинский определяет жизнь, наполненную деятельностью, высшей педагогической ценностью. По его мнению, жить - значит «думать, чувствовать и действовать вечно». К. Д. Ушинский утверждал: «...Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как все остальное в мире (государство, и народ, и человечество) существует только для человека. Цель воспитания составляет душа, для которой существует тело... Цель воспитания есть дать ей вечную, по возможности полную, широкую, поглощающую ее деятельность» [6, с. 321]. Определяя средства физического воспитания детей и подростков, автор придерживался принципа народности. Он считал, что народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом составляют основу физического развития.
Несомненный интерес для нашего исследования представляют педагогические идеи Л.Н. Толстого. Он считал жизнь высшей ценностью бытия, подчеркивал, что жизнь - движение. Физическое воспитание осуществлялось им в соответствии с принципом свободного воспитания. В Яснополянской школе, открытой Л. Н. Толстым была оборудована комната спортивными снарядами. Детям предлагалось самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Л.Н. Толстым был выработан свой кодекс здоровья. Он на себе испытал благотворное влияние занятий физическими упражнениями и физическим трудом. Он был твердо уверен, что все это необходимо для развития человеческих способностей [1].
Основоположником отечественной системы физического воспитания является ученый-педагог, доктор медицины и хирургии П.Ф. Лесгафт. В
основе его педагогической системы лежит учение, в котором человеческий организм и психика рассматривались в единстве. Физическое воспитание он рассматривает как целостный процесс, который захватывает в свою область, нравственные качества человека и его волевые проявления, способствует выработке нравственного характера лиц. В физическом и духовном развитии ребенка он придавал решающее значение не наследственности, а среде, ее воздействию. Созданная им система физического образования, решала цель гармонического развития человека. Оно было направлено на формирование умений владеть своим телом и его потребностями, уметь изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большой ловкостью и настойчивостью [7].
Во второй половине XIX - начале XX вв. российскую педагогическую мысль, подобно европейской начинает интересовать физиологический подход к проблемам здоровья и физического развития. Так, С.И. Гессен рассматривает физическое образование как область медицинской техники, направленную на тело человека. Он полагает, что физиологические цели являются единственным критерием общей подготовки тела, развития органической силы, мускульной силы, выносливости, быстроты, ловкости. С.И. Гессен считает, что человек ставит чисто технические, а не нравственные цели победы над своим организмом, т. е. содержанием физического образования является повышение жизненной энергии и физиологической работоспособности организма [8].
В постреволюционной России отношение к проблемам здоровья и, как следствие, физического воспитания определялось идеологической доктриной. Опровергая постулаты православия, социалистическое учение, по сути, оставалось в пределах того же идеала служения. В связи с этим цели физического воспитания были подчинены цели воспитания молодого строителя коммунизма, так как только в такой роли человек был интересен советскому государству.
До 40-50-х гг. ХХ в. физическое воспитание в большей мере рассматривают как составную часть коммунистического воспитания, направленную на достижение физического совершенства, т.е. высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности. Физическое воспитание рассматривают как относительно самостоятельный вид, связанный с другими видами воспитания - нравственным, эстетическим, умственным, трудовым. Физическое воспитание носит прикладной характер - подготовка к труду и обороне.
В 60-70-е гг. XX в. при становлении системы физического воспитания в силу политизации акцент смещается на ее результативность. Усиливается роль физического воспитания в развитии физически крепкого молодого поколения. Основной задачей при этом является развитие физических качеств, двигательных умений и навыков человека.
В 70-80-е гг. XX в. цель физического воспитания связывается с ходом технического развития страны. Для научно-технического прогресса необхо-
димы всесторонне физически развитые люди, т. е. превалирует акцент развития двигательных способностей человека. Физическое воспитание рассматривается в соответствии с парадигмой, ориентированной на внешние воздействия на организм человека без учета специфики и потребностей развивающейся личности.
В конце 80 - начале 90-х гг. в связи с общим обновлением во всех сферах жизни российского общества в исследованиях рассматриваются проблемы индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании с учетом возраста, пола, уровня физического развития, биоритмологического профиля ребенка.
В последние десятилетия расширились исследования феномена человеческой телесности, в частности изучения его как объекта научно-гуманитарного анализа, как ценности физической культуры личности, как социокультурного явления [9, 10, 11].
Л.В. Жаров рассматривает проблему телесности человека в контексте совокупной человеческой деятельности в качестве феномена культуры. Автор считает, что телесность можно определить «как общественный способ бытия человеческого тела и обращение его, в общественном сознании, с феноменом культуры. Тело человека может реально функционировать только в своем социальном бытии, где природная основа обретает социальное рождение», поэтому физическая культура может быть примером «социального бытия человеческого тела» [10, с. 69].
По мнению В.И. Столярова, тело человека включается в мир культуры не только потому, что оно подвергается социальной модификации в результате определенной деятельности людей, но и потому, что, включаясь в систему социальных отношений, оно начинает выполнять определенные социальные функции, используется в различных видах человеческой деятельности. Тело человека выполняет двигательную деятельность, которая имеет важное социальное значение, удовлетворяя разные потребности [11].
Необходимость разработки гуманитарной концепции человеческой телесности, а также становления целого научного направления - гуманитарной соматологии (от «сома» - тело) подчеркивается И.М. Быховской. Автором определены понятия «тела», «телесности», которые рассматриваются как «очеловеченное тело», приобретшее в дополнение к своим изначально данным, естественным характеристикам те свойства и качества, которые порождены спецификой социокультурной среды, определяющее условие его существования, характер осмысления, принципы его использования и преобразования. И.М.Быховская считает, что тело предстает в трех своих ипостасях, которые обозначаются как «природное тело», «социальное тело» и «культурное тело» [9].
Обобщая идеи физического воспитания, разрабатываемые на протяжении всей истории становления российской педагогической мысли, можно отметить наличие двух тенденций, которые условно можно назвать как социо-ориентированную и личностно ориентированную. Однако на рубеже XX-
XXI вв. отношение к здоровью, красоте, телесности, физическому образованию приобретает культуросообразный, личностно ориентированный характер и в зарубежной, и в отечественной педагогике. Понимание человека как модели культуры, воплощения культуры, ее органической части, стирание границ между природной и культурной реальностью, понимание социальной реальности только как части культуры, устранение идеологических диктатов открывает новые возможности для современного физического образования. Построение образования по модели культуры предполагает понимание ее сложноорганизованности, полифоничности обусловливает интегрированный подход к сформировавшимся в течение многовековой истории педагогической мысли определениям красоты, здоровья, а соответственно, и целей физического образования. Культура как своего рода метареальность, метатекст, слагающийся из множества субтекстов, задает необходимость взаимодействия, диалога различных научно-педагогических систем, взаимообогащаю-щих друг друга, преемственных по отношению друг к другу. Противоречие между телесным и духовным началами в человеке снимается за счет их гармонизации, которая в свою очередь становится возможной, когда представления о телесности возвращаются в контекст культуры.
Литература
1. Столбов В.И. История физической культуры. М., 1984.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. М., 2000.
3. Медынский Е.Н. Педагогические идеи В.Г. Белинского. М., 1948.
4. ЧернышевскийН.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Л., 1975.
5. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. М., 1952.
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч. М., 1950. Т. 8.
7. П.Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. Л., 1950.
8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие. М., 1995.
9. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М., 1997.
10. Жаров Л.В. Проблема человеческой телесности в философском знании // Философские науки. 1985. № 1. С. 67-73.
11. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С. 11-16.
12. ЛосевА.Ф. Эстетика возрождения. М., 1978.
Ростовский государственный педагогический университет 14 сентября 2005 г.