Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СПОСОБЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарубина Е. В.

Современные тенденции развития российского общества, связанные с внедрением рыночных механизмов, направлены на развитие предпринимательства. Рыночные механизмы в экономике страны определяют новые требования к компетентности граждан в бурно меняющейся социально-экономической среде. Россия уверенно входит в мировое экономическое пространство, в этих условиях образовательная политика должна достигать качества образования и соответствовать перспективным потребностям личности, общества и государства. В рыночной экономике предпринимательство является важнейшим механизмом, который позволяет в условиях ограничения ресурсов и времени максимально получать выгоду как материальную, так и духовную. Предпринимательство в профессиональном образовании предполагает специфический способ хозяйствования, способствующий экономической эффективности. Опираясь на практики поиска и изучения новых возможностей для совершенствования образовательного процесса, предпринимательство способствует повышению его экономической эффективности. В то же время оно характеризуется оригинальностью взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Непрерывный шторм созидательного разрушения является и проявлением эффективной конкуренции, и сущностью предпринимательства. В этом процессе непрерывного шторма предпринимательская деятельность есть деятельность лидеров -новаторов и первопроходцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зарубина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

УДК 338.22

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Development of entrepreneurship in Russia Е.В. Зарубина, кандидат философских наук, доцент Уральского государственного

аграрного университета (Екатеринбург, Карла Либнехта, 42) Рецензент: И.П. Чупина, доктор экономических наук, профессор Уральского государственного аграрного университета

Аннотация

Современные тенденции развития российского общества, связанные с внедрением рыночных механизмов, направлены на развитие предпринимательства. Рыночные механизмы в экономике страны определяют новые требования к компетентности граждан в бурно меняющейся социально-экономической среде. Россия уверенно входит в мировое экономическое пространство, в этих условиях образовательная политика должна достигать качества образования и соответствовать перспективным потребностям личности, общества и государства.

В рыночной экономике предпринимательство является важнейшим механизмом, который позволяет в условиях ограничения ресурсов и времени максимально получать выгоду как материальную, так и духовную. Предпринимательство в профессиональном образовании предполагает специфический способ хозяйствования, способствующий экономической эффективности. Опираясь на практики поиска и изучения новых возможностей для совершенствования образовательного процесса, предпринимательство способствует повышению его экономической эффективности. В то же время оно характеризуется оригинальностью взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Непрерывный шторм созидательного разрушения является и проявлением эффективной конкуренции, и сущностью предпринимательства. В этом процессе непрерывного шторма предпринимательская деятельность есть деятельность лидеров -новаторов и первопроходцев.

Ключевые слова: конкуренция, капитал, образовательный процесс, предпринимательство, способы хозяйствования, управленческие решения, экономическое пространство.

Abstract

Modern trends of development of Russian society, associated with the introduction of

market mechanisms aimed at the development of entrepreneurship. Market mechanisms in the economy are defining new requirements for the competence of citizens in the rapidly changing socio-economic environment. Russia confidently enters into the world economic space, in these circumstances, education policy needs to achieve the quality of education and to meet the future needs of the individual, society and the state.

In a market economy entrepreneurship is an important mechanism, which allows in conditions of limited resources and time best to benefit both material and spiritual. Entrepreneurship in vocational education involves a specific mode of management, promoting economic efficiency. Based on practice searching and exploring new opportunities for improving the educational process, the enterprise contributes to its economic efficiency. At the same time, it is characterized by originality of views and approaches to decision-making, which are implemented in practice. A continuous storm of creative destruction is a manifestation of effective competition, and the essence of entrepreneurship. In this process, a continuous storm of entrepreneurial activity is the activities of leaders, innovators and pioneers.

Keywords: competition, capital, educational process, entrepreneurship, methods of management, managerial decisions, economic space.

В рамках современных экономических школ предпринимательство рассматривается, во-первых, как управленческая функция, а во-вторых, как особый механизм экономической координации производственного процесса в целом.

Концепция Й. Шумпера остаётся базовой теорией, которая сочетает экономическое обоснование предпринимательства с попыткой отображения психологического портрета самого предпринимателя. В утверждениях учёного основа предпринимательства есть соединение новых начал различных видов ресурсов и осуществление непрерывного, оперативного реформирования производственных, управленческих, технологических вариантов решений.

А. Смит рассматривал предпринимателя в качестве собственника капитала, совмещающего функции собственника с личным трудом по управлению своим капиталом, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли. Предприниматели - это главные фигуранты в поле свободной конкуренции. Соперничество между предпринимателями ведет к сокращению издержек, а также к снижению цен и внедрению передовых технологий. В своё время А. Смит относил деятельность капиталистов-организаторов к производительному труду [1].

Ж.-Б. Сэй определял предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства, перемещающего экономические ресурсы из области низкой

производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности. Позднее он стал рассматривать Предпринимателя как творческую, созидательную личность, в отличие от менеджера. Работа менеджера - рутинный и монотонный труд, за который он получает доход - за организаторскую деятельность, новаторство и риск. Величина доходов от каждого фактора, согласно Ж.-Б. Сэю, определяется той частью стоимости, которую создал фактор, при этом предпринимательство имеет сходство с другими факторами производства. Предприниматель олицетворяет на рынке спрос факторов производства, а следовательно, выплачивает каждому из них свою долю. То, что осталось после этого, и составляет его доход [2].

Современные тенденции развития российского общества, связанные с внедрением рыночных механизмов, направлены на развитие предпринимательства. Рыночные механизмы в экономике страны определяют новые требования к компетентности граждан в бурно меняющейся социально-экономической среде. Россия уверенно входит в мировое экономическое пространство, в этих условиях образовательная политика должна достигать качества образования и соответствовать перспективным потребностям личности, общества и государства [3].

В рыночной экономике предпринимательство является важнейшим механизмом, который позволяет в условиях ограничения ресурсов и времени максимально получать выгоду как материальную, так и духовную.

Предпринимательство в профессиональном образовании предполагает специфический способ хозяйствования, способствующий экономической эффективности. Опираясь на практики поиска и изучения новых возможностей для совершенствования образовательного процесса предпринимательство способствует повышению его экономической эффективности. В то же время, оно характеризуется оригинальностью взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. «Непрерывный шторм созидательного разрушения» является и проявлением эффективной конкуренции, и сущностью предпринимательства. В этом процессе «непрерывного шторма» предпринимательская деятельность есть деятельность лидеров - новаторов и первопроходцев [5].

В конце XVIII - начале XIX веков представитель французской классической школы политэкономии Ж.Б. Сэй разделил понятия предпринимательского дохода и дохода от капитала. Учёный указывает на специфические функции, отделяющие предпринимателя от менеджера, управляющего, и обращает внимание на творческий, рискованный характер предпринимательской деятельности.

Предпринимательство рассматривается как идея, выделяющая инновационность качественной характеристики, которая способствует быстрой смене новых комбинаций факторов производства, а следовательно, дальнейшему развитию экономики через технико-технологический прорыв. Дж. М. Кейс называет предпринимателя хозяйственником, который умело пользуется набором своих психологических качеств (умением определять оптимальное соотношение между потреблением и сбережением, способностью к риску). Предприниматель - это субъект, который использует любую возможность для максимальной выгоды [6].

Возрождение предпринимательства в России началось с конца 80-х годов XX века. Первые подробные исследования отечественных ученых о предпринимательстве и развитии рыночных отношений признают такие современные российские исследователи, как: В.М. Бусыгин, В.Я. Горфинкель, В.И. Кушлин, М.Г. Лапуста, И.В. Липсиц, А.С. Прутчен-ков, Б.А. Райзберг, В.Д. Симоненко, Э.А. Уткин и др. Каждый из вышеуказанных учёных выделяет наиболее существенные черты предпринимательства для современных социально-экономических условий в России. В частности, А.И. Агеев определяет предпринимательство как способ организационно-хозяйственного новаторства и считает, что такое новаторство - неизбежный атрибут всяких структурных сдвигов, создания новых и роста существующих производств.

Важно отметить, что практически все крупные специалисты в области экономики определяют предпринимательство как определенный вид деятельности, а предпринимателя как личность. Предприниматель обладает важными целевыми установками и деловыми качествами, среди которых отмечены: рискованность (Р. Хизрич), преодоление неопределенности (Р. Катильон), творчество (Ж.Б. Сей), организаторские способности (Ф. Уокер), новаторство (А.И. Агеев, П. Друккер, Й. Шумпетер), рационализм (М. Вебер, В. Зомбарт, Г. Шмоллер), предприимчивость (А.В. Бусыгин, В.Я. Горфинкель, В.Д. Симоненко). В энциклопедической литературе понятие предпринимательства дается в более целостном выражении, сохраняющем все качественные составляющие этого понятия. В словаре современных экономических терминов Б.А. Райзберга предпринимательство представлено как «инициативная, самостоятельная, не противоречащая законодательству, осуществляемая под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленная на получение дохода, прибыли, повышения имиджа, статуса».

В основе предпринимательства лежат: постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения экономических задач ресурсы из самых разнообразных источников. В Большой экономической энциклопедии «предпринимательство» охарактеризовано как особый вид человеческого капитала,

представленного деятельностью по координации и сращиванию всех других факторов производства для создания новых видов товаров и услуг (экономических благ).

Предпринимательская деятельность предусматривает инициативу и наличие риска, поэтому приравнивается к высококвалифицированному труду. Важно отметить, что определение предпринимательской деятельности расширяет рамки предпринимательства, отмечая, что эта деятельность существует не только в бизнесе, но и в других сферах - в социальной работе, в образовании, в медицине, религии и в целом ряду общественных и некоммерческих организаций. В образовании одним из главных факторов, так же как и в предпринимательстве, является умение и желание внедрять новые виды продукта (в рассматриваемом случае - образовательные программы), передовые технологии и методики, современные формы организации обучения [4].

В первой части Гражданского кодекса Российской Федерации дана развернутая характеристика предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [7].

В соответствии с формулированием понятия предпринимательской деятельности, установленном в гражданском кодексе РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:

1) предпринимательство - это самостоятельная деятельность граждан и их объединений. Принудительно гражданина заниматься этой деятельностью заставить никто не может;

2) предпринимательство - это самостоятельная и инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

3) предпринимательство - это деятельность рисковая, поэтому, прежде чем стать предпринимателем, надо помнить, что в процессе своей деятельности ты будешь рисковать и преодолевать сопротивление среды. В данном случае государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;

4) предпринимательство — это процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли законным путем, а не разовая сделка. Следовательно, это профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы «систематически получать прибыль», субъекту предпринимательства нужно действовать компетентно, профессионально длительное время;

5) предпринимательство - это законная деятельность, осуществляемая в соответствии с нормативными и правовыми законодательными актами;

6) гражданским законодательством установлен мотив осуществления предпринимательской деятельности - это получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить потребителям конкурентные товары (работы, услуги).

Критерии, предлагаемые для классификации предпринимательства. Обобщая и систематизируя существующие классификационные схемы и принимая во внимание вышеописанные положения современных экономических теорий, автором представляется возможным для целей настоящего исследования использовать следующую группировку видов предпринимательства.

Следует отметить, что в предлагаемой классификации выделяется инновационное предпринимательство, в противовес традиционному и рутинному. Подобное выделение является правомерным и представляет интерес при определении инновационно-активных предприятий, для которых инновации являются их миссией и содержанием предпринимательской деятельности. Это позволяет более четко отделить традиционную, коммерческую деятельность, базирующуюся на купле-продаже с целью получения прибыли, от предпринимательской как новаторской, связанной с поиском потребностей общества в новых услугах, товарах и в новых способах их удовлетворения.

Библиографический список

1. Антропянская Л. Н. Анализ результативности сетевой образовательной программы по формированию предпринимательских компетенций старшеклассников // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С.76 - 79.

2. Воронин Б. А. Крестьянское (фермерское) хозяйство в России: правовое положение, перспективы // Аграрный вестник Урала. 2009. № 7. С. 99-101.

3. Донник И. М., Воронин Б. А. Направления развития аграрной экономики в современной России // Аграрный вестник Урала. 2015. № 11. С. 62-65.

4. Воронин Б. А. Правовое регулирование повышения качества и конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции // Аграрное и земельное право. 2007. № 8. С.27.

5. Чупина И. П. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие российской экономики // Аграрный вестник Урала. 2011. № 3. С.117.

6. Чупина И. П. Многоукладная экономика как перспективная форма хозяйствования в системе продовольственного самообеспечения индустриальных регионов // Аграрный вестник Урала. 2012. № 6. С. 116 - 120.

7. Krivtsov A.I., Polinova L.V., Chupina I.P. Managing change in the holding company as a factor in solving strategic problems of the region. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 15. C. 7754-7762.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.