Научная статья на тему 'Основные этапы эволюции теории предпринимательства'

Основные этапы эволюции теории предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ENTREPRENEUR ENVIRONMENT / МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURSHIP MODELS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ENTREPRENEUR STRUCTURES / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ / THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF PRESENT DAY ENTREPRENEURSHIP / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEUR ACTIVITIES / AXIOLOGICAL AND CONATIVE OBJECTIVES OF ENTREPRENEUR STRUCTURES' ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимов Константин Владимирович

В статье проведен анализ эволюции подходов к трактовке содержания экономической категории «предпринимательство». Выводы, сделанные по результатам анализа, позволяют автору утверждать, что предпринимательство является социально-экономическим явлением, во многом определяющем жизнь современного общества. В статье раскрывается также содержание и специфика понятийно-категориального аппарата, используемого исследователями в области теории предпринимательства как хозяйственной деятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

. Basic stages of entrepreneurship theory evolution

The article presents an evolution analysis of approached to the definition of economic category of entrepreneurship. The conclusions made as a result of this analysis allow to state that entrepreneurship is a social and economic occurrence which to a greater extent determines the life of present-day society. The article also unfolds contents and specific features of conceptual and categorical apparatus implemented by the researches in entrepreneurship theory as an economic activity of the society.

Текст научной работы на тему «Основные этапы эволюции теории предпринимательства»

Основные этапы эволюции теории предпринимательства

Basic stages of entrepreneurship theory evolution

УДК 338.486.4

Евдокимов

Константин Владимирович

профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Evdokimov Konstantin Vladimirovich

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А

В статье проведен анализ эволюции подходов к трактовке содержания экономической категории «предпринимательство». Выводы, сделанные по результатам анализа, позволяют автору утверждать, что предпринимательство является социально-экономическим явлением, во многом определяющем жизнь современного общества. В статье раскрывается также содержание и специфика понятийно-категориального аппарата, используемого исследователями в области теории предпринимательства как хозяйственной деятельности общества.

The article presents an evolution analysis of approached to the definition of economic category of entrepreneurship. The conclusions made as a result of this analysis allow to state that entrepreneurship is a social and economic occurrence which to a greater extent determines the life of present-day society. The article also unfolds contents and specific features of conceptual and categorical apparatus implemented by the researches in entrepreneurship theory as an economic activity of the society.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательская среда, модели предпринимательства, предпринимательские структуры, ценност-но-мотивационные ориентиры деятельности предпринимательских структур, теоретические и практические проблемы современного предпринимательства

Keywords: entrepreneur activities, entrepreneur environment, entrepreneurship models, entrepreneur structures, axiological and conative objectives of entrepreneur structures' activities, theoretical and practical problems of present day entrepreneurship

Основой смешанных экономических систем как адекватной основы человеческой жизни в современных развитых странах (независимо от их различных моделей) являются конкурентно-рыночные принципы хозяйствования. Поскольку рыночная экономика — это экономика предпринимательского типа, в которой преобладают частнопредпринимательские начала, исследование теоретических и практических проблем современного предпринимательства, обусловленных его социально-экономической эволюцией, остается и сегодня важным предметом научного анализа.

Проблемы предпринимательства (англ. — business, франц. — enterprise) интересовали специалистов разных областей знания уже давно.

В античное время предпринимательская деятельность, с точки зрения христианских норм, считалась недостойной и греховной. И такое понятие сохранялось в течение столетий. Впервые понятие «пред-

со <

<

cl I—

О

приниматель» ввел в оборот в XVII в. представитель школы меркантилизма А. Монкретьен в своем главном труде «Трактат политической экономики» для обозначения лица, заключающего контракт с монархом на проведение различных работ.

В литературе считается, что в научном обороте понятия «предприниматель» и «предпринимательство» первым употребил французский экономист и банкир ирландского происхождения конца XVII — начала XVIII в. Р. Кантильон, соотечественник и предшественник А. Смита. Его работа «Опыт о природе торговли вообще» была издана родственником автора Ф. Кан-тильоном на английском языке в 1759 г в сильно переработанном виде. Р. Кантильон, разделяя функции капитала и предпринимателя, понимал под последним человека, берущего на себя ответственность (риск) за продажу товара по заранее непредсказуемой цене, что приводило в соответствие товарное предложение и спрос [1].

Наличие риска, связанного с колебаниями цен на рынке, отмечает в качестве характерной черты предпринимательства и один из основателей экономической школы физиократов А. Тюрго (1727-1781).

С развитием рыночной системы хозяйствования, а также в процессе эволюции экономической теории представители научных школ и направлений по-разному определяли сущность предпринимательства и его значение в экономическом процессе.

Более подробно сущность фигуры предпринимателя раскрыл классик экономической теории и создатель теории предпринимательства А. Смит, который в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г., теоретически разработал модель классической рыночной экономики. Основной чертой рыночной экономики А. Смит считал частную собственность и обусловленную ею экономическую свободу. Экономический механизм хозяйствования выступал при этом как механизм реализации экономической свободы и включал в себя, по мнению А. Смита, свободу предпринимательского выбора, личный мотив как главный мотив поведения, свободную конкуренцию, опору на систему цен и хорошие законы [2, т. 1, с. 51].

Понимание предпринимателя А. Смит связывал с оптимальным использованием ресурсов «экономического человека», т. е. определенными личностными качествами. Этими качествами являются индивидуализм, стремление к личной выгоде, умение рисковать. На основании такого подхода А. Смит называл исследуемую им рыночную экономику индивидуалистической, главной движущей силой которой выступает стимулирование личного интереса, когда каждая экономическая единица стремится делать то, что выгодно ей самой. Частный интерес, по мнению А. Смита, составляя основу рыночного или «естественного порядка», свободно проявляется в свободном передвижении капитала, товаров, денег и людей, способствующем наиболее оптимальному (рациональному) использованию ресурсов самого

^ «экономического человека», а тем самым и обще-^ ства в целом.

™ Понимание фигуры предпринимателя связано 5 у А. Смита и с другим коренным свойством клас-^ сической рыночной экономики — ее конкурентнос-^ тью. А. Смит считал, что экономическое состязание < между частными собственниками в классической н рыночной экономике является свободным (совер-х шенным), чистым. Эта свобода обусловлена мно-к жеством свободных или независимо действующих ^ покупателей и продавцов любого конкретного про-ш дукта или ресурса, которые свободны входить на к те или иные рынки или покидать их без каких-либо 2 законодательных, технологических и финансовых ш препятствий. Рыночные сделки осуществляются по ^ свободным рыночным ценам, которые являются де-о централизованными сигналами для их свободной о деятельности.

го Аналогичных взглядов на предпринимателя как капиталиста, чья деятельность связана с риском в целях извлечения дохода, придерживался и другой классик — Д. Рикардо. Последователями такого понимания предпринимательства стали также представитель немецкой классической школы XIX в. И. Тюнен и американский экономист Ф. Найт. И. Тюнен считал, что главным качеством предпринимателя является умение рисковать, принимать нестандартные решения, отвечать за свои действия в целях получения непредсказуемого дохода. Ф. Найт развил взгляды И.Тюнена. Он также считал, что предприниматель — это человек, умеющий рисковать, предугадывать перспективы развития и за это получать дополнительный коммерческий эффект [3, с. 26-27].

В работах зарубежных исследователей, теоретиков предпринимательства под предпринимательством понимался особый вид бизнеса, целью которого является получение не просто прибыли, а сверхприбыли в виде предпринимательского дохода. Источником такого предпринимательского дохода являются особые способности человека, заключающиеся в умении принимать нестандартные, новаторские решения в привычных и непривычных ситуациях, сознательно идти на риск, генерировать новые производственные и коммерческие идеи.

Известный французский экономист конца XVIII — начала XIX вв. Ж.-Б. Сэй, хотя и считается часто лишь популяризатором идей А. Смита на Европейском континенте, развил взгляды А. Смита, чем сделал значительный шаг вперед по сравнению со своим учителем. Предпринимателя он рассматривал как отличающегося от капиталиста участника экономического процесса [4]. Ж.-Б. Сэй считал, что предприниматель получает часть прибыли капиталиста как вознаграждение за свои промышленные способности, таланты, свою деятельность, дух порядка и руководительства [5].

Ж.-Б. Сэй в 1803 г. сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединение трех классических факторов производства — земли, капитала и труда: «Предприниматель — это лицо, которое берется на свой счет и риск, а также в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции» [Там же]. Само предпринимательство Ж.-Б. Сэй определял как творческое соединение и координацию основных факторов производства (капитала, земли и труда) в условиях постоянного отслеживания состояния рынка, издержек производства, преодоления

препятствий, риска и инициативы. Предпринимателя он считает главным агентом, импульсом и организатором производства, его труд продуктивен так же, как работа ученого и наемного рабочего.

Ф. Уокер в 1876 г. предложил различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. Дж. С. Милль также отличал предпринимателя от собственника, понимая предпринимателя как организатора и управленца, который может координировать факторы производства.

На рубеже XIX-XX вв. понимание предпринимательства и его функций расширилось. Эволюция связывается в теории с именами неоклассиков французского экономиста А. Маршалла, К. Менгера, Л. Вальраса, Ф. Визера, Дж. Р. Хикса, Д. Б. Кларка. А. Маршалл добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства четвертый — организацию [6]. Американский экономист Дж. Б. Кларк несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

• капитал, который приносит капиталисту процент;

• капитальные блага (средства производства и земля), которые приносят ренту;

• деятельность предпринимателя, которая приносит прибыль;

• труд рабочего, который обеспечивает ему заработную плату.

«Свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам — то, что создается капиталом, а предпринимателям — то, что создается функцией координирования» [7, с. 40].

В ХХ в. характеристика предпринимательства и фигуры предпринимателя качественно изменилась, что было связано с воззрениями известного американского экономиста-теоретика предпринимательства Й. Шумпетера (1883-1950). Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как движущую силу капитализма, поскольку он является новатором, разрабатывающим и реализующим нововведения в целях обеспечения экономического роста капиталистической экономики. Это было большой новизной в понимании фигуры предпринимателя и рыночной экономики.

Й. Шумпетер рассматривал рыночную экономику как мир реального соперничества, где живые люди (предприниматели) организуют новые фирмы, завоевывают новые рынки и продвигают новые продукты на основе свободы или умения делать «то и так, что и как не умеют другие». Именно с именем Й. Шумпе-тера рыночная экономика стала рассматриваться как экономика предпринимательского типа. А поскольку основным социально-экономическим назначением предпринимательства Й. Шумпетер считал револю-ционирование и реформирование производства за счет новшеств или инноваций [8], то само предпринимательство, по его определению, приобретало инновационную природу.

Й. Шумпетер понимал инновации как открытие новых технологий, применение новых методов организации и собственно инновации, под которыми он понимал внедрение изобретений в хозяйственную практику. Он выделял пять основных типов инноваций:

• производство нового товара или услуги или создание нового качества товара, с которыми потребители еще не знакомы;

• освоение нового рынка или рыночного сегмента;

• внедрение новой еще не испытанной технологии при производстве товара, а также новый способ коммерческого использования товара либо замена одного товара на аналогичный, но более дешевый;

• открытие нового источника факторов производства сырья или полуфабрикатов для производства товара, независимо от того, существовал этот источник ранее или его пришлось создавать заново;

• организационно-управленческие нововведения и реорганизация предприятия (создание монополии или ее ликвидация) [Там же, с. 159].

Понимая инновации не только как технологические, но и как организационные, Й. Шумпетер в трех своих взаимосвязанных работах — «Теории экономического развития» (1911), «Деловые циклы» (1939) и «Капитализм, социализм и демократия» — сформулировал теорию экономического развития, справедливо разграничив понятия «экономический рост» и «экономическое развитие».

Новое в понимание предпринимательства внесли представители неоавстрийской школы Л. Мизес и Ф. Хайек. Они считали, что предприниматель не просто экспериментирует с новыми технологическими методами, а отбирает более экономичные, дешевые для людей.

Л. Мизес и Ф. Хайек связывали предпринимательство с поведением человека, который занимается поиском и изучением новых экономических возможностей, а вовсе не с видом социально-экономической деятельности [9].

Цель поведения предпринимателя — это поиск и исследование новых экономических возможностей, что неразрывно связано со свободой человека, исключает его подчинение воле других людей, но при этом оно должно быть сообразовано с законами гражданского общества. В этом смысле предприниматель выполняет функцию «толкателя» общественно-экономического прогресса, являясь преобразовательной силой общества. Позиция Ф. Хайека в значительной степени акцентирует внимание на психологических характеристиках предпринимательства, которые и характеризуют его социально-экономическую сущность. Важным аспектом, по мнению Ф. Хайека, что также относится к специфическому пониманию предпринимательства, является установленная им взаимосвязь свободных форм предпринимательства с существующими в обществе этическими нормами и правовыми регламентами [Там же].

Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека о предпринимательстве как типе поведения были развиты И. Кирцнером, который считал основной ролью предпринимателя урегулирование рыночной системы и приведение ее в состояние равновесия. Рыночная экономика при этом становится «конкурентно-предпринимательской», а ее движущей и уравновешивающей силой — стремление предпринимателя получать прибыль. Подобным пониманием И. М. Кирцнер внес большой вклад в теорию предпринимательства, связав ее с теориями равновесия и цены.

В результате этого в экономической теории стали различаться две модели предпринимателя: предприниматель-новатор Й. Шумпетера и предприниматель-спекулянт (арбитражер) Л. Мизеса = И. Кирцнера. В обоих случаях ведущим стимулом поведения является предпринимательская прибыль. Но если новатор Й. Шумпетера извлекает прибыль из продуктовых или

производственных нововведений, то предпринима- ^ тель-спекулянт Л. Мизеса = И. Кирцнера извлекает ^ ее из разницы цен покупки и продажи (перепродажи) ™ товаров во времени. 5

«Предприимчивый человек обнаруживает расхож- ^ дение между ценами дополняющих факторов произ- ^ водства и будущими ценами продуктов, какими они < представляются ему, и старается использовать это н расхождение для своей прибыли», — писал И. Кир- х цнер [10, с. 20]. к

Два типа предпринимателей различаются и еще ^ в одном отношении. Й. Шумпетер видел в предпри- ш нимателе разрушителя существующих (уже действу- к ющих) предприятий посредством продуктовых ново- 2 введений и творца неравновесия. Напротив, предпри- ш ниматель И. Кирцнера — не разрушитель, а скорее по ^ природе своей катализатор, в отсутствие которого о конкурентная рыночная экономика прекратила бы свое о функционирование. Деятельность предпринимателя со И. Кирцнера больше способствует движению к равновесию, чем нарушает его, как полагал Й. Шумпетер.

Рассматривая рыночную экономику с точки зрения теории цены, И. М. Кирцнер справедливо считал, что для понимания рынка необходимы два понятия — конкуренция и предпринимательство [Там же, с. 17]. Конкуренцию И. М. Кирцнер понимал как совершенную конкуренцию, а несовершенную конкуренцию, по его мнению, можно понять исходя из модели совершенной конкуренции, ибо сама монополия вытекает из предпринимательства. Поэтому, по мнению И. Кирцнера, конкурентный рыночный процесс является по сути своей «предпринимательским» [Там же, с. 24]. Как писал И. Кирцнер, конкуренция внутренне присуща природе предпринимательского рыночного процесса или, если сказать иначе, предпринимательство присуще конкурентному рыночному процессу» [Там же, с. 25].

В последующем идеи Л. Мизеса, Ф. Хайека нашли отражение в трактовке предпринимательства как особого механизма экономической координации (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт).

Несмотря на различие приведенных трактовок, можно сделать вывод, что западные экономисты при характеристике предпринимательства уделяли значительное внимание психологическому поведенческому моменту. Проблема психологических основ экономического поведения рассматривалась А. Маршаллом, В. Парето, Н. Д. Кондратьевым, Дж. М. Кейнсом и другими выдающимися умами. Сегодня поведенческий аспект в области экономики разрабатывается в трудах Д. Мок Фаддена, А. Сена, Дж. Акерлафа, Дж. Стигли-ца, Д. Канемана, Х. Мински, Г. Саймона, Е. Остром, О. Уильямсона и др. Возникла целая наука о поведенческих финансах, поведенческая и экспериментальная экономика, экономика развития.

Разумеется, трактовка предпринимательства как многогранного явления предполагает комплексный подход. Однако отождествлять предпринимательство с предпринимательской деятельностью представляется неправильным, хотя для экономистов и юристов издавна были характерны подходы к предпринимательству как предпринимательской деятельности. Однако единый подход к определению предпринимательской деятельности в зарубежных правовых системах отсутствовал. Во Франции, ФРГ и США, например, предпринимательская деятельность трактовалась как коммерческая или торговая. Англосаксонская же система права не выделяла фигуру предпринимателя

^ (коммерсанта) как лица с особым статусом, а пред-^ принимательскую деятельность не трактовала как ™ особый вид деятельности.

5 В современной России становление правовой ос-^ новы предпринимательства было связано с принятием ^ Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях < и предпринимательской деятельности» (не действую-н щим сегодня), в котором под предпринимательством х понималось предпринимательская деятельность, но к специфика этого вида деятельности не выделялась. ^ В Гражданском кодексе РФ понимание предпринима-ш тельства уточнено в связи с расширением правовых к признаков предпринимательской деятельности за счет 2 включения такого признака, как предпринимательский ш риск и введения понятия имущественной ответствен-^ ности предпринимателя. Согласно этим дополнениям о предпринимателем считается не только коммерсант, о но и банкир, ремесленник, фабрикант, менеджер. го Сегодня в литературе разграничиваются также понятия «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность» [11, с. 39-40]. Так, по мнению Л. И. Шевченко, предпринимательская деятельность — это разновидность хозяйственной деятельности, которая, в свою очередь, есть вид экономической деятельности [Там же, с. 39]. Специфика предпринимательства как хозяйственной деятельности требует выделения характеризующих его специальных признаков, таких как новаторство, профессионализм, а инициативность, самостоятельность, риск, ответственность, систематизм, направленность на получение прибыли он считает общими, определяющими предпринимательство как экономическую деятельность.

С таким разграничением можно согласиться, но все же, с нашей точки зрения, предпринимательство — более широкое понятие, чем предпринимательская деятельность. А. Н. Асаул дает следующее разграничение содержания предпринимательства, принятое отечественными теоретиками предпринимательства. По его мнению, это:

• деятельность, направленная на извлечение максимальной прибыли;

• инициативная деятельность предпринимателей, заключающаяся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;

• процесс организационной новации;

• прямая функция реализации собственности;

• действия, направленные на возрастание капитала и развитие производства;

• специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений;

• стиль хозяйствования;

• процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка;

• взаимодействие субъектов рынка и т. д. [12, с. 27]. Каждое из определений вполне правомерно, однако требование комплексности к пониманию предпринимательства предполагает необходимость счи-

тать его институтом, обеспечивающим политическое, экономическое и социальное взаимодействие между субъектами общества при помощи соответствующих формальных и неформальных правил и норм поведения механизмом, т. е. определенный экономический и социальный порядок.

Адекватно такому пониманию предпринимательства можно, во-первых, раскрыть содержание и установить субординацию понятийно-категориального аппарата теории предпринимательства, к которым относятся: предприниматель, предпринимательская деятельность, предпринимательские способности, предпринимательская среда, предпринимательский климат, предпринимательская структура, предпринимательский сектор, потенциал предпринимательства. Во-вторых, подобное понимание предпринимательства позволит выработать методологию исследования специфики формирования российской модели предпринимательства, смоделировать долгосрочные изменения взаимодействия предпринимательства и власти в обществе в условиях происходящих в мире процессов глобализации и повышения конкурентоспособности стран. В-третьих, такое понимание способствует трактовке предпринимательской структуры как институциональной единицы рыночной экономики и дает классификацию типов предпринимательских структур.

В настоящее время многообразные типы предпринимательских структур могут быть классифицированы по следующим признакам: виду деятельности, организационно-экономической форме, организационно-правовой форме, размерам, национальной принадлежности, интеграционному признаку. Наконец, подобное понимание предпринимательства дает возможность оценить ценностно-мотивационные ориентиры деятельности предпринимательских структур с позиции их эволюции.

Литература:

1. Кантильон Р. Опыт о природе торговли вообще // Первые экономические системы. М.: ЭКСМО. 2007.

2. Смит А. Исследование о сущности и причинах богатства народов. М., Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935.

3. НайтФ. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. вып. 5.

4. Петров М. Н. Основы экономики и предпринимательства. М.; СПб.: Издат. дом «Герда», 2001.

5. СэйЖ. Б. Трактат политической экономики. М., 1896.

6. Маршалл А. Принципы экономической теории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.

7. КларкДж. Б. Распределение богатства / Пер. с англ. М.: ГЕЛИОС АДВ, 2000.

8. Шумпетер Й., Веф А. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с англ. М.: Экономика, 1995.

9. Хайек Ф. А. Назначение, конкуренция и свобода: Антология сочинений. СПб.: Пневма, 1999.

10. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ, 2001.

11. Шевченко Л. И. Понятие предпринимательской деятельности, ее экономическая и правовая сущность // Законодательство. 2006. № 11.

12. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.