Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование мотивов предпринимательской активности'

Теоретическое обоснование мотивов предпринимательской активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL SKILLS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ECONOMIC BEHAVIOR / MOTIVES OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чокаева Нина Очировна

В статье рассмотрена проблема выявления мотивов предпринимательской активности, предполагающая их обоснование с позиций сущностных характеристик предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical justification of motives of entrepreneurial activity

The article deals with the problem of determining the motives of entrepreneurial activity, suggesting their justification from the standpoint of the essential characteristics of entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование мотивов предпринимательской активности»

Чокаева Нина Очировна

начальник Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия (e-mail: [email protected])

Теоретическое обоснование мотивов предпринимательской активности

В статье рассмотрена проблема выявления мотивов предпринимательской активности, предполагающая их обоснование с позиций сущностных характеристик предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские способности, предпринимательская активность, экономическое поведение, мотивы предпринимательской активности.

N.O. Chokaeva, Head of the Center for Financial Support of the Ministry of the Interior of the Republic of Kalmykia; e-mail: [email protected]

Theoretical justification of motives of entrepreneurial activity

The article deals with the problem of determining the motives of entrepreneurial activity, suggesting their justification from the standpoint of the essential characteristics of entrepreneurship.

Key words: entrepreneurship, entrepreneurial skills, entrepreneurial activity, economic behavior, motives of entrepreneurial activity.

Происходящее в настоящее время замедление темпов развития российской экономики предусматривает в качестве одного из важнейших направлений преодоления этого состояния стимулирование предпринимательской активности, под которой в литературе понимаются процесс вовлечения населения в предпринимательство, а также активность предпринимательских структур, характеризующаяся деловой и инновационной активностью. В данной статье речь идет об активности предпринимательских структур. Предпринимательская активность - это также форма определенным образом мотивированного типа экономического поведения, обусловленного, в свою очередь, сущностной характеристикой предпринимательства.

Проблемы теории и практики предпринимательства как широкого комплексного понятия интересуют специалистов разных областей знаний уже давно. В научной литературе существует много подходов к определению сущности, социально-экономической эволюции и мотива-ционных ориентиров предпринимательства с разных точек зрения: экономической, социальной, психологической, управленческой, исторической. С экономической точки зрения предпринимательство - это понятие, характеризующее социально-экономические отношения между предпринимателями и другими субъектами рынка по поводу экономической свободы предпринимателя, наличия у него специфических

интересов, целей и мотиваций, обусловленных совокупностью определенных психологических черт и обеспечивающих определенный вид их экономического поведения.

Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» впервые употребил в работе «Опыт о природе торговли вообще» английский экономист конца XVII - начала XVIII в. Ричард Кантильон, который понимал предпринимателя как человека, берущего на себя ответственность (риск) за продажу товара по заранее не предсказуемой цене.

Более подробно сущность фигуры предпринимателя раскрыл классик экономической теории Адам Смит. Он теоретически разработал модель классической рыночной экономики, основанную на частной собственности и обусловленной ею экономической свободе. Под свободой предпринимателя А. Смит понимал свободу предпринимательского выбора, невмешательство государства в его хозяйствование, личный мотив как главный мотив такого поведения, свободу действий в условиях свободной конкуренции, правда, с опорой на систему цен и «хорошие» законы [1].

А. Смит считал, что свободный предприниматель как «экономический человек» готов взвалить на себя дополнительное бремя, чтобы заработать побольше денег или богатства для своего собственного блага и блага своей семьи. В целях достижения частного интереса он рационально максимизирует индивидуальное

326

благосостояние при минимизации издержек, и этот экономический мотив лежит в основе его экономического поведения.

Ж.Б. Сэй, считающийся учеником А. Смита, расширил понимание предпринимателя, которого он считал отличающимся от капиталиста участником экономического процесса, обладающим способностями, талантами, духом порядка и руководства как определенными человеческими способностями и за это получающим вознаграждение в виде части прибыли капиталиста. Следовательно, Сэй разделял идею А. Смита об экономическом мотиве поведения предпринимателя, связывал вознаграждение со способностями предпринимателя, которые он считал фактором производства наряду с землей, трудом и капиталом. На рубеже Х1Х-ХХ вв. понятие предпринимательства расширилось. Так, А. Маршалл связывал предпринимательство с организацией производства как одним из факторов производства [2]. Организаторские способности и материальное денежное вознаграждение за работу, по мнению Маршалла, становятся побудительными мотивами и воздействуют на экономическое поведение человека. Психические или организационные способности человека формируются в процессе производства и распределения и состоят в стремлении рационально максимизировать денежный доход. Американский экономист Дж.Б. Кларк также считал, что способности предпринимателя становятся фактором производства [3]. Итак, идеи Ж.Б. Сэя, Дж. Кларка и особенно А. Маршалла о способностях предпринимателя как факторе производства или экономическом ресурсе еще в XIX в. позволили сформулировать позицию в отношении психических основ функционирования рыночно-капиталистической системы. Вывод о том, что психика человека, определяемая его естественно-органической природой и влияющими на нее общественными условиями, играет важнейшую роль в типе экономического поведения субъектов рынка, в принятии ими управленческих решений, был сделан в конце ХХ в. экономистами, социологами, историками, психологами и правоведами, разрабатывавшими науку о человеческом поведении [4].

Психические особенности человека лежат в основе таких поведенческих черт предпринимателя, как умение рисковать, динамичность, инициативность, энергичность, новаторство и творческий подход к делу, предприимчивость, решительность, умение находить нетрадиционные решения, самостоятельно принимать и реализовывать их. Эти личностные черты или признаки в совокупности составляют предпринимательские способности, а деятельность людей,

наделенных такими чертами и успешно их реализующих, называется предпринимательством.

Предприниматель реализует перечисленные поведенческие черты личности, особенно черту новаторства , творческого отношения к делу, и эта потребность в самореализации себя как новатора и творца выступает другим, отличным от экономического мотивом предпринимательской активности (хотя этот мотив не исключает и экономический денежный мотив). Этот мотив к самореализации в творчестве может быть назван психологическим.

В этой связи большое значение для понимания фигуры предпринимателя имеют воззрения известного американского экономиста - теоретика предпринимательства Й. Шумпетера (18831950). Он рассматривал предпринимателя как движущую силу капитализма, как новатора, разрабатывающего новые технологии, нововведения, реализация которых способствует экономическому росту [5]. Это было для того времени большой новизной в понимании фигуры предпринимателя. Й. Шумпетер рассматривал рыночную экономику как мир реального соперничества, где живые люди организуют новые фирмы, завоевывают новые рынки и продвигают новые продукты на основе свободы или умения делать «то и так, что и как не умеют другие» [5].

Отношение к инновациям, по мнению Й. Шум-петера, определяет экономическое поведение богатых, среди которых он различал «новаторов» и «консерваторов», или рутинеров. Число «новаторов» как творческих личностей, имеющих психическую ориентированность на прогресс, является показателем инновационного потенциала и прогресса экономической системы. Целью поведения «новаторов» является реализация новых идей, технологий, продуктов, поэтому «новаторы» расширяют область приложения своих усилий, выполняют все более новые функции. Они демонстрируют высокую степень экономической устойчивости и адаптивной эффективности, отрицательные издержки поведения «новаторов» невысоки. «Консерваторы», или рутинеры, демонстрируют поведение, обратное модели поведения «новаторов». Они сохраняют прежние позиции в области идей, технологий, продуктов, а значит, используют прежние способы и методы деятельности, не расширяя ее сфер. Издержки такого поведения высокие и постоянно увеличивающиеся, поэтому их устойчивость и эффективность функционирования низкая. Поведение «новаторов» является предпринимательским, ибо предпринимательская деятельность инновационна по сути и этим отличается от других видов деятельности.

327

Представители неоавстрийской школы Л. Мизес [6] и Ф. Хайек [7] расширили понимание предпринимательства как типа поведения. Они считали, что предприниматель не просто экспериментирует с новыми технологическими методами, а отбирает именно те, которые являются более экономичным, дешевыми для людей. Фридрих фон Хайек прямо связывал предпринимательство с поведением человека, который занимается поиском и изучением новых экономических возможностей [7].

По мнению Фридриха фон Хайека, предпринимательство - это скорее характеристика поведения человека, а не особая форма социально-экономической деятельности. Цель такого поведения - поиски и исследование новых экономических возможностей, что неразрывно связано со свободой человека, исключающей его подчинение воле других людей. Одновременно оно должно быть сообразовано с законами гражданского общества. Предприниматель ввиду своих психологических особенностей выполняет функцию «толкателя» общественно-экономического прогресса, и в этом заключается психологический мотив предпринимательства. Позиция Ф. Хайека в значительной степени акцентирует внимание на психологических характеристиках предпринимательства, однако при этом важным аспектом является взаимосвязь свободных форм предпринимательства с существующими в обществе этическими нормами и правовыми регламентами [7].

Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека были развиты И. Кирцнером, который видел основную роль предпринимателя в том, чтобы добиться такого урегулирования рыночной системы, чтобы она пришла в состояние равновесия, т.е. понимал предпринимательство как способ ведения дел в условиях конкуренции, как движущую или уравновешивающую силу «конкурентно-предпринимательского» рыночного процесса. Этим пониманием И.М. Кирцнер внес большой вклад в теорию предпринимательства, увязав ее с теорией равновесия [8].

Й. Шумпетер видел в предпринимателе разрушителя существующих (уже действующих) предприятий посредством продуктовых нововведений и творца неравновесия. Предприниматель Кирцнера, напротив, не разрушитель, а скорее по природе своей катализатор, в отсутствие которого конкурентная рыночная экономика прекратила бы свое функционирование. При этом мотивом предпринимателя вместе с экономическим становится потребность в реализации управленческих качеств, т.е. психологический мотив.

Особое внимание психическим основам классовой структуры общества и, в том числе, активности предпринимателя как класса богатых уделяли Т. Веблен, В. Парето и В. Зомбарт.

Так, Т. Веблен писал, что природа человека характеризуется двумя наиболее глубокими инстинктами - инстинктом соревнования (состязания) и инстинктом мастерства (полезного трудолюбия) [9]. Инстинкт соревнования, по его мнению, является самым сильным из экономических мотивов, но это инстинкт хищнический, он приводит к концентрации богатства в частных руках, а люди с инстинктом мастерства создают это богатство, т.е. являются подлинными творцами прогресса. Поэтому крупные собственники - это, по Веблену, «праздный класс», их поведение диктуется инстинктами стяжательства и агрессии и характеризуется Вебленом как «хищничество» [9].

В. Парето, один их крупнейших экономистов и социологов рубежа Х!Х-ХХ вв., также считал, что мотивы человеческого поведения определяются главным образом психикой. Он делил общество на властвующую элиту и неэлиту. Властвующая элита имеет высокий индекс способностей и уровень их реализации, что измеряется величиной денежного дохода, у нее преобладает инстинкт новизны и стяжательства, у неэлиты -инстинкт консервативного склада. Психический мотив элиты соответствует его экономическим мотивам действия в виде личного обогащения любыми способами. В. Зомбарт также писал о психических типах людей и навязываемом ими всему обществу определенном типе поведения. Он выделил «буржуа» как носителей «капиталистического духа» и людей противоположного типа психики [10]. «Капиталистический дух» -это сросшийся воедино предпринимательский и мещанский дух. «Предпринимательский дух» - это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого, а «мещанский дух» состоит из склонности к счету и осмотрительности, из благоразумия и хозяйственности [10]. По мнению Зомбарта, предприниматель является завоевателем, обладающим инстинктом свободы и воли, организатором, обладающим качествами лидера, и торговцем, т.е. общительным, контактным и авторитетным. Мещанский дух - это трудолюбие, стяжательство.

Итак, как отмечает известный историк экономической жизни Б. Селигмен, при определенных различиях во взглядах на психику человека для Парето, Веблена и Зомбарта поведение человека в любой среде деятельности (хозяйственной, социальной, политической, идеологической) объясняется его психикой [11].

328

Поведенческие или психологические качества, обеспечивающие успешность предпринимательской деятельности, рассматривались и другими учеными. М. Вебер, например, понимал «ресурс предприимчивости» как реакцию на жесткую, неожиданную ситуацию в системе с неопределенным результатом. Исходя из этого, он выделял следующие «идеальные» типы предпринимателей, выражающиеся в особенностях отношений управления и подчинения, которые существуют между людьми: организующий мир бюрократ (конфуцианство); упорядочивающий мир работяга-предприниматель (индуизм); наемный управляющий самурай (буддизм); руководитель-воин, покоряющий неблагоприятную и даже враждебную среду (ислам); творец-ремесленник, способный не только к оперативному ситуационному диагнозу, но и к позитивному действию (христианство) [12].

Известный российский социолог Л. Гумилев разделил людей по уровню их природной биопсихической энергетики на три разнородных типа - «пассионарии»,«гармоничные личности» и «субпассионарии», в которых он видел первопричину массовых исторических движений. По мнению Л.Н. Гумилева, в основе пассионар-ности лежит природная непроизвольно проявляющаяся склонность к активности, которая стимулируется преобладанием потребности в развитии над видовой и личной потребностью в самосохранении. Пассионарная личность способна нарушить инерцию среды, способна преодолевать границы взаимодействия со средой и действовать над ситуацией.

Всего Л.Н. Гумилевым было выделено 12 типов социального поведения, из которых половина обладает пассионарностью. К ним относятся честолюбцы, деловые люди, авантюристы, ученые, пророки. К деловым людям Л.Н. Гумилев относил людей, имеющих врожденную склонность к предпринимательству [13].

Кроме новаторства, отличительным признаком предпринимательства является постоянное умение рисковать и управлять риском, что выступает важной характеристикой экономического поведения предпринимателя.

Риск объективно порожден неопределенностью самого рынка ввиду изменения конъюнктуры, цен и предпочтений потребителя, а также в силу непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые предпринимателем решения.

1. Смит А. Исследование о сущности и причинах богатства народов: в 2 т. М., 1995.

Умение рисковать предполагает учет риска и его отрицательных последствий в принимаемых предпринимателем решениях, сопоставление возможных потерь от риска с получаемыми доходами, т.е. упущенную выгоду, снижение риска различными методами.

Постоянное изменение экономической ситуации и обострение конкурентных отношений усиливает неопределенность получения прибыли, что требует обоснованного выбора оптимальных управленческих решений, не только в краткосрочный, но и в долгосрочный период. Предпринимательский успех во многом определяется способностью своевременно реализовывать на рынке разные возможности созданного дела, что связано с реализацией предпринимательских способностей, и это усиливает значимость управленческой компоненты предпринимательства.

Предпринимательские способности как определенные психические особенности личности являются одной из главных основ устойчивых конкурентных преимуществ. Именно поэтому среди ряда психологических проблем, возникающих в связи с развитием российского предпринимательства, повышением его активности и усилением роли не только в хозяйственной, но и в политической сферах, расширением влияния на общественную жизнь, наибольшую актуальность представляет проблема поиска устойчивых комбинаций личностных черт и деловых качеств, позволяющих безошибочно прогнозировать предпринимательский потенциал, предпринимательскую активность. Следовательно, можно говорить о своеобразном мотиве достижения конкурентоспособности как о новом мотиве предпринимательства.

Предпринимательская активность позволяет раскрыть экономический потенциал общества, создавать новые рынки, технологии социальных связей и структур. Благодаря предпринимательской активности модернизуются производственные технологии, совершенствуются товары, открываются оригинальные источники и виды сырья, осваиваются рынки сбыта, возникают ранее неизвестные или восстанавливаются давно забытые профессии, организуются дополнительные рабочие места, что способствует повышению конкурентоспособности как самих предпринимательских структур, так и конкурентоспособности национальной экономики в целом.

1. Smith A. Research about essence and causes of wealth of nations: in 2 vol. Moscow, 1995.

329

2. Маршалл А. Принципы экономической теории: в 3 т. / пер. с англ. М., 1984.

3. Кларк Дж.Б. Распределение богатств / пер. с англ. М., 2000.

4. Ольсевич Ю.Я. Психологические основы экономического поведения. М., 2009.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития / пер. с нем. М., 1982.

6. Мизес Лоран. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / пер. с англ. М., 2000.

7. Хайек Ф.К. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма / пер. с англ. М., 1992.

8. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство /пер. с англ.; под ред. А.Н. Романова. М, 2001.

9. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

10. Зомбарт В. Буржуа. Мировая экономическая мысль. М., 2005. Т. 3.

11. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

12. Вебер М. Избр. произведения / пер. с нем. М., 1990.

13. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997.

2. Marshall A. Principles of economic theory: in 3 vol. / transl. from English. Moscow, 1984.

3. Clark J.B. Distribution of wealth / transl. from English. Moscow, 2000.

4. Olsevich Yu.Ya. Psychological foundations of economic behavior. Moscow, 2009.

5. Schumpeter J. Theory of economic evolution / transl. from German. Moscow, 1982.

6. Mizes Loran. Human activity: treatise on economic theory / transl. from English. Moscow, 2000.

7. Hayek F.K. Fatal conceit: errors of socialism / transl. from English. Moscow, 1992.

8. Kirzner I. Competition and entrepreneurship / transl. from English.; ed. by A.N. Romanov. Moscow, 2001.

9. Veblen T. Theory of the leisure class. Moscow, 1984.

10. Zombart V. Bourgeois. World economic thought. Moscow, 2005. Vol. 3.

11. Seligman B. Main currents of modern economic thought. Moscow, 1968.

12. Veber M. Sel. works / transl. from German. Moscow, 1990.

13. Gumilev L.N. Ethnogenesis and the Earth's biosphere. Moscow, 1997.

330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.