Научная статья на тему 'Развитие предпринимательской экосистемы в России в условиях глобального кризиса'

Развитие предпринимательской экосистемы в России в условиях глобального кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
меры государственной поддержки / биологическая угроза / COVID-19 / контент-анализ / бизнес. / government support measures / biological threat / COVID-19 / content analysis / business

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коротких Кристина Денисовна, Чемоданова Анастасия Евгеньевна, Ильина Ангелина Ивановна, Санников Дмитрий Васильевич

Исследование направлено на изучение опыта использования мер государственной поддержки бизнеса в условиях биологических угроз. Эмпирической базой исследования послужила крупнейшая биологическая угроза последнего времени – пандемия COVID-19. В ходе работы при использовании метода контент-анализа осуществлено исследование трудностей, с которыми столкнулся бизнес в условиях COVID-19, действий, направленных на выход из кризиса, а также дана оценка эффективности государственных мер поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коротких Кристина Денисовна, Чемоданова Анастасия Евгеньевна, Ильина Ангелина Ивановна, Санников Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of entrepreneurial ecosystem in Russia during the global crisis

The study is aimed at studying the experience of using government support measures for business in conditions of biological threats. The empirical basis of the study was the largest biological threat of recent times the COVID-19 pandemic. In the course of the work, using the content analysis method, a study was carried out of the difficulties faced by business in the context of COVID-19, actions aimed at overcoming the crisis, and an assessment was made of the effectiveness of government support measures.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательской экосистемы в России в условиях глобального кризиса»

DOI: 10.24412/1994-3776-2024-1-127-135 УДК: 303.645.062

К. Д. Коротких, А. Е. Чемоданова, А. И. Ильина, Д. В. Санников

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

K. Korotkikh, А. Chemodanova, А. Ilyina, D. Sannikov. Development of entrepreneurial ecosystem in Russia during the

global crisis

Аннотация. Исследование направлено на изучение опыта использования мер государственной поддержки бизнеса в условиях биологических угроз. Эмпирической базой исследования послужила крупнейшая биологическая угроза последнего времени -пандемия COVID-19. В ходе работы при использовании метода контент-анализа осуществлено исследование трудностей, с которыми столкнулся бизнес в условиях COVID-19, действий, направленных на выход из кризиса, а также дана оценка эффективности государственных мер поддержки. Ключевые слова: меры государственной поддержки; биологическая угроза; COVID-19; контент-анализ; бизнес.

Контактные данные: 628011, Ханты-Мансийск, Чехова ул., д. 16; тел.: +7 (900) 389-57-92; e-mail: ilinaangelina25@gmail.com

Abstract. The study is aimed at studying the experience of using government support measures for business in conditions of biological threats. The empirical basis of the study was the largest biological threat of recent times - the COVID-19 pandemic. In the course of the work, using the content analysis method, a study was carried out of the difficulties faced by business in the context of COVID-19, actions aimed at overcoming the crisis, and an assessment was made of the effectiveness of government support measures.

Keywords: government support measures; biological threat; COVID-19; content analysis; business.

Contact information: 16 Chekhova street, Khanty-Mansiysk, 628011; tel.: +7 (900) 389-57-92; e-mail: ilinaangelina25@gmail.com

Предпринимательская экосистема является одной из важных составляющих экономики страны, обеспечивающей занятость населения и способствующей развитию конкуренции, поэтому ее сохранение и поддержка являются одними из главных задач государства. Предпринимательская экосистема зависит как от внутренних, так и от внешних факторов, в число которых входит влияние биологических угроз. Ярким представителем таких угроз стала пандемия COVID-19, развернувшаяся в мире в период с января 2020 года по май 2023 года. Организациям нужно было в кратчайшие сроки перестраивать и пересматривать процессы управления для выхода из кризисной ситуации и минимизации рисков. Многие понесли значительный урон, не сумев совладать с губительной силой самостоятельно, а некоторые предприятия получили возможность развития своего бизнеса, к их числу можно

Коротких Кристина Денисовна - студент Югорского государственного университета Чемоданова Анастасия Евгеньевна - студент Югорского государственного университета Ильина Ангелина Ивановна - студент Югорского государственного университета

Санников Дмитрий Васильевич - научный руководитель, старший преподаватель Югорского государственного университета K. Korotkikh - student of Ugra State University A. Chemodanova - student of Ugra State University A. Ilyina - student of Ugra State University

D. Sannikov - scientific director, senior lecturer of Ugra State University. © Коротких К. Д., Чемоданова А. Е., Ильина А. И., Санников Д. В., 2024

отнести производство медицинских изделий и фармацевтических препаратов. На заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики был одобрен список сфер деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. В этот список вошли такие отрасли, как: авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений и другие [12].

Важной единицей в помощи предпринимателям выступило государство, которое стремилось к скорому выводу предприятий из ситуаций кризиса с целью восстановления российской экономики, предоставляя различные меры поддержки. На официальном сайте Правительства РФ был опубликован список, включающий в себя 75 мер государственной поддержки, таких как мораторий на плановые проверки малого бизнеса; освобождение от НДФЛ субсидий для индивидуальных предпринимателей; кредиты на оборотные средства, субсидируемые на ставку ЦБ и др. [11]. Благодаря этому некоторые организации смогли выйти из кризиса, восстановив свою деятельность.

Несмотря на окончание пандемии её пагубное воздействие продолжает отражаться на деятельности бизнеса. Нет оснований считать, что подобное не повторится в ближайшем будущем, а, значит, нужно государству и предпринимательству быть готовым к подобным событиям и использовать полученный положительный и отрицательный опыт во благо будущего. В настоящем исследовании делается попытка выявить наиболее действенные меры государственной поддержки бизнеса в этих условиях в России.

Среди отечественных ученых, исследующих данную тематику, можно выделить работы Н. А Гончаровой [5], Э. Р. Меликова [5], А. В. Епанчинцевой [7], посвященные вопросам влияния пандемии на малый и средний бизнес, анализу государственных мер поддержки предпринимателей во время кризиса.

В период пандемии были озвучены и предприняты различные меры государственного значения, законодательного и административного уровня, организационного и финансового характера. Так, Епанчинцева выделяет следующие меры государственной поддержки: налоговые послабления; уменьшение страховых отчислений до 15 %; налоговые каникулы до 1 мая для налогоплательщиков в сфере физкультуры и спорта, культуры и искусства, кинематографии; беспроцентный кредит на 6 месяцев для выплаты зарплаты сотрудникам. Помимо вышеперечисленных мер она также выделяет наложенный мораторий на все контрольные проверки, за исключением тех, которые касаются риска для жизни и здоровья граждан, до конца 2020 г., информационную поддержку в виде консультаций экспертов по трансграничной торговле на тему того, каким образом происходит перевод многих бизнес-процессов в онлайн-среду [7].

Среди проблем предпринимательства, возникших в связи с ограничительными мерами по распространению COVID-19, упомянутых Гончаровой и Меликовым, можно подчеркнуть следующие: высокий уровень налогообложения, повышение стоимости аренды, ограничение объемов вывозимого сырья и оборудования, в связи с этим сокращение производства, невыполнение договорных обязательств, сокращение заработной платы, уменьшение количества работников, сокращение потребительского спроса. Для выравнивания экономической ситуации в этой сфере Гончарова и Меликов предлагают применить такой метод, как создание проектов онлайн продаж и онлайн присутствия, а также сократить расходы и затраты [5, с. 19-20].

Изученные нами интервью руководителей, осуществлявших непосредственное управление бизнесом в условиях пандемии COVID-19 и находящихся в открытых источниках сети Интернет охватили такие регионы Российской Федерации, как Пермский

край, Московская область, Тюменская область, Омская область, Свердловская область и другие регионы нашей страны. Бизнес, который представляют респонденты, занимает различные сегменты рынка, такие как предприятия общественного питания, транспортный бизнес и логистика, культурно-развлекательный бизнес, сфера образовательных услуг и др.

При использовании метода контент-анализа, была осуществлена кодификация, агрегация и группировка содержания интервью, представленная в таблице ниже (Табл. 1), после чего проведен расчёт процента упоминаний, и сортировка описанных единиц (Табл. 2), при этом коэффициент сходимости группы исследований составил 78% для всех трех исследуемых категорий, таких как: трудности, с которыми столкнулись предприниматели; действия предпринимателей в кризисной ситуации; меры государственной поддержки, которыми воспользовались предприниматели.

Исходя из представленных в таблицах данных можно сделать следующие выводы.

Первое. Основной проблемой во время пандемии стал введённый режим самоизоляции, его отметили 60% респондентов: «Главным вызовом пандемии для нас стало закрытие фитнес-клубов в рамках анти-эпидемиологических ограничений. Мы не работали три месяца: нас закрыли 25 марта, а открыли только в конце июня. Главной сложностью в этих условиях было сохранить команду [16]», - Игорь Иткин, управляющий партнер ГК «Фитнес Индустрия». Также были упомянуты такие проблемы как: потеря клиентов, отсутствие возможности выплатить сотрудникам з/п, их отметили 55% и 25% респондентов соответственно. Из-за введенных ограничений со стороны государства бизнес столкнулся с сокращением штата сотрудников, перебоями с поставками, что привело к спаду оборотов производства, нехватке средств на обязательные расходы, а в некоторых случаях даже к закрытию организации - такие трудности упомянули менее 25% интервьюируемых. Также 15% подчеркнули проблему «закрытие границ», обозначив её основной: «После закрытия границ все процессы по импорту, которые у нас были, они встали [3]», - комментирует Михаил Деревянко, предприниматель из города Омск.

Второе. В условиях пандемии нельзя было рассчитывать только на государство, преобладающая часть антикризисной работы возлагалась на руководство компании. Так, 35% организаций применяли антикризисные меры для стабилизации состояния компании, в то время как 5% компаний приняли решение о снижении количества рабочих часов: «Когда в январе впервые заговорили об эпидемии в Китае, то мы собрали людей и сказали, что с огромной вероятностью нам придётся закрыться в ближайшее время. Первое, что мы сделали - это мы снизили количество рабочих часов у сотрудников, то есть, предоставив им больше возможности работать на фрилансе. С марта мы полностью съехали с офиса, и команду в итоге мы распустили [3]», - Михаил Деревянко, предприниматель из города Омск

Таблица 1. Контент-анализ

ФИО респондентов Название интервью Меры поддержки Трудности Действия

А. Зайцев, Я. Виндзор, Д. Анжело, О. Мусаханова и Ю. Федорошина, Д. Крутов, А. Волкова, А. Гудимова, К. Каверник, А. Сколков, В. Кондратенко, В. Зоркий, В. Овчаренко Запасной парашют: бизнесмены о том, как им удалось пережить пандемии о о <м <М о <М СП о <М о <М ич о <М о СП СП о СП о СП «ч о СП о СП о СП

П. Ситников Пётр Ситников о бизнесе, пандемии и её последствиях о <м о <М о <М 00 о <м о <М о СП <м о СП

И. Трейго, В. Кашин, А. Демшин, Л.Копотилова Поддержка дела о <м о СП о 00 о <м о <м ич о <м о <М <М ич о СП

С. Бормотов Сто пицц в день: история тюменских бизнесменов, чей гастробар во время пандемии изменил концепцию и выиграл на этом ю о <м о СП о СП

А. Смирнова, С. Подуст, Дмитрий Глумин Предприниматели делятся секретами выживания во время пандемии ич о ич о СП ю о СП

И. Переплетчиков, И. Иткин, О. Сурган, Е. Крашенников, Т. Шишкина, Е. Каракушьян Предприниматели - об эффектах пандемии СП о ю о СП о <м о <М <М <М <м СП <М О СП «ч о СП о СП

А. Самсонова Анастасия Самсонова: Мой опыт в онлайн-бизнесе позволяет воспринимать трудности как норму о <м <м СП о СП

И. Филатов Производитель детских паровозиков в пандемию изобрёл новый аттракцион ю о о О <М СП о <М о <М о СП

А. Рудая Танцуют все: студия в Екатеринбурге после карантина набирает учеников ю о о СП о <м ич о <м о <м <М ич о СП о СП

И. Проклов Литейных дел мастер: как в пандемию бронзу на ландшафт поменяли о <м СП о <м ич о СП о СП СП

Э. Янковский «Если ничего не делать -ничего и не получится...». Как в период пандемии выживал малый бизнес? Интервью с серовским предпринимателем Эдуардом Янковским о о <м СП о <м о <М 00 о <м о <м о <М О СП <м о СП ич о СП 00 о СП

Александра и Максим Закировы Домик для дочки: семейная мастерская после пандемии стала бизнесом о о <м СП о <м о <м ич о СП о СП <М СП

Ю. Никитин Снова в рейс: господдержка помогла выжить транспортному бизнесу в Перми о СП о о <м <м о <м <М о СП

В. Акубова Автошкола в Ижевске освоила новый формат работы при коронавирусе о <м СП о <м о СП <м о СП СП о СП «ч о СП о СП 00 о СП

М. Ефименко Продать нельзя соткать: как коронавирус изменил жизнь текстильщиц СП о о <м ич <М ич о СП тг СП

В. Волошок Предприниматель из Магнитогорска рассказал о работе в условиях пандемии о - СП о <м о <м ич о <М <м о СП <м СП

А. и М. Григорян В Москве вокальная студия из-за пандемии ушла в режим онлайн о о <м СП о <М о СП <М о СП

В. Крикушенко Российские предприниматели рассказали о мерах господдержки малого и среднего бизнеса <м о

М. Деревянко Бизнес во время пандемии: истории предпринимателей о <м <м о <М СП о <м о <м ич о <М о <м о <м <М <М <м о СП <м СП СП СП

А. Ахмадуллина, О. Воронин Российские модные дизайнеры — об импортозамещении, покупателях и ценах СП о <м о <м 00 о <М о <М <м <М ич <М <М СП о СП о СП о СП СП

Таблица 2. Расшифровка контент-анализа.

Категория Единица Код Количество повторений, %

Государственная субсидия для пострадавших отраслей в размере 12 130 рублей на каждого работника 106 25

Изменение графика платежей по кредитам (кредитные каникулы или реструктуризация) 103 20

Меры Беспроцентный кредит на выплату з/п на 6 месяцев предприятиям, относящимся к пострадавшим отраслям 101 15

Кредиты по льготным ставкам (2% и 3%) 102 10

поддержки Государственная субсидия на закупку дезинфицирующих средств 107 10

Государственная субсидия в размере уплаченных налогов за год 109 10

Государственная субсидия самозанятым 104 5

Бесплатный доступ к интернет-платформам по программе поддержки бизнеса 105 5

Налоговые каникулы 108 5

Снижение страховых взносов 110 5

Режим самоизоляции 203 60

Потеря клиентов 201 55

Отсутствие возможности выплатить сотрудникам з/п 205 25

Спад оборотов производства 202 20

Перебои с поставками 204 20

Обязанность выполнять все указания и постановления правительства 206 20

Конфликты с клиентами 207 20

Трудности Нехватка средств на обязательные расходы 210 20

Закрытие предприятия 211 20

Дефицит рабочей силы (и, как следствие, подорожание раб. силы) 208 15

Подорожание материалов 209 15

Закрытие границ 212 15

Непостоянность курса рубля 215 10

Банки пытаются менять условия по кредитам 213 5

Увеличение спроса 214 5

Закрытие каналов продаж 216 5

Переход в онлайн продажи 305 50

Перевод сотрудников на удаленку 301 35

Принятие антикризисных мер 302 35

Выход на новые площадки 303 20

Использование подушки безопасности для покрытия расходов 309 20

Запуск нового продукта 304 15

Действия Смена деятельности 312 15

Запуск сервера доставки 306 10

Переквалификация сотрудников 307 10

Персональные скидки 308 10

Расширение ассортимента продукции 310 10

Повышение цен 314 10

Отказ от посредников 311 5

Снижение рабочих часов 313 5

Одной из главной трудностей для бизнеса была потеря дохода, необходимо было в кратчайшие сроки преобразовать бизнес для продолжения получения выручки, так 35% респондентов перевели сотрудников на удаленную работу, а 50% - всю свою деятельность в онлайн формат: «Мы стали курсантов подключать к личному кабинету на ^-платформе. Туда загрузили максимум лекций, которые записали наши преподаватели. А после урока у ученика есть возможность решать задания, посмотреть свою статистику. Также на портале

появилась возможность оплатить уроки вождения через личный кабинет [1]», - рассказывает директор по развитию сети автошкол «Лидер ПРО» Вероника Акубова. Менее 20% опрошенных отмечают переквалификацию сотрудников, запуск собственного сервера доставки, создание новой площадки для расширения ассортимента продукции, смену деятельности, как одни из эффективных действий для выхода из кризисной ситуации.

Третье. Для поддержания экономики страны государство предоставляло различные меры поддержки малому и среднему бизнесу с целью снизить материальные трудности у менее устойчивых организаций. В рассматриваемых интервью можно отметить, что наиболее популярными мерами поддержки из выбранных респондентами стали: государственная субсидия для пострадавших отраслей в размере 12130 рублей на каждого работника, которую подчеркнули 25% респондентов; изменение графика платежей по кредитам (кредитные каникулы или реструктуризация), использованное 20% опрошенных; беспроцентный кредит на выплату з/п на 6 месяцев предприятиям, относящимся к пострадавшим отраслям, который оформили 15% интервьюируемых. Менее популярными мерами государственной поддержки оказались кредиты по льготным ставкам, государственная субсидия на закупку дезинфицирующих средств; бесплатный доступ к интернет-платформам по программе поддержки бизнеса, налоговые каникулы, снижение страховых взносов, каждая из которых использовалась менее чем у 15% респондентов.

Четвёртое. Государством предоставлено 75 мер поддержки, но на практике респондентами было использовано лишь 10. Из 43 опрошенных только 18 воспользовались данными мерами, в силу различных факторов, таких как наличие собственной подушки безопасности для покрытия расходов, что отмечают 20% респондентов; выход на новые площадки, переквалификация сотрудников; строгие критерии отбора: «Вследствие плановой ротации кадров в начале марта наша компания не смогла претендовать на получение целевых федеральных субсидий по формальным основаниям [14]», - Людмила Копотилова, директор челябинской компании «РестогрупПлюс, «Организуются какие-то меры поддержки, что малому, среднему бизнесу будем помогать, но по факту, мой партнер, он очень глубоко обычно изучает все вопросы, как он мне сказал, там есть очень много нюансов, которые, скажем так, не позволят получить всем эту поддержку [3]», - Михаил Деревянко, предприниматель из города Омск. К таким факторам можно отнести также большое количество желающих; трудности с подачей документов на какую-либо меру поддержки; отсутствие необходимости использования мер: «Вот, например, если взять меня, то лично я сейчас в такой особой поддержке не нуждаюсь [3]» - комментирует Деревянко М., предприниматель из города Омск.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что пандемия COVID-19 оказала огромное влияние на предпринимательство в России. В попытке помочь бизнесу, государство одобрило большое количество мер поддержки, большая часть из которых не оказалась востребованной. Как показывает практика, наиболее эффективными стали материальные меры поддержки. Также стоит отметить, что многие предприниматели предпочли не подавать документы на какую-либо меру поддержки, а справляться своими силами. В дальнейших доработках данного исследования будет проведен ряд интервью с предпринимателями, направленными на более детальное изучение вопроса эффективности использования мер государственной поддержки для бизнеса в России.

Литература

1. Автошкола в Ижевске освоила новый формат работы при коронавирусе [Электронный ресурс]: Сетевое издание РИА Новости. Режим доступа: свободный. - URL: https://ria.ru/20200609/1572675848.html/ (дата обращения 09.02.2024)

2. Анастасия Самсонова: Мой опыт в онлайн-бизнесе позволяет воспринимать трудности как норму. [Электронный ресурс]: Сетевое издание «Информационное агентство IrkutskMedia». Режим доступа: свободный. - URL: https://irkutskmedia.ru/news/979567/?from=main (дата обращения: 12.12.2023)

3. Бизнес во время пандемии: истории предпринимателей. [Электронный ресурс]: YouTube. Режим доступа: свободный. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=Y5LpCrNGzb8&ab_channel=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE %D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%91%D0%B6%D1%8C.%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D 1 %81 (дата обращения: 06.12.2023)

4. В Москве вокальная студия из-за пандемии ушла в режим онлайн. [Электронный ресурс]: Сетевое издание РИА Новости. Режим доступа: свободный. - URL: https://ria.ru/20200721/1574640335.html (дата обращения: 14.12.2023)

5. Гончарова, Н. А. Проблемы предприятий малого и среднего бизнеса в условиях пандемии / Н. А. Гончарова, Э. Р. Меликов. - Текст : электронный // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 8. - С. 17-25. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-predpriyatiy-malogo-i-srednego-biznesa-v-usloviyah-pandemii/viewer (дата обращения: 10.12.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека КиберЛенинка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Домик для дочки: семейная мастерская после пандемии стала бизнесом. [Электронный ресурс]: Сетевое издание РИА Новости. Режим доступа: свободный. - URL: https://ria.ru/20200804/1575343875.html (дата обращения: 13.12.2023)

7. Епанчинцева, А. В. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в России в период пандемии коронавируса: критический анализ / А. В. Епанчинцева. - Текст : электронный //Экономика нового мира. - 2020. - № 1-2. - С. 17-22. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/mery-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-v-period-pandemii-koronavirusa-kriticheskiy-analiz/viewer (дата обращения: 10.12.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека КиберЛенинка.

8. «Если ничего не делать - ничего и не получится...». Как в период пандемии выживал малый бизнес? Интервью с серовским предпринимателем Эдуардом Янковским. [Электронный ресурс]: сетевое издание «Интернет-газета «Серовский рабочий». Режим доступа: свободный. - URL: https://serov-rb.ru/esli-nichego-ne-delat-nichego-i-ne-poluchitsya-kak-v-period-pandemii-vyzhival-malyj-biznes-intervyu-s-serovskim-predprinimatelem-eduardom-yankovskim/?ysclid=loiafmo14l70711517 (дата обращения: 13.12.2023)

9. Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию. [Электронный ресурс]: сетевое издание «РБК Стиль». Режим доступа: свободный. - URL: https://style.rbc.ru/life/5ef1fdec9a79474cfa324a0f?ysclid=lohi3x9wsn215431513 (дата обращения: 09.12.2023)

10. Литейных дел мастер: как в пандемию бронзу на ландшафт поменяли. [Электронный ресурс]: Сетевое издание РИА Новости. Режим доступа: свободный. - URL: https://ria.ru/20200807/1575483943.html (дата обращения: 13.12.2023)

11. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. [Электронный ресурс]: Правительство Российской Федерации. Режим доступа: свободный. - URL: http://government.ru/support_measures/ (дата обращения 04.02.2024)

12. Определен перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей экономики. [Электронный ресурс]: Федеральная налоговая служба. Режим доступа: свободный. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/9704633/ (дата обращения 09.02.2024)

13. Пётр Ситников о бизнесе, пандемии и ее последствиях. [Электронный ресурс]: Журнал PERSONO. Режим доступа: свободный. - URL: https://persono.ru/blog/lifestyle/petr-sitnikov-kak-pandemiya-otrazilas-na-biznese-i-chto-delat-predprinimatelyam/ (дата обращения: 09.12.2023)

14. Поддержка дела. [Электронный ресурс]: электронное периодическое издание Lenta.ru. Режим доступа: свободный. - URL: https://turbo.lenta.ru/articles/2020/07/22/podderzhka/ (дата обращения 09.02.2024)

15. Предприниматели делятся секретами выживания во время пандемии. [Электронный ресурс]: Первый канал. Режим доступа: свободный. - URL: https://1tv-ru.turbopages.org/1tv.ru/s/news/2020-05-18/386010-predprinimateli_delyatsya_sekretami_vyzhivaniya_vo_vremya_pandemii (дата обращения: 09.12.2023)

16. Предприниматели - об эффектах пандемии. [Электронный ресурс]: издательский дом «Коммерсантъ». Режим доступа: свободный. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4627580 (дата обращения 09.02.2024)

17. Производитель детских паровозиков в пандемию изобрел новый аттракцион. [Электронный ресурс]: Сетевое издание РИА Новости. Режим доступа: свободный. - URL: https://ria.ru/20200811/1575631332.html (дата обращения: 12.12.2023)

18. Продать нельзя соткать: как коронавирус изменил жизнь текстильщиц. [Электронный ресурс]: Сетевое издание РИА Новости. Режим доступа: свободный. -URL: https://ria.ru/20200611/1572797255.html (дата обращения: 14.12.2023)

19. Российские модные дизайнеры - об импортозамещении, покупателях и ценах. [Электронный ресурс]: Сетевое издание РИА Новости. Режим доступа: свободный. - URL: https://ria.ru/20220507/dizaynery-1786734771.html (дата обращения: 16.12.2023)

20. Российские предприниматели рассказали о мерах господдержки малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]: Газетами. Режим доступа: свободный. - URL:

https://www.gazeta.ru/social/news/2023/10/23/21262045.shtml?ysclid=lpiper5zis451947554&updated (дата

обращения: 16.12.2023)

21. Снова в рейс: господдержка помогла выжить транспортному бизнесу в Перми. [Электронный ресурс]: Сетевое издание РИА Новости.. Режим доступа: свободный. - URL: URL: https://ria.ru/20200602/1572339840.html (дата обращения: 13.12.2023)

22. Сто пицц в день: история тюменских бизнесменов, чей гастробар во время пандемии изменил концепцию и выиграл на этом. [Электронный ресурс]: Сетевое издание «72.ру». Режим доступа: свободный. -URL: https://72.ru/text/business/2020/07/02/69342595/?ysclid=lpmzquhvje644938449 (дата обращения: 12.12.2023)

23. Танцуют все: студия в Екатеринбурге после карантина набирает учеников. [Электронный ресурс]: Сетевое издание РИА Новости. Режим доступа: свободный. - URL: https://ria.ru/20200818/1575928249.html (дата обращения: 12.12.2023)

DOI: 10.24412/1994-3776-2024-1-135-142 УДК: 314

А.А. Ночевнова, Е.В Потапова

АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

A.Nochevnova , E. Potapova. Analysis of the demographic situation in the

Russian Federation

Аннотация. статья представляет анализ официальных данных, отражающих текущее положение демографии в стране. Выявлены ключевые демографические тенденции, такие как снижение рождаемости, увеличение смертности, изменение структуры населения по возрасту и другие факторы, влияющие на демографическую ситуацию в стране. Исходя из чего делается вывод о наличии демографического кризиса в России, требующего внимания и принятия срочных мер для разработки и реализации эффективных стратегий по поддержанию и укреплению демографического потенциала страны. Ключевые слова: демография, рождаемость, смертность, миграция, брачность, прогноз. Контактная информация: 170027, г. Тверь, Оснабрюкская ул., д.34; тел.: 89190631643; e-mail: anochevnova@gmail.com, svetlica2007@vandex.ru

Abstract. the article presents an analysis of official data reflecting the current situation of demography in the country. Key demographic trends have been identified, such as a decrease in the birth rate, an increase in mortality, changes in the population structure by age and other factors affecting the demographic situation in the country. Based on this, it is concluded that there is a demographic crisis in Russia, which requires attention and urgent measures to develop and implement effective strategies to maintain and strengthen the country's demographic potential.

Keywords: demography, fertility, mortality, migration, marriage rate, prognosis.

Contact information: Osnabruckskaya st., 34, Tver, 170027; tel.: 89190631643; e-mail: anochevnova@gmail.com, svetlica2007@yandex.ru

Демографическая ситуация описывает состояние населения на определенный момент времени, включая анализ показателей: численности населения, размещение населения (городское и сельское) и миграции, половозрастной структуры, брачности и разводимости, рождаемости и смертности, семейной структуры и др., а также определяется их влияние на

Ночевнова Анна Алексеевна - Студент Тверского филиала РАНХиГС.

Потапова Елена Владимировна - Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственной политики и управления, Тверской филиал РАНХиГС. A.Nochevnova - student of Tver branch of RANEPA.

E. Potapova - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Policy and Management of the Tver Branch of RANEPA. © Ночевнова А.А., Потапова Е.В., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.