Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ХОЛИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ / КОНЦЕПЦИЯ КОГЕРЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурумжанова Куляш Алдонгаровна, Искакова Анаргуль Батырбаевна, Каирбаева Акмарал Канатбековна

Проблема исследования. Активизация процессов предпринимательской специализации и обновление контента профессионального образования на основе трансдисциплинарного подхода является социально-экономическим заказом и актуальной проблемой модернизации дидактики. Одной из философских предпосылок трансдисциплинарности является философия холизма, которую мы применили для теоретического обоснования когерентности физического и предпринимательского мышления. Проблема исследования связана с необходимостью разработки трансдисциплинарного дидактического контента по повышению качества предпринимательской подготовки студентов. Цель исследования: разработать трансдисциплинарный дидактический контент спецкурса по физике и основам экономики для развития предпринимательского мышления у студентов различных специальностей, выбравших предпринимательскую специализацию. Методы исследования. В исследовании было задействовано 156 студента, обучающихся по образовательным программам «Приборостроение», «Теплоэнергетика», «Электроэнергетика» и «Экономика», выбравших предпринимательскую специализацию. Определение уровня учебных достижений осуществлялось с помощью онлайн-тестирования на сайте https://dot.tou.edu.kz (Торайгыров Университет) в личном кабинете обучающегося и через https://docs.google.com/forms. Результаты исследования. Подтверждена возможность конвергентного подхода. Об этом свидетельствуют результаты констатирующего эксперимента по методике Дж. Брунера. Подтверждена гипотеза о когерентности профессионального предпринимательского и физического мышления. Расчет G-критерия знаков выявил (Gэмп.< Gкр. (0<1)), что применение интегрированного дидактического контента спецкурса по физике способствует развитию предпринимательского мышления. Верифицирована когерентность физического и предпринимательского мышления на основе расчёта коэффициента корреляции Пирсона, который при выборке n=21 и при доверительной вероятности 0,05, равен 0,7795. Измерение корреляции результатов анализа учебных достижений контрольной и экспериментальной групп позволило установить тесную связь между критериями сформированности профессионального предпринимательского и физического мышления у студентов. Заключение. Доказано, что применение трансдисциплинарного подхода к разработке интегрированного дидактического контента по физике и основам экономики способствует развитию профессионального предпринимательского мышления у студентов технических специальностей, выбравших предпринимательскую специализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нурумжанова Куляш Алдонгаровна, Искакова Анаргуль Батырбаевна, Каирбаева Акмарал Канатбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL THINKING OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES BASED ON THE USE OF TRANSDISCIPLINARY DIDACTIC CONTENT OF A SPECIAL COURSE IN PHYSICS

Research problem. The activation of the processes of entrepreneurial specialization and updating the content of vocational education based on a transdisciplinary approach is a socio-economic order and an urgent problem of modernizing didactics. One of the philosophical prerequisites for transdisciplinarity is the philosophy of holism, which we applied to theoretically substantiate the coherence of physical and entrepreneurial thinking. The research problem is related to the need to develop transdisciplinary didactic content to improve the quality of entrepreneurial training of students. The purpose of the study is to develop a transdisciplinary didactic content of a special course in physics and fundamentals of economics for the development of entrepreneurial thinking among students of various specialties with an entrepreneurial specialization. Research methods. The study involved 156 students enrolled in the educational programs Instrument Engineering, Heat Power Engineering, Electric Power Engineering and Economics, with an entrepreneurial specialization. Determination of the level of educational achievements was carried out using online testing on the website https://dot.tou.edu.kz (Toraigyrov University) in the student's personal account and through https://docs.google.com/forms. Research results. The possibility of a convergent approach has been confirmed. This is evidenced by the results of the ascertaining experiment according to J. Bruner’s method. The hypothesis about the coherence of professional entrepreneurial and physical thinking has been confirmed. The calculation of the G-criterion of signs revealed (Gemp.< Gcr. (0<1)) that the use of the integrated didactic content of a special course in physics contributes to the development of entrepreneurial thinking. The coherence of physical and entrepreneurial thinking was verified based on the calculation of the Pearson correlation coefficient, which, with a sample of n=21 and a confidence probability of 0.05, is 0.7795. Measuring the correlation of the results of the analysis of educational achievements of the control and experimental groups made it possible to establish a close relationship between the criteria for the formation of professional entrepreneurial and physical thinking among students. Conclusion. It has been proven that the use of a transdisciplinary approach to the development of integrated didactic content in physics and the basics of economics contributes to the development of professional entrepreneurial thinking among students of technical specialties with entrepreneurial specialization.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-04/ Дата публикации: 31.08.2022 УДК 37.016:3 + 37.016:38

К. А. Нурумжанова, А. Б. Искдковд, А. К. Каирбаева

Развитие предпринимательского мышления студентов технических специальностей на основе применения трансдисциплинарного дидактического контента спецкурса по физике

Проблема исследования. Активизация процессов предпринимательской специализации и обновление контента профессионального образования на основе трансдисциплинарного подхода является социально-экономическим заказом и актуальной проблемой модернизации дидактики. Одной из философских предпосылок трансдисциплинарности является философия холизма, которую мы применили для теоретического обоснования когерентности физического и предпринимательского мышления. Проблема исследования связана с необходимостью разработки трансдисциплинарного дидактического контента по повышению качества предпринимательской подготовки студентов. Цель исследования: разработать трансдисциплинарный дидактический контент спецкурса по физике и основам экономики для развития предпринимательского мышления у студентов различных специальностей, выбравших предпринимательскую специализацию.

Методы исследования. В исследовании было задействовано 156 студента, обучающихся по образовательным программам «Приборостроение», «Теплоэнергетика», «Электроэнергетика» и «Экономика», выбравших предпринимательскую специализацию. Определение уровня учебных достижений осуществлялось с помощью онлайн-тестирования на сайте https://dot.tou.edu.kz (Торайгыров Университет) в личном кабинете обучающегося и через https://docs.google.com/forms.

Результаты исследования. Подтверждена возможность конвергентного подхода. Об этом свидетельствуют результаты констатирующего эксперимента по методике Дж. Брунера. Подтверждена гипотеза о когерентности профессионального предпринимательского и физического мышления. Расчет G-критерия знаков выявил ^эмп < Gкр (0<1)), что применение интегрированного дидактического контента спецкурса по физике способствует развитию предпринимательского мышления. Верифицирована когерентность физического и предпринимательского мышления на основе расчёта коэффициента корреляции Пирсона, который при выборке п=21 и при доверительной вероятности 0,05, равен 0,7795. Измерение корреляции результатов анализа учебных достижений контрольной и экспериментальной групп позволило установить тесную связь между критериями сформированности профессионального предпринимательского и физического мышления у студентов.

Заключение. Доказано, что применение трансдисциплинарного подхода к разработке интегрированного дидактического контента по физике и основам экономики способствует развитию профессионального предпринимательского мышления у студентов технических специальностей, выбравших предпринимательскую специализацию.

Ключевые слова: интегрированный, дидактический контент, трансдисциплинарный подход, предпринимательское образование, физическое мышление, предпринимательское мышление, философия холизма в образовании, концепция когерентности

Ссылка для цитирования:

Нурумжанова К. А., Искакова А. Б., Каирбаева А. К. Развитие предпринимательского мышления студентов технических специальностей на основе применения трансдисциплинарного дидактического контента спецкурса по физике // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 225-242. doi: 10.32744^.2022.4.14

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-04/ Accepted: 28 April 2022 Published: 31 August 2022

K. A. Nurumzhanova, A. B. Iskakova, A. K. Kairbayeva

Development of entrepreneurial thinking of students of technical specialties based on the use of transdisciplinary didactic content of a special course in physics

Research problem. The activation of the processes of entrepreneurial specialization and updating the content of vocational education based on a transdisciplinary approach is a socio-economic order and an urgent problem of modernizing didactics. One of the philosophical prerequisites for transdisciplinarity is the philosophy of holism, which we applied to theoretically substantiate the coherence of physical and entrepreneurial thinking. The research problem is related to the need to develop transdisciplinary didactic content to improve the quality of entrepreneurial training of students. The purpose of the study is to develop a transdisciplinary didactic content of a special course in physics and fundamentals of economics for the development of entrepreneurial thinking among students of various specialties with an entrepreneurial specialization.

Research methods. The study involved 156 students enrolled in the educational programs Instrument Engineering, Heat Power Engineering, Electric Power Engineering and Economics, with an entrepreneurial specialization. Determination of the level of educational achievements was carried out using online testing on the website https://dot.tou.edu.kz (Toraigyrov University) in the student's personal account and through https://docs.google.com/forms.

Research results. The possibility of a convergent approach has been confirmed. This is evidenced by the results of the ascertaining experiment according to J. Bruner's method. The hypothesis about the coherence of professional entrepreneurial and physical thinking has been confirmed. The calculation of the G-criterion of signs revealed (Gemp.< Gcr. (0<1)) that the use of the integrated didactic content of a special course in physics contributes to the development of entrepreneurial thinking. The coherence of physical and entrepreneurial thinking was verified based on the calculation of the Pearson correlation coefficient, which, with a sample of n = 21 and a confidence probability of 0.05, is 0.7795. Measuring the correlation of the results of the analysis of educational achievements of the control and experimental groups made it possible to establish a close relationship between the criteria for the formation of professional entrepreneurial and physical thinking among students.

Conclusion. It has been proven that the use of a transdisciplinary approach to the development of integrated didactic content in physics and the basics of economics contributes to the development of professional entrepreneurial thinking among students of technical specialties with entrepreneurial specialization.

Keywords: integrated, didactic content, transdisciplinary approach, entrepreneurial education, physical thinking, entrepreneurial thinking, holism philosophy in education, the concept of coherence

For Reference:

Nurumzhanova, K. A., Iskakova, A. B., & Kairbayeva, A. K. (2022). Development of entrepreneurial thinking of students of technical specialties based on the use of transdisciplinary didactic content of a special course in physics. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 58 (4), 225-242. doi: 10.32744/pse.2022.4.14

_Введение

ео всем мире актуальна проблема специальной подготовки студентов к предпринимательскому делу с целью развития малого бизнеса. Исследования по дидактике предпринимательского образования являются важным разделом современной науки об образовании. Однако, в настоящее время нет общего подхода к пониманию категории «дидактическое содержание предпринимательского образования». Под дидактическим содержанием мы понимаем контент учебных дисциплин, используемый преподавателями в учебном процессе для достижения конкретных целей образования студентов. В предпринимательском образовании важно разработать контент (чему учить и как учить? - для эффективной организации и ведения бизнеса). Мы пришли к пониманию того, что для повышения качества предпринимательского образования необходимо конкретизировать содержание учебного материала по интегрированным дисциплинам в соответствии с теориями современных дидактических систем. Надо создать контекстное интегрированное содержание фундаментальных естественнонаучных и профильных экономических дисциплин, обусловленное закономерностями и инструментарием дидактической инженерии. В цифровую эпоху инженерия знаний объединяет задачи получения знаний из информации, их системную структуризацию на основе современных подходов трансдисциплинарного обучения для формирования у студентов системно-синергетического мышления, необходимого будущему специалисту в качестве системообразующей его практической предпринимательской деятельности. «Взаимодействие наук оказывает сильное стимулирующее влияние на развитие интегративно-педагогических процессов». Поэтому «имеет смысл говорить о существовании закона корреляции, регулирующего отношения между указанными процессами» [1, с. 121].

При этом трансдисциплинарный подход, на основе переноса когнитивных схем изучения из одной дисциплины в другую, был использован в качестве средства конструирования интегрированного контента спецкурса, являющегося элементом системы предпринимательского образования. Концепцией трансдисциплинарного подхода является философия холизма, определяющая траекторию поисков детерминанты определения дидактического контента предпринимательской подготовки студентов. В структуре интеграции дисциплин поиск детерминант может быть найден из анализа уровней ее реализации по М.Н Берулава [2], который считает высшим уровнем интеграции содержания образования уровень целостностного подхода, результатом которого является формирование новой учебной дисциплины, носящей интегратив-ный характер. В нашем исследовании это контент спецкурса по предпринимательской специализации будущих технических специалистов. Об этом же свидетельствуют исследования В. С. Безруковой «... новые курсы преимущественно интегративные. В основе этой интеграции лежат интересы личности обучающегося, его развития» [3, с. 7]. Предпринимательская деятельность требует от личности специалиста не только фундаментальных знаний по базовым и профильным учебным дисциплинам [4], но и особого склада ума, особого системного предпринимательского мышления и готовности к парадоксальности и рискам по решению инновационных экономических задач [5], что создает новые требования для вузов в области профессионального образования. Необходимо формировать у будущих предпринимателей предпринимательское

мышление [6] и мета-предметные компетенции, позволяющие эффективное систем-но-синергетическое управление технологическими и бизнес-процессами. Формирование метапредметных компетенций [7] можно успешно реализовать с помощью междисциплинарных образовательных программ [8]. В качестве экспериментальных предметных областей для формирования предпринимательского мышления в данном исследовании выбраны курсы физики и основ экономики и менеджмента. Цель исследования: разработать интегрированный, дидактический контент спецкурса по физике и основам экономики и менеджмента для развития предпринимательского мышления у студентов различных специальностей, выбравших предпринимательскую специализацию. Для достижения цели были сформулированы задачи исследования:

• изучить сущность и содержание понятий «предпринимательское и физическое мышление» и доказать их когерентность и эмерджентность [9];

• разработать интегрированное дидактическое содержание курса физики с основами экономики с целью формирования у студентов, выбравших предпринимательскую специализацию, системное предпринимательское мышление;

• определить критерии сформированности современного физического и предпринимательского мышления у студентов, обученных по разработанному интегрированному дидактическому контенту;

• доказать возможность и эффективность применения трансдисциплинарного принципа к конструированию интегрированного дидактического контента по формированию предпринимательского мышления;

• на основе экспериментального исследования апробировать полученные теоретические результаты, дидактический материал на основе разработанных критериев в естественных условиях в учебном процессе ряда вузов.

Гипотеза исследования заключалась в том, что применение трансдисциплинарного принципа к конструированию интегрированного дидактического контента спецкурса по физике и основам экономики способствует формированию наряду с системно-синергетическим физическим мышлением и предпринимательского мышления у студентов.

В основу концепции исследования положена гипотеза о когерентности системного предпринимательского и современного физического мышления, имеющих общие черты: системность, синергию, неопределенность, парадоксальность, креативность, поэтому эффективность обучения бизнесу может быть достигнута на основе интегрированного дидактического контента базового курса физики и профильного курса основ экономики и менеджмента, созданного на основе трансдисциплинарного принципа, методом переноса когнитивных схем изучения [10]. Наиболее практически значимым основанием таких философских предпосылок стала философия холизма. Философия холизма была разработана южноафриканским философом Я. Смэтсом в 1926 году. В своей работе Я. Смэтсон опирался на утверждение Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей», высказанное им в тексте «Метафизики». С позиции холизма, весь мир - это единое целое, а отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности [11]. Следовательно, познание целого должно предшествовать познанию его частей. На практике холизм способствовал появлению направления методологии научного познания, получившего название «системный подход». При этом, известно, что когерентность физических объектов является следствием проявления философии холизма. Наше исследование доказало возможность на основе интеграции и трансдисциплинарного переноса когнитивных структур формирование новых современных

синтетических дисциплин спецкурсов с актуальным контентом для формирования системно-синергетического мышления предпринимателя. В настоящее время активизировались процессы предпринимательской специализации студентов, обучающихся по образовательным программам инженерно-технического направления. Одним из факторов успеха обучения предпринимательскому делу является эффективность научно-дидактического обеспечения содержания учебного процесса вуза, диверсифицированного на запросы потребителей и рынки труда. Особо актуальна, в условиях компетентностной модели профессионального образования, междисциплинарная организация содержания образования на основе трансдисциплинарного подхода.

_Обзор литературы

Тема формирования контента предпринимательского образования достаточно актуальна в мире. Проведенный обзор, анализ и обобщение знаний и информации из научных источников позволил авторам изучить, научно обосновать и систематизировать следующие проблемы профессионально-предпринимательской специализации в подготовке будущих специалистов в вузах:

• проблема формирования когнитивной потребностно-мотивационной сферы личности будущего предпринимателя для развития предпринимательского образования [12];

• проблема развития предпринимательского образования как междисциплинарной отрасли когнитивной науки и инженерии образовательных технологий [13; 14];

• развитие трансдисциплинарного принципа формирования интегрированного контента учебных дисциплин для повышения качества предпринимательской подготовки студентов [15; 16];

• проблема несоответствия государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов требованию работодателей, условиям современной рыночной экономики [17];

• проблема управления подготовкой будущих специалистов для работы в междисциплинарных командах и проектах на основе реализации и формирования hard и soft навыков [18];

• проблема формулирования смыслообразующих идей модернизации предпринимательского инженерного образования посредством конкретизации концептуальной дидактической основы, предполагающих приоритет развития мышления обучаемого и формирование контекстных профессионально-образовательных конструктов у обучаемых [19];

• проблема формирования у студентов твердых и мягких навыков в научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности на производстве [20; 21];

• проблема обоснования контекстных профессионально-образовательных конструктов и структуры технологических алгоритмов в соответствии с теорией дидактической системы когнитивизма, конструктивизма или коннективизма [22].

Обзор литературы показал, что в научных исследованиях по проблемам формирования дидактического контента предпринимательского образования, существует множество вышеуказанных проблем. Однако в контексте цели нашего исследования остаются недостаточно изученными и актуальными следующие проблемы:

1. проблема методики применения трансдисциплинарного принципа к конструированию интегрированного контента учебных дисциплин для формирования предпринимательского мышления;

2. проблема формулирования смыслообразующих идей модернизации предпринимательского образования посредством конкретизации алгоритма и инструментария образовательных технологий на основе определенной дидактической теории.

В данной статье были приведены результаты исследования только первой, выше сформулированной, нами проблемы. Кроме этого, изучение научной литературы по проблеме выявило существование множества дефиниций понятия «предпринимательское образование» «предпринимательская культура», включающих мысль о «предпринимательском складе ума» или «предпринимательского стиля мышления».

В научных источниках существует мнение, что трансдисциплинарный подход способствует появлению новых интегрированных дисциплин с различными «механизмами» разработки, в нашем случае, это интегрированный спецкурс «Физика и экономика», который возник в результате адаптации физических моделей к теоретическим ограничениям, наблюдаемым в финансовых концепциях [23].

Интеграция в изучении закономерностей физики и экономических процессов на основе трансдисциплинарного подхода создает возможности для формирования предпринимательского мышления и менеджерских способностей, а также развивает физическое мышление для успешного понимания физики.

Резюмируя вышесказанное, мы считаем, что «предпринимательское образование - это вид обучения, нацеленный на развитие способности студентов самостоятельно создавать новый бизнес на основе сформированного системного предпринимательского мышления и профессиональной культуры, знаний, навыков, компетенций, личных качеств и склада ума» [24].

Изучение состояния сформулированной нами проблемы исследования в науке и практике убедило нас в возможности и научной достоверности применения междисциплинарной, трансдисциплинарной методологии к разработке дидактического содержания и технологий формирования предпринимательского мышления, как системообразующей основы предпринимательской культуры. При этом в нашу задачу входило убедить научное сообщество в возможности и эффективности создания интегрированного дидактического содержания физики и основ экономики и менеджмента при условии предпринимательской специализации студентов.

_Материалы и методы

Применялась методология выявления научных проблем на основе обзора и анализа научных исследований и мирового практического опыта университетов по исследуемой проблематике. Для проведения эмпирического исследования были использованы методы опроса и педагогического эксперимента, с последующей обработкой результатов методами индуктивной и описательной статистики. Методы описательной статистики послужили инструментами, позволившими нам обобщенно описать и конкретизировать, в соответствии с определенными критериями ответы респондентов и привести их к единым объективным показателям. Методы индуктивной статистики позволили авторам учебные достижения, продемонстрированные студентами

экспериментальной и контрольной групп при анализе и применении физических и экономических закономерностей, принять как результат, демонстрирующий уровень сформированности системно-синергетического мышления, как основы предпринимательской культуры. Измерение корреляции позволило установить тесную связь между критериями сформированности современного предпринимательского и современного физического мышления у студентов экспериментальных и контрольных групп и верифицировать когерентность физического и предпринимательского мышления.

Исследование проводилось в три этапа: с сентября 2018 г. по декабрь 2020 года на базе технических и экономических факультетов двух университетов: Торайгыров Университета (г. Павлодар), и Алматинского университета энергетики и связи (г. Алматы). При этом выбраны университеты, в которых в структуру образовательных программ включена предпринимательская специализация. В исследовании было задействовано 123 респондентов (студентов), обучающихся по образовательным программам «Приборостроение», «Теплоэнергетика», «Электроэнергетика» и выбравших предпринимательскую специализацию, а также 34 обучающихся по образовательной программе «Экономика». В выборку респондентов вошли обучающиеся, имеющие уровень знаний по физике и основам экономики не ниже «В+» (оценка по буквенной системе). Определение уровня учебных достижений осуществлялось с помощью онлайн-тести-рования на сайте https://dot.tou.edu.kz (Торайгыров Университет) в личном кабинете обучающегося и по ссылке https://forms.gle/LTMES6h5HQiZZ81D8.

На первом этапе исследования был проведен эксперимент-опрос по методике Дж. Брунера [25], целью которого была верификация положения о преобладающем значении парадоксального предпринимательского мышления в предприниматель-

V» п ^

ской деятельности. В данном опросе участвовали респонденты, экспериментальной группы, задействованные в двух этапах исследования. Для этого респондентам предлагались новостные вырезки экономического, политического, природного характера. Но моменты, где представляются разные гипотезы, были скрыты. Респонденты самостоятельно выдвигают свои гипотезы на основе когнитивного анализа. Ответы, предоставленные респондентами, распределялись по следующей структуре: 1) системность; 2) структурность; 3) логичность; 4) проектность; 5) креативность; 6) парадоксальность; 7) критичность.

Для второго этапа исследования в качестве экспериментальной группы (61 чел.) были выбраны обучающиеся по образовательным программам «Приборостроение», а контрольной группы (61 чел.) - «Теплоэнергетика» и «Электроэнергетика». В констатирующем эксперименте был проведен анализ учебных достижений (знания, понимание - интерпретация знаний и навыки практического применения) обучающихся двух групп по физике и основам экономики с помощью проведения входного и промежуточного контроля (сентябрь 2018 г. и декабрь 2018 г. для контрольной группы; февраль 2019 г. и декабрь 2020 г. - экспериментальной группы).

На формирующем этапе проходило обучение студентов с применением интегрированного дидактического материала в форме кейсов-заданий (сентябрь 2019 г. - декабрь 2020 г.) в экспериментальной группе. В ходе данного этапа исследования был разработан и апробирован спецкурс по физике с основами экономики с системой интегрированных дидактических кейсов заданий; осуществлена конвергенция структуры современного физического и предпринимательского мышления, которые характеризуются сходными эволюционными свойствами: системность, парадоксальность, структурность, логичность, критичность, проектность, креативность что было выявле-

но в ходе этапа опроса и педагогического эксперимента. Возможность установления корреляции сходных эволюционных свойств физического и предпринимательского мышления на педагогическом эксперименте обусловлена современной методологией конвергентного подхода в образовании. Конвергенция в образовании дает возможность конструирования контента новых учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологии на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и в нашем исследования предпринимательства. В нашем исследовании физическое и предпринимательское мышление являются формами профессионального мышления.

Концептуальной основой интегрированного содержания заданий, разработанных в качестве дидактического материала [26], является трансдисциплинарный подход. Задания были разработаны так, что познавательные действия и размышления студентов при их выполнении предполагают перенос существующих обобщенных правил изучения, так называемых когнитивных схем. В исследовании трансдисциплинарный подход является средством интеграции знаний на основе переноса когнитивных схем изучения категорий знаний из одной дисциплины в другую. В исследовании использована следующая когнитивная схема изучения физических законов:

1. дать формулировку закона;

2. указать вид закона: а) объективная закономерность, существующая в природе; б) причинно-следственная связь между физическими величинами; в) законы сохранения;

3. указать область и условия применения закона.

На данном этапе исследования проводилась верификация эффективности применения интегрированного контента на основе трансдисциплинарного подхода.

На третьем этапе исследования в качестве экспериментальной группы (35 чел.) была задействована экспериментальная группа, участвовавшая на первом этапе исследования. 35 обучающихся экспериментальной группы первого этапа исследования были отобраны с помощью генератора случайных чисел. В контрольную группу (34 чел.) вошли обучающиеся по образовательной программе «Экономика». В данном этапе исследования было проведено отслеживание учебных достижений студентов контрольной группы. Для экспериментальной группы в качестве результатов были взяты данные, полученные на первом этапе исследования. Для оценки взаимосвязей, а конкретно для верификации когерентности физического и предпринимательского мышления, применялся коэффициент корреляция Пирсона.

В качестве иллюстрации к ходу и результатам исследования в статье приведен качественный анализ одного задания, из предложенных 23 кейс-заданий (более 100 проблем физического и экономического содержания) студентам технических специальностей вуза. Кейс-задания разработаны на основе парадигмы конструктивистской дидактики. При оценивании учебных достижений студентов важно придерживаться следующих положений: 1) знание конструируется самим студентом на основе когнитивного потенциала, остаточных и приобретаемых знаний и собственного опыта; 2) при выполнении заданий важна не фактическая «правильность» озвучиваемого ответа с точки зрения физики или экономики, а сам процесс рассуждений студентов и механизм технологизации их самостоятельного учения для конкретизации алгоритма когнитивных действий студентов на основе принципов инженерии знаний.

Кейс 1. Дать физический и экономический анализ графика закона Бойля-Мариотта. Предполагаемый ответ студента: закон Бойля-Мариотта предполагает, что при посто-

янной температуре, объем и давление идеального газа находятся в обратно пропорциональной зависимости. В физике законы трактуются однозначно и, например, закон Бойля-Мариотта определяет объективно существующую закономерность протекания изотермического процесса для идеального газа. В экономике естественнонаучные закономерности являются объективной фундаментальной основой для применения, но допускают дополнительные толкования условий. На графике изображены изотермы для трех разных температур (см. рис. 1). Из графика видно, что по закону Бойля-Мари-отта при увеличении объема плавно уменьшается давление.

Приведем один из примеров задания: «Как вы думаете, можно ли использовать предложенные графики для демонстрации основного закона экономики «Спроса и предложения»? Предложите варианты изображения кривой графика в экономических параметрах: спрос, предложения и цена на примере: 1) товаров повседневного пользования (хлеб); 2) товаров длительного пользования (мебель); 3) товаров специального пользования (канцтовары); 4) товаров сезонного пользования (сапоги). Необходимо определить факторы рынка, влияющие на ситуацию по предложению и цене, такие как: улучшение ассортимента, поменять поставщиков и оказывать дополнительные услуги потребителям».

_Результаты исследования

Первый этап исследования. В настоящее время конечным результатом изучения курса физики является формирование у студентов физического мышления, соответствующего современной квантово-полевой картине мира. С целью верификации разработанной авторами системы дидактических заданий по курсу физики, использованных для формирования предпринимательского мышления у студентов, было проведено сравнение структуры и сущности современного физического мышления и предпринимательского мышления. Было выявлено, что предпринимательское мышление является в той или иной степени системным, креативным, структурным, логическим, проектным, тактическим и стратегическим. Что является подтверждением возможности конвергентного подхода. Однако, как показывает констатирующий эксперимент-опрос по методике Дж. Брунера, в структуре предпринимательского мыш-

ления преобладают парадоксальные мотивы креативности и творчества. Согласно рисунку 2 по результатам данного исследования 30 % респондентов давали креативные

ответы и показали высокий уровень когнитивного мышления.

%

35 30 25 20 15 10 5 0

Логичность/ Структурность/ Системность/ Проектность/ Креативности Consistency Stmcturedness Systematicy Projectivity парадоксальность/

Creativity, paiadoxicality

■ 0-5 Л6-9 10-15 Рисунок 2 Результат эксперимент-опроса

Второй этап исследования. В процессе данного исследования изучалось влияние интегрированного изучения закономерностей физических и экономических процессов на динамику формирования физического и предпринимательского мышления у студентов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что обучающиеся контрольной группы хорошо владеют фундаментальными знаниями, так как из предложенных вариантов большее количество респондентов (11 %) выбрали только правильные ответы по физическим закономерностям (см. рис. 3; табл. 2). Следует отметить, так как задания были составлены в содержательной форме и по уровням сложности, студент из предложенных вариантов должен был выбрать верные ответы физического и экономического характера для того, чтобы получить балл за одно выполненное задание, иначе он получает 0 баллов.

Большинство респондентов (87 %) набрали определенное количество баллов в пределах «1-30» (правильно выбирали ответы физических и экономических закономерностей). По анализу результатов было видно, что эти респонденты давали правильные ответы по заданиям легкого и среднего уровня, где можно было сориентироваться по базовому знанию. 11 % респондентов контрольной группы набрали баллы удовлетворительного характера, то есть в пределах «31-38». Во время общения с этими респондентами, выяснилось, что эти студенты работали после занятий в торговых центрах, где руководители организации проводили семинары по увеличению уровня продаж определенных товаров и услуг. Данная ситуация подтверждает необходимость прохождения производственной практики студентами с предпринимательской специализацией в бизнес-структурах для формирования предпринимательского мышления.

% 4:

1-5 6-10 11-20 21-25 26-30 31-33 45-50 51-55 56-60 61-63

Баллы/Роз пЬ

■ Конролша л группа СопИв1 атоир ■ Экспертенталаалфушн ЕАраипгпЫяшр

Рисунок 3 Распределение респондентов по количеству набранных баллов

При анализе графиков, характеризующих определенный процесс (например, экономический), необходимы знания и умения по переносу когнитивной схемы изучения законов физики на когнитивный процесс по изучению законов экономики. При этом следует отметить, что обобщенная когнитивная схема изучения физических и экономических закономерностей аналогичны, но здесь большую роль играет математическая визуализация процесса, то есть анализ графика. То есть студенты выполняют такие задания, содержание которых предполагает трансляцию физических знаний в систему экономических знаний с последующей их трансформацией в конкурентоспособное преимущество или предпринимательское мышление. Поэтому результаты экспериментальной группы, где кроме фундаментальных знаний по физике были изучены дополнительные материалы по основам экономики и менеджмента, весьма удовлетворительные. Согласно рисунку 3 и таблице 2 у большинства респондентов (24 %), обучающихся в условиях интегрированного изучения закономерностей физики и экономических процессов на основе трансдисциплинарного подхода, уровень когнитивного мышления высокий.

В соответствии с условиями данного эксперимента для выявления формирования предпринимательского мышления у студентов технических специальностей был использован критерий знаков. Для выполнения данного эксперимента методом случайного отбора были выбраны студенты из числа респондентов экспериментальной группы. Результаты данного исследования приведены в таблице 1, также определено значение критерия. Здесь проверялись статистические гипотезы: Н0 - дополнительные материалы по изучению курса физики на технических специальностях вуза «не способствуют формированию предпринимательского мышления»; К - дополнительные материалы по изучению курса физики на технических специальностях вуза «способствуют формированию предпринимательского мышления».

Согласно данным по таблице общее число «0» сдвигов - 2; число «+» сдвигов -13; число «-» сдвигов - 0. В нашем случае нетипичным сдвигом является Gэмп=0. По таблице «Критические значения критерия G-знаков» для п = 13 (а = 0,01) находим р„ =1. Следовательно, на основе неравенства G гипотеза К отклоняется и

0,01 " ' ^ эмп. 0,01 0

принимается гипотеза Н1. Это позволило сделать заключение, что изучение курса

физики, с контентом в содержании которой приведены дополнительные материалы по применению физических моделей для объективного объяснения некоторых экономических процессов, способствует формированию предпринимательского мышления у студентов.

Таблица 1

Результаты эксперимента, где работы выполнялись дважды каждым респондентом

Номер респондента 4 6 7 17 19 21 29 33 38 44 71 77 82 88 89

Первое тестирование 36 20 30 34 30 38 32 34 11 36 5 7 10 7 7

Второе тестирование 51 51 62 52 30 53 54 34 53 56 62 54 55 61 54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знак разности + + + + 0 + + 0 + + + + + + +

Результаты данного исследования показали, что предложенный авторами дополнительный материал, где показана возможность трансформации физических знаний на основе переноса когнитивных схем, в систему изучаемых знаний по менеджменту, способствует повышению уровня как физического, так и предпринимательского мышления и является вкладом в дидактическое содержание предпринимательского обучения.

Третий этап исследования. Третья исследовательская серия проводилась с целью верификации когерентности физического и предпринимательского мышления. В качестве определительного индикатора выступало количество выбранных правильных ответов респондентами на предложенные им 23 задания. В данном этапе исследования был рассчитан коэффициент корреляции Пирсона, который при выборке п=21 и при доверительной вероятности 0,05, равен 0,7795. Расчет коэффициента корреляции Пирсона проводился согласно данным, приведенные в таблице 2. Между предложенными ответами респондентов, обучающихся по методике применения трансдисциплинарного подхода при изучении физики и респондентов, обучающихся по образовательной программе «Экономика» не наблюдается значимых различий. Таким образом, по результатам данного исследования подтверждается когерентность физического и предпринимательского мышления.

Разъяснения к 4-столбцу таблицы 2: например, на 1 вопрос выбрали правильные ответы 61 респондентов экспериментальной группы. 4 столбец поделен на 3 столбца, для того, чтобы увидеть число респондентов, которые были отобраны с помощью генератора случайных чисел.

Следовательно, студенты, обучающиеся по образовательной программе «Приборостроение», где при обучении применяется трансдисциплинарный подход, то они наравне со студентами, обучающиеся по образовательной программе «Экономика», могут решить вопросы экономического характера.

Таблица 2

Сравнительные данные результатов контроля знаний между контрольной и экспериментальной группами

Количество респондентов, выбравшие следующие ответы:

Респонденты,

Респонденты, обучающиеся по образовательным программам обучающиеся по

«Теплоэнергетика» , «Электроэнергетика», « Приборострение» с образовательной

Номер предпринимательской специализацией (КГ+ЭГ) программе

вопроса «Экономика» (КГ)

Планируемый

Физических Экономических по эксперименту Экономических

закономерностей (КГ) закономерностей (КГ) интегрированный закономерностей

ответ (ЭГ

1 2 3 4 5

1 16 5 61 27 34 30

2 22 2 60 26 34 34

3 35 6 48 22 26 29

4 10 20 55 25 30 33

5 22 2 56 26 30 32

6 32 0 49 21 28 25

7* 0 - 58 26 32 30

8 16 7 52 25 27 28

9 33 1 55 26 29 30

10 24 2 59 26 33 32

11* 0 - 53 23 30 29

12 19 0 56 25 31 33

13 20 46 44 22 20 24

14** 58 - - -

15 25 4 49 25 24 ***

16 0 3 57 27 30 32

17 22 2 58 26 22 24

18 26 3 55 20 25 23

19 18 5 56 25 31 32

20 20 60 60 27 33 33

21 22 2 50 22 28 30

22 25 0 59 26 33 30

23 20 2 59 26 33 30

Виды мышления Физическое мышление Предпринимательское мышление Системное предпринимательское мышление Предпринимательское мышление

Примечание. * - вопросы, на которые представлены ответы только экономического характера, но требующие трансляцию знаний; ** - вопросы, на которые представлены ответы только физического характера; *** - вопрос не был предоставлен обучающимся; КГ - контрольная группа; ЭГ- экспериментальная группа.

_Обсуждение результатов

В современную эпоху одним из ведущих дидактических ориентиров становится междисциплинарность. Междисциплинарная ориентация существенным образом влияет на обновление содержания образования, модернизацию технологий обучения и появление синтетических спецдисциплин, как правило, вызывающих большой познавательный интерес студентов. В результате данного исследования найден фактор диффузии знаний и мышления из сектора фундаментальных наук (физики) в прикладную междисциплинарную сферу развития предпринимательского образования. Этим фактором является философский принцип когерентности, заключающийся в утверждении, что всё существующее находится во взаимосвязи. По отношению к физике мы согласны с мнением автора статьи [27, с. 7]: «...Наши знания о природе не априорны, а вытекают из анализа и обобщения опыта, поэтому проникновение человеческого разума в новую, неизведанную область явлений влечет необходимость периодического коренного пересмотра и обобщения основных понятий и представлений физики. При этом с каждым новым шагом выявляются и уточняются границы применимости понятий и законов, которые ранее считались универсальными, вскрываются закономерности более общего характера». «При обучении на уровне курса общей физики, и тем более теоретической физики, речь идет уже не о развитии отдельных черт парадоксальности мышления, а о проявлении целого комплекса таких черт, причем этот комплекс должен становиться все богаче и разнообразнее по мере усложнения изучаемого материала, анализируемых физических систем и используемых методов. Здесь все большую и большую роль начинает играть методологический принцип толерантности, указывающий на возможность использования различных подходов и различных физических понятий, и законов при анализе определенной ситуации» [27, с. 19].

Определяющими направлениями в содержании предпринимательского образования, должны быть знания о феномене системного предпринимательского мышления, которое в методологии междисциплинарного подхода наиболее эпистемологически близок к понятию нового научного рационализма по Э. Морену, в котором мышление неотделимо от действий. Нам эта мысль важна тем, что предпринимательская деятельность слабо эффективна без предпринимательской культуры, в основу которой положено системное предпринимательское мышление. Системное мышление по Эдгару Морену является «сложным мышлением». Основным принципом, которого является системность. Системный принцип сложного мышления привязывает познание частей к познанию целого [28]. Системность и сложность предпринимательского мышления были изучены в нашем исследовании и выявлены его составные характеристики: 1) системность; 2) структурность; 3) логичность; 4) проектность; 5) креативность; 6) парадоксальность; 7) критичность. В ходе экспериментального исследования структура мышления была изменена: на первый план вышли креативность, парадоксальность и критичность. При исследовании физического мышления рядом авторов [27] и в данном исследовании были отмечены те же структурные элементы, соответствующие современной квантово-полевой картине мира: 1) системность; 2) структурность; 3) логичность; 4) вероятностность; 5) креативность; 6) парадоксальность. Парадоксальность физического мышления обусловлена парадоксальностью современных физических понятий, закономерностей и теорий: с одной стороны, действуют принципы

неопределенности, дополнения, соответствия, вероятностный характер событий, а с другой стороны - принципы строгой внутренней и внешней симметрии, законы сохранения и строгая детерминированность событий. К теоретическим результатам нашего исследования мы относим аналитически исследованное органическое структурное сходство современного физического мышления с предпринимательским мышлением, которые обладают значительной парадоксальностью, не смотря на фундаментальную системность, структурность, логичность. Таким образом, была обоснована концепция когерентности системного физического и предпринимательского мышления. Это в свою очередь, определило их холистическую интерпретацию, как частей целого современного парадоксального креативного системного мышления. При этом следует отметить холистическое видение физического и предпринимательского мышления подтверждает принцип эмерджентности, то есть появление нового качества феномена системного предпринимательского мышления, не являющегося простой суммой физического и современного креативного мышления. Профессиональная готовность будущего специалиста к бизнесу обязательно включает не только твердые специальные знания и навыки, но и профессиональный предпринимательский тип мышления, определяющий способы формулирования и решения возникающих проблем и задач. Трансдисциплинарный подход позволяет интегрировать знания из разных академических дисциплин, путем переноса когнитивных схем и способствует появлению общей

V V п

интегрированной когнитивной структуры. В нашем исследовании рассмотрен один из аспектов данной проблемы: формирование дидактического контента на примере применения физических моделей для объяснения экономических процессов. Нами была отслежена динамика развития решения проблемы данного исследования в конкретных примерах проектирования предпринимательских образовательных траекторий в трех ведущих вузах Казахстана.

В результате исследования подтвердилась актуальность и необходимость решения проблем предпринимательского образования созданием на основе принципов и закономерностей дидактической инженерии и инженерии знаний интегрированного контента обучения студентов. Трансдисциплинарный подход является актуальной концепцией развития методологии профессионального образования, которая предполагает интегративное использование методологии различных наук. Полученные достаточно высокие результаты уровня учебных достижений студентов экспериментальных групп и их познавательная активность, позволили сделать вывод о верификации трансдисциплинарного подхода в разработке контента предпринимательского образования.

Трансдисциплинарность предполагает диссипативность содержания различных дисциплин и может быть отнесена к синергетике как один из «параллельно существующих ее пластов» [29]. Физические модели успешно применяются при объективном объяснении экономических процессов, так как имеют общие математические процедуры:

1. активное изучение экономических микрообъектов на основе микроисследований атома и его структуры [30];

2. применение метода фазовых траекторий для анализа временных рядов [31];

3. применение моделей Ван-дер-Ваальса, Ван-дер-поля в управленческом планировании [32];

4. применение методов статистической физики в экономической теории и анализе [33; 34];

5. применение термодинамических законов для объяснения процессов происходящих в макроэкономике [35].

В результате авторы убедились, что проведенные на основе трансдисциплинарного подхода занятия по физике, направленные на формирование дополнительных компетенций предпринимательского характера, более эффективны, а также подтверждает необходимость прохождения производственной практики студентами с предпринимательской специализацией в бизнес-структурах для формирования предпринимательского мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография. Кемерово: Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, 2005. 325 с.

2. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, Бийск: Научно-издательский центр БиГПИ, 1993. 172 с.

3. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: монография. Екатеринбург, 1994. 152 с.

4. Cheng Y. Application of Engineering Education in Entrepreneurship Construction System // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. 14(6). Pp. 2185-2191. DOI: 10.29333/ejmste/86963.

5. Alibekova G. Determinants of Technology Commercialization Ecosystem for Universities in Kazakhstan // Journal of Asian Finance Economics and Business. 2019. 6(4). Pp. 271-279. DOI: 10.13106/jafeb.2019.vol6.no4.271

6. Daniel A. D. Fostering an Entrepreneurial Mindset by Using a Design Thinking Approach in Entrepreneurship Education // Industry and Higher Edication. 2016. 30(3). Pp. 215-223. DOI: 10.1177/0950422216653195

7. Mokiy V. Systems Transdisciplinary Approach in the General Classification of Scientific Approaches // European Scientific Journal. 2019. 15(19). Pp. 247-258. DOI: 10.19044/esj.2019.v15n19p247

8. Gillis D. Interdisciplinary Research and Education in Canada: a Review and Suggested Framework // Collected Essays on Learning and Teaching. 2017. № 10. Pp. 203-222. DOI: 10.22329/celt.v10i0.4745

9. Морен Э. Метод. Природа Природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 464 с.

10. Чошанов М. А. Инженерия обучающих технологий. М.: Лаборатория знаний, 2020. 242 с.

11. Степин В. С., Гусейнов А. А., Семигин Г. Ю., Огурцов А. П. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т. 1-4. 2816 с.

12. Li W. Ten Years of Entrepreneurship Education at Chinese Universities: Evolution, Problems, and System Building // Chinese Education & Society. 2016. 49(3). Pp. 198-216. DOI: 10.1080/10611932.2016.1218250

13. Bogdanova M. Cognitive Science: from Multidisciplinarity to Interdisciplinarity. International // Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2017. 5(2). Pp. 145-149. DOI: 10.5937/IJCRSEE1702145B

14. Загвязинский В. И. О системном подходе к реформированию отечественного образования // Педагогика. 2016. № 1. С. 12-18.

15. Князева Е. Н. Пробуждающее образования // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция. 2007. С. 369-387.

16. Groschl S. Business Schools and the Development of Responsible Leaders: A Proposition of Edgar Morin's Transdisciplinarity // Journal of Business Ethics. 2018. № 153. Pp. 185-195. DOI: 10.1007/s10551-016-3349-6

17. Yashin A. Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills // Ekonomski vjesnik. 2018. 31(2). Pp. 261-274.

18. Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Римонди Дж., Андреев В. В. Формирование трансдисциплинарных знаний у студентов технических направлений вузов // Science for Education Today. 2019. 9(1). Pp. 172-187. DOI: 10.15293/2658-6762.1901.11

19. Prokofyev K. G., Dmitrieva O. V., Zmyzgova T. R., Polyakova E. N. Modern Enginnering Education as Key Element of Russian Technological Modernization in the Context of Digital Economy // Prjceedings of the International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2018). 2019. № 47. Pp. 652-656. DOI: 10.2991/iscfec-18.2019.160

20. Бянкин А.С., Бурдакова Г.И. Развитие инновационного предпринимательства в регионе на базе вуза: решение проблем подготовки кадров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. 11(1). C. 136-145. DOI: 10.18721/JE.11112

21. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. 9(1). С. 1-18.

22. Иванова С. В. Дидактический концепт в эпоху постмодерна // Ценности и смыслы. 2015. 37(3). С. 6-13.

23. Schinkus C. Jovanovic F. Towards a Transdisciplinary Econophysics // Journal of Methodology. 2013. 20(2). Pp. 164183. DOI: 10.1080/1350178X.2013.801561

24. Коротков А. В., Зобнина М. Р. Предпринимательское образование: определение и классификация // Экономика и предпринимательство. 2016. 10(2). С. 290-295.

25. Bruner J. From Communication to Language - psychological perspective // Cognition. 1974. 3(3). Pp. 255-287. DOI: 10.1016/0010-0277(74)90012-2

26. Искакова А. Б. Физические модели в экономике. Павлодар: Toraighyrov University, 2019. 73 с.

27. Кондратьев А. С., Ситнова Е. В. Физическое мышление на современном этапе развития науки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. 8(34). C. 7-20.

28. Князева Е. Н. Эдгар Морен в поисках метода познания сложного // Э.Морен. Метод. Природа Природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С.5-26.

29. Буданов В. Г. Методология и принципы синергетики // Фiлософiя освп"и. 2006. 3(1). С. 143-172.

30. Водолазский А. А. Эконофизика и законы здоровой экономики. Очерки о производительности труда и модернизации экономики. Новочеркасск: «НОК», 2012. 86 с.

31. Батунин А. В., Килячков А. А., Чалдаева Л. А. Фазовые траектории динамических систем на рынке ценных бумаг // Финансы и кредит. 2001. 89(17). С. 2-9.

32. Крючков В. Н. Физические модели в управленческом планировании: междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы // Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». 2002. № 3.

33. Романов А. Н., Лукасевич И. Я., Гусев В. И. Эконофизика, или применение методов статистической физики в экономической теории и анализе // Экономический анализ: теория и практика. 2002. № 2. С. 6-12.

34. Ausloos M., Vandewalle N., Boveroux Ph., Minguet A., Ivanova K. Applications of statistical physics to economic and financial topics // Physica A: Statistical Mechanics and its Application. 1999. 274(1-2). Pp. 229-240. DOI: 10.1016/ S0378-4371(99)00307-6

35. Dimitrijevic B., Lovre I. The Role of Temperature in Economic Exchange - An Empirical Analysis // Journal of Central Banking Theory and Practice. 2015. 4(3). Pp. 65-89. DOI: 10.1515/jcbtp-2015-0012

REFERENCES

1. Chapaev N. K. Pedagogical integration: methodology, theory, technology: monograph. Kemerovo, Kemerovo State Vocational Pedagogical College Publ., 2005. 325 p.

2. Berulava M. N. Integration of educational content. Moscow, Pedagogika Publ., Biysk, Scientific Publishing Center, 1993. 172 p.

3. Bezrukova V. S. Integration processes in pedagogical theory and practice: monograph. Yekaterinburg, 1994. 152 p.

4. Cheng Y., Wang, K., Lee I. Application of Engineering Education in Entrepreneurship Construction System. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2018, vol. 14, no. 6, pp. 2185-2191. DOI: 10.29333/ ejmste/86963

5. Alibekova G., Tleppaev A., Medeni T. D., Ruzanov R. Determinants of Technology Commercialization Ecosystem for Universities in Khttps://doi.org/10.13106/jafeb.2019.vol6.no4.271

6. Daniel A. D. Fostering an Entrepreneurial Mindset by Using a Design Thinking Approach in Entrepreneurship Education. Industry and Higher Edication, 2016, vol. 30, no. 3. pp. 215-223. DOI: 10.1177/0950422216653195

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mokiy V. Systems Transdisciplinary Approach in the General Classification of Scientific Approaches. European Scientific Journal, 2019, vol. 15, no. 19, pp. 247-258. DOI: 10.19044/esj.2019.v15n19p247

8. Gillis D., Nelson J., Hodkins K., Fraser E., Jacobs S. Interdisciplinary Research and Education in Canada: a Review and Suggested Framework. Collected Essays on Learning and Teaching, 2017, vol. 10, pp. 203-222. DOI: 10.22329/ celt.v10i0.4745

9. Moren E. Method. The nature of nature. Moscow, Progress-Tradiciya Publ., 2005. 464 p. (In Russ.)

10. Choshanov M. A. Learning Technology Engineering. Moscow, Laboratoriya znanij Publ., 2020. 242 p. (In Russ.)

11. Stepin V. S., Gusejnov A. A., Semigin G. Yu., Ogurcov A. P. New Philosophical Encyclopedia. Moscow, Mysl' Publ., 2010, vol. 1-4. 2816 p. (In Russ.)

12. Li W., Li C., Du X. Ten Years of Entrepreneurship Education at Chinese Universities: Evolution, Problems, and System Building. Chinese Education & Society, 2016, vol. 49, no. 3, pp. 198-216. DOI: 10.1080/10611932.2016.1218250

13. Bogdanova M. Cognitive Science: from Multidisciplinarity to Interdisciplinarity. International. Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 2017, no. 2, pp. 145-149. DOI: 10.5937/IJCRSEE1702145B

14. Zagvyazinsky V. I. On a systematic approach to reforming national education. Pedagogika = Pedagogy, 2016, no. 1, pp. 12-18. (In Russ.)

15. Knyazeva E. N. Awakening education. Sinergeticheskaya paradigma. Sinergetika obrazovaniya = Synergetic paradigm. Synergetics of education. Moscow, Progress-Tradiciya Publ., 2007, pp. 369-387. (In Russ.)

16. Groschl S., Gabaldon P. Business Schools and the Development of Responsible Leaders: A Proposition of Edgar Morin's Transdisciplinarity. Journal of Business Ethics, 2018, no. 153, pp. 185-195. DOI: 10.1007/s10551-016-3349-6

17. Yashin A., Klyuev A., Bagirova A. Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills. Econviews, 2018, vol. 31, no. 2, pp. 261-274.

18. Gorbunov V. I., Yevdokimova O. K., Rimondi D., Andreev, V. V. Transdisciplinary Knowledge by Engineering Students of Russian Universities. Science for Education Today, 2019, vol. 9, no. 1, pp. 172-187. DOI: 10.15293/26586762.1901.11 (In Russ.)

19. Prokofyev K. G., Dmitrieva O. V., Zmyzgova T. R., Polyakova E. N. Modern Enginnering Education as Key Element of Russian Technological Modernization in the Context of Digital Economy. Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2018), 2019, no. 47, pp. 652-656. DOI: 10.2991/iscfec-18.2019.160

20. Byankin A. S., Burdakova G. I. Development of Innovative Entrepreneurship in the Region Based on Higher Education Institution: Solving the Problem of Personnel Training. Nauchno-tekhnicheskie vedomostiSPbGPU. Ekonomicheskie

nauki = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2018, vol. 11, no. 1, pp. 136-145. DOI: 10.18721/JE.11112 (In Russ.)

21. Ivonina A. I., Chulanova O. L., Davletshina J. M.Modern directions of theoretical and methodological developmebts in the field of management: the rolle of soft-skills and hard skills in professional and career development of employees. Internet-zhurnal «Naukovedenie» = The Eurasian Scientific Journal, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 1-18. (In Russ.)

22. Ivanova S. V. Didactic concept in the postmodern era. Tsennosti i smysly =Values and meanings, 2015, vol. 37, no. 3, pp. 6-13. (In Russ.)

23. Schinkus C., Jovanovic F. Towards a Transdisciplinary Econophysics. Journal of Methodology, 2013, vol. 20, no. 2, pp. 164-183. DOI: 10.1080/1350178X.2013.801561

24. Korotkov A. V., Zobnina M. R. Defining Entrepreneurship Education and Its Classification. Ekonomika i predprinimatelstvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2016, vol. 10, no. 2, pp. 290-295. (In Russ.)

25. Bruner J. From Communication to Language - psychological perspective. Cognition, 1974, vol. 3, no. 3, pp. 255-287. DOI: 10.1016/0010-0277(74)90012-2

26. Iskakova A. B. Physical models in economics. Pavlodar, Toraighyrov University Publ., 2019. 73 p. [In Kaz.]

27. Kondratyev А. S., Sitnova Е. V. Thinking in physics at the current period of the development of science. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2007, vol. 8, no. 34, pp. 7-20.

28. Knyazeva E. N. Edgar Morin in search of a method of knowing the complex. E. Moren. Method. The nature of nature. Moscow, Progress-Tradiciya Publ., 2005, pp. 5-26. (In Russ.)

29. Budanov V. G. Methodology and principles of synergetics. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of Education, 2006, vol. 1, no. 3, pp. 143-172. (In Russ.)

30. Vodolazskiy A. A. Econophysics and the laws of a healthy economy. Essays on labor productivity and economic modernization. Novocherkassk, "NOK" Publ., 2012, 86 p. (in Russ.)

31. Batunin A. V., Kilyachkov A. A., Chaldaeva L. A. Phase trajectories of dynamic systems in the securities market. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2001, vol. 89, no. 17, pp. 2-9. (In Russ.)

32. Kryuchkov V. N. Physical models in management planning: interdisciplinary and transdisciplinary approaches. Zhurnal «Menedzhment v Rossii i za rubezhom» = The journal "Management in Russia and Abroad", 2002, no. 3. (In Russ.)

33. Romanov A. N., Lukasevich I. Ya., Gusev V. I. Econophysics, or the application of methods of statistical physics in economic theory and analysis. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika = Economic analysis: theory and practice, 2002, vol. 2, no. 2, pp. 6-12. (In Russ.)

34. Ausloos M., Vandewalle N., Ph. Boveroux, A. Minguet, K. Ivanova. Applications of statistical physics to economic and financial topics. Physica A: Statistical Mechanics and its Application, 1999, vol. 274, no. 1-2, pp. 229-240. DOI: 10.1016/S0378-4371(99)00307-6

35. Dimitrijevic B., Lovre I. The Role of Temperature in Economic Exchange - An Empirical Analysis. Journal of Central Banking Theory and Practice, 2015, vol. 23, no. 4, pp. 65-89. DOI: 10.1515/jcbtp-2015-0012

Информация об авторах Нурумжанова Куляш Алдонгаровна

(Казахстан, Павлодар) Доктор педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры физики, математики и приборостроения Торайгыров Университет E-mail: 75646100@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7071-412X ResearcherID: G-1423-2019

Information about the authors

Kulyash A. Nurumzhanova

(Kazakhstan, Pavlodar) Dr. Sci. (Educ.), Associate Professor of the Department «Physics, Mathematics and Instrument Making» Toraighyrov University E-mail: 75646100@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7071-412X ResearcherlD: G-1423-2019

Искакова Анаргуль Батырбаевна

(Казахстан, Павлодар) PhD, ассоциированный профессор кафедры физики, математики и приборостроения Торайгыров Университет E-mail: anar_is@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2142-8949 Scopus ID: 57210805687 ResearcherID: B-3568-2019

Anargul B. Iskakova

(Kazakhstan, Pavlodar) PhD, Associate Professor of the Department «Physics, Mathematics and Instrument Making» Toraighyrov University E-mail: anar_is@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2142-8949 Scopus ID:57210805687 ResearcherlD: B-3568-2019

Каирбаева Акмарал Канатбековна

(Казахстан, Павлодар) Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранная филология Торайгыров Университет E-mail: kairbayeva.ak@tou.edu.kz ORCID ID: 0000-0001-8964-4475 ResearcherID: B-7144-2019

Akmaral K. Kairbayeva

(Kazakhstan, Pavlodar) Cand. Sci. (Educ.), Head of the Department «Foreign Philology» Toraighyrov University E-mail: akmaralkai@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8964-4475 ResearcherID: B-7144-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.