Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

БАШКОРТОСТАН Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Материалы II международной научно-практической конференции. 2014. С. 111-113.

14. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРИПОСЕЛКОВЫХ ДОРОГ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ Мансурова Э.Р., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 158-159.

15. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Хинсирова Г.И., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 982-983.

16. УГОЛОВНОЕ ПРАВО В СХЕМАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Дикаев С.У., Сабитов И.К., Шарипкулова А.Ф. Уфа, 2010.

17. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Сабитов И.К., Рябов С.А., Фаттахов Ч.Р. Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 4. С. 14451448.

18. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СХОДСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ ВЛИЯНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ МЫШЕЙ Хабибуллин Р.М. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (28). С. 47-48.

19. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Хабибуллин Р.И. Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 6. С. 86-90.

20. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.

Корбан И. С. магистрант факультет управления Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар

РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Формирование правового и социального государства, самостоятельное решение населением вопросов местного значения в условиях мирового экономического кризиса предполагают антикризисное развитие правовой и экономической основ местного самоуправления и их регулирование в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, ее

субъектов.

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и — в этом качестве — составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности) [1]. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую и экономическую. Рассматривая местное самоуправление нельзя опустить ее правовую основу. Ведь без нормативной базы не существовало бы этой формы организации власти. Актуальность данной проблемы говорит сама за себя. Ежегодно подвергается реформированию и корректировке нормативная база местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ детально регламентирует систему органов местного самоуправления. Обязательным является наличие не только исполнительных, но и представительных органов, а также главы муниципального образования во вновь образованных муниципальных образованиях. Таким образом, в системе органов местного самоуправления предполагается реализовывать конституционный принцип разделения властей на представительную и исполнительную. Также закон регламентирует административную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, и возможность участия населения в вопросах местного значения. Таким образом, реформа местного самоуправления означает создание необходимых условий для приближения власти к населению, формирование гибкой системы управления, хорошо приспособленной к местным условиям и особенностям и развитие инициативы и самостоятельности граждан.

Несмотря на наличие в новом законе целого ряда удачных идей, он подвергался и продолжает подвергаться серьезной критике. Сомнения, прежде всего, вызывает наделение правами муниципальных образований сельских и городских поселений, ранее не являвшихся таковыми. В существующей экономической ситуации малочисленные муниципальные образования (в первую очередь сельские) не могут быть самостоятельны ни финансово, ни организационно, и в своих действиях будут полностью зависимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов [2]. Тем более, что внесенные уже по ходу проводимой реформы изменения в бюджетное и налоговое законодательство, не решили данной проблемы.

Экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной

собственностью, средствами местного бюджета. Важнейшей составляющей экономической основы местного самоуправления, а также источником для пополнения финансовых ресурсов является муниципальная собственность [3]. Муниципальная собственность защищается государством равным образом с другими формами собственности.

Например, город-курорт Анапа, как и все другие муниципальные образования, должен обеспечивать: сбалансированность бюджета; регулирование бюджетных правоотношений; соблюдения установленных федеральными законами требований к осуществлению бюджетного процесса. Действующее законодательство, хотя и предоставило органам местного самоуправления право самостоятельного формирования своих бюджетов и за счет их доходной части решения социальных задач, однако объём и направления движения финансовых потоков для наполнения доходной части органам местного самоуправления оказались неподконтрольны. В соответствии с ныне действующим законодательством организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти Краснодарского края осуществляется на основе федеральных законов и законов Краснодарского края, которые строятся на следующих принципах: взаимной ответственности; единых для всех муниципальных образования методологий; равенства бюджетных прав муниципальных образований.

По нашему мнению, для совершенствования правовых и экономических основ местного самоуправления следует осуществить следующие мероприятия:

1. В области усиления экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления необходимо шире использовать форму размещения муниципального заказа на выполнение работ (оказания услуг), которые финансируются за счет средств местного бюджета, осуществляемого на основе открытого конкурса в соответствии с правилами, установленными органом местного самоуправления.

2. В рамках нарастающей законотворческой деятельности, есть необходимость предложения принятия на федеральном уровне ряда пакетов законов и актов, посвященных статусу органов местного самоуправления, уникальных территорий (курортных), обеспечить им финансово-экономическую поддержку на федеральном уровне и содействовать развитию круглогодичного туризма.

3. Необходимо продолжить работы по урегулированию взаимоотношений органов государственной власти края и местного самоуправления в плане усиления их взаимодействия и ответственности, прежде всего в правовых и бюджетно-финансовых взаимоотношениях.

4. Повышать заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов. А также увеличивать компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых

органами государственной власти.

Основным условием развития местного самоуправления, проявления его настоящей сущности является действующий механизм реализации полномочий органами местного самоуправления в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения на территории конкретного муниципального образования. Нормальное функционирование местного самоуправления зависит, прежде всего, от эффективно работающих органов местного самоуправления и достаточной финансово-материальной базы местного самоуправления.

Использованные источники:

1. Кочьян И.В., Зелинская М.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и государственной власти при решении вопросов социально-экономического развития. В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 180-185.

2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник, 2010, 636 с.

3. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М.: «Юрист», 2007, с. 254-255.

УДК 336.66

Коречков Ю.В., доктор экономических наук

профессор

Международная академия бизнеса и новых технологий

Россия, г. Ярославль ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова. Управление, учёт, затраты, экономический механизм, организация, финансы.

Аннотация. Объект исследования - расходы организации. Показана взаимосвязь между понятиями расходы и затраты. Выявлены управленческий, бухгалтерский и налоговый подходы к анализу расходов (затрат). Показано значение эффективного управления расходами.

Korechkov Yury Viktorovich doctor of economic Sciences, Professor International Academy of business and new technologies (Yaroslavl) ECONOMIC METHODS OF COST MANAGEMENT IN BUSINESS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.