Научная статья на тему 'Развитие правовой культуры современного юношества в контексте становления в России гражданского общества'

Развитие правовой культуры современного юношества в контексте становления в России гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
411
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVICISM / LAW CULTURE / CIVIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зацепин Иван Иванович

В статье автор описывает процесс, факторы и условия формирования гражданственности и правовой культуры современного юношества, в котором важнейшую роль играет личность педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зацепин Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern youth law culture development in the context of civil society formation in Russia

The author describes modern youth's civicism and law culture formation process, factors and conditions, where the pedagogue's personality plays the most important role.

Текст научной работы на тему «Развитие правовой культуры современного юношества в контексте становления в России гражданского общества»

УДК 371.4

Зацепин Иван Иванович

Курский государственный университет [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье автор описывает процесс, факторы и условия формирования гражданственности и правовой культуры современного юношества, в котором важнейшую роль играет личность педагога.

Ключевые слова: гражданственность, правовая культура, гражданское воспитание.

Стремительное обновление важнейших сторон жизни современного российского этноса заставляет по-новому взглянуть на прежний опыт и традиции отечественного образования, акцентируя внимание на возможностях современных институтов социального воспитания в формировании гражданственности и правовой культуры студенческой молодежи. Становление гражданского общества в России предполагает всестороннюю подготовку молодежи к социальному и нравственному самоопределению, в котором важнейшими проявлениями зрелости гражданина является способность распоряжаться своей собственной свободой и быть ответственным в рамках существующей общественной морали, правовых норм, границ социально одобряемого поведения и отношений. Понятно, что такой опыт строительства социальных отношений личности приходится на время получения молодым человеком профессии, вхождения в профессионально-трудовой коллектив, когда осуществляется реализация всего комплекса гражданско-правовых и социальнотрудовых функций взрослого человека. Этот период «второй юности» (И.С. Кон) - завершающая фаза подготовки личности к жизни и труду в условиях нового типа общественного устройства, когда значительно возрастает конкуренция на рынке труда, обостряя социально-нравственные аспекты взаимодействия личности и общества, работника и работодателя, специалиста и трудового коллектива. С этих позиций подготовка будущего гражданина к вхождению в активную общественную жизнь, в профессиональнотрудовое сообщество предполагает достижение им высокой гражданской и правовой культуры, опирающейся на высокий уровень нравственного развития личности.

В образовательных стандартах подчеркивается, что будущий специалист должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции РФ, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма; способностью осуществлять принятые в обществе моральные и правовые нормы. Выполнение этих требований обусловливает необходимость создания современной системы формирования гражданственности и правовой культуры студентов вузов. Образовательная практика нуждается в новых идеях интеграции формирования гражданственности и правовой культуры студентов в педагогической деятельности, в практических рекомендациях их творческого использования в образовательном процессе вузов в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Это свидетельствует о возрастании актуальности формирования гражданственности и правовой культуры студентов в системе профессионального образования.

Что же представляет собой процесс формирования гражданственности и правовой культуры будущих специалистов? Такой процесс выступает как целенаправленная деятельность, как система средств и способов, а также условий, ориентированных на становление и развитие интегративных качеств личности, представляющих собой нравственно-обусловленную готовность молодых людей к созидательной социально-значимой деятельности в условиях становления гражданского общества; реализации гражданских прав и свобод; соблюдению и уважению законов; исполнению обязанностей в целях самореализации и достижения жизненного успеха на основе овладения социально-ответственными способами решения личных, гражданско-правовых и профессиональных задач.

Выбор и применение форм, методов и технологий в процессе формировании гражданственности и правовой культуры студентов зиждется на их соответствии требованиям: обеспечения

преемственности образовательных традиций и инноваций в формировании гражданственности и правовой культуры молодежи, овладения будущими специалистами метапредметными, межпредметными знаниями, знаниями материала учебных дисциплин, нравственными нормами, ценностями, традициями и рефлексивно-регулятивным опытом, включающим следующие компоненты: а) проблемно-практический (означающий распознавание и понимание гражданско-правовых жизненных ситуаций; способность ставить цели и задачи, соответствующие нормам гражданственности и права в каждой конкретной ситуации, и решать их); б) смысловой (осмысление гражданско-правовой ситуации в общем социокультурном аспекте); в) ценностный (способность правильно оценивать гражданско-правовую позицию, исходя из сути ситуации, целей, задач, норм нравственности, права и гражданского долга с точки зрения собственной морали и общечеловеческих ценностей и обеспечивающий ценностно-ориентационную основу самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Термин гражданское воспитание, означающий «приучение к добросовестной работе на благо государства», был введен в педагогическую теорию В. Рейном, Ф. Паульсеном, Г. Кершенш-тейнером и получил дальнейшее развитие в трудах Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др. В современной педагогике гражданственность рассматривается как системообразующий фактор самоопределения (Н.А. Савотина), в виде комплекса субъективных качеств личности, основанных на гражданском самосознании (С.В. Климова, В.В. Каменец, В.И. Добреньков, А.П. Ильин, А.Ф. Никитина, Я.В. Соколова и др.). Гражданское общество - общество с развитыми экономическими и политическими отношениями между его членами - свободными и сознательными гражданами, способными создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающим условием которых является признание права индивидуальной личной свободы, право на самореализацию. Формирование гражданственности и гражданского общества - взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, развитие и становление которых обусловлено объективной потребностью и необходимостью их интеграции в условиях становления общественных отношений современной России. В этом контексте решения одной из задач нашего исследова-

ния и раскрывается сущность и содержание понятия «гражданственность». Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским сообществом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать всякие посягательства на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из само-осознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении социально значимых решений и руководствующегося в повседневной жизни моральными нормами и ценностями. Формирование гражданственности неразрывно связано с гражданским самосознанием, означающим осознание человеком своих гражданских качеств, способностей, возможностей, знаний, мотивов поведения и интересов. Оно обусловливает результат гражданского воспитания, как процесса воспитания нравственно-нормативных черт личности, определяющих разумное и эффективное использование ею гражданских прав и свобод на основе сознательного выполнения обязанностей и долга перед семьей, государством, обществом, народом; признания, соблюдения, уважения законов страны, осознанного принятия и выполнения моральных и правовых норм гражданского общества.

Неотделимой частью развития гражданского самосознания является правовое воспитание и правовая культура личности, которая выступает одним из важнейших показателей степени социализации и социально-правовой адаптации личности к установленному в обществе социальному порядку, важнейшим регулятором поведения человека в обществе как гражданина. Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, качественное, компетентное выполнение профессиональных обязанностей, проявление во всех сферах общественной жизни творческой активности, добросовестности, порядочности, честности, сознательное соблюдение норм морали, принятых и интернализованных субъектом социализации. Под формированием правовой культуры понимается процесс становления личностных качеств, олицетворяющих высокий уровень правосознания индивида, его правового поведения на основе правовой образован-

ности и воспитанности, социализации и социально-правовой адаптации личности к установленному в обществе правопорядку.

На каких же идеях и подходах может быть выстроен эффективный процесс развития гражданской и правовой культуры юношества? Для формирования гражданственности и правовой культуры молодежи значительные возможности открывает использование культурологического подхода. Он сохраняет и усиливает фундаментальность формирования гражданственности и правовой культуры молодежи, формируя «человека в культуре», рассматривает содержание образования как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее структурной полноте». Не менее важной методологической основой формирования гражданственности и правовой культуры является личностно-ориентированный подход, без которого немыслимо успешное становление и развитие гражданско-правовых качеств и свойств личности, осуществление индивидуализации обучения, воспитания и развития; подход, ставящий в центр обучения растущего человека, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад; реализующийся на основе учета индивидуальности в формировании гражданственности и правовой культуры гражданина. Аксиологический подход в теоретическом обосновании и реализации формирования гражданственности и правовой культуры способствует выработке и усвоению молодежью ценностных ориентаций и ценностных отношений. Выстраиваемая иерархия личностных ценностей выступает связующим звеном между внутренним миром человека и обществом. Социальные ценности, преломляясь через призму опыта, индивидуальной жизнедеятельности входят в психологическую структуру личностных ценностных ориентаций. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость и целостность личности, они являются важным фактором мотивации социального поведения, показателем зрелости личности и ее социальности. Именно поэтому они являются объектом целенаправленного формирования. Рефлексивный подход обеспечивает развитие способности регуляции собственной деятельности, признание социальной ценности результата своей деятельности на основе глубокого, разностороннего анализа. В формировании гражданственности и правовой культуры

рефлексивный компонент выражается в развитии готовности молодежи к анализу социально-правовых явлений и фактов, к анализу своих суждений, поступков, деятельности с точки зрения их соответствия гражданским ценностям и закону, что обеспечивается внедрением в образовательный процесс активных и интерактивных методов обучения, основной особенностью которых является диалогичность, вовлеченность студентов в активную познавательную деятельность, в процессе которой вырабатывается собственная позиция понимания сущности исследуемого явления. С позиций раскрытых инновационных подходов формирование гражданственности и правовой культуры в образовательном процессе рассматривается как важнейший источник накопления и совершенствования жизненного опыта студентов для настоящей и будущей личной, гражданской и профессиональной жизнедеятельности, т.е. построение им своего образа окружающего мира и образа своего «Я», обретение своего места и роли в этом мире.

Управление процессом формирования гражданственности и правовой культуры молодежи возможно лишь на основе учета ведущих факторов и педагогических условий, влияющих на данный процесс. Ведущими организационно-педагогическими факторами, влияющими на процесс формирования гражданственности и правовой культуры студентов являются: целостность воспитательного процесса; профессионализм педагогов; разнообразие деятельных форм овладения студентами социальным опытом; системное изучение культурных ценностей гражданского общества; обучение рациональным методам и приемам самоопределения, саморазвития и самореализации. Группу психолого-педагоги-ческих факторов, лежащих в основе процесса формирования гражданственности и правовой культуры образуют: позиции партнерства педагога и студента; интеграция личного опыта и нормативных моделей поведения; отношение обучающегося к социальной реальности и ценностям гражданского общества; осознанное самовоспитание позитивной направленности личности.

В структуре гражданственности и правовой культуры мы выделяем потребностно-мотиваци-онный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и рефлексивно-волевой компоненты. В соответствии с этим выделяются пять критериев развития граж-

данственности и правовой культуры студентов: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и рефлексивно-волевой критерии. Потребностно-мотивационный критерий отражает личностные детерминанты социализации и позволяет оценить меру заинтересованности студента в саморазвитии, которая определяет характер включенности его в воспитательный процесс. Этот критерий проявляется через следующие показатели: интерес к научным знаниям, раскрывающим культуру гражданского общества и его правовые основы; стремление к овладению социальным опытом; потребность в самовоспитании гражданских качеств. Когнитивно-интеллектуальный критерий характеризует индивидуальный опыт познания социальных и социальноправовых явлений и процессов, и выражается через следующие показатели: интеллектуальная активность; уровень освоения социальных и правовых знаний; уровень применения социальных и правовых знаний. Эмоционально-чувственный критерий выявляет эмоциональный фон отношений личности к обществу, праву и собственной гражданской позиции, меру проявлений высших чувств, конкретизируется показателями: эмоциональное отношение к государству, государственной политике и праву; наличие патриотических чувств; национальные и интернациональные чувства. Поведенческий критерий позволяет оценить социальный опыт, степень проявления гражданственности и правовой культуры студентов в реальной жизни, учебно-профессиональной, и внеучебной деятельности. Показатели: уверенное, достойное поведение гражданина; соблюдение моральных и социальных норм поведения; активная жизненная позиция при выполнении гражданских и профессиональных обязанностей. Рефлексивно-волевой критерий: характеризует степень устойчивости осознанных стремлений, волевого регулирования собственных позиций, гражданского и правового поведения. Показатели: добросовестное вы-

полнение своего долга и обязанностей перед обществом и государством; стремление всегда соблюдать собственные принципы и убеждения; стремление к объективной оценке собственного поведения.

На основе анализа эмпирических результатов с учетом данных критериев и показателей нами выделены три качественно отличных уровня развития гражданственности и правовой культуры студентов: 1) низкий; 2) средний; 3) высокий. Характерная особенность низкого уровня - наличие у студентов опыта познания социальных ценностей, норм поведения, сформированного ближайшим окружением на уровне бытового эмпирического знания, а также ограниченность опыта социальных отношений и связей. Отличительные черты среднего уровня - наличие системных теоретических знаний основных концепций гражданственности, социальных ценностей, права, расширение опыта социальных отношений и связей. Высокий уровень характеризуется трансформацией теоретического и научного социального знания в убеждения, обретение собственных принципов жизнедеятельности, гражданской позиции, высокий уровень рефлексии обеспечивает субъектность в широких социальных отношениях и связях.

Каковы же уровни развития гражданственности и правовой культуры студентов? Обратимся к таблице.

Продуктивное формирование гражданственности и правовой культуры студентов предполагает создание в образовательной системе следующих педагогических условий:

организационно-педагогических - направленность образования на овладение основами культуры гражданского общества; повышение теоретико-методологической, методической и технологической компетентности педагогического коллектива вуза; обеспечение педагогической поддержки и педагогического сопровождения процесса самоопределение, саморазвитие и самореализация обучающихся;

Таблица

Сформированность уровней развития гражданственности и правовой культуры студентов

Уровни сформиров анности Г ражданственность Правовая культура

Самооценка Экспертная Итоговая Самооценка Экспертная Итоговая

Высокий в % 21,6 20 20,8 20,5 21 20,7

Средний в % 39,2 37 38,2 34,5 34 33,2

Низкий в % 39,2 43 41 46 45 46

Общий уровень в баллах 3,9 3,5 3,7 3,8 3 3,4

психолого-педагогических - воспитание у обучающихся чувства собственного достоинства, чувства профессиональной и образовательной свободы; воспитание стремления к самореализации не вопреки, а во благо общества и благодаря ему; стимулирование мотивов применения социальных знаний в учебно-профессиональной деятельности; смещение акцента на познающую деятельность, самоконтроль, самооценку, самоанализ, самокритику обучающихся; индивидуальная и групповая рефлексия мировоззрения и деятельности.

Среди большого количества факторов и условий формирований гражданской и правовой культуры юношества важнейшую роль играет личность педагога. Он - референтный взрослый, он реальный пример должного, убедительный образец реализации всего спектра функций взрослого человека. Однако его пример не всегда совпадает с позицией членов семьи юноши, - родители часто своими суждениями и оценками дискредитируют педагогов, ощутимо занижают их роль и социальный статус. Конечно, в после-

УДК 371.4

дние два десятилетия престиж педагогической деятельности в общественном мнении существенно снизился, а вместе с ним и значимость влияний педагогов на усвоение молодежью моральных и гражданско-правовых норм. Не выросла за эти же годы референтность и родителей с точки зрения гражданско-правового развития молодежи. Следовательно выход из сложившегося положения может быть найден только в совместном, заинтересованном взаимодействии семьи и педагогов, родителей и педагогического коллектива. Такое взаимодействие способно создать некую гражданско-правовую среду, в которой будут циркулировать общие, универсальные представления о норме, о должном, о границах социально-одобряемого поведения и отношений. Только в этом случае в самостоятельную, взрослую, социальную и профессиональную жизнь выйдет действительно зрелый, ответственный гражданин и специалист, воплощающий в своем поведении традиции и нормы гражданского общества, неравнодушный к перспективам жизни и развития своего народа, своей страны.

Литвинович Виктор Григорьевич

кандидат педагогических наук Минский государственный лингвистический университет, г. Минск, Беларусь

Шуп @yandex. т

КУЛЬТУРА МИРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается значимость культурного обогащения в процессе социального развития личности. Автор утверждает, что воспитание молодежи должно иметь поликультурную основу.

Ключевые слова: социальное развитие, воспитание, педагогика, культура.

Стержневой проблемой социального развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью. Социальное самоопределение человека одинаково актуально для белоруса и россиянина, для жителя любой другой страны, но оно существенно зависит от социально-политической системы общества. Этому непрерывно меняющемуся по своему характеру процессу необходимы новые подходы к решению проблемы социализации подрастающего поколения, ибо демократические процессы, происходящие в обществе, которые с трудом набирают силу, и судьба которых ещё не определена, во многом зависят от социального развития детей и молодёжи, их возвышения до уровня понимания высших духовных достижений человечества.

Идёт постоянная связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда человек ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество даёт ему новые социальные предписания. Так на фоне социальной активности общественных институтов с одной стороны, и индивида, с другой, осуществляется принятие или отторжение личностью требований общества.

Ясно, что те общие положения молодежной политики, которые обозначены в документах ООН, не могут быть абсолютным эталоном для всех стран, ибо в каждой из них свои возможности и свои проблемы. Но есть тенденции в судьбах молодого поколения, которые переживает весь мир. Сегодняшняя молодежь - это первое поколение в новой истории, живущее не в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.