ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Развитие правового регулирования института предпринимательства в сельской местности
Абдуллина Лилия Фаритовна,
аспирант, Сектор гражданского и предпринимательского права Института государства и права Российской академии наук
E-mail: liliabd@mail.ru
Сегодня развитие сельских регионов нуждается в совершенствовании, в поиске и внедрении действенных инструментов, одним из которых может стать сельское предпринимательство. Целью настоящего исследования является поиск решения социально-экономических проблем села с участием предпринимательства. Исследовано понятие сельского предпринимательства, основные направления социально-экономической сферы, в которых оно востребовано, определены его возможности по решению проблем села в данной сфере. Выявлено, что развитие сельского предпринимательства напрямую влияет на состояние социально-экономической сферы сельских местностей. Автор приходит к выводу о необходимости разработки специального законодательства о сельском предпринимательстве, направленного на улучшение социально-экономического положения села. Сделаны конкретные предложения по изменениям государственной политики, корректировке организационно-правовых основ в отношении сельских предпринимателей.
Ключевые слова: государственная политика, предпринимательство, сельская экономика, государственное управление, правовое регулирование.
Введение
Село, сельская местность является экономическим, социальным, историко-культурным базисом всех без исключения народов, населяющих нашу планету. Современные модели развития территорий ориентированы на строительство, в первую очередь, городов, так как в них концентрируется наибольшее количество жителей страны. Однако при этом, значительная часть населения продолжает проживать за пределами городов (в России по официальным данным на начало 2023 года более 26 млн чел.). Поэтому задачей руководства является поддержание достойного уровня жизни этих людей, недопущения серьезного расхождения уровней жизни горожан и жителей села [4]. В настоящее время в сельских местностях на территории России средний уровень дохода сельского жителя на 2022 год составляет 17 000 рублей, что на 30% меньше среднего дохода жителей крупных городов [2]. Также существуют значительные расхождения не в пользу селян в доступности медицинских и социальных услуг, образования и многих других благ современной цивилизации, привычных сегодня не только в мегаполисах, но и большинстве городов - региональных центрах. В руководстве страны, безусловно, существует понимание вышеописанной проблемы, однако для ее решения меры государственного регулирования применяются в социально значимых сферах, например, поддержка работников образования и медицины [3]. По сути, отсутствуют долгосрочные стратегии развития аграрной отрасли и других сфер сельской экономики на федеральном и региональном уровнях. Вполне естественно, что решение социально-экономических проблем села в значительной степени связано с инициативой самих жителей, проявляющейся, прежде всего, в осуществлении предпринимательской деятельности в сельских местностях.
Вопросы правового регулирования сельского предпринимательства, как основы социально-экономического развития сельских регионов, все больше привлекают внимание исследователей. Интерес большинства авторов научных работ, таких как Е.В. Демин[11], Б.А. Воронин[6], М.С. Шейхова [16], вызывают прежде всего проблемы правового регулирования деятельности предпринимателей - производителей сельскохозяйственной продукции. В то же время правовое обеспечение предпринимательской деятельности других направле-
5 -о
сз ж
■с
ний сельской экономики (создания и содержания социальной инфраструктуры, торговли, социально значимых услуг и т.д.) освещено в научных трудах в значительно меньшей степени. Целью настоящего исследования является характеристика состояния общих основ правового обеспечения сельского предпринимательства аграрного и других направлений, характерных для экономики современного села.
Гипотеза исследования. Для обеспечения устойчивого развития социально-экономической сферы села, а, следовательно, развития предпринимательства, необходимо закрепить статус предприятий сельской экономики, не относящихся к аграрному производству, в специальном законодательстве, со всеми правами, обязанностями, ответственностью и мерами государственной поддержки.
Методы исследования
Для достижения заявленной цели использоваться комплекс общенаучных и частно-научных методов, основная роль была отведена статистическому методу, методу правового моделирования, методу перехода от общего понятия к частному. Использовался анализ двух групп документов. В первую группу вошли нормативно-правовые акты регулирования предпринимательской деятельности, данные официальной статистики. Во второю группу вошли научные статьи по теме исследования, опубликованные в журналах из Elibrary, Scopus, Web of Science.
Результаты
Прежде чем исследовать современное состояние правового регулирования сельского предпринимательства, представляется целесообразным остановиться на понятии «сельская экономика». Ряд ученых [8] отождествляют сельскую экономику исключительно с аграрным сектором. Однако такой подход представляется не совсем верным. По мнению В.А. Иванова [12], сельская экономика является комплексной системой, помимо аграрного производства включающей в себя домашние хозяйства, добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности, сферу услуг, местную инфраструктуру, местную торговую сеть, местные промыслы и ремесла. В зарубежной литературе приводится подтвержденное заслуживающей доверия информацией мнение о постепенном снижении роли аграрного производства в сельской экономике развитых стран.
Сельская экономика как сектор экономики России в наибольшей степени пострадала от рыночных реформ 90-х годов ХХ века, следствием чего стало резкое снижение доходов сельского население и по-2 следующий отток экономически активной его части ~ в города [17]. Преодоление негативных тенденций сэ исследователи связывают с усилением предприни-см мательской активности при поддержке государства z [12], в том числе правовыми мерами [19].
Климатические условия многих регионов Российской Федерации не позволяют стать аграрному производству преобладающим, при этом местные предприниматели, занятые в бизнесе несельскохозяйственного направления, нередко принимают на себя повышенную социальную нагрузку, обеспечивая занятость населения, оказывая, в том числе и прямую материальную помощь социальным учреждениям. Вместе с аграриями они участвуют в круглогодичном содержании сельских дорог, нередко предоставляя сельскохозяйственную и иную технику для бытовых нужд населения (для заготовки дров, вспашки огородов, сенокошения, и т.д.) [12]. Такая деятельность имеет ярко выраженный социальный характер. Но для существенного изменения ситуации в развитии сельскохозяйственного предпринимательства необходимо вырабатывать меры государственной поддержки и специальные механизмы регулирования. В частности, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инфраструктуры села. [18]
Похожие выводы о необходимости государственной поддержки сельского предпринимателя отмечаются и в работах зарубежных авторов [20].
Совершенствования правовых механизмов развития сельского предпринимательства, как представляется, должны способствовать повышению кредитной доступности малым и средним предприятиям сельской экономики, в том числе в отношении льготного кредитования, а также предоставлению субсидий и иных разнообразных льгот [14]. При несении повышенной социальной нагрузки частных предприятий, государство в свою очередь, должно компенсировать им часть затрат, например, на новое оборудование, технологическое перевооружение. Уместным также видится привлечение инвестиционных капиталов, а также прямое государственное финансирование крестьянских хозяйств, семейных животноводческих ферм, потребительских кооперативов, индивидуальных предпринимателей, в особенности вновь образуемых, в качестве поощрения предпринимательской инициативы. Для систематизации такого финансирования и осуществления его на постоянной основе весьма целесообразным выглядит создание целевых региональных фондов.
Многие задачи, стоящие перед сельской экономикой, могли бы быть определены и конкретизированы в документах долгосрочного стратегического планирования, однако на данный момент приходится констатировать отсутствие таковых на федеральном уровне, как и специального правового регулирования деятельности экономических субъектов, активность которых осуществляется в сельской местности, при этом не относящихся к аграрному производству. В отношении аграрных предприятий и иных производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации действует Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [15], в котором урегулированы многие необходимые для правового регулирования поня-
тия: например, «государственная аграрная политика», «основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства», «сельскохозяйственной товаропроизводитель» и даются многие другие определения. Однако помимо производства и переработки разнообразной сельскохозяйственной продукции в сельской экономике серьезную роль играют:
- строительство жилых домов;
- производство стройматериалов из местного сырья, а также мебели, дверей, окон и других необходимых для строительства изделий;
- развитие местных промыслов и ремесел;
- обустройство, содержание и ремонт сельских дорог;
- модернизация разнообразной, в том числе коммунальной инфраструктуры села, обусловленная высоким ее износом;
- социальное обустройство сельских территорий;
- развитие экологического туризма, сельского гостиничного бизнеса;
- охрана окружающей среды. Деятельность в указанных направлениях способствует социально-экономическому росту сельских территорий, в том числе и путем увеличения числа рабочих мест на селе.
Обсуждение
По мнению многих исследователей, на сегодняшний день существует насущная необходимость регулирования сельской экономики как сферы деятельности сельских предпринимателей. Это обусловлено тем фактом, что сельская экономика является частью рыночной экономики страны, а проводимая государством экономическая политика должна гарантировать реализацию и соблюдение рыночных принципов, в том числе и в отношении села [10]. Будучи урегулированной в большей степени нормами общегражданского и земельного законодательства, деятельность сельских предпринимателей неизбежно вызывает государственную необходимость административно-правового воздействия на эту деятельность, в целях достижения, по выражению ученых начала прошлого столетия, «народного благоденствия, где определяющим будет материальное благополучие, богатство и сила» [7].
По мнению отдельных исследователей, одним из противоречий, препятствующим эффективному осуществлению государственного управления сельским предпринимательством, является его несоответствие принципам свободного рынка [5]. При этом указывается, что принятие и исполнение нормативных правовых актов не всегда позволяет решить проблемы эффективного управления сельской экономикой [5].
В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [13] и иные правовые акты административного законодательства, кроме комплекса определенных задач, решают и вопросы контроля в области сельского
хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель и ответственности за административные правонарушения в обозначенных сферах деятельности. Задачей совершенствования правового регулирования деятельности всех субъектов сельского предпринимательства является необходимость сформулировать содержание статей КоАП РФ, отражающих регулирование указанных отношений, адекватно современному функционированию и развитию сельского хозяйства и иных подотраслей в области сельской экономики. Соответственно, в составах соответствующих правонарушений КоАП РФ должна прослеживаться определенная взаимосвязь не только с аграрными, но также упомянутыми выше иными отношениями, складывающимися при осуществлении деятельности в сфере сельской экономики.
В то же время практика показывает, что государственная поддержка сельского предпринимательства должна руководствоваться дифференцированным подходом. Так, в большинстве регионов приоритетную государственную поддержку получают крупные агрохолдинги, малое предпринимательство на селе не получает должного уровня государственной поддержки [1]. При этом именно малое предпринимательство обеспечивает создание наибольшего числа рабочих мест для сельского населения, стимулируя значительную трудовую активность, заинтересованность работников в трудовой деятельности в малых хозяйствах. Кроме того, гибкость малых предприятий и их умение быстро переориентироваться на иные направления деятельности, способность экономить на издержках и необязательных расходах в различных резко меняющихся экономических условиях, обеспечивает их высокую конкурентоспособность на рынке [9].
Между тем, излишняя монополизация аграрной сферы связана со значительными экономическими, социальными и экологическими рисками, так как, мнению Р.Х. Адукова, монополии не способны, подобно средним и малым предприятиям, динамично и оперативно реагировать на постоянные изменения и вызовы. Поэтому и государственное регулирование должно следовать динамике и оперативности, свойственной малым и средним предприятиям. В своих исследованиях названный автор приходит к логичному выводу, что такими способностями действующая система государственного управления сельским хозяйством на современном этапе не обладает, поэтому не может обеспечить необходимые темпы развития [1]. По его мнению, существенная динамика такого развития может быть достигнута благодаря работе системы в режиме постоянного устранения возникающих проблем путем корректировки применяемых методов и мер, изменения функций государственного управления сельской экономикой [1]. р
Представляется, что в текущих условиях су- Д ществует насущная необходимость разработки Ч
т
и законодательного закрепления правовой терми- К нологии, имеющей значение для регулирования ё предпринимательства в сфере сельской экономи- у ки, в частности понятий сельского предпринима- А
теля, предприятий сельской экономики, носителей социальной нагрузки и т.п. Учитывая важность социально-экономического развития сельских регионов, должна быть разработана и законодательно закреплена система государственной поддержки, льгот, субсидий, а также соответствия определенным критериям для предприятий сельской экономики, несущих социальную нагрузку.
Заключение
Таким образом, сегодня развитие сельской экономики, обуславливающей положительную динамику социально-экономического состояния сельских регионов, связывается с предпринимательской активностью, причем не только в сфере аграрного производства. Статус предприятий сельской экономики, не относящихся к аграрному производству, также должен быть закреплен в специальном законодательстве, со всеми правами, обязанностями, ответственностью и необходимыми для обеспечения успешной работы в целях улучшения социально-экономического состояния села мерами государственной поддержки. Таким образом, гипотеза исследования доказана. Перспективным направлением исследований в дальнейшем развитии изложенной выше тематики может стать изучение возможности расширения социальной нагрузки для предприятий сельской экономики для улучшения социально-экономического положения сельского населения.
Литература
1. Адуков Р.Х. Государственное управление сельским хозяйством: основные проблемы и пути развития // Аграрная политика и государственное управление АПК. 2019. № 10. С. 27.
2. Аналитически отчет Банка Росси «Финансы российских домохозяйств в 2022 году» (Электронный ресурс) URL: https://www. cbr.ru/Content/Document/File /146276/analyt-ic_ note_20230419_dip.pdf (Дата обращения: 10.02.2024)
3. Байханов, И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты / И.Б. Байханов // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 1 (139). С. 69-76.
4. Байханов, И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен / И.Б. Байханов // Власть истории и история власти. М., 2022. Т. 8. № 1(35). С.20-29.
5. Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Икса-нов Р.А. Правовые проблемы государственного управления в сфере аграрного предпринимательства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 202-205.
6. Воронин Б.А., Воронина Я.В. Современные проблемы российского аграрного права
и аграрно-правовой науки//Аграрное и земельное право 2023. № 10 (226). С. 46-50.
7. Гессен М.В. Административное право: Популярные лекции для самообразования. СПб., 1903. С. 1.
8. Голубева А. И., Дугин А.Н., Дорохова В.И., Су-ховская А.М. Проблемы развития сельских территорий и аграрной экономики региона // Вестник АПК Верневолжья. 2014. № 4. С. 3
9. Гришина Т. В., Замяткина Н.В., Юхли-на Ю.А. Организационно-экономическая оценка развития малого и среднего бизнеса аграрной сферы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 1. № 8 (116). С. 72-78.
10. Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Автореф. дис. ...докт. юрид. наук: 12.00.03. М., 2005.
11. Демин Е.В. Нормативное регулирование статуса крестьянских (фермерских) хозяйств/Юридическая наука. 2022. № 2. С. 32-35
12. Иванов В.А. Состояние, направления и механизмы развития сельской экономики северного региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 3. С. 254-262. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3254.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный закон № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. (с изменениями на 25 декабря 2023 года) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 1
14. Петухов С.В. Субсидиарная ответственность контролирующих лиц в контексте осуществления должником хозяйственной деятельности // LEGAL BULLETIN. 2023. Т. 8. № 4. 134-148.
15. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации от 2007 г. (с изм. от 04.08.2023) //»Российская газета» от 11.1.2007 г. N 1, ст. 27 (Часть I)
16. Шейхова М.С., Сафонова С.Г. Тенденции развития малого предпринимательства аграрного сектора в условиях санкционных ограничений// Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 1.
17. Шичкин И.А. Миграция населения как фактор выравнивания социально-экономической дифференциации регионов России // Уровень жизни населения регионов России. 2015. № 4(198). С.97-105.
18. Serikbai YDYRYS, Nazgul IBRAYEVA, Fariza ABUGALIYEVA, Mira ZHASKAIRAT, Aiman UVAL-IYEVA Regulatory and legal support for the development of digital infrastructure in rural areas as a factor in improving the level of sustainable development and quality of life of the rural population //
Journal of Environmental Management and TourismVolume 2023 XIV Issue 5(69). P. 2271-2281
19. State Employment Policy in Russia. Electronic Tools of Labour Market Monitoring / V.N. Bobkov, O.V. Neterebsky, I.V. Novikova, I.A. Shichkin // Digital (R)evolution and Its Effects on Labour: Opportunities and Challenges for Regional and Local Labour Market Monitoring. Munich: Rainer Hampp Verlag, 2016. P. 251-266.
20. Todorova S., Kalkova J. Multifunctional Agriculture: Social and Ecological Impacts on the Organic Farms in Bulgaria // Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 9. P. 10-320
DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTION OF ENTREPRENEURSHIP IN RURAL AREAS
Abdullina L.F.
Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences
Today, the development of rural regions needs to be improved, in the search and implementation of effective tools, one of which can be rural entrepreneurship. The purpose of this study is to find a solution to the socio-economic problems of the village with the participation of entrepreneurship. The concept of rural entrepreneurship, the main directions of the socio-economic sphere in which it is in demand, have been studied, and its capabilities for solving rural problems in this area have been determined. It was revealed that the development of rural entrepreneurship directly affects the state of the socio-economic sphere of rural areas. The author comes to the conclusion that it is necessary to develop special legislation on rural entrepreneurship aimed at improving the socio-economic situation of the village. Specific proposals were made for changes in state policy and adjustment of the organizational and legal framework in relation to rural entrepreneurs.
Keywords: public policy, entrepreneurship, rural economy, public administration, legal regulation.
References
1. Adukov R. Kh. State management of agriculture: main problems and development paths // Agrarian policy and public management of the agro-industrial complex. 2019. No. 10. P. 27.
2. Analytical report of the Bank of Russia "Finances of Russian households in 2022" (Electronic resource) URL: https://www.cbr. ru/Content/Document/File /146276/analytic_ note_20230419_ dip.pdf (Date of access: 02/10/2024)
3. Baykhanov, I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects / I.B. Baykhanov // Ethnosocium and interethnic culture. 2020. No. 1 (139). pp. 6976.
4. Baykhanov, I.B. Features of human resource management in conditions of global change / I.B. Baykhanov // The power of history and the history of power. M., 2022. T. 8. No. 1(35). pp. 2029.
5. Vladimirov I.A., Gizzatullin R.Kh., Iksanov R.A. Legal problems of public administration in the field of agricultural entrepreneur-
ship // Law and State: Theory and Practice. 2023. No. 10(226). pp. 202-205.
6. Voronin B.A., Voronina Y.V. Modern problems of Russian agrarian law and agrarian legal science//
1. Agrarian and land law 2023. No. 10 (226). pp. 46-50.
7. Gessen M.V. Administrative law: Popular lectures for self-education. St. Petersburg, 1903. P. 1.
8. Golubeva A.I., Dugin A.N., Dorokhova V.l., Suk-hovskaya A.M. Problems of development of rural territories and the agrarian economy of the region // Bulletin of the Vernev-olzhye AIC. 2014. No. 4. P. 3
9. Grishina T.V., Zamyatkina N.V., Yukhlina Yu.A. Organizational and economic assessment of the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector // Economics and management: problems, solutions. 2021. T. 1. No. 8 (116). pp. 72-78.
10. Gubin E.P. Legal problems of state regulation of market economy and entrepreneurship: Author's abstract. dis. ...Dr. legal Sciences: 12.00.03. M., 2005.
11. Demin E.V. Regulatory regulation of the status of peasant (farm) farms // Legal science. 2022. No. 2. P. 32-35
12. Ivanov V.A. State, directions and mechanisms of development of the rural economy of the northern region // Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. T. 1. Issue. 3. pp. 254-262. DOI: 10.34130/2070-4992-20 21-1-3-254.
13. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses Federal Law No. 195-FZ of December 30, 2001 (as amended on December 25, 2023) // SZ RF. 2002. No. 1 (Part I). Art. 1
14. Petukhov S.V. Vicarious liability of controlling persons in the context of the debtor's economic activity // LEGAL BULLETIN. 2023. T.8. No. 4. 134-148.
15. Federal Law of December 29, 2006 No. 264-FZ Collection of legislation of the Russian Federation of 2007 (as amended on August 4, 2023) // "Rossiyskaya Gazeta" dated January 11, 2007 No. 1, Art. 27 (Part I)
16. Sheikhova M.S., Safonova S.G. Trends in the development of small businesses in the agricultural sector under sanctions restrictions // Moscow Economic Journal. 2023. T. 8. No. 1.
17. Shichkin I.A. Migration of the population as a factor in leveling the socio-economic differentiation of Russian regions // Living standards of the population of Russian regions. 2015. No. 4(198). pp. 97-105.
18. Serikbai YDYRYS, Nazgul IBRAYEVA, Fariza ABUGALIYEVA, Mira ZHASKAIRAT, Aiman UVALIYEVA Regulatory and legal support for the development of digital infrastructure in rural areas as a factor in improving the level of sustainable development and quality of life of the rural population // Journal of Environmental Management and TourismVolume 2023 XIV Issue 5(69). P. 2271-2281
19. State Employment Policy in Russia. Electronic Tools of Labor Market Monitoring / V.N. Bobkov, O.V. Neterebsky, I.V. Novikova, I.A. Shichkin // Digital (R)evolution and Its Effects on Labor: Opportunities and Challenges for Regional and Local Labor Market Monitoring. Munich: Rainer Hampp Verlag, 2016, pp. 251-266.
20. Todorova S., Kalkova J. Multifunctional Agriculture: Social and Ecological Impacts on the Organic Farms in Bulgaria // Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 9. P. 10-320