Научная статья на тему 'РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское предпринимательство / сельское хозяйство / молодежь / сельское сообщество / rural entrepreneurship / agriculture / youth / rural community.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахметгалиева Айгуль Ринатовна, Рустамова Гульшат Махмутовна

В статье уточняется понятие сельского предпринимательства, сравниваются сельское и сельскохозяйственное предпринимательство. Анализируется социальные функции и роль предпринимательства в жизнедеятельности и развитии сельской территориальной общности. На основе результатов опроса сельской молодежи Республики Татарстан определяется предпринимательская активность молодых сельских жителей, их информированность о существующих программах поддержки сельского хозяйства и предпринимательства, степень доверия к этим мерам. Это позволяет делать выводы о необходимости развивать систему коммуникационного сопровождения реализуемых на разных уровнях мероприятий и проектов поддержки разных форм хозяйствования на селе, чтобы реализовать имеющийся предпринимательский потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ахметгалиева Айгуль Ринатовна, Рустамова Гульшат Махмутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND POTENTIAL OF RURAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT

The article clarifies the concept of rural entrepreneurship, compares rural and agricultural entrepreneurship. The social functions and the role of entrepreneurship in the life and development of rural territorial communities are analyzed. Based on the results of a survey of rural youth of the Republic of Tatarstan, the entrepreneurial activity of young rural residents, their awareness of existing programs to support agriculture and entrepreneurship, and the degree of confidence in these measures are determined. This allows us to draw conclusions about the need to develop a system of communication support for activities and projects implemented at different levels to support different forms of farming in rural areas in order to realize the existing entrepreneurial potential.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Ахметгалиева А.Р., Рустамова Г.М.

РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

РО!: 10.26907/2079-5912.2022.6.11-15

Аннотация. В статье уточняется понятие сельского предпринимательства, сравниваются сельское и сельскохозяйственное предпринимательство. Анализируется социальные функции и роль предпринимательства в жизнедеятельности и развитии сельской территориальной общности. На основе результатов опроса сельской молодежи Республики Татарстан определяется предпринимательская активность молодых сельских жителей, их информированность о существующих программах поддержки сельского хозяйства и предпринимательства, степень доверия к этим мерам. Это позволяет делать выводы о необходимости развивать систему коммуникационного сопровождения реализуемых на разных уровнях мероприятий и проектов поддержки разных форм хозяйствования на селе, чтобы реализовать имеющийся предпринимательский потенциал.

Ключевые слова: сельское предпринимательство, сельское хозяйство, молодежь, сельское сообщество.

Сельское предпринимательство как социально-экономический феномен является недостаточно изученным и неоднозначным явлением. Его неоднозначность определяется как разными подходами к формулировке и пониманию данного вида занятости, так и особым характером этого типа предпринимательства, продиктованным социально-территориальным критерием.

Задачами этой статьи являются уточнение понятия сельского предпринимательства, определение его роли в жизнедеятельности сельской общности и характеристика потенциала развития предпринимательства на селе.

Сущностными признаками предпринимательства считаются стремление к получению прибыли, активная деятельность, организация собственного дела, удовлетворение общественной потребности, риск, новаторство. Разные исследователи в качестве основных характеристик выделяют разные критерии. Например, существует точка зрения, согласно которой «сельский предприниматель - человек, занимающийся высокотехнологичной сферой деятельности, использующий научные достижения в аграрном секторе экономики, инноватор, ... а лицо, выполняющие рутинные операции, тем более ведущее натуральное хозяйство, предпринимателем быть не может» [1]. Напротив, некоторые исследователи считают, что основой развития сельскохозяйственного предпринимательства стали личные под-

собные хозяйства, и деятельность трансформировалось из «семейно-потребительского уклада» в «семейно-пред-принимательский» [2]. З.М. Калугина, например, считает, что сельское предпринимательство в современной России - это мимикрия старых (личные подсобные хозяйства) и становление новых форм хозяйствования [3]. То есть ЛПХ воспринимается как полупредпринимательский тип хозяйствования, как вид самозанятости.

Неоднозначность термина «сельское предпринимательство» определяется и тем, что, как правило, этот вид деятельности идентифицируется с сельскохозяйственным (аграрным) предпринимательством. Действительно, сельское хозяйство является основой жизнедеятельности сельской общности, однако современный сельский рынок труда характеризуется большим разнообразием, в нем значительное место занимают и так называемые несельскохозяйственные виды деятельности. Более того, сельский образ жизни претерпевает значительные изменения: сельские жители отходят от сельскохозяйственного труда (уменьшаются размеры ЛПХ, количество скота, обрабатываемой земли), распространяется отходничество, маятниковая миграция, значительная часть сельчан вынуждены работать за пределами своих населенных пунктов.

Таким образом, основным критерием выделения сельского предпринимательства в отдельный вид деятельности

5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)

11

следует считать социально-территориальный, то есть сельским называется предпринимательство (как правило, малых форм), которое осуществляется на сельской территории, и это не всегда аграрная деятельность. В сельской общности активно развиваются и торговля, и сфера услуг. В последние годы распространяются и популяризируются сельский туризм.

Еще одной особенностью сельского предпринимательства является его более выраженный «вынужденный» мотив: в условиях скудного рынка труда предпринимательство остается не столько способом получения ощутимой прибыли, а одним из возможностей выживания сельских жителей.

Функционирование сельской территориальной общности сопровождается появлением ряда проблем, связанных как с объективными причинами, так и с особенностями социально-экономических процессов, происходящих в стране в последние десятилетия - безработицы, неразвитой социальной инфраструктуры, низкого уровня жизни. Несмотря на то, что сельская общность исчерпала свои основные миграционные ресурсы, перепись 2021 года показала дальнейший рост доли городского населения в стране и, соответственно, уменьшение доли сельских жителей [4]. Это свидетельствует о дальнейшем ухудшении демографической ситуации, которая характеризуется «старением» сельского населения, миграцией молодежи в город, снижением уровня брачности и рождаемости, диспропорцией половой структуры, обезлюдением малых сел. Следствие этого - распространение социальных девиаций, маргинализация образа жизни вследствие маятниковой миграции.

В таких условиях социальная роль и функции сельского предпринимательства еще более актуализируются. Во-первых, предприниматели способствуют расширению сельского рынка труда, предоставляя дополнительные рабочие места. Во-вторых, предпринимательство обогащает скудный сельский рынок услуг (торговых, бытовых и т.д.) и товаров, предоставляя сельским жителям соответствующие блага.

Специфика сельского образа жизни и мировосприятия (подверженность традиционным общинным ценностям, непосредственное личностное общение, локальность и небольшие размеры общности, неформальный социальный контроль) являются причиной повышенной социальной ответственности сельских предпринимателей, которые во многом поддерживают сельское сообщество, спонсируют праздники и мероприятия, помогают решать многие социальные проблемы.

Активно развивающиеся в последние годы виды туризма (сельский туризм, экологический туризм) выполняют, кроме всего, рекреационную, познавательную функции,

способствуют популяризации сельского образа жизни, развитию экологической культуры. Становясь предметом отдельного внимания, они признаются исследователями перспективными направлениями развития сельских территорий, сохранения и развития культурного и исторического наследия и традиций, окружающей среды [5,6].

Таким образом, сельское предпринимательство способствует сохранению и гармоничному развитию сельского сообщества, поэтому нуждается во внимании со стороны государства и местных органов власти.

Потенциал предпринимательской деятельности определяется и отношением к этой деятельности сельских жителей, их желаниями, планами, знаниями, касающихся предпринимательства. В рамках данного исследования были использованы результаты массового опроса сельской молодежи Республики Татарстан1. Молодежь, как самая активная и восприимчивая к инновациям часть населения, традиционно отличается большей предприимчивостью, и именно от социального самочувствия, положения, социальной позиции молодежи во многом зависит и будущее сельского сообщества.

Одной из задач данного исследования было определение степени и готовности участия молодежи в предпринимательской деятельности.

Отвечая на вопрос об опыте предпринимательской деятельности, более 9% респондентов отметили, что у них есть опыт предпринимательской деятельности в прошлом, 3% -что сейчас являются предпринимателями, еще 3% опрошенных занимаются собственным делом без официальной регистрации. Можно предположить, что большая часть этой молодежи под предпринимательством имеют в виду различные способы индивидуальной занятости, так как в качестве видов деятельности, наряду с торговлей (это самая популярная сфера предпринимательской деятельности, судя по ответам респондентов), назывались такие виды работ, как сетевой маркетинг, интернет-магазины, удаленная работа, организация праздников, «маникюр» и т.п. Возможно, какая-то часть респондентов под предпринимательством имела в виду не столько свой бизнес, а участие в бизнесе, например, родственников, или семейном деле.

Ответы на вопрос о желании заниматься предпринимательской деятельностью распределились следующим образом: лишь четверть опрошенных категорически не хотят заниматься предпринимательской деятельностью, большая часть (61%) имеют такое желание, а у 12%, кроме желания, есть и конкретные планы, идеи собственного бизнеса.

1 Исследование проведено Региональной общественной организацией «Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан» и Министерством по делам молодежи Республики Татарстан. (Многоступенчатая квотная выборка, объем выборочной совокупности - 1371 человек, частично с применением раздаточных анкет, а также использованием ресурса Google Forms).

Все это позволяет делать выводы о достаточно большом потенциале предприимчивости и активности среди сельской молодежи.

Самыми привлекательными для сельской молодежи видами предпринимательства стали сельское хозяйство и торговля - 63 респондента назвали агросферу (варианты «сельское хозяйство», «фермерство», «ветеринария» и др.) как область деятельности, в которой у них есть идеи собственного бизнеса. Торговля в этой иерархии «набрала» 41 голос, сфера общественного питания (кафе, бары, рестораны) - 21 выбор, спорт - 15, автоуслуги (автосервис, мойка и др.) были упомянуты 14 раз, различные виды услуг (фото, творчество, красота и др.) - 32 раза.

Эти данные свидетельствуют о том, что среди представителей сельской молодежи, желающих и готовых заниматься предпринимательством, большая часть ориентирована на жизнь и работу в селе и сельском хозяйстве, и данный потенциал нуждается в правильном использовании и реализации. Особенно в свете того, что респонденты достаточно четко указали причины, препятствующие, на их взгляд, реализации их предпринимательского потенциала (см. рис. 1).

Чаще среди этих причин указывались такие объективные факторы как недостаточная поддержка государством, система налогообложения. Можно предположить, что молодежь недостаточно информирована о мерах государственной поддержки предпринимательской деятельности, в том числе в сельском хозяйстве. Подтверждают это ответы респондентов на вопрос о знании федеральных и региональных программах поддержки села и сельского хозяйства, и отношении к ним (табл.1).

Большинство опрошенных не знают о существующих программах государственной поддержки предпринимательства и сельхозпроизводителей. Примерно четверть

респондентов лишь слышали об этих мерах, но не знают подробностей. Только 4-6 % (в зависимости от направления политики) опрашиваемых хорошо знают о существующих мероприятиях.

На вопрос о личном отношении к мерам государственной поддержки более 40% респондентов ответили, что считают эти программы действенными и эффективными. Другая часть (их в совокупности более 48%) сомневается в реализуемости этих мероприятий, считает систему помощи бюрократизированной, либо коррумпированной.

Основными источниками информации о программах поддержки для респондентов являются СМИ, в первую очередь, Интернет. Почти треть опрошенных указали, что узнают об этих мероприятиях от друзей, знакомых, коллег. Более 15% отметили, что узнают о них случайно. Только пятая часть опрошенных отметила, что информация попадает к ним через формальные каналы (администрация, Аграрное молодежное объединение и др.).

Это свидетельствует о неразвитости нисходящих коммуникаций и отсутствии системы целенаправленного коммуникационного сопровождения реализуемых на разных уровнях мероприятий и проектов.

Необходимо обеспечить доступ сельских жителей, в том числе и молодежи, к информации о действующих программах по поддержке предпринимательства, личных подсобных хозяйств, молодых специалистов и т.д. Можно использовать для этого и социальные сети, мессенджеры. Довольно большой предпринимательский потенциал сельской молодежи остается нереализованным из-за незнания имеющихся возможностей и правовой неграмотности. Поэтому необходимо организовать систематическую работу по повышению уровня информированности сельских жителей о функционирующих мерах господдержки и возможностях организации предпринимательской деятельности.

Факторы, препятствующие развитию предпринимательства

Система Недостаточная Высокая конкуренция

налообложения поддержка со стороны государства

Недостаток знаний (правовых, экономических)

Рисунок 1 . Причины, препятствующие развитию предпринимательства, по мнению респондентов, % 5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)

1 В таблице представлена информация лишь по тем вариантам ответов, которые касаются предпринимательской и сельскохозяйственной деятельности

Таблица 11

Информированность и опыт участия респондентов в различных программах поддержки сельского хозяйства и развития сельских поселений, в % к числу респондентов

Не знаю об этой программе Слышал(а), но не знаю подробностей Знаю в общих чертах Знаю об этой программе хорошо Собираюсь воспользоваться данной программой Уже воспользовался данной программой

Субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (на строительство мини-ферм, покупку птицы, содержание коров и т.д.) 51,5 26,3 14,6 5,6 0,9 1,1

Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства (фермерских хозяйств) 51,4 25,9 15,0 6,3 0,8 0,7

Поддержка семейных животноводческих ферм 55,5 24,4 12,9 5,5 0,9 0,8

Поддержка начинающих фермеров 53,0 26,4 12,5 6,3 1,0 0,8

Программа развития мини-кооперативов 62,7 20,6 11,2 4,1 0,7 0,7

Программы льготного кредитования сельхозпроизводителей 61,5 21,9 10,4 4,7 0,9 0,7

Сельское предпринимательство, выполняя значимую роль в развитии сельской общности, нуждается в поддержке не только со стороны государства, но и общественных организаций, крупного бизнеса, СМИ. Интерес к различным способам ведения хозяйства, к организации бизнеса, достаточно высокий уровень активности и предприимчивости сельских жителей, с одной стороны, и функциони-

рование развитой системы мер поддержки аграрного хозяйства и сельских территорий, с другой, свидетельствуют о высоком потенциале сельского предпринимательства. Необходимо, однако, развивать информационную поддержку организации предпринимательства на селе, расширяя параллельно программы экономических и правовых мер содействия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Фадеева О. П. Сельские сообщества и хозяйственные уклады: от выживания к развитию / Под ред. З. И. Калугиной. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. - 264 с.

2. Плеханова И.А., Хайрутдинов Р.Р. Перспективы развития экологического туризма в Республике Татарстан // Казанский вестник молодых ученых. - 2019. - Том 3. - № 2. - С. 176-181.

3. Калугина З.И. Сельское предпринимательство в современной России: мимикрия старых и становление новых форм // ЭКО. - 2016. - №6. С. 78-98.

4. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения // Российская газета // 30.05.2022 // https:// rg.ru/2022/05/30/predvaritelnye -itogi-vserossijskoj-perepisi-naseleniia.html (Дата обращ. 5.11.2022)

5. Курочкин В.Н. Сельское малое предпринимательство: содержание, генезис и тенденция развития // Московский экономический журнал. - 2018. - №4. - С. 556-562.

6. Мударисов Р.Г., Соловьева Е.Г. Концептуальные проблемы государственного регулирования развития сельского туризма в Республике Татарстан // Сервис в России и за рубежом. Т. 12. - 2018. - № 3 (81). - С. 50-62.

Информация об авторах

Ахметгалиева Айгуль Ринатовна, доцент, Казанский национальный технический университет им. А.Н.Туполева, кафедра социологии, политологии и менеджмента

E-mail: ajgul-kai@mail.ru

Рустамова Гульшат Махмутовна, научный сотрудник, Центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан; аспирантка Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

E-mail: rustamova.gulshat@inbox.ru

Akhmetgalieva A.R., Rustamova G.M.

THE ROLE AND POTENTIAL OF RURAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT

Abstract. The article clarifies the concept of rural entrepreneurship, compares rural and agricultural entrepreneurship. The social functions and the role of entrepreneurship in the life and development of rural territorial communities are analyzed. Based on the results of a survey of rural youth of the Republic of Tatarstan, the entrepreneurial activity of young rural residents, their awareness of existing programs to support agriculture and entrepreneurship, and the degree of confidence in these measures are determined. This allows us to draw conclusions about the need to develop a system of communication support for activities and projects implemented at different levels to support different forms of farming in rural areas in order to realize the existing entrepreneurial potential.

Keywords: rural entrepreneurship, agriculture, youth, rural community.

Literature

1. Fadeeva O. P. Rural communities and economic structures: from survival to development / Edited by Z. I. Kalugina. -Novosibirsk: IEOPP SB RAS, 2015. - 264 p.

2. Plekhanova I.A., Khairutdinov R.R. Prospects for the development of ecological tourism in the Republic of Tatarstan // Kazan Bulletin of Young Scientists. - 2019. - Volume 3. - No. 2. - pp. 176-181.

3. Kalugina Z.I. Rural entrepreneurship in modern Russia: mimicry of old and formation of new forms // ECO. - 2016. - No.6. pp. 78-98.

4. Preliminary results of the All-Russian Population Census // Rossiyskaya Gazeta // 30.05.2022 // https://rg.ru/2022/05/30/ predvaritelnye -itogi-vserossijskoj-perepisi-naseleniia.html (Date of request. 5.11.2022)

5. Kurochkin V.N. Rural small entrepreneurship: content, genesis and development trend // Moscow Economic Journal. -2018. - No. 4. - pp. 556-562.

6. Mudarisov R.G., Solovyova E.G. Conceptual problems of state regulation of rural tourism development in the Republic of Tatarstan // Service in Russia and abroad. t. 12. - 2018. - № 3 (81). - Pp. 50-62.

Authors

Akhmetgalieva Aigul Rinatovna, Associate Professor, Kazan National Technical University named after A.N.Tupolev, Department of Sociology, Political Science and Management

E-mail: ajgul-kai@mail.ru

Rustamova Gulshat Makhmudovna, Researcher, Center for Family and Demography of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan; postgraduate student of the Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

E-mail: gulshat.rustamova@tatar.ru

5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.