Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрное предпринимательство / государственное управление / сельское хозяйство / правовые проблемы / agricultural entrepreneurship / public administration / agriculture / legal problems

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимиров Игорь Александрович, Гиззатуллин Равиль Хасанович, Иксанов Радмир Аузагиевич

В статье проанализированы проблемы государственного управления в сфере аграрного предпринимательства. Авторами отмечено, что эффективность предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства напрямую влияет на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. К правовым проблемам государственного управления в аграрном предпринимательстве авторы относят противоречие государственного вмешательства принципам свободного предпринимательства. В силу убыточности сельского хозяйства объективно существует необходимость совершенствования системы государственного управления в сфере аграрного предпринимательства. Авторы приходят к выводу о том, что система государственного управления сельским хозяйством должна характеризоваться систематическим уточнением функций, структуры и методов функционирования системы управления. обладать свойством динамичности, предусматривать организационно-экономический и правовой механизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимиров Игорь Александрович, Гиззатуллин Равиль Хасанович, Иксанов Радмир Аузагиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF AGRICULTURAL ENTREPRENEURSHIP

The article analyzes the problems of public administration in the field of agricultural entrepreneurship. The authors noted that the effectiveness of entrepreneurial activity in the field of agriculture directly affects the sustainable development of agriculture and rural areas. The authors refer to the legal problems of state administration in agrarian business as the contradiction of state intervention with the principles of free enterprise.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_202 УДК 340.115.7 : 34.096

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА LEGAL PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF AGRICULTURAL ENTREPRENEURSHIP

ВЛАДИМИРОВ Игорь Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и трудового права Института права Уфимского университета науки и технологий. 450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131. E-mail: docentufa@mail.ru;

ГИЗЗАТУЛЛИН Равиль Хасанович,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой экологического и трудового права Института права Уфимского университета науки и технологий. 450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131. E-mail: ravil73@mail.ru;

ИКСАНОВ Радмир Аузагиевич,

старший преподаватель кафедры экономической теории Уфимского университета науки и технологий. 450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131. E-mail: iksanov333@yandex.ru;

Vladimirov Igor,

Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Environmental and Labor Law, Institute of Law, Ufa University of Science and Technology. 450005, Republic of Bashkortostan, Ufa, Dostoevsky str., 131. E-mail: docentufa@mail.ru;

Gizzatullin Ravil Khasanovich,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Environmental and Labor Law, Institute of Law,

Ufa University of Science and Technology.

450005, Republic of Bashkortostan, Ufa, Dostoevsky str., 131.

E-mail: ravil73@mail.ru;

Iksanov Radmir Auzagievich,

senior lecturer at the Department of Economic Theory of Ufa University of Science and Technology. 450005, Republic of Bashkortostan, Ufa, Dostoevsky str., 131. E-mail: iksanov333@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье проанализированы проблемы государственного управления в сфере аграрного предпринимательства. Авторами отмечено, что эффективность предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства напрямую влияет на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. К правовым проблемам государственного управления в аграрном предпринимательстве авторы относят противоречие государственного вмешательства принципам свободного предпринимательства. В силу убыточности сельского хозяйства объективно существует необходимость совершенствования системы государственного управления в сфере аграрного предпринимательства. Авторы приходят к выводу о том, что система государственного управления сельским хозяйством должна характеризоваться систематическим уточнением функций, структуры и методов функционирования системы управления. обладать свойством динамичности, предусматривать организационно-экономический и правовой механизмы.

Abstract. The article analyzes the problems of public administration in the field of agricultural entrepreneurship. The authors noted that the effectiveness of entrepreneurial activity in the field of agriculture directly affects the sustainable development of agriculture and rural areas. The authors refer to the legal problems of state administration in agrarian business as the contradiction of state intervention with the principles of free enterprise.

Ключевые слова: аграрное предпринимательство, государственное управление, сельское хозяйство, правовые проблемы.

Keywords: agricultural entrepreneurship, public administration, agriculture, legal problems.

Для цитирования: Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А. Правовые проблемы государственного управления в сфере аграрного предпринимательства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 202-205. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_202.

For citation: Vladimirov I.A., Gizzatullin R.Kh., Iksanov R.A. Legal problems of public administration in the field of agricultural entrepreneurship // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 202-205. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_202.

Статья поступила в редакцию: 13.07.2023

Сельское хозяйство во всем мире явилось экономическим, социальным, культурным и ценностным базисом развития людей, объединенных в государства. История, культура и ценности каждого народа нашли своё отражение именно в сельском хозяйстве. Очевидно, что современное сельскохозяйственное производство, сегодня в большей степени принимает характер предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность в современном мире представляет собой единственно возможную хозяйственную деятельность человека труда и созидателя. Известны высказывания представителей либеральных экономистов о негативном отношении предпринимателей к государственному регулированию отрасли, так как предприниматели не любят, когда их деятельность контролируют, тем более что государственное регулирование противоречит принципам свободного предпринимательства [1, с. 32].

Однако, даже основоположники классического либерализма, впоследствии были вынуждены признать, что государство должно брать

на себя функции, способствующие обеспечивать жизнеспособность и эффективность рыночной экономики [2, с. 258]. С наступлением кризиса мировой экономики, стало больше критики идей индивидуализма и невмешательства [3, с. 82].

Дж. М. Кейнс и его последователи разработали государственную концепцию - теорию государственного регулирования рыночной экономики, призванную устранить значительные пороки нерегулируемого рынка, а именно, безработица, произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов. Дж. М. Кейнс предполагал, что государство обладает большей экономической информацией, чем отдельно взятый индивид, поэтому государству необходимо осуществлять активное вмешательство в экономические процессы в целях достижения устойчивого развития. Основные методологические подходы Дж. М. Кейнса сводились к следующему: проблему расширенного воспроизводства необходимо решать с изучения спроса, обеспечивающего реализацию товаров; рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому вмешательство государства неизбежно; кризисы перепроизводства нежелательны; основным инструментом государственного регулирования является эффективная бюджетная политика, способная решить проблему обеспечения занятости населения и производственного оборудования [4, с. 341]

Очевидно, что исследователи рыночной экономики не исключали необходимости государственного регулирования протекания рыночных процессов. Данная необходимость обуславливалась в несовершенстве, недостатках, провалах, ограниченных возможностях рынка. Исследователи доказывали объективную необходимость государственного регулирования рыночной экономики её несовершенством (несостоятельностью) [5].

По мнению многих авторов, исследующих проблему государственного управления предпринимательства, в современной экономике существует объективная необходимость государственного регулирования рынка, исходя из того, что государство само является инструментом создания рыночной экономики и является инструментом и главной причиной устойчивого развития экономики [5].

Р.Х. Адуков, исследуя проблемы государственного управления сельским хозяйством, отмечает, что на развитие сельского хозяйства влияет множество факторов, но наибольшее влияние на эффективность отрасли оказывает фактор управления. Автором сделан вывод, с которым следует согласиться, о том, что главным условием повышения эффективности сельского хозяйства является совершенствование системы государственного управления отраслью [6, с. 27].

По мнению Е.П. Губина, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «государственное регулирование» экономикой. В некоторых законах, регламентирующих государственное регулирование отдельных отраслей народного хозяйства излагается понятие «государственное регулирование». Так в Федеральном законе от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование сельским хозяйством определяется как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства» [7].

Однако, Федеральный закон от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных государственной власти субъектов Российской Федерации» [8] и «Об общих принципах организации местного самоуправлений в Российской Федерации» [9].

Как отмечает П.М. Курдюк, исследовавшим административно-правовые отношения в сфере агропромышленного комплекса, под административно-правовым воздействием государства на сельское хозяйство понимается совокупность норм, посредством которых специализированные органы исполнительной власти осуществляют императивное регулирование предпринимательской деятельности в области растениеводства и животноводства.

По мнению П.М. Курдюк, под государственным управлением в сфере агропромышленного комплекса понимается «регулирующие функции государства по следующим направлениям: создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования; формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках; поддержка устойчивости развития АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям; проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары; создание благоприятного климата для иностранных инвесторов; предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых техники и технологий; финансирование ключевых направлений науки по проблемам АПК; участие в финансировании инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам» [10].

Некоторые авторы обращают внимание на необходимость разграничения понятий «государственное регулирование» и «государственное управление». По мнению П.М. Курдюк, под «государственным регулированием» понимается как «деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере развития сельского хозяйства» [10].

К задачам же непосредственного государственного управления автор относит следующее: насыщение продовольственных рынков продуктами питания, в целях обеспечения доступности и продовольственной безопасности; снижение негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду; защита отечественных сельхозтоваропроизводителей; организация инфраструктуры сельского хозяйства; поддержание добросовестной конкуренции.

Многие авторы в области административного права, исследуя соотношение государственного регулирования и государственного

управления в сфере предпринимательской деятельности, анализируют тенденции модернизации государственного управления в условиях развития предпринимательской деятельности, делая вывод о необходимости административно-правового воздействия на предпринимательскую деятельность.

Н.Н. Ковалева [11, с. 26] обращает внимание, что еще дореволюционные российские ученые-административисты писали, что главной целью государства является «осуществление народного благоденствия, где определяющим будет материальное благополучие, богатство и сила» [12]. Автор, обращает внимание, что задачи государства в области управления предпринимательской деятельности c начала ХХ века не изменились. При этом государство, осуществляя административное воздействие на объект управления, должно предоставить все возможности для реализации частных интересов.

Н.Н. Ковалева выделяет современные направления государственного управления в сфере предпринимательства: развитие социального государства на базе частнособственнической основы экономики; контроль, лицензирование, регистрация субъектов предпринимательства; обеспечение социальных потребностей общества. Методами воздействия государства на предпринимательскую деятельность автор указывает: образование субъектов предпринимательской деятельности; планирование и стимулирование отдельных видов предпринимательской деятельности; правовое регулирование предпринимательской деятельности; государственный контроль за предпринимательской деятельностью. По мнению автора, в связи с развитием рыночной экономики и вовлечением в предпринимательскую деятельность значительного ресурса, включая природные ресурсы, в государстве постоянно будут меняться полномочия органов государственной власти в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

По мнению А.В. Шестакова, государственное регулирование предпринимательской деятельности в отличие от государственного управления направлено на реализацию государственного воздействия в отношении определенного субъекта предпринимательской деятельности, в целях недопущения его несостоятельности или ликвидации, прекращения деятельности [13, с.45].

Н.М. Конин отмечает, что государство, осуществляя функции регулирования и управления, использует различные правовые институты, но

управленческие и регулятивные функции реализуются на основе применения административных и экономических (косвенных) методов. Также автор обращает внимание, что в современных условиях разграничения между этими методами является условным, так как для реализации косвенного воздействия, государству сначала необходимо издать властный акт соответствующего государственного органа [14, с. 424].

Следует согласиться с Н.М. Кониным в его выводах, согласно которым, государственное воздействие на субъекты предпринимательской деятельности может осуществляться прямым и косвенным образом. Автор указывает, что прямое непосредственное воздействие следует считать непосредственным государственным управлением, а косвенное воздействие органов государственной власти на субъекты предпринимательской деятельности следует рассматривать, как государственное регулирование предпринимательской деятельностью. Соответственно полномочия государственных органов в отношении субъектов предпринимательства включают в себя: компетенцию органов государственной власти в сфере бухгалтерского учета, статистики, отчетности; контроль, надзор и применение мер административного принуждения и административной ответственности. Данные полномочия автор относит к непосредственному государственному управлению. Полномочия органов государственной власти в области лицензирования, аккредитации, регистрации, планирования, носящие косвенный характер воздействия, автор определяет как государственное регулирование предпринимательской деятельности [14, с.425].

По мнению Н.Н. Ковалевой, в современное время динамично развивается государственное регулирование, а административные реформы направлены на уменьшение административных барьеров [11, с. 29]. В сфере государственного управления аграрным предпринимательством непосредственное административное воздействие государство осуществляет при осуществлении государственного контроля и надзора в сферах растениеводства и животноводства, решая задачу обеспечения экологической и биологической безопасности. Поэтому государственное управление в сфере аграрного предпринимательства потребует проведения новых исследований в целях совершенствования и модернизации управления.

Р.Х. Адуков, исследуя практику государственного управления сельским хозяйством, обращает внимание на следующие проблемы. Одна и та же отрасль сельского хозяйства и форма хозяйствования с одинаковыми природно-климатическими условиями, могут развиваться по-разному. В большинстве регионов приоритетную государственную поддержку получают крупные агрохолдинги, малое предпринимательство на селе не получает должного уровня государственной поддержки. Автор обращает внимание, что излишняя монополизация аграрной сферы связана со значительными экономическими, социальными и экологическими рисками. Немаловажным фактором эффективности аграрного предпринимательства является продуктивность в сфере растениеводства и животноводства, в свою очередь напрямую зависит от селекционной работы, зависимая, прежде всего, от государственного управления. По мнению Р.Х. Адукова система государственного управления сельским хозяйством должна быть динамичной и быть способной к постоянным изменениям в зависимости от возникающих задач и вызовов [6, с. 28]. В своем исследовании автор делает вывод, что действующая система государственного управления сельским хозяйством на современном этапе не обладает действенным потенциалом, способным обеспечить высокие темпы развития. Главным условием решения проблемы государственного управления будет являться систематическое уточнение функций, структуры и методов функционирования системы управления в целях ориентирования её к деятельности в режиме постоянного и устранения возникающих проблем.

Б.А. Воронин, исследуя систему органов государственного управления сельским хозяйством, выделяет правовой и организационно-экономический механизмы государственного управления сельским хозяйством. По мнению автора, в современный период научно-технического

развития и цифровизации отрасли, решения задач по импортозамещению, возделывание органической продукции, остро назрели проблемы государственного управления отраслью [15, с. 61].

Анализируя вышеуказанные нормативные в сфере организации и установлении полномочий государственных органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне, следует вывод, что органы государственного управления сельским хозяйством и регламентация их деятельности подвергаются систематическому совершенствованию и модернизации в условиях поступательного перехода аграрной отрасли экономики в рыночные отношения.

По мнению Б.А. Воронина, современная система государственного управления сельским хозяйством совершенствуется и модернизируется с учетом соблюдения принципов организации управленческой деятельности: принцип сочетания централизации и децентрализации; принцип коллегиальности; принцип плановости; принцип компетентности; принцип мотивации; принцип системности и комплексности; принцип научно-технологического прогресса; принцип законности и др. По мнению автора, данные принципы являются базовыми руководящими началами, на основе которых должно быть организовано управление сельским хозяйством в современных социально-экономических условиях [15, с. 63].

Эффективность предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства напрямую влияет на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Существует необходимость разграничения понятий «государственное регулирование» и «государственное управление». Разграничение данных понятий зависит от задач, стоящих перед системой государственного управления и механизмами государственного регулирования, а также от признаков прямого и косвенного воздействия органов государственной власти на субъекты предпринимательской деятельности.

К правовым проблемам государственного управления в аграрном предпринимательстве можно отнести противоречие государственного вмешательства принципам свободного предпринимательства. Вместе с тем, не всегда принятие нормативно-правовых актов государством позволяет преодолеть несовершенство, недостатки и препятствия для развития сельскохозяйственного рынка.

Объективно существует необходимость совершенствования системы государственного управления аграрным предпринимательством. В силу того, что государство является инструментом создания рыночной экономики, эффективность аграрного предпринимательства зависит от фактора управления. Система государственного управления сельским хозяйством должна предусматривать организационно-экономический и правовой механизмы, обладать свойством динамичности, характеризоваться систематическим уточнением функций, структуры и методов функционирования системы управления и устранением возникающих проблем с учетом соблюдения принципов организации управленческой деятельности. Библиография:

1. Флитчер А.Л., Росс Б. Как работает Вашингтон. М., 1995. С. 32.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. С. 258-259.

3. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 82.

4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999. С. 341.

5. Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Автореф. дис. ...докт. юрид. наук: 12.00.03. М., 2005.

6. Адуков Р.Х. Государственное управление сельским хозяйством: основные проблемы и пути развития // Аграрная политика и государственное управление АПК. 2019. № 10. С. 27.

7. Федеральный закон от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» // Российская газета, № 143, 26.07.1997. (утратил силу).

8. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 188, 31.08.2004.

9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202, 08.10.2003.

10. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе : учеб. пособие / П. М. Курдюк, А. А. Долгополов, В. А. Очаковский. - Краснодар : КубГАУ, 2019. С. 13.

11. Ковалева Н.Н. Соотношение государственного регулирования и государственного управления в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 1. С. 26.

12. Гессен М.В. Административное право: Популярные лекции для самообразования. СПб., 1903. С. 1.

13. Шестаков А.В. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. М., 2000. С. 45.

14. Конин Н.М. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти / Административное право России: учебник / Под ред. Н.М. Конина и Ю.Н. Старилова. 2-е изд., пересм. М., 2010. С. 421-429.

15. Воронин Б.А. Система управления сельским хозяйством в современной России // Аграрный вестник Урала. 2019. № 6. С. 61.

References:

1. Flitcher A.L., Ross B. How Washington works. M., 1995. S. 32.

2. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of nations. pp. 258-259.

3. Pokrovsky I.A. The main problems of civil law. M., 2001. S. 82.

4. Keynes J.M. General theory of employment, interest and money. M., 1999. S. 341.

5. Gubin E.P. Legal problems of state regulation of the market economy and entrepreneurship: Abstract of the thesis. doc. legal Sciences: 12.00.03. - M., 2005.

6. Adukov R.Kh. State management of agriculture: main problems and ways of development // Agrarian policy and state management of the agro-industrial complex. 2019. No. 10. P. 27.

7. Federal Law of July 14, 1997 No. 100-FZ "On State Regulation of Agro-Industrial Production" // Rossiyskaya Gazeta, No. 143, 07.26.1997. (lost power).

8. Federal Law No. 122-FZ dated August 22, 2004 "On Amending the Legislative Acts of the Russian Federation and Recognizing Some Legislative Acts of the Russian Federation as Invalid in Connection with the Adoption of Federal Laws "On Amendments and Additions to the Federal Law "On the General Principl es of Organization legislative (representative) and executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation" and "On the general principles of organizing local self-government in the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta, No. 188, 31.08.2004.

9. Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ (as amended on August 4, 2023) "On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta, No. 202, 08.10.2003.

10. Administrative and legal regulation in the agro-industrial complex: textbook. allowance / P. M. Kurdyuk, A. A. Dolgopolov, V. A. Ochakovsky. - Krasnodar: KubGAU,

2019. P.13.

11. Kovaleva N.N. Correlation between state regulation and public administration in the sphere of entrepreneurial activity // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2015. No. 1. P. 26

12. Gessen M.V. Administrative law: Popular lectures for self-education. SPb., 1903. S. 1.

13. Shestakov A.V. Licensing of certain types of entrepreneurial activity. M., 2000. S. 45.

14. Konin N.M. Methods of management (realization of competence) of executive authorities / Administrative law of Russia: textbook / ed. N.M. Konin and Yu.N. Starilo-va. 2nd ed., rev. M., 2010. S. 421-429.

15. Voronin B.A. Agricultural management system in modern Russia // Agrarian Bulletin of the Urals. 2019. No. 6. P.61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.