Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрное предпринимательство / экологизация / сельское хозяйство / загрязнение окружающей среды / продовольственная безопасность / использование природных ресурсов / agricultural entrepreneurship / greening / agriculture / environmental pollution / food security / use of natural resources

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиззатуллин Равиль Хасанович

В статье проанализированы проблемы экологизации законодательства в сфере аграрного предпринимательства. Отмечено, что обеспечение продовольственной безопасности, развитие органического земледелия, не представляется возможным без экологизации аграрного предпринимательства. Экологизация аграрного предпринимательства позволяет решить ряд экологических проблем, связанных с нерациональным использованием природных ресурсов, деградацией сельскохозяйственных земель и другими проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF GREENING LEGISLATION IN THE FIELD OF AGRICULTURAL ENTREPRENEURSHIP

The article analyzes the problems of greening legislation in the field of agricultural entrepreneurship. It is noted that ensuring food security, the development of organic farming, is not possible without the greening of agricultural entrepreneurship. The greening of agricultural entrepreneurship allows solving a number of environmental problems associated with the irrational use of natural resources, degradation of agricultural land and other problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_136 УДК 340.115.7 : 34.096

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА THE PROBLEM OF GREENING LEGISLATION IN THE FIELD OF AGRICULTURAL ENTREPRENEURSHIP

ГИЗЗАТУЛЛИН Равиль Хасанович,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой экологического и трудового права Института права Уфимского университета науки и технологий. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131. E-mail: ravil73@mail.ru;

Gizzatullin Ravil Khasanovich,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Environmental and Labor Law, Institute of Law, Ufa University of Science and Technology. Republic of Bashkortostan, Ufa, Dostoevsky str., 131. E-mail: ravil73@mail.ru

Краткая аннотация. В статье проанализированы проблемы экологизации законодательства в сфере аграрного предпринимательства. Отмечено, что обеспечение продовольственной безопасности, развитие органического земледелия, не представляется возможным без экологизации аграрного предпринимательства. Экологизация аграрного предпринимательства позволяет решить ряд экологических проблем, связанных с нерациональным использованием природных ресурсов, деградацией сельскохозяйственных земель и другими проблемами.

Abstract. The article analyzes the problems of greening legislation in the field of agricultural entrepreneurship. It is noted that ensuring food security, the development of organic farming, is not possible without the greening of agricultural entiepieneurship. The greening of agricultural entrepreneur-ship allows solving a number of environmental problems associated with the irrational use of natural resources, degradation of agricultural land and other problems.

Ключевые слова: аграрное предпринимательство, экологизация, сельское хозяйство, загрязнение окружающей среды, продовольственная безопасность, использование природных ресурсов

Keywords: agricultural entrepreneurship, greening, agriculture, environmental pollution, food security, use of natural resources.

Для цитирования: Гиззатуллин Р.Х. Проблема экологизации законодательства в сфере аграрного предпринимательства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 136-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_136.

For citation: Gizzatullin R.Kh. The problem of greening legislation in the field of agricultural entrepreneurship // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 136-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_136.

Статья поступила в редакцию: 22.09.2023

В сельском хозяйстве термин «аграрное предпринимательство» подразумевает внедрение чистых технологий, продуктов и методов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Агробизнес представляет собой сектор экономики, связанный с такими видами экономической деятельности как сельскохозяйственное производство, производство продуктов питания, розничная торговля, трансграничное предоставление сельскохозяйственных товаров и услуг.

Предприниматели, занимающиеся экологически чистым сельским хозяйством, являются экономическими субъектами, которые превращают экологически чистую продукцию сельского хозяйства в коммерческие продукты. Эти субъекты поддерживают экологичный рост посредством инновационного мышления, ориентации на рынок и внедрения экологически чистых технологий, а также смягчают негативное влияние человеческой деятельности на окружающую среду путем решения таких экологических проблем как деградация земель, изменение климата и утрата биологического разнообразия. Исследователи рассматривают такие виды деятельности, как точное земледелие, органическое земледелие, здоровое сертифицированное питание в качестве некоторых примеров аграрного предпринимательства в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство является одним из крупнейших секторов экономики в мире, в котором занято более миллиарда человек и на долю которого приходится 3% мирового внутреннего валового продукта.

Вместе с тем, сельскохозяйственная деятельность оказывает негативное влияние на окружающую среду из-за нерационального потребления природных ресурсов, выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ, размещения отходов, использования агрохимикатов и агропестицидов. Статья 42 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1] устанавливает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства. Существует объективная необходимость в осуществлении систематического экологического управления сельскохозяйственным сектором.

Е.А. Галиновская [2], отмечая, особенности государственного воздействия на аграрный сектор российской экономики, указывает на важность выработки стратегических идей аграрной политики государства с учетом возможных перспектив развития аграрной экономики. На наш взгляд, современная научная теория правового регулирования современного сельскохозяйственного производства нуждается в совершенствовании с точки зрения экологизации аграрного предпринимательства.

Субъекты аграрного бизнеса вносят значительный вклад в развитие и качество жизни населения и сталкиваются с правовыми проблемами сельскохозяйственной деятельности с точки зрения охраны используемых в сельскохозяйственном производстве природных ресурсов.

В целом, в юридической научной литературе по предпринимательству слово «предприниматель» относится в том числе к лицам, ак-

тивно работающим в агропромышленном секторе. Сельскохозяйственные товаропроизводители в ряде случаев рассматриваются как предприниматели в сельском хозяйстве. Можно утверждать, что сельское хозяйство приобрело предпринимательскую форму, характеризующуюся инновационным сдвигом в сторону экологизации в сельскохозяйственной деятельности и принятием устойчивых методов деятельности. Растущая потребность в достижении устойчивости сельского хозяйства расширила роль фермерских предпринимателей до «эко-предпринимателей». Предполагается, что предпринимательское сельское хозяйство может быть решением для перехода к более устойчивому будущему.

Е.Л. Минина [3], анализируя процесс становления аграрного законодательства, отмечает, что частноправовой блок аграрного законодательства регулирует предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве, правовой статус аграрного предпринимательства, договорные отношения субъектов аграрного предпринимательства. На наш взгляд, вопросы экологизации аграрного предпринимательства, экологизации сельского хозяйства относятся к публично-правовому блоку аграрного законодательства.

Представителями правовой науки разных направлений исследовались отдельные сферы и институты правового регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Среди исследований, посвященным правовым исследованиям экологизации аграрного предпринимательства можно выделить труды С.А. Боголюбова [13], М.М. Бринчука [8], Т.В. Злотниковой [14], Л.Ф. Усмановой [12] О.Л. Дубовик [9], О.И. Крассова [10], И.А. Владимирова [11] и других исследователей-юристов.

В.Ф. Попондопуло [4] отмечает, что предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве зависит от природноклиматических факторов, что делает данную предпринимательскую деятельность особенно рискованной, что обуславливает особенность правового регулирования деятельности: сезонные работы; посевные и уборочные компании и т.д. Практически все субъекты предпринимательской деятельности сталкиваются со схожими проблемами, связанными с аграрным бизнесом, такими как доступ к технологиям, непредсказуемость погодных факторов, слабые рыночные связи. Указанные проблемы, как правило, усугубляются для молодых предпринимателей из-за отсутствия соответствующих навыков и опыта в области аграрного предпринимательства

В сельской местности сосредоточен значительный потенциал в области трудовых ресурсов, природной среды и ее биологического разнообразия. Эти ресурсы связаны с экологической и экономической жизнеспособностью сельских территорий. Развитие предпринимательской активности сельского населения является одним из приоритетов политики мировых стран в области сельского хозяйства и развития сельских территорий.

Достижению цели государства по обеспечению продовольственной безопасности в сельском хозяйстве могут помещать преобладание систем неорошаемого производства в открытом грунте, а также ухудшение экологических последствий изменения климата. Повсеместное внедрение новых экологически чистых производственных технологий может преодолеть указанные проблемы и повысить производительность в сельском хозяйстве.

Советская система снабжения населения продуктами питания представляла собой организованную централизованную систему доставки продовольствия до населения по цепочке производитель - крупные оптовые продовольственные базы - сеть специализированных муниципальных магазинов, размещенных по принципу шаговой доступности внутри микрорайонов и населенных пунктов. Завозы продукции осуществлялись планово. Самым важным отличием советской системы производства и снабжения населения продовольствием, было в том, что производство осуществлялось на государственных и муниципальных предприятиях, что обеспечивало соблюдение высоких продовольственных стандартов.

Нормы ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [5] устанавливают обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению экологического благополучия сельскохозяйственных угодий, также направлены на защиту здоровья человека.

Ю.Г. Жариков [6] в своих трудах обращает внимание на важность государственного закрепления правового принципа «экологического приоритета» в законодательном регулировании, когда принцип права как основополагающая идея правового регулирования общественного развития будет претворяться в экологические императивы. Ученый считает, что экологические принципы как приоритеты правового регулирования природопользования, в том числе землепользования, должны соблюдаться всеми участниками общественных отношений, включая представителей государственных органов и органов местного самоуправления, в их законотворческой и организационной деятельности, когда каждодневно принимаются управленческие решения в области природопользования (землепользования).

Ю.Г. Жариков сформулировал общую исходную идею, объясняющую мотивы того или иного конкретного экологического принципа регулирования соответствующих общественных отношений. По мнению автора, данной исходной основополагающей идеей является принцип «экологического приоритета», соблюдение и руководство, которым позволит законодателю в законотворческой деятельности и правоприменителям при принятии управленческих решений на главное место ставить интересы человека, его здоровья, право на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация природы происходит повсеместно от бытового до производственного процесса. По нашему мнению, охрана природы должна заключаться не в закрытии доступа предпринимателям природных объектов и создании заповедников, а в поисках компромиссных решений при конфликте экологических и экономических интересов.

О.С. Колбасов [7] в своих трудах противопоставил экологическое право всем остальным отраслям. По мнению ученого экологическое право защищает неимущественные блага человека (право на благоприятную окружающую среду, жизнь, здоровье), тогда как гражданское право обслуживает имущественные «материальные» интересы людей. Автор указывает, о возможном существовании «конфликта» интересов защиты экологических прав граждан и личного обогащения предпринимателей, используемых природные ресурсы в целях личного обогащения. По мне-

нию О.С. Колбасова в целях защиты жизни и здоровья граждан, экологическое право должно не только противостоять всем другим отраслям российского права, но, кроме того, пользоваться особым вниманием и защитой со стороны общества и государства.

По мнению М.М. Бринчука [8] социально ответственные государства решение задачи экологизации собственного законодательства считают высокоактуальными и приоритетными. Данные задачи решаются путем включения экологических требований в законодательство иных отраслей права, то есть путем их экологизации.

По мнению Ю.Г. Жарикова в современной России наметилась четкая тенденция на ускорение экономического развития при ущемлении интересов экологии. Это проявляется как в практике правового регулирования природопользования и принятии государственными органами управленческих решений в области государственного управления охраной окружающей среды и природопользования, государственного экологического надзора, экологического нормирования и т.д. Так в 2010х годах была сокращена численность лесной охраны.

Ю.Г. Жариков в своих работах обращает внимание на проблему понятийного аппарата и терминологии в природоресурсном и экологическом праве, имеющая важное практическое значение. Так, по мнению автора, термины «охрана природы» и «экология» в природоресурсом и экологическом праве нередко употребляются как синонимы, при этом ученый считает, что между данными понятиями существует принципиальное различие.

Использование человеком земельных ресурсов является значимым фактором антропогенного воздействия человека на такой социально значимый компонент природной среды, как земля. В результате перераспределения полномочий органы Роспотребнадзора были наделены полномочиями защиты прав потребителей по медицинским параметрам, осуществления государственного контроля в сфере эпидемиологии и проверки стали проводиться в основном на предприятиях торговли. Мы полагаем, что деятельность перерабатывающих предприятий, особенно стадия закупа сырья животного происхождения, в современных условиях становится безнадзорной. Данный процесс ограничения и передача полномочий органов ветеринарного надзора Роспотребнадзору не соответствует как отечественному, так и европейскому опыту осуществления государственного контроля за качеством и безопасностью животноводческой продукции.

Экологически чистое предпринимательство рассматривается в последние годы многими исследователями как в России, так и зарубе-жом, в качестве подхода к повышению качества и увеличению количества производимой сельскохозяйственной продукции при сохранении окружающей среды.

Развитию аграрного предпринимательства могут препятствовать различные факторы. Серьезные экологические вызовы были поставлены перед государствами с началом промышленной революции и с развитием мировой экономической деятельности в последние десятилетия. Развитие аграрного предпринимательства ставит своей целью обеспечение благосостояния и улучшения условий жизни населения. Вместе с тем, сельскохозяйственная деятельность создает дополнительную нагрузку на окружающую среду в процессе обеспечения населения продовольствием. Сельскохозяйственная отрасль является крупнейшим потребителем водных ресурсов, одним из основных источников загрязнения подземных и поверхностных вод нитратами и выбросов парниковых газов в атмосферу.

Неизбирательное использование агрохимикатов для повышения прибыли и роста производства в сельском хозяйстве приводит к тому, что экономический рост в конечном итоге приводит к таким проблемам, как ухудшение состояния окружающей среды, сокращение природных ресурсов, социальному неравенству. При этом, решение этих проблем в долгосрочной перспективе будет сопровождаться существенными экономическими затратами.

В таких условиях наука и общественность стремятся найти выход из экологического кризиса. Одним из решений, привлекших внимание исследователей, стало использование в сельском хозяйстве экологически чистого, аграрного предпринимательства.

В сфере аграрного предпринимательства уделяется внимание уменьшению неблагоприятного воздействия агробизнеса на окружающую среду. По сути, аграрное предпринимательство представляет собой как отрасль предпринимательства, так и сферу государственного управления, целью которой является выпуск экологически чистой продукции при сохранении производственных процессов. Например, предприятия агробизнеса стремятся сократить выбросы парниковых газов при одновременном достижении экономического и социального развития за счет принятия обоснованных решений и использования технологий, связанных с возобновляемыми источниками энергии и альтернативными видами топлива, переработкой материалов и использованием очищенных сточных вод.

В ответ на негативные для окружающей среды и общества практики сельскохозяйственной механизации и интенсификации, получивших развитие во второй половине XX века, концепция устойчивого сельского хозяйства стала проявляться в экономике, а также в законотворческом процессе, принятии нормативно-правовых актов.

Для гармонизации экологических ограничений и потребностей человека необходима адаптивная к сельскому хозяйству система управления. Адаптивное к сельскому хозяйству управление, на наш взгляд, является системой, относящейся к институциональному механизму, в котором представители власти, пользователи природных ресурсов - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, местное население, коренные общины, взаимодействуют для заключения официальных соглашений о распределении прав, полномочий, обязанностей и преимуществ в процессе управления природными ресурсами, используемыми в сельскохозяйственном процессе.

Адаптивное совместное управление может помочь улучшить устойчивость, а также разработать беспроигрышные стратегии для устойчивого управления сельским хозяйством.

В силу того, что сельское хозяйство является одним из основных видов деятельности, который влияет на окружающую среду из-за потребления природных ресурсов, необходим систематический экологический менеджмент для сельскохозяйственного сектора.

Экологический менеджмент представляет собой совокупность управленческой деятельности, включая экологическое планирование, охрану окружающей среды, оценку состояния окружающей среды, законодательство, мониторинг и контроль природоохранной деятельности

Экологическое управление сельским хозяйством определяется как баланс между использованием природных ресурсов и масштабом сельскохозяйственной деятельности. Учитывая ограниченный потенциал природных ресурсов, их использование должно быть рациональным, предотвращающим или уменьшающим деградацию природных ресурсов.

Устойчивость природных ресурсов зависит от характера отношений между обществом и окружающей средой и точки зрения заинтересованных сторон на использование природных ресурсов. Экологическое поведение каждого участника сельскохозяйственного производства зависит от того, как он относится к природным ресурсам. Экологическое поведение субъекта представляет собой интеллектуальную основу, включающую ценности, убеждения и нормы личности, организации или общества. Он формирует отношение и поведение лица к окружающей среде, а также к другим аспектам всей управленческой системы. Таким образом, изменение экологического поведения, повышение экологического правосознания было бы конструктивным в качестве основного решения для повышения эффективности законодательства в сфере аграрного предпринимательства.

Библиография:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.08.2023 г.).

2. Галиновская Е. А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России // Журнал российского права. 2006. № 4. C. 62-70.

3. Минина Е. Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России // Журнал российского права. 2006. № 5. C. 46-52.

4. Попондопуло В. Ф. Проблемы правового режима предпринимательства: Автореф. дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук: 12.00.04. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 1994. С. 3.

5. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.08.2023 г.).

6. Жариков Ю.Г. Экологические приоритеты в природоресурсном праве // СПС «Консультант Плюс».

7. Колбасов О.С. Концепция экологического права // В сб.: Право окружающей среды в СССР и Великобритании. М., 1988. С. 6.

8. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 2010. С. 15.

9. Дубовик О.Л. Эволюция развития института административной ответственности за экологические правонарушения // Административное право и процесс. 2014. № 9. С. 66.

10. Крассов О.И. Экологическое право. М., 2008. С. 44 - 46.

11. Владимиров, И.А. Проблема экологизации аграрного предпринимательства / И.А. Владимиров // Актуальные проблемы государственной экологической политики: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Уфа, 18 октября 2017 г. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. - С. 59-67.

12. Усманова Л.Ф. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в аграрном секторе экономики : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.06. - Уфа, 2000. - 48 с.

13. Боголюбов С.А. Правовое обеспечение развития сельского хозяйства в России / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Д.Б. Горохов [и др.] ; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2005. - 342 с. - ISBN 5-7975-0854-0.

14. Злотникова, Т. В. Проблемы развития российского экологического законодательства на современном этапе : специальность 12.00.06 "Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право": дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук / Т.В. Злотникова. - М., 2000. - 405 с.

References:

1. Federal Law No. 7-FZ of January 10, 2002 (as amended on August 4, 2023) "On Environmental Protection" // Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (date of access: 22.08.2023).

2. Galinovskaya E. A. Main legal problems of state regulation of the agro-industrial complex of Russia // Journal of Russian law. 2006. No. 4. C. 62-70.

3. Minina E. L. Legislative support of agrarian policy in Russia // Journal of Russian law. 2006. No. 5. C. 46-52.

4. Popondopulo VF Problems of the legal regime of entrepreneurship. Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Law: 12.00.04. St. Petersburg State University. SPb., 1994. C. 3.

5. Federal Law of July 16, 1998 No. 101-FZ "On state regulation of ensuring the fertility of agricultural land" // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (date of access: 22.08.2023).

6. Zharikov Yu.G. Environmental priorities in natural resource law // SPS "Consultant Plus".

7. Kolbasov O.S. The concept of environmental law. In: Environmental Law in the USSR and Great Britain. M., 1988. S. 6.

8. Brinchuk M.M. Environmental law (environmental law). M.: Yurist, 2010. S. 15.

9. Dubovik O.L. The evolution of the development of the institution of administrative responsibility for environmental offenses // Administrative law and process. 2014.

No. 9. P. 66.

10. Krassov O.I. Environmental law. M., 2008. S. 44 - 46.

11. Vladimirov, I. A. The problem of ecologization of agricultural entrepreneurship / I. A. Vladimirov // Actual problems of state environmental policy: Collection of materials of the International scientific and practical conference, Ufa, October 18, 2017 - Ufa: Bashkir State University, 2017. - pp. 59-67.

12. Usmanova L.F. Legal regulation of nature management and environmental protection in the agricultural sector of the economy: Abstract of the thesis. ... Doctor of Law: 12.00.06. - Ufa, 2000. - 48 p.

13. Bogolyubov S.A. Legal support for the development of agriculture in Russia / S. A. Bogolyubov, E. A. Galinovskaya, D. B. Gorokhov [and others]; Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. - Moscow: Jurist, 2005. - 342 p. - ISBN 5-7975-0854-0.

14. Zlotnikova, T. V. Problems of the development of Russian environmental legislation at the present stage: specialty 12.00.06 "Land law; natural resource law; environmental law; agricultural law": dissertation for the degree of Doctor of Law / Zlotnikova Tamara Vladimirovna. - Moscow, 2000. - 405 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.