Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селиванова К.А.

Экологизация аграрного законодательства оценивается автором как актуальная задача современного развития. Методологически экологизация аграрного законодательства, наряду с развитием эффективного экологического и природоресурсного законодательства, непосредственно обусловлена нормой Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности общества. В основу исследования положен экосистемный подход к исследованию регулирования экологических отношений применительно к аграрной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF ECOLOGIZATION OF AGRARIAN LEGISLATION

The ecologization of agricultural legislation is assessed by the author as an urgent task of modern development. Methodologically ecologization of agricultural legislation, along with the development of effective ecological and natural resources legislation, is directly conditioned by the rule of the Russian Constitution according to which land and other natural resources are the foundation of society's life and activities. The study is based on an ecosystem approach to ecological legal regulation of public relations in the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL AND LAND LAW

Научная статья

УДК/UDC 342:349.6

DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-1-75-81

Конституционные основы экологизации аграрного законодательства

К.А. Селиванова

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Москва, Российская Федерация selivanova_ksenia86@mail. ru

Аннотация. Экологизация аграрного законодательства оценивается автором как актуальная задача современного развития. Методологически экологизация аграрного законодательства, наряду с развитием эффективного экологического и природоресурсного законодательства, непосредственно обусловлена нормой Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности общества. В основу исследования положен экосистемный подход к исследованию регулирования экологических отношений применительно к аграрной сфере.

Ключевые слова: экологизация законодательства; аграрная политика, экологическая политика; экологическая политика, аграрное законодательство; охрана окружающей среды; сельское хозяйство

Для цитирования: Селиванова К. А. Конституционные основы экологизации аграрного законодательства // Юридический вестник ДГУ. 2023. Т. 45, № 1 (65). С. 75-81. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-1-75-81

Original article

Constitutional foundations of ecologization of agrarian legislation Ksenia A. Selivanova

All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow, Russian Federation

selivanova_ksenia86@mail. ru

Аbstract. The ecologization of agricultural legislation is assessed by the author as an urgent task of modern development. Methodologically ecologization of agricultural legislation, along with the development of effective ecological and natural resources legislation, is directly conditioned by the rule of the Russian Constitution according to which land and other natural resources are the foundation of society's life and activities. The study is based on an ecosystem approach to ecological legal regulation of public relations in the agricultural sector.

Keywords: the ecologization of the legislation; agricultural policy; ecological policy; agricultural law; environmental protection; agriculture

For citation: Selivanova K. A. Constitutional foundations of ecologization of agrarian legislation. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald ofDSU, 2023, vol. 45, no. 1 (65), pp. 75-81. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-175-81 (In Russ.).

На современном этапе развития России состояние аграрной сферы существенно менялось. Страна пережила существенный упадок эффективности сельского хозяйства в 1990-е годы. Продолжительное время мы были вынуждены в больших объемах импортировать сельскохозяйственные продукты. Запад предполагал, что введение санкций приведет в еще больший упадок наш аграрный

сектор экономики. Вопреки таким ожиданиям, этого не произошло. В условиях санкций произошла мобилизация усилий как государства, так и фермерского сообщества, и ситуация резко изменилась в положительную сторону.

В целом же экологические проблемы по объективным причинам будут во многом определять 21 век, как мир с большой человеческой популяци-

ей и экосистемой, которая все в большей степени формируется под вмешательством человека, в том числе в такой чувствительной для каждого сфере как сельское хозяйство. При этом наука экология может и должна играть значительно расширенную роль в обеспечении будущего, в котором природные системы и люди, они сосуществуют на более устойчивой планете.

Плодородные земли России - это ее особое богатство, не менее ценное, чем недра, но традиционно недооцененное, хотя качество и количество таких земель прямо влияет на уровень продовольственной безопасности. В настоящее время в России решение вопроса обеспечения продовольственной безопасности, которая, по мнению некоторых ученых, в нашей стране отсутствует [1], сводится частично к обеспечению импортозамещения сельскохозяйственной продукции. Продовольственная безопасность считается составной частью национальной безопасности, а ее обеспечение является важной функцией государства. Недооценка степени влияния на агарный сектор такого фактора, как состояние окружающей среды, усложняет процесс обеспечения населения страны экологически чистой сельскохозяйственной продукцией. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 201, оценивает ее как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в долгосрочном периоде, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей социально-экономической политики, а также необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В настоящей статье исследуются вопросы экологизации аграрного законодательства в методологическом контексте обеспечения и повышения эффективности всей правовой системы России. Посредством совершенствования экологического, природоресурсного, аграрного права, очевидно, что мы повышаем эффективность не только этих отраслей. Они являются органичной частью правовой системы страны. Соответственно их функционирование прямо отражается на общественной полезности всего российского права. Целью настоящей статьи является обоснование экологизации аграрного законодательства как решение актуальной комплексной задачи.

Основным законом, в котором регулируются вопросы аграрного, земельного и иного природоре-сурсного права, а также заложены основы обеспе-

1 Собрание законодательства Рос. Федерации. 2020. № 4, ст. 345.

чения экологической безопасности и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве, является Конституция Российской Федерации. А.О. Миняев подчеркивает одну важную особенность конституционных норм об экологии, которая состоит в их зависимости от естественных законов [2, с. 200]. Методологически при формулировании экологических норм для их эффективности должны учитываться законы природы, что соответственно значимо и для качества природно обусловленной сельскохозяйственной деятельности.

Основу экологизации аграрного законодательства образуют нормы статьи 72 Конституции РФ2. В соответствии с нею в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и находятся: в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; к) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В контексте методологической проблемы экологизации центральное место в экологической составляющей данной нормы занимает пункт «к», выделивший в предмете совместного ведения земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Речь в ней идет о федеративной структуре экологического и природоохранного законодательства, включающей федеральное и региональное законодательство. И в том, и в другом формулируются экологические нормы, обязательные для других отраслей, включая аграрное. При этом существенное значение приобретают и нормы ст. 72 о владении, пользовании и распоряжении землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; о природопользовании, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности как предметах совместного ведения. Именно эти направления экологической и природоресурсной деятельности общества образуют ядро законодательства об охране окружающей среды и природо-ресурсного законодательства. Соответствующие положения адресованы и субъектам права - гражданам и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере сельского хозяйства. В то же время подчеркнем в свете нашей статьи, что в самом аграрном законодательстве могут быть установлены нормы об использовании земли и других природных ресурсов, об охране окружающей среды, которые называются экологизированными нор-

2 Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

мами, то есть нормами, вытекающими из экологических норм и не противоречащими им [3, с. 4].

Для нас методологически важно то, что аналогичную позицию в теории публичного права выразил авторитетный ученый профессор Ю.А. Тихомиров: «Экологическая сфера в широком смысле слова - это сфера природоохранная и сфера приро-доресурсная, которые становятся очень существенными для понимания, изучения, регулирования общественного бытия. В понимании этих сфер существует традиционная односторонность; можно применить известный афоризм о том, что специалисты всегда имеют одну точку зрения и смотрят одним глазом только на одну сторону изучаемого явления. Экологическая сфера не должна рассматриваться как одна из «рядовых» сфер воздействия государства, как одна из сфер правового регулирования.

В области, например, административных, трудовых, имущественных отношений, как правило, понятны границы. Но экологическая сфера в этом смысле не является такой узкоспециализированной, поскольку представляет собой общую базу, базис развития страны, государства и, естественно, жизнедеятельности людей. Это очень важный момент, потому что возникают некие универсальные экологические императивы, в том числе и правовые, обязательные для других, если не всех, отраслей права.

Раньше мы видели два главных императива -международный и конституционный; в настоящее время экологические правовые императивы выдвигаются на передний план, причем это доступно взгляду не только специалиста-отраслевика, но и каждого человека, живущего на планете, которая становится все и более и реальнее уязвимой, требующей к биосфере особого отношения (выделено нами - К.С.)» [4, с. 25].

Как видим, философская позиция Ю.А. Тихомирова об экологической сфере, представляющая собой общую базу, базис развития страны, государства и, естественно, жизнедеятельности людей, вполне согласуется и соответствует и норме ч. 1 ст. 9 Основного закона, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Подчеркнем, в том числе, и основой сельскохозяйственной деятельности, что методологически должно учитываться в свете экологизации аграрного законодательства.

Данная норма является общей для всех отраслей права России. М.М. Бринчук указывает, что в необходимой мере вся правовая система России в ее контексте должна быть задействована для сохранения в благоприятном состоянии природы и ее ресурсов как основы жизни и деятельности челове-

ка [5, с. 347]. При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П1 уточняется, что естественные богатства и ценности имеют всенародное значение, что не предполагает их нахождения в собственности конкурентного региона страны. Кроме того, в Конституции РФ устанавливается многообразие форм собственности на землю, что, как обоснованно отмечает Б.А. Воронин, может стать основой для гибкости форм осуществления аграрного предпринимательства [6, с. 38].

В исследуемом нами контексте подчеркнем важность статьи 36 Конституции РФ. В ней установлено, что осуществление правомочий в отношении земли и иных природных ресурсов их собственниками не должно наносить вред окружающей среде. В соответствии с этой нормой, по мнению В.Н. Харькова, должны сохраняться качественные характеристики окружающей среды [7, с. 59] как реализация публичного интереса наряду с осуществлением частного интереса собственников земельных участков.

В свете критериев экологизации аграрного законодательства не менее важен при этом учет экологических прав человека и гражданина, которые получили свое закрепление в ст. 42 Конституции РФ, где сказано, что «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Закрепление в Конституции Российской Федерации вопросов ответственности за экологические правонарушения является важным элементов эколого-правового механизма в целом. Установлению такой ответственности не может не корреспондировать соответствующая обязанность, которая также установлена в Основном законе нашей страны в ст. 58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Важно подчеркнуть, что экологизация аграрного законодательства является одним из наиболее важных правовых средств реализации конституционной обязанности обеспечивать поддержание благоприятного состояния окружающей среды и соблюдения права каждого на благоприятную окружающую среду в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, которая, как известно, является существенным фактором негативного воздействия на землю и другие природные ресурсы.

При этом очевидно, что и применительно к этой отрасли действуют общие правила экологизации. Как пишет М.М. Бринчук, в связи с экологи-

1 Собрание законодательства Рос. Федерации. 2000. № 25, ст. 2728.

зацией «иного» законодательства в науке и практике возникает ряд существенных теоретических вопросов. Они касаются, в частности, общих закономерностей необходимости экологизации, масштабов и пределов (ограничений) ее осуществления; наличия правовых нормы, устанавливающих требования по экологизации; критериев научной и правовой обоснованности решения по экологизации; значения экологизации в механизме экологического права; ее целей и задач [5, с. 351].

Аграрное законодательство в целом содержит ряд экологизированных норм. Так, Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) «О развитии сельского хозяйства»1 (ст. 13) устанавливает, что в целях реализации государственной политики, направленной на обеспечение экологического равновесия, охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия, сельскохозяйственные товаропроизводители получают государственную поддержку на проведение определенных государственной программой мероприятий, в том числе по стимулированию применения удобрений за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ, а также на развитие органического сельского хозяйства.

В то же время мы не можем не видеть особенностей экологизации аграрной сферы. Они, прежде всего, обусловлены названным выше обстоятельством: естественной основой ведения сельского хозяйства является природа, особенно земля.

В системе законодательства уже имеются акты, имеющие двойное назначение, целеполагание. К таким относится Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Этот Закон призван решать задачи, значимые как для земельного законодательства, так и для аграрного.

Так, статья 6 регулирует отношения, касающиеся принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки. В соответствии с ней земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого

1 Собрание законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1, ч. 1, ст. 27.

судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации2. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Одновременно важные моменты для экологической и аграрной сфер жизнедеятельности общества содержатся в Федеральном законе от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна-

3

чения» .

В свете решаемой этим Законом целенаправленной задачи обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения обратим внимание на приведенную выше норму статьи 13 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», содержащую требование о государственной поддержке на проведение определенных государственной программой мероприятий, в том числе по стимулированию применения удобрений за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также на развитие органического сельского хозяйства.

Обратим внимание на объем задач, в равной мере значимых для экологической и аграрной сфер, установленных ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», устанавливающей обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Названные субъекты являются одновременно субъектами земельного и аграрного права.

Такие субъекты обязаны:

• осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяй-

2 Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства Рос. Федерации от 22 июля 2011 г. № 612 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30 (2), ст. 4655.

3 Собрание законодательства Рос. Федерации. 1998. № 29, ст. 3399.

ственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

• обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона;

• соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

• представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

• обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона;

• информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

• выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В контексте двух направлений ведения сельского хозяйства в части поддержания плодородия земель - органического и «химического» - актуальной для субъектов аграрной деятельности является мера использования агрохимикатов и пестицидов.

При этом регулирование использования аг-рохимикатов и пестицидов практически отсутствует, что с учетом масштабов применения минеральных удобрений и пестицидов является особо негативным правовым фактором. В самом общем виде в ст. 17 сформулировано положение об обязательном подтверждении соответствия агрохимикатов и пестицидов, а в ст. 19 - об агрохимическом обслуживании. Как обоснованно пишет И.А. Игнатьева, фрагментарность регулирования на практике не дает положительных результатов [8, с. 37].

При этом требования по нормированию использования агрохимикатов и пестицидов отсутствуют и в Земельном кодексе РФ, хотя в соответ-

ствии со ст. 13 защита земель от загрязнения химическими веществами является элементом содержания охраны земель.

То же самое касается и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022 г.) «Об охране окружающей среды»1. Закон содержит главу V - нормирование в области охраны окружающей среды, однако в ней также отсутствуют требованию по нормированию использования агрохимикатов и пестицидов. А такое нормирование является специфичным.

Не случайно в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060 «Об охране окружающей природной среды» содержалось две довольно конкретные статьи по этому предмету. Согласно ст. 30 предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.

Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора по представлению органов государственной агрохимической службы Российской Федерации с учетом международных стандартов.

Статья 31 предусматривала требования к нормативам предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Согласно этой статье нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Указанные нормативы утверждаются государственными органами Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с государственной агрохимической службой Российской Федерации.

С учетом того, что рассматриваемый Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» имеет органично проявляемую двойную природу - экологическую (земельную) и аграрную, мы считаем, что в нем целесооб-

1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 2, ст. 133.

2 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 10, ст.457.

Юридический вестник ДГУ. 2023. Т. 45, № 1 (65). Law Herald of DSU, 2023, vol. 45, no. 1 (65). разно предусмотреть конкретные правовые меры по использованию агрохимикатов и пестицидов.

И в целом в свете экологизации аграрного законодательства, очевидно, в сельском хозяйстве необходимо применять экосистемный подход. Как отмечает Д.Г. Хасанов, для реализации экосистем-ного подхода в правовом регулировании природопользования в сельском хозяйстве необходимо гармоничное развитие земельного, водного и иного природоресурсного законодательства в части закрепления прав и обязанностей сельскохозяйственных природопользователей [9, с. 26].

Важно, чтобы соответствующие аспекты экосистемного подхода в сельском хозяйстве применительно к единому объекту - агроэкологиче-ской естественной системе стали предметом не только государственной экологической политики, но и аграрной. Такая политика, реализуемая последовательно и системно, воплощенная в экологическом, природоресурсном и аграрном законодательстве в соответствии с Основным законом страны, будет способствовать поддержанию благоприятного состояния природной среды, продовольственной безопасности как существенным элементам качества жизни.

Список источников

1. Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. М.: Частное право, 2012. 304 с.

2. МиняевА.О. Конституционные основы экологического права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

3. Судавичюс Б.Б. Проблемы отражения экологических требований в праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988. С. 4-10.

4. Тихомиров Ю.А. Теоретико-практический взгляд на водное право // Водное законодательство и экологические вызовы: сб. материалов научно-практической конференции (Москва, 15 июня 2012 г.) / сост. С.А. Боголюбов, Д.О. Сиваков, О.А. Золотова. М., 2012. С. 25-26.

5. Воронин Б.А. Становление аграрно-правовой науки и актуальные проблемы развития: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. Уфа, 2000.

6. Харьков В.Н. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду институтами природоре-сурсного права // Современное право. 2014. № 7. С. 59-64.

7. БринчукМ.М. Конституция и экологическое право. М., 2019.

8. Игнатьева И.А. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты «зеленой» экономики: точки пересечения в праве // Экологическое право. 2012. № 4.

9. Хасанов Д.Г. Право природопользования в сельском хозяйстве: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. M., 2008.

References

1. Mazurov A.V., Nakhratov V.V., Churkin V.E. Kommentarii k Federal'nomu zakonu «Ob oborote zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya» (postateinyi) [Commentary on the Federal Law "On the turnover of agricultural land" (article by article)]. 3rd ed., reprint. and add. Moscow, Private Law Publ., 2012, 304 p. (In Russ.).

2. Minyaev A.O. Konstitutsionnye osnovy ekologicheskogo prava [Constitutional foundations of environmental law]: Cand. Law sci. diss., Moscow, 2003. (In Russ.).

3. Sudavichyus B.B. Problemy otrazheniya ekologicheskikh trebovanii v prave [Problems of reflection of environmental requirements in law]: Cand. Law sci. diss. Abstr., Moscow, 1988, pp. 4-10. (In Russ.).

4. Tikhomirov Yu.A. Teoretiko-prakticheskii vzglyad na vodnoe pravo [Theoretical and practical view on water law], Vodnoe zakonodatel'stvo i ekologicheskie vyzovy [Water legislation and environmental challenges]: collection of materials of the scientific and practical conference (Moscow, June 15, 2012); comp. S.A. Bogolyu-bov, D.O. Sivakov, O.A. Zolotova. Moscow, 2012, pp. 25-26. (In Russ.).

5. Voronin B.A. Stanovlenie agrarno-pravovoi nauki i aktual'nye problemy razvitiya [Formation of agrarian and legal science and actual problems of development]: Doct. Law sci. diss., Ufa, 2000.

6. Khar'kov V.N. Obespechenie prava na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu institutami priro-doresursnogo prava [Ensuring the right to a favorable environment by natural resource law institutions], Sov-remennoepravo [Modern Law], 2014, no. 7, pp. 59-64. (In Russ.).

7. BrinchukM.M. Konstitutsiya i ekologicheskoe pravo [Constitution and Environmental Law]. Moscow, 2019. (In Russ.).

8. Ignat'eva I.A. Ekonomicheskoe regulirovanie v oblasti okhrany okruzhayushchei sredy i pri-rodopol'zovaniya i instrumenty "zelenoi" ekonomiki: tochki peresecheniya v prave [Economic regulation in the

field of environmental protection and nature management and tools of the "green" economy: points of intersection in law], Ekologicheskoepravo [Environmental Law], 2012, no. 4. (In Russ.).

9. Khasanov D.G. Pravo prirodopol'zovaniya v sel'skom khozyaistve [The law of nature management in agriculture]: Cand. Law sci. diss. Abstr., Moscow, 2008. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Селиванова Ксения Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: selivano-va_ksenia86@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ksenia A. Selivanova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty of Law of the «All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)», Moscow, Russian Federation. E-mail: selivanova_ksenia86@)nail.ru

Поступила в редакцию 24.11.2022 г.; одобрена после рецензирования 02.02.2023 г.; принята к публикации 20.02.2023 г.

Received 24.11.2022; approved after reviewing 02.02.2023; accepted for publication 20.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.