Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEGAL PROTECTION OF NATURAL ENVIRONMENT IN AGRICULTURE / ENVIRONMENTAL SECURITY AT THE PROCESS OF AGRICULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмич Ирина Петровна, Шахрай Ирина Сергеевна

В статье рассмотрены проблемы развития законодательства об охране окружающей среды в аграрном секторе экономики, учтена специфика экологических нарушений в сельском хозяйстве, исследованы перспективы развития данных отношений. Авторы обосновывают термин «экологическая безопасность при осуществлении сельскохозяйственной деятельности», обращают внимание на необходимость формирования соответствующего понятийного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal ensuring protection of natural environment in agriculture of the Republic of Belarus

The article touches upon the problems of legislation development of protection of natural environment in agrarian sector of the economy, reveals the specificity of environmental disruption in agriculture, explores the perspectives of the development of the problem under consideration. The authors of the article explain the term «environmental security at the process of agricultural activity», draw attention to the necessity of formation of suitable conceptual base.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Экологическое право

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КУЗЬМИЧ Ирина Петровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и аграрного права юридического факультета Белорусского государственного университета (г. Минск). E-mail: i.kuzmich@mail.ru;

ШАХРАЙ Ирина Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и аграрного права юридического факультета Белорусского государственного университета (г. Минск). E-mail: shis@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены проблемы развития законодательства об охране окружающей среды в аграрном секторе экономики, учтена специфика экологических нарушений в сельском хозяйстве, исследованы перспективы развития данных отношений. Авторы обосновывают термин «экологическая безопасность при осуществлении сельскохозяйственной деятельности», обращают внимание на необходимость формирования соответствующего понятийного аппарата.

Abstract: The article touches upon the problems of legislation development of protection of natural environment in agrarian sector of the economy, reveals the specificity of environmental disruption in agriculture, explores the perspectives of the development of the problem under consideration. The authors of the article explain the term «environmental security at the process of agricultural activity», draw attention to the necessity of formation of suitable conceptual base.

Ключевые слова: Правовой охраны окружающей среды в сельском хозяйстве, экологическая безопасность при осуществлении сельскохозяйственной деятельности.

Keywords: Legal protection of natural environment in agriculture, environmental security at the process of agricultural activity.

Значимость проблем правовой охраны окружающей среды в сельском хозяйстве обусловлена тесным взаимодействием данной отрасли экономики с окружающей средой. Поэтому вполне закономерно, что общественные отношения, возникающие в процессе правовой охраны окружающей среды в сельском хозяйстве, являются предметом изучения как экологической, так и аграрной правовой науки, о чем свидетельствуют результаты научных исследований, проводимых по данной проблематике и нашедшие непосредственное отражение в учебниках по аграрному [1; 2] и экологическому праву [3, 4].

В современных условиях сельскохозяйственная деятельность не только оказывает воздействие на окружающую среду, но может привести и к истощению природных ресурсов. Одновременно, состояние земли и иных при-

родных ресурсов, используемых в процессе сельскохозяйственного производства, в конечном итоге влияет на эффективность аграрного производства и сказывается на качестве получаемой сельскохозяйственной продукции.

Для сельского хозяйства Республики Беларусь актуальными остаются проблемы деградации сельскохозяйственных земель, сохранения плодородия почв, использования средств защиты растений и отходов аграрного производства, внесения минеральных и органических удобрений, улучшения экологического состояния ферм [5]. Особое значение, применительно к Беларуси, имеет проблема ведения сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях в результате аварии на Чернобыльской АЭС (после аварии было выведено из сельхозо-борота 265000 га земель, к настоящему времени 16700 из них возвращено [6]) и мелиорирован-

ных землях (на этих землях сегодня собирают до 30% зерна и 70% травяных кормов [7]).

В соответствии с данными Национального доклада о состоянии окружающей среды в Республике Беларусь [8] сельскохозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие в первую очередь на почвы при применении удобрений и средств защиты растений, особенно при несбалансированном внесении, приводящем к снижению потенциала плодородия, загрязнению поверхностных и подземных вод. Проведенная в 1960-1980-х гг. крупномасштабная мелиорация в стране (более 3,5 млн. га) и интенсивное использование мелиорированных земель на территории Полесья в Гомельской и Брестской областях для выращивания пропашных сельскохозяйственных культур вызвали к настоящему времени ряд экологических проблем, в том числе ускоренную деградацию почв, минерализацию торфяного слоя, нарушение водного режима территории, трансформацию химического состава вод.

Общая площадь сельскохозяйственных

1

земель , подверженных эрозии, составляет около 6,3% сельхозземель страны, из которых 86% приходится на пашню. Причинами деградации сельхозземель являются их загрязнение ядохимикатами, эрозия почв и радиоактивное загрязнение территории. На долю земель, подверженных водной эрозии, приходится 85% эродированных сельхоз земель Беларуси, ветровой - 15%. В целом деградация почв в республике имеет около 20 видов [9].

Сельскохозяйственная деятельность является наиболее интенсивным источником загрязнения и подземных вод. Следует отметить, что сегодня в стране 936 ферм находятся в водоохранных зонах [10]. Также на долю сельского хозяйства приходится значительная часть парниковых газов - 24,8% от общего объема. На территории страны хранится 10,703 тыс. тонн непригодных пестицидов, в том числе на территории сельхозпредприятий 3,116 тыс. тонн (25%) от общего количества.

Специалисты обращают внимание так-

1 К сельскохозяйственным землям относятся наибольшие площади земель страны 8 632,3 тыс. га (более 40%). При этом по величине доли пахотных земель на одного человека (0,60 га) и сельскохозяйственных земель в целом(0,91 га) Республика Беларусь входит в число первых 20 стран мира.

же на проблему неустойчивого использования земель, распашку водоохранных зон, несмотря на то, что по материалам землеустройства там часто числятся естественные луговые угодья или сеянные травы, природоохранных территорий и территорий вдоль дорог [11 ].

Учитывая тот факт, что в ближайшей перспективе планируется существенное увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в аграрном секторе экономики, антропогенная нагрузка на окружающую среду в результате осуществления сельскохозяйственной деятельности будет только возрастать. Об этом красноречиво свидетельствуют положения многих программных документов, определяющих аграрную политику государства. Так, только за последние 5 лет было предусмотрено строительство 875 новых и реконструкция 1350 молочнотоварных ферм; 72 современных комплексов по выращиванию свиней; создание 11 специализированных индустриальных комплексов для выращивания товарной продукции лососевых рыб; строительство 796 новых зерноочисти-тельно-сушильных комплексов [12].

Необходимо также подчеркнуть, что для Республики Беларусь характерна концентрация сельскохозяйственного производства в крупнотоварных сельскохозяйственных организациях, что предусматривает применение интенсивных технологий получения продукции растениеводства и животноводства и как следствие усиление экологической нагрузки на определенные территории, на что существенное влияние оказывает государственная поддержка сельского хозяйства [13].

Кроме этого, появление новых экологических угроз (изменение климата, возникновение парникового эффекта, использование генетически модифицированных организмов и новых био- и нанотехнологий и др.), осознание необходимости обеспечения устойчивого развития сельских территорий и появление потребности в производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции, требуют разработки новых подходов к охране окружающей среды в рассматриваемой сфере.

В связи с вышесказанным экологическая безопасность при осуществлении сельскохозяйственной деятельности не может

быть должным образом гарантирована при отсутствии эффективного правового механизма, обеспечивающего соблюдение норм по охране окружающей среды в сельском хозяйстве. При этом все более актуальным становится вопрос не только о детальной правовой регламентации экологических требований к сфере сельскохозяйственного производства, но и об

экологизации норм самого аграрного законодательства. Наличие эффективной правовой основы, нацеленной на проведение природоохранных мероприятий и соблюдение экологических императивов в аграрной сфере с учетом ее специфики, выступает необходимой гарантией сохранения состояния экологической безопасности сельскохозяйственного производства.

В настоящее время отношения по охране окружающей среды в сельском хозяйстве, в том числе связанные с установлением и выполнением экологических требований в данной сфере, достаточно детально урегулированы нормами экологического и природоресурсного законодательства. Вместе с тем, эффективность регулирования указанных отношений существенно возрастает при условии применения экосистемного подхода, учитывающего специфику сельскохозяйственного производства и необходимость охраны не только используемого природного ресурса, но и иных компонентов природной среды [14].

Таким образом, обеспечение экологической безопасности сельскохозяйственного производства возможно лишь при сочетании традиционных мер охраны отдельных компонентов природной среды и экологизации норм аграрного законодательства, выработке общих правовых направлений охраны окружающей среды в сельском хозяйстве [15; 16; 17].

В связи с этим следует отметить наметившуюся положительную тенденцию развития аграрного законодательства, выражающуюся в его наполнении эколого-правовыми нормами, в том числе, на уровне программных документов. Так, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136, главными задачами развития сельского хозяйства были названы, помимо прочего, формирование без-

убыточного, конкурентоспособного и экологически безопасного производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего в полном объеме внутренние потребности страны [18].

Основные цели государственной аграрной политики определены Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике» [19], среди которых - сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, перечисленные в данном Указе, включают общегосударственные мероприятия по сохранению, рациональному использованию хозяйственного потенциала сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, в том числе путем строительства, эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; поддержке производства сельскохозяйственной продукции в неблагоприятных для такого производства районах, в том числе, преодоление последствий радиоактивного загрязнения земель.

Можно констатировать, что экологизация норм аграрного законодательства в свете последних изменений государственной аграрной политики осуществляется в двух направлениях: 1) через механизм государственной поддержки сельхозпроизводителей и 2) через повышение требований к качеству производимой сельскохозяйственной продукции, в том числе, посредством внедрения в законодательство понятия «экологически чистой сельскохозяйственной продукции».

Так, одним из видов субсидирования юридических лиц, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, является предоставление прямых выплат на единицу площади земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения, в виде субсидий [20]. В перечне документов, необходимых для получения данного вида государственной поддержки, названа копия пояснительной записки к материалам последнего агрохимического обследования почв на сельскохозяйственных землях

сельскохозяйственного назначения, предоставленных данному юридическому лицу. Снижение уровня плодородия почв на сельскохозяйственных землях сельскохозяйственного назначения юридического лица по сравнению с уровнем, зафиксированным на дату последнего агрохимического обследования почв на этих землях, служит основанием для принятия облисполкомом (уполномоченной организацией) решения об отказе в предоставлении поддержки. При выявлении в году, в котором предоставляется поддержка, факта несоблюдения фитосанитарных требований и (или) требований о защите окружающей среды, юридическое лицо лишается половины такой поддержки в последующем периоде.

Также не менее значимой задачей науки аграрного и экологического права на современном этапе развития законодательства становится формирование понятийного аппарата в области охраны окружающей среды в сельском хозяйстве с целью наполнения его конкретным правовым содержанием. Ознакомление с программными документами и некоторыми нормативными правовыми актами, определяющими аграрную политику государства, свидетельствует о развитии терминологии в этом направлении, появлении новых категорий характеризующих взаимоотношения сельского хозяйства и окружающей среды. «Экологически безопасное сельское хозяйство», «экологически чистая сельскохозяйственная продукция», «экологически устойчивое развитие сельских территорий» - это те понятия, которые все чаще употребляются в различных вариантах в процессе регулирования аграрных отношений и которые не имеют установленных в законодательстве качественных характеристик и критериев.

В настоящее время правовые основы охраны окружающей среды, в том числе в сельском хозяйстве, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов определены в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» [21]. Согласно ст. 1 Закона охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) представляет собой деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление

природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.

Нормы Закона «Об охране окружающей среды» носят общий характер, определяют требования для охраны окружающей среды при осуществлении различных видов хозяйственной и иной деятельности. Специальные требования непосредственно для сферы сельскохозяйственного производства закреплены в ст. 41 (требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения) и в ст. 42 (требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений).

Нормы экологического характера, регулирующие отношения по использованию природных ресурсов для ведения сельского хозяйства, содержатся в различных отраслях приро-доресурсного законодательства. Эколого-пра-вовые нормы в рассматриваемой сфере можно кпассифицировать на следующие группы.

нормы, определяющие правила предоставления природных ресурсов в сельскохозяйственных целях с учетом необходимости обеспечения баланса экономических и экологических интересов. Поскольку земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, земельное законодательство наиболее детально регулирует особенности изъятия и предоставления земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для осуществления иных видов деятельности;

нормы, устанавливающие требования по охране и рациональному использованию природных ресурсов, предоставленных в сельскохозяйственных целях, включая права и обязанности пользователей этих ресурсов;

нормы, закрепляющие требования по охране компонентов природной среды, природных объектов, испытывающих антропогенную на-

грузку сельскохозяйственной деятельности [22].

Закрепленный ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о земле [23] принцип приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения для целей, связанных с назначением этих земель, определяет особенности изъятия и предоставления сельскохозяйственных земель, что выражается в установлении ограничений на изъятие сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, особых правил определения компетенции по принятию решений об изъятии и предоставлении сельскохозяйственных земель для использования в целях, не связанных с назначением этих земель и порядка их перевода в иные категории и виды земель; недопущении самовольного перевода сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли; обязательности возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных земель для использования их в иных целях. Указанные требования направлены на сохранение количественных и качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 38 Кодекса о земле изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с назначением этих земель, а также перевод таких земель в иные категории возможны, но только при соблюдении следующих условий:

земельный участок необходим для осуществления видов деятельности, перечисленных в части второй названной статьи (для размещения объектов недвижимого имущества в случаях, когда такое размещение предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, утвержденными ими программами, градостроительными проектами, схемами землеустройства районов, проектами внутрихозяйственного землеустройства; для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр и сушки лигнина; в иных случаях, предусмотренных законами или

решениями Президента Республики Беларусь);

отсутствие возможности размещения перечисленных объектов на земельных участках несельскохозяйственного назначения, или непригодных для ведения сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных землях худшего качества;

- решения об изъятии и предоставлении земельных участков принимаются областными исполнительными комитетами только при условии согласования с Президентом Республики Беларусь места размещения таких земельных участков, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли допускается также в случаях, если ухудшение их качественного состояния произошло в результате воздействия антропогенных и (или) природных факторов, в том числе вследствие выхода из строя и списания в установленном порядке оросительных и осушительных систем, машин и механизмов в порядке, предусмотренном Положением о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам [24]. Окончательное решение о переводе или об отказе в переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли принимается областным исполнительным комитетом. Обращает на себя внимание возможность достаточно широкой трактовки «антропогенных и (или) природных факторов», воздействие которых послужило причиной ухудшения качественного состояния земель и, как следствие, основанием для перевода их в другую категорию.

Согласно ст. 76 Кодекса о земле в случаях изъятия земельных участков из сельскохозяйственных земель, для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и (или) лесного хозяйства, а также связанные со строительством подземных линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, линий электропередачи, связи и других сооружений) без изъятия земельных участков, осуществляемым в срок до полутора лет, возмещению подлежат потери сельскохозяйственного производства,

если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь. Указанные потери возмещаются в доход республиканского бюджета и используются для освоения земель, не используемых в сельском хозяйстве, сохранения и повышения плодородия почв и иных полезных свойств земель, для землеустройства. Таким образом, возмещение потерь сельскохозяйственного производства преследует экологические цели, призвано компенсировать государству расходы на проведение мероприятий по сохранению структуры земельного фонда, улучшению сельскохозяйственных земель.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды», является принцип охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов определяется в Законе как пользование природными ресурсами таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к их истощению и тем самым позволяют сохранить их способность удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений. В приро-доресурсном законодательстве нормы, устанавливающие требования по охране и рациональному использованию природных ресурсов, адресованы как пользователям этих ресурсов, так и иным лицам, деятельность которых оказывает воздействие на состояние природных объектов.

Перечень прав и обязанностей при-родопользователей содержится в соответствующих природоресурсных нормативных правовых актах. При этом в них зачастую конкретизируются права и обязанности по охране и рациональному использованию предоставленных в сельскохозяйственных целях природных ресурсов.

Статьи 69, 70 Кодекса о земле перечисляют права и обязанности землепользователей. Применительно к землепользователям, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения,

следует обратить внимание на следующие права и обязанности, направленные на охрану и рациональное использование земель:

право самостоятельно осуществлять землепользование, в том числе самостоятельно выбирать свою специализацию, выращиваемые сельскохозяйственные культуры и т.п. Иные субъекты не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных и иных организаций, ведущих сельское хозяйство, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Указанное право может быть реализовано лишь в пределах, предусмотренных земельным и иным законодательством, с ограничениями, установленными в интересах охраны окружающей среды и прав других субъектов (при условии использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода, эффективного использования земель, соблюдения установленных ограничений (обременений) прав на земельный участок, недопущения нарушения прав иных землепользователей, осуществления мероприятий по охране земель);

право и обязанность использовать земельные участки в соответствии с целями и условиями предоставления. Общим целевым назначением земель сельскохозяйственного назначения является ведение сельского хозяйства. Конкретное целевое назначение зависит от вида земель в составе данной категории: сельскохозяйственные земли должны использоваться непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции в зависимости от вида сельскохозяйственных земель (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли), а конкретные цели использования иных земель категории сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с утвержденными проектами внутрихозяйственного землеустройства или градостроительной документацией. Неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, является основанием для прекращения права на землю;

- право возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капиталь-

ные строения (здания, сооружения). Объекты внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения размещаются в соответствии с утвержденными проектами внутрихозяйственного землеустройства или градостроительной документацией, а объекты внутрихозяйственного строительства, место расположения которых не определено этими документами - на основании решения районного исполкома (об утверждении акта о выборе земельного участка, места размещения объекта и т.п.), принимаемого в порядке, установленном Положением о порядке размещения объектов внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения [24];

право проводить в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты. При мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься предусмотренные ст. 42 Закона «Об охране окружающей среды» меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель (включая почвы), лесов, сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, соблюдению режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, а также предупреждению иного вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем. В соответствии со ст. 25 Водного кодекса [26] проектирование, возведение и ликвидация поверхностных водных объектов, в том числе обводненных карьеров и прудов-копаней, расположенных в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также объектов, оказывающих воздействие на водные объекты, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в

установленном порядке. Учитывая целевое назначение земель, используемых сельскохозяйственными организациями, при проектировании поверхностных водных объектов должен соблюдаться порядок размещения объектов внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения;

право использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель. Данное право детализируется в ином природо-ресурсном законодательстве, в частности, водном законодательстве, законодательстве о недрах и растительном мире;

- обязанность осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные ст. 89 Кодекса о земле:

- благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;

- сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;

- защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;

- предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;

- сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;

- проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;

- восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли;

- снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством [27].

Рекультивация сельскохозяйственных земель включает два этапа: 1) техническая рекультивация - нанесение почвенного слоя (на участки, почвенный покров которых нарушен

при проведении указанных выше работ, либо улучшение малопродуктивных угодий снятым плодородным слоем почвы), устройство мелиоративных сооружений; 2) биологическая рекультивация нарушенных земель для использования их в сельском хозяйстве - восстановление плодородия [28]. Согласно п. 9 Положения о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геолого-разведочных, строительных и других работ рекультивация земель, почвенный покров которых нарушен землепользователями при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых для внутрихозяйственных нужд и при внутрихозяйственном строительстве, производится ими за свой счет с отнесением затрат на стоимость этих работ и объектов.

Водный кодекс закрепляет как общие права и обязанности водопользователей, так и особые права и обязанности пользователей водными объектами в сельскохозяйственных целях. В частности, предусмотрено:

- право применять гидротехнические сооружения и устройства в целях создания и поддержания оптимального для сельскохозяйственных растений водного режима на землях сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном законодательством о мелиорации земель;

- обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, пользующихся поверхностными водными объектами для нужд сельского хозяйства, соблюдать правила эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств;

право осуществлять прогон сельскохозяйственных животных, проезд механических транспортных средств через гидротехнические сооружения и устройства, а также использование гидротехнических сооружений и устройств для водопоя сельскохозяйственных животных только в местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами;

обязанность соблюдать режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах (ст. 53, 54 Водного кодекса).

Иные природоресурсные отрасли в меньшей степени отражают специфику содержания права пользования природными ресурсами в сельскохозяйственных целях, что обусловлено менее значительным использованием этих ресурсов в процессе сельскохозяйственного производства. Лесное законодательство, законодательство о недрах, животном и растительном мире, атмосферном воздухе закрепляет отдельные положения, направленные на охрану природных объектов, не вовлеченных в сельскохозяйственное производство, но испытывающих воздействие сельскохозяйственной деятельности.

Требования, направленные на охрану компонентов природной среды, природных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку сельскохозяйственной деятельности, базируются на положениях Закона «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 41 Закона юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения, обязаны выполнять мероприятия по охране земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, объектов растительного и животного мира, соблюдать режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, а также обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, хранение горюче-смазочных материалов, органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других препаратов, должны иметь санитарно-защитную зону вокруг производственных объектов и очистные сооружения, обеспечивающие выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Из указанной нормы вытекают два основных направления обеспечения экологической безопасности при осуществлении сельскохозяйственной деятельности: 1) сохранение природных ресурсов, используемых в аграрном производстве; 2) выполнение общих природоохранных мероприятий с учетом специфики сельскохозяйственной деятельности, например, создание вокруг производственных объектов

сельскохозяйственного использования сани-тарно-защитных зон [29].

Организация санитарно-защитных зон действующих, проектируемых, строящихся и реконструируемых предприятий, сооружений и иных объектов осуществляется в целях минимизации воздействия таких объектов на здоровье человека и окружающую среду объектов. Сани-тарно-защитная зона представляет собой территорию с особым режимом использования, размер которой обеспечивает достаточный уровень безопасности здоровья населения от вредного воздействия (химического, биологического, физического) объектов на ее границе и за ней [30]. Санитарные нормы и правила «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 мая 2014 г. № 35 определяют правила организации, режим санитарно-защитных зон, а также базовые размеры таких зон для различных объектов, в том числе в сфере сельского хозяйства.

Положения ст. 41 Закона «Об охране окружающей среды» детализируются в нормах природоресурсного законодательства. Так, предусматриваются нормы об охране атмосферного воздуха, растительного мира при применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов.

В ст. 29 Закона «Об охране атмосферного воздуха» [31] содержатся требования в области охраны атмосферного воздуха при применении, хранении средств защиты растений и минеральных удобрений. Применение средств защиты растений, минеральных удобрений (агро-химикатов) допускается при наличии:

- установленных в соответствии с Законом нормативов качества атмосферного воздуха для загрязняющих веществ, которые могут поступать в атмосферный воздух при применении и хранении агрохимикатов;

- методик определения в атмосферном воздухе концентраций загрязняющих веществ, которые могут поступать в атмосферный воздух при применении и хранении агрохимикатов;

- утвержденных и введенных в действие

технических нормативных правовых актов, содержащих требования в области охраны атмосферного воздуха при применении агро-химикатов.

Применение, хранение агрохимикатов должны осуществляться способами, исключающими выбросы загрязняющих веществ, которые могут поступать в атмосферный воздух при применении и хранении агрохимикатов, сверх установленных нормативов качества атмосферного воздуха.

В ст. 21 Закона «О растительном мире» [32] установлено, что при применении средств защиты растений, регуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, разрешенных для использования на территории Республики Беларусь, должны соблюдаться требования законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и о сельском хозяйстве. Применение средств защиты растений, регуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, которое оказывает или может оказать вредное воздействие на объекты растительного мира, должно сочетаться с осуществлением агротехнических, биотехнических, биологических и других мероприятий, направленных на снижение вредных последствий применения этих препаратов.

Водный кодекс предусматривает требования к отведению в водные объекты сточных вод, допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (ст. 23, 47); обязанность субъектов, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает или может оказать вредное воздействие на состояние подземных вод, принимать меры по предотвращению загрязнения подземных вод (ст. 51); ограничения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах (ст. 53-54).

В водоохранных зонах запрещается осуществлять ряд сельскохозяйственных работ: применение (внесение) с использованием авиации химических средств защиты растений и минеральных удобрений; устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных; возведение, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт объектов хранения и (или) объектов захоронения химических средств защиты растений. Существующие на территории водоохранных

зон сельскохозяйственные объекты должны быть благоустроены, оснащены централизованной системой канализации или водонепроницаемыми выгребами, другими устройствами, обеспечивающими предотвращение загрязнения, засорения вод, с организованным подъездом для вывоза содержимого этих устройств, системами дождевой канализации. Животноводческие фермы и комплексы, расположенные на территории водоохранных зон, должны быть оборудованы водонепроницаемыми навозохранилищами и жижесборниками, другими устройствами и сооружениями, обеспечивающими предотвращение загрязнения, засорения вод, с организованным подъездом для вывоза содержимого этих устройств и сооружений. В границах прибрежных полос также не допускаются возведение, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация животноводческих ферм, комплексов, объектов, в том числе навозохранилищ и жижесборников, выпас сельскохозяйственных животных; на расстоянии до 10 метров по горизонтали от береговой линии: применение всех видов удобрений и химических средств защиты растений, за исключением их применения при проведении работ, связанных с регулированием распространения и численности дикорастущих растений отдельных видов в соответствии с законодательством о растительном мире, о защите растений; обработка, распашка земель (почв), за исключением обработки земель (почв) для залужения и посадки водоохранных и защитных лесов.

Особые требования к размещению объектов, осуществлению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние компонентов природной среды, закреплены в ст. 31, 32, 78 Лесного кодекса [33], ст. 25, 26 Водного кодекса, ст. 18, 22, 23 Закона «О животном мире» [34] и иных нормах приро-доресурсного законодательства. При размещении объектов, строений и сооружений, оказывающих вредное воздействие на состояние земель, вод, иных компонентов природной среды, должны соблюдаться экологические требования и предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды. Для сельскохозяйственных объектов, названных в ст. 13 Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. «О государственной экологической экспертизе» [35], проектная

документация (обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты) подлежит государственной экологической экспертизе: мелиоративные системы проектной площадью 10 квадратных километров и более; объекты по выращиванию и откорму свиней производственной мощностью 900 мест для свиноматок и более и 3 тысячи мест для откормочных свиней и более; объекты по выращиванию и откорму крупного рогатого скота производственной мощностью 5 тысяч голов в год и более; объекты по выращиванию и откорму сельскохозяйственных птиц производственной мощностью 85 тысяч мест для бройлеров и более и 60 тысяч мест для кур-несушек и более.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе мер по охране окружающей среды в сельском хозяйстве большое значение имеет правовое регулирование использования химических веществ. В общем виде требования по охране окружающей среды при использовании химических веществ, в том числе, в сельском хозяйстве сформулированы в ст. 48 Закона «Об охране окружающей среды», которая предусматривает обязанности выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, а также требования в области охраны окружающей среды; принимать меры по предупреждению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации ее отрицательных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, функционирования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов. С целью охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве предусматриваются нормы о регистрации химических веществ, в т.ч. средств защиты растений и удобрений [36]; гигиенические нормативы содержания различных видов химических веществ в почве [37; 38; 39]; требования к экологическому состоянию почв определяются технических нормативных правовых актах.

Таким образом, проведенное исследование показало достаточно высокий уровень развития экологического и природоресурсного зако-

нодательства в Республике Беларусь в части регулирования охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Вместе с тем, необходимым является согласованное развитие положений отраслевого природоресурсного законодательства на основе интегрирующих норм Закона «Об охране окружающей среды», устанавливающих экологические требования в данной сфере. Кроме того, в условиях наращивания объемов производимой сельскохозяйственной продукции и формирования экспорториентиро-ванной аграрной экономики все более актуаль-

ной становится проблема экологизации аграрной политики государства, что требует внедрения конкретных экологических требований и норм в систему аграрного законодательства. Лишь данный подход позволит в полной мере обеспечить соблюдение сельскохозяйственными производителями законодательства об охране окружающей среды в процессе осуществления ими своей деятельности, гарантировать экологическую безопасность сельского хозяйства, а также повысить качество производимой сельскохозяйственной продукции.

Библиография:

1. Аграрное право России: учебник / Рук. авт. кол. и отв. ред. М.И. Козырь. М. : Норма : Инфа-М, 2010. 608 с.

2. Аграрное право: учебник / С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, Н.О. Веденин [и др.]; отв. ред. М.И. Палладина, Н.Г. Жаворонкова. М.: Проспект, 2011. 432 с.

3. Экологическое право: уч. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. Мн.: Изд. Центр БГУ, 2008. 495 с.

4. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольф Г. Экологическое право: учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2005. 768 с.

5. Кузьмич И.П. Правовые проблемы охраны окружающей среды в свете современной аграрной политики Республики Беларусь / И.П. Кузьмич // Современные приоритеты в развитии аграрного, земельного и экологического законодательства: материалы Международной научно-практич. конференции. Москва, 2 марта 2012 г. / Отв. ред. В.В. Устюкова, Г.Л. Землякова. М.: ООО «Фото-Плюс», Институт государства и права РАН, 2012. С. 91-95.

6. Карпук А. Откройте атлас 2090 года / А. Карпук // Сельская газета. 2015. 23 апреля. С. 3.

7. Климович Е. Уберечься от эрозии смысла / Е. Климович // Сельская газета. 2015. 21 мая. С. 6.

8. Состояние окружающей среды Республики Беларусь: Нац. доклад // Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, РУП «Бел НИЦ «Экология». Мн.: Бел НИЦ «Экология», 2015. 102 с.

9. Шлома Н. Земля на износ / Н. Шлома // Сельская газета. 2015. 7 апреля. С. 4.

10. Яско А. Куда девать ферменные стоки / А. Яско // Сельская газета. 2015. 5 мая. С. 4.

11. Казюкин Е. Основная наша головная боль? Распашка водоохранных зон / Е. Казюкин // Бел. Нива. 2011. 7 октября. С. 6.

12. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 1 августа 2011 г. № 342 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2011. № 88. 1/12739.

13. Елисеев В.С. Государственное регулирование сельского хозяйства как предмет правового обеспечения // Аграрное и земельное право. 2010. № 10(70). С. 61-72.

14. Шахрай И.С. Правовое регулирование рационального (устойчивого) использования природных ресурсов / И.С. Шахрай // Право в современном белорусском обществе: сборник науч. трудов / Редкол. В.И. Се-менков (гл. ред.) [и др.]; Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Мн.: Право и экономика, 2012. Вып. 7. С. 424-430.

15. Кузьмич И.П. Понятие государственного регулирования сельского хозяйства: теоретико-правовой аспект / И.П. Кузьмич // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь, Ин-т правовых исследований; редкол. В.И.Семенков (гл. ред.), Г.А.Василевич (зам. гл. ред.) [и др.]. Мн.: Право и экономика, 2010. Вып. 5. С. 363-370.

16. Макарова Т.И., Губская Н.С. Охрана окружающей среды при осуществлении сельскохозяйственной деятельности: к вопросу о разработке современных правовых подходов / Т.И. Макарова, Н.С. Губская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

17. Кузьмич И.П. Правовое обеспечение планирования охраны окружающей среды в сельском хозяйстве / И.П. Кузьмич // Право в современном белорусском обществе: сборник науч. трудов. Нац. центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь; редкол. В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. Мн.: ФУ Аннформ, 2013. Вып. 8. С. 532-540.

18. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 11 апреля 2011 г. № 136 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. № 43. 1/12462; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 25.06.2014. 1/15089.

19. О государственной аграрной политике. Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2014 г. № 347 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. 22.07.2014. 1/15160.

20. Положение о порядке субсидирования деятельности, включая предоставление прямых выплат, производимых на единицу реализованной (произведенной) и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции либо на единицу площади земельного участка, голову скота: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 9 октября 2014 г. № 954 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 15.10.2014. 5/39552.

21. Об охране окружающей среды. Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992 г. № 1982-Х11: в ред. Закона Республики Беларусь, 17 июля 2002 г. № 126-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

22. Шахрай И.С. Землепользование сельскохозяйственных организаций: эколого-правовой аспект / И.С. Шахрай // Право в современном белорусском обществе: сборник науч. трудов / НАН Беларуси, Ин-т государства и права; редкол. В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. Мн.: Право и экономика, 2008. Вып. 3. С. 250-263.

23. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. № 425-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

24. Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам: утверждено Указом Президента Респ. Беларусь, 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

25. Положение о порядке размещения объектов внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 29 февраля 2000 г. № 260 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

26. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 30 апреля 2014 г. № 149-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 20.05.2014. 2/2147.

27. Положение о снятии, использовании и сохранении плодородного слоя почвы при производстве работ, связанных с нарушением земель: утверждено приказом Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь, 24 мая 1999 г., № 01-4/78 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2015.

28. Положение о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геолого-разведочных, строительных и других работ: утверждено приказом Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь, 25 апреля 1997 г. № 22 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

29. Макарова Т.И., Губская Н.С. Охрана окружающей среды при осуществлении сельскохозяйственной деятельности: к вопросу о разработке современных правовых подходов / Т.И. Макарова, Н.С. Губская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". Мн., 2015.

30. Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 15 мая 2014 г. № 35 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 3.07.2014. 8/28781.

31. Об охране атмосферного воздуха. Закон Республики Беларусь, 16 декабря 2008 г. № 2-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

32. О растительном мире. Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г. № 205-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

33. Лесной кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь, 14 июля 2000 г. № 420-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». М., 2015.

34. О животном мире. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

35. О государственной экологической экспертизе. Закон Республики Беларусь, 9 ноября 2009 г. № 54-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

36. Положение о порядке государственной регистрации средств защиты растений и удобрений и ведения Государственного реестра средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 30 июля 2010 г. № 1140 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

37. Об утверждении предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в землях (включая почвы) для различных категорий земель: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 12 марта 2012 г. № 17/1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015; 38. Гигиенические нормативы 2.1.7.12-1-2004 "Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве": утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь, 25 февраля 2004 г. № 28 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Мн., 2015.

38. Об утверждении Гигиенического норматива «Ориентировочно допустимая концентрация азота аммонийного в землях (включая почвы) для всех категорий земель». Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 4 января 2014 г. № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООо «ЮрСпектр». Мн., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.