Научная статья на тему 'ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / МНОГОУКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА / LAND REFORM / LAND MANAGEMENT / LAND RELATIONS / LAND USE / MIXED ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмыков А. В., Авдеев А. Н.

В статье рассмотрены цель, задачи и основные этапы проведения земельной реформы и содержание землеустройства в Республике Беларусь. Раскрыты причины, особенности и правовые основы земельных преобразований. Отмечается, что предпосылками земельной реформы стали необходимость преобразования отношений собственности, развития новых форм хозяйствования на земле, постепенный переход от национализации к денационализации земли, создание правовых основ, повышение эффективности сельскохозяйственного производства и в целом агропромышленного комплекса республики. Стратегическая цель земельной реформы заключалась в создании новых земельных отношений путем перераспределения земли в интересах равноправного развития различных форм собственности на землю, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель, в развитии заинтересованности и ответственности сельских жителей, в ведении высокоэффективного и экологически безопасного сельскохозяйственного производства. Проводимая в Республике Беларусь земельная реформа осуществлялась посредством землеустройства. Исходя из результатов земельной реформы, сформулированы задачи современного землеустройства. Отмечается, что проведение земельной реформы обеспечило совершенствование законодательства в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель и изменение землеустройства. Координацию землеустроительной деятельностью в Республике Беларусь обеспечивает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, непосредственное осуществление землеустройства обеспечивают землеустроительные организации, главные управления землеустройства областных и управления землеустройства районных исполнительных комитетов. Приоритетными направлениями развития современного землеустройства являются дальнейшее внедрение информационных технологий, более полное использование информационных систем и ГИС-технологий, дальнейшее совершенствование Геопортала земельно-информационной системы Республики Беларусь, переход на цифровое землеустройство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 332.3

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

А. В. КОЛМЫКОВ, А. Н. АВДЕЕВ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: [email protected]

(Поступила в редакцию 15.07.2020)

В статье рассмотрены цель, задачи и основные этапы проведения земельной реформы и содержание землеустройства в Республике Беларусь. Раскрыты причины, особенности и правовые основы земельных преобразований.

Отмечается, что предпосылками земельной реформы стали необходимость преобразования отношений собственности, развития новых форм хозяйствования на земле, постепенный переход от национализации к денационализации земли, создание правовых основ, повышение эффективности сельскохозяйственного производства и в целом агропромышленного комплекса республики. Стратегическая цель земельной реформы заключалась в создании новых земельных отношений путем перераспределения земли в интересах равноправного развития различных форм собственности на землю, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель, в развитии заинтересованности и ответственности сельских жителей, в ведении высокоэффективного и экологически безопасного сельскохозяйственного производства.

Проводимая в Республике Беларусь земельная реформа осуществлялась посредством землеустройства. Исходя из результатов земельной реформы, сформулированы задачи современного землеустройства. Отмечается, что проведение земельной реформы обеспечило совершенствование законодательства в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель и изменение землеустройства. Координацию землеустроительной деятельностью в Республике Беларусь обеспечивает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, непосредственное осуществление землеустройства обеспечивают землеустроительные организации, главные управления землеустройства областных и управления землеустройства районных исполнительных комитетов. Приоритетными направлениями развития современного землеустройства являются дальнейшее внедрение информационных технологий, более полное использование информационных систем и ГИС-технологий, дальнейшее совершенствование Геопортала земельно-информационной системы Республики Беларусь, переход на цифровое землеустройство.

Ключевые слова: земельная реформа, землеустройство, земельные отношения, использование земель, многоукладная экономика.

The article discusses the goal, objectives and main stages of land reform and the content of land management in the Republic of Belarus. The reasons, features and legal foundations of land transformations are revealed.

It is noted that the prerequisites for the land reform were the need to transform property relations, develop new forms of land management, a gradual transition from nationalization to land denationalization, creation of a legal framework, and an increase in the efficiency of agricultural production and, in general, the agro-industrial complex of the republic. The strategic goal of the land reform was to create new land relations through the redistribution of land in the interests of equal development of various forms of land ownership, formation of a mixed economy, rational use and protection of land, in the development of interest and responsibility of rural residents, highly efficient and environmentally friendly agricultural production.

The land reform carried out in the Republic of Belarus was carried out through land management. Based on the results of the land reform, the tasks of modern land management are formulated. It is noted that the land reform has ensured the improvement of legislation in the field of regulation of land relations, use and protection of land and change in land management. Coordination of land management activities in the Republic of Belarus is ensured by the State Committee on Property of the Republic of Belarus, the direct implementation of land management is provided by land management organizations, the main land management departments of regional and land management departments of district executive committees. The priority directions for the development of modern land management are the further introduction of information technologies, more complete use of information systems and GIS technologies, further improvement of the Geoportal of land information system of the Republic of Belarus, transition to digital land management.

Key words: land reform, land management, land relations, land use, mixed economy.

Введение

Земельные реформы, проводимые на территории Беларуси, связаны с развитием земельных отношений, собственности на основные средства производства и имеют различные исторические аспекты.

Согласно научному определению земельная реформа - это «осуществляемый государством, законодательно оформленный переход к новым, более совершенным земельным отношениям, связанный, как правило, с преобразованием форм собственности, перераспределением земель и реорганизацией территории» [1].

Предвестником последней земельной реформы в Беларуси, начатой в 1991 году, была земельная реформа 80-х годов, связанная с введением в действие 1 июля 1971 г. Земельного кодекса Белорусской ССР, в котором подтверждалось, что «в соответствии с Конституцией Белорусской ССР земля является государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием ... и предоставляется только в пользование» [2].

Земельным Кодексом предусматривались в отдельных районах БССР землепользования единоличных крестьянских хозяйств, использующих предоставленные им «...участки полевой и приусадебной земли» для ведения сельского хозяйства в порядке и в пределах норм, установленных Советом Министров БССР [2].

В соответствии с этим же кодексом в 70 и 80 гг. продолжалась реорганизация существующих сельскохозяйственных предприятий и образование новых землепользований. В результате к началу земельной реформы 1991 г. основными организационно-правовыми формами использования земель в республике остались колхозы, совхозы, а также приусадебные землепользования сельского населения. Так, в1990 г. численность колхозов в республике составила 1644, средняя площадь сельскохозяйственных земель в них - 3409 га, численность совхозов - 871, средняя площадь землепользования в них - 6488 га [3].

Таким образом, основными организационно-правовыми формами использования земель в канун новой земельной реформы были совхозы (государственная собственность), колхозы (коллективная собственность), подсобные хозяйства, земли граждан (приусадебные землепользования, коллективные сады и огороды, служебные наделы).

Предпосылками новой земельной реформы стали необходимость преобразования отношений собственности, в том числе и земельной собственности, развития новых форм хозяйствования на земле, постепенный переход от национализации к денационализации земли, создание правовых основ, повышение эффективности сельскохозяйственного производства и в целом агропромышленного комплекса республики.

Начало реформированию в Республике Беларусь было положено еще в 1968 году Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик [4], которые отражали право землепользования единоличных крестьянских хозяйств, право колхозного двора на приусадебный земельный участок, возможность вторичного землепользования(аренды земель) и т. д. В данном правовом акте указывалось, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются в бессрочное пользование гражданам для ведения личного хозяйства без применения наемного труда [4].

Введение в действие с 1 января 1991 г. Кодекса о земле обусловило необходимость создания условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения земель, равноправное развитие всех форм хозяйствования [5].

Основная часть

Современная земельная реформа Беларуси берет начало с 1991 г., с момента принятия постановления Верховного Совета Республики Беларусь «О проведении земельной реформы в республике» от 18.02.1991 г. № 612 [6], которым были определены задачи земельных преобразований и пути их осуществления. Земельная реформа рассматривалась как составная часть экономической реформы, осуществляемой в Белорусской ССР в связи с переходом народного хозяйства на работу в условиях рыночной экономики. Этим постановлением земли Белорусской СССР объявлялись объектом земельной реформы.

Целью земельной реформы являлось развитие социально ориентированной рыночной экономики. Задача реформы заключалась в перераспределении земель с целью создания условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции [6].

Правовые основы регулирования земельных отношений и проведения земельной реформы в дальнейшем заложили Конституция Республики Беларусь (1994 г.) [7], Закон Белорусской ССР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1991г.) [8], Закон Республики Беларусь «О платежах за землю» (1991г.) [9], Кодекс Республики Беларусь о земле (1999 г.) [10], Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю» [11] и другие законодательные акты.

Начавшаяся также в 1990-х годах аграрная реформа явилась предвестником земельной реформы, вызвала в определенной мере изменение форм собственности. В ходе реформы были предприняты шаги по перераспределению государственной собственности в пользу крестьянских (фермерских) хозяйств и ликвидирована государственная монополия на землю. В законодательстве страны были закреплены две формы собственности - государственная и частная.

Одновременно с изменением земельных отношений в определенной мере произошло и преобразование социальных типов хозяйств. Если в начале 1990-х. в Беларуси насчитывалось 1644 колхозов и

совхозов[3], то на период её окончания (1.01.2007 г.) - 2812 [12], а 1 января 2020 г. - 2073 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности [13].

В определенной мере стабилизировалось положение с образованием крестьянских (фермерских) хозяйств. Так если их численность на 1.01.1992 г. составляла 813 хозяйств, а общая площадь -16,5 тыс. га, при среднем размере одного хозяйства - 20,3 га, то на 1.01.2007 г. - 2101 хозяйств, общей площадью 138,3 тыс. га, средний размер хозяйства достиг 65,5 га [12], а на 1.01.2020 г. уже имелось 3042 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые занимали - 248,6 тыс. га, при среднем размере хозяйства- 81,7 га [13].

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, на период до 2020 г. удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем землепользовании сельскохозяйственных организаций должен был возрасти до 10 % [14], а в настоящее время он составляет 59,5 %.

Проводимый в республике процесс земельных преобразований привел к возможности приватизации земель; закреплению права собственности на землю юридическими лицами и гражданами; расширению видов прав на землю и форм ее использования; вовлечению земельной недвижимости в гражданский оборот; введению платности землепользования и др. В основе земельной реформы лежали изменения ранее принятого законодательства и правового регулирования земельных отношений.

Введение частной собственности на землю, наряду с государственной, сопровождалось вовлечением ее в рыночный оборот. Так на момент завершения земельной реформы общая площадь земель, переданных гражданам в частную собственность, составляла - 72,1 тыс. га или 0,35 % от общей площади земельного фонда республики, в том числе земель предоставленных для строительство и обслуживания жилого дома - 20,1 тыс. га; ведения личного подсобного хозяйства - 35,1 тыс. га, коллективного садоводства и дачного строительства - 16,9 тыс. га [12].

В ходе реализации земельной реформы намечалось решить следующие задачи [15]:

- разработать и ввести в действие правовую основу равноправного осуществления и развития государственной и частной собственности на землю;

- демонополизировать государственную собственность на землю и перейти к многоукладной экономике в аграрном секторе и других отраслях;

- осуществить переход к различным формам хозяйствования, землевладениям и землепользовани-ям;

- создать условия для развития высокопроизводительных конкурентоспособных частных, коллективных и государственных сельскохозяйственных предприятий;

- осуществить переход к платному землевладению и землепользованию;

- реформировать инфраструктуру, обслуживающую сельское хозяйство;

- организовать рациональное использование и охрану земель и всей окружающей среды;

- обеспечить переход к правовым и экономическим методам регулирования рынка и земельной аренды;

- обеспечить прямую взаимосвязь между землей, трудом и доходом.

Многие из этих задач не потеряли актуальность и в настоящее время.

На проведение земельной реформы, её направления, темпы и масштабы оказывали влияние социально-экономические, природные и другие зональные особенности развития отдельных регионов Республики Беларусь.

Проводимая земельная реформа имела некоторые особенности:

- реформирование земельного строя и земельных отношений было постепенным. В его основе лежало развитие как общего законодательства, так и специального законодательства о земельных ресурсах, земельной собственности, формах использования земель, их охране;

- взаимосвязь земельных и аграрных преобразований. Изменения производственных отношений в аграрном секторе экономики начались несколько позже проведения преобразования земельных отношений.

Земельная реформа осуществлялась по трем основным направлениям:

1. Ликвидация монополий государства на владение землей путем приватизации части земельного фонда в собственность граждан Республики Беларусь (возникновение частной собственности на землю).

2. Реорганизация землепользований и землевладений колхозов и госхозов в связи с их реформированием, образованием крестьянских (фермерских) хозяйств и передачей земель сельских населенных пунктов в ведение местных Советов.

3. Организация рационального использования, охраны и мониторинга земель.

Земельная реформа требовала осуществления ряда организационных, экономических, правовых, технических и социальных мероприятий. Проведение земельной реформы заняло длительный период времени - около 15 лет, который можно разделить на три этапа.

Первый этап - проведение инвентаризации всех земель, количественный учет и качественная их оценка. Формирование правовой основы начала земельной реформы. Совершенствование системы государственных землеустроительных органов. Выделение из земель сельскохозяйственных организаций (колхозов и совхозов) резервных фондов для дальнейшего перераспределения между различными субъектами хозяйствования. Передача земель сельских населенных пунктов в ведение местных Советов. Реформирование колхозов и совхозов и образование крестьянских (фермерских) хозяйств.

Второй этап включал продолжение совершенствования и расширения правовой основы земельной реформы. Развитие приватизации земель и передача земельных участков в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, дачного строительства Продолжение реформирования колхозов и совхозов, организация крестьянских (фермерских) хозяйств.

Третий этап - завершение создания основной правовой базы земельной реформы. Создание информационной базы о земле, с целью управления земельными ресурсами. Распространение приватизации на земли сельскохозяйственных организаций. Включение земли в рыночный оборот, организация земельного ипотечного банка, распространение аренды и залога земельных участков. Расширение и укрепление различных форм хозяйствования на земле. Организация земельных судов и земельных арбитражей.

Анализ результатов земельной реформы показал, что сельскохозяйственные организации, значительно затронутые перераспределением земель в ходе земельной реформы, понесли большие экономические потери, чем хозяйства, сохранившие стабильность своего землепользования.

В ходе реформы на территории бывших колхозов и совхозов появилось много посторонних земле-пользований, что привело к возникновению таких недостатков землепользования, как вкрапливание, вклинивание, чересполосица, дальноземелье, изломанность границ и др. Вопросам же внутрихозяйственного землеустройства, которое создаёт территориальную основу эффективного использования земель, их охраны и внедрения прогрессивных систем хозяйствования, практически не уделяется должного внимания.

Проводимая в Республике Беларуси земельная реформа осуществлялась посредством землеустройства. Вместе с тем существовавшая в доперестроечный период строгая система предплановых, предпроектных и проектных разработок в области использования и охраны земельных ресурсов была практически разрушена. Зачастую отдельные мероприятия земельной реформы в республике проводились без должных научно обоснованных прогнозных проработок по перспективному развитию земельных отношений, планирования землепользования и землеустройства. Отсутствие общих прогнозных разработок создавало большие трудности в решении частных землеустроительных задач.

В соответствии с этим современное землеустройство в целом должно базироваться на четко разработанной стратегии земельных преобразований и иметь научно обоснованную концепцию своего развития, быть действенным инструментом государства в управлении земельными ресурсами, регулировании земельных отношений, реформировании сельского хозяйства, решении комплекса экологических, социальных, экономических и других вопросов, обязательно устойчиво финансироваться.

В настоящее время общую координацию землеустроительной деятельностью в Республике Беларусь обеспечивает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, непосредственное осуществление землеустройства - землеустроительные организации, главные управления землеустройства областных и управления землеустройства районных исполнительных комитетов. Землеустроительная деятельность направлена на регулирование и совершенствование земельных отношений, повышение эффективности использования и охраны земель.

Проводимое в республике землеустройство подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное. Объектами землеустройства являются все земли Республики Беларусь, земельные контуры, а также земельные участки независимо от форм их собственности [17].

В процессе землеустройства разрабатывается соответствующая проектная документация, которая включает региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов; схемы землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования; проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства; проекты организации и устройства территорий различных территориальных единиц; рабочие проекты, связанные с охраной и улучшением земель.

В настоящее время в республике преобладают работы, связанные с межхозяйственным землеустройством, которые состоят в разработке проектов отводов земельных участков, оформлении технической документации и установлении на местности границ земельных участков в связи с образованием сельскохозяйственных и несельскохозяйственных землепользований. Вместе с тем необходимо отметить важность проведения внутрихозяйственного землеустройства, которое ориентировано на организацию эффективного сельскохозяйственного производства, использование и охрану земель в границах конкретных сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских), подсобных, учебных и других хозяйств.

Проведение современного землеустройства в Беларуси обеспечивается Кодексом Республики Беларусь о земле (2008 г.) [17], Указом Президента Республики Беларусь № 667 от 27 декабря 2007 г. «Об изъятии и предоставлении земельных участков» [18] и другими нормативными и правовыми актами. В них сформулированы в общем виде содержание и порядок проведения землеустроительных работ. Подчеркивается, что действенным механизмом реализации земельной реформы остается землеустройство, хотя отдельного закона о землеустройстве в республике пока еще не принято.

Важнейшим концептуальным положением, которым руководствуются при регулировании земельных отношений и осуществлении сделок с землей, является статья 13 Конституции Республики Беларусь, где указано, что «...недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» [7].

Согласно данным Реестра земельных ресурсов Республики Беларусь (по состоянию на 1.01.2020) общая площадь земель республики составила 20760,0 тыс. га. В государственной собственности находится 20683,2 тыс. га, или 99,6 % земельного фонда республики, в частной собственности -76,8 тыс. га, или 0,4 % [13]. Следовательно, объектами землеустройства являются земли и земельные участки указанных форм собственности.

Несмотря на то, что проводимая в республике земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения, в последнее десятилетие основное внимание землеустройства было обращено на образование новых землепользований, закрепление их границ на местности и правовое оформление, создание информационной базы данных о земле (ЗИС), оптимизации землеполь-зований, кадастровой оценке земель, разработке Геопортала земельно-информационной системы Республики Беларусь.

Очевидно, что современное землеустройство республики в целом должно базироваться на четко разработанной стратегии земельных преобразований и иметь научно обоснованную концепцию своего развития, быть действенным инструментом государства в управлении земельными ресурсами, регулировании земельных отношений, реформировании сельского хозяйства, решении комплекса экологических, социальных, экономических и других задач и выполняться в плановом порядке с использованием новейших картографических материалов, данных почвенных, геоботанических и других изысканий, кадастровой оценки земель и геоинформационных технологий.

Важную роль в организации рационального использования и охраны земель, повышении эффективности сельскохозяйственного производства должно сыграть внутрихозяйственное землеустройство, в процессе которого создаются территориальные условия рационального ведения хозяйства, энерго- и ресурсосбережения, экологизации землепользования, улучшения жизни, труда и быта сельского населения. Практически каждая сельскохозяйственная организация должна иметь современные проектные разработки по внутрихозяйственному землеустройству, которые в большинстве случаев в настоящее время отсутствуют.

Для совершенствования землеустройства республики, организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения необходимо восстановить в обновленном виде существовавшую ранее систему землеустроительных разработок с включением в них вопросов экологизации землепользования и биоэнергетических подходов к организации использования земель, которые позволят исключить негативное влияние на результаты оценки землеустроительных реше-

ний конъюнктуры рынка и диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве.

Исходя из результатов проведенной в республике земельной реформы, можно сформулировать задачи современного землеустройства, которые состоят в следующем:

1. Осуществление государственной политики в области земельных отношений, организации эффективного использования и охраны земель.

2. Обеспечение защиты прав землепользователей.

3. Поддержание правового порядка в области землепользования.

4. Формирование и размещение экономически и экологически обоснованных землепользований.

5. Создание территориальных условий для эффективного ведения сельскохозяйственного производства.

6. Сохранение устойчивых природных ландшафтов и охрана окружающей среды.

7. Обновление планово-картографических материалов, инвентаризация земель, поддержание достоверного качественного и количественного учета земель.

8. Развитие теории и практики землеустройства и методическое обеспечение его проведения.

9. Научное обоснование земельных преобразований и прогнозирование последствий перераспределения земель.

10. Восстановление системы прогнозных и проектных землеустроительных разработок по организации эффективного использования и охраны земель на уровне республики, области, района и сельскохозяйственной организации.

Фундаментальной основой решения поставленных задач должны стать Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, Государственные программы в области использования и охраны земель и другие прогнозно-предплановые документы.

Заключение

Проведение земельной реформы в Беларуси привело не только к разгосударствлению земель, развитию новых форм хозяйствования, на земле - крестьянских (фермерских) хозяйств, совершенствованию законодательства в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель, но и в целом к изменению земельных отношений. Многие задачи, стоящие перед земельной реформой не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

Осуществление земельной реформы обеспечивалось посредством землеустройства, которое также изменялось и совершенствовалось. Концептуальные вопросы современного землеустройства республики состоят в ведении государственного земельного кадастра, развитии земельных отношений, совершенствовании системы прогнозных и проектных землеустроительных разработок, обеспечивающих планирование землепользования, проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и охраны земель на административно-территориальном и территориальном уровнях.

Приоритетными направлениями развития современного землеустройства являются дальнейшее внедрение информационных технологий, более полное использование информационных систем и ГИС технологий, дальнейшее совершенствование Геопортала земельно-информационной системы Республики Беларусь, переход на цифровое землеустройства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь-справочник землеустроителя / под.ред. А. С. Помелова. - Минск: Учеб.центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров землеустроит. и картографо-геодез. службы, 2004. - 271 с.

2. Земельный кодекс Белорусской ССР. - Минск: Изд-во «Беларусь», 1971. - 142 с.

3. Народное хозяйство Белорусской ССР: статистический сборник / ЦСУ при Совете Министров БССР. 1990-1991 гг. -Минск: Статистика. Белорус. отделение, 1991. - 302 с.

4. Об утверждении основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик: Закон СССР от 13 декабря 1968 г. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Портал правовой поддержки pravo.levonevsky.org. - Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr5219.htm (свободный доступ). - Дата доступа: 22.03.2019.

5. Кодекс Республики Беларусь о земле. Принят Верховным Советом Республики Беларусь 11 декабря 1990 г. № 455-XII. (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., № 2(4), ст.11); [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/Постановление Верховного Совета Республики Беларусь/1994/96835. - Дата доступа 12.04.2019.

6. О проведении земельной реформы в республике: постановление Верховного Совета Белорусской ССР, 18 февраля 1991 г. // О земле: сборник нормативных актов Респ. Беларусь. - Минск: Амалфея, 1998. - С. 166-169.

7. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на респ. референдумах 24 но-яб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.); 10-е изд., стер. - Минск: Нац. центр правовой информац. Респ. Беларусь, 2014. - 64 с.

8. Закон Белорусской Советской Социалистической Республики «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Белорусская нива. - 6 марта 1991 г. - № 46 (14647).

9. Закон Республики Беларусь № 1314-ХП от 18.12.1991. О платежах за землю; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/ Постановление Верховного Совета Республики Беларусь /1994/96835. - Дата доступа: 12.04.2019.

10. Кодекс Республики Беларусь о земле // Земельная реформа в Республике Беларусь. - Минск: Госкомзем,1999. - 72 с.

11. Закон Республики Беларусь № 2417-ХП от 16.06.1993. О праве собственности на землю; [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/ Постановление Верховного Совета Респ. Беларусь/1994/96835. - Дата доступа 12.04.2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь (по состоянию на 1 января 2007 года). - Минск: Госкомимущество Респ. Беларусь, 2007.- 63 с.

13. Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь (по состоянию на 1 января 2020 года). - Минск: Госкомимущество Респ. Беларусь, 2020.- 57 с.

14. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - Минск: Юнипак, 2004. -202 с.

15. Земельная реформа в Республике Беларусь /Комитет Республ. Беларусь по земельной реформе и землеустройству при Совете Министров Республики Беларусь. - Минск, 1993.-7 с.

16. Указ Президента Республики Беларусь № 81 от 22.02.2000. Об утверждении Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников); [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/ Постановление Верховного Совета Республики Беларусь /1994/96835. - Дата доступа 12.04.2019.

17. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 N 425-З (ред. от 22.01.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 31.12.2014). - [Электронный ресурс] (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь -09.01.2015 -№ 2/2228).

18. Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г., № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»: ред. от 26.12.2017 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2008 г.- № 1/9264.

19. Колмыков, А. В. Землеустроительное обеспечение организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения: монография / А. В. Колмыков - Горки: БГСХА, 2013. - 337 с.

20. Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 20 января 2000 г. № 79 «О мерах по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения»//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2000.- 5/2471.

21. Шимко, Т. Становление и развитие земельной реформы в Республике Беларусь // Земля Беларуси. - 2007.-№4. -С. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.