Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, № 4(16), 2014 г., [236-250] УДК 332.3:34934(476) А. В. Колмыков
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, Горки, Республика Беларусь
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
В БЕЛАРУСИ
Целью исследования является изучение эволюции и современного состояния организационно-правовых форм использования сельскохозяйственных земель в Республике Беларусь. В работе в историческом аспекте рассмотрены развитие основных организационно-правовых форм использования сельскохозяйственных земель и размеры землепользований сельскохозяйственных организаций. Приведена структура современных организационно-правовых форм хозяйствования, выполнен анализ эффективности производства некоторых коммерческих сельскохозяйственных организаций. В зависимости от форм собственности на средства производства организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель подразделяются на республиканские сельскохозяйственные унитарные предприятия, сельскохозяйственные производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, акционерные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, коллективное садоводство и огородничество. Установлено, что наибольший средний размер по общей площади и по площади сельскохозяйственных земель имеют открытые акционерные общества - 5250 и 4455 га, а наименьший - хозяйственные товарищества - 2827 и 2376 га соответственно. Лучшее качество земель отмечается в акционерных обществах: балл плодородия сельскохозяйственных и пахотных земель здесь составляет 30,1 и 32,4. Менее плодородные земли находятся в частных унитарных предприятиях: балл их сельскохозяйственных и пахотных земель соответственно составляет 24,8 и 27,1. Наиболее эффективное использование сельскохозяйственных земель наблюдается в республиканских унитарных предприятиях и в открытых акционерных обществах, а менее эффективное - в хозяйственных товариществах и коммунальных унитарных сельскохозяйственных предприятиях. Основные фонды более эффективно используются в частных унитарных предприятиях, а менее - в хозяйственных товариществах.
Ключевые слова: организационно-правовая форма, сельскохозяйственные земли, организация, эффективность, законодательный акт, использование земель.
A. V. Kolmykov
Belarusian State Agricultural Academy, Gorki, Belarus
DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF THE USE OF AGRICULTURAL LANDS IN BELARUS
The aim of the research is to study the evolution and current state of the organizational and legal forms of farm land use in Belarus. The article reviews from the historic point of view the development of the main organizational and legal forms of farm land use and the size of land use at agricultural enterprises. The structure of modern organizational and legal forms of farm management is given; the analysis of production efficiency of some farm businesses has been done. Depending on the form of ownership on means of production the or-
ganizational and legal forms of farm land use are subdivided on republican agricultural unitary enterprises, agricultural production cooperatives, farm partnerships and farm societies, joint stock companies, private farms and households, communal gardens. It was found out that open joint stock companies have the largest average total area and the area of farm lands - 5250 and 4455 ha, and the smallest - farm partnerships - 2827 and 2376 ha correspondingly. The best quality of lands is registered at joint stock companies - fertility rate of farm and plow lands is 30.1 and 32.4. Less fertile lands belong to private unitary enterprises -the fertility rate of their farm and arable lands is correspondingly 24.8 and 27.1.The most effective farm land use is found at republican agricultural unitary enterprises and at joint stock companies, and less efficient at farm partnerships and communal unitary agricultural enterprises. Fixed assets are more effectively used by private unitary enterprises, and less effectively by farm partnerships.
Key words: organizational and legal form, agricultural lands, enterprise, efficiency, legal act, land use.
Введение. Организация рационального использования земель является непроходящей проблемой сельского хозяйства. Эффективность сельскохозяйственного землепользования предопределяется природно-экономическими, социальными, организационно-хозяйственными, экологическими, пространственно-территориальными и другими условиями, а также организационно-правыми формами использования земель.
Вопросам организации использования сельскохозяйственных земель в различных аспектах посвящены научные разработки экономистов-аграрников, однако организационно-правовые формы землепользования и их влияние на эффективность использования земель в историческом аспекте ими глубоко не рассматривались. Поэтому изучение развития организационно-правовых форм использования сельскохозяйственных земель и их влияния на эффективность землепользования в Республике Беларусь остается актуальным, что и определило цель данного исследования.
Материал и методы. При рассмотрении и анализе современных организационно-правовых форм использования сельскохозяйственных земель и их эффективности применялись статистический, монографический, исторический, расчетный методы. Материалами для исследований служили законодательные акты о земле, данные земельного кадастра и статистических ежегодников республики Беларусь, материалы земельных отчетов, другая информация.
Результаты и обсуждение. Изучение эволюции организационно-правовых форм использования сельскохозяйственных земель Беларуси в историческом аспекте показало, что формы землепользования на всех этапах развития сельского хозяйства определяются и регулируются государством, сообразуясь со сложившимися социально-экономическими условиями развития сельского хозяйства, путем принятия соответствующих законодательных актов.
Так, еще после Октябрьской революции 1917 года в Декрете о земле указывалось: «Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и пр. переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления» [1].
В декрете отмечается, что «формы пользования землей должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках» [1].
Как отмечал академик П. Н. Першин, выход на хутор или отруб был заветной мечтой каждого крестьянина, поэтому организация хуторских и отрубных хозяйств продолжалась и после Октябрьской революции вплоть до начала активной коллективизации сельского хозяйства [2].
В результате по состоянию на октябрь 1929 года количество земле-пользований хуторского типа составило 56645 хозяйств [3], однако такие формы хозяйствования в послереволюционный период не поощрялись государством, и их землеустройство проводилось в последнюю очередь.
В то же время, как это отмечалось в «Общих началах землепользования и землеустройства», принятых в 1928 году, землеустройство для надобностей государственных учреждений и предприятий, а также для организации земельной площади коллективных хозяйств производится вне очереди. По заявкам прочих землепользователей землеустройство в пер-
вую очередь выполняется для тех из них, которые переходят к формам землепользования, наиболее благоприятствующим кооперированию, коллективизации и поднятию технического уровня сельского хозяйства [4].
В законодательных актах того времени допускалась свобода выбора форм землепользования и вместе с тем подчеркивалась предпочтительность общественной обработки земли. Декрет о земле наряду с признанием других форм землепользования давал «... прямое преимущество коммунам и товариществам», поставив их на первое место при проведении землеустройства [1].
Государственная политика ориентировала крестьянство на коллективные формы землепользования - на создание сельскохозяйственных коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли и других простейших форм сельскохозяйственной кооперации. В результате в 1921 г. в шести уездах Минской области, составлявших территорию республики, были организованы и землеустроены 188 совхозов на площади 117,0 тыс. дес., 35 коллективных хозяйств на площади 3,1 тыс. дес. и 752 единоличных хозяйства на площади 425,6 тыс. дес. [5]. За период с 1922 по 1925 г. на землях государственного земельного фонда республики было образовано свыше 500 совхозов и колхозов с общей земельной площадью 120 тыс. дес. [6].
Введенный в действие в 1927 г. Земельный кодекс Белорусской ССР признавал участково-подворный порядок землепользования с твердыми нормами предоставления земель. Земельный кодекс предусматривал свободный выбор форм землепользования, но предпочтение отдавалось коллективным формам [7].
К 1929 году на территории БССР функционировали 133 коммуны, 1513 артели и 87 товариществ по совместной обработке земли. Средний размер таких хозяйств составлял 196 га, численность совхозов - 243, средняя их площадь - 615 га [8, 9].
В этот период наиболее активно образовывались сельскохозяйственные артели, которые к началу сплошной коллективизации стали основной организационно-правовой формой коллективных хозяйств, составив в 1929 г. 88,5 % от их общего числа против 69,0 % в 1925 г. Широкое развитие получила сельскохозяйственная кооперация как форма организации использования земли, охватившая к 1929 г. 69,0 % крестьянских хозяйств и включившая 3348 товариществ [3].
К 1937 г. в состав колхозов вошло около 87,5 % крестьянских хозяйств и 96,0 % посевной площади республики [10]. Хотя основные организационно-правовые формы использования земель оставались прежними, в связи с реорганизацией совхозов их количество уменьшилось с 248 в 1928 г. до 95 в 1940 г., а средний их размер по земельной площади за данный период вырос от 460 до 2020 га. В связи с укрупнением мелких колхозов с 1935 по 1937 г. их численность по республике сократилась с 10923 до 9642 хозяйств, а общая площадь составила более 6,9 млн га [3].
По состоянию на 01.01.1941 общая площадь земель колхозов достигла 8503,6 тыс. га, совхозов - 191,8 тыс. га, единоличных хозяйств -5666,7 тыс. га, наделов рабочих и служащих - 8,5 тыс. га. Средний размер совхоза составил 2020 га, а колхоза - 850 га [11].
После Великой Отечественной войны на территории республики по состоянию на 01.01.1950 основными организационно-правовыми формами использования земель были колхозы, численность которых составляла 14574, а средняя площадь землепользования - 700 га, в том числе 350 га пахотных земель. Организованные в довоенный период артели и коммуны в послевоенный период вошли в состав колхозов и совхозов, которые стали основными организационно-правовыми формами использования сельскохозяйственных земель [10].
По мере развития производительных сил в сельском хозяйстве
республики в 50-60-х годах прошлого века активно проводилось укрупнение колхозов и перевод экономически слабых колхозов в совхозы. В результате этого численность колхозов к 1965 году составила 2350, а средняя их площадь возросла до 4060 га, в том числе 1650 га пахотных земель [12].
В этот же период на базе экономически слабых колхозов и реорганизуемых МТС, а также путем укрупнения существующих совхозов были созданы новые крупные совхозы. Общее число таких хозяйств в республике в 1965 году составило 629, а их общая земельная площадь -3871,5 тыс. га, или 28,5 % площади земель сельскохозяйственного назначения [12].
В Земельном кодексе Белорусской ССР, введенном в действие 1 июля 1971 года, подтверждалось, что «... в соответствии с Конституцией Белорусской ССР земля является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием ... и предоставляется только в пользование» [13]. Согласно этому же кодексу, земли сельскохозяйственного назначения предоставлялись в бессрочное пользование колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям: кооперативным, общественным предприятиям и организациям для ведения сельского хозяйства; научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям для проведения полевых исследований и производственных целей; несельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям для ведения подсобного сельского хозяйства; гражданам для ведения личного подсобного хозяйства [13].
Земельным кодексом предусматривались в отдельных районах БССР землепользования единоличных крестьянских хозяйств, использующих предоставленные им «участки полевой и приусадебной земли» для ведения сельского хозяйства.
В соответствии с этим же кодексом в 70-е и 80-е годы прошлого века
продолжались реорганизация существующих сельскохозяйственных предприятий и образование новых землепользований. В результате к началу земельной реформы 1990 года основными организационно-правовыми формами использования земель в республике остались колхозы, совхозы, а также приусадебные землепользования сельского населения. В 1990 году численность колхозов в республике составила 1644 со средней площадью сельскохозяйственных земель 3409 га, совхозов - 871 со средней площадью землепользования 6488 га.
Таким образом, основными организационно-правовыми формами использования земель в канун новой земельной реформы были совхозы (государственная собственность), колхозы (коллективная собственность), подсобные хозяйства, земли граждан (приусадебные землепользования, коллективные сады и огороды, служебные наделы).
Начатая в республике в 1991 году земельная реформа явилась составной частью общей экономической реформы, связанной с переходом народного хозяйства на работу в условиях рыночной экономики. Она предусматривала перераспределение земель с целью создания условий равноправного развития различных организационно-правовых форм хозяйствования на ней, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции [14].
Объектом земельной реформы явились все земли республики. Правовой основой организации использования земель в новых условиях хозяйствования служат Конституция Республики Беларусь [15], Кодекс Республики Беларусь о земле [16], Гражданский кодекс Республики Беларусь [17] и другие нормативно-правовые акты.
В частности, в статье 13 Конституции Республики Беларусь отмечается, что «... земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» [15].
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле в настоящее время собственность на землю выступает в государственной и частной формах. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности [16].
Современные условия хозяйствования предполагают многоуклад-ность форм собственности и организационно-правовых форм субъектов, хозяйствующих на землях сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь [17] и в зависимости от форм собственности на средства производства организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель имеют определенные различия. Так, государственная собственность представлена в виде республиканских сельскохозяйственных унитарных предприятий; частная - сельскохозяйственных производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан; коллективным садоводством и огородничеством.
К государственным предприятиям, использующим сельскохозяйственные земли, относятся опытно-конструкторские хозяйства, племзаводы, экспериментальные базы, конезаводы, подсобные и другие государственные сельскохозяйственные предприятия.
Все организационно-правовые формы хозяйствования по использованию сельскохозяйственных земель, согласно Гражданскому кодексу [17], можно подразделить на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.
Целью коммерческих организаций является получение прибыли от сельскохозяйственной деятельности и (или) распределение ее между уча-
стниками организации, а некоммерческие организации не имеют целью извлечение прибыли.
Коммерческие сельскохозяйственные организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Некоммерческие организации, связанные с использованием земель, создаются для удовлетворения материальных потребностей граждан и могут быть представлены в виде садоводческих и огороднических кооперативов, сельскохозяйственных подсобных хозяйств промышленных и других организаций и предприятий [17].
Определенные законодательными актами различные организационно-правовые формы использования земель можно систематизировать (рисунок 1).
Согласно земельному кадастру все земли различных организационно-правовых форм использования подразделяются по видам, категориями и землепользователям. В частности, выделяются земли сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, земли граждан. При этом земли, предоставленные гражданам с целью ведения некоммерческого сельскохозяйственного производства, включают земли личных подсобных хозяйств, коллективного садоводства и дачного строительства, огородничества и другие.
Наиболее крупным землепользователем в агропромышленном комплексе республики являются сельскохозяйственные организации. Их общая численность на 01.01.2014 составила 2257 хозяйств, а занимаемая площадь - 8949,6 тыс. га, в том числе 7569,5 тыс. га - сельскохозяйственных, из них 4782,4 тыс. га пахотных земель. Средняя площадь хозяйства составляет 3965 га, в том числе 3353 га сельскохозяйственных земель [18].
Рисунок 1 - Организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель
В процессе проведения земельной реформы появилась новая организационно-правовая форма использования сельскохозяйственных земель -крестьянские (фермерские) хозяйства. Организация землепользований первых крестьянских (фермерских) хозяйств произошла в начале 90-х годов прошлого века. В последующие годы процесс их образования протекал весьма неравномерно, менялась как численность хозяйств, так и средние размеры земельной площади. Наряду с появлением новых хозяйств часть ранее созданных прекратила свое функционирование. В результате, по данным реестра земельных ресурсов Республики Беларусь, на начало 2014 г. количество крестьянских (фермерских) хозяйств составило 2531, а занимаемая ими площадь - 164,9 тыс. га, из них 146 тыс. га сельскохозяйственных земель, в том числе 105,7 тыс. га - пахотных. Средняя площадь крестьянского (фермерского) хозяйства составила 65,1 га, в том числе 41,5 га пахотных земель [18].
Уровень использования земель и эффективность производства имеют существенные различия как при различных организационно-правовых формах хозяйствования, так и между отдельными предприятиями одной организационно-правовой формы землепользования.
На основании статистических данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по генеральной выборке сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм автором выполнен анализ эффективности их сельскохозяйственного производства. При этом принято, что основными показателями, характеризующими эффективность производства и использования земель в рассматриваемых хозяйствах, являются валовая продукция и прибыль, приходящиеся на 100 тыс. у. е. основных фондов, на 100 балло-гектаров сельскохозяйственных земель и на одного среднегодового работника (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели производственной деятельности
коммерческих сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм
Организационно-правовая форма Количество хозяйств Средний размер хозяйства по площади, га Качество земель, баллов Произведено валовой продукции, в тыс. у. е. Получено прибыли, в тыс. у. е.
общей сельскохозяйственных земель пахотных земель сельскохозяйственных пахотных на 100 тыс. у. е. основных фондов на одного среднегодового работника на 100 балло-гектаров сельскохозяйственных земель на 100 тыс. у. е. основных фондов на одного среднегодового работника на 100 балло-гектаров сельскохозяйственных земель
Хозяйственные товарищества
Полные и коммандитные товарищества 5 2827 2376 1301 29,5 31,3 20,0 7,9 1,3 3,3 1,5 0,2
Акционе рные общества
Открытые 108 5250 4455 2759 30,1 32,4 30,5 16,4 2,7 5,3 2,8 0,5
Закрытые 21 4589 4276 2940 29,0 29,2 34,2 10,9 2,4 4,5 1,4 0,3
Унитарные предприятия
Коммунальные унитарные сельскохозяйственные предприятия 292 5046 4257 2457 25,0 26,8 24,1 8,5 1,3 3,4 1,2 0,2
Частные унитарные предприятия 21 4356 3546 1981 24,8 27,1 41,1 11,6 2,2 5,2 1,4 0,3
Республиканские унитарные предприятия 135 4379 3789 2572 29,5 31,0 35,0 11,5 3,1 4,9 2,0 0,4
Производственные кооперативы
Сельскохозяйственные производственные кооперативы 965 4891 4145 2476 28,8 30,7 29,7 9,4 1,4 4,3 1,3 0,2
Примечание - В качестве у. е. принят доллар.
Выполненные исследования показали, что наибольший средний размер по общей площади и по площади сельскохозяйственных земель имеют открытые акционерные общества - 5250 и 4455 га, а наименьший - хозяйственные товарищества - 2827 и 2376 га соответственно. Лучшее качество земель отмечается в акционерных обществах: балл плодородия сельскохозяйственных и пахотных земель здесь составляет 30,1 и 32,4. Менее плодородные земли находятся в частных унитарных предприятиях: балл их сельскохозяйственных и пахотных земель соответственно составляет 24,8 и 27,1. Наиболее эффективное использование сельскохозяйственных земель наблюдается в республиканских унитарных предприятиях и открытых акционерных обществах, где на 100 балло-гектаров сельскохозяйственных земель приходится 3,1 и 2,7 тыс. у. е. валовой продукции, а также 0,4 и 0,5 тыс. у. е. прибыли. Менее эффективно используются земли в хозяйственных товариществах и коммунальных унитарных сельскохозяйственных предприятиях, в которых выход валовой продукции на 100 балло-гектаров составляет 1,3 тыс. у. е., а прибыль - 0,2 тыс. у. е. соответственно.
Основные фонды наиболее эффективно используются в частных унитарных предприятиях, где на 100 тыс. у. е. основных фондов производится 41,1 тыс. у. е. валовой продукции и получается 5,2 тыс. у. е. прибыли. С меньшей отдачей они используются в хозяйственных товариществах, в которых названные показатели соответственно составляют 20,0 и 3,3 тыс. у. е. на 100 тыс. у. е. основных фондов.
Таким образом, из 1547 исследуемых сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм наиболее эффективное использование земель наблюдается в республиканских унитарных предприятиях и открытых акционерных обществах, менее эффективное - в хозяйственных товариществах и коммунальных унитарных сельскохозяйственных предприятиях.
Выводы. Обобщая результаты проведенных исследований, можем
сделать следующие выводы:
1 На всех этапах развития сельского хозяйства организационно-правовые формы использования земель определяются государством, Кодексом Республики Беларусь о земле и другими законодательными актами.
2 Организационно-правовые формы использования земель находятся в постоянной эволюции, изменяются виды, количество и площади земле-пользований. Наблюдается общая тенденция к укрупнению средних площадей сельскохозяйственных земель.
3 В настоящее время организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель представлены коммерческими и некоммерческими сельскохозяйственными организациями, которые в свою очередь подразделяются на различные виды в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования, распределения прибыли.
4 Наиболее высокие показатели эффективности сельскохозяйственного производства и использования сельскохозяйственных земель имеют коммерческие сельскохозяйственные организации, представленные открытыми акционерными обществами и республиканскими унитарными предприятиями.
Список использованных источников
1 О земле: Декрет II Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 26 октября 1917 г. // Сборник законодательных актов о земле. -М.: Госюриздат, 1960. - С. 4-6.
2 Першин, П. Н. Аграрная революция в России. Кн. 1. От реформы к революции / П. Н. Першин. - М.: Наука, 1966. - 450 с.
3 ЦГАОР БССР. Фонд 48. Опись I. Дело 4753. Лист 65. Ежегодные отчеты НКЗ БССР о землеустройстве на территории республики по состоянию на 1 октября.
4 Общие начала землепользования и землеустройства: Постановление ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. // Сборник законодательных актов о земле. - М.: Госюриздат, 1960. - С. 14-18.
5 Отчет о деятельности Управмелиозема за 1921 г. ЦГОАР БССР. Фонд 48. Опись I. Дело 1054. Лист 42.
6 ЦГАОР БССР. Фонд 48. Опись I. Дело 2687. Лист 96.
7 Земельный кодекс БССР с изданными в его развитие до 1 июля 1927 г. узаконениями, правилами, инструкциями и циркулярами, а также разъяснениями и тезисами из определений особой Коллегии высшего контроля по земельным делам / Я. И. Лоба-
новский, М. Г. Ващилло-Вирин, Е. И. Вишневский [и др.]. - Минск: Изд-во особой коллегии высш. контроля при Наркомземе БССР , 1927. - 350 с.
8 Отчеты Народного комиссариата земледелия БССР за 1922-1923-1928-1929 хозяйственные годы. - Минск: Изд-во НКЗ БССР, 1924-1939.
9 Отчеты Народного комиссариата земледелия БССР с 1 января 1921 г. по 1 января 1922 г. и с 1 января 1922 г. по 1 октября 1922 г. - Минск, 1927.
10 Народное хозяйство Белорусской ССР за 40 лет: стат.-экон. сборник / Госплан БССР; под ред. С. Н. Малинина. - Минск, 1957. - 288 с.
11 ЦГАОР БССР. Фонд 48. Опись I. Дело 4508. Лист 7-35. Распределение земельных фондов БССР на 01.01.1941.
12 Ежегодные отчеты МСХ БССР о распределении земель по угодьям и землепользователям. Текущий архив МСХ БССР.
13 Земельный кодекс Белорусской ССР. - Минск: Изд-во «Беларусь», 1971. -
142 с.
14 О проведении земельной реформы в республике: Постановление Верховного Совета Белорусской ССР от 18 февраля 1991 г. № 612-XII // О земле: сборник нормативных актов Республики Беларусь. - Минск: Амалфея, 1998. - С. 166-169.
15 Конституция Республики Беларусь 1994 года: по состоянию на 17 октября 2004 г. - Минск: Амалфея, 2006. - 48 с.
16 Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З: по состоянию на 26 апреля 2013 г. [Электронный ресурс] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2008 г., 30 июля. - № 2(1522). - Режим доступа: http:pravo.by./2014/08/02.
17 Касенков, В. С. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с обзором изменений, внесенных в 2006-2008 гг. / В. С. Касенков. - Минск: Амалфея, 2008. - 736 с.
18 Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь (по состоянию на 1 января 2014 года). - Минск: Госкомимущество Республики Беларусь, 2014. - 57 с.
Колмыков Андрей Васильевич - кандидат экономических наук, декан землеустроительного факультета, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, Горки, Республика Беларусь. Контактный телефон: (+3 75-22-33) 7-96-56. E-mail: [email protected]
Kolmykov Andrey Vasilyevich - Candidate of Economic Sciences, Dean of the Faculty of Land Management, Belarusian State Agricultural Academy, Gorki, Belarus. Contact telephone number: (+3 75-22-33) 7-96-56. E-mail: [email protected]