6. Гилинский Я.И. Генезис преступности. Проблема причинности в криминологии [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://zakon.ru/ В^ЮпеВ^3108 (дата обращения: 25.08.2016).
7. Лившиц Р.З. Право и закон в социалистическом правовом государстве // Сов. Государство и право. - 1989. - № 3.
8. Методологические вопросы изучения социальных условий преступности / Ред. А.Б. Сахаров. - М., 1979.
9. См. подробнее: Новоселова Е. Какой язык в законе // Рос. газ. - 2016. -15 января.
10. Озерова М. Тень независимости // Моск. комсомолец. РРЕ. - 2016. -17-24 авг.
11. ФССП России. Доклад о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fssprus.ru/files/fssp/ db/flles/201603/doklad_fssp_2015_2016329 39.pdf (дата обращения: 23.08.2016).
РАЗВИТИЕ ПРАВА В ЯПОНИИ
© Климович Т.Ю.1
Гродненский филиал ЧУО «БИП - Институт правоведения», Республика Беларусь, г. Гродно
В статье рассмотрено, как развивалось право в Японии с древнего периода до эпохи Новейшего времени.
Ключевые слова право, японское право, Япония.
Японское право можно определить как совокупность нравственных, моральных и правовых норм.
Право в Японии начало зарождаться еще в древний период - средний период Яёй (1-11 века до нашей эры). В данный период создавались государства-общины. И на данном этапе преобладало право общин-государств. Хранителями и толкователями норм права были кими (правители). Так было до тех пор, пока не образовалось государство ДЗёо:коку с центром в общине Яматай. Главой Дзёо:коку выступила правительница Химико, которая осуществляла власть при неразделенности религиозного и светского инстру-ментариев правления [1].
В период Яматай сформировалось раннее право, которое регулировало вопросы преступления, назначения наказаний и их исполнения. Категории были следующими:
1 Студент 3 курса.
- цуми;
- цуми какусу;
- хараи;
- мисоги [1].
Цуми есть преступление. Цуми какусу - сокрытие преступления, то есть преступление есть деяние, вызывающее гнев богов и поэтому требующее своего сокрытия. Хараи - очищение (если преступление вызвало гнев богов, то их умиротворение может быть произведено только лишь через очищение, состоящее в жертвоприношении, сопровождаемом молитвами богам). Мисоги - это другая форма очищения, которая состоит в церемониальном погружении в реку для смывания грязи течением [2, с. 319].
Необходимо отметить, что в тот период времени существовала солидарная ответственность, то есть обряд искупления совершался лицом, совершившим преступление, и сообществом, к которому он принадлежал.
Помимо этого в тогдашнем праве преступления были разделены на две группы - преступления против неба (амацуцуми) и преступления против племенного союза (куницуцуми).
В амацуцуми входили восемь преступлений, представляющих собой главным образом посягательства на нормальное земледелие, а в куницуцу-ми входило четырнадцать преступлений [2, с. 319].
Следующим этапом в развитии государства, а, соответственно, и права стало создание государства Ямато, которое просуществовало с 300 по 710 года. Период Ямато также называют периодом Кофун, так как в те времена для захоронения правителей строились большие курганы, которые в японском языке называются кофун.
В данный период на Японию большое влияние оказывали Китай и Корея, из которых в государство пришел буддизм и конфуцианство, а также была заимствована китайская письменность (кандзи - иероглифы) [3].
Если ранее действовало обычное право глав народов, то в эту эпоху начало формироваться право монархов [1].
В начале VII века (604 год) были составлены первые законы - «Законы семнадцати статей», которые провозгласил принц Сётоку [4].
Следует отметить, что Законы семнадцати статей в большей степени содержали моральные и эстетические предписания недели юридические.
В 622 году императором Тэнти был принят Кодекс Тэнти [3], а в 668 году - Кодекс Омирё (гражданский кодекс), составленный Накатоми-но Кама-ко (Каматори) - министром двора [5, с. 190].
К сожалению, ни текст Кодекса Тэнти, ни текст Кодекса Омирё не сохранились и не дошли до наших дней.
С приходом к власти императора Тэмму был проведен ряд реформ, в том числе и на законодательном уровне. Так, в 681 году началась работа по созданию нового свода законов - Кодекса Киёмихарарё, который был закончен лишь после смерти императора в 689 году. Этот кодекс состоял из 22 томов. Однако текст кодекса Киёмихарарё также не был сохранен [5, с. 191].
Первым известным по содержанию памятником древнего японского права стал кодекс Тайхо рицурё (702 год). Для его составления в 700 году была образована комиссия из императорских приближенных: «Государь повелел царевичу Восакабэ, Фудзивара Фубито, Авата Мабито и другим отобрать уголовные и гражданские законы».
Составленный кодекс подвергался изменениям. Новая редакция кодекса получила название Еро рицурё. Однако переработанные кодекс был введен только лишь в 757 году [6, с. 284].
Стоит отметить, что Тайхо рицурё состоял из правил японского происхождения, в то время как Еро рицурё содержал заимствования из китайского права.
В уголовном и гражданском кодексе периода Тайхо (Тайхо рицурё) объединены все основные законы VII века ( уголовные, административные, земельные и др.).
Тайхорё (гражданский кодекс) почти полностью сохранился до нашего время, в то время как значительная часть Тайхорицу (уголовный кодекс) утеряна [7].
Особенностью законов Тайхо явилось то, что они обладали высокой степенью обобщения, в них не было казусных норм [6, с. 284].
Следующий этап развития японского права - эпоха феодализма. В данный период правовая система подразделялась на:
- правовую систему императорского дома и владений сёэн;
- правовую систему сёгунатов Камакура и Муромати;
- правовую систему «разделенных» или «воюющих провинций» [1].
Право Японии в эпоху феодализма характеризовалось принятием
в 1232 году Госэйбай Сикимоку. Данный свод законов является первым письменным памятником самурайского законотворчества. Также начало формироваться и обычное прецедентное право. Составлялись сборники прецедентов.
Помимо этого в 1336 году был принят новый закон Кэмму сикимоку, который состоял из вступительного раздела и семнадцати статей об основах управления страной [1].
Следующий этап развития японского права - право Японии в Новое время.
После революции 1868 года в Японии начался активный процесс создания нового законодательства в русле вестернизации национального права.
Французским юристом Г. Буассонадом по образцу Кодекса Наполеона был составлен японский Гражданский кодекс, а немецким профессором В. Роспером был составлен проект Торгового кодекса. Однако вступлению этих кодексов в силу воспрепятствовали противники радикальных реформ под предлогом нарушения национальных традиций.
В 1989 году был введен в действие японский Гражданский кодекс, а в следующем году вступил в силу и Торговый кодекс. Гражданский кодекс основывался на германском пандектном праве (хотя включал институты и понятия, заимствованные из французского и английского права) и состоял из пяти частей: общая часть, вещное право, обязательственное право, семейное право, наследственное право. Особенностью кодекса было ограничение права частной собственности, ограничение права свободной продажи земли, а также сохранение привилегий дворянства [8, с. 416].
В 1882 году вступили в силу Уголовный кодекс и Закон об уголовной процедуре. Уголовный кодекс содержал 440 статей и был построен по французской системе. Первая книга кодекса составила общую часть, вторая была посвящена преступления и проступкам против публичных благ, третья -преступлениям и проступкам против личности и частной собственности, четвертая - административным правонарушениям.
В 1907 году японским парламентом был утвержден новый Уголовный кодекса, который вступил в силу с 1 января 1908 года. Кодекс состоял из 264 статей [8, с. 417].
В эпоху Новейшего времени в качестве первоосновы права в стране действуют нормативные правовые акты, принятые государственными органами. К ним можно отнести Конституцию 1947 года, ратифицированные международные договоры, законы (в том числе и кодифицированные), акты делигированного законодательства: правительственные указы, положения, инструкции, а также локальные нормативные правовые акты, а дополнительным источником являются гири.
После Второй мировой войны в Японии появились новые отрасли права, такие как торговое, хозяйственное, природоохранное. Торговое право стало рассматриваться как совокупность норм, регулирующих деятельность предприятий, акционерных обществ и компаний. Основу хозяйственного права составило антимонопольное законодательство и нормы, охраняющие интересы средних и мелких предприятий, а также отдельных потребителей. Основу же уголовного законодательства Японии составляют Конституция 1947 года, Уголовный кодекс 1907 года, а также около 30 специальных уголовных законов, которые представляют собой дополнение к кодексу. Кроме
того, в качестве источников современного уголовного права Японии выступают законы из иных сфер правоотношений, к примеру, Закон о несовершеннолетних 1948 г., Закон о выборах на публичные должности 1950 г. и т.п. [8, с. 578].
Следует обратить внимание на то, что подверглись реформам и сфера правового регулирования брака и семьи, и сфера трудового права.
Так, законодательно в браке была установлена моногамия, был закреплен принцип обязательного согласия брачующихся при вступлении в брак, а также было провозглашено равенство мужа и жены. Однако на практике в соответствии с нормами гири жена находится в подчинении мужа.
Что касается трудового права, то здесь следует обратить внимание на то, что в Японии действует специфическая система начисления заработной платы, не получившая распространения в других странах. Зарплата в Японии определяется следующими факторами: длительностью стажа работы на одном предприятии, возрастом работника, его образованием, специальностью и опытом работы по данной специальности. Таким образом, с повышением непрерывного стажа работы на одном предприятии и возраста работающего увеличивается и его заработная плата. Благодаря этой системе, японские компании достигают закрепления рабочих и служащих на своих предприятиях [8, с. 580].
Как уже отмечалось ранее, дополнительным источником права в Японии являются неписанные обычаи, именуемые гири. По мнению ряда исследователей, правосознание японцев невысокое, поскольку приоритетное значение придается не правовым нормам, а гири, которое является основным критерием поведения японца. Именно эти этические нормы являются решающими для повседневной жизни данного народа. И, несомненно, это является большим плюсом, потому что, придерживаясь моральных, нравственных и этических норм и ценностей, люди совершают меньше преступлений, нежели в странах, где эти ценности практически не играют никакого значения.
Список литературы:
1. Японское право [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: ht:tp://ru.wlkipedla.org/wikl/Японское_право (дата обращения: 01.07.2016).
2. Мировые религии о преступлении и наказании / А.И. Бойко [и др.]. -М.: РИПОЛ классик, 2013. - 339 с.
3. Период Ямато [Электронный ресурс] // История Востока. - Режим доступа: osh.ru/pedla/history/east/japan/japan-per-yamato.shtml (дата обращения: 01.07.2016).
4. Япония в VII веке [Электронный ресурс] // Хронос. Всемирная история в интернете. - Режим доступа: www.hrono.infol0600jpan.php (дата обращения: 03.07.2016).
5. Воробьев М.В. Япония в Ш-УП вв. / М.В. Воробьев. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 347 с.
6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1 / О.А. Омельченко. - М.: ТОН - Ос-тожье, 2000. - 528 с.
7. Свод законов Тайхо рицурё [Электронный ресурс] // Восточная Литература. - Режим доступа: www.vostlit.info/Texts/Dokumentary/Japan/VII/700-720Ла^оге_Ш/рге±рЙтШа=Ш50 (дата обращения: 23.06.2016).
8. История государства и права зарубежных стран: учебник / А.В. Ве-ниосов [и др.]; под ред. А.В. Вениосова и В.В. Сажиной. - Минск: Акад. МВД, 2013. - 639 с.
МОТИВ НАЦИОНАЛЬНОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ, РАСОВОЙ НЕНАВИСТИ: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
© Малаев А.П.1
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
В статье был проведен анализ современного законодательства по вопросам определения мотива национальной ненависти или вражды, который предоставил возможность обосновать многоуровневую структуру нормативной базы в российском и зарубежном опыте. Для этого проведено исследование международно-правовых средств противодействия преступным проявлениям мотивов национальной ненависти или вражды и предложена на основе изучения действующей в РФ нормативно-правовой базы имплементация международно-правовых обязательств на национальном уровне с использованием зарубежного опыта.
Ключевые слова мотив национальной ненависти и вражды, психология и право, истинный и мнимый мотив.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, потребностью наработки детального и непредвзятого подхода по национальной проблематике в российской правовой системе, так как описанная проблема
1 Аспирант кафедры Уголовного права и уголовного процесса.