№ 1 (25) 2012 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Оспанова Сания Мухаметкожевна,
старший научный сотрудник отдела международного права и сравнительного правоведения Института законодательства РК, магистр юриспруденции
развитие прав женщин в республике корея: тенденции и перспективы
Южная Корея за сравнительно небольшой период времени совершила огромный рывок в экономике. Экономические преобразования положительным образом отразились на многих сторонах жизни корейцев. В частности, на отношение к положению женщин в семье, в обществе.
Корея начала XX века была страной глубоко патриархальной. Конфуцианские традиции требовали полной изоляции девушек от внешнего мира. В идеале девочка по достижении семилетнего возраста должна была избегать контактов с любыми мужчинами - в том числе и со своими братьями, и проводить время исключительно на женской половине дома. На улице кореянка могла появляться только в сопровождении родственника-мужчины. Жениха выбирали родители и клан, а невеста впервые знакомилась с будущим мужем только на свадьбе.
В колониальную эпоху (1910-1945) большинство этих обычаев было забыто. В те времена молодые кореянки уже спокойно ходили по улицам в одиночку. В городской среде к пятидесятым годам считалось, что незамужние молодые женщины могут - и даже должны - работать. Однако карьера кореянки в 1950-80-е годы длилась недолго - до замужества. За свадьбой неизбежно следовало увольнение с работы и превращение в домохозяйку [1].
Правовой статус женщины большей частью регулировался нормами семейного права. В 1958 г. был принят Гражданский кодекс Республики Кореи, который вступил в силу с 1 января 1960 г1. Семейное право Кореи является одной из немногих отраслей, в которых традиционные корейские нормы преобладают над заимствованиями из западных правовых систем. От запад-
ного (романо-германского) семейного права его отличает, прежде всего, само понятие семьи. Она включает всех лиц с общими предками, объединенных родовой фамилией. Соответственно, не разрешается брак между однофамильцами. Замужняя женщина всегда сохраняет свою девичью фамилию.
Согласно обычному корейскому праву, брак создается особой церемонией. Однако Гражданский кодекс (ст. 812 параграф 1) предусматривает, что брак становится юридически действительным с его регистрацией. Фактические браки могут быть «узаконены» по решению Семейного суда в Сеуле.
Вплоть до начала 1990-х гг. южнокорейское семейное и наследственное право носило откровенно дискриминационный характер по отношению к женщинам. Изменения в семейном законодательстве, вступившие в силу в 1991 г., впервые позволили женщине быть главой домашнего хозяйства, признали право жены на часть имущества супругов, а также предоставили женщине больше возможностей для общения с ее детьми после развода.
Так, в пользу женщин было предусмотрено следующее:
- право определять совместно место жительство супругов (ранее предполагалось место жительство мужа);
- право женщины после развода требовать долю в имуществе супругов пропорционально ее вкладу (ранее жена при разводе не имела права потребовать имущества);
- право женщин на опеку над детьми (ранее в случае развода отец автоматически становился опекуном своих детей);
1 До принятия Гражданского кодекса 1958 года действовал японский Гражданский кодекс 1898 г., основанный преимущественно на нормах Германского гражданского уложения 1896 г. и в меньшей степени - на нормах французского гражданского права. Вопросы гражданской правоспособности, брачно-семейных и наследственных отношений весь период японской оккупации продолжали регулироваться корейским обычным правом.
- право на равную долю при наследовании;
- право иметь главенствующую позицию в семье.
Однако некоторые дискриминационные
аспекты брака до сих пор еще остаются.
Во-первых, для мужчин и женщин установлен разный возраст для вступления в брак. Так, у мужчин это 18 лет, для женщин - 16 лет. Многие корейские защитники прав женщин считают, что подобное законодательное установление указывает на явное предпочтение корейского общества в том, чтобы жены были моложе своих мужей, поскольку это влияет на репродуктивность женщин и является показателем доминирующей роли мужчин [2].
Во-вторых, брак по-прежнему не допускается между людьми с общей фамилией. До сих пор данное положение является источником повышенного диспута в корейском обществе, поскольку оно продолжает конфуцианскую систему патриархата. Учитывая тот факт, что из 48,7 млн. человек в Корее [3] есть только 300 фамилий, 45% из которых такие как Ким, Ли или Пак [4], то запрет этого брака внутри клана является серьезной проблемой.
В-третьих, женщине запрещается вступление в повторный брак в течение 6-ти месяцев после окончания предыдущего, в случае если она родит ребенка после этого брака. Подобное ограничение объясняется защитой прав ребенка на необходимую регистрацию в соответствии с именем биологического отца. Однако корейские правозащитники усматривают в данном запрете дискриминационные признаки, поскольку считают, что это ограничивает свободу женщин на принятие собственного решения.
Несмотря на многие минусы, изменения 1991 года стали одними из основных побед в борьбе за права женщин в Корее.
Знаменательным было принятие таких законодательных актов, как Закон о защите от насилия в семье (1987) и Закон о запрете дискриминации по признаку пола (1999),основной целью которых было улучшение правового положения женщин и защиты их от половой дискриминации. Тем не менее, еще остаются большие проблемы по участию женщин в политической жизни общества. По данным Доклада о развитии человека в корейском парламенте женщинам предоставлено только 13,7% мест [5].
Низкий уровень участия корейских женщин в политике связан в первую очередь с традиционным характером общества, которое продолжает рассматривать политику как сферу деятельности исключительно мужчин. Соответственно, доминируют «мужские» политические партии, которые не поддерживает женщин-кандидатов.
И хотя общественность и правительство Кореи прилагают значительные усилия по привлечению большего числа женщин в политику, все-таки избирательная система работает против женщин. Более того, недостаточно существующего законодательства, чтобы повысить участие женщин в государственной жизни.
Для преодоления этих барьеров и повышения роли женщин в политической сфере правозащитными организациями предлагается ряд мер [6]. Во-первых, необходимо развивать культуру подлинного гендерного равенства. Во-вторых, избирательная система должна быть реформирована таким образом, чтобы лучше реализовывать политические права и волеизъявления женщин. В-третьих, политические партии должны принять позитивные меры - квоты и другие льготы для продвижения женщин-кандидатов. В-четвертых, должны быть расширены образовательные программы и политическая подготовка для женщин. В-пятых, правозащитные организации должны объединить усилия в продвижении женщин в политике и на государственной службе.
Несмотря на принятие законодательства о равных возможностях в сфере занятости в 1987 году, только небольшое количество женщин работают как руководители компании, и продолжает иметь место проблема сексуальной дискриминации на рабочем месте. В январе 1999 года Национальное собрание Кореи, пересмотрев Закон о равной занятости (1987), включило туда огромные штрафы, налагаемые на компании, которые устанавливают дискриминационные условия в отношении женщин при приеме на работу и в продвижении по службе. В соответствии с пересмотренным Законом о равной занятости, Президентской комиссии по положению женщин было предоставлено право расследовать случаи сексуальной дискриминации на рабочем месте. В случае если компания будет признана виновной в дискриминации по половому признаку, то она может быть оштрафована на сумму до 5 млн. вон (примерно около 4200 долларов США), и имя компании, как проводящей дискриминационную политику, будет муссироваться во всех средствах массовой информации. Пересмотренный Закон о равной занятости также предусматривает общественный фонд для поддержки пострадавших в целях оказания им правовой защиты. Тем не менее, в законе существовали некоторые недостатки, касающиеся некоторых правительственных учреждений, которые устанавливали так называемый «льготный найм» для претендентов на работу по военной службе (это почти всегда мужчины). Указанное означало, что некоторые правовые барьеры в отношении женщин оста-
№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
лись. И в декабре 1999 года Конституционный суд Кореи запретил государственным учреждениям по военной службе «льготного найма» дискриминацию в отношении женщин и инвалидов, отныне подобные факты будут считаться противоречащими Конституции Кореи [7].
Еще одной проблемой в корейском обществе является насилие в отношении женщин. Основной причиной насилия является то, что оно заложено в восточной модели воспитания как демонстрация мужского превосходства над женщиной, оно широко распространено и зачастую не воспринимается обществом как противоправное явление. В 1998 году правительство Кореи приняло Закон для предотвращения бытового насилия и защите его жертв, который определяет насилие в семье как серьезное преступление. В соответствии с данным законом, суд может устанавливать ограничение на правонарушителя в виде запрета на приближение к жертве сроком до 6-ти месяцев, установить испытательный срок для исправления либо назначить семейных консультантов. Закон также требует, чтобы полиция немедленно реагировала на все сообщения о насилии в семье.
Также следует отметить изнасилование, как еще одну серьезную проблему в Корее. Многие случаи изнасилования остаются не расследованными из-за глубокой латентности. В Корее действуют различные организации для информирования населения о важности и необходимости уголовного преследования за изнасилование, а также таких преступлений, как сексуальные домогательства на рабочем месте. Женские правозащитные организации утверждают, что дела, связанные с сексуальным домогательствам или изнасилованием, как правило, остаются безнаказанными, а в случае обвинительного приговора, виновные часто получают очень мягкие приговоры [8].
В июле 1999 года вступил в силу Закон о борьбе с сексуальными домогательствами на рабочем месте. Согласно данному закону, компания может быть оштрафована на сумму до 3 млн. вон (около 2500 долларов США) за непринятие мер по предотвращению сексуальных домогательств на рабочем месте или за неприме-
нение мер наказания к нарушителю. Закон также требует от компаний создания внутрифирменных центров по жалобам на сексуальные домогательства и запрещает компаниям наказывать своих сотрудников в случае подачи ими жалоб в другие общественные организации. Кроме того, Министерство образования Кореи объявило, что руководящие принципы данного закона будут распространяться и на государственные школы, и в случае если преподаватель будет уличен в формировании дискриминационных стереотипов у учащихся, то он будет наказан. В качестве примеров таких стереотипов Министерство образования привело следующие:
- подчеркивание традиционной роли женщины в семье;
- подчеркивание лидерства мужчины в обществе;
- пропаганда для обучающихся девочек и девушек целевой установки в жизни на «хороший» брак, а не на карьеру после обучения.
Все вышеуказанные правовые нововведения значительно улучшили жизнь женщины в корейском обществе, однако остаются еще значительные проблемы, которые связаны главным образом с традиционным восприятием роли женщины в семье и в обществе. Следует отметить существенную государственную и общественную помощь в регулировании данного вопроса. Большая часть внимания государственной политики Кореи направлена на поддержание женщин в трудных жизненных ситуациях, к примеру, при разводах. Поскольку традиционно существуют большие сложности для разведенных женщин как при трудоустройстве, так и в возможности повторного вступления в брак.
В целом, за сравнительно небольшой период времени корейская правовая система совершила громадный эволюционный прыжок, оставив позади конфуцианскую патриархальную систему ценностей, фактически отрицавшую женщину как полноправного субъекта права. Развитие гендер-ного права Кореи лишний раз подтверждает тот факт, что существование и развитие правового государства невозможно без полноценного участия женщины в многогранной жизни общества.
2
Использованная литература
1. Ланьков А. «Гендер по-корейски» - http://lankov.oriental.ru/d42.shtml
2. Rosa Kim, The Legacy of Institutionalized Gender Inequality in South Korea: The Family Law, 14 B.C. Third World L.J. (1994), http://lawdigitalcommons.bc.edu/twlj/vol14/iss1/7
3. http://ru.worldstat.info/Asia/Republic_of_Korea
4. http://koreamuseum.ru/pon/
5. Доклад о развитии человека 2010 г., С. 156 - http://www.un.org/ru/development/hdr/2010/ hdr_2010_complete.pdf
6. Women's rights in Korea - http://www.onlinewomeninpolitics.org/womensit/kr-w-sit.pdf
7. Там же.
8. Там же.
Автор Корей Республикасындагы цазгргг замандагы зйелдердгц цуцыцтыц жагдай мэселелер1 мен олардыц зацга CYйенген шеш1мдер1н царастырады.
Автор раскрывает современные проблемы правового положения женщин в Республике Корея и пути их законодательного решения.
The author reveals the current issues of the legal status of women in the Republic ofKorea and the ways of their legislative solutions.
Ty^h сездер: эйелдердщ ^^ьщтары, кемсигсел^ гендерлш тецдш, неке, кореяльщ ^огам.
Ключевые слова: права женщин, дискриминационный, тендерное равенство, брак, корейское общество.
Keywords: women's rights, discriminating, gender equality, marriage, Korean society.