ББК 60.542.21
Ю. П. Лошакова
ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ (На материалах законодательства Швеции)
Королевство Швеция занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню достигнутого гендерного равноправия. В этой стране мужской и женский пол практически равномерно представлены в любой сфере науки, искусства, промышленности. Даже в политике мужчины и женщины чувствуют себя равноправными. Главное положение шведской гендерной политики — формирование современного общества, в котором и мужчины и женщины имеют одинаковые (равные) права, возможности и обязанности.
Анализ гендерного равноправия в шведском обществе — с акцентом на положение женщин — через призму законодательства этого государства представляется важным и актуальным по многим причинам. Механизмы достижения равноправия полов интересны не только историкам-скандинавистам, но и современным российским социологам и политологам. Опыт Швеции может и должен быть принят к сведению при формировании современного российского демократического общества, существование которого немыслимо без равных прав и возможностей всех граждан в различных сферах. Швеция, будучи одним из признанных мировых лидеров в обеспечении гендерного равноправия, должна стать примером для Российской Федерации по внедрению гендерного аспекта и гендерного анализа во все экономические и политические программы государства. Изучение положительных результатов социального развития шведского общества, а также методов их достижения должно явиться основой создания продвинутой и в то же время адаптированной к российским реалиям политики гендерного равенства в России.
В Швеции соблюдение прав человека в отношении женщин гарантируется Конституцией и рядом законов, главным из которых является Закон о равных возможностях [9]. Семейное законодательство и законодательство в области образования, а также другие законы содержат положения, направленные на улучшение статуса женщин и на обеспечение равенства между мужчинами и женщинами. Отдел по вопросам равенства полов Министерства промышленности, занятости и связи тщательно изучает все предложения для нового законодательства с тем, чтобы отразить проблему равенства между мужчинами и женщинами.
Защита прав мужчин и женщин в сфере трудовой деятельности
В 1998 г. в Законе о равных возможностях были усилены положения, касающиеся сексуального домогательства: в закон было включено определение сексуального домогательства, а также внесены уточнения о том, что наниматель обязан принимать решительные меры для ограждения наемного работника от сексуального домогательства. Согласно закону наниматель, не выполняющий свои обязательства, будет вынужден
© Лошакова Ю. П., 2011
выполнить их под угрозой наказания в виде штрафа и возмещения ущерба потерпевшему работнику.
Другая поправка касалась защиты от дискриминации претендентов на рабочие места. Закон предписал защиту осуществлять в отношении претендентов в течение всего процесса найма независимо от того, принято ли решение о найме. Для установления факта дискриминации нет необходимости проводить прямое сравнение с лицом противоположного пола.
В соответствии с законом наниматели и работники в своих усилиях по достижению равенства в трудовой жизни должны способствовать созданию одинаковых возможностей для изменения уровня заработной платы как мужчин, так и женщин.
Ежегодно все наниматели проводят обзор и анализ норм и практики с точки зрения заработной платы и различий в ней между мужчинами и женщинами, выполняющими работу равной значимости. Цель обзора ставок заработной платы состоит в выявлении и предупреждении их необоснованных различий, а также различий в условиях занятости между мужчинами и женщинами и принятии в этой связи соответствующих мер. Все наниматели, имеющие в своем штате более девяти работников, согласно закону обязаны разработать план действий по обеспечению равной заработной платы. Общие денежные возмещения подвергшимся дискриминации лицам должны не распределяться поровну между ними, а выплачиваться каждому человеку индивидуально с учетом причиненного ему ущерба.
Защита неприкосновенности личности женщины
В Уголовный кодекс было включено определение нового преступления — грубого нарушения неприкосновенности личности женщины. Этот закон вступил в силу в 1998 г. и предусматривает уголовную ответственность за любые действия, нарушающие неприкосновенность личности женщины. Под действие закона подпадает практически все, что так или иначе связано с унижениями, оскорблениями чести и достоинства, попранием прав и свобод женщины, насилием (в том числе и в семье). Это преступление подразумевает повторяющиеся, уголовно наказуемые действия мужчин в отношении женщин, которые состоят или состояли в близких отношениях с правонарушителями. В случае совершения мужчиной определенных преступных действий (нападение, противоправные угрозы или принуждение, сексуальное или иное домогательство, сексуальная эксплуатация и т. д.) в отношении женщины, с которой он состоит или состоял в браке или с которой он сожительствует или сожительствовал, он несет наказание за грубое нарушение неприкосновенности личности женщины, а не за каждое отдельное правонарушение. Наказание за этот новый вид правонарушения назначается, если указанные действия связаны с неоднократным нарушением неприкосновенности личности женщины и были совершены с намерением нанести серьезный ущерб ее чувству собственного достоинства. Благодаря введению в оборот определения этого нового преступления у судов появляется возможность назначать более тяжкие наказания за данные преступления в тех случаях, когда они являются элементами процесса, составляющего нарушение неприкосновенности личности, с чем часто связано насилие в семье. Таким образом, это также позволит учитывать в целом положение женщины, подвергшейся насилию. Наказание предусматривает лишение свободы на срок не менее 6 месяцев и не более шести лет.
Примечательно, что настоящий закон призван защищать не только неприкосновенность личности женщины, но и детей [1, а 237].
Правовая защита женщин от насилия, в том числе сексуального
Определение изнасилования было расширено таким образом, чтобы с учетом характера правонарушения и других обстоятельств прочие случаи, связанные с совершением полового акта, можно было квалифицировать как половые сношения с применением насилия. Это означает, что некоторые действия, оцениваемые в соответствии с ранее действовавшим законодательством в качестве принуждения к вступлению в половую связь с применением грубой физической силы, теперь будут квалифицироваться как изнасилование.
Недонесение о случаях совершения тяжких половых преступлений (изнасилование, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, а также сексуальная эксплуатация несовершеннолетнего при отягчающих обстоятельствах или домогательство с применением угроз) и другие формы их сокрытия внесены в категорию уголовно наказуемых преступлений.
Для того чтобы подчеркнуть тяжкий характер подобных преступлений, понятие циркумцизия было заменено в законодательстве понятием нанесение увечий половым органам [2, с. 36]. По этой же причине из шкалы наказаний были исключены штрафы, а наказания в целом ужесточены. Максимальный срок лишения свободы за обычную форму этого преступления был увеличен с двух лет до четырех. Минимальное наказание за его тяжкие формы изменено с одного на два года лишения свободы. Подготовка преступления, сговор с целью его совершения, а также недонесение о случаях нанесения увечий женским половым органам или их сокрытие также являются уголовно наказуемыми правонарушениями. Кроме того, уголовная ответственность распространена и на лица, нанесшие увечье женским половым органам на территории другой страны, даже если в той стране такая практика не запрещена.
В 2006 г. полиция Швеции приняла от женщин 25 500 заявлений о случаях насилия. Отмечается, что информацию о значительной части преступлений женщины предпочли не сообщать органам правопорядка. Как считают специалисты Совета по предотвращению преступности, шведской полиции известно только о 20—25 % от всех случаев насилия. Так, согласно результатам социологического исследования «Побитая дама», 46 % шведских женщин в той или иной форме насилию подвергались. Кроме этого, порядка 16 женщин ежегодно погибают от рук любимого мужчины.
Для помощи женщинам, подвергшимся насилию, в Швеции создана специальная структура (Дежурная служба помощи женщинам), отделения которой (160 филиалов) на добровольной основе работают по всей стране. На общегосударственном уровне территориальные отделения входят либо в объединение ROKS (Шведская организация дежурных служб помощи женщинам), либо в SKR (Союз дежурных служб помощи женщинам в Швеции). SKR был организован в ходе реструктуризации ROKS и занимается главным образом случаями, где затронуты интересы детей.
Защита прав женщин в области социального обеспечения
В законодательство в области социального обеспечения было внесено дополнительное положение, обязывающее соответствующие органы на местах оказывать помощь и поддержку женщинам, подвергающимся или подвергшимся насилию или другим видам жестокого обращения у себя дома. В положении ясно предусмотрена ответственность этих органов социального обеспечения [12, s. 167]. В соответствии с данным положением необходимо и далее расширять полномочия органов социального обеспечения в том, что касается консультирования женщин, подвергшихся насилию, а также поощрять их к оказанию таких услуг по первому требованию.
Право женщины на искусственное прерывание беременности
Искусственное прерывание беременности в Швеции разрешено с 1975 г. [4]. Решение об аборте шведская женщина имеет право принять самостоятельно до наступления 19-й недели беременности. При поздних сроках (от 19-й до 22-й недели) решение о прерывании беременности принимает Управление здравоохранения и социального обеспечения и только при наличии соответствующих показаний. Ежегодно в Швеции делают порядка 35 000 абортов.
Защита женщин, продающих сексуальные услуги
Услугами проституток шведам запретили пользоваться с января 1999 г. [10]. Это вызвало значительный интерес за рубежом и повлияло на законодательство других стран, т. к. закон запрещает покупку сексуальных услуг и наказывает покупателя, а не продавца. За данное преступление назначается наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок до шести месяцев. Попытка к совершению этого преступления также подлежит наказанию. Преступление включает использование всех видов сексуальных услуг независимо от того, приобретаются ли они на улице, в публичных домах, в так называемых массажных салонах и т. д. По мнению правительства, нецелесообразно наказывать лицо, занимающееся продажей сексуальных услуг. В большинстве случаев это лицо является более слабой стороной, подвергающейся эксплуатации тех, кто стремится лишь к удовлетворению своих сексуальных желаний. Правительство считает также, что важно побудить проституток обращаться за помощью в том случае, если они хотят изменить свой образ жизни. Они не должны подвергаться риску понести наказание за занятие проституцией.
С точки зрения правительства Швеции, запрет на покупку сексуальных услуг позволит более эффективно, чем до сих пор, бороться с проституцией и ее пагубными последствиями. Оно, однако, убеждено в том, что запрет лишь дополняет усилия, направленные на сокращение масштабов проституции, и он не может подменить более действенные меры со стороны общества. Запрет на покупку сексуальных услуг вступил в силу 1 января 1999 г.
По данным, приведенным в обзоре Национального совета по здравоохранению и социальному обеспечению, с вступлением в силу нового запрета сократились масштабы уличной проституции, но одновременно выросли масштабы скрытой проституции [5, s. 185].
В Уголовный кодекс были внесены нейтральные в гендерном отношении формулировки. Были ужесточены нормы, связанные с сексуальным домогательством, предусмотренные в Законе о равных возможностях. В июне 1998 г. был учрежден Парламентский юридический комитет по сексуальным преступлениям [8, s. 97], который должен пересмотреть положения Уголовного кодекса, касающиеся сексуальных преступлений, и решить вопрос о необходимости ужесточения законодательства в ряде аспектов.
Запрет любой дискриминации
Основная цель Закона о запрете дискриминации сформулирована в его 1-м параграфе [11]. Данный закон предназначен для борьбы с дискриминацией и обеспечения равных прав и возможностей вне зависимости от пола, гендерной идентичности, этнической принадлежности, религиозных или иных убеждений, инвалидности, сексуальной ориентации или возраста.
Общепринятой является следующая классификация видов дискриминации:
— прямая дискриминация (с кем-либо обращаются хуже, чем с другим, и дискриминация связана с полом, гендерной идентичностью, этнической
принадлежностью, религиозными или иными убеждениями, инвалидностью, сексуальной ориентацией или возрастом);
— косвенная дискриминация (человека дискриминируют, используя положение или признак, которые представляются нейтральными, но которые на самом деле могут ставить в невыгодное положение человека определенного пола, гендерной идентичности, этнической принадлежности, определенных религиозных или иных убеждений, инвалидности, сексуальной ориентации или возраста).
В обычном смысле дискриминация означает различие. Однако в юридическом смысле дискриминация связана с унизительным обращением с человеком по запрещенной причине. В этом смысле дискриминация не является лишь вопросом различия. Не все различия запрещены, и не все различия носят дискриминационный характер. Разное отношение к людям может проявляться в разрешенной манере.
Дискриминация — это не только вопрос неравного отношения, т. к. дифференцированное отношение может быть оправданным и не носить дискриминационного характера. Даже если можно применить санкции, не обязательно при этом привлекать законы о дискриминации. Для того чтобы были основания считать, что имеет место дискриминация, необходимо учитывать несколько условий. Различие в отношении не является дискриминацией, если только оно не запрещено законом. Дискриминация происходит, когда унизительное дифференцированное отношение неоправданно и когда оно основано на критерии, применение которого для проведения юридических различий запрещено.
Дискриминация — это нарушение принципа равенства по запрещенному признаку. Поэтому понятие дискриминации тесно связано с понятием равенства и зависит от него. В законодательстве о трудоустройстве зафиксировано два вида равенства:
— абстрактное равенство, подразумевающее, что правило должно применяться одинаково ко всем лицам, к которым оно относится, как в случае равенства перед законом. Эта концепция равенства является одним из основополагающих элементов принципа верховенства права. Согласно ей запрещается дискриминация, связанная с применением разных норм, или различное применение одной и той же нормы по отношению к лицам, находящимся в одинаковом положении. Эта концепция остается действующей, но она оказалась недостаточной для рассмотрения всех видов дискриминации;
— конкретное равенство, подразумевающее, что, когда норма применяется к разным лицам, следует учитывать конкретные обстоятельства каждого человека. Оказывается, что во многих ситуациях возможна дискриминация, когда норма применяется одинаково по отношению к лицам, находящимся в разных положениях. Когда не учитываются различия, это также может составлять определенную форму дискриминации.
Понятие дискриминации происходит из теоретической концепции равенства и практически применяется, чтобы адекватно реагировать на вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства или коллективных переговоров.
Харассмент также является формой дискриминации. Он возникает в связи с различными видами дискриминации (по признаку пола, расовой принадлежности, физических недостатков и т. п.) и понимается, в широком смысле слова, не только как преднамеренное оскорбительное поведение, но и как поведение, приводящее к таким же результатам, даже если намерения были другими. Такой харассмент может быть иерархическим (вертикальным), между коллегами (горизонтальным) или связанным с общей обстановкой в рабочем коллективе.
Шведское законодательство по защите прав женщин
как пример для остального мира
При изучении основных шведских законов, регламентирующих гендерные взаимоотношения, нельзя не отметить, что общая цель шведского правительства в отношении равенства полов остается неизменной: мужчины и женщины должны обладать равными правами, обязанностями и возможностями во всех областях жизни. Шведское правительство планирует и в дальнейшем осуществлять строгий гендерный анализ новых законопроектов, а также стремиться повышать уровень гендерного равноправия.
Швеция занимает одно из лидирующих мест в мире по участию женщин в экономике, политике и производственной жизни. Равноправие женщин обеспечивается не только законодательными актами, но и развитой системой социальной поддержки семьи и материнства. Анализ шведского законодательства по защите прав женщин показывает, что шведское равноправие полов является примером для всего мира.
Однако на практике дело обстоит немного иначе. Швеция, находясь в фарватере американской политики, порой готова защищать права женщин столь рьяно, что это граничит с нелогичностью.
Обвинение Джулиана Ассанджа
Ярким примером может служить дело основателя «Викиликс» Джулиана Ассанджа. Шведская прокуратура выдала ордер на его арест по обвинению в изнасиловании одной шведской гражданки и сексуальных домогательствах к другой. Общественность вполне закономерно возмутилась таким аморальным и недостойным поведением журналиста. Но вскоре стали известны подробности обвинения: Ассандж вступил в повторный половой контакт с «мисс А» без контрацептивных средств, пока она засыпала, и несколькими днями позже совершил половой акт с «мисс В» с порванным презервативом. Обе женщины признали, что секс начинался как добровольный.
По представлениям российского обывателя подобные действия нельзя рассматривать как сексуальные преступления, но согласно шведским законам изнасилованием считается не только прямое насилие, но и секс без использования презерватива в случае несогласия на него одного из сексуальных партнеров.
Дело, которое сначала посчитали незначительным и даже закрыли, возобновили вновь, и вот оно уже тянется около полугода начиная с 20 августа 2010-го, когда пострадавшие подали заявления.
Существует несколько точек зрения на это дело. Самая распространенная из них заключается в том, что дело Ассанджа было сфабриковано заинтересованными лицами, и в первую очередь — властями США, в наибольшей степени подвергшимися разоблачительной критике на страницах «Викиликс». Поскольку действия Ассанджа-«разоблачителя» не являются преступными, его попытались «подвести под другую статью», и тут Швеция оказалась подходящей сценой. Борьба за права женщин в королевстве очень активна, и порой это государство именуют страной победившего феминизма. Основная цель дела Ассанджа — его экстрадиция из Великобритании, где он ныне находится под домашним арестом, в Швецию с последующей экстрадицией в США, где ему грозит обвинение в шпионаже.
Ричард Пендлберри из «Daily Mai» заявляет, что «австралийский правдолюб стал жертвой очернительной кампании американского правительства» [14]. Да и сам Ассандж в интервью газете «El Pais» утверждает, что «это последняя акция кампании по дискредитации», объектом которой он является [7]. По образному выражению шведского журналиста Петера Ларсона из «Aftonbladet», чем ярче прожекторы СМИ освещают
личные дела Ассанжда, тем дальше в тень уходят раскрытые им военные преступления [13].
Однако председатель Союза за правовую безопасность Иохан Биннинг считает, что за делом Ассанджа стоят не США, «а шведский прокурор Марианна Ню, которая хочет с помощью этой фигуры привлечь внимание к себе». Кроме того, отмечает эксперт, это дело становится частью кампании шведских феминисток: «В нашей стране по делам о преступлениях на сексуальной почве зачастую обвинительные вердикты выносятся при отсутствии убедительных доказательств, а показания женщин интерпретируются так, что все выглядит как изнасилование». В Швеции для обращения в полицию достаточно уже того, пишет он, что дамы, с которыми у Ассанджа в августе был секс, могли во время полового акта или после него «почувствовать себя использованными» [6].
Со своей стороны, Ассандж сказал в интервью газете «The Times», что «есть весьма красноречивые доказательства» того, что две женщины, подавшие на него заявление, сделали это по нескольким причинам сразу: из желания мести, ради денег и под давлением полиции [3].
Таким образом, дело Ассанджа иллюстрирует тот факт, что шведское законодательство в отношении защиты прав женщин иногда можно использовать для целей, не отвечающих заявленным высокоморальным установкам. Идея борьбы за гендерное равенство становится прикрытием истинных мотивов, используется для достижения совсем иных целей.
Мысль о том, что не только сами шведские законодательные акты, но и методы их воплощения в жизнь могут и должны стать образцом при формировании и развитии современного российского демократического общества, безусловно, верна, но при этом очень важно учитывать российский менталитет и многие наши исторически сложившиеся особенности, а не просто копировать опыт соседей.
Библиографический список
1. Воронина О. А. Швеция: V периодический доклад о выполнении КЛДОЖ (2006) : реф. излож. // Гендерное равенство в современном мире : роль национальных механизмов / отв. ред. и сост. О. А. Воронина. М. : Макс Пресс, 2008. С. 233—239.
2. Гендер для «чайников». М. : Звенья, 2006. 260 с.
3. Мострус А. Основатель WikiLeaks ожидает, что власть народа придет ему на выручку // The Times. 2010. Dec., 21. URL: http://www.inopressa.ru/article/ 21Dec2010/times/assange1.html (дата обращения: 16.02.2011).
4. Abortlag. URL: https://lagen.nu/1974:595 (дата обращения: 20.01.2011).
5. Bjomestedt K. Den paradoxala jámstálldheten : en diskursanalys av talet om jámstálldhet i socialt arbete. Faun Forlag, 2008. 232 s.
6. Bomsdorf C., Jung E. Vergewaltigung auf Schwedisch — Der Fall Assange // Die Welt. 2010. 8. Dez. URL: http://www.welt.de/politik/ausland/article11454349/ Vergewaltigung-auf-Schwedisch-Der-Fall-Assange.html (дата обращения: 16.02.2011).
7. Elola J. Me han colocado en la cбrcel junto a los pederastas // El Pais. 2010. 19 dic. URL: http://www.elpais.com/articulo/internacional/han/colocado/carcel/junto/pederastas/ elpepuint/20101219elpepuint_32/Tes (дата обращения: 16.02.2011).
8. Elvin-Novak Y., Thomsson H. Att gora kon — om várt váldsamma behov av att vara kvinnor och mán. Optimal Forlag, 2007. 302 s.
9. Jámstálldhetslag. URL: https://lagen.nu/1991:433 (дата обращения: 21.01.2011).
10. Lag om forbud mot kop av sexuella tjánster. URL: https://lagen.nu/1998:408 (дата обращения: 21.01.2011).
11. Lag om Diskrimineringsombudsmannen. URL: https://lagen.nu/2008:568 (дата обращения: 21.01.2011).
12. Larsson A., Jalakas A. Jamstalldhet nasta! : samhallsplanering ur ett genusperspektiv. SNS Forlag, 2008. 276 s.
13. Larsson P. Bilden av en rattslos lydstat tillagnas fansen // Aftonbladet. 2011. 9 febr. URL: http://www.aftonbladet.se/kultur/article8539404.ab (дата обращения: 16.02.2011).
14. Pendlebury R. The Wikileaks Sex Files: How Two One-Night Stands Sparked a Worldwide Hunt for Julian Assange // Daily Mail. 2010. Dec., 7. URL: http://www. dailymail.co.uk/news/ article-133 6291 /Wikileaks-Julian-Assanges-2-night-stands-spark-worldwide-hunt.html#ixzz1EFNQw3R9 (дата обращения: 16.02.2011).