Научная статья на тему 'Национальная стратегия действий в интересах женщин как основа профилактики насилия'

Национальная стратегия действий в интересах женщин как основа профилактики насилия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН / ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ / ПОТЕРПЕВШИЕ ЖЕНЩИНЫ / VIOLENCE AGAINST WOMEN / VIOLENCE PREVENTION / INJURED WOMEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубых Никита Владимирович, Богатова Елена Валерьевна

В статье представлена криминологическая оценка состояния, динамики и удельного веса насильственных преступлений, совершаемых в отношении женщин. Рассмотрены осуществляемые органами внутренних дел меры, направленные на профилактику насилия в отношении женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National strategy for women as a basis for violence prevention

The article presents a criminological assessment of the state, dynamics and proportion of violent crimes committed against women. Considered measures aimed at preventing violence against women, carried out by internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Национальная стратегия действий в интересах женщин как основа профилактики насилия»

УДК 343.85

Национальная стратегия действий в интересах женщин как основа профилактики насилия

Голубых Никита Владимирович, начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент e-mail: ngolubykh2@mvd.ru

Богатова Елена Валерьевна, начальник кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: ebogatova@mvd.ru

В статье представлена криминологическая оценка состояния, динамики и удельного веса насильственных преступлений, совершаемых в отношении женщин. Рассмотрены осуществляемые органами внутренних дел меры, направленные на профилактику насилия в отношении женщин.

Ключевые слова: насилие в отношении женщин; профилактика насилия; потерпевшие женщины.

National strategy for women as a basis for violence prevention

Golubykh Nikita Vladimirovich, Head of the Department of Criminology and Penal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate оf Law, Associate professor

Bogatova Elena Valerevna, Head of the Department of Constitutional Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate оf Law

The article presents a criminological assessment of the state, dynamics and proportion of violent crimes committed against women. Considered measures aimed at preventing violence against women, carried out by internal affairs bodies.

Key words: violence against women; violence prevention; injured women.

В Конституции Российской Федерации закреплен принцип равноправия мужчин и женщин, а также недопущения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 19 и 21)1.

1 См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru

Вопросам равноправия мужчин и женщин уделено особое внимание и в международных нормативных правовых актах. Так, Декларация искоренения насилия в отношении женщин закрепляет: «Женщины пользуются равными правами в отношении осуществления и защиты всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любых других областях. Эти права включают, в частности:

а) право на жизнь;

б) право на равенство;

в) право на свободу и личную неприкосновенность;

г) право на равную защиту в соответствии с законом;

д) право не подвергаться дискриминации в какой бы то ни было форме;

е) право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;

ж) право на справедливые и благоприятные условия труда;

з) право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания»1 .

Российская Федерация уделяет особе внимание вопросу охраны прав и свобод женщин. В Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. предусматривается норма следующего содержания: «...создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека»2.

Национальная стратегия содержит указания на основные формы насилия в отношении женщин, ими, в частности, названы «принуждение к сожительству и проституции, изнасилование, бытовое насилие и убийство на почве алкоголизма, наркомании, садизм и психологическое насилие»3. Отмечается, что почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.

Меры, реализуемые государством по профилактике насилия в отношении женщин (в том числе семей-но-бытового насилия), осуществляемые в настоящее время, признаны недостаточными.

Статистические данные МВД России за 2017 г. показывают снижение преступлений против личности 295 212 (-15,0 %), что в целом отражает стабильную тенденцию снижения преступлений данной категории на протяжении последних лет. В 2017 г. зарегистрировано 9 738 (-6,8 %) убийств и покушений на убийства, 24 552 (-10,5 %) случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 3 538 (-9,1 %) изнасилований и покушений на изнасилование.

В общей структуре преступности в 2017 г. доля преступлений против личности составила 14,3 %, а

1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/104 «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин» [Электронный ресурс] // Документ официально опубликован не был. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 1 июня 2018 г.).

2 Распоряжение Правительства РФ от 8 марта 2017 г. № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 1 июня 2018 г.).

3 Там же.

удельный вес убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью и изнасилований составил 1,8 %.

Таблица 1

Динамика отдельных преступлений против личности в Российской Федерации 2013-2017 гг.

Преступления Годы

2013 2014 2015 2016 2017

Убийство 12 361 11 813 11 325 10 444 9 738

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 34 786 32 686 29 892 27 442 24 552

Изнасилование 4 246 4 128 3 936 3 893 3 538

Стабильное снижение общих показателей зарегистрированных убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью не привело к значительному улучшению (уменьшению) общей статистики пострадавших лиц. В 2017 г. в результате совершения преступлений погибло 27 330 человек, причинен тяжкий вред здоровью 41 549 лицам4.

В период с 2013 по 2015 г. в России зарегистрирован рост числа потерпевших от преступных посягательств, при этом с 2015 г. наблюдается тенденция снижения данного показателя. Так, в 2013 г. потерпевшими признаны 1 566 942 человека, в 2014 г. -1 595 617 человек (+1,8 %), в 2015 г. - 1 668 831 человек (+4,5 %), в 2016 г. - 1 544 238 человек (-7,4 %), 2017 г. - 1 417 371 человек (-8,2 %)5.

Аналогичная динамика наблюдается и в отношении лиц женского пола, потерпевших от преступлений: в 2013 г. - 733,0 тыс. человек, в 2014 г. -754,9 тыс. человек (+3 %), в 2015 г. - 805,5 тыс. человек (+6,7 %), в 2016 г. - 731,6 тыс. человек (-9,1 %), в 2017 г. - 650,4 тыс. человек (-11 %). Показатели 2017 г. являются рекордно низкими за последние 18 лет (с 2000 по 2017 г.).

Удельный вес женщин в структуре потерпевших от преступлений составил в 2013 г. 46,8 %, в 2014 г. -47,3 %, в 2015 г. - 48,3 %, в 2016 г. - 47,4 %, в 2017 -45,9 %. Соответственно, до 2015 г. наблюдался рост, а затем снижение числа женщин в общем количестве потерпевших от преступлений6.

4 См.: Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор. 2018. С. 7-8.

5 См.: Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор. С. 14-15.

6 См.: Число лиц, потерпевших от преступных посягательств. Форма 10-05 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ infraction (дата обращения: 3 июня 2018 г.).

Таблица 2

Динамика изменения количества потерпевших по степени тяжести причиненного вреда здоровью

в Российской Федерации в 2013-2017 гг.

Число потерпевших (тысяч человек) Годы

2013 2014 2015 2016 2017

Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины

Общее количество потерпевших 733,0 833,9 754,9 840,8 805,5 893,6 731,6 812,6 650,4 766,9

1566,9 1595,7 1699,1 1544,2 1417,3

Погибших 9,1 22,0 9,6 23,0 9,8 22,6 9,1 20,8 8,5 18,8

1,1 32,6 32,4 29,9 27,3

Причинен тяжкий вред здоровью 11,3 11,3 11,9 31,6 12,4 33,0 12,1 31,2 11,7 29,8

42 43,5 45,4 43,3 41,5

Причинен средней тяжести вред здоровью 17,7 20,3 23,6 28,7 29,5

На фоне общей динамики снижения числа потерпевших от преступных посягательств обращает на себя внимание рост числа лиц, которым причинен вред здоровью средней тяжести (в 2014 г. +14,7 %, в 2015 г. +16,3 %, в 2016 г. +21,6 %, в 2017 г. +2,8 %)1.

Вместе с тем наблюдается уменьшение количества погибших в результате преступлений (в 2014 г. +4,8 %, в 2015 г. -0,6 %, в 2016 г. -7,7 %, в 2017 г. -8,7 %), а также лиц, здоровью которых был причинен тяжкий вред (в 2014 г. +3,5 %, в 2015 г. +4,4 %, в 2016 г. -4,4 %, в 2017 г. -4,3 %)2.

Под насилием в отношении женщин понимается «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни»3.

Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

а) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение

1 См.: Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор. С. 15.

2 См.: Число лиц, потерпевших от преступных посягательств. Форма 10-05 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ infraction (дата обращения: 3 июня 2018 г.).

3 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря

1993 г. № 48/104 «Декларация об искоренении насилия в от-

ношении женщин».

побоев, половое принуждение, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;

б) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и в других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;

в) физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило4.

По итогам 2017 г. зарегистрировано 263 617 преступлений, сопряженных с насильственными действиями, в том числе 113 794 в отношении женщин, что составляет 43,2 %. За указанный период 308 259 человек признаны потерпевшими по преступлениям, сопряженным с насильственными действиями, из них 129 662 оказались женщинами5.

Что касается динамики за последние пять лет, то в 2013 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 165 958 преступлений, сопряженных с насилием в отношении женщин, в 2014 г. - 159 322, в 2015 г. - 166 147; в 2016 г. - 171 372; в 2017 г. -

4 Там же.

5 См.: Форма 455, раздел 4 за январь - декабрь 2017 г. Всего по России [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС. URL: http://10.125.3 (дата обращения: 1 июня 2018 г.).

113 7941. На фоне общей динамики роста рассматриваемых преступлений в период с 2014 по 2016 г., в 2017 г. наметилась тенденция снижения количества насильственных деяний в отношении женщин.

Динамика числа женщин, потерпевших от преступных посягательств насильственного характера, демонстрирует схожую ситуацию. Так, в 2013 г. учтено 168 798 женщин, потерпевших от насильственных преступных посягательств, в 2014 г. - 165 750, в 2015 г. - 170 667; в 2016 г. - 174 319; в 2017 г. -129 6622.

Уголовная ответственность за насильственные преступления предусмотрена в основном в разделе 7 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против личности», однако к насильственным можно отнести и составы, предусмотренные иными разделами УК РФ.

Обратимся к статистическим данным в области насилия в отношении женщин. По итогам 2017 г. были зафиксированы следующие количественные показатели:

2865 женщин погибли от убийств (ст. 105, 106, 107 УК РФ);

4501 - причинен тяжкий вред здоровью (ст. 111 УК РФ);

5153 - нанесены побои, предусмотренные ст. 116 УК РФ;

1217 - нанесены побои лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 116.1 УК РФ);

2569 - пострадали от истязаний (ст. 117 УК РФ);

2916 - были изнасилованы (ст. 131 УК РФ);

4166 - были подвержены насильственным действиям сексуального характера (ст. 132 УК РФ);

7031 - стали жертвами открытого хищения чужого имущества с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угорозой применения такого насилия (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ);

4582 - стали потерпевшими от разбойных нападений (ст. 162 УК РФ)3.

В 2017 г. лица женского пола оказались самыми незащищенными от преступлений сексуального характера. Так, из всех преступлений сексуального характера, предусмотренных п. «к» ч. 2 ст. 105, ст. 131, 132, 133, 134, 135, 240 УК РФ (17 616), 88 % было совершено в отношении женщин (15 519)4.

1 См.: Форма 455, раздел 4 за январь - декабрь 2013-2017 гг. Всего по России [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС. URL: http://10.125.3 (дата обращения: 1 июня 2018 г.).

2 Там же.

3 См.: Форма 493, раздел 4 за январь - декабрь 2017 г. Всего по России [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС. URL: http://10.125.3 (дата обращения: 1 июня 2018 г.).

4 См.: Форма 455, раздел 4 за январь - декабрь 2017 г. Всего

по России [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних

Особую тревогу вызывает тот факт, что по официальным сведениям 73 % насильственных преступлений в отношении членов семьи совершаются в отношении членов семьи женского пола (бабушки, матери, жены, дочери) - 24 981 деяние, по отношении ко всем преступлениям в отношении членов семьи -34 029. Что касается социального статуса жертв, то из них: жены - 54 % (13 814), дочери - 15 % (3 911).

Женщины, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, составляют существенную часть от всех женщин, потерпевших по насильственным преступлениям, - 19,8 % (25 667 к 129 669).

Около 60 % всех насильственных преступлений в отношении женщин совершаются в жилом помещении - квартире либо в частном доме (76 947); 2,5 % - в лифте или подъезде (3 161); 0,8 % - в общежитии или в гостинице; 0,73 % - в автомобилях; 0,46 % - в лесных массивах и лесопосадках; 0,4 % - на объектах транспорта; 0,2 % - на предприятиях сферы обслуживания; 0,06 % - в подвале5.

Необходимо отметить достаточно высокий уровень латентности рассматриваемого вида насилия. Официальные статистические данные не отражают полной картины насилия в отношении женщин, поскольку многие пострадавшие от преступлений не обращаются в правоохранительные органы в силу страха, стыда либо иных причин.

Поэтому применение комплекса мер, направленных на профилактику насилия в отношении женщин, имеет важное значение. На сегодняшний день система профилактики насилия в отношении женщин строится на основе:

- Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (заключена 18 декабря 1979 г.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Декларации об искоренении насилия в отношении женщин, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/104;

- Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 марта 2017 г. № 410-р;

- Плана мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 20172022 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 14 марта 2018 г. № 420-р;

- Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

Основным документом, определяющим дальнейшее направление развития системы мер профилактики насилия в отношении женщин в России, является Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы (далее - Стратегия).

дел Российской Федерации» // Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС. URL: http://10.125.3 (дата обращения: 1 июня 2018 г.). 5 Там же.

Реализация Стратегии запланирована в два этапа.

На I этапе (2017-2018 гг.) предусматривается разработка механизмов реализации Стратегии; информационно-аналитического, правового и кадрового обеспечения государственной политики в интересах женщин.

На II этапе (2019-2022 гг.) предусматривается реализация мер по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

К 2022 г. в результате реализации Стратегии будут созданы условия:

- для увеличения выявляемости злокачественных новообразований у женщин на 1-11 стадии и повышения доступности квалифицированной медицинской помощи;

- усиления профилактики профессиональных заболеваний у женщин и увеличения их выявляемости на ранних этапах;

- снижения уровня материнской смертности до уровня экономически развитых стран;

- дальнейшего снижения числа абортов;

- сокращения разницы в оплате труда мужчин и женщин;

- увеличения числа женщин, являющихся учредителями или руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства, и самозанятых женщин;

- сокращения числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых работают женщины;

- сокращения числа случаев насилия в отношении женщин;

- увеличения доли женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также доли женщин среди членов политических партий и организаций;

- более полного отражения в системе статистического наблюдения данных, характеризующих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Что касается органов внутренних дел как субъектов профилактики, то им отводится важнейшая роль в предотвращении насилия в отношении женщин.

В настоящее время меры по профилактике насилия в отношении женщин являются частью комплекса по профилактике насильственной преступности в целом. Имеющиеся в арсенале органов внутренних дел меры профилактики насильственной преступности получили свое закрепление на уровне федеральных законов и подзаконных актов.

В рамках осуществления профилактики насилия в отношении женщин сотрудники органов внутренних дел осуществляют следующие мероприятия:

- немедленно прибывают к пострадавшей;

- принимают правовые меры по прекращению насилия в отношении женщин;

- рассматривают заявления и сообщения о фактах насилия в отношении женщин или об угрозе их со-

вершения и принимают меры по их пресечению;

- собирают письменные объяснения с пострадавших, очевидцев, нарушителей;

- разъясняют пострадавшей от насилия ее права, предусмотренные законодательством, и порядок их реализации;

- с согласия пострадавшей обеспечивают ее транспортировку в безопасное место либо в организацию социального обслуживания или иную организацию по оказанию помощи пострадавшей;

- в случае перевозки пострадавшей в другое место по возможности обеспечивают наличие предметов первой необходимости и документов пострадавшей;

- ведут профилактический учет и осуществляют профилактические мероприятия;

- направляют пострадавших в организации социального обслуживания или иные организации по оказанию помощи пострадавшим.

Несмотря на общее снижение количества регистрируемых преступлений, в том числе насильственных, проблема применения насилия в отношении женщин, прежде всего в сфере семейно-бытовых отношений, остается достаточно актуальной. В настоящее время предпринимаются активные меры по совершенствованию системы профилактики преступлений и административных правонарушений, в том числе насильственных, в отношении женщин. Среди основных субъектов такой профилактики ведущая роль принадлежит органам внутренних дел, на которые возложен целый комплекс обязанностей по предупреждению указанных деяний. От того, насколько правильно и четко будут выполняться данные обязанности, во многом зависит общий успех в реализации государственной политики в области профилактики насилия в отношении женщин.

Библиографический список

1. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор. - 2018. - С. 7-8, 14-16.

2. Число лиц, потерпевших от преступных посягательств. Форма 10-05 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/infraction (дата обращения: 3 июня 2018 г.).

3. Форма 455, раздел 4 за январь - декабрь 2017 г. Всего по России [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» // граниченный доступ из локальной сети ЕИТКС. - URL: http://10.125.3 (дата обращения: 1 июня 2018 г.).

4. Форма 455, раздел 4 за январь - декабрь 20132017 гг. Всего по России [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС. -URL: http://10.125.3 (дата обращения: 1 июня 2018 г.).

5. Форма 493, раздел 4 за январь - декабрь 2017 г. Всего по России [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС. -URL: http://10.125.3 (дата обращения: 1 июня 2018 г.).

6. Форма 455, раздел 4 за январь - декабрь 2017 г. Всего по России [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС. -URL: http://10.125.3 (дата обращения: 1 июня 2018 г.).

Bibliograficheskij spisok

1. Kompleksnyj analiz sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii i raschetnye varianty ee razvitiya: analiticheskij obzor. - 2018. - S. 7-8, 14-16.

2. CHislo lic, poterpevshih ot prestupnyh posyagatel'stv. Forma 10-05 [EHlektronnyj resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/infraction (data obra-shcheniya: 3 iyunya 2018 g.).

3. Forma 455, razdel 4 za yanvar'-dekabr' 2017 g. Vsego po Rossii [EHlektronnyj resurs] // FKU «Glavnyj informacionno-analiticheskij centr Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // Ogranichennyj dostup iz lokal'noj seti EITKS. - URL: http://10.125.3 (data obrashcheniya: 1 iyunya 2018 g.).

4. Forma 455, razdel 4 za yanvar'-dekabr' 20132017 gg. Vsego po Rossii [EHlektronnyj resurs] // FKU «Glavnyj informacionno-analiticheskij centr Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // Ogranichennyj dostup iz lokal'noj seti EITKS. - URL: http://10.125.3 (data obrashcheniya: 1 iyunya 2018 g.).

5. Forma 493, razdel 4 za yanvar'-dekabr' 2017 g. Vsego po Rossii [EHlektronnyj resurs] // FKU «Glavnyj informacionno-analiticheskij centr Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // Ogranichennyj dostup iz lokal'noj seti EITKS. - URL: http://10.125.3 (data obrashcheniya: 1 iyunya 2018 g.).

6. Forma 455, razdel 4 za yanvar'-dekabr' 2017 g. Vsego po Rossii [EHlektronnyj resurs] // FKU «Glavnyj informacionno-analiticheskij centr Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // Ogranichennyj dostup iz lokal'noj seti EITKS. - URL: http://10.125.3 (data obrashcheniya: 1 iyunya 2018 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.