Научная статья на тему 'Развитие практического аутсорсинга в мировой экономике'

Развитие практического аутсорсинга в мировой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / КОНКУРЕНЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЯ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Олег Евгеньевич

Задачи: Задачей статьи является анализ предпосылок, мотивов и эволюции процессов аутсорсинга как формы разделения труда. В статье рассмотрены основные определения аутсорсинга, показаны этапы его зарождения и развития. Определены ключевые исследователи, а также личности и корпорации, оказавшие решающее влияние на популяризацию методов и моделей аутсорсинга. Рассмотрены основные практические бизнес-модели, ставшие успешными благодаря использованию аутсорсинга, на различных этапах его развития. На примере отдельных бизнес-процессов показано, как трансформация принципа разделения труда стала причиной роста количества услуг в процессе создания конечного продукта. Методология: в качестве теоретической основы для исследования были выбраны научные труды зарубежных и отечественных специалистов в области аутсорсинга, теории социально-трудовых отношений, теории конкуренции и предпринимательства. В статье использованы общепризнанные положения и выводы, содержащиеся в работах известных экономистов и исследователей аутсорсинга, раскрывающие его теоретические и практические аспекты. Выводы: Изученные в статье примеры конкурентной борьбы между лидерами промышленного производства в США в XX веке наглядно демонстрируют невозможность выдерживать жесткое давление конкурентов, опираясь исключительно на собственные ресурсы. На основе рассмотренных практических примеров можно сделать вывод, что для современного бизнеса аутсорсинг становится ключевым инструментом для повышения эффективности и конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRACTICAL OUTSOURCING IN WORLD ECONOMY

Objectives: This paper analyzes the background, motives and evolution of outsourcing processes as a form of differentiation of labor. The paper further discusses the key definitions of outsourcing, stages of its emergence and evolvement. It identifies key researchers, as well as persons and corporations that were of decisive influence on popularization of outsourcing methods and models, considers the main practical business models, which became successful due to outsourcing at various stages of its development. Based on definite business processes it is demonstrated that transformation of the labor differentiation principle resulted in a growing number of services involved in making a finished product. Methodology: The theoretical basis for the research includes the scientific works of foreign and domestic specialists in outsourcing, the theory of social and employment relations, and the theory of competition and entrepreneurship. The paper relies on commonly recognized assertions and findings contained in the works of renowned economists and outsourcing analysts exploring its theoretical and practical aspects. Summary: Competitive practices of US manufacturing leaders in the 20th century discussed in this paper convincingly demonstrate that managing intense pressure of competitors is impossible using in-house resources only. The case studies allow making a conclusion that outsourcing in the present day business is becoming a key tool for improving efficiency and competitive ability.

Текст научной работы на тему «Развитие практического аутсорсинга в мировой экономике»

Борисов О. Е.

РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

6. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

6.1. РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Борисов Олег Евгеньевич, заместитель директора Место работы: Государственное бюджетное учреждение города Москвы Психоневрологический интернат №5 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

[email protected]

Аннотация

Задачи: Задачей статьи является анализ предпосылок, мотивов и эволюции процессов аутсорсинга как формы разделения труда. В статье рассмотрены основные определения аутсорсинга, показаны этапы его зарождения и развития. Определены ключевые исследователи, а также личности и корпорации, оказавшие решающее влияние на популяризацию методов и моделей аутсорсинга. Рассмотрены основные практические бизнес-модели, ставшие успешными благодаря использованию аутсорсинга, на различных этапах его развития. На примере отдельных бизнес-процессов показано, как трансформация принципа разделения труда стала причиной роста количества услуг в процессе создания конечного продукта. Методология: в качестве теоретической основы для исследования были выбраны научные труды зарубежных и отечественных специалистов в области аутсорсинга, теории социально-трудовых отношений, теории конкуренции и предпринимательства. В статье использованы общепризнанные положения и выводы, содержащиеся в работах известных экономистов и исследователей аутсорсинга, раскрывающие его теоретические и практические аспекты.

Выводы: Изученные в статье примеры конкурентной борьбы между лидерами промышленного производства в США в XX веке наглядно демонстрируют невозможность выдерживать жесткое давление конкурентов, опираясь исключительно на собственные ресурсы. На основе рассмотренных практических примеров можно сделать вывод, что для современного бизнеса аутсорсинг становится ключевым инструментом для повышения эффективности и конкурентоспособности.

Ключевые слова: аутсорсинг, конкуренция, бизнес-процесс, стратегия, делегирование процессов, предпринимательство.

DEVELOPMENT OF PRACTICAL OUTSOURCING IN WORLD ECONOMY

Borisov Oleg E., Deputy Director

Work place: Nursing Homes for people with mental disabilities № 5, Department of Labor and Population Social Protection of Moscow Government

[email protected]

Annotation

Objectives: This paper analyzes the background, motives and evolution of outsourcing processes as a form of differentiation of labor. The paper further discusses the key definitions of outsourcing, stages of its emergence and evolvement. It identifies key researchers, as well as persons and corporations that were of decisive influence on popularization of outsourcing methods and models, considers the main practical business models, which became successful due to outsourcing at various stages of its development. Based on definite business processes it is demonstrated that transformation of the labor differentiation principle resulted in a growing number of services involved in making a finished product.

Methodology: The theoretical basis for the research includes the scientific works of foreign and domestic specialists in outsourcing, the theory of social and employment relations, and the theory of competition and entrepreneurship. The paper relies on commonly recognized assertions and findings contained in the works of renowned economists and outsourcing analysts exploring its theoretical and practical aspects.

Summary: Competitive practices of US manufacturing leaders in the 20th century discussed in this paper convincingly demonstrate that managing intense pressure of competitors is impossible using in-house resources only. The case studies allow making a conclusion that outsourcing in the present day business is becoming a key tool for improving efficiency and competitive ability.

Keywords: outsourcing, competition, business process, strategy, process delegation, entrepreneurship.

В современной научной литературе, изучающей практические аспекты менеджмента предприятия, можно найти большое количество определений термина «аутсорсинг». «Аутсорсинг» (Outsourcing) происходит от английского словосочетания «outside resource using» - что в дословном переводе означает «использование внешних ресурсов» [2, с. 7] и может переводиться с английского как «заключение договора подряда с внешними фирмами» [4, с. 8].

Аутсорсинг также рассматривается как передача традиционных, но не основных функций организации, внешним исполнителям - субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней организации; отказ от выполнения бизнес-процесса за счет своих сил и приобретение услуг по его реализации у другой, специализированной организации. В общем смысле аутсорсинг можно трактовать как передачу бизнес-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

процессов на исполнение внешним исполнителям, специализирующимся в данной сфере [4, с. 1].

Специалисты считают «аутсорсинг» неологизмом, который возник в зарубежной теории и практике в начале восьмидесятых годов ХХ века [4, с. 8], и затем широко распространившимся во всем мире. Б. Аникин называет аутсорсинг величайшим открытием для бизнеса последних десятилетий [2, с. 7].

В российской экономической литературе термин аутсорсинг стал фигурировать с конца 90-х годов XX века. Существенный вклад в исследование проблематики аутсорсинга внесли такие российские ученые как С. Календжян, Б. Аникин, И. Рудая, В. Данилин, З. Румянцев, Г. Морозов, С. Паринов и др.

Проблематике аутсорсинга посвящено большое количество теоретических работ зарубежных исследователей: Дж. Хендри, Д. Брюс, К. Кетлер, Дж. Кросс, Дж. Волстром, Дж.Б. Хейвуд, С. Баден-Фуллер, П.Г. Хилмер и другие.

Принято считать, что непосредственно сам термин «outsourcing», как определение новой концепции управления был впервые использован в 1989 г. компанией Eastman Kodak, которая стала использовать услуги сторонних организаций для приобретения, запуска и обслуживания своих систем обработки информации [12, с. 14]. Однако сама идея привлечения внешних ресурсов для решения стоящих перед организацией сформировалась вместе с понятием специализации и разделения труда. Но именно в условиях глобализации мировой экономики разделение труда и производственная кооперация в международном масштабе открыли новые возможности для использования уже известных принципов управления и организации производственной деятельности.

Появление аутсорсинга в начале XIX в.

Если рассматривать аутсорсинг как процесс привлечения услуг и ресурсов внешних специализированных фирм для решения узкоспециализированных задач, то в качестве родоначальников аутсорсинга следует рассматривать появление в США и Великобритании в XIX в. специализированных юридических фирм, осуществлявших бизнес-консультирование заказчиков по различным вопросам права [9, с. 72]. В странах с прецедентным правом решение юридических вопросов исторически оказалось связано с трудом высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимым профессиональным опытом. Данная практика (обращение к узкоспециализированным юристам) нашла широкое применение и привела к появлению гигантов рынка аудитор-ско-консалтинговых услуг: PricewaterhouseCoopers, ^MG, Deloitte&Touch, Ernst&Young. По оценкам специалистов суммарный оборот этих компаний в настоящее время составляет более 50 млрд. долл. США [13, с. 5].

Становление аутсорсинга в XX веке.

К истокам практического аутсорсинга как метода производственной кооперации и технологии управления промышленным производством экономисты относят противостояние двух гениальных менеджеров своего времени - Генри Форда (18631947) и Альфреда Слоуна-мл. (1875-1966) [13, с. 6]. Генри Форд превратил возглавляемую им компанию Ford Motors из небольшой фирмы в гиганта автомобильной промышленности, изменившего американское общество. Практически за 12 лет (1909-1921) объем годового производства на заводах «Форд» вырос более чем в 67 раз. В итоге к 1921 г. компания Ford Motors контролировала более половины мирового рынка легковых автомобилей [2, с. 8].

Однако уже в 1927 г. мировой рынок автомобилестроения оказался покорен компанией General Motors (43,5% GM, против менее 10% Ford). До настоящего времени компания General Motors остается одной из крупнейших компаний мира.

Модель построения бизнеса Альфреда Слоуна-мл. победила самодостаточную промышленную империю Г. Форда. Форд создал первую в мире многоуровневую вертикально интегрированную бизнес-систему, выстроил гигантский промышленный комплекс с собственным портом и широкой сетью железных и автомобильных дорог. Форд видел свою задачу в установлении полного контроля над жизненным циклом своей продукции. Но на пике вертикальной экспансии Ford Motors столкнулась с препятствиями, возникающими из-за общеэкономических условий, государственного регулирования и прочих внешних ограничений. Очевидным стал факт нежизнеспособности существующей структуры и специализированные небольшие частные компании стали равноправными участниками производственно-сбытовой сети, а приоритеты в общекорпоративной стратегии диаметрально изменились от контроля на основе права собственности к контролю управления поставками.

Альфред Слоун-мл. возглавил управление компанией, General Motors в 1921 г. Слоун-мл. разработал и реализовал масштабный проект по завоеванию американского автомобильного рынка. Главным в его проекте стала технология аутсорсинга, которая была применена им в отношении организации производства менеджмента компании. Слоун-мл применил в своей работе механизм руководства на основе концепции делегирования, а в основе организации производства стал использовать метод кооперации узкоспециализированных производств.

Таким образом, на примере конкуренции лидеров автомобилестроения мы можем наглядно видеть, что ни одна, даже самая крупная компания, не может выдержать жесткую конкуренцию, опираясь лишь на собственные ресурсы. Практический опыт наглядно показывает, что использование ресурсов специализированных организаций повышает эффективность производства.

Широкое распространение кооперации на мировом рынке обработанных товаров специалисты относят к середине 60-х годов ХХ века, когда несколько компаний из США заключили контракты с производителями Японии и Тайваня на предмет изготовления и поставки на американский рынок бытовых электронных приборов и компонентов потребительского назначения. Такие соглашения получили название контрактов на условиях изготовителя-разработчика товара (original equipment manufacturers, OEM) [8, с.19]. Суть этих контрактов сводилась к производству товаров согласно документации заказчика, обладающего всеми интеллектуальными правами.

Одним из двигателей развития практического аутсорсинга стало создание в 1962 г. компании EDS (Electronic Data System Corporation). Изначально компании занималась составлением балансов и отчетности для банков, ее сотрудники централизованно подводили балансы, арендуя ночное время на мэйнфреймах. Однако уже в 1963 г. фирма EDS принесла General Motors годовую экономию, превышающую 4 млрд. долларов США, предоставляя услуги по сопровождению всех информационных потоков [3, с. 39]. Для современников этот факт показал, что на рынке появилась новая «ниша». Сотрудники Electronic Data System Corporation используя собственное программное обеспечение при работе с банками, накопили ко-

Борисов О. Е.

РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

лоссальный опыт и технический потенциал, что сделало EDS лидером в отрасли. Начиная с 80-х годов XX века аутсорсинг в сфере информационных технологий входит в область интересов крупнейших мировых корпораций. По оценке Oracle, одной из крупнейших американских корпораций по производству программного обеспечения [14], компании использующие услуги IT-аутсорсинга, потенциально могут экономить более 75% расходов на оплату труда.

С начала 90-х годов в производстве и сбыте продукции по принципу OEM можно выделить важный тренд. Он заключался в том, что производитель предоставлял логистические услуги после производства товара - складирование и поставку, а в ряде случаев постпродажный сервис. До этого существовавшая практика предполагала доставку продукции только до морских или аэропортов, после чего компании - собственники брендов принимали на себя ответственность за товар. На сегодняшний день общепринята практика, когда субподрядчик поставляет изготовленные изделия в установленные договором пункты, и обеспечивает техническое обслуживание произведенного товара в странах - рынках сбыта. Трансформация принципа разделения труда привела в итоге к тому, что фирмы-подрядчики стали предоставлять все большее количество услуг в цепочке создания продукта. Используя свои опыт и знания, они стали создавать собственные центры разработки новых изделий. Еще в 1980-1990-х гг. американские компании, проводя реструктуризацию бизнеса и избавляясь от массового производства, не предполагали возможность делегирования вопросов разработки научно-технической стратегии [8, с. 19]. Деятельность внутренних исследовательских центров имела приоритетное значение. Однако впоследствии утвердилась практика приобретения готовых решений у азиатских производителей и представление их на рынке под собственными брендами.

Начиная с конца 1990-х годов, процесс развития аутсорсинга непосредственно связан со снижением темпов роста экономики в развитых странах и чередой крупных финансовых кризисов. В этой ситуации многие компании стали прибегать к аутсорсингу как к инструменту последовательного сокращения расходов. Дополнительным стимулом для развития аутсорсинга стало усиление глобальной конкуренции [10, с. 183]. В мире появилась новая отрасль бизнеса - высокотехнологичная, связанная с информационными технологиями, телекоммуникациями и биотехнологиями. На рынок услуг стали активно приходить молодые компании, базирующиеся в странах с развитой экономикой, но с основным штатом сотрудников находящимся в активно развивающихся странах - Китай, Индия, Мексика и т.д. Использование дешевой рабочей силы позволило им быстро выйти на рынок собственных стран. Согласно исследованиям Американской ассоциации менеджмента уже к 1997 г. технологию аутсорсинга использовали более половины промышленных компаний Соединенных Штатов [8, с. 2].

Начало текущего века характерно концептуальной перестройкой бизнес стратегий и принципов организации торговли и производства. Стали возникать бизнес-модели, имеющие вид многокомпонентных схем международного партнерства, функционирующих на основе аутсорсинга. В этой схеме крупная корпорация представляет собой объединение независимых центров и представительств по всему миру с управлением в единой штаб-квартире. Произошла интернационализация бизнеса, что выразилось в размещении отдельных звеньев цепочки образования стоимости продукции за пределами

страны-бенефициара [5, с. 17]. Наибольшее развитие подобные модели приобрели в автомобильном бизнесе, где на аутсорсинг передаются функции производства автокомпонентов и постпродажного обслуживания автомобилей. Ведущие автомобильные компании мира оставляют себе для непосредственного выполнения только функции контроля развития бренда, маркетинга, дистрибуции и продаж.

Таким образом, можно сделать вывод, что аутсорсинг в своем развитии прошел от областей промышленного производства (в 1930-1980 гг.) до информационных технологий и смежных услуг (в 1990-х). В настоящее время. Начиная с 2000-х идет активный процесс перехода к «глобальному» аутсорсингу, являющемуся новой формой международных экономических взаимоотношений и порожденному процессами экономической глобализации. Современные информационные технологии позволяют делегировать полномочия в тех областях, где раньше это казалось невозможным [6, с. 88]. В этих условиях аутсорсинг становится весомым инструментом конкурентной борьбы, используемым для оптимизации затрат в рамках международного разделения труда. Важно отметить, что значительное преимущество от такого разделения труда, получают компании, географическое расположение которых позволяет им использовать в своей работе разницу часовых поясов, образуя тем самым непрерывный производственный процесс [1, с. 2].

Глобализация торговли и услуг, свободное перемещение технологий приводят все большему росту конкуренции в бизнесе. Все современные концепции менеджмента, неотъемлемой составляющей которых стала технология аутсорсинга, стремятся повысить эффективность компании и ее конкурентоспособность на рынке. При этом, если в конце ХХ века аутсорсинг решал задачи по снижению затрат и привлечению новых технологий, то сегодня с его помощью создаются международные альянсы использующие глобальные аутсорсинг-процессы. Аутсорсинг стал ключевым инструментом, используемым и корпорациями и небольшими компаниями, с целью обеспечения конкурентоспособности бизнеса. По оценке специалистов треть компаний находящихся в рейтинге Тор-100, составляемого журналом «Fortune» активно использует в своем бизнесе технологию аутсорсинга [11, с. 62].

Список литературы:

1. Адамов Н., Кириллова А. Международный опыт развития и применения аутсорсинга и аутстаффинга. Финансовая газета. № 15. 2009

2. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - М.:ИНФРА-М, 2009.-320с.

3. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Гос. Университет Управления; под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 187 с.

4. Волчёнков С.А., Никитина Т.В. Банковский аутсорсинг: теоретические и практические аспекты // Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук. проф. Г. Н. Белоглазовой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. -144 с.

5. Ефремов В.С. Транснациональные бизнес-системы // Менеджмент в России и за рубежом. № 1. 2008.

6. Календжян С.О. Прикладные аспекты аутсорсинга // Российское предпринимательство. — 2003. — № 7 (43). — с. 88-92.

7. Котляров И.Д. Аутсорсинг: опыт теоретического описания // Экономика и экономический менеджмент, выпуск №2 (7), 2010.

8. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 112 с.

9. Мандрик Н. В. Аутсорсинг как метод инновационного менеджмента: теоретические аспекты // ТДР . 2011. №9.

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

10. Папирян Г. Международный аутсорсинг: зарубежный опыт и перспективы России // Экономическая политика. № 1. 2009.

11. Тимофеев М.А. Аутсорсинг, его сущность и необходимость отдельного выделения в ВВП России // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 1. — с. 61-74

12. Черненко В.А., Юрьев С.В. Аутсорсинговые услуги в экономике РФ проблемы и перспективы развития. Монография / Черненко В.А., С.В. Юрьев - Гатчина Ленинградской обл.: Издательство ФГБУ «ПИЯФ» 2015 - 136 с.

13. Юрьев С.В. Аутсорсинг как элемент современных экономических отношений в РФ. Монография. СПб.: СПбГУСЭ, 2012. 165с.

14. Chris Kanaracus. Oracle overtakes IBM as second-largest software vendor, Gartner says. PC World электронный источник: http://www.pcworld.com/article/2138080/orade-overtakes-ibm-assecondlargest-software-vendor-gartner-says.html

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Борисова Олега Евгеньевича «Развитие практического аутсорсинга в мировой экономике»

Степень соответствия статьи требованиям ВАК, предъявляемым к рецензируемым журналам1

Соответствие уровня статьи Соответствует Не соответствует

Актуальность темы 7 6 5 4 3 2 1

Оригинальность 7 6 5 4 3 2 1

Методология 7 6 5 4 3 2 1

Структура/логика изложения 7 6 5 4 3 2 1

Качество аргументации 7 6 5 4 3 2 1

Эмпирическая составляющая 7 6 5 4 3 2 1

Теоретическая значимость 7 6 5 4 3 2 1

Практическая значимость 7 6 5 4 3 2 1

Текстуальные комментарии рецензента2:

1. Тема, освещенная в статье в условиях современной России весьма актуальна, представлен анализ предпосылок, мотивов и эволюция процессов аутсорсинга как формы разделения труда. Рассмотрены основные практические бизнес-модели, ставшие успешными благодаря использованию аутсорсинга, на различных этапах его развития.

2. Практическая значимость статьи заключается в том, что использованные общепризнанные положения и выводы, содержащиеся в работах известных экономистов и исследователей аутсорсинга, раскрывают его теоретические и практические аспекты. Можно сделать вывод, что для современного бизнеса аутсорсинг становится ключевым инструментом для повышения эффективности и конкурентоспособности, а введение в работу организаций системы социальной защиты является этапом оптимизации и совершенствования деятельности.

3. Структура и логика изложения соответствует содержанию и целям статьи.

Заключение. Статья соответствует требованиям и рекомендуется к публикации в открытой печати.

доктор экономических наук, профессор,

заместитель директора института

дополнительного образования ДТСЗН,

профессор кафедры социального управления и экономики

Маяцкая Ирина Николаевна

1 Критерии оценки: по каждому критерию залить серым цветом тот балл, который соответствует мнению рецензента об уровне рукописи.

2 Дайте краткий комментарий оценки по тем критериям, которые считаете определяющими для публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.