Научная статья на тему 'Экономическое содержание и сущность аутсорсинга'

Экономическое содержание и сущность аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркеева Галина Александровна

Рассматриваются сущность, основные черты, причины возникновения аутсорсинга как новой формы международного разделения труда. Показана его роль в создании цепочки стоимости и функционирования сетевых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание и сущность аутсорсинга»

Список литературы

1. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс ; пер. с англ. - М., 1978. - С. 387.

2. Широкова, Г. В. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика / Г. В. Широкова. - 2-е изд. - СПб. : Высш. шк. менеджмента, 2008. - С. 377.

УДК 330.1

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ АУТСОРСИНГА

Г. А. Маркеева

Рассматриваются сущность, основные черты, причины возникновения аутсорсинга как новой формы международного разделения труда. Показана его роль в создании цепочки стоимости и функционирования сетевых предприятий.

Начиная со второй половины ХХ в. экономические отношения между странами характеризуются всё большей открытостью, которая к концу ХХ - началу XXI в. достигла столь высокой степени, что ни одна национальная экономика не может функционировать изолированно от других. Как ни одна современная организация не может быть совершенной, так и ни одно государство мира не способно самостоятельно обеспечить своим гражданам полноценный доступ к материальным и культурным благам цивилизации.

Поэтому в условиях углубляющегося процесса глобализации крупные компании, лидеры мировой экономики, исчерпавшие на сегодняшний день все резервы снижения издержек, будучи в поиске конкурентных преимуществ, обращаясь к аутсорсингу, находят в нем новые пути повышениях эффективности своей деятельности.

В настоящее время интерес к аутсорсингу как к новой форме построения бизнеса значительно возрос. Глобальные экономические изменения побуждают компании к пересмотру методов организации бизнеса.

Термин «аутсорсинг» (outsoursing) происходит от английских слов «outside resourse using» - «использование внешних ресурсов». В международной бизнес-практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности внешней организации, третьей стороне.

Выделяют следующие причины актуальности использования аутсорсинга в современном бизнесе. Во-первых, большинство современных компаний стремится к применению всех новейших достижений науки, техники и технологии, чтобы выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, наилучшим образом отвечающую потребностям покупателей. К числу таких достижений относится и технология аутсорсинга.

Во-вторых, современные технологии, знания и опыт находятся, как правило, в руках специалистов, которые с выгодой для себя и клиента предоставляют необходимые услуги компаниям на условиях аутсорсинга. Это удобно для обеих сторон, так как каждая из них может сосредоточить соб-

ственные ресурсы на развитии своих сильных сторон и перспективных направлений деятельности. Это приводит к существенному сокращению расходов на производство конечного продукта, так как каждая сторона выполняет именно ту работу, которую лучше всего умеет делать, не прикладывая дополнительных усилий и не вкладывая дополнительных средств в освоение новых видов деятельности. Таким образом, это соответствует интересам потребителей, так как они получают продукт наивысшего качества по доступной цене [1].

Аутсорсинг часто называют феноменом ХХ в., а также величайшим открытием бизнеса последних десятилетий. Хотя идея и механизм реализации аутсорсинга известны с тех пор, как в экономической теории, а затем в научном менеджменте сформировались понятия «разделение труда», «специализация» и «кооперация». Тем не менее именно в условиях экономической глобализации разделение труда и производственная кооперация в мировом масштабе открывают совершенно новые перспективы для применения давно известных принципов организации производственной деятельности и управления ею [2].

Истоки практического аутсорсинга как метода производственной кооперации и высокой технологии управления в промышленности относятся к периоду «великого противостояния» двух великих менеджеров - Генри Форда и Альфреда Слоуна, и возглавляемых ими гигантов автомобильной промышленности - компаний Ford и General Motors. Еще в 30-х гг. XX в. борьба лидеров автомобилестроения показала, что в условиях жесткой конкуренции ни одна компания не может быть самодостаточной, опираться лишь на собственные ресурсы. Ряд процессов, обеспечивающих функционирование крупной компании, целесообразно и удобно передавать специализированным организациям. Вынесение производственных функций и функций управления за пределы компании положило начало практическому аутсорсингу. С 70-х гг. XX в. аутсорсинг в производстве автомобилей является основой организации производственного процесса [3].

Аутсорсинг является не только производной процесса глобализации и наиболее ярким примером новейшей формой международного разделения труда.

Выделяют пять основных причин возникновения и развития аутсорсинга:

1. Это все более глобализирующаяся мировая экономика, характеризующаяся нарастающим взаимодействием между ее субъектами, интенсифицирующимся межстрановым перемещением факторов производства в условиях либерализации мировой экономики (в том числе таможенного режима, инвестиционного климата многих стран), повышением стабильности мировой валютно-финансовой системы.

2. Информационная революция - «переворот» в средствах телекоммуникаций, дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), растущая информатизация всех сфер деятельности организации, рост объемов информационных услуг во всех сферах экономика.

3. Рост масштабов деятельности и усиление роли транснациональных компаний (ТНК) и банков, получивших возможность шире использовать преимущества международного разделения труда (МРТ) и международной кооперации производства при все более углубляющейся специализации.

4. Поиск новых путей оптимизации деятельности компаний в усиливающейся международной конкурентной борьбе, получение дополнительных конкурентных преимуществ в условиях нового МРТ.

5. Развитие специализации производства и кооперирования, т. е. МРТ, а также переход от традиционного МРТ как исторически сложившейся специализации различных стран и регионов к новому и новейшему МРТ, которое реализуется через сеть кооперационных отношений, включающих в глобальные цепочки создания стоимости предприятия не только развитых стран, но и ряда развивающихся стран с новыми для них функциями в производственном процессе [3].

Процессы экономической глобализации, затронувшие все без исключения национальные экономики, во многом определяют решение проблемы «производить или покупать?» в отношении выбора источника поставок. При правильном использовании международные, или глобальные, источники поставок (international sourcing, global soursing) становятся мощным оружием в конкурентной борьбе.

Международные корпорации все активнее переносят свои филиалы за рубеж, где изготавливаются детали, компоненты, полуфабрикаты и всё чаще передают определенные бизнес-процессы своих компаний на обслуживание другой компании, специализирующейся в определенной отрасли, внешним подрядчикам или аутсорсинговым компаниям. Главный принцип аутсорсинга: «Оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других» или «Заниматься не тем, что могу сделать лучше всего, а тем, что можно купить выгоднее всего».

За последнее десятилетие мощная волна аутсорсинга захлестнула почти все организации. В стремлении сократить размеры фирмы, уменьшить штаты штаб-квартир и сосредоточить внимание на добавочной стоимости и основных, характерных для этой фирмы видах деятельности, государственные и частные организации применяют принцип «снабжение извне» ко многим процессам, которые раньше выполнялись самими фирмами.

При изучении 149 фирм Лаурой Бироу и Стенли Фаусетт были выявлены причины использования зарубежных источников поставок [2] (табл. 1).

Таблица 1

Причины использования зарубежных поставок

Причина Доля фирм, %

Более низкие цены зарубежных источников 74

Наличие зарубежных изделий, отсутствующих внутри страны 49

Ориентация фирмы на мировые рынки 28

Передовые технологии зарубежных источников 26

Высококачественные изделия из зарубежных источников 25

Обострение мировой конкуренции 19

Развитие иностранного инвестирования 17

Удовлетворение встречной торговли или местных требований 17

Возможность лучшего сервиса или доставки 8

Следующим за импортом/экспортом ресурсов этапом является импорт/ экспорт производственных технологий, ноу-хау, вынесение производства в регионы с более дешевой рабочей силой, создание международных сетевых

производственных структур. Эффективность производственной системы, построенной по сетевому принципу, настолько очевидна, что мировая экономическая практика имеет уже множество примеров создания так называемых виртуальных корпораций, когда основные, вспомогательные и обслуживающие процессы полностью вынесены «за пределы» организации-носителя торговой марки (бренда).

Применительно к аутсорсингу структура сети зависит от количества, изменчивости и активности субъектов аутсорсинговых отношений. Это подразумевает наличие в экономике большого количества легкоадаптируемых фирм различного масштаба, объединенных «общей целью» - формированием добавочной стоимости товара/услуги в рамках сформированной цепочки [1].

Сложившийся в результате этих процессов специфический тип международного разделения производственного процесса - аутсорсинг - исследователи определяют как распределение технологических стадий производства товара или услуги между производителями, расположенными в двух или более странах. В результате складываются обширные сетевые структуры международного производственного кооперирования, охватывающие сотни и тысячи организаций. В научной литературе наряду с понятием аутсорсига в применении к процессам международного разделения производственных процессов используются понятия «фрагментация производства», «промежуточная торговля», «вертикальная специализация», «нарезание ломтиков стоимостной цепочки» [4].

Участники межстранового, международного, внутрифирменного производственного процесса, расположенные по всему миру, согласованно трудятся над изготовлением того или иного конкретного изделия, работая по согласованному плану, соблюдая единые стандарты, ритм и другие условия совместного производства. При этом каждый из участников этого интернационализированного процесса добавляет к создаваемому продукту свою стоимость в виде стоимости конкретного полупродукта, комплектующих и т. п. (осуществляет «нарезание ломтиков стоимостной цепочки»). Организация производства этой стоимостной цепочки в ходе создания международного продукта осуществляется через сетевую структуру международного производственного кооперирования, через новую форму международного разделения труда - аутсорсинговые отношения [3].

Этот производственный процесс включает и компоненты, произведенные в разных местах многими фирмами и представляющие при определенных условиях новую форму производства, и коммерциализации: высокопроизводительную, гибкую и отлаженную систему производства. Такая сеть не только по форме соответствует глобальной корпорации, получающей материалы из разных источников по всему миру. Новая производственная система основана на стратегических альянсах и сотрудничестве по временным проектам между корпорациями, децентрализованными частями крупных компаний, малыми и средними предприятиями, объединенными в сети между собой и/или с крупными корпорациями.

В последние годы сетевой принцип организации стал одним из символов общемировых революционных изменений в управлении конкурентоспособными компаниями. Стремление к снижению издержек ведет к усилению и углублению специализации - когда результатом деятельности конкретного производственного звена все чаще оказывается набор частичных промежу-

точных продуктов или даже выполнение отдельных операций. Однако в отличие от начала и середины ХХ в. эти процессы идут уже не в рамках крупных компаний, создающих специализированные подразделения или дочерние фирмы. Сегодня крупные фирмы всё чаще выносят подобные операции на «аутсорсинг», экономя на собственных управленческих изделиях.

На сегодняшний день для повышения эффективности необходима узкая специализация, которая объективно может функционировать лишь в рамках «цепочек добавленной стоимости». Эти цепочки могут состоять из десятков и сотен компаний, не связанных между собой отношениями собственности, но могут достаточно эффективно управлять извне на основе долгосрочных контрактов. Формирование таких разветвленных технологических цепочек, включающих фирмы из разных стран, часто разделенных расстояниями в тысячи километров, приводит к существенному повышению роли и значимости функций общей координации [1].

Таким образом, под аутсорсингом можно подразумевать взаимодействие экономических субъектов конкретного уровня специализации, которые образуют развитую сетевую структуру, созданную в рамках добавленной цепочки стоимости.

Разделение ответственности при использовании аутсорсинга все глубже охватывает процессы создания стоимости. Передача отдельных звеньев цепочки создания стоимости внешним исполнителям объективно необходима для любой компании. В сущности только аутсорсинг предоставляет возможность построения цепочки создания стоимости таким образом, чтобы каждое звено было обеспечено ключевыми компетенциями [2].

С 90-х гг. ХХ в. аутсорсинг становится предметом систематических научных исследований как за рубежом, так и в России. Его экономическая сущность привлекает к себе пристальное внимание, как новая форма международного разделения труда, которая формируется в условиях международных экономических отношений, создавая глобальную сетевую структуру и новую форму ведения современного бизнеса в эпоху глобализации и в условиях жесткой конкуренции.

Список литературы

1. Широкова, А. В. Развитие социально-экономических отношений в аутсорсинге в условиях глобализации : дис. ... канд. экон. наук / Широкова А. В. - М., 2009.

2. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и Аутстаффинг: высокие технологии менеджмента / Б. А. Аникин, И. Л. Рудая. - М., 2007.

3. Авдокушин, Е. Ф. Финансы и кредиты / Е. Ф. Авдокушин, А. В. Широкова. -2009. - № 2.

4. Рудая, И. Л. Развитие рынка услуг международного аутсорсинга / И. Л. Рудая // Маркетинг. - 2008. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.