Научная статья на тему 'Развитие познавательных универсальных учебных действий кадет на уроках математики через приемы педагогической техники'

Развитие познавательных универсальных учебных действий кадет на уроках математики через приемы педагогической техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Т. Н.

В статье представлен опыт работы по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках математики через приемы педагогической техники. Развитие познавательных УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники рассмотрено на конкретных примерах изучения отдельных тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий кадет на уроках математики через приемы педагогической техники»

Компетентностный подход в образовании

145

Список литературы:

1 Акулова О.В. Учимся вместе решать проблемы: методические рекомендации для разработчиков надпредметных программ. - СПб.: Образование - культура, 2004.

2 Акулова О.В., Писарева С.А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАрО, 2008.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАДЕТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

© Мартынова Т.Н.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье представлен опыт работы по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках математики через приемы педагогической техники. Развитие познавательных УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники рассмотрено на конкретных примерах изучения отдельных тем.

Без базовой математической подготовки невозможно представить качественное образование современного человека. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках.

В общеобразовательном учреждении математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, в послешкольной жизни реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует, в том числе, и математических знаний.

Суть нового подхода к образовательным стандартам состоит в том, что стандарт перестает быть «обязательным минимумом», а становиться «обязательной базой», позволяющей обеспечить многообразие вариантов жизненного пути.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Задача современной системы образования состоит не только в освоении обучаю-

Преподаватель математики.

146

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

щимися конкретных предметных знаний и навыков отдельной дисциплины, но и «универсальных учебных действий», в том смысле, что УУД представляют собой результат образовательного процесса и средства усвоения знаний, умений и компетентностей.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), регулятивные (обеспечивают организацию учебной деятельности: целеобразование, планирование, контроль, коррекцию, оценку, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы) и коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми) универсальные учебные действия [2].

Передо мной, как и другими преподавателями, встала задача формирования и развития УУД кадет на уроке. Как осуществить скрытое управление процессом обучения, то есть вовлечь ребят в самостоятельную математическую деятельность, обеспечить понимание ими математического материала и развитие интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.

Актуальность приобрели слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Для достижения поставленной цели я использую различные приемы педагогической техники.

В специальной литературе под педагогической техникой понимается комплекс навыков и умений, приемов и средств, с помощью которых достигается эффективность применяемых методов педагогического взаимодействия, как с отдельными сотрудниками, так и с подчиненным подразделением в целом [1].

Основной сущностной характеристикой педагогической техники, как области знаний, является категория «прием», который с точки зрения общеязыкового толкования представляет собой способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение. В психолого-педагогической литературе он рассматривается чаще всего в контексте приемов обучения и воспитания, в тесной связи с понятиями «действие» и «операция» [1]. Их взаимозависимость В.К. Бабанский описывает так: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления

Компетентностный подход в образовании

147

действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом» [3]. Следовательно, опираясь на вышеприведенное определение, прием можно рассматривать как способ выполнения действия посредством определенных операций. В то же время приемом может являться и само действие [1].

Понятие приема педагогической техники рассматриваются такими авторами, как В.В. Воронов, А.А. Гин, Г.А. Лебедева, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров, И.Я. Ланина, Г.И. Щукина.

Представлю проверенные на практике приемы педагогической техники, позволяющие связать фрагменты урока в единую сеть, обеспечив его логическую стройность и формировать у кадет познавательные универсальные действия.

Прием педагогической техники «Ассоциация» [4].

При знакомстве с новым понятием обучающимся предлагается высказать свои ассоциации, впечатления, образы, связанные с этим понятием, которые позволят легче усвоить новую тему.

Так изучение темы «Координатная плоскость» можно начать с обсуждения вопросов: «Оставить свои координаты» - что это значит? В каких житейских ситуациях вам приходилось пользоваться термином «координаты», людям каких профессий необходимо уметь определять координаты объектов?

При изучении темы « Шар» необходимо научить ребят различать понятия шара и сферы. Понимание этой темы вызывает трудности у большинства кадет. Будет полезным, после того как даны определения этих тел и продемонстрированы их изображения, попросить ребят привести примеры из окружающей обстановки и повседневной жизни, прокомментировав отличительные особенности.

Прием педагогической техники «Преобразование проблемы в задачу» [4].

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно. Преподаватель даёт практическое задание, не выполнимое вообще, либо не сходное с ранее выполненным заданием. Возникает столкновение с противоречием - между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать.

Например, обучающимся предлагают построить треугольник с углами 90 градусов, 120 градусов, 60 градусов. Постаравшись выполнить задание, ребята оказываются в затруднении (возникает проблемная ситуация). Данный прием используется при изучении новой темы.

Прием педагогической техники «От теории к практике».

Обучающиеся отрабатывают практические умения и навыки по использованию новых понятий, приводят примеры использования полученных знаний в повседневной жизнедеятельности.

Данный прием способствует осмыслению полученных знаний и может быть использованы на этапе обобщения полученных знаний.

148

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Например, при изучении темы «Проценты» важно продемонстрировать практическую необходимость и полезность изученного. Кадеты решают задачи, с которыми им или их родителям, знакомым уже приходилось встречаться в повседневной жизни: рассчитать скидку на товар; определить прибыль, полученную от вклада в банке; выявить самый обученный класс на курсе и т.д. Кроме того, ребята получают задание составить задачи из тех областей применения и использования полученных знаний, которые еще не упоминались на уроке. Приведу примеры составленных кадетами задач.

1. Изучить библиотечный фонд нашего училища. а) определить долю каждого жанра в сравнении с общим количеством книг; выразить полученные результаты в процентах; б) определить процент читающих кадет по каждому курсу.

2. Распределить в процентах суточную калорийность пищи в течении дня (завтрак, обед, полдник, ужин) для кадета в соответствии с нормами питания, если в долевом отношении она распределяется З : О : П : У = 5 : 7 : 3 : 5.

3. Рейтинг кадета Петрова Олега по математике за октябрь составил 3,9, а за ноябрь - 4,2. На сколько процентов кадет улучшил свой результат.

После проверки и корректирования преподавателем, составленные задачи предлагаются для ознакомления или решения (по возможности) остальным ребятам.

Прием педагогической техники «Чем больше, тем лучше» [4].

Обучающимся в конце изучения темы предлагается вспомнить и записать термины, которые были изучены. Обсуждение. Выяснение наибольшего количества записанных понятий. За наиболее полный список выставляется отметка. Далее организуется работа с понятиями и их определениями: выяснение или пояснение тех, которые не поняты; отнесение понятий к пунктам плана и др.

Обычно, на одном из обобщающих уроков по теме кадеты получают домашнее задание: повторите весь изученный теоретический материал, особо выделите те понятия, с которыми вы впервые познакомились при изучении данной темы, составьте список.

В начале следующего урока ребятам предлагается воспроизвести написанное. Далее следует коллективное обсуждение с повторением определений и правил, решение типичных задач на их применение. Очень часто в список включают понятия, известные до изучения данной темы. На это необходимо обратить внимание, вспомнить, где ранее уже встречались они и применялись.

Прием педагогической техники «Дай себе помочь» [1].

Преподаватель максимально использует ситуации, в которых обучающиеся могут ему помочь. Он предлагает ребятам (в добровольном порядке!)

Компетентностный подход в образовании

149

разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для устной работы, кроссворд на повторение, исторические справки и др.).

Чаще всего я предлагаю ребятам помочь мне подготовить и презентовать материал об Истории математики в рамках изучаемой темы; интересных фактах; дополнительной информации по теме.

Так при изучении темы «Делимость чисел» обращаю внимание кадет, что в учебнике формулируются не все существующие признаки делимости. Предлагаю желающим найти в различных источниках информации другие, не рассмотренные в учебнике и рассказать остальным для дальнейшего использования. Или, при изучении темы «Пропорция», прошу одного, двух ребят подготовить сообщение о пропорциональности в природе, архитектуре, искусстве и выступить на уроке. Такие выступления, сообщения и др. обучающиеся готовят под руководством преподавателя, что отнимает много времени, но оно стоит того. В каждом классе есть кадеты, которым интересен предмет, не зависимо от того, насколько он им дается. А для некоторых это возможность проявить себя, почувствовать себя уверение.

Приём педагогической техники «Доверяй, но проверяй».

Ни для кого не секрет, что во время проведения проверочной работы в виде ТЕСТА, слабые ребята часто списывают ответы. Чтобы отсечь такую возможность, я, решения 2-3 заданий, предлагаю оформить рядом с вариантом ответа. Причем, выборочно как для обучающегося, так и для заданий. В случае отсутствия решения, ответ не засчитывается. Приём используется при закреплении или при проверке изученного материала.

Прием педагогической техники «Знание - сила!» [4].

Преподаватель составляет подборку различных задач по теме, среди которых есть те, решение для которых смогут найти большинство обучающихся; есть те, решение которых могут предложить часть ребят, и, наконец, обязательно те, метод решения которых не знаю еще дети. Часть времени обучающиеся работают самостоятельно, затем осуществляется проверка решенных задач и поиск решения нестандартных.

В самом начале работы я определяю регламент времени для самостоятельной работы и озвучиваю установку: «Допустимо решать любыми способами, но уметь обосновать». Перебор предлагаемых кадетами методов для «решаемых» задач «увлекает» детей упорно искать способы решения нестандартных, трудных и, главное, не бояться высказывать свои идеи. Учит мыслить, убеждает в силе знаний! Показ нестандартного приема решения преподавателем или хорошо подготовленным кадетом оказывает сильное психологическое воздействие, а значит, заставляет удивляться силе знаний, влечет к учению с упорством и настойчивостью.

Развитие познавательных УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники представлено в табл. 1.

150

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Таблица 1

Приемы педагогической техники Ассоциация

Преобразование проблемы в задачу

От теории к практике

Чем больше, тем лучше Дай себе помочь Доверяй, но проверяй Знание-сила

Результаты развития УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий. Формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений.

Использование описанных приемов педагогической техники является, во-первых, важным условием профессионального роста преподавателя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД кадет, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО.

Список литературы:

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. -4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2002.

2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

3. Библиотека психолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libpsyx.ru.

4. Интернет-проект «Эффективное использование приемов педагогической техники в организации образовательного процесса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.it-n.ru/Board.aspx?cat_no=41772& Tmpl=Themes&BoardId=162836.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.