Научная статья на тему 'Пути повышения мотивации слабоуспевающих кадет в изучении предмета математики'

Пути повышения мотивации слабоуспевающих кадет в изучении предмета математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Т.Н.

В статье представлен опыт работы по повышению мотивации слабоуспевающих кадет в изучении математики, проанализированы возможные причины неуспеваемости обучающихся. Рекомендованы методы, приемы, способы и подходы к преподаванию предмета, позволяющие ребенку почувствовать себя успешным на уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения мотивации слабоуспевающих кадет в изучении предмета математики»

96

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Георгиевский А.В., Шишкова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.

2. Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 263 с.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд-во Академии Наук РСФСР, 1945. - Т. 6.

4. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. - М.: АСТ-АТД, 1998. - 256 с.

5. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997. - 336 с.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ КАДЕТ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКИ

© Мартынова Т.Н.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье представлен опыт работы по повышению мотивации слабоуспевающих кадет в изучении математики, проанализированы возможные причины неуспеваемости обучающихся. Рекомендованы методы, приемы, способы и подходы к преподаванию предмета, позволяющие ребенку почувствовать себя успешным на уроке.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15 % до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы [1].

Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.

Для меня, как преподавателя, эта проблема является одной из важных.

В ходе многолетней работы и изучения соответствующей литературы, выделяю две основные группы слабо успевающих обучающихся: 1) те, кто

Преподаватель математики.

Теория и методика обучения и воспитания

97

не справляется с программой в силу своих природных особенностей, то есть, не могут усвоить необходимый минимум материала, и 2) те, кто не хочет заниматься из-за ряда других различных причин, причем способности от природы у них бывают отличные.

Предлагаю обсудить вопросы преподавания математики, которые позволили бы и слабым кадетам почувствовать, что они «тянут», вопросы, напрямую связанные с повышением уровня мотивации у определённой категории обучающихся. Ведь не секрет, что один и тот же ребёнок средних способностей или ниже среднего для обучения по одному предмету имеет мотивацию, а по другому предмету - нет. Почему? Ог кого и чего это зависит? И, какие методы, приемы, способы, подходы позволят сделать математику пусть не самым любимым предметом, а хотя бы предметом, который изучают с желанием, без боязни.

Выделю факторы, влияющие на повешение мотивации слабоуспевающих обучающихся.

Первое обходимое условие: понимание изучаемого материала.

Математика отличается от всякой другой науки тем, что каждое вперёд продвижение, базируется на старом освоенном материале. Это (и не только это) делает математику уникальной дисциплиной и трудной для усвоения.

Исследования ученых показывают, что отставание в учении у большинства школьников из-за пробелов в навыках учебного труда и меньше из-за пробелов в развитии мышления. Для ликвидации этих пробелов можно заранее готовить вопросы для слабо успевающих, карточки-консультации, алгоритмы начальных действий, планировать различные средства для поддержания активности в течение урока. При проведении самостоятельной работы сложные задания расчленять на ряд простых, трудные задачи - на ряд элементарных, оказывать различные виды помощи [4].

Оказание помощи слабо успевающим обучающимся должно неразрывно сочетаться с созданием ситуации, где бы кадеты могли проявить самостоятельность, эмоционально почувствовать радость успеха.

Не секрет, что доказательства теорем, решения геометрических задач вызывают трудности у многих ребят, не говоря уже о тех, кто слабо успевает. Для того чтобы свести эти трудности к минимуму, нужно составлять план доказательства, решения задачи, использовать памятки, таблицы. Организация и темп работы напрямую связаны с умением ребят пользоваться книгой, таблицами, наглядными пособиями, плакатами, счетными инструментами, а так же различными чертежами и графиками. Необходимо научить кадет всевозможным видам и способам проверки алгебраических и геометрических задач, математических упражнений [4].

Формирование навыков самоконтроля приобретает особое значение в связи с тем, что у обучающихся при этом развивается логическое мышление, и ликвидируются пробелы в знаниях, так как при проверке осуществ-

98

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ляется и своего рода повторение пройденного материала, рассмотрение его в новых ситуациях, взаимосвязях.

Проблема дифференцированного подхода не является новой, однако выдвижение и развитие идеи планирования обязательных результатов обучения, стандартов математического образования, позволило подойти к этой проблеме с новых позиций.

Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что перед разными категориями обучающихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного объективно обусловленного уровня математической подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов [3].

Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке обучающихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях.

При этом открытая информация о стандартах дает возможность ребенку осознанно избирать индивидуальную траекторию своего развития[6].

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Приведу следующие виды работы по применению мною дифференциального подхода: трёхвариантные задания по степени трудности и увеличения объема -облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется кадету); общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности; индивидуальные дифференцированные задания; общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

Как уже было сказано выше, у отдельных обучающихся отставания по математике связано с низким уровнем их развития, поэтому не только сильным, но и слабым надо давать задания, требующих нестандартных решений, конечно, более простые, чем сильным. В каждом из вариантов можно предусмотреть материал с подробными инструкциями, предназначенный для оказания учащимся помощи в выполнении предлагаемых заданий. Это могут быть образцы решений, алгоритмические предписания, задания с начатым, но неоконченным решением, задания с пропущенными данными, задания с выбором ответа, данные для самоконтроля, ответы.

Вторым условием по важности, это качественная подача изучаемого материала: кроме учебника и задачника, использование различных пособий, в том числе и компьютерные разработки (видеоуроки, презентации, игры и т.д.).

В наши дни преподавателю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Но не стоит забывать, что использование

Теория и методика обучения и воспитания

99

средств ИКТ в рамках традиционной модели обучения не в состоянии в полной мере реализовать значительный дидактический потенциал этих средств.

В своей работе я использую такие виды электронных образовательных ресурсов: компьютерные презентации, которые служат для визуализации учебного материала, повышение наглядности в обучении; тренажёрные программные средства, которые применяются отработки необходимых навыков и умений; контролирующие программные средства, которые обеспечивают оперативный контроль и оценку учебных достижений воспитанников; информационно-поисковые, справочные системы, электронные энциклопедии, библиотеки.

Следующим фактором успешной работы со слабоуспевающими кадетами является хорошо продуманное, грамотно спланированное, систематически проводимое на каждом уроке повторение.

В связи с этим особо важное значение приобретают вопросы: Что надо повторять? Как повторять? Когда повторять?

Первое требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени: когда повторять? Как утверждал В.П. Вахтеров -известный российский педагог, ученый, методист начальной школы, деятель народного образования: «Оно должно осуществляться по принципу: учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое».

Повторение пройденного материала стало в моей работе неотъемлемой частью каждого урока. Недаром говорят: «Повторение - мать учения».

При сообщении нового материала одновременно повторяется ранее изученный материал. Ребята должны чувствовать потребность для повторений. Это достигается тем, что при изучении нового материала провожу его сравнение, сопоставляю со старым, устанавливаю аналогии между ними, провожу обобщение, углубление и систематизацию. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми кадетами. Наряду с текущем повторением необходимо и тематическое по окончании темы, заключительное - по окончании раздела, курса в целом, на которых устанавливаются более широкие логические связи между темами и разделами, подчеркиваются те основные и ведущие идеи, которые лежат в основе данной учебной дисциплины.

Второе требование к организации повторения должно отвечать на вопрос: Что повторять?

Изучая методическую литературу по данной проблеме, я выделила для себя необходимые условия для отбора учебного материала по различным видам повторения: не следует повторять все ранее пройденное; нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал; не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное. При отборе материала для повторения необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом [2].

100

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Третье требование к организации повторения математики должно отвечать на вопрос: как повторять?

Для повышения интереса и активности кадет при повторении необходимо применять различные приемы и методы работы, разнообразить повторяемый материал, старый материал рассмотреть с новых точек зрения, устанавливать все новые и новые логические связи, стимулировать самостоятельную работу обучающихся.

Конечно, причины неуспеваемости могут быть самыми различными, но одной из них является слабое знание преподавателем личности обучающегося. В связи с этим весьма актуальной становится тема учёта психологических особенностей неуспевающих кадет. Поташник М.М. в методическом пособии «Требования к современному уроку» отмечает: «... почти все учителя, которые не могут добиться сколько-нибудь хороших результатов, не понимают, что причина их непрофессионализма кроется именно в незнании психологии, в незнании ребёнка, в непонимании механизмов, с помощью которых у него происходит усвоение учебного материала. Причину своих неудач такие учителя видят в чём угодно, но только не в себе, а прежде всего - в детях, которые де нерадивы, ленивы, тупы, якобы не хотят учиться и т.п.» [5].

Думаю, что реализация выше изложенного позволит добиться более активной работы обучающихся на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении детей. - «Ось-89», библиотека Хакасского Госуниверситета им. Н.Ф. Ка-танова. - 1997.

2. Аракелян О.А. Некоторые вопросы повторения математики в средней школе. - М.: «Учпедгиз», 1960.

3. Дегтярева Е.А. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru/.

4. Кудро Н.Е. Пути индивидуализации в процессе математического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: festival.1september.ru.

5. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. - М.: «Центр педагогического образования», 2008.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: «Академия», 2002.

7. Такман Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. - М.: «Просвещение», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.