Научная статья на тему 'Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения'

Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3336
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / COGNITIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / INDEPENDENT THINKING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулагина И.В.

В статье раскрываются основные показатели сформированности познавательных способностей школьников, рассмотрены способы развития познавательных способностей учащихся на уроке, анализируются блоки познавательной деятельности в учебно-познавательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of co gnitive abilities of school pupils as a way to activate their learnin g process

In this article we identify the main indicators showing formation of cognitive abilities in elementary school pupils. Then we examine some ways of developing such cognitive abilities in children attending lessons. Finally we analyze the blocks of cognitive activity in the cognitive learning process.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения»

ных математических дисциплин предоставляет широкие возможности для формирования научного мировоззрения, математического мышления, математического мастерства, культуры математического языка и развития эстетического качества личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Birkhoff G.D. Aesthetic Measure. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1933.

2. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. — 1982. — № 2.

3. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. — М.: Сов. радио, 1970.

4. Матросов ВЛ, Мирзоев М.С., Каладзе ВА. Дискретная математика. Учебное пособие. — М.:МПГУ, 2008.

5. Мирзоев М.С. Математическая логика. Учебное пособие. — М.: МПГУ, 2008.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ИХ УЧЕНИЯ

И.В. Кулагина, НОУ СОШ «Свет», аспирант кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, (916) 4534268

В статье раскрываются основные показатели сформированности познавательных способностей школьников, рассмотрены способы развития познавательных способностей учащихся на уроке, анализируются блоки познавательной деятельности в учебно-познавательном процессе.

Ключевые слова: познавательные способности школьников, самостоятельность мышления, мотивация.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF SCHOOL PUPILS AS A wAY TO ACTIVATE THEIR LEARNING PROCESS

Kulagina I.V.

In this article we identify the main indicators showing formation of cognitive abilities in elementary school pupils. Then we examine some ways of developing such cognitive abilities in children attending lessons. Finally we analyze the blocks of cognitive activity in the cognitive learning process.

Key words: cognitive abilities of schoolchildren, independent thinking, motivation.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке и практике. Реализация принципа активности в обучении имеет первостепенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от того, насколько качественно будет организована эта деятельность, зависит будущий результат обучения, развития и воспитания школьников. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают у учащихся затруднения как в их применении, так и в объяснении наблюдаемых явлений и решении конкретных задач. Одним из существенных недостатков современного образования остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательных способностей (РПС) школьников. Особая значимость РПС состоит в том, что учение, являясь

отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Ее преобразующий характер всегда связан со способностями субъекта.

Можно выделить следующие основные показатели сформированности познавательных способностей школьников:

1) определенный фонд знаний и умений, их качество, степень обобщенности;

2) уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития познавательных способностей учащихся: внимания, памяти, воображения; эти качества являются основой продуктивного мышления;

3) уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.), производимых им

в процессе учебно-познавательной деятельности; владение обобщенными приемами познавательной деятельности.

Воспроизводящий и творческий характер деятельности в учебном процессе не исключают друг друга — они органически связаны между собой. Воспроизводящие задачи содержат элементы творчества, а творчество включает в себя воспроизведение и преобразование знаний. Без сомнения, познавательные способности учащихся развиваются в творческой деятельности.

Уже долгое время обсуждается одна из важнейших тем дидактики: каким образом развивать познавательные способности учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х гг., в котором его автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта деятельность состояла в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа. Этот вопрос остается актуальным и сегодня.

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации познавательной деятельности школьников.

В процессе обучения формируются определенные умения, характеризующие развитие познавательных способностей учащихся. Формирование умений, как и развитие творческих способностей, возможно только в процессе деятельности. Выявленная современной психологией главная функция психики — функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности — лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной.

Советский философ М.С. Коган выделяет пять блоков познавательной деятельности:

— выработка мотивации (обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания);

— конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия (принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование);

— психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими (состоит из системы ведущих знаний: представления, факты, понятия, законы, теории; способов учения: инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике);

— ценностно-волевой блок (внимание, память, воля);

— блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь (получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей).

Наличие последнего компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов меж-

ду собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.

Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

В ходе этой деятельности и формируются учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные способности. Такую классификацию дает Ю.К. Бабанский [1] и Н.А. Лош-карева [2]. Мы остановимся подробнее только на учебно-интеллектуальных способностях.

В своей работе Ю.К. Бабанский выделяет следующие блоки познавательной деятельности, часть из которых совпадает с уже упомянутыми блоками М.С. Когана:

— мотивация к деятельности;

— способность внимательно воспринимать информацию;

— способность рационально запоминать;

— способность логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное;

— способность решать проблемно-познавательные задачи;

— умение самостоятельно выполнять упражнения;

— способность осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.

Как видим, Ю.К. Бабанский в основу свой классификации положил деятельный подход, и его классификация несколько отличается от предыдущей.

Многолетний психолого-педагогический эксперимент В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и других психологов убедительно показывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причем в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени.

Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогики — до конца вскрыть все резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

Самостоятельность мышления нельзя получить путем одностороннего изучения готовой информации. Поэтому способов изучения, обращенных к репродуктивному мышлению, вниманию и памяти, недостаточно. Наряду с ними необходимы способы, которые побуждают учащихся к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению теоретических проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982.

2. Воспитание ученика. Сборник программно-методических материалов / Сост. В.М. Коротов, Н.А. Лошкарева, В.Н. Зайцев. — М., 1990.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1974.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1986.

5. ЯкиманскаяИ.С. Развивающее обучение. — М., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.