Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Л.А., Быстрова О.Л.

В статье раскрывается методика спортивно-оздоровительных занятий, проводимых во внеурочное время с внедрением игровых видов спорта (баскетбол, флорбол), интерактивных технологий, которые будут способствовать развитию физических кондиций и познавательных способностей младших школьников. Целью данной работы является изучение влияния внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности на развитие познавательных способностей младших школьников. Предложенные формы и методы организации внеурочной деятельности с включением игровых интерактивных технологий и заданий позволили повысить познавательные способности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березина Л.А., Быстрова О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING COGNITIVE ABILITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

The article reveals the methodology of sports and recreation classes conducted after school hours with the introduction of team sports (basketball, floorball), interactive technologies that will contribute to the development of physical conditions and cognitive abilities of younger schoolchildren. The purpose of this work is to study the influence of extracurricular sports and recreational activities on the development of cognitive abilities of younger schoolchildren. The proposed forms and methods of organizing extracurricular activities with the inclusion of interactive game technologies and tasks allowed increasing the cognitive abilities of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (4)_2022, Vol. 6 (4)

Дата публикации: 01.12.2022 Publication date: 01.12.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_45 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_45

УДК 371.384.2 UDC 371.384.2

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л.А. Березина, О.Л. Быстрова

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия

Аннотация. В статье раскрывается методика спортивно-оздоровительных занятий, проводимых во внеурочное время с внедрением игровых видов спорта (баскетбол, флорбол), интерактивных технологий, которые будут способствовать развитию физических кондиций и познавательных способностей младших школьников. Целью данной работы является изучение влияния внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности на развитие познавательных способностей младших школьников. Предложенные формы и методы организации внеурочной деятельности с включением игровых интерактивных технологий и заданий позволили повысить познавательные способности младших школьников. Ключевые слова: младшие школьники, спортивно-оздоровительная деятельность, познавательные способности, физическая культура.

DEVELOPING COGNITIVE ABILITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES L.A. Berezina, O.L. Bystrova

Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia

Annotation. The article reveals the methodology of sports and recreation classes conducted after school hours with the introduction of team sports (basketball, floorball), interactive technologies that will contribute to the development of physical conditions and cognitive abilities of younger schoolchildren. The purpose of this work is to study the influence of extracurricular sports and recreational activities on the development of cognitive abilities of younger schoolchildren. The proposed forms and methods of organizing extracurricular activities with the inclusion of interactive game technologies and tasks allowed increasing the cognitive abilities of younger schoolchildren.

Keywords: junior schoolchildren, sports and recreational activities, cognitive abilities, physical culture.

Введение. Современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к развитию личности ребенка. В результате анализа психолого-педагогических исследований специалистов Баландина В.А, 1999; Березиной, Л.А., Быстровой О.Л., 2018; Кочиевой Э.Р, 2016; Пащенко Л.Г., 2000, было выявлено, что при занятиях физической культурой и спортом те респонденты, что занимают активную двигательную позицию, становятся активными участниками и ведущими в процессе любой предложенной двигательной деятельности. Согласно федеральному государственному

образовательному стандарту начального общего образования, физическая активность детей младшего школьного возраста, предусматривающая совокупность всех видов деятельности, реализуется через урочную и внеурочную форму занятий [1 ].

Нарушение принципов построения образовательного процесса младших школьников ведет к неблагоприятным последствиям в формировании функциональных систем мозга, и впоследствии становления на их основе психических процессов сводится к тому, что учащиеся младших классов перегружаются учебной

деятельностью, что противоречит сущности школьного детства, то есть активному творчеству, игровой деятельности, физической активности [2-3]. Но мы забываем, что основу для формирования функций головного мозга составляют именно те виды деятельности, которые позволяют в дальнейшем продуктивно реализоваться в учебной деятельности. В связи с чем дефицит двигательной активности может оказывать неутешительное влияние на общее развитие ребенка, его умственную и физическую работоспособность [4-6].

С внедрением новых видов спорта в программы внеурочной деятельности повышается мотивация к занятиям физической культурой, к самосовершенствованию и получению новых знаний в области физической культуры. Актуальной в связи с этим становится проблема поиска и разработки эффективных методик внеурочной деятельности, сочетающие в себе различные формы проведения занятий с внедрением интерактивных технологий.

Нами была внедрена методика спортивно-оздоровительных занятий,

которая включала интерактивные формы работы, направленные на развитие познавательных способностей, таких как память, мышление, умственная работоспособность младших школьников. Это дало возможность расширить рамки технической и тактической подготовки детей на занятиях баскетболом и флорболом.

Целью данной работы является изучение влияния внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности на развитие познавательных способностей младших школьников.

Методы и организация исследования. Педагогический эксперимент посвящен обоснованию методики спортивно-оздоровительных занятий с внедрением интерактивных технологий для учащихся младшего школьного возраста. На первом этапе работы был проведен анализ научно-методической литературы с целью теоретического обоснования влияния игровых

МОБЕКК КБиЕБ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (4)

видов спорта на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста. Полученная информация позволила выявить и внедрить наиболее эффективные средства и методы проведения занятий баскетболом и флорболом на основе интерактивных технологий.

Для определения уровня сформирован-ности познавательных способностей (память, внимание, умственная работоспособность) были определены диагностические методики. Объем слуховой памяти младших школьников определялся с помощью методики запоминания десяти слов А.Р. Лурия [7]. Внимание определялось с помощью диагностической методики «корректурная проба» [8]. Для выявления уровней умственной работоспособности применялась методика 4-минутного дозированного задания по буквенным таблицам Анфимова [9].

Полученные в ходе исследования данные обрабатывались методами математической статистики. Достоверность различий между разными выборками проводилась по критерию Стьюдента.

Интерактивные формы включали работу на интерактивной доске, беспроводных планшетах для моделирования простейших игровых действий, принятия решения тактических задач в упрощённых условиях, работу в ротационных тройках без ограничения и с ограничением временного промежутка.

В исследованиях приняли участие дети младшего школьного возраста 9-10 лет (122 человека) МОУ СОШ №15, МОУ СОШ №4 г. Ульяновска. Были сформированы контрольная группа (КГ) - 60 школьников, и экспериментальная группа (ЭГ) - 62 школьника.

Результаты исследования и их обсуждение. Организация внеурочной деятельности с учащимися контрольной группы проводилась в соответствии с ФГОС, учащиеся экспериментальной группы занимались по предложенной нами методике. Предложенная методика

МОБЕБК КБЦЕБ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (4)

предусматривает обеспечение дополнительной двигательной активности младших школьников средствами спортивных игр с применением интерактивных заданий для повышения познавательных способностей младших школьников.

При организации спортивно-оздоровительных занятий с детьми младшего школьного возраста речевой фактор играет важную роль в контакте с учителем.

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей памяти младших школьников КГ и ЭГ, баллы

Поэтому, одним из изучаемых показателей познавательной деятельности младших школьников явилась слуховая память.

Полученные результаты исходного тестирования показателей слуховой памяти свидетельствуют о некотором преимуществе учащихся ЭГ над сверстниками КГ при однопроцентном уровне значимости (табл. 1).

Группы Периоды

До эксперимента После эксперимента

Статистические показатели (х±ш)

Контрольная группа 3,82+0,12 4,05+0,14

Экспериментальная группа 4,33+0,14 4,62+0,11

Межгрупповая достоверность различий

<0,01 <0,01

По окончании эксперимента наблюдения за учащимися обеих групп позволяют говорить о том, что показатели слуховой памяти улучшаются как в КГ, так и в ЭГ. Однако полученные изменения недостоверны.

Межгрупповые различия показателей слуховой памяти у учащихся КГ и ЭГ составили 14,1% (р<0,01). Следовательно, можно сделать заключение, что за период педагогического эксперимента школьники ЭГ вышли на более высокий уровень развития слуховой памяти (х=4,62 баллов) по сравнению с учащимися КГ.

Изучение состояния внимания у младших школьников позволило дать

следующие характеристики. Выявлено незначительное преимущество на начало эксперимента в показателях внимания у ЭГ по сравнению с показателями КГ. Межгрупповые достоверные различия показателей прослеживаются при пятипроцентном уровне значимости (табл. 2).

Итоговые результаты тестового задания на внимание с младшими школьниками КГ и ЭГ свидетельствуют о положительной динамике в обеих группах. В КГ исследуемый показатель улучшился на 6,5% (р>0,05) и достиг 7,24 баллов, у школьников ЭГ данный показатель улучшился достоверно (11,0%, р<0,01) и составил 8,08 баллов.

Таблица 2

Сравнительная характеристика показателей внимания младших школьников КГ и ЭГ,

баллы

Группы Периоды

До эксперимента После эксперимента

Статистические показатели (х+ш)

Контрольная группа 6,80+0,15 7,24+0,20

Продолжение таблицы 2

МОБЕКК КБЦЕБ ОБ БЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (4)

Экспериментальная Группа 7,28+0,13 8,08+0,19

Межгрупповая достоверность различий

<0,05 <0,01

Результаты изучения умственной работоспособности младших школьников выявил положительную динамику в обеих группах (табл. 3). По нашим данным, количественные и качественные показатели умственной работоспособности улучшаются с возрастом, что является проявлением

Сравнительная характеристика умственно

функционального созревания центральной нервной системы (ЦНС). На начальном этапе эксперимента, полученные результаты умственной работоспособности не выявили значимого преимущества (табл. 3).

Таблица 3

работоспособности школьников КГ и ЭГ

Показатели

Группы Период Объем работы, кол-во знаков Коэффициент продуктивности, % Количество ошибок на 500 знаков

до эксперимента 350,1+9,2 27,68+1,40 11,15+0,55

КГ после эксперимента 375,1+10,2 31,14+1,33 11,05+0,52

до эксперимента 375,1+10,2 31,91+1,23 9,28+0,51

ЭГ после эксперимента 420,5+11,0 35,05+1,42 8,94+0,50

В конце эксперимента прирост показателей умственной работоспособности выявил достоверные изменения в обеих группах. Все анализируемые показатели: «объем работы», «коэффициент продуктивности» и «количество ошибок» -улучшились в ЭГ при однопроцентном уровне значимости, тогда как в КГ при пятипроцентном уровне значимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березина, Л. А. Особенности разноуровневых двигательных режимов младших школьников во внеурочной форме занятий / Л. А. Березина, О. Л. Быстрова // Поволжский педагогический поиск: Ульяновск. - 2018 -№ 4(26) - С. 92-98.

2. Кочиева, Э. Р. Учет возрастных особенностей при выборе методов, методик и технологий физического воспитания / Э. Р. Кочиева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. -Т. 5. - № 3(16). - С. 129-131.

Заключение. Предложенная экспериментальная методика в рамках внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности обеспечила целостный подход к развитию познавательных способностей младших школьников, а также накоплению двигательных умений в игровых видах спорта.

3. Пащенко, Л. Г. Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук // Пащенко Лена Григорьевна.. - Омск, 2000. - 32 с.

4. Баландин, В. А. Основные принципы физкультурного воспитания в начальной школе / В. А. Баландин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды НИИ проблем физической культуры и спорта КГАФК. Краснодар: КГАФК, 1999. - Т.2. - С. 113-117.

5. Дворкина, Н. И. Интегративное развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы /

H. И. Дворкина, О. С. Трофимов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

- 2008. - № 6. - С. 28-31.

6. Малинкина, Т. С. Обучение младших школьников эвристическим приемам решения творческих задач в ходе внеурочной деятельности / Т. С. Малинкина // Начальное образование.

- 2018. - № 6. - С. 24-28.

7. Запоминание десяти слов по методике Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975. 158 с.

8. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.

9. Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для педагогов / Л. В. Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

REFERENCES

I. Berezina L.A., Bystrova O.L. Features of multilevel motor modes of younger schoolchildren in extracurricular activities. Volga Region Pedagogical Search: Ulyanovsk, 2018, no. 4(26), pp. 92-98. (in Russ.)

2. Kochieva, E.R. Accounting age features in selecting methods, techniques and technologies

MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (4)

physical education. Baltic Humanitarian Journal, 2016, vol. 5, no. 3(16), pp. 129-131. (in Russ.)

3. Pashchenko L.G. Harmonization of physical and mental development of younger schoolchildren in the process of physical education: an author's abstract. Omsk, 2000. 32 p. (in Russ.)

4. Balandin, V.A. Basic principles of physical education in primary school. Relevant Issues of Physical Culture and Sports: proceedings of the Research Institute of Problems of Physical Culture and Sports of the KSUPC. Krasnodar: KSUPC, 1999, vol. 2, pp. 113-117. (in Russ.)

5. Dvorkina N.I., Trofimov O.S. Integrated development of physical and intellectual abilities of low-fitness preschool children. Physical education: education, training, 2008, no. 6, pp. 28-31. (in Russ.)

6. Malinkina, T.S. Teaching younger schoolchildren to heuristic methods for solving creative problems in the course of extracurricular activities. Primary Education, 2018, no. 6, pp. 24-28. (in Russ.)

7. Memorizing ten words by the Luria A.R. method. Attention and memory. Moscow, 1975. 158 p. (in Russ.)

8. Semago N.Ya., Semago M.M. Theory and practice of assessing the mental development of a child. Preschool and primary school age. St. Petersburg: Rech', 2005. 384 p. (in Russ.)

9. Cheremoshkina, L.V. Development of children's attention: A popular manual for teachers. Yaroslavl: Akademiya Razvitiya, 1997. 240 p. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Лариса Анатольевна Березина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, e-mail: berezinalar@yandex.ru.

Ольга Леонидовна Быстрова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, e-mail: leons66@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Larisa Anatol'evna Berezina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sports Disciplines and Physical Education, Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, e-mail: berezinalar@yandex.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ol'ga Leonidovna Bystrova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Physical Culture and Life Safety, Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, e-mail: leons66@mail.ru.

Для цитирования: Березина, Л. А. Развитие познавательных способностей младших школьников в спортивно-оздоровительной деятельности / Л. А. Березина, О. Л. Быстрова // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 4. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_45

For citation: Berezina L.A., Bystrova O.L. Developing cognitive ability of younger schoolchildren in sports and recreational activities. Modern Issues of Biomedicine, 2022, vol. 6, no. 4. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_457

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.