Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
младшие школьники / образование / внеурочная деятельность / primary schoolchildren / education / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бетина Е.И., Тарасова В.В.

В современном образовательном пространстве вопрос развития интереса младших школьников продолжает оставаться одним из важнейших, поскольку познавательный интерес является важным фактором проявления активности и успешности обучения в школе. Без преувеличения, развитие познавательного интереса можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой образовательной деятельностью, обновлением содержания образования и формированием у учащихся методов самостоятельного приобретения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

In the modern educational space, the issue of developing the interest of younger schoolchildren continues to be one of the most important, since cognitive interest is an important factor in the manifestation of activity and success in school. Without exaggeration, the development of cognitive interest can be called one of the central problems of modern school. Its relevance is determined by the educational activity itself, updating the content of education and the development of methods for independent acquisition of knowledge among students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37 Бетина Е.И., Тарасова В.В.

Бетина Е.И.

магистрант

Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)

Научный руководитель: Тарасова В.В.

старший преподаватель кафедры начального образования гуманитарно-педагогического факультета Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в современном образовательном пространстве вопрос развития интереса младших школьников продолжает оставаться одним из важнейших, поскольку познавательный интерес является важным фактором проявления активности и успешности обучения в школе. Без преувеличения, развитие познавательного интереса можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой образовательной деятельностью, обновлением содержания образования и формированием у учащихся методов самостоятельного приобретения знаний.

Ключевые слова: младшие школьники, образование, внеурочная деятельность.

Внедрение новых образовательных стандартов в начальной школе влечет за собой разработку такой модели обучения, при которой национальные стандарты общего образования гарантируют ее достижение, поэтому обязательно развитие познавательного интереса, а Федеральные

государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентированы на формирование личностных качеств, в том числе на познание окружающего мира, интерес. Важно, чтобы учащиеся могли не только воспроизводить знания по предметам в стандартных учебных ситуациях, но и использовать их для решения учебно-познавательных и педагогических практических задач.

Цель статьи - выявить условия, при которых задания проблемного характера способствуют развитию познавательных интересов младших школьников, и апробировать их в ходе опытно - педагогической работы.

Анализ исследований и публикаций. В связи с социальной и психолого-педагогической значимостью, недостаточной теоретико-методической разработанностью изучение особенностей развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста в урочной и неурочной деятельности выступает актуальной темой исследовательских трудов: Акимовой, Л.А., Лутовиной Е.Е., Козиной Е.Ф., Добротина Д.Ю., Смирновой М.С., Исаева Е.И.

Изложение основного материала. В настоящее время понятие способность можно интерпретировать по-разному.

Б.М. Теплов дает такое определение: «способности - это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, но сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности» [9, с. 248].

Основное развитие способностей детей младшего школьного возраста напрямую связано с учебной (урочной и неурочной) деятельностью. Потому что именно в таком возрасте наблюдается реорганизация способностей личности в способности субъекта деятельности, что зависит от повышения общего уровня мыслительных процессов.

Большое значение в младшем школьном возрасте вносится развитию познавательных способностей. Они представляют необходимость условия для вырабатывания умственных качеств у детей, учит самостоятельности.

Работа по формированию познавательных способностей в большинстве случаев реализуется на уроках. Поэтому важно организовывать урочную деятельность так, чтобы такой процесс имел систематичность и был направлен на достижение высоких результатов.

На сегодняшний день под урочной деятельностью подразумевается такая деятельность, которая обязательно планируется и организовывается на основе требований федерального государственного стандарта, соответствует образовательной программе, базируется на системно-деятельностном подходе, включает в себя личностно-ориентированные технологии обучения.

Урочная и внеурочная деятельность, являющиеся элементами учебного процесса, имеют как схожие, так и различные характерные черты. Если урочная деятельность выполняет роль основной деятельность учащихся в школе, то внеурочная деятельность - главным дополнением, средством последующего развития познавательных способностей младшего школьного возраста.

Современная школа не может гарантировать успешную социализацию личности, сейчас она является только частью. Поэтому педагогу нужно ориентироваться на творческой активности, активизации самостоятельности, инициативности и самосовершенствовании обучающихся. Такую задачу нереально решить без развития познавательной активности.

Основным новообразованием в младшем школьном возрасте заключается ориентация на группу детей одного возраста. Необходимость во взаимодействии преобразовывается, именно в группе формируется самознание. По мнению И. В. Дубровиной, способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников для развития у них чувства собственной компетентности, умелости [3, с. 18].

В педагогической деятельности акцентирую внимание на различные приёмы и методы, которые могли бы вовлечь детей и сделать процесс обучения

интересным, с целью повышения уровня общего развития обучающихся. Практика показывает, что при работе с детьми младшего школьного возраста можно и нужно использовать программированные задания, использовать занимательные упражнения, ставить проблемные ситуации. Такие занятия нравятся детям, не надоедают им, активизируют их познавательную деятельность, заставляют постоянно «думать».

Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, обучающийся как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя текст, находят новые сведения из дополнительных источников. Эти сведения могут носить разный характер, так как дети используют различные литературные пособия. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Именно поэтому необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Во время уроков использую игровые технологии, направляющим методом которых является игра. Это и игры - путешествия, деловые игры, дидактические игры, игры - экскурсии, и ролевые, игры - спектакли. Такие

игры позволяют сделать урок понятным, интересным, помогает повысить активность детей, снять напряжение и усвоить знания: (Например, «Урок -сказка», «Игры с именем прилагательным», «Морская прогулка в царство жемчужин», «В гостях у Белоснежки и семи гномов», «Урок - викторина»). Самостоятельность, которую ребенок проявляет в игровой деятельности, в подготовке к игре, к уроку, преобразуется в учебную инициативность, самостоятельность суждений. Умение ребенка следовать по правилу, по инструкции - формирует произвольные психические процессы, у него возникает инициативность в познавательной деятельности.

Выводы. Развитие познавательной активности в самостоятельном приобретении информации и знаний требует создания определенных психолого-педагогических условий и правильной организации обучения. Использование коммуникативных приемов дает детям возможность работать в сотрудничестве как с учителями, так и с друзьями. Основной формой работы является работа в группах, парах, в дискуссиях, в образовательных диалогах. Например, предлагается, чтобы дети составляли задания друг для друга, обменивались ими и выполняли, обсуждали задания в группах, находили способы решения проблем, обсуждали интересные факты, сочиняли истории, выбирали интересные отрывки, распределяли роли, придумывали иллюстрации в тексте. Формы работы, такие как образовательный диалог и дискуссия. Детям предоставляется возможность высказаться, выразить себя, но для этого необходимо обратиться к дополнительным источникам (помощь взрослых, дополнительная литература, печать, телевидение).

Создание дружественной атмосферы, простота использования, дисциплинированность, уважение преподавателя к ученикам и увлеченность процессом обучения являются важными условиями в развитии познавательной активности. Для достижения удовлетворительных результатов в личностном воспитании и перевоспитании необходимо было перейти к проведению личностно-ориентированных уроков. Такие уроки должны быть построены таким образом, чтобы дети могли учиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимова, Л.А. Здоровье сберегающие технологии в школе: методика обучения и воспитания БЖД: учебник для среднего профессионального образования / Юрайт, 2024. — 336 с. URL: https://urait.ru/bcode/542885;

2. Акимова, Л.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях: учебник для вузов / Юрайт, 2024. — 336 с. URL: https://urait.ru/bcode/542884;

3. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина — М.: Просвещение, 2003. — 315 с;

4. Жиенбаева, Н.Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 116-119;

5. Исаев, Е.И. Педагогическая психология: учебник для вузов / Юрайт, 2024. — 385 с. URL: https://urait.ru/bcode/535786;

6. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебник для вузов / Юрайт, 2024. — 873 с. URL: https://urait.ru/bcode/53604;

7. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Юрайт, 2024. — 380 с. URL: https://urait.ru/bcode/542359;

8. Суртаева, Н.Н. Педагогика: педагогические технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / Юрайт, 2024. — 250 с. URL: https://urait.ru/bcode/542095;

9. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т.ч. М.:Педагогика, 1985

Betina E.I., Tarasova V. V.

Betina E.I.

Melitopol State University (Melitopol, Russia)

Scientific advisor: Tarasova V.V.

Melitopol State University (Melitopol, Russia)

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract: in the modern educational space, the issue of developing the interest of younger schoolchildren continues to be one of the most important, since cognitive interest is an important factor in the manifestation of activity and success in school. Without exaggeration, the development of cognitive interest can be called one of the central problems of modern school. Its relevance is determined by the educational activity itself, updating the content of education and the development of methods for independent acquisition of knowledge among students.

Keywords: primary schoolchildren, education, extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.