Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательные процессы / воображение / память / внимание / мышление / cognitive processes / imagination / memory / attention / thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Х. Тушаева, Р.М. Эхаева

C целью изучения особенности развития познавательных процессов младшего школьного возраста в данной работе изучены особенности развития и сформированности познавательных процессов детей младшего школьного возраста на основе эмпирического исследования согласно следующим методикам: методика «Оценки объема кратковременной слуховой памяти; методика «Сравнение понятий» для изучения мышления; методика «Изучения произвольности внимания»; методика «Дорисовывание фигур» для изучения воображения; методика «Чего не хватает на этих рисунках?», изучены уровни развития внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Рассмотрены теоретические аспекты развития познавательных функций у детей младшего школьного возраста. В работе дан краткий анализ развития каждого познавательного процесса, также продиагностированы и изучены стадии формирования познавательных процессов у детей начальных классов, где выявлены уровни их развития. Высокий уровень развития показал познавательный процесс «внимание», остальные познавательные процессы продемонстрировали одинаковый процент, на низком уровне развития находится «воображение». Данные результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что познавательные процессы имеют неодинаковый уровень развития и необходимо их целенаправленное развитие в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

In order to study features of development of cognitive processes of primary school age, this work studied features of development and formation of cognitive processes of children of primary school age on the basis of empirical research according to the following methods: the technique of “Estimating the volume of short-term auditory memory; “Comparison of Concepts” technique for studying thinking; method of “Studying arbitrariness of attention”; the “Completing Figures” technique for studying imagination; the “What’s missing in these pictures?” technique; the levels of development of attention, memory, thinking, imagination and perception are studied. Theoretical aspects of the development of cognitive functions in children of primary school age are considered. The work provides a brief analysis of the development of each cognitive process, the stages of development of cognitive processes in primary school children are also diagnosed and studied, where the levels of their development are identified, the cognitive process “attention”, other cognitive processes showed the same percentage, “imagination” is at a low level of development. These research results confirm our hypothesis that cognitive processes do not have the same level of development and the need for their targeted development in the learning process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

математическое образование. Первоочередной целью является обеспечение соответствующего уровня понимания математического содержания, что необходимо для правильного понимания последующих и смежных дисциплин.

В процессе изучения данной тематики студенты должны научиться находить общее отношение, явную формулу п-го члена, порядок и значение конкретного члена последовательности, а также сумму заданного числа членов, выбирать наиболее приемлемые признаки сходимости, алгоритмы разложения функций.

Библиографический список

Новизна полученных результатов заключается в разработке рекомендаций для студентов, которые позволят лучшим образом изучить и усвоить тему «Положительные числовые ряды».

Перспективы дальнейших исследований включают в себя уточнение и развитие приемов кросс-предметного преподавания математических дисциплин для повышения уровня усвоения материала и формирования навыков его использования на практике.

1. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа: в 2 т.: учебник для студентов университетов и втузов. Москва: Высшая школа, 1981; T. 2.

2. Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа. Москва: Наука, 1968; Т. 2.

3. Бохан К.А., Егорова И.А., Лащенов К.К. Курс математического анализа. Москва: Просвещение, 1972; Т. 2.

4. Горбунова Н.Ю., Платонова Н.Н. Ряды: учебное пособие. Москва, 2021.

5. Грачев Д.А. Числовые ряды в вопросах и задачах. Москва, 2012.

References

1. Kudryavcev L.D. Kurs matematicheskogo analiza: v 2 t.: uchebnik dlya studentov universitetov i vtuzov. Moskva: Vysshaya shkola, 1981; T. 2.

2. Fihtengol'c G.M. Osnovy matematicheskogo analiza. Moskva: Nauka, 1968; T. 2.

3. Bohan K.A., Egorova I.A., Laschenov K.K. Kurs matematicheskogo analiza. Moskva: Prosveschenie, 1972; T. 2.

4. Gorbunova N.Yu., Platonova N.N. Ryady: uchebnoe posobie. Moskva, 2021.

5. Grachev D.A. Chislovye ryady v voprosah izadachah. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 29.12.23

УДК 376

Tushaeva M.Kh., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia)

Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru

DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE. In order to study features of development of cognitive processes of primary school age, this work studied features of development and formation of cognitive processes of children of primary school age on the basis of empirical research according to the following methods: the technique of "Estimating the volume of short-term auditory memory; "Comparison of Concepts" technique for studying thinking; method of "Studying arbitrariness of attention"; the "Completing Figures" technique for studying imagination; the "What's missing in these pictures?" technique; the levels of development of attention, memory, thinking, imagination and perception are studied. Theoretical aspects of the development of cognitive functions in children of primary school age are considered. The work provides a brief analysis of the development of each cognitive process, the stages of development of cognitive processes in primary school children are also diagnosed and studied, where the levels of their development are identified, the cognitive process "attention", other cognitive processes showed the same percentage, "imagination" is at a low level of development. These research results confirm our hypothesis that cognitive processes do not have the same level of development and the need for their targeted development in the learning process.

Key words: cognitive processes, imagination, memory, attention, thinking

М.Х. Тушаева, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

C целью изучения особенности развития познавательных процессов младшего школьного возраста в данной работе изучены особенности развития и сформированности познавательных процессов детей младшего школьного возраста на основе эмпирического исследования согласно следующим методикам: методика «Оценки объема кратковременной слуховой памяти; методика «Сравнение понятий» для изучения мышления; методика «Изучения произвольности внимания»; методика «Дорисовывание фигур» для изучения воображения; методика «Чего не хватает на этих рисунках?», изучены уровни развития внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Рассмотрены теоретические аспекты развития познавательных функций у детей младшего школьного возраста. В работе дан краткий анализ развития каждого познавательного процесса, также продиагностированы и изучены стадии формирования познавательных процессов у детей начальных классов, где выявлены уровни их развития. Высокий уровень развития показал познавательный процесс «внимание», остальные познавательные процессы продемонстрировали одинаковый процент, на низком уровне развития находится «воображение». Данные результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что познавательные процессы имеют неодинаковый уровень развития и необходимо их целенаправленное развитие в процессе обучения.

Ключевые слова: познавательные процессы, воображение, память, внимание, мышление

Изучение познавательной сферы, особенно детей младшего школьного возраста, было основным направлением исследований на протяжении последних 25 лет Существует много научных работ, связанных с изучением познавательной сферы. Несмотря на разные точки зрения, все же наличествует некое общее мнение, касаемое выводов, сделанных на основе сегодняшних исследований и направлений, что является новизной в настоящее время, так как меняются интересы и направления учебно-воспитательной деятельности в процессе школьного обучения, что требует новых подходов и направлений развития и воспитания младших школьников. В настоящее время образовательные программы всех уровней, в том числе начальной школы, усложняются. Освоение более сложной программы требует более высокого уровня развития когнитивных навыков.

Учитывая данный аспект, мы пришли к выводу, что актуальность данного исследования имеет большое значение, так как в младшем школьном возрасте происходит становление и развития произвольности всех познавательных процессов. И от того, насколько эффективным и плодотворным является организация учебного процесса в школе, зависит не только развитие познавательных процессов, но и вся дальнейшая способность к саморазвитию.

Ведущая роль в процессе обучения, способствующая развитию познавательного интереса, принадлежит ученику, саморазвитию его личности. Это возможно, если учитель выполняет функции консультанта, инициатора познавательного интереса, вдохновителя и сторонника действий, партнера по дискуссии, а также поставщика социальной среды, основанной на сотрудничестве.

Поощрение самодеятельности и саморазвития личности является ключевой целью и предпосылкой образования, потому что человек получает образование, в том числе новые знания, в результате собственной разнообразной деятельности. Учащимся в процессе обучения, основанном на теории конструктивизма, предоставляется возможность посредством открытий и сотрудничества с другими обогащать свои знания [1, с. 57-65.]

Умение учителя формировать творческую среду обучения, развивать внутреннюю мотивацию учащихся к обучению и способствует развитию познавательных процессов.

Преобразование когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста является очень важной сферой для будущего становления и развития психики ребенка. Многие исследования в данной области подтверждают преобладание в

системе начального обучения стихийного развития всех познавательных процессов, и к концу начального школьного обучения нередко приходится наблюдать недостаточное развитие произвольной памяти, внимания, мышления, воображения и восприятия. Исходя из вышеизложенного, мы ставим перед собой задачу о необходимости целенаправленного развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста, учитывая особенности сензитивного периода данного возраста.

Исследования отечественных и зарубежных психологов Эльконина Д.Б., Занкова Л.В., Давыдова В.В., Ж. Пиаже и др. показывают, что успешность обучения ребенка в начальной школе зависит от уровня развития познавательных психических процессов, таких как память, внимание, мышление, восприятие и др.

Процессы развития и становления познавательных процессов не изолированы друг от друга, а имеют связь и взаимообусловленность в процессе развития, так как нам известно, что процесс мыслительной деятельности опирается на восприятие и память, а процессы памяти в период становления произвольности невозможны в отсутствие развития мышления; все действия, направленные на развитие познавательных процессов, оперирует вниманием, любые действия сопровождаются мыслительным процессом, что свидетельствует об активности и развитии видов мышления и т. д. [2, с. 232-234.]

Посредством влияния образовательного процесса у детей младшего школьного возраста происходит формирование и развитие психологических познавательных процессов, а именно:

1. Развитие памяти.

2. Развитие воображения.

3. Развитие логики.

4. Формирование навыков рассуждения, сопоставления.

5. Формирование навыков синтеза и анализа ситуаций.

6. Формирование конструктивных и коммуникационных навыков.

Говоря об особенностях младшего школьного возраста, мы можем выделить следующие принципиально общие признаки:

- импульсивность,

- скорость,

- отсутствие логичности,

- слабое волевое регулирование,

- упрямство,

- капризы.

На данном этапе особенно важен учет семейного воспитания младшего школьника, так как его конструктивное отсутствие может привести к значительному ухудшению проблемы. В младшем школьном возрасте особенно важны успехи образовательного процесса и успешные взаимоотношения со сверстниками, педагогами, родителями.

Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная. Для личности ребенка характерны появления новообразований. Например: словесно - логическое мышление; объем внимания; устойчивость внимания; формирование навыка переключения и распределения.

Цель нашего исследования - изучить особенности развития познавательных процессов младшего школьного возраста.

В соответствии с целью данного исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Дать анализ состоянию разработанности проблемы развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

2. Определить сущность, содержание и показатели сформированности познавательных процессов.

Практическая значимость нашей работы обусловлена тем, что данный материал может быть использован психологом службы образования, как практические рекомендации для педагогов в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

Развитие познавательных процессов способствует приобретению таких навыков, как рассуждение и планирование. Эти навыки позволяют детям управлять своими эмоциями, мыслями и поведением, а также помогают хранить информацию, решать проблемы, принимать суждения и понимать мир вокруг себя. Когнитивное развитие также включает речевое развитие, которое представляет собой способность ребенка общаться, понимать речь и выражать свои мысли устно. Для детей младшего школьного возраста это также включает понимание чтения и письма [3, с. 972].

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из непроизвольных действий, возникающих непреднамеренно в ходе игры или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы исполнения.

Чтобы изучить уровень познавательных процессов, мы использовали следующие методики:

1. Методика «Изучения произвольности внимания».

2. Методика «Оценки объема кратковременной слуховой памяти.

2. Методика «Сравнение понятий» для изучения мышления.

3. Методика «Дорисовывание фигур» для изучения воображения.

4. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Результаты диагностики отражены в табл. 1-5.

В эксперименте участвовали обучающиеся 3-х классов в количестве 64 человек.

Мы начали свое исследование с изучения познавательного процесса внимания, результаты указаны в табл. 1.

За период обучения в начальной школе в развитии внимания происходят заметные изменения, так как все свойства внимания активно совершенствуются. Значительный рост достигает объём внимания, увеличения достигает 2,1 раза, соответственно, повышается и устойчивость внимания, параллельно развиваются свойства переключения и распределения. Развитость всех свойств внимания у детей к 9-10 годам служит эффективности для освоения учебной программы. Но сложность заключается в том, что не все свойства внимания поддаются развитию одинаково. Например, объём внимания трудно поддается коррекции, так как он индивидуален.

Таблица 1

Результаты диагностики развития внимания

Показатели уровня развития внимания

высокий % средний % низкий %

26 39 36 66 4 6

Результаты диагностики внимания показывают, что высокий уровень показали 25 человек (39%), у данных детей внимание произвольное, могут удерживать в течение длительного времени при необходимости; на среднем уровне внимание у 35 человек (55%), у таких детей происходит колебание внимания; и низкий уровень обнаружился у 4 человек (6%) - устойчивость внимания не развита до произвольности, трудно сосредотачивается на заданном объекте, наблюдается разный уровень развития свойств внимания.

Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво удерживать внимание на необходимых предметах, и внимание младшего школьника приобретает ярко выраженный произвольный, целенаправленный характер.

Внимание - это сложная когнитивная функция, включающая различные процессы, такие как выборочное внимание к определенным стимулам, сосредоточение в течение длительного времени или регулирование и мониторинг действий. Это базовая функция, которая предшествует когнитивным способностям более высокого уровня (например, исполнительным функциям или памяти). Более того, внимание лежит в основе нашего осознания мира и произвольной регуляции наших мыслей и чувств. Оценка внимания у детей важна из-за его влияния на обучение, академическую успеваемость и социальное функционирование.

Познер и Петерсен были первыми, кто предложил структуру, которая делит внимание на три функционально и анатомически отдельные сети: предупреждающее, ориентирующее и управляющее внимание.

Таблица 2

Результаты диагностики развития памяти

Показатели уровня развития памяти

высоким % средний % низкий %

19 29 40 63 6 8

Показатели развития памяти:

1) с высоким уровнем развития выявлено 19 человек (29%) - результаты подтверждают процесс становления произвольности и устойчивости, так как объём памяти показывает до 10 единиц;

2) со средним уровнем обнаружено 40 человек (63%), в ходе исследования наблюдалась продуктивность отдельных видов памяти;

3) низкий уровень продемонстрировали 5 человек - это 8% от общего количества детей, имевших индивидуальные особенности функционирования процессов памяти, которые сопровождались трудностью запоминания и воспроизведения заданного материала.

1. Важно иметь представление о памяти и ее объеме. Объем памяти ребенка - это необязательно ее размер, а, скорее, то, как много ребенок может сделать со своей памятью. Хотя маленькие дети чрезвычайно способны во многих отношениях, объем их памяти ограничен на раннем этапе развития.

2. Хотя память неполностью развита в младенчестве, период раннего детства (от рождения до 8 лет) важен для построения и приобретения развития памяти. Изучение развития памяти открывает новый способ развивать детей и планировать их действия. Формирование памяти у детей младшего школьного возраста претерпевает значительные изменения, которые позволяют ребенку сознательно регулировать и приобретать уровень произвольности.

3. Эффективность памяти у детей начальных классов связана с использованием различных мимических приемов и стратегий заучивания большого количество учебного материала. Использование данных приемов способствует успешному формированию произвольной памяти, что предупреждает ее стихийное развитие.

4. Выготский определяет воображение как способность разума сочетать восприятие из реальности в новые формы через процессы отмежевания и ас-

социации, развивающиеся через эмоции. Уайт характеризует воображение как «нашу способность думать о возможном» [4, с. 13-17].

Таблица 3

Результаты диагностики развития воображения

Показатели уровня развития воображения

высоким % средний % низкий %

24 37 36 66 2 3

Полученные результатам исследования продемонстрировали следующие показатели:

- с высоким уровнем выявлено 24 человека (37%) - характеризуются проявлением творческой переработкой представлений;

- со средним уровнем выявлено 36 человек (56%) - наблюдаются элементы репродуктивного восприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с низким уровнем обнаружено 2 человека (3%) - проявляются элементы простого воспроизведения, причиной являются индивидуальные особенности развития ребенка.

У детей от природы яркое воображение, и чем оно ярче, тем во многих случаях лучше. Однако в сегодняшнюю технологическую эпоху зависимость детей от своих фантазий уступает место готовым изображениям с телевизора, Youtube, игр, iPad и телефонов.

Каждый ребенок рождается со способностью воображения - то, что мы используем для визуализации, даже будучи взрослыми. Это определяется как способность формировать в воображении картину того, чего не существует, еще не произошло или чего человек не испытал. Воображение открывает дверь возможностям и позволяет сделать шаг за шагом.

И взрослые, и дети могут развивать детское воображение, но зачастую мы также можем его и подавить. Но даже при наличии живого воображения почти все дети к трем годам или даже немного раньше понимают разницу между реальным и воображаемым [5, с. 56-58].

Почему воображение важно для развития ребенка? Дети получают огромную пользу от притворства и игры. Альберт Эйнштейн, как известно, сказал: «Воображение важнее знаний». Воображение - ключ к развитию творческих способностей и нестандартного мышления ребенка. Дети действуют, взаимодействуют и исследуют разные миры и примеряют различные роли во время ролевых игр. Через воображение открываются интересы и увлечения. Социальное и когнитивное развитие происходит посредством творческой игры, а воображение новых идей позволяет развивать критическое мышление и творческие навыки решения проблем. И, прежде всего, творческая игра - это огромное удовольствие.

Образовательные учреждения часто фокусируются на целях мышления низшего порядка. Учителя представляют информацию учащимся с целью заставить учащегося запомнить и понять информацию. Педагоги, которые используют цели мышления более высокого порядка, требуют большего от своих учеников и хотят, чтобы они глубже поняли материал. Навыки мышления более высокого уровня требуют от учащихся критического мышления. Критическое мышление возникает, когда учащийся способен формировать собственное понимание, связи и суждения на основе полученной информации.

Таблица 4

Результаты диагностики развития мышления

Показатели уровня развития мышления

высоким % средний % низкий %

26 41 36 66 2 3

Результаты диагностики уровня развития мышления:

- с высоким уровнем выявлено 26 человек (41%) - это те респонденты, у которых хорошо развиты все виды мышления, имеет место произвольности становления мышления;

- со средним уровнем выявлено 36 человек (56%) - в данном случае мы наблюдаем большое количество детей, где все виды мышления на уровне процесса становления произвольности, на среднем уровне развития словестно-ло-гическое и понятивное мышление;

- низкий уровень продемонстрировали 2 человека (3%) - мы можем констатировать тот факт, что не все уровни мышления достигли эффективного уровня прорыва, наблюдается конкретное мышление, связанное с действительностью.

5. Развитие формально-логического мышления - длительный процесс, состоящий из различных последующих этапов. Каждый этап является результатом качественных изменений в познавательном развитии ребенка и характеризуется новым уровнем достижения динамической сбалансированности интеллектуальных процессов [6, с. 343-345].

Перцептивное развитие означает, как дети начинают воспринимать, интерпретировать и понимать сенсорную информацию. Восприятие позволяет детям адаптироваться и взаимодействовать с окружающей средой посредством использования своих чувств. Дети рождаются со способностью видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус и осязать.

Таблица 5

Результаты диагностики развития восприятия

Показатели уровня развития восприятия

высоким % средний % низкий %

20 32 44 69 2 3

По итогам диагностики выявлено следующее:

- 20 человек (32%) имеют высокий уровень развития восприятия, наблюдается хороший уровень дифференцированности и сконцентрированности восприятия;

- 44 человека (69%) имеют средний уровень развития восприятия, что свидетельствует о неразвитости концентрации;

- 2 человека (3%) характеризуются низкими показателями развития, что говорит о недифференцированности восприятия и трудностях самостоятельно анализировать тот или иной предмет.

С возрастом дети должны иметь возможность улучшить свои способности концентрироваться, запоминать информацию и мыслить более критично.

Данные показатели подтверждают разные уровни развития познавательных процессов и о необходимости их целенаправленного развития нежели их стихийного развития.

Когнитивные навыки позволяют детям понять взаимосвязь между идеями, уловить причинно-следственный процесс и улучшить свои аналитические способности.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в течение первых четырех лет обучения формируются многие существенные черты личности, и ребенок становится полноправным участником общественных отношений. А для успешного обучения педагогу необходимо учитывать не только возрастные особенности детей младшего школьного возраста, но и специфику развития познавательной деятельности младших школьников, что является основным фундаментом к дальнейшему саморазвитию.

Библиографический список

1. Максименко А.С. Диагностика процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проектной деятельности. Инновационные психологические и педагогические технологии как средство повышения качества образования: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2021: 57-65.

2. Арскиева З.А. Развитие вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 1 (56): 232-234.

3. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. Москва: Флинта, 2017.

4. Кузьмин И.А. Мышление как высший психический познавательный процесс и его связь с другими познавательными процессами. Дайджест социальных исследований. 2022; № 4: 13-17.

5. Пантелеева О.В., Молоканова Н.А. Инновационные технологии в процессе развития познавательной сферы обучающихся младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2019: 56-58.

6. Рынкевич А.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности. Молодой ученый. 2023; № 25 (472): 343-345.

References

1. Maksimenko A.S. Diagnostika processa formirovaniya poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij u mladshih shkol'nikov v processe proektnoj deyatel'nosti. Innovacionnye psihologicheskie i pedagogicheskie tehnologii kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovaniya: sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sterlitamak, 2021: 57-65.

2. Arskieva Z.A. Razvitie verbal'no-logicheskogo myshleniya u detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2016; № 1 (56): 232-234.

3. Badanina L.P. Diagnostika i razvitie poznavatel'nyh processov. Praktikum po obschej psihologii. Moskva: Flinta, 2017.

4. Kuz'min I.A. Myshlenie kak vysshij psihicheskij poznavatel'nyj process i ego svyaz' s drugimi poznavatel'nymi processami. Dajdzhest social'nyh issledovanij. 2022; № 4: 13-17.

5. Panteleeva O.V., Molokanova N.A. Innovacionnye tehnologii v processe razvitiya poznavatel'noj sfery obuchayuschihsya mladshego shkol'nogo vozrasta. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: novye vyzovy iperspektivy sbornik materialov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 56-58.

1. Rynkevich A.A. Formirovanie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov v processe proektnoj deyatel'nosti. Molodojuchenyj. 2023; № 25 (472): 343-345.

Статья поступила в редакцию 17.12.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.