Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1227
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Елена Игоревна

Введение. В статье рассматривается структура школьной тревожности у младших школьников и ее взаимосвязь с познавательными процессами. Обоснована актуальность данной проблемы для психологической и педагогической науки. Выделены основные причины и проявления тревожности младших школьников. Приведен обзор работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме школьной тревожности как фактора, влияющего на развитие познавательных процессов младших школьников. Материалы и методы. В ходе исследования были использованы психодиагностические методики: «Образная память», «Определение коэффициента смысловой и механической памяти», тест Тулуз-Пьерона (исследование скорости переработки информации, способности к произвольной концентрации, особенности свойств внимания - устойчивости, распределения, переключения), методика «Диагностика уровня развития мышления школьника» А. З. Зака (диагностика уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий), тест школьной тревожности Филипса (изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Результаты. Проведен сравнительный анализ характеристик памяти, внимания и мышления у обучающихся 2, 3 и 4 класса. Выделены преобладающие предикторы школьной тревожности у современных младших школьников. Проанализирована корреляционная связь показателей школьной тревожности и характеристик познавательных процессов. Обсуждение и выводы. Сделаны выводы об общем показателе школьной тревожности у младших школьников и о взаимосвязи школьной тревожности с такими познавательными процессами, как логическая память и общая скорость протекания психической деятельности. Обозначены перспективы дальнейшего исследования школьной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PREDICTORS OF SCHOOL ANXIETY PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Introduction. The article examines the structure of school anxiety in younger students and its relationship with cognitive processes. The relevance of this problem for psychological and pedagogical science is proved. The main causes and manifestations of anxiety in primary school children are highlighted. A review of the works of domestic and foreign teachers and psychologists on the problem of school anxiety as a factor affecting the development of cognitive processes of younger students is given. Materials and methods. In the course of the study were used psychodiagnostic methods: "Shape memory", "Determination of mechanical and semantic" memory test, Toulouse-Pieron (study speed of information processing, the ability to arbitrary concentrations, the particular properties of attention - sustainability, distribution, switching), the method of "Diagnostics of the level of thinking the student" A. Z. Zak (diagnostics of the level of formation of theoretical analysis and internal action plan), the Philips school anxiety test (studying the level and nature of school-related anxiety in children of primary and secondary school age. Results. A comparative analysis of the characteristics of memory, attention and thinking in students of grades 2, 3 and 4 was conducted. The predominant predictors of school anxiety in modern primary school children are identified. The correlation between indicators of school anxiety and characteristics of cognitive processes is analyzed. Discussion and conclusions. Conclusions are made about the General indicator of school anxiety in younger students and about the relationship of school anxiety with such cognitive processes as logical memory and the overall speed of mental activity. The prospects for further research of school anxiety are outlined.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья / Article

УДК / UDC 159.9.072.432

Современные предикторы школьной тревожности младших школьников

Е. И. Лебедева

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье рассматривается структура школьной тревожности у младших школьников и ее взаимосвязь с познавательными процессами. Обоснована актуальность данной проблемы для психологической и педагогической науки. Выделены основные причины и проявления тревожности младших школьников. Приведен обзор работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме школьной тревожности как фактора, влияющего на развитие познавательных процессов младших школьников.

Материалы и методы. В ходе исследования были использованы психодиагностические методики: «Образная память», «Определение коэффициента смысловой и механической памяти», тест Тулуз-Пьерона (исследование скорости переработки информации, способности к произвольной концентрации, особенности свойств внимания - устойчивости, распределения, переключения), методика «Диагностика уровня развития мышления школьника» А. З. Зака (диагностика уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий), тест школьной тревожности Филипса (изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Результаты. Проведен сравнительный анализ характеристик памяти, внимания и мышления у обучающихся 2, 3 и 4 класса. Выделены преобладающие предикторы школьной тревожности у современных младших школьников. Проанализирована корреляционная связь показателей школьной тревожности и характеристик познавательных процессов.

Обсуждение и выводы. Сделаны выводы об общем показателе школьной тревожности у младших школьников и о взаимосвязи школьной тревожности с такими познавательными процессами, как логическая память и общая скорость протекания психической деятельности. Обозначены перспективы дальнейшего исследования школьной тревожности.

Ключевые слова: школьная тревожность, младшие школьники познавательные процессы, память, внимание, мышление.

Для цитирования: Лебедева Е.И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 347-359.

Modern predictors of school anxiety primary school children

Elena I. Lebedeva

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The article examines the structure of school anxiety in younger students and its relationship with cognitive processes. The relevance of this problem for psychological and pedagogical science is proved. The main causes and manifestations of anxiety in primary school children are highlighted. A review of the works of domestic and foreign teachers and psychologists on the problem of school anxiety as a factor affecting the development of cognitive processes of younger students is given.

Materials and methods. In the course of the study were used psychodiagnostic methods: "Shape memory", "Determination of mechanical and semantic" memory test, Toulouse-Pieron (study speed of information processing, the ability to arbitrary concentrations, the particular properties of attention - sustainability, distribution, switching), the method of "Diagnostics of the level of thinking the student" A. Z. Zak (diagnostics of the level of formation of theoretical analysis and internal action plan), the Philips school anxiety test (studying the level and nature of school-related anxiety in children of primary and secondary school age.

Results. A comparative analysis of the characteristics of memory, attention and thinking in students of grades 2, 3 and 4 was conducted. The predominant predictors of school anxiety in modern primary school children are identified. The correlation between indicators of school anxiety and characteristics of cognitive processes is analyzed.

Discussion and conclusions. Conclusions are made about the General indicator of school anxiety in younger students and about the relationship of school anxiety with such cognitive processes as logical memory and the overall speed of mental activity. The prospects for further research of school anxiety are outlined.

Key words: school anxiety, primary school children, cognitive processes, memory, attention, thinking.

For citation: Lebedeva, I.A. (2020) Sovremennye prediktory shkol'noi trevozhnosti mladshikh shkol'nikov [Modern predictors of school anxiety primary school children]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. P. 347-359. (In Russian).

Введение

Обучение ребенка в начальной школе является значимой ступенью в его социально-психологическом развитии. С одной стороны, происходит активное изучение детьми окружающего мира, в процессе которого они приобретают знания, познают законы существования живого и неживого на Земле и учатся взаимодействовать окружающей действительностью. С другой стороны, модернизация и усовершенствование образовательной системы, внедрение и апробация новых педагогических технологий в учебный процесс предъявляют все более высокие требования к уровню развития познавательных процессов младших школьников [12]1.

1 Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие. М: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.

Психологи отмечают, что тревожность и развитие психических познавательных процессов взаимосвязаны1. Однако школьная тревожность -это неоднородное явление, которое включает в себя несколько компонентов (в частности, страх оценки, страх самовыражения, проблемы в отношениях со сверстниками и учителями и т.д.) Соответственно, ссылка на «школьную тревожность» в целом, без конкретизации ее компонентов может затруднить дифференциацию причин, ее вызывающих, и, следовательно, затруднить работу по ее снижению и профилактике. Таким образом, знание психологических факторов, обусловливающих школьную тревожность, позволит не только прогнозировать ее проявление, но и своевременно проводить необходимые профилактические мероприятия. Исследователями отмечено, что развитие познавательных процессов ребенка протекает успешнее на фоне положительных эмоций, и, тем самым, положительный благоприятный опыт способствует формированию внутренней мотивации учения. Имеющаяся у школьников тревожность, отрицательный эмоциональный фон, напротив, снижает активность в процессе обучения интерес к получению знаний, а также возникает отрицательная мотивация школьной деятельности.

Исходя из актуальности заявленной темы, нами (Лебедева Е.И., Вострокнутова А.Н.) было проведено исследование, целью которого явилось изучение особенности школьной тревожности младших школьников и ее связей с познавательной сферой. Объектом исследования выступили младшие школьники в возрасте от 8 до 12 лет, предмет исследования - уровень школьной тревожности и уровень развития познавательных процессов (внимание, память, мышление).

Была выдвинута следующая гипотеза: в структуре школьной тревожности младшего школьника можно выделить основные факторы, которые являются предикторами ее возникновения.

Обзор литературы

В ходе анализа работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме школьной тревожности как фактора, влияющего на развитие познавательных процессов младших школьников, можно отметить следующее. Под тревожностью понимается индивидуально-психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и

1 Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С. 34.

интенсивным переживаниям [1,8]. В частности, в понятие школьной тревожности многие исследователи вкладывают различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия в ситуации школьного обучения [3; 5]. Это может выражаться в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения со стороны учителей и сверстников, страхах, связанных с проверкой знаний и с необходимостью продемонстрировать свои способности. Испытываемое чувство тревоги в учебной деятельности - это закономерный процесс, который всегда сопровождает познание. Оно активизирует познавательную активность, стимулирует внимание и процесс мышления. Тем не менее, тревожность оказывает дезорганизующее воздействие при частых и/или интенсивных переживаниях в учебных ситуациях [5; 9].

Обращаясь к младшему школьному возрасту, необходимо отметить, что он является наиболее ответственным этапом в период школьного детства [7]. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения [6; 11]. Школьная тревожность, возникающая у учащихся начальных классов, может оказывать дезорганизующее воздействие на учебную деятельность, тем самым препятствуя личностному развитию и снижая познавательные способности [2; 4].

Материалы и методы

Выборку исследования составили учащиеся вторых-четвертых классов лицея № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга в количестве 62 человек: 22 человека - учащиеся второго класса, 22 человека - учащиеся третьего класса, 18 человек - учащиеся четвертого класса. Возраст испытуемых составил от 8 до 12 лет.

В ходе исследования были использованы психодиагностические методики: «Образная память», «Определение коэффициента смысловой и механической памяти», тест Тулуз-Пьерона (исследование скорости переработки информации, способности к произвольной концентрации, особенности свойств внимания - устойчивости, распределения, переключения), методика «Диагностика уровня развития мышления школьника» А.З. Зака (диагностика уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий), тест школьной тревожности Филипса (изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста)1.

1 Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей / ред.-сост. Д.Я. Рай-городский. Самара: Бахрах-М, 2012. 624 с.

Результаты исследования

Анализ полученных эмпирических данных позволил сделать следующие выводы.

Интегральные результаты изучения школьной тревожности (шкала 1. Общая тревожность в школе по методике Филипса представлены на рис. 1.)

90,00% 83,00% 80,00% -77,0°% 73,00%

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

18,00% 18,00% 5,00% 9,00% Щ

5 - 0%

2 класс 3 класс 4 класс

■ Высокий уровень ■ Повышенный уровень ■ Низкий уровень

Рис. 1. Распределение значений показателя школьной тревожности по методике Филипса (2-4 кл.)

На графике можно заметить, что в группе младших школьников со 2 по 4 класс преобладает низкий уровень тревожности (77 %; 73%; 83% соответственно). Это говорит о том, что школа и школьные требования, трудности, возникающие в процессе обучения, в целом не являются для учащихся 2-4 класса травмирующими, что создает условия для нормального функционирования в школьном коллективе, формирования благополучного эмоционального фона и установления дружеских контактов и взаимоотношений в среде сверстников и взрослых. Повышенную тревожность имеют 18 % испытуемых среди учащихся 2 класса, 18% - среди учащихся 3 класса и 17 % - 4 класса. Такие показатели свидетельствуют о том, что в каждом классе есть некоторые дети, склонные переживать тревожность разной степени интенсивности находясь в школе: в процессе обучения, в ситуации проверки знаний и усвоения материала, а также в процессе взаимодействия в школьном коллективе. Высокая школьная тревожность проявляется среди учащихся 2-го и 3-го класса: 5 % и 9 % соответственно, что свидетельствует об относительно неблагоприятном эмоциональном фоне у относительного небольшого количества учащихся в сфере школьной жизни, препятствующем развивать свои потребности в успехе, строить нормальные взаимоотношения с окружающим и добиваться высоких достижений в учебе.

351

Далее результаты анализировались каждого класса по шкалам методики (1. Общая тревожность в школе, 2. Переживание социального стресса, 3. Фрустрация потребности в достижении успеха, 4. Страх самовыражения, 5. Страх ситуации проверки знаний, 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями).

Среди учащихся 2-го класса по всем шкалам школьной тревожности преобладает низкий уровень выраженности показателей. Это можно заметить на рис. 2. Однако стоит заметить, что показатели по шкале 6 «Страх не соответствовать ожиданиям других» значительно превышают норму. То есть для многих второклассников большую роль в совершении своих поступков играют оценки и мнения окружающих.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

32%

0%

77%

68%

14%

9%

82%

18%

0%

27%

23% 27%23%

73%

50%

18%

9% ||

73%

50%

41%

18%

9% 1 9% ||

82%

18%

0%

Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5 Шкала 6 Шкала 7 Шкала 8

■ Высокий уровень ■ Повышенный уровень ■ Низкий уровень

Рис. 2 Распределение значений шкал по методике Филипса (2 кл.)

Если обратиться к следующей диаграмме (рис. 3), которая отражает распределение значений по шкалам тревожности среди учащихся 3-го класса, то обнаруживается преобладание повышенного уровня показателя по шкалам 5, 6, 8. Шкала 5 «Страх ситуации проверки знаний» является ведущей среди 45 % испытуемых, что может выражаться в сильном волнении при выполнении школьного задания, страхе получить плохую отметку, допустить ошибку; шкала 6 «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» - среди 50 %. Это может проявляться в том, что дети бояться раскрыться, тревожатся о том, насколько «правильно» они будут выглядеть в глазах ближнего окружения, то есть в большей степени в их

поведении преобладает ориентация на мнение и оценку взрослых и сверстников. Шкала 8 «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» также проявляется среди 50 % респондентов, что свидетельствует трудностях в установлении контакта с учителем среди младших школьников. Стоит отметить, что по шкале 4 «Фрустрация потребности в достижении успеха» 36 % испытуемых в ситуации школьного обучения испытывают трудности в исполнении намеченных целей и планов.

100% -90%

Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5 Шкала 6 Шкала 7 Шкала 8 ■ Высокий уровень ■ Повышенный уровень ■ Низкий уровень

Рис. 3. Распределение значений шкал по методике Филипса (3 кл.)

Если обратиться к распределению показателей по шкалам тревожности среди учащихся 4-го класса (рис. 4), то можно увидеть следующее. Преобладающий уровень значений находиться в пределах низкого уровня. Однако шкала 5 «Страх ситуации проверки знаний» и шкала 6 «Страх не соответствовать ожиданиям других» также достаточно выражены.

100% -940% 89%

90% -78%

80%

70% 61% 61% 63%

60% 44°/0% 50%

50% ..I 0%% Я Л ||1 .11 ^ 0.|

Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5 Шкала 6 Шкала 7 Шкала 8 ■ Высокий уровень ■ Повышенный уровень ■ Низкий уровень

Рис. 4. Распределение значений шкал по методике Филипса (4 кл.)

Психология развития. Акмеология Developmental psychology. Acmeology

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на снижение уровня высокой тревожности к 4 классу, основную тревожность в ситуации школьного обучения младшие школьники испытывают чаще всего в ситуации оценивания себя другими, и по мере взросления эта ситуация несколько усиливается. В то же время к концу периода обучения в младшей школе происходит некоторая «формализация» тревожности оценивания - если во втором классе страх ситуации проверки знаний, в целом, невелик, то к четвертому классу он уже становится более выражен. Вместе с тем фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителями не являются столь значимыми для младших школьников. Вероятно, в силу возрастных особенностей, эти показатели станут более актуальными в более старшем, подростковом возрасте. Безусловно, оказать влияние на результаты может и педагогический стиль учителя, т.к. в младшей школе дети, в основном, чаще общаются с одним учителем. Для контроля этой переменной следует значительно увеличить выборку, исследовав группы, обучаемые разными учителями, либо ран-домизировать выборку, сконструировав ее из учеников различных школ, либо провести лонгитюдное исследование с данными группами. Все это можно рассматривать как перспективы дальнейшего исследования школьной тревожности младших школьников.

Обобщая результаты методик, направленных на изучение познавательной сферы у обучающихся 2-4 классов, можно выделить следующее: показатели образной памяти находятся в пределах нормы или выше нее; смысловая память развита больше, чем механическая, дети способны осознавать мнемическую задачу и осмысленно запоминать материал; показатели внимания также находятся в пределах нормы или выше; показатели словесно-логического мышления достаточно высоки. Все вышеизложенное относится к каждому классу и к общей выборке в целом.

Для оценки различий уровня развития психических познавательных процессов и школьной тревожности среди учащихся 2-го, 3-го, 4-го класса был выбран H-Критерий Крускала-Уоллиса, который позволяет проводить математическую обработку одновременно между 3-мя выборками. Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа показателей психических познавательных процессов и школьной тревожности младших школьников (2-4 кл.)

Психологиче- 2 класс, 3 класс, 4 класс, Н-крите-

ский n=22 человека n=22 человека n= 22 человека рий P

признак M ± m о M ± m о M ± m о Крускала -Уоллиса

Общая 19,5±2,3 11 25,8±2,4 11,4 19,2±2,4 10 5,1 -

тревожность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образная 9,1±0,4 1,9 9,8±0,6 2,6 10,4±0,5 2,2 2,5 -

память

Логическая 0,8±0,05 0,2 0,9±0,03 0,12 0,8±0,04 0,2 1,8 -

память

Механическая 0,6±0,04 0,2 0,5±0,04 0,21 0,5±0,04 0,2 1,2 -

память

Скорость 41,2±2,3 11 36,4±2,1 9,9 36,6±2,2 9,2 1,06 -

психической

деятельности

Показатель 0,85±0,03 0,1 0,96±0,01 0,03 0,96±0,01 0,03 3,7 -

концентрации

внимания

Мышление 9,9±0,77 3,6 13,9±0,94 4,4 16,4±0,61 2,6 22,5 <0.01

Стоит отметить, что существенных различий в уровне развития познавательных процессов и показателях школьной тревожности среди школьников разных годов обучения практически не выявлено. Обнаружено статистически значимое различие в уровне развития словесно-логического мышления среди младших школьников. Это означает то, что с переходом на новую ступень обучения в начальной школе наглядно-образное мышление начинает отходить на второй план. Дети становятся способными оперировать научными понятиями, появляется внутренний план действий и развиваются аналитические способности, тем самым формируется качественно новый уровень мышления.

Далее для подтверждения гипотезы был проведен общий корреляционный анализ по результатам теста школьной тревожности Филипса и батареи методик на изучение познавательных процессов. Значимые корреляционные связи представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа показателей школьной тревожности и уровня развития психических познавательных процессов среди младших школьников 2-4 классов

Признак Шк.1 Шк. 2 Шк.3 Шк.4 Шк.5 Шк.6 Шк.7 Шк.8

Логическая 0,22 0,03 0,05 0,14 0,27 0,03 0,21 0,07

память

Р - - - - <0,05 - - -

Скорость -0,29 -0,32 -0,25 -0,35

психической

деятельности

Р <0,05 - <0,05 - <0,05 <0,01 - -

Из таблицы видно, что логическая память положительно коррелирует с показателем по шкале 5 «Страх ситуации проверки школьных знаний». Возможно, негативные переживания, возникновение тревоги и беспокойства при оценивании качества усвоенного материала, активизирует у обучающихся процесс мыслительной переработки информации, вследствие чего устанавливаются прочные связи между отдельными ее частями, в результате чего она прочно закрепляется в памяти.

Отрицательная корреляция отмечается между показателями школьной тревожности и скоростью психической деятельности. В частности, помимо общей тревоги в различных учебных ситуациях, на особенности восприятия и переработки информации влияет страх ситуации проверки школьных знаний, страх не соответствовать ожиданиям других, а также негативные представления о результативности выполненной работы. В целом, можно отметить следующую тенденцию: важность оценки окружающими их работы, страх не соответствовать критериями успешности обучения играют значительную роль в школьной жизни и может привести к снижению скорости протекания психических познавательных процессов.

Корреляционный анализ взаимосвязи уровня школьной тревожности и уровня развития познавательных процессов, выполненный отдельно по 2, 3 и 4 классу, в целом подтверждает общую тенденцию.

Обсуждения и выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы. У младших школьников 2-4 класса уровень школьной тревожности находится на достаточно низком уровне. Наиболее тревожность связана со страхом не

соответствовать ожиданиям окружающих и (в 3 и 4 классах) страхом ситуации проверки знаний - следовательно, современным младшим школьникам очень актуально, как их оценивают. Соответственно, учет этих факторов при организации учебного процесса (в том числе при общении в диаде «учитель - ученик») предотвращает негативные последствия проявления школьной тревожности и позволяет школьникам успешно адаптироваться к условиям школьного обучения. Вместе с тем, фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителями не являются столь значимыми для младших школьников.

С отдельными показателями школьной тревожности связаны такие показатели познавательной сферы младших школьников, как логическая память (прямая взаимосвязь - чем выше страх ситуации проверки знаний, тем выше логическая память) и общая скорость протекания психической деятельности (обратная взаимосвязь - чем выше школьная тревожность в целом и страх ситуации проверки знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих в частности, тем ниже скорость протекания психических процессов). Полученные результаты не позволяют утверждать, что существует однозначная взаимосвязь между школьной тревожностью и памятью, вниманием и мышлением младших школьников. Вместе с тем, понимание выделенных прогностических предикторов школьной тревожности позволит не только прогнозировать ее проявление, но и своевременно проводить необходимые профилактические мероприятия, что, в конечном итоге, будет влиять на успешность школьного обучения.

В качестве перспектив дальнейшего изучения школьной тревожности можно рассмотреть изучение изменения ее структуры и влияние на процесс обучения в средних и старших классах общеобразовательной школы.

Список литературы

1. Брель Е.Ю., Гайдук С.В. Проблемы развития тревожности у младших школьников // Сибирский психологический журнал. 2000. № 12. С.79-84.

2. Волков Б. С. Психология младшего школьника. М.: Академический Проект, 2005. 208 с.

3. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник ТГПУ. 2009. № 4(82). С. 56-60

4. Куприянчук М.Н, Суслова Е.С., Савкина О.М. Влияние высокого уровня тревожности на нейропсихологические показатели у детей младшего школьного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. материалов ежегод. между-нар. науч.-практ. конф. М., 2012. С. 40-48.

5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2012. 656 с.

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. 460 с.

8. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 107-110.

9. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность. Причины, следствия и профилактика. М.: Генезис, 2015. 144 с.

10. Фомина Л. Ю. Влияние эмоций на познавательную деятельность младшего школьника // Ученые записки. 2010. Т. 3. № 1(9). С. 58-63.

11. Шаров И.А., Субботкина М.И. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник ТГУ. 2012. № 12(116). С. 181-184.

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

References

1. Brel', E.Yu., Gajduk, S.V. (2000) Problemy razvitiya trevozhnosti u mladshih Shkolnikov [Problems of anxiety development in primary school children]. Sibirskij psiholog-icheskij zhurnal - Siberian psychological journal. No 12. P. 79- 84. (In Russian).

2. Volkov, B.S. (2005) Psihologiya mladshego shkol'nika [Junior school psychology]. Moscow: Akademicheskij Proekt. (In Russian).

3. Gurov, V.A. (2009) Trevozhnost' i zdorov'e mladshih shkol'nikov [Anxiety and health of primary school children]. Vestnik TGPU - Bulletin of the TGPU. No 4(82). P. 56-60. (In Russian).

4. Kupriyanchuk, M.N, Suslova, E.S., Savkina, O.M. (2012) Vliyanie vysokogo urovnya trevozhnosti na nejropsihologicheskie pokazateli u detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Influence of high level of anxiety on neuropsychological indicators in primary school children] Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta [Education and training of young children] Proceedings of the International Conference. P. 40-48. (In Russian).

5. Miklyaeva, A.V., Rumyanceva, P.V. (2004) Shkol'naya trevozhnost': diagnostika, profilaktika, korrekciya [School anxiety: diagnosis, prevention, correction]. Saint Petersburg: Rech'. (In Russian).

6. Muhina, V.S. (2012) Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya [Age psychology. The phenomenology of development]. Moscow: Akademiya. (In Russian).

7. Obuhova, L.F. (2016) Vozrastnaya psihologiya [Age psychology]. Moscow: YUrajt. (In Russian).

8. Polshkova T.A. (2013) Problema situativnoj trevozhnosti v psihologo-pedagog-icheskih issledovaniyah [The problem of situational anxiety in psychological and pedagogical research]. Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii [Current issues of modern psychology]. Proceedings of the 2nd International Conference. Chelyabinsk: Dva komso-mol'ca, P.107-110. (In Russian).

9. Tarasova, S.Yu. (2015) SHkol'naya trevozhnost'. Prichiny, sledstviya i profilaktika [School anxiety. Causes, consequences and prevention]. Moscow: Genezis. (In Russian).

10. Fomina, L.Yu. (2010) Vliyanie emocij na poznavatel'nuyu deyatel'nost' mladshego shkol'nika [The influence of emotions on the cognitive activity of a younger student]. Uchenye zapiski [Scientific notes]. Vol.1.3 (9). P. 58-63. (In Russian).

13. Sharov, I.A., Subbotkina, M.I. (2012) Vozrastnye osobennosti mladshego shkol'nika v kontekste formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij [Age features of the younger schoolboy in the context of the formation of universal educational actions]. Vestnik TGU - Bulletin of the TGU. No 12 (116). P. 181-184. (In Russian).

14. El'konin, D.B. (1989) Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).

© Е.И. Лебедева, 2020 © Elena I. Lebedeva, 2020

Информация об авторе

Лебедева Елена Игоревна, кандидат психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-2203-8742 e-mail: e.lebedeva@lengu.ru

Information about the author

Elena I. Lebedeva, Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-2203-8742, e-mail: e.lebedeva@lengu.ru

Поступила в редакцию: 01.06.2020 Принята к публикации: 16.06.2020 Опубликована: 29.06.2020

Received: 1 June 2020 Accepted: 16 June 2020 Published: 29 June 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.