Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимова Г.К., Хабибуллаева Н.

В статье рассматривается развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста путем игровых ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алимова Г.К., Хабибуллаева Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ»

УДК 1

Алимова Г.К.

и.о. доцента ТГПУ им Низами

Хабибуллаева Н.

студентка ТГПУ им Низами

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация: в статье рассматривается развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста путем игровых ситуаций.

Ключевые слова: познавательный процесс, обучение, игровые ситуации.

Дошкольный возраст - это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка. Выделяют три периода:

1)младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;

2)средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;

3)старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

Развитие личности детей дошкольного возраста включает две стороны:

- ребёнок начинает понимать окружающий мир, осознавать своё место в нём;

- развитие чувств и воли обеспечивает действие мотивов поведения.

Изменения в личностном развитии детей дошкольного возраста приводит к появлению следующих психических новообразований: произвольность поведения, самостоятельность, креативность, самосознание, детская компетентность.

Все же основным личностным образованием дошкольного возраста является развитие самосознания ребёнка, что заключается в оценке своих умений, физических

возможностей, нравственных качеств, осознание себя во времени. Постепенно дошкольник начинает осознавать свои переживания, эмоциональное состояние.

Эмоциональная сфера помогает внутренней регуляции поведения детей через переживания положительных и отрицательных эмоций. Изменения в эмоциональном развитии связаны с включением речи в эмоциональные процессы. Эмоциональный комфорт активизирует познавательную деятельность ребенка, побуждает к креативности.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается игра, речь, что способствует формированию словесно-логического мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования оценки собственных действий и поведения.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л. С. Выготскому, стоит память. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала. В основе ориентации в этот период лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без развития памяти.

В младшем дошкольном возрасте для эффективного психического развития можно использовать различные стимулирующие игровые ситуации.

Для проведения игры понадобится нарисованное квадратное поле, состоящее из девяти клеток, любая маленькая игрушка (матрешка, машинка, солдатик), имеющая плоское основание, "подарок" (конфета, коробочка и т.п.), призовые фишки.

Игрушку ставят на одну из клеточек поле и дают ребенку следующую

инструкцию: "Матрешка должна отнести подарок в определенную клеточку, я тебе

прочитаю, как дойти, а ты поможешь матрешке отнести подарок в нужную клеточку".

Далее объясняют, что значит вверх, вниз, вправо, влево. По одной из этих команд

матрешка перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Ведущий подает

13

2 команды сразу, ребенок должен запомнить путь и переставить матершку на нужную клеточку. Затем количество команд увеличивается, игрок должен внимательно проследить (бе помощи пальца или указки, только глазами) путь, после чего перемещать игрушку. Выходить за пределы поля запрещается как ведущему, так и игроку. Каждый верно доставленный подарок отмечается призовой фишкой. Роль ведущего поочередно выполняют оба участника игры.

Формирование умственного приема: сравнение: "Залатай коврик". Возьмите 2 любых открытки (можно использовать иллюстрации из старой книжки, небольшие листочки цветной бумаги, белые листы с нарисованными элементарными узорами -линиями, кругами и т.п.), вырежьте два кусочка определенным образом в виде овала, звездочки, треугольника... Перемешайте вырезанные части и предложите ребенку "залатать коврик" нужным кусочком так, чтобы получился целый "коврик".

Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.

Развитие мыслительного приема: систематизация и переключения внимания: "Сундучок". Возьмите 2-3 разноцветные коробочки из под обуви (конфет, мыла и т.п.), рассыпьте небольшие кубики, шарики или другие мелкие предметы разных цветов.

Таким образом, познавательный процесс чаще всего сочетается общей любознательностью и свидетельствует о развитии активности и богатства интеллектуальных эмоций. Иногда познавательный процесс заключает в себе зерно способностей. Однако, любознательность, зачатки познавательных процессов не развиваются сами собой. Они возникают в процессе выявления индивидуальных возможностей ребенка в результате воспитательного воздействия на них, заботливого и бережнего их выращивания.

Список литературы:

Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. «Роспедагенство»; Москва 1996.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.