Научная статья на тему 'КНИЖКА - ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

КНИЖКА - ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ИГРУШКА / КНИГА / КНИЖКА-ИГРУШКА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ / CHILDREN'S TOY / BOOK / INTERACTIVE CHILDREN'S BOOK / ARTS AND CRAFTS / FOLK CRAFTS / DESIGN-PROJECTING / DIDACTIC TASK / GAME ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлюк Н.Н.

В статье представлен инновационный опыт работы по дизайн проектированию детских книжек - игрушек, дидактическая задача которых предполагает ознакомление детей дошкольного возраста с декоративноприкладным искусством. Дано описание трех авторских книжек - игрушек и технология их использования в образовательной деятельности с дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTERACTIVE CHILDREN'S BOOK AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE SKILLS IN THE FIELD OF FOLK ART IN PRESCHOOL AGE CHILDREN

The article presents innovative experience in design projecting of interactive children’s books, the didactic task of which involves introducing preschool children to decorative and applied art. It gives the description of three author’s interactive children’s books and the technology of their use in educational activities with preschoolers.

Текст научной работы на тему «КНИЖКА - ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 373.2:745 КОЗЛЮК Н.Н.

воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №19 д.Жилина» Орловского района, Орловской области

E-mail: Ooo.toya@mail.ru

UDC 373.2:745 KOZLYUK N.N.

Educator, Municipal budget preschool educational institution "Child Development Center - kindergarten № 19, Zhilina

village" Orel district, Orel Oblast E-mail: Ooo.toya@mail.ru

КНИЖКА - ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

AN INTERACTIVE CHILDREN'S BOOK AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE SKILLS IN THE FIELD OF FOLK ART IN PRESCHOOL AGE CHILDREN

В статье представлен инновационный опыт работы по дизайн проектированию детских книжек - игрушек, дидактическая задача которых предполагает ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством. Дано описание трех авторских книжек - игрушек и технология их использования в образовательной деятельности с дошкольниками.

Ключевые слова: детская игрушка, книга, книжка-игрушка, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, дизайн-проектирование, дидактическая задача, игровое действие.

The article presents innovative experience in design projecting of interactive children's books, the didactic task of which involves introducing preschool children to decorative and applied art. It gives the description of three author's interactive children's books and the technology of their use in educational activities with preschoolers.

Keywords: children's toy, book, interactive children's book, arts and crafts, folk crafts, design-projecting, didactic task, game action.

Мир, окружающий современного ребенка дошкольного возраста в новом тысячелетии, стал более ярким, чем был несколько десятков лет назад. Появилось огромное разнообразие детских игрушек, порой самых невообразимых форм и цветов, ярких обложек книг, открыток, плакатов, развивающих игр с необычайным буйством красок и неестественностью графических решений. Хорошо это или плохо? Однозначно ответить на этот риторический вопрос не представляется возможным. С одной стороны, яркость, блеск, звуковое оформление привлекает внимание ребенка, мотивирует и поддерживает его интерес к игровой и другим видам детской деятельности, стимулирует его творческую активность. Перенасыщенность сменой красок, форм, постоянное мелькание картинок, предметов, с другой стороны, приводит к тому, что у ребенка деформируется восприятие цвета и формы, величины и звука, представлений о таких нравственных ценностях как добро и зло.

Обозначенную проблему позволяет разрешить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт), представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию [5].

В соответствии со Стандартом, реализацию содержания дошкольного образования следует осуществлять «прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой актив-

© Козлюк Н.Н. © Kozlyuk N.N.

ности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» [5]. Следовательно, наряду с детской игрушкой, другим не менее важным средством развития ребенка дошкольного возраста может быть детская книга.

Книга вводит в мир образов, отражающих реальную жизнь, обогащает ребенка знаниями, расширяет его жизненный опыт, развивает творческую фантазию, формирует эмоционально-познавательную деятельность, воспитывает любовь к искусству [1].

В конце XX - начале XXI вв. в детской литературе набрала популярность детская книжка-игрушка. Значение словосочетания «книжка-игрушка» определяется в ГОСТ 7.60-90: книжка-игрушка - публикация, которая имеет особенный конструктивный вид, предназначенная для познавательного и эстетического воспитания детей [2]. Книжка-игрушка представляет собой своеобразное синтетическое явление, совмещающее в себе и книгу, и игру, вследствие чего вбирает в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополняя чтение увлекательной умной игрой. Издание позволяет ребёнку не только рассматривать и читать его, но и играть с ним, раскладывать или раскрашивать его, делать поделки. Согласно ГОСТ 7.60-90 о специальной литературе, различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка, книжка

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

с игровым замыслом [2].

Актуальность проблемы дизайн-проектирования книжки- игрушки для детей дошкольного возраста определяется задачами познавательного, художественного-эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста посредством игры и книжной продукции.

Теоретическое изучение вопроса использования дидактической книжки-игрушки в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста позволило нам убедиться в возможности использования данного пособия для ознакомления их с народным декоративно-прикладным искусством.

Изучив существующий ассортимент книжек-игрушек в современной торговой сети, мы пришли к выводу о том, что книжки-игрушки о народном творчестве встречаются крайне редко, и выбор их весьма ограничен. Сложившаяся ситуация мотивировала нас к разработке авторских дизайн- проектов детских книжек-игрушек содержание которых ориентировано на ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Первоначальным этапом дизайн-проектирования дидактического пособия стало изучение существующих моделей книжек-игрушек, а так же теоретической основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством. При разработке дизайн- проектов книжки-игрушки мы ориентировались на ключевую особенность данного вида детской книги - объединение в себе признаков и свойств, как детской книги, так и дидактической игрушки.

Как известно, основная роль в такой книжке приходится на иллюстрацию, которая тесно связана с текстом и игровым моментом, заложенным в её фактуру [4], поскольку дошкольник, имея наглядно-образное (4 года и старше) мышление легче воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда в его сознании слово и образ дополняют друг друга.

Вместе с тем в процессе работы мы учитывали возрастные особенности развития детей: в отличие от детей младшего возраста, которых больше привлекают яркие, красочные динамичные рисунки, поскольку по ним, они как бы прочитывают книгу, для детей старшего дошкольного возраста иллюстрация является дополнением или пояснением к тексту.

Спроектированные нами книжки-игрушки включают в себя несколько взаимно содержащих между собой элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, игровые действия.

Дидактические задачи определяются в зависимости от поставленной взрослым цели и могут быть разнообразными. Это может быть ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, узнавание народного художественного промысла, элементов росписи различных видов декоративно-прикладного искусства, выделение его характерных признаков и пр. Дидактическая задача решается взрослыми во время игры с ребенком, детей же в этих книжках привлека-

ет, в первую очередь, внешний вид: форма, рисунок, оформление.

Содержание текста каждой созданной нами книжки-игрушки посвящено декоративно-прикладному искусству и включает потешки, сказки, стихи, загадки.

Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. В наших авторских пособиях таким действием является: подбор соответствующего узора для юбки барышни различных промыслов, узнавание матрешек по росписи и подбор игрушки в соответствии с характерными элементами художественной росписи и пр.

В книжки-игрушки включены виды декоративно-прикладного искусства регламентированные содержанием основной образовательной программы дошкольного образования в контексте познавательного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Основной целью каждого дидактического пособия остается решение дидактической задачи, на что и направлено всё содержание книги: ее текст, рисунок и игровой элемент.

1. Книжка-игрушка «Матрешки на окошке».

Данная книжка выполнена по принципу книжки-вырубки и книжки- элермана. Она предназначена для

Описание: обложка книжки и ее страницы вырезаны по форме окошка. В каждом окошке нарисовано по одной матрешке. Всего в книжке (проиллюстрировано) нарисовано 4 вида разных матрешек - по 4 матрешки каждого вида. А именно: Загорские, Калининские, Семеновские, Полхов-майданские матрешки. Каждая матрешка расписана по-своему, они все разные. Страницы книжки разрезаны на 3 части, так чтобы матрешки также делились на три части: верхняя часть -голова, средняя - туловище, нижняя часть - юбка. Все части страниц перепутаны между собой, соединены между собой одним переплетом, так чтобы ребенок мог перелистывать каждую часть страницы отдельно.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Книжка-игрушка «Матрешки на окошке».

Дидактическая задача: усвоение и закрепление знаний детей 4-го, 5-го и 6-го года жизни о различных видах матрешек, умение отличать декоративный узор матрешек различных народных промыслов, а так же узор матрешек одного вида, выделять элементы узора, характерные для определенного вида матрешек; вызвать интерес детей к матрешкам, развивать их произвольное внимание.

В содержание книжки включены стихи о матрешках различных авторов, которые располагаются на обратной стороне страниц. Стихи делают восприятие образа более полным и ярким.

Игровое действие в этой книжке заключается в том, что ребенок, перелистывая части страниц, подбирает их так, чтобы собрать образ матрешки какого-либо определенного народного промысла, при этом узор платка, передника, юбки должны соответствовать одному конкретному виду промысла.

Эту книжку-игрушку можно предлагать детям и в старшем возрасте для закрепления имеющихся знаний.

2. Книжка-игрушка «Игрушки на подушке»

Данная книжка выполнена по принципу книжки-подушки из ткани, мягкая и удобная в обращении для ребенка. Она предназначена для детей от 3-х до 7 лет.

Описание: внутри каждой страницы находится поролон, который держит форму страницы и делает ее мягкой. Поля каждой страницы украшены орнаментом, характерным для игрушки Дымковской, Филимоновской и Каргопольской народных промыслов. К книжке отдельно прилагаются выполненные из ткани плоские силуэтные изображения игрушек того же промысла. Страницы связаны между собой тесьмой, поэтому их можно легко менять. Можно убирать страницы уже хорошо известные или дополнять книгу новыми страницами с новым орнаментом.

Страницы книги «Игрушки на подушке»

Дидактическая задача: узнать элементы декоративной росписи характерной для определенного вида народной игрушки, выделять категориальные признаки народных игрушек.

В содержание книжки включены стихи о народных игрушках.

Игровое действие книги заключается в приклеивании (прикладывании) силуэта народной игрушки на страницу с характерными для этой игрушки элементами росписи.

Эту книжку-игрушку можно использовать не только в дидактических целях игры, но и отдыхать, спать на ней. Она очень удобна в обращении, приятна на ощупь.

3. Книжка-игрушка «Азбука декоративно-прикладного искусства».

Данная книжка-игрушка предназначена для детей 6-го и 7-го года жизни.

Обложка книжки-игрушки «Игрушки на подушке»

13 \W*

Страницы «Азбуки декоративно-прикладного искусства»

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

Описание: азбука содержит все буквы алфавита, каждая из которых соответствует названию определенного русского народного промысла. Например: А - аба-шевские игрушки, Б - борецкая роспись, богородские игрушки, В - вологодские кружева, Г - гжель, Д - дымковские игрушки и т.д.

Народное наследие является настолько богатым, что позволило нам к каждой букве русского алфавита найти соответствующий народный промысел, название которого начинается с определенной буквы алфавита.

Основная идея книжки-игрушки состоит в том, что заглавная буква в названии народного промысла прописывается большого размера и украшается внутри росписью соответствующей данному промыслу. Буквы, выполненные в такой технике, притягивают внимание детей своей яркостью, необычностью, красочностью. Поля страницы тоже оформлены в стиле определенного народного промысла. Книга содержит иллюстрации с изображением предметов декоративно-прикладного искусства, а также краткую характеристику народного промысла, его историю происхождения доступную восприятию и пониманию детей дошкольного возраста.

Дидактическая задача: познакомить с буквами русского алфавита, дать более расширенное представление о русских народных промыслах, вызвать познавательный интерес к их изучению.

Содержание книги представлено стихами, загадками, потешками, сказками для каждого вида народного промысла.

Игровое действие: открывая такую книгу ребенок как бы попадает в мир сказки. Рассматривая такую букву, необычную яркую страницу книги, дети непроизвольно, легко запоминают и саму букву и название промысла, его характерные особенности, у детей развиваются эстетические чувства, художественный вкус.

Образовательный потенциал книжек-игрушек достаточно широк. Так игровые элементы, заложенные в этом специфическом издании, могут активизировать усвоение детьми, как знаний букв русского алфавита, так и представлений о декоративно-прикладном искусстве. Однако, не следует забывать, что созданные в дидактических целях, они остаются, прежде всего, книжками-игрушками, лишь содействующими решению дидактических задач.

Дизайн-проекты дидактических книжек-игрушек мы применяем в свободное от непосредственной образовательной деятельности время.

Библиографический список

1. Глоцер В.И. Художник и детская книга. Пахомов. Курдов: сборник статей: из истории книги. // Искусство книги / под редакцией З.А. Антипиной. / М.: Книга, 1979.

2. ГОСТ 7.60-90 Издания. Основные виды. Термины и определения. [Электронный ресурс] - Взамен ГОСТ 16447-78. -Утв. 1990. - (Система стандартов по информации, библиотечному ииздательскому делу). - Режим доступа^йрз^/оЬгапай^а.га/о^ЫЫю/погтайу/ data_normativ/4

3. ГолубеваЕ.С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 27-29. — URL

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 12.09.2019). ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения

4. Нуртдинова А.Р. развивающая дизайн-форма детской книжки-игрушки // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.- практ. конф. № 3(63). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(63).pdf (дата обращения: 13.09.2019)

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

References

1. Glotser V.I. Artist and children's book. Pakhomov. Kurdov: a collection of articles: from the history of the book. // The Art of the Book / edited by Z.A. Antipina. / Moscow: Kniga, 1979.

2. GOST 7.60-90 Editions. The main types. Terms and Definitions. [Electronic resource] - Instead of GOST 16447-78. - Approved 1990. (System of standards for information, library and publishing). - Access mode: https: //ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/4

3. GolubevaE.S. The role of decorative and applied art in the development of children's creative abilities // Urgent problems of pedagogy: Naterials of the III Intern. scientific conf. (Chita, February 2013). - Chita: Publishing House Young Scientist, 2013. Pp. 27-29. - URL https:// moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (accessed: 09/12/2019). GOST 7.60-90. Editions. The main types. Terms and Definitions

4. Nurtdinova A.R. The developing design-form of an interactive children's book // Scientific community of students of the XXI century. Humanities: a collection of articles, Materials of LXIII Int. Stud. scientific and practical conf. No. 3 (63). URL: https://sibac.info/archive/ guman/3(63).pdf (accessed September 13, 2019)

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 N 1155 "On approval of the Federal educational standard of preschool education"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.