ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Гадельшина Анна Александровна
Студентка 1 курса магистратуры, факультет педагогики и психологии Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» Россия, г. Стерлитамак Сулейманова Фания Мурзабаевна Доцент, кандидат педагогических наук Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» Россия, г. Стерлитамак
DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTERESTS OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN OUT-OF-LESSON ACTIVITIES WHEN CONDUCTING EXCURSION CLASSES
Gadelshina Anna Alexandrovna
1st year MSc student, Faculty of Pedagogy and Psychology Sterlitamak branch of the federal state budgetary educational institution of higher professional education
"Bashkir State University" Russia, Sterlitamak Suleimanova Fania Murzabaevna Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences Sterlitamak branch of the federal state budgetary educational institution of higher professional education "Bashkir State University"
Russia, Sterlitamak
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности при проведении экскурсионных занятий. Приводится краткое описание имеющихся исследований данного вопроса, а также некоторые разработки разных авторов. Так, представлены отличительные признаки познавательного интереса, аспекты проведения экскурсионных занятий, а также этапы проведения экскурсии с целью развития познавательного интереса младших школьников.
Annotation. This article is devoted to the problems of the development of the cognitive interests of younger schoolchildren in extracurricular activities during excursion classes. A brief description of the available research on this issue is given, as well as some developments by different authors. So, the distinctive features of cognitive interest, aspects of conducting excursion classes, as well as stages of conducting an excursion in order to develop the cognitive interest of younger students are presented.
Ключевые слова: младшие школьники, познавательный интерес, экскурсионные занятия, экскурсия, образовательный процесс, начальная школа.
Key words: junior schoolchildren, cognitive interest, excursion classes, excursion, educational process, primary school._
На современном этапе развития образования многие педагоги и психологи уже пришли к выводу о том, что развитие познавательного интереса является одним из важнейших факторов, ведущих к повышению эффективности образовательного процесса. Именно интерес движет младшими школьниками на пути освоения знаниями, умениями и навыками, именно он подталкивает их к поиску и запоминанию новой информации, позволяет появиться стремлению узнавать и познавать.
В школе развитию познавательного интереса должна отводиться большая роль, и здесь многое зависит от того, каким именно образом учитель организует урочную и внеурочную деятельность. Если на уроке больше времени отводится на то, чтобы работать по теме урока, то во внеурочной деятельности для учителя появляется множество возможностей для реализации данной цели.
Обращаясь к работам таких философов, как Г.Е. Глазерман, В.П. Тугарином, Г.М. Гак и др., можно увидеть, что интерес они понимают, как отражение объективно существующих отношений личности. Эти отношения могут появляться под воздействием различных внешних факторов [1, с. 13].
Младший школьный возраст является наиболее расположенным к развитию познавательного интереса, поскольку в данном возрасте дети крайне любознательны, их интересует то, как устроен мир вокруг них. Им хочется потрогать, понюхать, попробовать и ощутить. Для учителя это создает дополнительные возможности в развитии познавательного интереса во внеурочной деятельности.
Г.И. Щукина в своих работах обратила внимание на те признаки, которые отличают познавательный интерес от других мотивов учения. К ним относятся [3, с. 27]:
1. Познавательный интерес как мотив учения в большей степени предпочитается младшими школьниками, чем какой-либо другой.
2. Познавательный интерес носит бескорыстный характер, сначала является непроизвольным, но позже обретает сознательность, но не перестает нести в себе лишь желание узнать, как вес устроено.
3. Познавательный интерес сильнее всех остальных мотивов учения влияет на характер протекания образовательной деятельности и ее результат.
4. Он позволяет не только развиваться и другим мотивам учения на ряду с собой. Но и тесно взаимодействует с ними.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения большая роль отводится внеурочной деятельности, которая может быть реализована в том числе в виде проведения экскурсионной работы. Экскурсия позволяет осуществить перенос всех имеющихся знаний, умений и навыков в новую среду, что позволит им расшириться, а также позволит сформироваться новым. Экскурсия - это один из видов познавательной деятельности, направленный на саморазвитие и самообразование в большей степени.
А.П. Валицкая в своих работах предложила проект «Культуротворческая школа», который позволяет организовать интегративную деятельность обучающихся. Данный проект предлагает ввести как в урочную, так и во внеурочную деятельность элементы, которые позволили бы изучать культурную среду, и окружающий мир в целом более наглядно. Также одним из основных видов познавательной деятельности там является экскурсия [2, с. 102].
Для проведения экскурсии необходимо обратить внимания на некоторые аспекты:
1. Экскурсия - это дополнение к уроку. Она должна быть связана с темами, которые сейчас проходят младшие школьники, должна расширять полученные на уроках знания (А.Я. Герд).
2. На экскурсии большую часть времени нужно отводить самостоятельной работе обучающихся, а также давать им возможность самим познавать предмет экскурсии, чтобы потом можно было обобщить полученные знания. В таком случае младшие школьники смогут не только самостоятельно узнать что-то, но и послушать, что интересного обнаружили для себя другие (Б.К. Райков).
3. Необходимо организовывать ан экскурсии поисковую деятельность, чтобы побудить младших школьников к интеллектуальной активности (Л.М. Маневцова).
4. На первых план нужно выдвигать образовательные задачи, поскольку главная цель экскурсии -расширить знания обучающихся, полученные на уроках (О.С. Богданова).
Для того, чтобы во время экскурсии повышать познавательный интерес младших школьников, необходимо реализовывать ее в несколько этапов:
1. Подготовительная работа предполагает обсуждение предстоящей экскурсии в классе. В рамках данной беседы учитель обсуждает с младшими школьниками цель и предмет экскурсии, ожидания от нее, и затрагивает те моменты, которые могут вызвать интерес у младших школьников, и подтолкнуть их к заблаговременному овладению информацией по теме экскурсии дома.
2. Постановка в рамках экскурсии проблемного вопроса, который необходимо решить по ее окончании. Это позволяет младшим школьникам не рассеивать свое внимание, а сосредоточиться на конкретной, поставленной перед ними задачей.
3. Контакт с предметом экскурсии. У каждого младшего школьника свой более развитый способ познания окружающей действительности, поэтому необходимо дать обучающимся время на то, чтобы каждый мог ознакомиться с экспонатами удобным для него способом. Для этого необходимо дать им возможность поработать самостоятельно.
4. Использование игровых моментов.
5. Переключение внимания младших школьников. Это важно, поскольку непроизвольное внимание все еще преобладает над произвольным.
6. Обсуждение поставленного ранее проблемного вопроса, его совместно решение. На данном этапе младшие школьники так же делятся впечатлениями друг с другом.
7. Творческое задание по предмету экскурсии. Это может быть рисунок, кроссворд, ребус и т.д.
Таким образом, благодаря проведению экскурсий во внеурочной деятельности, у младших
школьников развивается познавательный интерес. Во многом это зависит от учителя, ведь очень важно правильно организовать экскурсию, учесть все индивидуальные и возрастные особенности младших школьников, а также подобрать материал, который будет тесно связан с урочной деятельность. Однако,
при соблюдении всех этих условий, обучающиеся будут проявлять познавательный интерес к теме экскурсии, что позволит расширить их знания, умения и навыки.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2015. - 314 с.
2. Валицкая А.П. Урок - событие в культуротворческой школе // Валицкая А.П., Антонова О.А., Жигалко Е.А. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методическое пособие. - СПб., 2016. - 264 с.
3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М., 2008. - 301 с.
References:
1. Bozhovich L.I. Problems of personality formation. - M., 2015. - 314 p.
2. Valitskaya A.P. Lesson - an event in a cultural school // Valitskaya A.P., Antonova O.A., Zhigalko E.A. Lesson as a cultural event. Scenarios: training manual. - SPb., 2016. - 264 p.
3. Shchukina G.I. Pedagogical problems of the formation of the cognitive interests of students. - M., 2008. - 301 p.
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ АРАБСКИХ УЧАЩИХСЯ.
Иванова Е.В.
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия
A CREDIT-BASED SCORING SYSTEM AS A WAY TO INTENSIFY THE PROCESS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE TO ARABIAN STUDENTS.
Е. V. Ivanova.
Moscow automobile and road constraction state technical university (MADI), Moscow, Russia.
Данная статья посвящена поиску путей интенсификации процесса обучения арабских учащихся русскому языку. Одним из способов повышения эффективности обучения нам представляется введение на этапе довузовской подготовки балльно-рейтинговой системы для контроля знаний учащихся, которая будет включать в себя контрольные мероприятия, мотивирующие учащихся активнее и эффективнее работать на занятиях по русскому языку в целях повышения итогового балла, а как результат, совершенствования коммуникативных навыков.
This article is dedicated to searching for ways to intensify the process of teaching the Russian language to Arabian students. One of the best ways to make teaching more effective would be to introduce a credit-based scoring system to control students' knowledge. This system will contain tests and tasks, which will motivate students to work more actively and effectively during Russian language lessons in order to increase their final grade. It will also stimulate development of the students' communication skills.
Ключевые слова: арабские учащиеся, довузовская подготовка, обучение русскому языку как иностранному, интенсификация процесса обучения, балльно-рейтинговая система.
Кеу words: Arabian students, pre-university training, teaching Russian as a foreign language, intensification of teaching process, credit-based scoring system.
Высшие учебные заведения России обладают очень большим образовательным потенциалом и являются поставщиками образовательных услуг для учащихся по всему миру. Несмотря на то, что в настоящее время постоянно меняются качественные и количественные характеристики обучаемого контингента (в том числе и из-за всемирной пандемии), неизменной остается цель - получение иностранными учащимися качественного образования на русском языке, который является системообразующей дисциплиной в эффективной системе довузовской подготовки, занимающей крайне важное место между средней и высшей школами и являющейся самостоятельной подсистемой образования [2. 214-218].
Нашей целью является эффективная подготовка иностранных учащихся к учебно-профессиональной деятельности, формирование у них интереса к обучению, изучению русского языка и языка специальности; они должны понимать цели довузовского обучения и хорошо представлять будущую специальность; иметь высокую степень самоорганизации и получать удовлетворение от получения профессионально значимой информации; владеть навыками самостоятельной работы и решения учебно-