Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / модель обучения / познавательная самостоятельность / конструктор образовательных ресурсов / средство / метод / перевернутый класс / ICT / learning model / cognitive independence / educational resource designer / tool / method / inverted class

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Сайыына Андреевна, Степанова Людмила Валерьевна

В статье «Развитие познавательной самостоятельности школьников средствами современных ИКТ» рассматривается модель обучения «Перевернутый класс». В рамках данной модели применяются информационно-коммуникационные технологии. Представленная модель обучения способствует развитию субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимися. Авторы продемонстрировали средство современной информационно-коммуникационной технологии конструктор образовательных ресурсов российского производства «Удоба». Данный конструктор способствует развитию самостоятельности школьников и интереса при выполнении различных учебных заданий. Опытно-экспериментальная работа проведена среди обучающихся 9 класса. В ней приняли участие 25 человек. Авторы раскрыли суть использования метода. Выявили, что конструктор «Удоба» удобен в учебном процессе при изучении многих предметов. Этот образовательный ресурс, и его технологические составляющие соответствуют современным требованиям ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова Сайыына Андреевна, Степанова Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article "Development of cognitive independence of schoolchildren by means of modern ICT" considers the model of teaching "Inverted class." Within the framework of this model, information and communication technologies are used. The training model presented promotes the subject-subject relationship between the teacher and the learners. The authors demonstrated the means of modern information and communication technology the designer of educational resources of Russian production "Convenience." This designer contributes to the development of independence of schoolchildren and interest in the performance of various educational tasks. Experimental work was carried out among students of the 9th grade. It was attended by 25 people. The authors revealed the essence of using the method. It was revealed that the "Convenience" designer is convenient in the educational process when studying many subjects. This educational resource and its technological components meet modern ICT requirements.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ»

Литература:

1. Балл, Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект/Г.А.Балл.-М., 1990. - 184 с.

2. Боровских, A.B. Деятельностные принципы и педагогическая логика / A.B. Боровских, Н.Х. Розов // Педагогика. -2010. -№8.-С. 10-19

3. Галустов, А.Р. Образовательный технопарк как фактор развития социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза / А.Р. Галустов, С.К. Карабахцян // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. - №1. - С. 40-47

4. Ильина, Н.Ф. Создание региональных кластеров непрерывного педагогического образования: постановка проблемы / Н.Ф. Ильина // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XIII Международной научной конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - 2022. - С. 72-74

5. Калинникова, Н.Г. Непрерывное педагогическое образование как парадигма / Н.Г. Калинникова // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - №3 - С. 186-189

6. Коротаева, Е.В. Подходы к трактовке психолого-педагогических взаимодействий: ретроспективный анализ / Е.В. Коротаева // Национальная ассоциация ученых. - 2020. -№ 57-2 (57). - С. 36-39

7. Кулюткин, Ю.Н. Мышление учителя / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобский. - М., 1990. - 102 с.

8. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000.-С. 41-38

9. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2014.-304 с.

10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, E.H. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 512 с.

11. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.

12. Слободчиков, В.И. Психологическая антропология: от истоков в будущее / В.И. Слободчиков // Исследователь / Researcher. - 2018. - № 1-2 (21-22). - С. 16-22

13. Степанова, И.Ю. Образование педагога: индивидуально-личностный аспект / И.Ю. Степанова, В.А. Адольф // Проблемы современного образования. - 2022. - №3. - С. 72-90

14. Степанова, И.Ю. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография / И.Ю. Степанова, В.А. Адольф. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 368 с.

15. Харисова, И.Г. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога / И.Г. Харисова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2021. - Т. 27, №4. - С. 257-264

Педагогика

УДК 37

студент Слепцова Сайыына Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Степанова Людмила Валерьевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

СОВРЕМЕННЫХ ИКТ

Аннотация. В статье «Развитие познавательной самостоятельности школьников средствами современных ИКТ» рассматривается модель обучения «Перевернутый класс». В рамках данной модели применяются информационно-коммуникационные технологии. Представленная модель обучения способствует развитию субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимися. Авторы продемонстрировали средство современной информационно-коммуникационной технологии - конструктор образовательных ресурсов российского производства «Удоба». Данный конструктор способствует развитию самостоятельности школьников и интереса при выполнении различных учебных заданий. Опытно-экспериментальная работа проведена среди обучающихся 9 класса. В ней приняли участие 25 человек. Авторы раскрыли суть использования метода. Выявили, что конструктор «Удоба» удобен в учебном процессе при изучении многих предметов. Этот образовательный ресурс, и его технологические составляющие соответствуют современным требованиям ИКТ.

Ключевые слова: ИКТ, модель обучения, познавательная самостоятельность, конструктор образовательных ресурсов, средство, метод, перевернутый класс.

Annotation. The article "Development of cognitive independence of schoolchildren by means of modern ICT" considers the model of teaching "Inverted class." Within the framework of this model, information and communication technologies are used. The training model presented promotes the subject-subject relationship between the teacher and the learners. The authors demonstrated the means of modern information and communication technology - the designer of educational resources of Russian production "Convenience." This designer contributes to the development of independence of schoolchildren and interest in the performance of various educational tasks. Experimental work was carried out among students of the 9th grade. It was attended by 25 people. The authors revealed the essence of using the method. It was revealed that the "Convenience" designer is convenient in the educational process when studying many subjects. This educational resource and its technological components meet modern ICT requirements.

Key words: ICT, learning model, cognitive independence, educational resource designer, tool, method, inverted class.

Введение. В настоящее время в результате социально-экономических преобразований, связанных с глобальными переменами, происходят существенные изменения в образовании. Особенно в области информационных технологий стали внедряться совершенно новые разработки учебных конструкторов для применения в педагогической практике.

Исходя из этого, данная тема актуализируется требованиями современного подхода к образовательной деятельности. В частности, проведения уроков в средней общеобразовательной школе. Каждый ученик должен иметь возможность получать новые знания по предметам и использовать их для получения результатов обучения, а также в повседневной жизни. В связи с этим существует проблема развития познавательной самостоятельности в условиях традиционного обучения. Данное

противоречие можно решить, применяя ИКТ позволяющие развивать интерес, познавательную активность в самостоятельном поиске решения поставленных задач перед обучающимися.

Изложение основного материала статьи. Нормативно-правовые документы в сфере образования регламентирующие основные требования к образовательным организациям учитывают применение информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» указаны области применения ИКТ в сфере образования: в учебном процессе, в управлении образованием, в обеспечении информационной открытости системы образовании. В указанном документе отмечены две статьи об использовании объектов и систем, созданных с использованием ИКТ: статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» [2].

На дискуссионной площадке, посвященной теме «Цифра в образовании эпохи постпандемии» ректор СевероВосточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова, А.Н. Николаев отмечал: «целью цифровой трансформации является повышение качества доступности и индивидуализации образования за счет активного внедрения современных образовательных и цифровых технологий» [3].

Также, современная школьная программа в России построена на развитии универсальных учебных действий. К основным функциям УУД относят: предоставление ученику возможности самостоятельно получать новые знания по предметам, ставить учебные цели, находить средства для их достижения, а также контролировать и оценивать свои результаты; создание условий для гармоничного и всестороннего развития личности, помогают школьникам в дальнейшей самореализации, формируют способность и готовность к постоянному обучению, устраняют препятствия для самообразования и успешного освоения новых знаний во взрослой жизни.

Познавательная самостоятельность входит в рамки развития универсальных учебных действий по ФГОС нового поколения [1].

Для развития познавательной самостоятельности современных школьников мы предлагаем применение ИКТ в виде конструктора образовательных ресурсов «Удоба», который может повысить эффективность освоения и закрепления пройденных тем. Выполнение заданий и применение инструментов этого ресурса способствуют реализации метода обучения «Перевернутый класс».

Перевернутый класс представляет собой обучающую стратегию и тип смешанного обучения, который в условиях ФГОС нового поколения успешно развивается, изменяет традиционную среду обучения, предоставляя обучающий теоретический материал вне класса.

В «Перевернутом классе» изучение теоретического материала и выполнение домашнего задания по нему меняются местами. Обучающиеся учатся смотреть онлайн-лекции, сотрудничать в онлайновых дискуссиях или проводить исследования дома, а также работать над индивидуальными и групповыми проектами [4].

«Перевернутое» обучение удовлетворяет такие типы УУД, как:

1. Личностные. Предполагают, что ученик может самостоятельно осознать цели обучения и ответственно относится к своим действиям, которые должны привести к ценностному результату и моральному выбору. Благодаря определению ценностно-смысловой ориентации ученик достигает социальной адаптации, что помогает оценить собственные возможности в обществе.

2. Регулятивные. Это действия, с помощью, которых можно реализовывать осуществление процесса получения самих знаний и обновление практических навыков.

3. Познавательные. Среди данных действий можно наблюдать такие, как разработка задач обучения; составление плана действий; поисковая деятельность, связанная с различными источниками информации; освоение получаемых знаний, через понимания смысла, т.е. без заучивания и зубрежки; систематизация приобретенных знаний.

4. Коммуникативные. Здесь рассматриваются разнообразные действия, помогающие ученику взаимодействовать со сверстниками и людьми разных социальных слоев, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Данный метод апробирован среди обучающихся 9 класса в составе 25 человек. В «перевернутой» модели урока обучающиеся осваивают материал без помощи учителя. С помощью современного конструктора образовательных ресурсов девятиклассники добиваются реализации обучения в своем индивидуальном ритме. По ходу изучения сути конструктора ученики нарабатывают собственный опыт, умения анализировать учебный материал, начинают активно применять элементы конструктора для выполнения поставленных перед ними учебных задач. Даже название «Удоба» говорит само за себя - подстраивание под удобный для ученика уровень овладения алгоритмом использования конструктора при выполнении поставленных целей. Роль учителя сводится к тому, чтобы мотивировать, наставлять, направлять обучающихся к успешному развитию умений и навыков.

Модель обучения перевернутого класса своими преимуществами может конкурировать с традиционными. Во-первых, выполнение домашних заданий превращается в увлекательный процесс открытия новых перспектив информационно-коммуникационных технологий, поэтому это повышает эффективность закрепления изучаемого материала. Во-вторых, теоретический материал, которые ученики изучают дома - обычно короткий, что легче ими воспринимается. Таким образом, эта модель обеспечивает гибкость обучения по времени; открытость общения системы «учитель-ученик»; возможность многоразового использования лекционного материала; повторения того, что вызвало затруднения у обучающихся и ответственное отношение к ожидаемому результату.

Недостатки перевернутого класса могут помочь выявить пробелы в обучении: если кто-то не выполнил задание или выполнил частично, соответственно, есть пробелы в освоении определенных тем касаемых алгоритма решения конструктора; продолжительное выполнение самостоятельной подготовительной работы обучающихся, говорит о том, что у ребят это вызывает затруднения.

Кажущаяся простота представленной модели обучения, в которой обучающиеся в домашних условиях только просматривают заданные материалы, а на уроке вместе с одноклассниками проводят его разбор показала достаточную эффективность с дидактической точки зрения.

У этого метода существует много форм. Наиболее распространенными являются: стандартный; дискуссионно-ориентированный; демонстрационно-ориентированный; групповой; виртуальный; перевернутый учитель. Перевернутый класс может варьировать стили обучения, информационные ресурсы и способы взаимодействия между обучающимися.

В стандартном перевернутом классе деятельность во время урока и домашнее задание меняются местами в результате этого учитель высвобождает дополнительное время для закрепления пройденной темы. Данная форма стала наиболее подходящей для проведения нашей экспериментально-опытной работы. Дискуссионно-ориентированный перевернутый класс - лекции и методический материал урока обучающиеся изучают дома самостоятельно, а на уроке обсуждают и реализуют проектную деятельность. Демонстрационно-ориентированный перевернутый класс - учитель заранее записывает материал видео-лекций доя самостоятельного рассмотрения обучающимся в целях лучшего запоминания и повторения

темы. Эта форма подходит для точных наук - например, математики, физики или химии. Групповой перевернутый класс - в роли учителя могут выступить обучающиеся в результате групповой работы по изучению новой темы. Данная форма позволяет школьникам учиться друг у друга. Виртуальный перевернутый класс - уже знакомый нам стандартный пример проведения дистанционного обучения. Перевернутый учитель - в роли учителя выступают обучающиеся, а обучающимся учитель, что способствует решению учебной проблемы самими школьниками.

Современные информационно-коммуникационные технологии в «Новом словаре методических терминов и понятий» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина понимаются, как совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами; это также совокупность действий и формальных процедур, участие в которых принимают люди, вычислительные машины и данные (информация) об объектах или процессах; обработка и представление таких данных в определенной форме и является целью реализации конкретных ИКТ; этот термин характеризует особенности применения ИКТ в учебном процессе [5].

Разработка образовательного конструктора «Удоба», стала необходимостью в апреле 2020 года, в период активного использования дистанционного обучения. Бго основателем выступил интернет-центр Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ). Данный ресурс был размещен в глобальной сети, как бесплатный продукт, что позволило нам полноценно изучить его возможности для использования в целях повышения познавательной самостоятельности школьников. Удоба является многофункциональным конструктором, который содержит практически все для интерактивного обучения. Основной перечень возможностей конструктора: множество интерактивных обучающих игр; различные виды тестовых заданий; интерактивные книги; запись и вставка аудио; диктанты; виртуальный тур; дополненная реальность; проверка произношения слов с помощью звукозаписи; презентации с возможностью вставить все перечисленные возможности.

Для определения уровня познавательной самостоятельности школьников мы использовали педагогический мониторинг и провели опрос в начале и в конце эксперимента. Это позволило нам составить сравнительный анализ, краткое описание которого представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ динамики развития познавательной самостоятельности школьников

В начале опытно-экспериментальной работы В конце опытно-экспериментальной работы

Обучающимся привычнее следовать традиционной форме обучения. Среди средств обучения выделяют учебные и дидактические материалы. 60% учеников на уроке предпочитают обучаться под контролем учителя в рамках соответствующего учебника по предмету. Настрой к учебному процессу по типу «надо-выполнено, не надо-нет». У обучающихся наблюдается проявление инициативности, потребности осуществления нового действия с целью получения нового знания через познавательную деятельность. 100% школьников активно изучают материал без помощи учителя. И 88% стремятся обрести новые навыки по предмету. Отмечается оживление, радость, воодушевление обучающихся от возможностей собственных результатов.

В результате применения информационно-коммуникативных технологий, нами выявлено, что оно несет в себе огромный мотивационный потенциал для изучения девятиклассниками нового материала и показало, что способствует развитию познавательного интереса у большинства обучающихся (88%).

Выводы. Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время процесс образования опирается на современные информационно-коммуникационные технологии, сочетание их с новыми моделями обучения для более эффективного повышения уровня познавательной самостоятельности обучающихся. Поэтому учителю необходимо шагать в ногу со временем, так как чтобы учить необходимо развиваться самому, использовать все сильные стороны ИКТ в обучении. Как сказал Джон Дьюи: «Бели мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Развитие познавательной самостоятельности обучающихся и умения работать с информационно-коммуникационными технологиями будут полезны школьникам, а также станут одними из основных инструментов, которые они будут использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Литература:

1. Универсальные учебные действия по ФГОС: виды, функции, характеристики. https://school.kontur.ru/publications/2398

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ" Об образовании в Российской Федерации"

3. Цифра в образовании эпохи пост пандемии / Университеты и развития геостратегических территорий России: итоговый доклад. - Якутск: издательский дом СВФУ, 2021. - С. 55-58

4. Воронина, М.В. "Перевёрнутый" класс - инновационная модель обучения / М.В. Воронина // Открытое образование. - 2018. - №5. - URT: https://cyberleninka.rU/article/n/perevyornutyy-klass-innovatsionnaya-model-obucheniya (дата обращения: 06.02.2023)

5. Янченко, В.Д. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / В.Д. Янченко. -М.: Русский язык. Курсы, 2018. -496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.