УДК 37.032
М. А. Саблина
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В 5-7-х КЛАССАХ)
Статья посвящена проблеме развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций. Новизна заключается в обосновании использования предметов гуманитарного цикла в качестве целенаправленного средства развития познавательной самостоятельности посредством особых проблемных ситуаций у учеников 5-7-х классов общеобразовательной школы. В статье указаны проблемные ситуации, особо эффективные при развитии познавательной самостоятельности учеников 5-7-х классов.
Ключевые слова: подростковый возраст, познавательная самостоятельность, предметы гуманитарного цикла, проблемные ситуации, развитие познавательной самостоятельности, средний школьный возраст, учащиеся 5-7-х классов.
Происходящее в России глубинное реформиро- В отечественной дидактике вопрос о сущности вание образовательной системы ставит новые проб- познавательной самостоятельности обучаемых до
лемы перед педагогической наукой. Для успешной реализации задач, обусловленных требованиями реформирования системы образования в нашей стране, актуальным становится воспитание и обучение такой молодежи, знания и умения которой будут соответствовать современным требованиям. Самостоятельная познавательная деятельность является непременным условием появления такого нового поколения. Актуальным становится качественно новое рассмотрение вариантов развития познавательной самостоятельности вообще и в частности, рассмотрение способов создания проблемных ситуаций, эффективных для развития познавательной самостоятельности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности; современные психолого-педагогические концепции об определяющей роли деятельности в воспитании ребенка, личностный подход. Исследование существенным образом опирается на научные положения, содержащиеся в трудах ученых:
- психологические теории личности П. Я. Гальперина, Н. А. Менчинской, Д. Б. Эльконина о поэтапном формировании умственных действий [1, 2];
- концепции развития познавательной самостоятельности и познавательной активности О. А. Пету-нина, П. И. Пидкасистого, Т. И. Шамовой, Г Я. Шиш-маренковой [3-6];
- педагогические исследования об активизации познавательной самостоятельности посредством совершенствования педагогических методов и технологий Г Г. Серковой [7], П. И. Пидкасистого [4], Т. И. Шамовой и др. [5];
- педагогические и психологические исследования, которые посвящены проблемному обучению, М. И. Махмутова, С. Л. Рубинштейна и др. [8, 9].
сих пор не получил однозначного и общепризнанного решения [10]. Основываясь на рассмотренных подходах к определению термина «познавательная самостоятельность» в педагогической литературе, а также исходя из особенностей обучения школьников 5-7-х классов, из проведенного исследования, познавательная самостоятельность в данной работе рассматривается как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности, готовности и умении приобретать знания из различных источников, овладевать способами познавательной деятельности, творчески применять эти знания и умения в конкретных учебных ситуациях без прямой помощи учителя. В отношении понимания термина «познавательная самостоятельность» мы разделяем точку зрения Т. И. Шамовой [5, с. 69] и предлагаем, определяя сущность познавательной самостоятельности, формулируя определение этого термина, сделать акцент не только на «стремлении и умении» [5, с. 69], но и на готовности учеников, что кажется нам особо важным, учитывая особенности обучения школьников 5-7-х классов. Кроме того, предлагаем включить в определение мысль о том, что приобретать знания из различных источников, овладевать способами познавательной деятельности, творчески применять эти знания и умения в конкретных учебных ситуациях при хорошо развитой познавательной самостоятельности ученики готовы и могут «без прямой помощи учителя». Опосредованно помощь учителем может быть оказана и оказывается при обучении школьников 5-7-х классов. Предложенное нами определение, по нашему мнению, точнее определяет сущность познавательной самостоятельности в первую очередь учеников среднего школьного возраста.
Познавательная самостоятельность имеет сложную структуру [6, 10, 11], которая включает три системы компонентов: содержательную, операцион-
ную и мотивационную [5]. Выделяются три уровня познавательной самостоятельности: инструктивно-исполнительский, отражательно-преобразу-ющий и творческий [5]. Выделение уровней осуществляется в соответствии с тремя критериями, по которым дается характеристика уровня развития познавательной самостоятельности: предметно-содержательный критерий (степень усвоения учебных знаний), деятельностный критерий (степень усвоения умений и навыков, включая умения трансформировать полученные знания и применять их в новой учебной ситуации), мотивационный критерий (степень развития познавательной мотивации, направленность и устойчивость познавательного интереса, отношение к познавательной деятельности).
Развитие познавательной самостоятельности учащихся общеобразовательной школы и учеников 5-7-х классов необходимо, поскольку школа обеспечивает основу готовности выпускника к повышению уровня образования на протяжении жизни.
Среди средств развития познавательной самостоятельности называются: индивидуализированное обучение (И. Э. Унт, Е. С. Рубинский); создание особых проблемных ситуаций (А. М. Матюш-кин, М. И. Махмутов); организация познавательной деятельности на уроках (Б. И. Есипов, А. В. Усова, П. И. Пидкасистый, Г. Я. Шишмаренкова) [6, с. 3435]; нестандартный урок (Л. Н. Соколова); использование учебного информационного взаимодействия на базе Интернета (Ю. А. Прозорова); информационные технологии (А. В. Баластов, Е. Ю. Су-лимова) [12, 13]; учебные пособия-самоучители [14]; фреймовая технология [15] и др. В отношении средств развития познавательной самостоятельности нам близка точка зрения А. М. Матюшкина и М. И. Махмутова [8]. Мы считаем, что использование проблемных ситуаций является эффективным средством развития познавательной самостоятельности учеников 5-7-х классов при изучении предметов гуманитарного цикла.
Проблемная ситуация - психологическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, должен найти новый способ действия, что обусловливает начало мышления [8, с. 30].
На связь проблемного обучения с развитием познавательной самостоятельности указывают многие ученые [5, 16, 17]. Использование проблемных ситуаций имеет большой потенциал для развития познавательной самостоятельности, независимо от разных факторов применения проблемных ситуаций на практике. Однако отдельные способы со-
здания проблемных ситуаций более эффективны для развития познавательной самостоятельности учеников разного школьного возраста, особенно если при их использовании учитывается этап урока (усвоение новых знаний, применение усвоенных знаний на практике, повторение и закрепление материала).
Анализ психолого-педагогической литературы и практический опыт позволяют определить, что среди проблемных ситуаций [8, с. 97-101] особо эффективны для развития познавательной самостоятельности при изучении гуманитарных дисциплин учениками 5-7-х классов следующие:
1. Проблемные ситуации, созданные через побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. Причем наиболее эффективны такие ситуации при усвоении учениками среднего школьного возраста нового материала.
2. Проблемные ситуации, созданные через побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий. Такие ситуации наиболее уместны в 5-7-х классах при применении усвоенных знаний на практике.
3. Проблемные ситуации, созданные через побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Наиболее уместны такие ситуации в обучении школьников 5-7-х классов при повторении и закреплении материала.
Мы считаем, что проблемные ситуации являются эффективным средством развития познавательной самостоятельности учащихся 5-7-х классов при изучении предметов гуманитарного цикла, если их реализация осуществляется во взаимодействии трех вышеуказанных способов создания проблемных ситуаций.
Создание проблемной ситуации через побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах, уместно при любой форме урока по предметам гуманитарного цикла. Этот способ создания проблемной ситуации в практике обучения школьников 5-7-х классов чаще всего применяется на комбинированных уроках, а именно такие уроки составляют основную массу занятий при изучении предметов гуманитарного цикла в среднем звене общеобразовательной школы. Практика показывает, что наиболее уместен и эффективен данный способ создания проблемной ситуации в процессе усвоения новых знаний.
Такие проблемные ситуации понятны и близки ученику среднего школьного возраста, способствуют более осознанному восприятию нового материала, простому и легкому осознанию сложного
материала. Они могут быть легко и органично созданы на предметах гуманитарного цикла в силу самой специфики этих предметов, вызывают состояние эмоционального подъема, активности ученика среднего школьного возраста, поэтому еще и так эффективны для развития познавательной самостоятельности.
Проблемная ситуация при изучении гуманитарных предметов в 5-7-х классах может быть создана по-разному. Один из вариантов - создание через проблемный вопрос. Чтобы проблемный вопрос создал проблемную ситуацию, его необходимо развить, обнаружить разные грани его решения, сопоставить разные варианты ответов. Противостояние разных точек зрения ведет к стремлению доказать справедливость того или иного решения. Дискуссия нужна не только ради того, чтобы весь класс участвовал в разговоре, что увеличивает степень познавательной активности и познавательной самостоятельности, но и для нахождения максимально полного ответа.
Часть (или части) урока, где происходит приобретение новых знаний (изучение культурных и исторических особенностей эпохи, знакомство с новыми орфограммами и пунктограммами и т. д.), традиционно носит информативно-сообщающий характер, на них чаще всего используется рассказ учителя (лекция), работа с учебником. Такая организация знакомства с новым материалом ограничивает развитие познавательной самостоятельности учеников среднего школьного возраста. Но если осуществить знакомство с новым материалом посредством такой организации проблемных ситуаций, при которой учащиеся привлекаются к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах, то степень самостоятельности на данной части урока значительно возрастет.
На уроках русского языка в 5-м классе при знакомстве с новым материалом ученикам предлагался проблемный вопрос (проблемная задача), который побуждал к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. Ученики, например, работали с ситуацией, когда необходимо проанализировать слово(а) с точки зрения произношения и написания, с различными орфоэпическими особенностями слова (произношение самим учеником одно, в словаре закреплено другое), с непродуктивными суффиксами, морфемным анализом слова (деление слова на части: ошибочное, такое, которое только кажется ученикам верным, и верное) и т. д.
На уроках истории в 5-м классе при знакомстве с новым материалом проблемные вопросы чаще все-
го были связаны с определением типичности единичного или массового явления (анализ находки археологов, характеристика уровня развития общества по находке и т. д.).
Создание проблемной ситуации через побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация, по нашему мнению, наиболее уместно в 5-7-х классах при применении усвоенных знаний на практике.
Этот этап урока особенно важен при изучении русского языка и литературы. Получив новые знания, школьники учатся применять их на практике. Эффективнее всего это происходит, если учитель создает такие ситуации, при которых ученики сравнивают уже закрепленные знания и вновь полученные. В этих условиях органично происходит развитие познавательной самостоятельности учеников 5-7-х классов, полученные знания закрепляются, влекут за собой прочные новые умения и навыки.
На уроках литературы в 5-м классе при применении усвоенных знаний на практике ученикам предлагались ситуации на сравнение двух литературных фактов (героев, поступков, фраз и т. д.). Осознавая, что умений для нахождения правильного решения недостаточно, ученики начинают работать активнее. Предлагались следующие задачи: изучение круга образов и характеров, выяснение композиционно-сюжетной структуры произведения и т. д. В 5-м классе ученики сравнивали два факта, события, встречи в рамках одного произведения и т. д., делали выводы, как такое сравнение помогает понять сюжет, героя. В 6-м классе сравнивали героя в начале, середине и конце произведения и т. д., выясняя, что это дает для понимания авторской идеи. В 7-м - сравнивали портрет одного героя в разных частях произведения, портретные характеристики разных героев и т. д., осмысляя авторскую идею.
При применении усвоенных знаний на практике на уроках русского языка ученики работали с проблемными ситуациями на сравнение двух лингвистических фактов в 5-м классе, 2-3 - в 6-м классе, 3 и больше фактов - в 7-м классе. В зависимости от изучаемой темы ученикам предлагалось, например, сравнить окончания или суффиксы глаголов, причастий, существительных, сделав вывод об особенностях применения правила на практике. Или, сравнив три предложения похожего содержания, в одном из которых информация передана с помощью причастного оборота, в другом - через придаточную (определительную) предикативную часть, в третьем - без причастного оборота и придаточной части, выявить особенности употребления причастных оборотов.
— l7S —
На уроках истории при применении усвоенных знаний на практике ученикам предлагались проблемные ситуации на соотнесение двух исторических фактов, на соотнесение частного факта и общей закономерности. Например, ученикам предлагалось сравнить два факта (военные действия, переворота, восстания и т. д.) и извлечь уроки истории из прошлого. Или предлагалось сравнить изучаемую эпоху и современность, найти сходные и отличительные черты, установить общую закономерность при сходстве, углубить понимание специфики каждой эпохи по различию.
Приобретая опыт работы с проблемными ситуациями, организованными через сравнение, сопоставление фактов, явлений, правил, действий, ученики постепенно все больше действий (реальных действий: работа с источниками, мыслительных действий: логические заключения, выводы, выдвижение гипотез) выполняли самостоятельно.
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, в результате которого возникает проблемная ситуация, по нашему мнению, наиболее уместно и эффективно для развития познавательной самостоятельности в 5-7-х классах при повторении и закреплении материала. Такие ситуации могут быть созданы в рамках урока любой формы как один из этапов урока, подразумевающего на остальных этапах (усвоения новых знаний, применения усвоенных знаний на практике) работу с проблемными ситуациями, организованными при помощи других способов создания. Кроме того, вышеуказанный способ создания проблемной ситуации может быть использован и на уроках обобщения, повторения, закрепления материала. В данном случае проблемные ситуации, созданные через побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, станут тем стержнем, на котором будет построен весь урок.
На заключительных уроках (уроках обобщения и контроля знаний) проблемные ситуации создавались через предварительное обобщение новых фактов, что само по себе вполне логично, так как позволяло ученикам среднего школьного возраста не только закреплять полученные знания и умения, но и развивать познавательную самостоятельность. Эти уроки нередко проводились нами в игровой форме. Все это способствовало повышению интереса к учебе, созданию благоприятных условий для укрепления мотивации учения, ощущения эмоционального комфорта. Данные типы уроков проводились как в традиционной, так и в нетрадиционной, более «серьезной» форме например, при использовании метода проектов в 7-м классе, что требовало от учащихся серьезной и длительной подготовки к занятию.
На заключительных уроках литературы проблемные ситуации, созданные через предваритель-
ное обобщение новых фактов, чаще строились в процессе выяснения идейно-художественных особенностей произведения, стиля писателя. Уместны здесь задачи на определение значения писателя для его времени и современности. Например, приводились слова критика о личности писателя или его творчестве, предлагалось сделать предварительное обобщение, указав, что критик имел в виду, на какие черты стиля обращал внимание. Или предлагалось доказать справедливость (или несправедливость) высказывания критика или самого писателя, предварительно обобщив особенности стиля. При этом от класса к классу цитаты усложнялись, а при решении проблемной ситуации наблюдалась все большая самостоятельность учеников.
На уроках истории чаще предлагались ситуации на оценку характера явлений. На уроках русского языка, например, ученикам предлагался текст со словами разных стилей речи, предлагалось сделать предварительное обобщение в отношении сфер употребления слов, возможностей, ограничений, особенностей и т. д.
Тот же способ создания проблемной ситуации использовался и на комбинированных уроках при повторении и закреплении изученного на одном уроке материала.
Система работы над развитием познавательной самостоятельности через проблемные ситуации строится по принципу возрастающей сложности и потому должна соответствовать критериям сложности. Задачи должны постепенно усложняться, при этом доступность задачи не означает ее примитивности. В целом сложность проблемной ситуации на гуманитарных предметах определяется: а) составом условия: если условие требует учета одного факта - ситуация проще, если условие состоит из многих данных, каждое из которых влияет на направление поисков решения, - задача сложнее (при прочих равных условиях); б) расстоянием от вопроса до решения задачи, т. е. количеством логических ступеней рассуждения, требуемых для нахождения искомого решения; в) составом решения задачи, т. е. требуемым или возможным количеством выводов из одного или нескольких фактов, данных в условии.
В 5-м классе ученикам предлагались несложные проблемные ситуации: такие, в которых требовался учет одного факта, при этом количество логических ступеней не превышало 2-3, соответственно делался один вывод. В 6-м классе предлагались ситуации, в которых необходимо было учитывать два факта, при этом количество логических ступеней увеличивалось, делалось 2-3 вывода. В 7-м классе предлагались ситуации, в которых необходимо было учитывать три и больше факта, при этом ко-
личество логических ступеней увеличивалось, делалось три и больше вывода.
Познавательная самостоятельность развивается от класса к классу в силу возрастных изменений даже без целенаправленной работы учителя в этом направлении, но работа учителя может как замедлить, так и ускорить естественные процессы. Использование предметов гуманитарного цикла в качестве целенаправленного средства развития познавательной самостоятельности учеников 5-7-х классов должно быть продуманным. Не все проблемные ситуации здесь будут одинаково эффективны, мы предлагаем использовать упомянутые выше три способа создания проблемных ситуации в совокупности, их эффективность проверена на практике.
Таким образом, проблемные ситуации являются эффективным средством развития познавательной самостоятельности учащихся 5-7-х классов при изучении предметов гуманитарного цикла, если
их реализация осуществляется во взаимодействии трех способов создания проблемных ситуаций:
- при усвоении новых знаний проблемные ситуации организуются через привлечение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;
- при применении усвоенных знаний на практике проблемные ситуации реализуются через сравнение, сопоставление фактов, явлений, правил, действий;
- при повторении и закреплении материала проблемные ситуации создаются через предварительное обобщение новых фактов.
Дальнейшая разработка данного вопроса будет способствовать повышению эффективности протекания процесса развития самостоятельности учащихся 5-7-х классов в их познавательной деятельности.
Список литературы
1. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Избранные психологические труды. М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 512 с.
2. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1987. 586 с.
3. Петунин О. А. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи: монография. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2010. 302 с.
4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. 326 с.
5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1982. 209 с.
6. Шишмаренкова Г. Я. Познавательная самостоятельность старшеклассников как педагогическая проблема. Челябинск: Челябин. гос. ун-т, 1997. 182 с.
7. Серкова Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений: оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности: практ.-ориент. монография и метод. пос. Челябинск: ЧелИРПО, 2003. 107 с.
8. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1977. 240 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713 с.
10. Петунин О. В. О структуре познавательной самостоятельности обучающихся // Среднее профессиональное образование. 2008. № 5. С. 61-63.
11. Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 5. С. 14-16.
12. Баластов А. В. Практический подход в организации самостоятельной работы по иностранному языку с использованием информационных технологий // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5. С. 37-40.
13. Сулимова Е. Ю. Самостоятельность в учебном процессе на современном этапе образования: в помощь преподавателю. Челябинск: Энциклопедия, 2008. 40 с.
14. Тарбокова Т. В., Шахматов В. М. Учебные пособия как средство активизации познавательной самостоятельности студентов в процессе их математической подготовки // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1. С. 68-72.
15. Уразова М. Б., Эшпулатов Ш. Н. Фреймовая технология как способ формирования самостоятельного мышления студентов педагогических вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4. С. 163-165.
16. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с.
17. Федотова Т. И. Применение элементов исследовательской работы для развития творческих способностей школьников // Одаренный ребенок. 2009. № 1. С. 106-111.
Саблина М. А., соискатель.
Челябинский государственный университет.
Ул. Братьев Кашириных, 129, Челябинск, Россия, 454000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.03.2012.
M.A. Sablina
THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE THROUGH PROBLEM SITUATIONS (DATA: STUDYING THE HUMANITIES IN 5-7TH GRADES)
The article is devoted to the development of cognitive independence through problem situations. The novelty consists in the justification of humanities subjects as a deliberate means of cognitive independence through special problem situations for pupils of 5-7th classes of secondary school. The article indicated the problematic situation, particularly effective in the development of cognitive independence of pupils of the 5-7th grades.
Key words: adolescence, the cognitive independence, humanities, problem situations, development of cognitive independence, middle school age, pupils of 5-7th grades.
Chelyabinsk State University.
Ul. Bratyev Kashirinyh, 129, Chelyabinsk, Russia, 454000.
E-mail: [email protected]