Научная статья на тему 'Педагогические условия развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций (на примере изучения предметов гуманитарного цикла в 5-7 классах)'

Педагогические условия развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций (на примере изучения предметов гуманитарного цикла в 5-7 классах) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТЫ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УЧАЩИЕСЯ 5-7 КЛАССОВ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ADOLESCENCE / COGNITIVE INDEPENDENCE / THE HUMANITIES / PROBLEM SITUATIONS / COGNITIVE INDEPENDENCE DEVELOPMENT / MIDDLE SCHOOL AGE / PUPILS OF 5-7 CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саблина Мария Александровна

Статья посвящена проблеме развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций. Раскрывается сущность педагогических условий, влияющих на развитие познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций у учеников 5-7 классов при изучении предметов гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саблина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of Cognitive Independence DevelopmentBy means of Problem Situations (By the Example of Studying the Humanities in 5-

The article is devoted to the cognitive independence development through the problem situations. The essence of the pedagogical conditions that influence the cognitive independence development through the problem situations for pupils of 5-7 class while studying the humanities is revealed

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций (на примере изучения предметов гуманитарного цикла в 5-7 классах)»

На этапе собственно самостоятельной учебной деятельности студенты работают по индивидуальному практикуму совершенствования языковой правильности. Данный практикум предполагает выявление типичных ошибок силами студента, самостоятельное планирование деятельности по работе над правильностью речи и не подразумевает занятий КСР, а только консультационные встречи с частично контролирующей функцией. Контроль осуществляется в форме языковых тестов, диктантов-переводов, устного перевода с листа. При этом взаимодействие с внешней образовательной средой постепенно приобретает схожесть с взаимодействием с компонентами будущей профессиональной среды. Итоговый контроль на данном этапе предусматривает участие обучающихся в конкурсе языковой правильности в форме теста.

Таким образом, в настоящей статье сформулирована цель развития иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции студентов 3 курса, изучающих английский язык как специальность, описан комплекс упражнений, этапы работы по развитию искомой компетенции, организационные формы их воплощения в образовательном процессе. Разработанные требования служат основанием для дидактической организации обучения по развитию иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции на специальном факультете.

Библиографический список

1. Гиниатуллин, И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете [Текст] : учеб. пособие к спецкурсу / И. А. Гиниатуллин. - Свердловск, 1990. - 94 с.

2. Роготнева, Н. С. Деятельностный аспект лингво-нормативной учебной компетенции [Текст] / Н. С. Роготнева // Языковое образование сегодня - векторы развития: материалы II международной конференции-форума, 24-25 апреля 2011 г. -Ч. I. - С. 138-150.

3. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь [Текст] : более 2000 единиц / А. Н. Щукин. - М.: Астрель : ACT : Хранитель, 2008. - 746 с.

Bibliography

1. Giniatullin, I. A. Self-Access in Foreign Language Acquisition at the Department of Foreign Languages [Text] : Study-Guide for a Special Course /1. A. Giniatullin. - Sverdlovsk, 1990. - 94 p.

2. Rogotneva, N. S. Taxonomy of Activities Within Linguo-Normative Academic Competence [Text] / N. S. Rogotneva // Language Education Today - Vectors of Development: Abstracts of the 2nd International Conference and Forum, April 24-25, 2011. - Part 1. - P. 138-150.

3. Shchukin, A. N. Linguodidactic Encyclopedic Dictionary [Text] : More Than 2000 Entries / A. N. Shchukin. - М.: Astrel : AST : Khranitel, 2008. - 746 p.

УДК 37.032 ББК 74.2

Саблина Мария Александровна

соискатель

кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г.Челябинск Sablina Maria Alexandrovna Applicant for a Degree Department of General and Professional Pedagogy Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Педагогические условия развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций (на примере изучения предметов гуманитарного цикла в 5-7 классах)

Pedagogical Conditions of Cognitive Independence DevelopmentBy means of Problem Situations (By the Example of Studying the Humanities

in 5-7th Grades)

Статья посвящена проблеме развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций. Раскрывается сущность педагогических условий, влияющих на развитие познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций у учеников 5-7 классов при изучении предметов гуманитарного цикла.

The article is devoted to the cognitive independence development through the problem situations. The essence of the pedagogical conditions that influence the cognitive independence development through the problem situations for pupils of 5-7 class while studying the humanities is revealed.

Ключевые слова: педагогические условия, подростковый возраст, познавательная самостоятельность, предметы гуманитарного цикла, проблемные ситуации, развитие познавательной самостоятельности, средний школьный возраст, учащиеся 5-7 классов.

Key words: pedagogical conditions, adolescence, cognitive independence, the humanities, problem situations, cognitive independence development, middle school age, pupils of 5-7 class.

В свете реформирования системы образования в нашей стране, актуальным

становится воспитание и обучение такой молодёжи, знания и умения которой будут соответствовать современным требованиям. Самостоятельная познавательная деятельность является непременным условием появления такого нового поколения. Актуальным становится качественно новое рассмотрение педагогических условий развития познавательной самостоятельности вообще, и в част-

ности рассмотрение вариантов использования проблемных ситуаций для развития познавательной самостоятельности учеников среднего школьного возраста.

Основываясь на различных подходах к определению термина «познавательная самостоятельность» в педагогической литературе, исходя из проведённого исследования, познавательная самостоятельность в данной работе рассматривается как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности, готовности и умении приобретать знания из различных источников, овладевать способами познавательной деятельности, творчески применять эти знания в конкретных учебных ситуациях без прямой помощи учителя [7, с. 69].

Развитие познавательной самостоятельности учащихся общеобразовательной школы, и учеников 5-7 классов в частности, необходимо, поскольку школа обеспечивает основу готовности выпускника к повышению уровня образования на протяжении жизни. В отношении средств развития познавательной самостоятельности интересна и доказательна точка зрения А.М. Матюшкина и М.И. Махмутова, считающих, что проблемные ситуации особо эффективны для развития познавательной самостоятельности [1; 2].

Проблемная ситуация в данном исследовании рассматривается как психологическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, должен найти новый способ действия, что обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем [2, с. 30].

Использование проблемных ситуаций имеет большой потенциал для развития познавательной самостоятельности, независимо от разных факторов применения проблемных ситуаций на практике. Однако отдельные способы создания проблемных ситуаций более эффективны для развития познавательной самостоятельности учеников разного школьного возраста, особенно если при их использовании учитывается этап урока (усвоение новых знаний, применение усвоенных знаний на практике, повторение материала).

Мы предполагаем, что проблемные ситуации являются эффективным средством развития познавательной самостоятельности учеников 5-7 классов при изучении гуманитарных дисциплин, но при соблюдении ряда условий. Рассматривая категорию педагогических условий в рамках процесса развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций, мы определяем педагогические условия развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций как факторы, взаимосвязанные и взаимообусловленные, составляющие в совокупности наиболее оптимальную среду для процесса развития данного качества личности и влияющие на эффективность этого процесса, а также на адекватность его поставленным целям и задачам.

В нашем исследовании мы предприняли попытку решения проблемы повышения эффективности процесса развития познавательной самостоятельности учащихся через использование проблемных ситуаций путём определения эффективных педагогических условий при изучении учениками 5-7 классов общеобразовательной школы курса гуманитарных дисциплин, исходя из специфики познавательной самостоятельности и проблемных ситуаций, своеобразия гуманитарных наук и возрастных особенностей учеников среднего школьного возраста.

Намеченные нами пути развития познавательной самостоятельности предусматривают как наличие определённых уже «готовых» условий (способностей обучающихся, наличие первоначальных опорных знаний, умений и навыков, отобранного материала, приготовленных проблемных ситуаций, в которых будет использоваться данный материал и так далее), так и создание новых условий для самого процесса формирования познавательной самостоятельности учащихся при использовании проблемных ситуаций в 5-7 классах при изучении предметов гуманитарного цикла для повышения эффективности этого процесса.

Проблемные ситуации являются эффективным средством развития познавательной самостоятельности учащихся 5-7 классов при изучении предметов гуманитарного цикла, если их реализация осуществляется во взаимодействии трёх способов создания проблемных ситуаций:

- при усвоении новых знаний проблемные ситуации организуются через привлечение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порож-

дающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;

- при применении усвоенных знаний на практике проблемные ситуации реализуются через сравнение, сопоставление фактов, явлений, правил, действий;

- при повторении и закреплении материала проблемные ситуации создаются через предварительное обобщение новых фактов.

Данные условия развития познавательной самостоятельности через использование проблемных ситуаций были выбраны нами из числа других, так как соответствовали, по нашему мнению, требованию адекватности средств и способов конечным целям.

М.И. Махмутов указывает на несколько основных способов создания проблемных ситуаций [2, с. 97-101]. При изучении предметов гуманитарного цикла в 5-7 классах, по нашему мнению, целесообразнее использовать три способа создания проблемных ситуаций:

1) побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;

2) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;

3) побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

Исходя из опыта работы в среднем звене общеобразовательной школы, а

также из анализа психолого-педагогической литературы, мы считаем, что каждый из выделенных нами способов создания проблемных ситуаций более эффективен для развития познавательной самостоятельности на определённом этапе урока:

- при усвоении новых знаний проблемные ситуации лучше организовывать через привлечение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;

- при применении усвоенных знаний на практике проблемные ситуации эффективнее, если они реализуются через сравнение, сопоставление фактов, явлений, правил, действий;

- при повторении и закреплении материала проблемные ситуации целесообразнее создавать через предварительное обобщение новых фактов.

Тогда каждый из 3 основных этапов урока (усвоение новых знаний, применение усвоенных знаний на практике, повторение и закрепление) будет строиться на проблемной ситуации, созданной тем способом, который более эффективен для данного этапа.

Мы согласны с утверждением Н.Ф. Талызиной, что на разных этапах усвоения проблемы (проблемные ситуации) выполняют разные функции. На первом они служат для создания учебной мотивации, на втором они вводятся для раскрытия деятельности, подлежащей усвоению, на всех последующих выступают в качестве средства усвоения этой деятельности [4, с. 79].

Указанные нами три способа создания проблемных ситуаций более целесообразны для развития познавательной самостоятельности учеников среднего школьного возраста в силу ряда причин. В их основе три навыка мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), которые, с одной стороны, уже знакомы ученикам 5 класса (проводить аналогию, выдвигать гипотезу, к примеру, ученики 5 класса ещё не умеют), а с другой - активное развитие этих навыков необходимо именно в среднем школьном возрасте, поскольку овладение ими облегчает сам процесс познания. Указанные три способа можно эффективно использовать при изучении гуманитарных дисциплин.

В основе указанных нами трёх педагогических условий развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций три навыка мыслительной деятельности (термин, в частности, использует Г.К. Селевко [3, с. 9]: анализ, сравнение, обобщение.

Анализ - разложение единства на множество, целого - на его части, сложного

- на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания сознания - на его элементы, понятия - на его признаки [5, с 19].

Проблемные ситуации, которые создаются через побуждение учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах, понятны и близки ученику среднего школьного возраста, способствуют более осознанному восприятию нового материала, более простому и лёгкому осознанию сложного материала. Такие проблемные ситуации могут быть легко и органично созданы на предметах гуманитарного цикла в силу самой специфики этих предметов. Они вызывают состояние эмоционального подъёма, активности ученика среднего школьного возраста, поэтому ещё и так эффективны для развития познавательной самостоятельности.

Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различие объектов; с помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания [6, с. 623].

Анализ программ и учебников показывает, что действие сравнения необходимо ученикам уже в первом классе, а уж тем более в среднем звене. Вместе с тем, если сравнение не делается предметом специального усвоения, то оказывается не усвоенным большинством учащихся [4, с. 29]. Проблемные ситуации, которые создаются через побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, способствуют расширению кругозора учеников 5-7 классов, помогают им познать мир, раскрыть содержание понятий о сравниваемых объектах. Такие проблемные ситуации целесообразны на предметах гуманитарного цикла при применении полученных учениками знаний на практике, эффективны для развития познавательной самостоятельности учеников 5-7 классов.

Обобщение - мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (индуктивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Получение обобщённого знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности [5, с. 311]. Проблемные ситуации, которые создаются через побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, эффективны при повторении и обобщении изучен-

ного материала. Главное в данном случае - правильно заданные учителем вопросы. Они должны быть посильны ученикам, будить мысль, должны заставить учащихся посмотреть на известное по-новому.

Проблемные ситуации, которые создаются через побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, способствуют более глубокому познанию действительности учениками среднего школьного возраста, подразумевают проникновение в сущность новых фактов. Гуманитарные предметы обеспечивают внутренние и внешние условия для появления интереса к решению такого рода проблемных ситуаций, что выступает как положительный фактор, делает такие ситуации эффективными для развития познавательной самостоятельности.

Экспериментальная работа по рассматриваемой проблеме осуществлялась в течение девяти лет (с 2003 по 2011 гг.) и имела своей целью выявление и опытную проверку педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие познавательной самостоятельности учеников 5-7 классов через использование проблемных ситуаций при изучении гуманитарных предметов.

В рамках обозначенного выше периода поисково-констатирующего эксперимента широко применялись: длительное, фиксированное, прямое и косвенное наблюдение за деятельностью школьников на уроках литературы, русского языка и истории общеобразовательных учебных заведений города Челябинска, анкетирование учащихся, тестирование, методы математической статистики.

Для проверки качества усвоенности знаний и способов деятельности на уроках литературы применялись письменные задания, содержанием которых был анализ литературных произведений (стихотворных и прозаических). Контроль уровня усвоенности знаний и способов деятельности на уроках истории и русского языка проводился на основе диагностических заданий, в которые входили в частности тестовые задания, включающие вопросы различного уровня сложности. Умения переносить знания в новые учебные условия для выполнения незнакомого задания определялось путём оценивания творческих работ учащихся повышенной сложности. Для выяснения исходного уровня мотивации и отношения к учению было проведено анкетирование и наблюдение.

Анализ исходного уровня развития познавательной самостоятельности на констатирующем этапе эксперимента подтвердил необходимость работы над развитием познавательной самостоятельности учеников среднего школьного возраста, необходимость проверки и реализации выдвинутых педагогических условий.

Использование проблемных ситуаций для развития познавательной самостоятельности практически всегда оказывается полезным, но, учитывая специфику гуманитарных предметов и особенности среднего школьного возраста, можно сделать проблемные ситуации эффективнейшим средством развития познавательной самостоятельности. Мы считаем, что проблемные ситуации при развитии познавательной самостоятельности в среднем школьном возрасте более эффективны, если реализовывать три вышеуказанных условия. Дальнейшая разработка данного вопроса будет способствовать повышению эффективности протекания процесса развития самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности.

Библиографический список

1. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Ма-тюшкин. - М.: Педагогика, 1972. -208 с.

2. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст]: Книга для учителя / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие для педагогических вузов / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

5. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: ИНФРА, 1999. - 576 с.

6. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1989.-815 с.

7. Шамова, Т.П. Активизация учения школьников [Текст] / Т.П. Шамова. - М.: Просвещение, 1982. - 209 с.

Bibliography

1. Encyclopedic Dictionary of Philosophy [Text], - М.: INFRA, 1999. - 576 p.

2. Encyclopedic Dictionary of Philosophy [Text], - М.: Sovetskaya Entsiklopediya, 1989,-815 p.

3. Makhmutov, M.I. Organization of Problem-Based Learning in School [Text]: Teacher’s Book / M.I. Makhmutov. - М.: Prosveshchenie, 1977. - 240 p.

4. Matyushkin, A.M. Problem Situations in Thinking and Learning [Text] / A.M. Matyushkin. - М.: Pedagogika, 1972. - 208 p.

5. Selevko, G.K. Modern Educational Technology [Text]: Manual for Pedagogical Universities / G.K. Selevko. - М.: Narodnoe Obrazovanie, 1998. - 256 p.

6. Shamova, Т.I. Pupils’ Teaching Activation [Text] / T.I. Shamova. - М.: Prosveshchenie,

1982. -209 p.

7. Talyzina, N.F. Students’Cognitive Activity Forming [Text] / N.F. Talyzina. - М.: Znanie,

1983. -96 p.

УДК 371 ББК 74.24

Сибирева Анна Рудольфовна

кандидат физико-математических наук Ульяновский государственный технический университет

г. Ульяновск Сибирев Валерий Вадимович кандидат педагогических наук Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования г.Ульяновск Sibireva Anna Rudolfovna Candidate of Physics and Mathematics Ulyanovsk State Technical University Ulyanovsk Sibirev Valery Vadimovich Candidate of Pedagogics Ulyanovsk Institute of Educators’ Advanced Training and Retraining

Ulyanovsk

Горизонтальные информационные потоки при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении Horizontal Information Flows While Introducing Innovations in a General Education Institution

В статье приводится классификация горизонтальных информационных потоков процесса внедрения инновации в общеобразовательном учреждении. Изучаются информационные потоки стадий становления и стабильного функционирования системы. Прослеживается реализация функций управления вдоль горизонтальных и вертикальных информационных потоков инновации.

This article gives the classification of horizontal information flows while introducing innovations in a general education institution. The stages of becoming and stable functioning of the system are described. We study the realization of management functions along the horizontal and vertical information flows.

Ключевые слова: процесс внедрения инновации, горизонтальный информационный поток, функции управления

Key words: innovation introduction process, horizontal information flow, management functions.

Девиз современного общества: «Нет ничего постоянного, кроме изменений». Инновационное развитие - ответ общеобразовательных учреждений на изменения окружающего мира, способ разрешения противоречий между консерватизмом образовательных систем и социальными, экономическими, научно-техническими преобразованиями общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.