Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности в процессе обучения в педагогическом наследии Джона Локка'

Развитие познавательной активности в процессе обучения в педагогическом наследии Джона Локка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Татьяна Елизаровна

Большое значение в процессе обучения, по мнению Джона Локка, имело развитие познавательной активности учеников. Познавательная активность способствует формированию самостоятельности, волевых усилий и интереса. Основными средствами ее развития являются создание благоприятной психологической обстановки, беседы, моделирование проблемных ситуаций, разнообразие форм и методов учебной работы, использование игр и наглядности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности в процессе обучения в педагогическом наследии Джона Локка»

УДК 371.487

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ДЖОНА ЛОККА

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY DURING TRAINING PROCESS IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF JOHN LOCKE

Т. Е. Родионова T. E. Rodionova

Чебоксарский кооперативный институт (филиал)

АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары

Аннотация. Большое значение в процессе обучения, по мнению Джона Локка, имело развитие познавательной активности учеников. Познавательная активность способствует формированию самостоятельности, волевых усилий и интереса. Основными средствами ее развития являются создание благоприятной психологической обстановки, беседы, моделирование проблемных ситуаций, разнообразие форм и методов учебной работы, использование игр и наглядности.

Abstract. The cognitive activity of pupils during training process was of greatest importance in John Locke's pedagogical heritage. Cognitive activity promotes formation of independence, strong-willed efforts and interest. The basic means of its development were creation of favorable psychological conditions, conversation, modelling problem situations, a variety of forms and methods of study, use of games and visual methods.

Ключевые слова: познавательная активность, интерес, мотивация, учебная деятельность, развитие.

Keywords: cognitive activity, interest, motivation, educational activity, development.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема развития познавательной активности учащихся в образовательном процессе является актуальной и привлекает пристальное внимание ученых в течение долгого времени. Несмотря на это, рассматриваемая проблема не является однозначно решенной и вновь приобретает значимость в связи с определяющими идеями современного образования.

Целью нашей работы является анализ развития познавательной активности учащихся в процессе обучения в педагогических трудах и деятельности видного английского педагога XVII в. Джона Локка.

Материал и методика исследований. Проблемный характер работы определил на эмпирическом уровне выбор таких методов исследования, как сравнительноисторический и системно-структурный анализ, историко-ретроспективное изучение источников и документов, теоретический анализ трудов Дж. Локка.

Результаты исследований и их обсуждение. Нами установлено, что теория образования, выдвинутая Локком, целью которой являлось интеллектуальное развитие, была, несомненно, новаторской, прогрессивной. Она наносила удар по старому, средневековому представлению об обучении как пассивном усвоении учащимися знаний, изложенных учителем, и была направлена на всемерное развитие познавательной активности учащихся с учетом индивидуальных наклонностей и личностного потенциала. Обсуждение результатов исследования проходило на всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, в работе методологического семинара на кафедре мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института.

В психологическом словаре мы находим следующее определение понятия «активность»: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира» [1, 328]. Еще Я. А. Коменский утверждал, что учитель решает сложную задачу. Он помогает учащемуся узнать «все вещи, искусство и языки». Педагог как ведущий субъект образовательного процесса должен создать для растущего человека благоприятные условия, обеспечивающие его развитие и социализацию в обществе. Он заражает учащегося интересом к миру вообще и к миру знаний в частности.

В своей основной работе по педагогике, труде «Мысли о воспитании» (1693), Локк настойчиво проводил мысль о том, что высшей целью истинного образования является не приобретение определенной конечной суммы знаний, а создание таких учебных ситуаций, при которых воспитанники начинают ощущать «непреодолимое желание учиться». Таким образом, по нашему мнению, в данном тезисе заключаются предпосылки формирования познавательной активности учащегося в процессе обучения.

Познавательный интерес, который стремился ввести в процесс обучения Джон Локк, - это важнейший мотив учения. Он проявляется в активности и внимании учеников на уроке, в их эмоциональных реакциях, вопросах к учителю и т. д. Познавательный интерес играет мотивационную роль в формировании и развитии навыков интеллекта, обеспечивает трудоспособность человека и является обязательным элементом творчества. Он определяет мысли, воспоминания, обусловливает содержание восприятия, внимания, памяти. Основным проявлением интереса является вопрос - один из показателей детской активности и умственного развития. Задавать вопросы - значит думать, мыслить, обладать способностью выделять из потока информации интересное для себя, проектировать свою деятельность.

Для формирования и развития познавательной активности детей Джон Локк рекомендовал строить учебную деятельность таким образом, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы, развивающей мышление.

Например, рассматривая проблемы первоначального обучения, он советовал начинать обучение чтению как можно раньше, сразу же, как только ребенок научится говорить. При этом никогда не следует принуждать его к чтению, а нужно превратить процесс обучения в увлекательную игру, сделать его развлечением для ребенка. Детям нужно внушить желание учиться, они должны видеть в учении «нечто почетное, лестное». Особое значение Локк придавал детским играм как необходимому способу систематического, соразмерного с опытом ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Вслед за Я. А. Коменским, который считал необходимым вносить в умственные упражнения детей элементы игры, Локк также советовал широко использовать игру в обучении. Исследователи наследия Джона Локка признают его несомненной заслугой то, что он обратился к игре как к средству, крайне необходимому при первоначальном обучении ребенка, и дал ценные советы по их проведению.

В. Н. Липник высказывает убеждение, что развитие интереса в обучении у Локка подчинено новым буржуазным целям. Интерес воспитывался в рамках, необходимых для предстоящего преуспевания в делах, и тем не менее, эмпирический подход к проблеме интереса, конкретизация возможностей его развития, анализ влияния интереса на становление нравственных качеств, внимание к интересу как важному стимулу развивающего обучения, особенно на первоначальном этапе, позволили Локку значительно продвинуть теорию интереса.

Заметим, что Локк рекомендовал использовать при обучении детей грамоте шары и другие геометрические фигуры с написанными на них буквами. Учитель должен непременно стремиться к тому, чтобы его преподавание было привлекательным, но вместе с тем он полагал, что у детей следует вырабатывать способность переключаться и на менее интересные для них занятия.

Большое значение английский педагог придавал развитию у ребенка любознательности. С этой целью он предлагал внимательно относиться к детским вопросам, всегда давать на них обстоятельные и понятные ребенку ответы. Вопрос свидетельствует о склонности ребенка к рассуждениям, которые необходимо поощрять.

Для того чтобы образование стало внутренней потребностью человека на протяжении всей его жизни, оно должно сопровождаться положительными эмоциями, а это значит, что ценны не только сами знания, но и процесс их приобретения.

Еще Я. А. Коменский ориентировал воспитателей на достижение того, чтобы дети учились с удовольствием: «В самом деле, природа человека устроена так, что чувства, разум, воля и все способности постоянно ищут себе пищи. Если откажешь в ней, они печалятся, вянут, блекнут, гибнут. Если заботливо подашь ее, они возрадуются, процветут, взбодрятся и будут способны ко всему. Наконец, если ты чересчур загрузишь их, они одеревенеют, придут в упадок, нарушатся. Следовательно, требуется только благоразумие» [2, 195].

Отвергая насильственное обучение, Локк считал важным стимулирование интереса в процессе обучения, что, в свою очередь, способствует формированию познавательной активности учащихся. Для того чтобы расположить ребенка к учению, вызвать у него заинтересованность, Локк советовал беседовать с ребенком, а также проявлять «мягкость во всех своих наставлениях и нежность в обращении, дабы дать ребенку почувствовать, что его любят и желают ему только добра, - это единственный способ приобрести любовь ребенка, которая заставит последнего внимательно слушать уроки учителя и находить удовольствие в том, чему тот его учит» [5, 182].

Заметив ростки положительного отношения ребенка к занятиям, как указывается в «Мыслях», необходимо его похвалить, одобрить, так как сама добрая репутация формирует положительное отношение к занятиям.

Несомненно, что на уровень активности сильно влияют отношение учителя и стиль его общения с учеником на уроке, успеваемость и настроение самого ребенка. Локк обращал внимание и на то, чтобы поддерживать у ребенка во время занятий хорошее настроение. Для этого на первых порах надо обеспечить легкость и приятность

учения, помогать ребенку выходить из возникающих затруднений без выговоров и упреков. Но иногда можно умышленно создавать трудности с целью возбудить у детей желание их преодолеть. То есть познавательная активность выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности, а главным образом о внутренней, мыслительной активности детей, о творческом мышлении.

Известно, что мотивированная работа педагога связана чаще всего с мотивированным учением и наоборот. Только заинтересованность и учителя, и ученика в процессе совместной деятельности, как справедливо полагал великий англичанин, может дать положительный результат. В своих педагогических трудах он попытался дать ответ на вопрос, как построить образовательное пространство с целью повышения эффективности учения.

Не следует, считал он, развивать интересы детей посредством вознаграждения их вещами или деньгами, потому что развивается интерес не к предмету, а к вещам или деньгам. Воспитатель должен помочь воспитаннику осознать пользу того, чему он учится, чтобы ребенок видел, что получаемые знания помогают ему делать то, чего он раньше делать не умел.

Считая знание истинным двигателем развития человека, Локк говорил о необходимости развития стремления к познанию на протяжении всей жизни. По его мнению, процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы на последующих возрастных этапах он перерастал в процесс самообучения для обеспечения непрерывного развития личности.

Задачу учителя Джон Локк видел в том, чтобы помочь ученикам самостоятельно добыть знания, а не довольствоваться готовыми формулами и постулатами.

Резюме. Основной целью обучения и воспитания, по мысли Локка, является раскрытие личности ребенка, и этому должна способствовать правильная организация образовательного процесса, способствующая развитию познавательной активности учащихся. С этой целью в своих трудах он предложил ряд рекомендаций, которые, по нашему мнению, легли в основу современной теории развития познавательной активности субъекта в обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб. : Прайм -Еврознак, 2004. - 672 с.

2. Коменский, Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих / Я. А. Коменский. - М. : Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1996. - С. 154-211.

3. Коменский, Я. А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И. Г.: педагогическое наследие : переводы / Я. А. Коменский. - М. : Педагогика, 1988. - 416 с.

4. Локк, Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк. - 3-е изд. - М. : Тихомиров, 1913. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.