Научная статья на тему 'Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе'

Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4383
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышев И. А., Цуканов М. В.

Процесс радикальных изменений в обществе повышает ответственность средней общеобразовательной школы за формирование такой черты личности выпускника, как познавательная активность. Данная проблема, в силу своей практической значимости, нашла выражение в трудах великих педагогов Я. А. Коменского, Джона Локка и И. Г. Песталоцци. В России данной проблемой занимались К. Д. Ушинский, К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев. Сущность познавательной активности рассматривается в современной психолого-педагогической литературе с разных точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе»

УДК 37.013

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2011 И. А. Чернышев1, М. В. Цуканов2

1 соискатель каф. педагогики e-mail: Uyatehemishev@Jist ru 2 канд. пед. наук, начальник вычислительного центра e-mail: mihail80@bk. ru

Курский государственный университет

Процесс радикальных изменений в обществе повышает ответственность средней общеобразовательной школы за формирование такой черты личности выпускника, как познавательная активность. Данная проблема, в силу своей практической значимости, нашла выражение в трудах великих педагогов Я. А. Коменского, Джона Локка и И. Г. Песталоцци. В России данной проблемой занимались К. Д. Ушинский,

К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев. Сущность познавательной активности рассматривается в современной психолого-педагогической литературе с разных точек зрения.

Ключевые слова: познавательная активность, обучение, учебная деятельность, познавательная деятельность, познания, обучающийся.

Процесс радикальных изменений социально-экономического устройства общества ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. Современному специалисту любой отрасли необходимо иметь не только хорошо развитые познавательные процессы (внимание, память, мышление), но и умение использовать знания, приобретённые в средней общеобразовательной школе, в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим повышается ответственность средней общеобразовательной школы за формирование такого свойства личности выпускника, как познавательная активность. Сегодня одна из основных задач школы - создание оптимальных для обучения условий, позволяющих развить познавательную активность как свойство личности, реализуемое в учебной деятельности. Это обеспечит не только качественное усвоение выпускником сложной системы знаний, но и его интеллектуальное, гражданское и социальное развитие.

Проблема формирования познавательной активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание великих ученых. Своими корнями история формирования и развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Так, великий чешский педагог и мыслитель XVII века Я. А. Коменский считал проблему формирования познавательной активности одной из основополагающих при формировании личности обучающегося: «юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, то есть чтобы разумное существо -человек - приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивал в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [Коменский 1982: 34].

Опираясь на идеи Я. А. Коменского, английский философ и педагог Джон Локк теоретически обосновал необходимость целенаправленной деятельности педагогов и воспитателей по развитию процесса познания у обучающихся: «К вещам, которые поставленному в тупик взгляду кажутся очень неясными с далекого расстояния,

следует приближаться осторожно и размеренными шагами и сначала рассматривать то, что в них наиболее заметно, доступно и видно. Расчлените их на отдельные части и затем в соответствующем порядке сведите все, что должно быть узнано относительно каждой из этих частей, к ясным и простым вопросам. Тогда все, что считалось темным, запутанным и слишком трудным для наших слабых способностей, раскрывается перед нашим разумом...» [Локк 1985: 123].

Взгляды Я. А. Коменского и Дж. Локка о факторах, способствующих гармоническому развитию всех сил и способностей человека, нашли отражение в педагогической концепции швейцарского педагога И. Г. Песталоцци, который подчеркивал, что обучение детей должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с особенностями человеческой природы и законами ее развития. В современных условиях рассуждения И. Г. Песталоцци о постоянном совершенствовании обучения в соответствии с требованиями жизни звучат особенно актуально в отношении организации учебной деятельности, способной воздействовать не только на ум, но и на чувства, волю и характер ребенка, активизируя его познавательные способности.

В России взгляды Я. А. Коменского, Дж. Локка и И. Г. Песталоцци нашли поддержку в лице многих педагогов, отождествляющих познавательную активность с потребностью к обогащению ума и сердца. Такая серьезная попытка осмыслить проблему была предпринята К. Д. Ушинским, К. В. Ельницким, П. Ф. Каптеревым.

К. Д. Ушинский впервые дал целостную картину развития познавательной активности школьников. Он считал, что в процессе активной учебной деятельности возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности, выражающиеся в сознательной целеустремленности, в стремлении самостоятельно добывать знания и использовать их. Именно активная деятельность ребенка в процессе учения, по мнению К. Д. Ушинского, становится решающим фактором его интеллектуального, эстетического и этического воспитания и развития. Поэтому великий педагог подчеркивал важность организации жизни детей в школе таким образом, чтобы активизировать их учебную деятельность, пробуждая новые, более высокие формы сознания. Познавательная активность по К. Д. Ушинскому - это организация учителем последовательных умственных действий учащихся, направленных на формирование осознанной потребности в получении знаний и устойчивого мировоззрения.

Другой русский педагог К. В. Ельницкий, последователь К. Д. Ушинского, подчёркивал важность для качества обучения взаимосвязи развития познавательной сферы ученика и методов преподавания, применяемых учителем. Этих же взглядов придерживался и П. Ф. Каптерев - педагог и психолог. Он считал, что развитие познавательной активности в школе невозможно без применения в обучении эвристических приёмов, так как «именно эвристическая форма вносит в школу дух жизни, дух труда и деятельности. Бестолковое учение наизусть, усвоение сведений напрокат, одной памятью, зевание в классе, невнимательность при этой форме решительно невозможны, ибо сущность её заключается в том, чтобы школьники постоянно работали, постоянно делали самостоятельные учения для приобретения и выработки знаний» [Каптерев 1974: 95].

Таким образом, история педагогической мысли показывает нам, что проблема формирования и развития познавательной активности волновала многих учёных прошлого, которые стремились раскрывать основные приёмы процесса развития познавательной активности школьников в учебной деятельности и наметить способы организации этого процесса. Сегодня, решая проблему организации процесса формирования познавательной активности как свойства личности, реализуемого в учебной деятельности, мы вновь обращаемся к педагогическому наследию прошлого,

Чернышев И. А., Цуканов М. В. Проблема развития познавательной активности подростков

в учебном процессе

ориентируясь, с одной стороны, на формирование внимания, памяти, мышления субъекта в учении, а с другой - на развитие у школьников способности к широкому переносу полученных знаний и умений в практическую жизнь.

Сущность познавательной активности в современной психологопедагогической литературе рассматривается неоднозначно. Г. М. Муртазин связывает процесс развития познавательной активности с управлением процессом учебного познания через целенаправленное побуждение, стимулирование, ведущим к усилению этого процесса. П. И. Щукина определяет познавательную активность как «свойство личности, которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами, а является устойчивой духовной потребностью школьника» [Щукина 1988: 97].

Э. А. Красновский даёт познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания; это и установка на разрешение учебных и жизненных проблем; это и готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения» [Красновский 1989: 17]. М. А. Данилов утверждал, что

познавательная активность - это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания» [Данилов 1971: 34]. Ш. И. Ганелин же, наоборот, утверждает, что познавательная активность - это «черта личности, которая проявляется в инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [Ганелин 1982:9].

Мы выяснили, что в педагогике познавательная активность рассматривается как свойство личности, проявляющееся в деятельности. Основной вид деятельности в школе - учение. В связи с этим С. Л. Рубинштейн, рассматривая учение как деятельность, указывал, что оно «существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке, т.е. конечная цель учения состоит в подготовке к самостоятельной трудовой деятельности» [Рубинштейн 1989: 75].

Вслед за С. Л. Рубинштейном А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов провели структурный анализ деятельности и выявили активное влияние сознания на ход учения и его результаты. А. А. Смирнов и П. И. Зинченко, исследуя зависимость запоминания и воспроизведения от условий, в которых протекает учебная деятельность школьника, пришли к выводу, что в содержание учения нельзя включать только знания, умения, навыки. Ими предложены такие общеучебные умения: умение планировать предстоящую работу, умение рационально организовывать ее выполнение, умение осуществлять самоконтроль и умение работать в определенном темпе.

А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, рассматривая условия формирования познавательной активности школьников, пришли к заключению, что результат учения зависит от характера усвоения знаний. П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин подходили к проблеме развития познавательной активности с общепедагогических позиций, рассматривая учение как целенаправленную, специально проектируемую и организуемую деятельность, они разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. В основе предложенной ими системы лежит последовательный переход от внешней деятельности к сознательной, внутренней, психической деятельности и от нее вновь к деятельности внешней по применению сформированных действий.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной педагогике нет единого взгляда на сущность познавательной активности. В своём исследовании мы возьмём за основу следующее определение: познавательная активность — это свойство личности школьника, реализуемое в учебной деятельности и характеризующееся отношением ученика к учению, его стремлением овладеть различными способами познания и мобилизацией волевых

усилий на достижение цели обучения. Это определение наиболее полно позволяет раскрыть взаимосвязь познавательной активности и учебной деятельности.

Как мы выяснили, специфика учебной деятельности состоит в том, что она представляет собой совокупную деятельность обучающих и обучаемых. Н. А. Половникова и Т. И. Шамова, рассматривая в связи с этим проблему развития у подростков познавательной активности как черты личности, подчеркивали ведущую роль учителя в процессе обучения: «Требовать от обучения решения познавательных задач можно лишь тогда, когда учитель обеспечивает его (ученика) знаниями, необходимыми для выполнения новых задач и методов их решения» [Половникова 1975: 64]. «На основе деятельности учителя и учащегося происходит развитие и формирование познавательной активности» [Шамова 1992: 121]. Поэтому именно личностный аспект и является тем стержнем, который объединяет все компоненты учебной деятельности в единое целое, обеспечивая их оптимальное сочетание и слаженное функционирование при организации процесса развития познавательной активности. В связи этим по отношению к учителю познавательная активность выполняет функции стимулирования учебной деятельности, регулирования и контролирования, а по отношению к ученику познавательная активность реализует прежде всего функцию побуждения к активной учебной деятельности.

Библиографический список

Ганелин Ш. И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе. Л.: ЛТУ, 1982. 250 с.

Данилов М. А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73-95.

Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. М.: Педагогика, 1974. 295 с.

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

Красновский Э. А. Активизация учебного познания // Советская педагогика. 1989. № 5. С. 9-15.

Локк Дж. Соч.: в 3 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 419 с.

Муртазин Г. М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся. Уфа, 1972. С. 3-24.

Половникова Н. А. Система воспитания познавательных сил школьников. Казань: КГПИ, 1975. 100 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.

488 с.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1992. 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.