УДК 373.3.026
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
И. В. Ялукова I. V. Yalukova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматривается сущность активизации познавательной деятельности младших школьников.
Abstract. The paper puts forward the problem of activation of cognitive activity in primary school children.
Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, младший школьный возраст.
Keywords: activation, cognitive activity, primary school age.
Актуальность исследуемой проблемы. Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников является очень важной для педагогики. Отношение школьников к учению обычно характеризуют активностью. Активность ученика определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Следует принять во внимание и то, что успешность обучения напрямую зависит от степени активности. Таким образом, эта деятельность особая и ее социальное назначение очень существенно.
Материал и методика исследований. В качестве материала исследования использовались работы различных авторов в области педагогики и философии науки. Проведено педагогическое исследование проблемы развития познавательной деятельности учащихся с применением аналитического и индуктивного методов.
Результаты исследований и их обсуждение. Проблема активизации познавательной деятельности в образовательной среде имеет свою историю и свои традиции. Как известно, еще с давних времен важное место в решении этой проблемы занимает умственная активность, которая обеспечивает эффективное запоминание информации, более глубокое понимание сущности предметов, процессов и явлений.
Большое внимание активному учению было уделено знаменитым чешским ученым Я. А. Коменским. В своей книге «Великая дидактика» он пишет о том, что необходимо «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Я. А. Коменский также выступал против словесно-догматического обучения, которое, по его мнению, учит школьников «мыслить чужим умом» [6, 136].
В начале XIX века идеи применения наглядности, наблюдений, обобщения и самостоятельных выводов для активизации познавательной деятельности учащихся развивал швейцарский ученый И. Г. Песталоцци.
Исследования изменений в познавательной деятельности младших школьников продолжают и другие ученые.
Так, французский философ Ж. Ж. Руссо считал, что важным средством развития умственных способностей ребенка является исследовательский подход в обучении. Он советовал педагогам обращать внимание детей на явления природы, задавать им вопросы и давать возможность самостоятельно искать ответ на них. «Пусть он (ребенок) узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял», - в этих словах Руссо выражена идея обучения на повышенном, но доступном для ребенка уровне трудности [6, 130].
Идея активизации учебных задач познавательной деятельности школьников путем самостоятельного решения ими проблемных ситуаций получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф. А. В. Дистервега.
Одним из сторонников активизации познавательной деятельности учащихся был К. Д. Ушинский. Он подчеркивал, что учителя должны добиться того, чтобы в учебной деятельности учащиеся были наиболее активны и деятельностны. К. Д. Ушинский отмечал, что мечтать более приятно и легко, а думать трудно. Следовательно, важной задачей учителя является приучение учащихся к умственному труду [10, 12].
Проблемами активизации познавательной деятельности младших школьников занимались отечественные педагоги М. И. Скаткин [9], Г. И. Щукина [11], Ж. А. Караев [4] и др.
Как показывают исследования научной литературы, активизация как научная категория исследуется в различных аспектах. С философской точки зрения термин «активизация», по мнению Т. В. Габай, имеет два значения:
1) моральное требование, суть которого заключается в переходе от наблюдения к делу, от теории к практике;
2) взгляд, согласно которому сущность человека проявляется не в созерцании, а в деятельности, в преобразовании внешнего мира [2, 13].
Отсюда следует, что понятие «активизация» мы можем трактовать как действующий или деятельный элемент. Термин «активизация» происходит от латинского слова activus, что в переводе на русский означает «деятельный»; переход к более решительным действиям.
В словаре русского языка С. И. Ожегова мы не находим данного слова. Есть только глагол «активизировать», который трактуется как пробуждение к активности, усиливая деятельность. Слово «активизироваться» в этом словаре определяется как «стать (становиться) активнее, деятельнее, оживиться (оживляться)» [8, 546].
По мнению академика В. В. Давыдова, понятие «активизация», являясь синонимичным по отношению к понятию «развитие», связано с актуализацией творческих элементов в деятельности. Активизация раскрывается через понятие деятельности и в то же время является качественной ее характеристикой. Цель активизации - усиление активности личности в деятельности.
Определим, что подразумевается под деятельностью.
Деятельность, как отмечает Р. С. Немов, представляет собой специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [7, 657].
Результаты исследования И. А. Зимней свидетельствуют о том, что «деятельность -это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа, а также реализация опосредованных субъектом отношений с окружающей действительностью» [3, 133].
В 1950-1960-х годах познавательная деятельность понималась как усвоение и запоминание учащимися сообщаемых преподавателем готовых знаний. В 1970-1980-е годы ученые-дидакты пришли к выводу о необходимости перехода от объяснительноиллюстративного к проблемному обучению, когда знания учащимся не даются в готовом виде. При этом они исходили из предложенного Г. И. Щукиной понимания познавательной деятельности ученика как сложнейшего процесса перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых из жизни, и разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций, к системе познания [11, 57].
По мнению Г. И. Щукиной, познавательная деятельность школьника представляет собой основной вид деятельности, осуществляемый им в процессе учения. Познание рассматривается как процесс, который целенаправленно отражает в сознании людей законы природы, общества и человеческого сознания [11]. Упорядоченность этой деятельности, приобретаемая в школе, является первоосновой, фундаментом к раскрытию творческого потенциала индивидуальности.
Г. И. Щукина выделяет следующие элементы познавательной деятельности:
- эмоциональную деятельность на уровне восприятия событий и формирования представлений, обусловленную психолого-возрастными особенностями учащихся;
- мыслительную деятельность на уровне теоретического осмысления школьниками явлений и фактов, которые ведут к активизации познавательной деятельности.
В отечественной психологии и дидактике разработана схема познавательной деятельности: интерес - воля - внимание - мысль - поиск. Источником познания, внутренним организатором поведения человека является внутренний мотив, в качестве которого выступает познавательный интерес. Он определяет направленность личности на познание предметной стороны окружающего мира и самого процесса овладения знаниями. Интерес активизирует волю и внимание человека, пробуждает мысль. Конечным элементом познания является поиск учащимся оптимального метода овладения знаниями, что и можно считать результатом успешной познавательной деятельности.
Определяющей в этой схеме является линия «интерес - воля - внимание». Как пишет в этой связи Л. С. Выготский, мысль рождается не от другой мысли, а в сфере воли и чувств [1, 289]. Организация познавательной деятельности учащихся по этой линии, как показали результаты исследований Е. Н. Кабановой-Меллер, Н. В. Кухарева, И. Я. Лернера, требует разработки конкретных методических средств, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности учащихся и активизацию познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности, по утверждению Г. И. Щукиной, представляет собой процесс, направленный на интенсификацию деятельности учителя и ученика, на побуждение к ее энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения [5, 36]. Другими словами, в активизации познавательной деятельности присутствует как процесс управления активностью учащихся со стороны учителя, так и процесс активизации своей дея-
тельности самим учеником. Саморегуляция активной деятельности учеником определяется его деятельностной позицией в учебном процессе, обеспечиваемой созданием учителем ситуаций, которые побуждают школьника к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности.
Организация активной познавательной деятельности и выбор для этого адекватных средств особенно важны в обучении младших школьников. Следует отметить, что в младшем школьном возрасте эмоциональный фактор является определяющим в развитии личности. В связи с этим большое значение для активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют осуществление индивидуального подхода, дозировка сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребенка, который должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. В начальной школе успешность обучения учащихся достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у них желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. По мнению Ж. А. Караева, учителю необходимо выбирать и использовать такие методы и приемы обучения, которые способствуют формированию у учащихся познавательного интереса и побуждают их к самостоятельному приобретению знаний [4].
Резюме. Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что в научно-педагогической литературе вопросам активизации познавательной деятельности учащихся уделяется значительное внимание. Данный процесс представляет собой оживление специфической человеческой формы отношения к окружающему миру, направленной на постижение его закономерностей, целесообразное преобразование в интересах людей, способствующей приобретению и расширению знаний, включающей в себя цель, средства, результат. Активность младших школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Главной задачей учителя является построение такого процесса обучения, в котором ученик пожелает с интересом познавать окружающий мир.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
2. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. - М. : МГУ, 1988. - 256 с.
3. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М. : АСТ, 2003. - 800 с.
4. Караев, Ж. А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях компьютерной технологии обучения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Ж. А. Караев. - Алматы, 1994. - 29 с.
5. Колмакова, М. Н. Краткий педагогический словарь / М. Н. Колмакова. - М. : Издательство политической литературы, 1984. - 367 с.
6. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. -М. : Уч. пед. издат., 1955. - 318 с.
7. Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2002. - 608 с.
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Русский язык, 1990. -С. 546-547.
9. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1981. - 96 с.
10. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский - М. : Педагогика, 1952.- 732 с.
11. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Книга для учителя / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.