Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаренкова В.А.

В статье описываются результаты исследования возможностей развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, приводятся основные средства и методы развития познавательной активности в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макаренкова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT

The article describes the results of a study of the possibilities for the development of cognitive activity in preschool children with general underdevelopment of speech, provides the main means and methods for the development of cognitive activity in kindergarten.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 376

Макаренкова Виктория Андреевна,

МОУ СОШ №6, г. Луга,

студент 4 курса направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» e-mail: makulovav77@gmail.com Научный руководитель: Гонина Ольга Олеговна, заведующая базовой кафедрой

психолого-педагогического обеспечения образовательной практики, к.пс.н., доцент, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье описываются результаты исследования возможностей развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, приводятся основные средства и методы развития познавательной активности в детском саду.

Ключевые слова: познавательная активность, средства и методы развития познавательной активности.

Makarenkova Victoria Andreevna,

MOU SOCH №6, Luga,

4th year student of direction 44.03.03 Special (defectological) education Tver State University

e-mail: makulovav77@gmail.com Scientific adviser: Gonina Olga Olegovna, head of the basic department

psychological and pedagogical support of educational practice,

candidate of Psychological Sciences, associate Professor, Tver State University

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT

The article describes the results of a study of the possibilities for the development of cognitive activity in preschool children with general underdevelopment of speech, provides the main means and methods for the development of cognitive activity in kindergarten.

Keywords: cognitive activity, means and methods of development of cognitive activity.

С каждым годом детей дошкольного возраста с проблемами речевого развития становится больше. Проблемы в речи препятствуют их полноценному общению, вызывают трудности в успешном овладении знаний. Речевые трудности негативно сказываются и на эмоциональном состоянии ребёнка. Для полного восприятия и усвоения информации от детей требуется выраженная познавательная активность. По мнению Д.Б Годовиковой: «Познавательная активность - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Познавательная активность - это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребёнку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей неодинакова. Охарактеризовать познавательную активность ребёнка - значит определить уровень его развития» [2, с. 29].

У большинства детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи есть выраженные трудности при обучении: отсутствие сформированности целого образа предмета; низкий уровень пространственного развития; неустойчивость произвольного внимания при анализе, синтезе, сравнении, классификации, ошибки в установлении причинно-следственных связей и умозаключениях. Нарушения в структуре деятельности, самоорганизации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются снижением мотивации и интереса, являющимися структурными компонентами познавательной активности. Особенно отчетливо данные нарушения проявляются в период возрастных кризисов детского возраста [3].

У детей с общим недоразвитием речи отмечается снижение познавательной активности, отсутствие интереса к выполнению речевых заданий, недостаточная сосредоточенность, безынициативность. Поэтому, важно формировать и поддерживать интерес детей к выполнению предлагаемых заданий. Этому способствует использование разнообразных

средств и методов: экспериментирование, игра, словесные методы (рассказ), занятия - путешествия, элементарный опыт, наблюдение [4, с.34].

Исследование, направленное на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 комбинированного вида», г. Луга. В исследовании приняли участие воспитанники группы компенсирующей направленности детей с общим недоразвитием речи в количестве 6 человек.

В ходе проведения диагностической методики «Познавательная потребность дошкольника» (Юркевич В.С.) [1, с. 77] на констатирующем этапе эмпирического исследования, прежде всего, анализировалось выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности.

Результаты показали, что у 2 детей интенсивность познавательной потребности выражена умеренно, что составляет 33% от общего числа испытуемых. У 4 детей интенсивность познавательной потребности выражена слабо, что составляет 67% от общего числа испытуемых.

После того, как мы выявили интенсивность сформированности познавательной потребности, была проведена методика «Детская любознательность» (Годовикова Д. Б.) [1, с. 82] на констатирующем этапе эмпирического исследования, направленная на выявление уровня развития любознательности, степени выраженности поисковой активности.

Результаты показали, что 2 уровень развития любознательности, степени выраженности поисковой активности у 2 детей (33%). Игрушка с секретом охватывает внимание детей, вызывая попытки разгадать странности: открыть коробку, извлечь содержимое. Попытки быстро останавливаются, и дети обращаются за помощью к взрослому. 4 человека (67%) показали 1 уровень развития любознательности, степени выраженности поисковой активности. Дети переключается от предмета к

предмету, внимание целиком подчинено их внешним свойствам. Детей может и вовсе не заинтересовать предмет, если он не привлекает внимания.

С помощью методики «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Серебрякова Т. А.) [1, с. 87] на констатирующем этапе эмпирического исследования, мы изучили познавательно-вопросительную активность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разных условиях пребывания в детском учреждении.

Результаты показали, что средний уровень познавательно-вопросительной активности у 1 ребёнка (17%). Низкий уровень познавательно-вопросительной активности показали 5 человек (83%).

Следовательно, основываясь на результатах эмпирического исследования на констатирующем этапе, мы пришли к выводу о необходимости разработки и апробации серий занятий, направленных на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В образовательную деятельность были включены дидактические игры, эксперименты, опыты, беседы.

Большой восторг у детей вызвали: экспериментирование и опыты, в которых дети получали новые знания и умения, задавали много вопросов, проявляли познавательный интерес, были любознательными и активными. Дети с большим удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой. Воспитанники выразили огромное желание провести опыты дома. Во время занятий, мы брали на себя роль соучастников детских открытий. Мы не указывали на пути решения, а поддерживали детей на пути самостоятельного поиска.

Во время проведения опытов дети принимали активное участие. Такая форма занятия напоминала детям фокусы, потому что они сами проделывали всю работу. Подобные занятия способствовали развитию

любознательности, познавательно-вопросительной активности, силы и устойчивости познавательной потребности. Детям намного интереснее не просто послушать рассказ, а посмотреть на объекты собственными глазами, потрогать их руками.

На проведённых беседах для родителей многие отмечали, что содержание было познавательным и полезным. Родители также отметили, что тема развития любознательности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действительно актуальна для дальнейшего общего развития ребёнка и его образования, в частности.

В ходе нашей работы мы постарались создать условия по развитию любознательности, познавательно-вопросительной активности, силы и устойчивости познавательной потребности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также приобщить родителей к познавательно-исследовательской деятельности. В ходе формирования данных условий было проведено 15 занятий по следующим темам: «Волшебница вода», «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста», «Извержение вулкана», «Лаборатория Профессора Почемушкина», «Что было до... (одежда)», «Чудесная вода», «В удивительном мире камня», «Воздух вокруг нас», «Удивительный песок», «Обучение самостоятельной постановке вопросов», «Лёд», «Растения -наши друзья», «Юные исследователи», «Город волшебства», «Дружная семья любознаек». В занятия были включены игры, опыты, направленные на развитие любознательности, познавательно-вопросительной активности, силы и устойчивости познавательной потребности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Список литературы

1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. 128 с.

2. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1986. № 1. С. 28-32.

3. Гонина О.О. Возрастные кризисы. Тверь: ТвГУ, 2006. 145 с.

4. Сидорова У М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. ООО «ТЦ Сфера», 2005. 64 с.

References

1. Baranova E.A. Diagnostics of cognitive in primary school and preschool children. - St. Petersburg: Speech, 2005. 128 p.

2. Godovikova D. B. Formation of cognitive activity // Preschool education. 1986. No. 1. Pp. 28-32.

3. Gonina O.O. Vozrastnie krizisi. Tver: TvGU. 2006. 145 p.

4. Sidorova U.M. Formation of river and cognitive activity in children with ONR. LLC «TC Sphere», 2005. 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.