Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры'

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1280
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Юлия Алексеевна, Чемпалова Любовь Сергеевна

В статье представлены статистические результаты разработанного комплекса средств физической культуры, способствующего целенаправленному развитию познавательной активности детей подготовительной группы; определены методические условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, в аспекте развития познавательной активности сферы детей подготовительной группы; проведено практическое исследование эффективности методической разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксенова Юлия Алексеевна, Чемпалова Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of cognitive activity of children at preschool age with means of physical culture

The article presents the statistical results of the developed complex of means of physical culture, which contributes to the purposeful development of the cognitive activity of the children of the preparatory group; the disciplinary methods for increasing the effectiveness of the educational process have been outlined in aspect of development of cognitive activity in the sphere of the preparatory group; the practical study of the effectiveness of methodological development has been undertaken.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры»

Педагогические науки

УДК 373.2

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Юлия Алексеевна Аксенова, старший преподаватель, Любовь Сергеевна Чемпалова, доцент, Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Аннотация

В статье представлены статистические результаты разработанного комплекса средств физической культуры, способствующего целенаправленному развитию познавательной активности детей подготовительной группы; определены методические условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, в аспекте развития познавательной активности сферы детей подготовительной группы; проведено практическое исследование эффективности методической разработки.

Ключевые слова: физическая культура, познавательная активность, дети дошкольного возраста, дошкольное физическое воспитание.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN AT PRESCHOOL AGE WITH MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Julia Alexeyeva Aksenova, the senior teacher, Lyubov Sergeevna Chempalova, the senior lecturer, Togliatti State University, Togliatti

Annotation

The article presents the statistical results of the developed complex of means of physical culture, which contributes to the purposeful development of the cognitive activity of the children of the preparatory group; the disciplinary methods for increasing the effectiveness of the educational process have been outlined in aspect of development of cognitive activity in the sphere of the preparatory group; the practical study of the effectiveness of methodological development has been undertaken.

Keywords: physical culture, cognitive activity, preschool children, pre-school physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования объясняется тем, что в условиях модернизации образования проблема развития познавательной активности является объектом пристального внимания с точки зрения организации целенаправленного образовательного процесса. Передавая социокультурный опыт, современные педагоги обязаны активизировать процессы развития личности своих воспитанников.

Современная система дошкольного физического воспитания, характеризуется как методически обеспеченная отрасль научного знания. Сегодня физическое воспитание в дошкольных учреждениях определяется не только значительным числом эффективных, на практике методических разработок имеющих развивающую направленность, но и включают в себе множество творческих, инновационных подходов к решению проблем оптимизации качества работы педагогов по физической культуре.

Однако, вопросы развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания носят дополнительный характер. Стремление методически обеспечить процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания определяет проблему нашего исследования.

Цель исследования - повышение уровня познавательной активности детей подготовительной группы средствами физической культуры.

Исходя из цели исследования были сформулированы задачи исследования:

1. Определить теоретико-методические основы развития познавательной активности детей подготовительной группы на занятиях по физическому воспитанию;

2. Разработать комплекс средств физической культуры, направленный на развитие познавательной активности детей подготовительной группы;

3. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности методической разработки по развитию познавательной активности детей подготовительной группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа исследования развития познавательной активности детей подготовительной группы проводилась на базе детского сада «Родничок» (№ 130) г.о. Тольятти. Педагогический параллельный эксперимент проводился в три этапа.

На первом этапе, с марта по август 2016 года, изучалась литература по проблеме исследования, были сформулированы объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, а также разработан комплекс для развития познавательной активности детей подготовительной группы.

На втором этапе, который проходил с сентября 2016 года по май 2017 года, осуществлялись практические мероприятия с использованием нового комплекса. Также в этот период были получены исходные, контрольные и итоговые данные.

В педагогическом эксперименте принимали участие дети подготовительных групп (6-7 лет), в количестве 20 человек. Было обследовано две группы, по 10 человек в каждой. В первой группе контрольной (КГ) проводились занятия по стандартной программе по ФВ в ДОУ. Во второй экспериментальной (ЭГ), был использован разработанный нами комплекс. Предстояло определить уровень эффективности экспериментальной методики развития личности, за счет особенностей организации занятий и применения нового комплекса.

Для выявления эффективности предлагаемого комплекса, нами на протяжении учебного года проводилось исследование развития личности у детей экспериментальной группы и контрольной (занимающейся по стандартной программе).

На третьем этапе, с мая по июнь 2017 года, нами была произведена обработка всех данных, а также сформулированы выводы, результаты и разработаны практические рекомендации. При обработке фактического материала использовались общепринятые методы статистической обработки данных, с расчетом средней арифметической, квадратического отклонения. Для оценки статической достоверности различий в качестве критического уровня значимости использовалась вероятность Р <0,05 ^-распределение Стьюдента).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Две группы детей 6-7 лет прошли, эксперимент от начала и до конца. Согласно результатам первичного тестирования, была дана сравнительная характеристика уровня развития познавательной активности обеих групп. Полученные данные, позволили нам проследить динамику показателей внутри каждой группы.

Анализ результатов проводился с помощью методики Степановой. Средние показатели на начальном этапе, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Исходные данные контрольной и экспериментальной группы по параметрам исследования (х±5)_

№ Параметры исследования КГ ЭГ

1. Радость 2.00±0.33 2.10±0.40

2. Интерес 1.60±0.37 1.80±0.45

3. Гнев 0.70±0.40 0.60±0.37

4. Дискомфорт 1.20±0.30 1.30±0.34

Примечание по всем параметрам Р >0,05.

Как следует из таблицы исходные средние показатели экспериментальной и контрольной групп были примерно одинаковы, что свидетельствует о примерно одинаковом развитии познавательной активности детей обеих групп.

Из 20 исследованных детей было выявлено 12 детей со средним и высоким уровнем развития познавательной активности, что позволит достаточно хорошо усваивать учебный материал в школе.

Примером могут быть результаты наблюдений Лены К. (6 лет), из контрольной группы. Из наблюдений межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников видно, что Лена чувствует себя уверенно, спокойно, проявляет уравновешенность, сдержанность, адекватную эмоциональную реакцию. С детьми быстро находит общий язык, не замыкает свой круг друзей на нескольких сверстниках. В спорах, которые неизбежны в ходе детских игр, часто является человеком, способным рассудить, успокоить ссорящихся. Лена умеет критически подойти к оценке результатов своего труда, отметив адекватно как успехи, так и недочеты. Она не капризна, не плаксива, агрессия ей не свойственна, проявляет постоянный интерес ко всем занятиям в детском саду.

Другим примером, могут быть результаты исследований Саши К. (7 лет), из экспериментальной группы. На основе результатов можно сделать вывод, что ребенок воспитывается в дружной, эмоционально благополучной семье, где чувствует себя комфортно, ощущая заботу и любовь, где родители занимаются воспитанием и развитием ребенка.

Наблюдения показали, что Саша в коллективе сверстников ведет себя спокойно и уравновешенно. Он легко находит общий язык со сверстниками, не проявляет каких - либо комплексов в общении со взрослыми эмоциональная реакция на происходящее вокруг достаточна адекватная. На примере этих двух детей видно, что у них хорошие отношения с родителями, сверстниками, воспитателями, что является основой нормального развития не только интеллектуальной сферы, но и личности ребенка в целом. К сожалению, в одних семьях детям уделяют много внимания, а в других дети явно педагогически запущены. Данное обстоятельство не только говорит о плохом самочувствии ребенка в семье, но и проявлении различных отклонений в развитии интеллектуальной сферы.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено 8 детей с низким уровнем развития познавательной активности. Наблюдения за этими детьми показали, что для них характерны проявления эмоционального неблагополучия - частые капризы, беспричинные плачи, истерические состояния. В случаях, когда вышеперечисленные способы привлечения внимания к ним не давали результатов дети проявляли агрессию как словесную, так и телесную. Они часто являлись виновниками разного рода ссор между детьми. На развивающих занятиях они непоседливы, чрезмерно подвижны, что мешает усвоению материала другим детям.

Примером могут быть результаты исследования Оли М. (6 лет), из экспериментальной группы. Наблюдения за поведением ребенка в коллективе сверстников показали, что ребенок не организован и непредсказуем в своих действиях, эмоционально неуравновешен, с детьми трудно находит общий язык. В общении с взрослыми проявляет недоверие, эмоциональную холодность. Можно сделать вывод, что у ребенка сформировывается отрицательная установка по отношению к окружающим.

Аналогичное неблагополучие наблюдалось и у Светланы Ф. (6 лет), из контрольной группы. На фоне переживаний изолированности у Светы стали сформировываться комплексы ненужности, мешающего человека. В общении с детьми это проявляется частям уединением, а в случае если она играет вместе с детьми, то выбирает второстепенные роли и часто под каким - либо предлогом выходит из игры, и наблюдает за всем происходящим со стороны. В общении со взрослыми часто проявляет полную растерянность, она как бы не понимает суть происходящего и что от нее хотят.

Как показали наблюдения, такие дети нерешительны, боязливы, не уверены в себе. У них зачастую подавленное настроение, мрачная оценка прошлого, настоящего и пессимистический взгляд на будущее. Эти дети находятся в депрессивном состоянии, они заторможены как физически, так и умственно.

Зимой мы провели срез, для того, чтобы проследить за динамикой развития познавательных способностей (см. таблица 2).

Таблица 2 - Контрольные данные контрольной и экспериментальной групп по параметрам исследования (х±5)_

№ Параметры исследования КГ ЭГ

1. Радость 2.10±0.40 2.30±0.34

2. Интерес 1.80±0.30 2.10±0.4

3. Гнев 0.60±0.37 0.40±0.37

4. Дискомфорт 1.10±0.22 0.90±0.22

Примечание по всем исследуемым параметрам Р <0,05.

Как следует из таблицы, контрольные данные, полученные через полгода после начала эксперимента, свидетельствуют о том, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах произошли положительные изменения по всем параметрам исследования.

В ходе наблюдений нами были замечены качественные изменения взаимоотношений детей друг с другом, а также повышение интереса к совместным играм и заданиям, у детей второй (экспериментальной) группы.

Второе сравнение результатов было сделано по окончанию эксперимента, где исходные данные сравнивались с контрольными и итоговыми. Анализ результатов тестирования показал различную динамику прироста показателей для каждой группы (см. таблица 3,4).

Таблица 3 - Итоговые данные контрольной группы по_ параметрам исследования (х±5)

№ Параметры исследования Исходные Итоговые Прирост

1. Радость 2.00±0.33 2.20±0.30 0.20±0.30*

2. Интерес 1.60±0.37 2.10±0.22 0.50±0.43

3. Гнев 0.70±0.40 0.40±0.37 0.30±0.50*

4. Дискомфорт 1.20±0.30 0.90±0.22 0.30±0.37*

Примечание: * — Р > 0,05.

Сравнивая значение контрольных и итоговых данных видно, что по всем параметрам исследования обе группы характеризуются положительной динамикой. Однако по всем показателям экспериментальная группа имеет более высокие значения. Если в контрольной группе уровень прироста результатов по проявлению радости составил в среднем 0,20±0,30, то в экспериментальной группе уровень прироста составил в среднем 0,40±0,43. Более высокой была и динамика развития познавательной активности - интерес, где в экспериментальной группе прирост составил среднем на 0.60±0,47 балла.

Таблица 4 - Итоговые данные экспериментальной группы по параметрам исследования

(Х±5) ____

№ Параметры исследования Исходные Итоговые Прирост

1. Радость 2.10±0.40 2.50±0.37 0.40±0.43*

2. Интерес 1.80±0.45 2.40±0.37 0.60±0.47

3. Гнев 0.60±0.37 0.20±0.30* 0.40±0.47*

4. Дискомфорт 1.30±0.34 0.60±0.37 0.70±0.50

Примечание: * - Р > 0,05.

Проведенный эксперимент показывает, что по всем параметрам экспериментальная группа превосходит контрольную группу. Уровень развития познавательной активности в экспериментальной группе был выше, чем в контрольной в среднем на 0.30±0,04 балла выше. И если уровень показателей в контрольной группе поднялся до среднего, то в экспериментальной группе он приблизился к высокому.

По результатам тестов, для определения уровня готовности к обучению в школе, экспериментальная группа так же показали более высокие результаты и если по таким параметрам как память и воображение прирост результатов в экспериментальной группе не достоверен по Т-критерию Стьюдента, то такой критерий как творческие способности в экспериментальной группе явно выделяет этих детей от детей контрольной группы (таблица 5).

Таблица 5 - Результаты комплексной методики оценивания интеллектуальной готовности детей к обучению в школе_

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

Память Воображение Творческие способности

1.60±0.49 2.10±0.22 2.30±0.34

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

Память Воображение Творческие способности

1.90±0.40 2.40±0.37 2.80±0.30

РАЗНИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУПП

0.30±0.64* 0.30±.43* 0.50±0.45

Примечание: * - Р > 0,05.

Кроме того, проводимые среди 20 исследуемых детей подготовительной группы наблюдения и результаты показали, что положительный опыт отношений с людьми, и особенно со сверстниками, выгодно выделяют детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Дети, с высоким уровнем развития познавательной активности, имеют склонность пробовать, рисковать, целеустремленно чему-либо учиться. Все эти особенности уже нельзя считать прямым следствием интеллектуального развития. Они выражают первичные, основные установки на жизнь, являются результатом сложной эмоционально-познавательной деятельности ребенка. Это опорные точки, дающие ребенку смелость и умение ориентироваться в сложном мире человеческих отношений.

Как показали наблюдения, у детей без серьезных эмоциональных отклонений, не замечено ни проявление агрессии по отношению к другим детям и взрослым, ни депрессивных состояний и эмоциональной неуравновешенности. При относительно постоянных условиях правильного развития ребенок постепенно усваивает не только жизненные истины и ценности, но и нормы, а также способы проявления эмоций и поведения, способствующих полноценному развитию личности. Интерес проявляемый у детей, при таких условиях, постоянно дает о себе знать в отношениях с людьми, в их рациональной и эмоциональной оценки, способ, решения конфликтных ситуаций, то есть во всем разнообразии проявлений человека. Следовательно, применение нашего комплекса реально повышает не только уровень развития познавательной активности, но и позволяет развивать коммуникативные умения, необходимые для эффективного общения на следующей ступени своего развития, то есть при обучении в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях : дис. ... д-ра пед. наук / Правдов М.А. - Шуя, 2003. - 419 с.

2. Спирина, И.К. Исследование способности дошкольников воспринимать и точно оценивать величину и изменение параметров движения / И.К. Спирина, О.Е. Ушакова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 182-185.

3. Степанова, Е.Н. Эмоциональные состояния ребенка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 39-53.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - М. : Просвещение, 2013 // URL : http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf. - Дата обращения: 26.10.2017.

REFERENCES

1. Pravdov, M.A. (2003), Integration of the motor and cognitive activity of children in physical education in pre-school educational institutions, dissertation, Shuya.

2. Spirina, I.K. and Ushakova O.E. (2015), "Study of the ability of preschoolers to perceive and accurately assess the magnitude and variation of motion parameters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 182-185.

3. Stepanova, E.N. (1998), "Emotional states of the preschooler's child and their pedagogical evaluation in the conditions of the kindergarten", Pre-school education, No. 5, pp. 39-53

4. Federal state educational standard of preschool education (2013), Education, Moscow, available at: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf.

Контактная информация: nauka.tlt@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.11.2017

УДК 796.332.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ МИНИ-ФУТБОЛА (ФУТЗАЛА) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, профессор, Президент, Ассоциация мини-футбола России, г. Москва

Аннотация

В связи с инициативами Европейской ассоциации футбольных федераций (УЕФА) и Международного Олимпийского Комитета (МОК), учредивших важные международные турниры по мини-футболу (футзалу), в статье рассматриваются перспективы реализации новых организационно-управленческих возможностей в развитии этой спортивной игры в Российской Федерации на современном этапе. Приводятся данные проведённого социологического исследования, позволившего выявить комплекс наиболее актуальных проблем в данной модификации футбола, требующих кардинального решения, а также определить их иерархию. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности физкультурно-спортивных организаций страны по совершенствованию отдельных направлений развития мини-футбола (футзала) как на региональном, так и всероссийском уровне.

Ключевые слова: мини-футбол (футзал), спортивные соревнования, структура, реализация.

PROSPECTS OF REALIZATION OF NEW ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE OPPORTUNITIES IN DEVELOPMENT OF MINI-FOOTBALL (FUTSAL) AT THE PRESENT STAGE Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogic sciences, professor, President, Futsal Association of Russia, Moscow

Annotation

Due to the initiatives of the European association of football federations (UEFA) and the International Olympic Committee (IOC), which have founded the important international tournaments on minifootball (futsal), the article considers the prospects of realization of the new organizational and administrative opportunities in development of this sports game in the Russian Federation at the present stage. Data of the conducted sociological research have been provided, allowing revealing a complex of the most current problems in this type of soccer, requiring the cardinal solution and also defining their hierarchy. Results of the research can be used in the practical activities of the physical culture and sports organizations of the country for improvement of the separate directions of development of mini-football (futsal) both at the regional and All-Russian level.

Keywords: mini-football (futsal), sports competitions, structure, realization.

ВВЕДЕНИЕ

За более чем 25-летний период становления мини-футбола (футзала) в Российской Федерации эта спортивная дисциплина трансформировалась в автономную модификацию футбола. [1, 2, 3, 4]. Благодаря реальному эволюционному процессу, эта спортивная игра, вобрав в свою функциональную структуру все основные системообразующие элементы, характерные для самостоятельных видов спорта [5], стала одной из наиболее популярных в нашей стране. Чемпионат России среди мужских профессиональных клубов стал одним из сильнейших в мире. Успешно выступают на международной арене сборные команды страны, занимающие сегодня первое место в рейтинге УЕФА. Неплохие результаты имеет и женская сборная России. Поступательно развивались в прошедшие годы и общероссийские проекты среди студентов и школьников. К сожалению, к началу второго 10-летия XXI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.