УДК 378.14:61
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ
© 2015 Н. С. Грибова1, Н. А. Тарасюк2
1канд. пед. наук, ст. преподаватель e-mail: [email protected]
Курский государственный медицинский университет
2докт. пед. наук, профессор e-mail:N_A_TARASUK@mail. ru
Курский государственный университет
Реализация ФГОС ВПО нового поколения требует подготовки компетентных высококвалифицированных кадров, способных гибко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного образовательного пространства. Важнейшим фактором, определяющим успешность профессиональной подготовки современных специалистов сферы медицинского обслуживания, является развитие их познавательной активности.
Ключевые слова: специалист сферы медицинского обслуживания,
профессиональное образование, познавательная активность, модератор, технология модерации.
Важнейшим фактором, определяющим успешность профессиональной
подготовки современных специалистов, является развитие их познавательной активности, которая представляет собой интегральное качество деятельности специалиста, обусловленное его познавательными мотивами, потребностями и интересами [Симонова 2009].
Познавательная активность является важнейшим компонентом, обеспечивающим эффективность профессиональной подготовки будущего врача, от которого напрямую зависит качество приобретаемых им знаний, навыков и умений, опыта медицинской деятельности, необходимых для эффективного решения профессиональных задач в медицинской сфере.
В структуре познавательной активности будущего врача выявлены три основные составляющие: потребностно-мотивационная, операционно-познавательная, моральноволевая, которые представляют собой неразрывное единство и обеспечивают эффективность профессиональной подготовки.
Специфика профессиональной деятельности будущего врача предусматривает необходимость овладения различными видами познавательной активности:
профессионально-детерминированной, личностно-детерминированной и ситуативнодетерминированной. Комплексное развитие указанных видов познавательной активности способствует формированию всесторонней личности специалиста, способного успешно осуществлять типичные для него виды профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с социальными партнерами в медицинской сфере из различных стран мира. На различных этапах профессионального становления он постоянно развивает познавательную активность. Более высокий уровень
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
познавательной активности обеспечивает гибкий переход от алгоритмизированной и трансформационной деятельности к креативной, что в конечном итоге приводит к повышению профессионального мастерства.
Наиболее эффективным при подготовке специалиста-медика в условиях глобализации является цивилизационный подход, направленный на формирование личности будущего врача с глобальным мышлением, гибко ориентирующегося в процессе профессионального взаимодействия с представителями различных стран и культур и способного решать профессиональные медицинские задачи на высоком уровне, отвечающем потребностям современной цивилизации с учетом особенностей взаимодействия представителей различных культур.
Огромным образовательным потенциалом для развития познавательной активности на основе цивилизационного подхода обладает дисциплина «Иностранный язык», которая позволяет эффективно реализовывать задачи профессионального образования во всех его аспектах: развивающем, учебном, воспитательном, познавательном. Процесс развития познавательной активности на основе применения цивилизационного подхода на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» способствует вовлечению студентов в актуальные сферы социокультурной профессиональной медицинской деятельности (основные значимые темы и их содержательная наполняемость с учетом медицинской коммуникации в условиях глобализации); способствует расширению профессиональной проблематики общения будущего медика при взаимодействии с представителями различных языковых культур с учетом специфики общения с представителями Запада и Востока; расширяет возможности овладения стратегиями общения будущего медика с различными социальными партнерами.
Использование цивилизационного подхода в процессе развития познавательной активности будущего врача на занятиях по иностранному языку определяет его субъектную позицию, что способствует не только передаче той или иной информации своим партнерам в сфере профессионального медицинского взаимодействия, но и стремлению понять внутренние мотивы субъектов медицинского общения, их побуждения, цели, установки, эмоциональное состояние. Использование цивилизационного подхода в процессе развития познавательной активности будущего медика способствует реализации антропоцентрической парадигмы иноязычного образования [Пассов 2006].
Важнейшим теоретическим положением, обеспечивающим эффективность процесса развития познавательной активности на основе цивилизационного подхода, является положение И.И. Халеевой, которая считает, что процесс обучения иностранным языкам и культурам должен основываться на учете структурных признаков отдельных культур. К таким структурным признакам, по ее мнению, относятся следующие: национальный характер, базисная личность; восприятие окружающего мира; переживание времени, ценностные ориентации; образцы поведения; обычаи, нормы, роли; социальные группировки и отношения [Халеева 2001].
Успешность процесса развития познавательной активности на основе цивилизационного подхода определяется адекватностью выбора образовательной технологии, соответствующей особенностям протекания указанного процесса. Учитывая особенности профессиональной деятельности врача, представляется целесообразно использовать технологии модерации, модифицированной в соответствии со спецификой профессиональной подготовки. Основой для разработки данной технологии явилась концепция В. В. Владимировой, которая считает, что технология модерации представляет собой систему техник и методов, используемых для
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Грибова Н. С., Тарасюк Н. А. Развитие познавательной активности будущих врачей
на основе использования технологии модерации
формирования мнений, поиска решения, сбора информации, а также разработки совместного решения и проведения мероприятий в процессе группового взаимодействия в сфере медицинского обслуживания; применяется в ходе совещаний, семинаров, переговоров, дискуссий, презентаций, обучения [Владимирова 2004].
Результатом использования технологии модерации является принятие решения со стороны группы, повышение вовлеченности в процесс группового решения каждого члена группы, выработка групповых правил взаимодействия, совместное планирование дальнейшей деятельности, разработка предложений по их усовершенствованию.
Технология модерации соответствует особенностям профессиональной деятельности будущего врача, которому в большинстве случаев приходится прибегать к «фасилитативному» стилю общению (от «фасилитация» - 1)облегчение; 2) помощь).
Процесс развития познавательной активности на основе цивилизационного подхода направлен на решение следующих задач: стимулирование познавательной активности студентов-медиков; создание атмосферы взаимного обучения;
формирование стремления к консенсусу и доверию; повышение мотивации в профессиональной деятельности; преодоление барьеров коммуникации; создание необходимого психологического климата; оптимальное построение образовательной деятельности в соответствии с постоянно меняющимися условиями современной цивилизации.
Учебные задания по дисциплине «Иностранный язык» с использованием технологии модерации имеют следующую структуру.
Мотивационно-стимулирующий этап. На этом этапе особое внимание уделяется созданию мотивационно-стимулирующей среды на иностранном языке, а также объяснению цели и особенностей задания в условиях профессонально-детерминированной медицинской деятельности.
Информационный этап. Данный этап предусматривает сбор наиболее актуальной информации по изучаемой теме на иностранном языке с использованием различных источников (интернет-источники, медицинские профессиональные
журналы, общение с представителями профессионального сообщества из России и зарубежных стран).
Проектировочный этап. На данном этапе происходит уточнение избранной темы (проблемы); разработка темы (проблемы); выбор способов презентации темы (проблемы): информация представляется как в устном, так и в письменном виде на иностранном языке; выбор наиболее адекватных способов представления информации с учетом национально культурных особенностей участников модерации.
Этап обсуждения. На данном этапе имеет место обсуждение избранной медицинской проблемы и способов ее решения в современных условиях глобализации на иностранном языке; модератор гибко реагирует на все предложения студентов; результат деятельности меняется в зависимости от направленности и динамики общения в группе; студенты исполняют роль не только наблюдателей, но и активных участников создания продукта в сфере медицинского профессионального сообщества с учетом пожеланий представителей различных культур и значимости наиболее приоритетных глобальных целей в современной медицине.
Этап планирования долгосрочных профессиональных целей и разработки наиболее значимых профессиональных ориентаций. Это заключительный этап, на котором происходит не только подведение итогов на изучаемом иностранном языке, но и планирование наиболее актуальных перспективных направлений исследования изучаемой медицинской проблемы.
Таким образом, технология модерации, являясь основой технологии диалогического общения в иноязычном образовании специалистов-медиков, позволяет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
повысить эффективность формирования различных видов общекультурных и профессиональных компетенций и способствует выстраиванию доверительных отношений с субъектами социального взаимодействия в медицинской сфере (с коллегами и пациентами). Представленная технология обладает широкими возможностями обучения культуре профессионального общения, включающей в себя следующие компоненты: лингвистический, социальный, психологический и
профессиональный [Круговой, Тарасюк 2015].
Технология модерации на основе цивилизационного подхода строится на обсуждении следующих проблемных медицинских тем: “Dietology”, “Global Medical Problems”, “Genetic Engineering and its Influence on Health”, “Innovations in Medicine”, “Drug Abuse”.
Процесс развития познавательной активности на основе цивилизационного подхода предполагает вовлечение студентов в общение, направленное на овладение основными профессиональными функциями и компетенциями (общекультурными и профессиональными).
Развитие познавательной активности на основе цивилизационного подхода способствует овладению следующими общекультурными компетенциями будущего медика:
• анализировать социозначимые проблемы и процессы в различных видах профессиональной и социальной деятельности в условиях взаимодействия с зарубежными коллегами и другими субъектами иностранных государств (ОК-1);
• логически и аргументированно анализировать, публично выступать, вести дискуссии и полемику, что требует высокого уровня владения социокультурными нюансами общения с представителями различных культур; осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность; сотрудничать и разрешать конфликты, быть толерантным, что невозможно без понимания особенностей моделей общения и поведения с представителями различных цивилизаций (ОК-5);
• овладеть иностранным языком на уровне бытового общения, осуществлять письменную и устную коммуникации на государственном языке (ОК-6);
• осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных норм, правил врачебной этики с представителями различных культур (ОК-8).
Процесс развития познавательной активности будущего медика на основе цивилизационного подхода способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
• реализовывать этические аспекты врачебной деятельности в общении с субъектами профессиональной деятельности в соответствии с общепринятыми нормами (ПК-1);
• анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, которые могут быть вызваны недостатком знаний, необходимых для проведения правильного анализа медицинской ситуации (ПК-4);
• проводить и интерпретировать опрос с учетом национальных особенностей пациента, вести медицинскую карту больного (ПК-5);
• проводить профилактику среди взрослого населения и подростков, что требует учета социокультурных факторов в определенном социокультурном окружении (ПК-6);
• получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях на иностранном языке, основываясь на ведущих мировых информационных источниках (ПК-9);
• использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии болезней у населения, что требует всестороннего анализа социокультурных факторов, связанных с условиями проживания населения (ПК-11);
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Грибова Н. С., Тарасюк Н. А. Развитие познавательной активности будущих врачей
на основе использования технологии модерации
• проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять оздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом социальных факторов, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой (ПК-12);
• оказывать населению первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний в постоянно меняющихся социокультурных условиях (ПК-21);
• обучать население основным мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья, формировать навыки здорового образа жизни, устранять вредные привычки (учет социокультурных факторов в данной сфере является приоритетным условием эффективности решения указанных задач) (ПК-26);
• изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).
Процесс развития познавательной активности будущих медиков на основе цивилизационного подхода требует включения в содержание дисциплины «Иностранный язык» следующих составляющих: 1) информация о социокультурном портрете носителей профессионального медицинского сообщества в различных странах; 2) информация о стратегии, тактике и средствах социокультурного общения в сфере медицинского обслуживания с представителями различных стран; 3) информация о наиболее типичных медицинских ситуациях с учетом национальных особенностей различных национальных сообществ; 4) информация о социальных в различных социокультурных контекстах в сфере медицинского обслуживания; 5) модели социокультурного поведения в соответствии с принятой ролью и ситуацией общения; 6) информация о возможных способах коррекции неадекватного речевого поведения в детерминированных социокультурных ситуациях общения; 7) информация об организации профессионального взаимодействия в соответствии с установленными моделями коммуникативного поведения в социокультурном контексте, характерном для сферы медицинского обслуживания.
Процесс развития познавательной активности на основе цивилизационного подхода предполагает вовлечение студентов в учебное общение, которое реализуется в соответствии с закономерностями реального общения. Важнейшим условием эффективности процесса развития познавательной активности является обеспечение возможностей для студентов развиваться самостоятельно в профессиональном международном сообществе, принимая во внимание интересы своей страны в условиях глобализации [Грибова, Парахина, Тарасюк 2014]. В данном процессе студент должен являться активным субъектом освоения профессиональной деятельности.
Через общение на иностранном языке студент не только развивает познавательную активность, но и учится реализовывать важнейшие виды профессиональной деятельности современного врача (лечебной, диагностической, научно-исследовательской и др.).
Библиографический список
Владимирова В.В. Использование техники модерирования для повышения уровня компетентности студентов и преподавателей // Компетентностный подход в образовании: Некрасовские чтения-2004. URL: http://www.nekrasovspb.ru/publ.php?ev=3&id=29 (дата обращения: 13.06.2015)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Грибова Н.С., Парахина О.В., Тарасюк Н.А. Специфика реализации современного профессионального образования в условиях глобализации//
Преподаватель XXI век. 2014. № 3. С. 126.
Круговой И.А., Тарасюк Н.А. Развитие умений профессионального общения будущих переводчиков сферы юриспруденции на основе применения
телекоммуникационных технологий // Scienceendworld / Наука и Мир: международный научный двуязычный журнал. Волгоград, 2015. № 1. С. 120-123.
Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. 240 с.
Симонова Ж. Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009. 184 с.: ил.
Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: МГЛУ, 2001. 210 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)