Научная статья на тему 'Развитие познавательного интереса у детей под влиянием личностных качеств педагога'

Развитие познавательного интереса у детей под влиянием личностных качеств педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдрахманова А.И., Чернокова Т.Е.

Целью статьи является раскрыть сущность и особенности познавательного интереса и установить взаимосвязь его возникновения у детей под влиянием личностных качеств педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a cognitive interest in children under the effect of the teacher’s personal qualities

The paper discusses the nature and properties of the cognitive interest and relationships between this interest in children under the effect of the teacher’s personal qualities.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного интереса у детей под влиянием личностных качеств педагога»

Абдрахманова Алена Ильфатовна

Аспирантка ВятГГУ Киров, Россия

Развитие познавательного интереса у детей под влиянием личностных

качеств педагога

Аннотация: Целью статьи является раскрыть сущность и особенности познавательного интереса и установить взаимосвязь его возникновения у детей под влиянием личностных качеств педагога.

Ключевые слова: познавательный интерес, любознательность, качества личности педагога.

Всю жизнь человек познает. Изучает многообразие мира, познает людей, находящихся рядом и самого себя. Двигателем всего познания выступает интерес, который требует от детей труда, творческих усилий, терпения. Источники познания различны. Первым источником знаний о мире для ребенка выступают его родители. Человек взрослеет. Источников познания становится намного больше - воспитатель, школьный учитель, друзья, книги, телевидение, газетные издания, интернет и многое другое. Но у многих детей, в силу возраста и сильнейшего влияния на их личность сферы развлечений, познавательный интерес в этом случае сводится к занимательности и уже не требует от них систематического труда, а приводит их жизнь к безделью и лени. Происходит замена интереса занимательностью, меняется глубина познания. В этот момент очень важно чтобы рядом оказался авторитетный достойный человек. В нашем случае это педагог. Целью статьи является раскрыть сущность и особенности познавательного интереса и установить взаимосвязь его возникновения у детей под влиянием личности педагога.

Изучением интереса детей занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В.Б. Бондаревский, Г. И. Щукина, А. К. Дусавицкий и многие другие.

В нашем докладе не стоит целью дать определение понятию «познавательный интерес», поэтому мы лишь обозначим, что согласны с Г. И. Щукиной и понимаем познавательный интерес как «звено в структуре личности, глубокий внутренний процесс, в котором трансформированы, генерализованы, обобщены внешние влияния»

[5, 8]

В. Б. Бондаревский пишет, что «познавательный интерес связан со стремлением к углублению процесса собственного познания» [2, 22] Для него характерна не только глубина, но и направленность, содержание, устойчивость, определяемая самим ребенком, то есть задействованы эмоционально-волевые и мыслительные процессы. Это говорит о том, что интерес сложнейшее образование личности, который возникает постепенно.

В. Б. Бондаревский описывает путь зарождения и развития интереса. Вначале возникает любопытство, которое рождает заинтересованность (любознательность), заинтересованность (любознательность) перерастает в познавательную активность и внимание, а они образуют научную любознательность и устойчивую направленность личности на изучение дисциплин, то есть интерес.

Значит, интерес, в отличие от любопытства глубок, связан с отношением к предмету вне различных ситуаций и возникает постепенно.

У дошкольников стремление к новизне пронизывает всю жизнь. [3, 36] Им интересны факты сами по себе. Дети сосредоточены на одной идее и поверхностно познают многое. Хотя им любопытно почти все. Поэтому в этом случае многое зависит

от личности педагога и воспитателя, если ребенок большую часть времени проводит не дома.

Еще Ян Амос Коменский писал: «Всеми возможными средствами воспламенять жажду к знаниям и пылкое усердие к учению»[2, 11]. Возможность достижения этого он видел через любовь детей к педагогу и стремление подражать ему. Многое зависит от личности педагога.

Б. Г. Мещеряков выделяет следующие направления развития личности: биогенетическое, социогенетическое и персоногенетическое [1, 235-236]. Рассмотрим их некоторые составляющие подробнее с точки зрения наличия тех или иных у педагога. Мы берем только те, которые были отмечены психологами и педагогами, как влияющие на развитие познавательного интереса.

1. Биогенетическое направление отвечает за задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной системы, органические побуждения, влечения, потребности и др. С точки зрения потребностей, у педагога возникает необходимость в душевных силах и добром сердце, так как его работа связана с людьми. Вера в Бога, творчество, чтение классической и некоторой зарубежной литературы и то, что требует от учителя приложение усилий, развивает и наполняет личность педагога.

Самое важное, что должно присутствовать в педагоге, кроме человечности, это природная или воспитанная любознательность - его влечения. Любознательный учитель воспитывает интересующихся учеников. Его занятия будут отличаться творческим подходом.

2. Социогенетическое направление определяет социализацию, освоение социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека.

Для хорошего учителя личность ребенка - это ценность, поэтому установкой учителя может быть комплексное изучение личности дошкольника - его темперамента, характера, особенностей развития и воспитания, его увлечений. Это даст возможность определить направление развития интереса. То есть взрослому нужны педагогическая чуткость и внимание, они являются частью характера человека.

К. Д. Ушинский писал, что «воспитатель не должен забывать, что учение лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения.. .убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет». [4, 511] Это значит, что детей нужно удивлять, а не загружать огромными объемами информации, об этом писал Л. Н. Толстой. Он отмечал, что информационная загруженность в школах, уступают развитию воображения, творчества, соображения, подавляя внутренние возможности. В этом случае огромная ответственность и главная роль выпадает учителю, развиваясь сам, делает процесс развития воспитанников бесконечным.

3. Персоногенетическое направление характеризуется активностью, самосознанием и творчеством, формированием человеческого Я, борьбой мотивов, воспитанием индивидуального характера и способностей, самореализацией и личностным выбором, непрестанным поиском смысла жизни. Оно перекликается с некоторыми ранее описанными характеристиками педагога, назовем несколько дополнительных качеств.

Педагог должен быть грамотным. От слова учителя, от его души зависит стойкость интереса к предмету. Когда нас хвалят или ведут беседу тихим, ласковым голосом, нам хочется трудиться, учиться, познавать.

Учить творчески подходить к каждому дню, находить удовольствие в разнообразных занятиях. Источники возникновения интереса должны воздействовать комплексно на личность ребенка.

Таким образом, мы показали как каждая из направлений развития личности педагога, влияет на интерес.

Итак, мы определили, что познавательный интерес возникает не сразу. Важно заинтересовать ребенка и увидеть в нем любопытство, которое с помощью приложенных им усилий, перерастет в интерес. Познавательный интерес постоянен и не зависит от случайных обстоятельств, он требует от ребенка активизации эмоционально-волевых и мыслительных процессов. В зависимости от направленности психологи выделяют 3 особенности личности, в каждой из которых есть те, которые влияют на развитие познавательного интереса детей. Развиваясь сам, педагог развивает детей.

Список литературы:

1. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Олма-пресс, 2003. 672с.

2. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразоваию/ В. Б. Бондаревский. Просвещение, М. 1985, 163с.

3. Дусавицкий, А. К. Формула интереса / А. К. Дусавицкий. «Педагогика». М. 1989, 172с.

4. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский; сос. проф. В. Я. Струминский. Учпедгиз, М. 1945, с. 511.

5. Щукина Г. И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся / метод. Рекомендации для районных конференций учителей. Ленинград, 1967. 43с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.