Научная статья на тему 'Формирование познавательных интересов подростков с учётом гендерных особенностей'

Формирование познавательных интересов подростков с учётом гендерных особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1660
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роговская Наталия Ивановна

Раскрываются сущность и специфика процесса формирования познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей, представлена модель данного процесса, описаны этапы, совокупность педагогических средств, учитывающих гендерные особенности развития подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных интересов подростков с учётом гендерных особенностей»

ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н. И. РОГОВСКАЯ (Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Раскрываются сущность и специфика процесса формирования познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей, представлена модель данного процесса, описаны этапы, совокупность педагогических средств, учитывающих гендерные особенности развития подростков.

Радикальные социально - экономиче -ские преобразования в России в конце XX - начале XXI в. создали предпосылки для гуманистических изменений в сфере образования (обращение к учащимся как субъектам образовательного процесса, внимание к внутреннему миру подростков, их интересам и потребностям, создание максимально благоприятных условий для наиболее полной самореализации их личности, женской и мужской индивидуальности). В этой связи актуализируется проблема перехода от одинакового обучения девочек и мальчиков к формированию их познавательных интересов с учетом гендерных особенностей.

Анализ практики общеобразовательных учреждений свидетельствует о снижении положительного отношения к учению с 91% у пятиклассников до 71% у семиклассников (Л. С. Дягилева, Р. А Жданова, И. А. Свиридова), массовом падении интереса к учению, своеобразном «мотивационном вакууме», наблюдаемом в подростковом возрасте (А. К. Дусавицкий,

В. И. Селиванов и др.) [2]. Среди ряда причин, отмечаемых исследователями (познавательный интерес формируется как побудитель познавательной деятельности, но не как качество личности учащегося; недостаточно эффективны механизмы этого процесса и др.), следует особо выделить причину отсутствия учета гендерных особенностей при формировании познавательных интересов подростков. Как справед-

ливо отмечает Н. Ю. Флотская, между мальчиками и девочками существуют различия в познавательной сфере: «... если мы видим различия в развитии памяти, мышления, восприятия у девочек и мальчиков, то можно предположить, что и усвоение учебного материала идет разным путем в зависимости от пола» [7: 65], что, безусловно, препятствует формированию познавательного интереса у подростка, снижает эффективность учебно-воспита-тельного процесса в целом.

Анкетирование и опрос, проведенные среди учителей МОУ СОШ № 91 Краснооктябрьского района, МОУ гимназии №13 Тракторозаводского района г. Волгограда, подтвердили неготовность большинства из них осуществлять формирование познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей. Учителя биологии, химии, физики (37 %) давно заметили, что мальчики и девочки по-разному подходят к изучению их предмета, но не знают специфики и способов влияния на этот процесс; 21 % полагают, что учет гендерных особенностей поможет сделать обучение более интересным и эффективным для подростков. Приведенные данные свидетельствуют об актуальности для школы изучаемой нами проблемы.

Анализ научных исследований по проблеме формирования познавательного интереса у подростков свидетельствует о том, что к ней обращались многие выдающиеся русские педагоги XVIII, XIX и XX вв.: А.И. Анастасиев, Н.Ф. Бунаков, К.К. Сент-Илер, Н.Х. Вессель, H.A. Корф, А.С. Макаренко, Н.И.Новиков, В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, КД. Ушинский. Они считали важным формировать у подростков интерес к знаниям, обогащающий ум и приносящий этим удовольствие; обращали внимание на развитие любопытства, главным образом связанного с наглядным обучением. Педагоги конца XX в. также придавали большое значение формированию познавательного интереса у подростков (В.Б. Бондаревский, А.К. Дусавицкий,

© Роговская Н. П., 2007

Р.А. Жданов, В.И. Селиванов, И.А. Свиридова, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина и др.). Ими была предпринята попытка осмыслить проблему интереса с позиции натурфилософии - через установление связей между идеями и реальностью, рождающей у подростков вопросы, разрешение которых обеспечивает формирование познавательного интереса. По мнению Ф.К. Савиной, познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания в той или иной предметной области [8]. В исследованиях Б. Г. Ананьева отмечается, что познавательный интерес представляет собой личност-но значимое образование, он развивается у человека в деятельности и обеспечивает ее продуктивность и более высокий эффект [1]. Г.И. Щукина в познавательном интересе видит расположенность школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов [9]. Анализ вышеназванных исследований свидетельствует о том, что ведущие специалисты по проблеме формирования познавательного интереса к учету гендерных особенностей подростков не обращались в связи с неразработанностью гендерных педагогических проблем до начала нашего столетия.

За последние годы в рамках диссертационных исследований рассмотрены исторические, философские и психологические аспекты гендерных проблем в отечественной науке (Н.П. Аникеева, О.М. Вовченко, Н.Л. Пушкарёва, К. Уест и др.); в рамках андрогогики (А.Г. Александрова, Г.К. Зайцев, И.Я. Каплунович и др.); в процессе полового, полоролевого воспитания и полоролевой социализации (B.C. Агеев, Е.М. Дубовская, В.В. Дудукалов, Т.П. Ма-шихина, A.B. Мудрик, М.А. Радзивилова, Л.И. Столярчук). Имеющийся в педагогической науке опыт учета гендерных особенностей незначителен. В работах Е.Н. Каменской, И.А. Кирилловой, O.A. Константиновой, С.А. Коробковой, Т.С. Кузнецова, Л.И. Столярчук, М.А. Толстых впервые сформулирована цель гендерного подхода - содействие в развитии и становлении личности, неповторимой индивидуальности каждого обучающегося с учетом многовариантного фактора пола, влияющего на процесс познания и результативность учения. Но, несмотря на всю ценность полученных результатов, перечис-

ленные исследователи рассматривали общие вопросы учета гендерных особенностей подростков в учебно-воспитательном процессе, но не уделяли внимания непосредственно формированию познавательного интереса подростков с учетом гендерных особенностей. Специального изучения требуют вопросы сущности формирования познавательного интереса подростков с учетом гендерных особенностей данного возраста, характера построения процесса формирования познавательного интереса подростков с учетом их гендерных особенностей, определения специфики средств, применяемых на каждом из его этапов и возможности их оптимального использования, что и явилось основанием для нашего исследования и предметом данной статьи.

Учет гендерных особенностей в формировании познавательного интереса подростков требует уточнения соотношения понятий половых, полоролевых и гендерных особенностей. До появления термина «гендер» половые особенности указывали на биологические, физиологические различия мужчины и женщины, полоролевые - характеризовали статус человека, его полоролевое поведение, отличающее мужчину от женщины. Понятие «гендер», как новейшее обозначение, синтезирует сегодня обе категории (половые и полоролевые особенности), указывая на генитальную принадлежность и социально-психологи-ческий статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Для более детального рассмотрения и разведения биологических, физиологических характеристик и статусных позиций, психо-лого-педагогических особенностей в гендерных педагогических исследованиях сегодня используются биологический и социокультурный подходы. Следовательно, биологические, физиологические, социокультурные , психолого -педагогические характеристики маскулинности и фемининности называются сегодня гендерными, что подчеркивает взаимообусловленность различных факторов в целостности человека. Основываясь на положениях гендерных педагогических исследований и работ, посвященных формированию познавательных интересов подростков, мы сформулировали собственное определение сущности познавательных интересов под-

ростков с учетом гендерных особенностей, под которой мы понимаем динамическое образование личности, имеющее избирательный характер, обращенное к области познания и самому процессу овладения знаниями, зависящее от возрастных и индивидуальных гендерных особенностей подростков.

В ходе исследования была выявлена специфика формирования познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей, которая позволяет формировать устойчивые познавательные интересы. Опираясь на теорию асинхронной эволюции полов В.А. Геодакяна [3] и положения современной психофизиологии, можно утверждать, что специфика формирования познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей состоит в том, что подростки разного пола и разного типа функциональной асимметрии мозга по-разному воспринимают учебную информацию. Эти различия связаны с источниками и характером познавательных интересов. Вслед за O.A. Константиновой мы считаем, что существуют реальные предпосылки различий интересов подростков на следующих уровнях-, биологическом (физиологические различия слуха, зрения, кожной чувствительности; различные стратегии в развитии речи, восприятия, памяти, мышления), психологическом (различное эмоциональное восприятие предметного мира), социальном («мужские» и «женские» интересы, связанные со стереотипами в обществе), следовательно, в деятельности учителя по формированию познавательных интересов подростков целесообразно учитывать не только врожденные особенности функциональной организации мозга, но и гендерные различия на вышеперечисленных уровнях.

Разработанная нами модель процесса формирования познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей представляет собой определенную взаимообусловленную последовательность этапов стимулирования интереса: 1) любопытство; 2) любознательность; 3) собственно познавательный интерес. На каждом из этапов выделяется один из структурных компонентов процесса формирования познавательного интереса: 1) эмо-ционально-оценочный; 2) интеллектуальнокогнитивный; 3) ценностно-рефлексивный. Переход от одного этапа процесса к дру-

гому связан с достижением определенного уровня познавательного интереса. Низкий уровень характеризуется тем, что познавательный интерес как таковой еще не осознается. Средний уровень - познавательный интерес как мотив учения занимает серединное место в структуре мотивации учения. Высокий уровень характеризуется тем, что подросток обладает сильным, глубоким и устойчивым познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Первый этап формирования устойчивого познавательного интереса связан с возникновением у подростков любопытства, которое проявляется при открытии учебного предмета (физика, алгебра и т. д.) для себя. Цель данного этапа - стимулирование инициативы подростков на уроке, пробуждение их любопытства, учитывая гендерные особенности. Ведущими средствами здесь являются эмоциональные педагогические ситуации. Создавая эмоциональную ситуацию, следует учитывать тот факт, что девочки тяготеют к зрительному запечат-лению информации, но вербальному способу ее подачи. Стимулом к изучению материала служат понятный для девочек алгоритм предстоящей работы на уроке, освоение технологии учебно-познаватель-ной деятельности. У мальчиков учитывается повышенная эмоциональность. Большое влияние на их мотивационную сферу оказывает работа соревновательного характера. Цель второго этапа - познание основ предмета мальчиками и девочками способами и методами, адекватными для тех и других, переход познавательного интереса на следующую ступень. Ведущими средствами здесь являются интеллектуальные педагогические ситуации. Интеллектуальная ситуация предполагает для мальчиков выдвижение гипотез и их апробацию, анализ и сопоставление данных, поощрение инициативы и самостоятельности в работе. Для девочек - ощущение успеха в деятельности через коллективный поиск решения учебной задачи или проблемы; постепенный уход от действий по «шаблону», осмысление того, «зачем и как мне этого достичь». Третий этап ориентирован на формирование устойчивого интереса, который не зависит от конкретной ситуации и побуждает к деятельности в интересующей области. Его цель - проведение учителем уроков в сотрудничестве

с подростками, с использованием потенциала и девочек, и мальчиков; формирование глубокого и устойчивого интереса подростков, отличающегося потребностью самовыражения у мальчиков, проявлением своего потенциала - у девочек и как итог - самореализацией и тех, и других. Ведущие средства - это рефлексивные педагогические ситуации. Уместными для девочек здесь являются акцентирование их достижений, снятие психологической доминанты недоверия. Наиболее целесообразные приемы при создании ситуации рефлексии для мальчиков - это персональные творческие задания (проекты). В качестве дополнительного условия выступают самостоятельный контроль, самооценка своих достижений в деятельности. Ученики анализируют свои успехи и неудачи после выполнения заданий, а групповой характер работы позволяет им при этом понять свое место, свою значимость в общем деле. Результатами эффективной реализации заключительного этапа опытно-экспериментальной работы стали серьезное и заинтересованное отношение подростков к урокам, стопроцентное выполнение домашнего задания, стремление узнавать что-то новое, более глубоко изучать интересующие темы, самостоятельно и творчески подходить к изучаемым вопросам. Таким образом, разработанная нами модель процесса формирования познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей позволит педагогам пересмотреть традиционный подход к формированию познавательных интересов, выделить новые приоритеты в обучении и воспитании с учетом гендерных особенностей, способствовать формированию познавательных интересов школьников и школьниц.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. 339 с.

2. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям / В.Б. Бондаревский. Тула: Приокское кн. изд-во, 1968. 144 с.

3. Геодакян, В.А. Эволюционная теория пола / В. А. Геодакян // Природа. 1991. № 8.

С. 60-76.

4. Константинова, O.A. Гендерный подход к обучению школьников: автореф. дис. ...

канд. пед. наук / O.A. Константинова. Саратов, 2005. 22 с.

5. Коробкова, С.А. Формирование взаимоотношений учителя и подростков с учетом половых особенностей (на предметах естественнонаучного цикла) / С.А. Коробкова. Волгоград, 2005. 180 с.

6. Столярчук, Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации: учеб. пособие / Л.И. Столярчук. Волгоград: Перемена, 1997. 189 с.

7. Флотская, Н.Ю. Учет психологической специфики пола в управлении познавательной деятельностью школьников /Н.Ю. Флотская // Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников: материалы межвуз. науч.-практ. конф. М.: МГПУ, 2002. С.63-65.

8. Савина, Ф.К. Формирование познавательного интереса в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К. Савина. Волгоград: ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1989. 67 с.

9. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. 203 с.

Е.А. ЮЛПАТОВА (Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Обосновывается необходимость целенаправленного формирования исследовательских умений учащихся. Раскрываются понятие, виды, функции, структура, этапы формирования исследовательских умений применительно к старшему школьному возрасту.

Глубокие социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, стремительное изменение условий жизни требуют от специалистов принятия быстрых и творческих решений вопросов и проблем. Недостаток профессионалов с творческим подходом к решению поставленных задач является одной из глав-

© Юлпатова Е. А., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.