Научная статья на тему 'Развитие познавательного интереса подростков посредством социально-психологического тренинга'

Развитие познавательного интереса подростков посредством социально-психологического тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1013
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОДРОСТОК / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / РАЗВИТИЕ / АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COGNITIVE INTEREST / TEENAGER / MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING / DEVELOPMENT / ENHANCING COGNITIVE ACTIVITY / LEARNING PROCESS / PRINCIPLES OF ENHANCING COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гонохова Тамара Алексеевна, Лукьяненко Татьяна Ивановна

Статья посвящена вопросу развития познавательного интереса подростков в условиях современной школы. Познавательный интерес рассматривается как основной внутренний механизм успешного учения, как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. Представлены принципы активизации познавательной деятельности. Описан опыт исследования познавательного интереса подростков в ОО, предложены рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гонохова Тамара Алексеевна, Лукьяненко Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE INTEREST OF TEENAGERS BY MEANS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING

The article is devoted to the development of the cognitive interest of adolescents in the conditions of the modern school. Cognitive interest is considered as the main internal mechanism of successful learning, as a positive emotion that a person experiences more often than any other emotion. The principles of enhancing cognitive activity are presented. Describes the experience of studying the cognitive interest of adolescents in PA, recommendations are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного интереса подростков посредством социально-психологического тренинга»

психологической готовности к государственной итоговой аттестации -ежегодно третья-четвертая неделя месяца:

I период: сентябрь (охват - все обучающиеся);

II период: январь (охват - обучающиеся «группы риска»);

III период: апрель (охват - обучающиеся выпускных классов).

2. Образовательным организациям рекомендовать использовать комплекс диагностического инструментария по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних в соответствии с приложением 1 к настоящему Приказу.

3. Руководителям муниципальных образовательных организаций/ образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Алтай своевременно:

3.1. Обеспечить условия для проведения диагностических процедур с согласия родителей (законных представителей) в периоды, установленные пунктом 1 настоящего Приказа.

3.2.Осуществлять постановку на профилактический учет выявленных детей «группы риска» в целях снижения уровня тревожности, повышения уровня психологической готовности к экзаменам, сохранения здоровья обучающихся.

3.3. Обеспечить разработку и утверждение индивидуальных программ комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их родителей (законных представителей), поставленных в образовательной организации на профилактический учет.

3.4. Доводить до сведения родителей (законных представителей) результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с обеспечением конфиденциальности полученных сведений.

3.5.Рекомендовать родителям (законным представителям) направление ребенка с высоким уровнем тревожности (депрессии) или совершившего суицидальную попытку к врачу-психиатру для дальнейшей работы с ним.

Выводы. Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие) [13].

Литература:

1. Павлов И.П., Рефлекс цели / в Сб: Павлов И.П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, М., «Медгиз», 1951 г., Источник: https://vikent.ru/enc/470/

2. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд. Пер, с фр. с сокр. Москва. 2004.

3. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург. 2007.

4. Костюнина, Н. Ю. Психолого-педагогическая помощь студенческой молодежи по предотвращению суицидального поведения: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2004.

5. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов. ТМ.: Аспект Пресс, 2002.

6. Гонохова, Т. А. Особенности профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению. // «Информация и образование: границы коммуникаций» INFO 14 INFORMATION AND EDUCATION BORDERS OF COMMUNICATION: матер. VI Междунар. научно-практ. конф. - Горно-Алтайск. 2014. - С. 251-253.

7. Комер, Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики: пер. с англ. - 4-е изд., междунар. Санкт- Петербург. Прайм-ЕВРОЗНАК. Москва. 2005

8. Кон, И. С. Психология ранней юности. Москва. 1999.

9. Синягин, Ю. В. Детский суицид. Психологический взгляд. Санкт- Петербург. 2006.

10. Дубровская, О. В. Психологические особенности учащихся и студентов подростково-юношеского возраста с наличием суицидальных мыслей в состоянии дезадаптации: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Санкт- Петербург. 2004.

11. Бадьина, Н. П. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: методические рекомендации. Курган, 2011.

12. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Москва. 2000.

13. Источник:http://zdravotvetш/profflaktika-sшtidalnogo-povedeшya-u-podrostkov/

Психология

УДК 159.95

кандидат психологических наук, доцент Гонохова Тамара Алексеевна

Федерального государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат психологических наук, доцент Лукьяненко Татьяна Ивановна

Федерального государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития познавательного интереса подростков в условиях современной школы. Познавательный интерес рассматривается как основной внутренний механизм успешного учения, как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. Представлены принципы активизации познавательной деятельности. Описан опыт исследования познавательного интереса подростков в ОО, предложены рекомендации.

Ключевые слова: познавательный интерес, подросток, средства развития познавательного интереса, социально-психологический тренинг, развитие, активизации познавательной деятельности, процесс обучения, принципы активизации познавательной деятельности.

Annоtation. The article is devoted to the development of the cognitive interest of adolescents in the conditions of the modern school. Cognitive interest is considered as the main internal mechanism of successful learning, as a

positive emotion that a person experiences more often than any other emotion. The principles of enhancing cognitive activity are presented. Describes the experience of studying the cognitive interest of adolescents in PA, recommendations are offered.

Keywords: cognitive interest, teenager, means of developing cognitive interest, socio-psychological training, development, enhancing cognitive activity, learning process, principles of enhancing cognitive activity.

Введение. В настоящее время одним из важнейших условий развития познавательного интереса подростка является осознание подростком интереса к приобретению нового знания, к освоению новых способов деятельности. Психологические исследования свидетельствуют о том, что проблема развития познавательного интереса в условиях современной школы приобретает особую актуальность, поскольку низкий уровень познавательного интереса, отрицательное отношение к учению являются основной причиной неуспеваемости обучающихся. Поэтому все больше в процессе обучения внимание уделяется отбору средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса обучающихся, использование приемов и методов, стимулирующих его развитие.

Изложение основного материала статьи. В связи с введением ФГОС проблема развития познавательного интереса у подростков является актуальной на настоящем этапе развития современной школы. Среди психологов проблемой развития познавательного интереса занимались Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Т. Ерчак, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.

Л. С. Выготский называл интерес естественным двигателем детского поведения. Он считал что, интерес является выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями [1].

В психологической литературе существует множество подходов к определению познавательного интереса. К. Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он доказывал, что внешний механизм принуждения не достигает нужного результата. И. Ф. Герберт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку [2].

H. Г. Морозова определяет познавательный интерес как «непосредственно мотивированное эмоционально-познавательное отношение, имеющее тенденцию переходить, а, при благоприятных условиях, переходящее в эмоционально-познавательную направленность личности» [3, с. 7].

В работах Ф. К. Савиной познавательный интерес рассматривается как стойкое образование, как «качество личности, как ее интегративное проявление, способное к расширению сферы познания с одного предмета на другой». Основанием для этого являются продуктивные свойства интереса - социальная обусловленность, предметная направленность, осознанность, динамичность, получение волевого напряжения, избирательность, эмоциональная окрашенность, личностная направленность, уровневый характер [4].

Исходя из сути определений познавательного интереса, педагогу необходимо строить работу на уроке максимально интересной для школьника, для формирования вовлеченности, для мотивации познания материала на уроке. Интерес является одним из благоприятных факторов эффективного обучения и интерес в процессе обучения связан с умением работать с определенным усилием. Важным условием формирования у подростка интереса к изучаемому предмету считается понимание подростком значимости знания, следовательно, учебный предмет для него может быть интересным только при удовлетворении его потребности.

Как показывают результаты исследований, познавательный интерес, формируемый у школьника, большей частью опирается на принципы активизации познавательной деятельности. Подросток стремится осваивать интересный предмет в случае специального выбора педагогом определенных методов и средств обучения. Учащийся правильно понимает изученный материал, если будет оперировать этими знаниями активно и применять их в своей практике [5].

Г. И. Щукина выделяет основные принципы активизации познавательной деятельности:

I. Принцип проблемности. Сущность данного принципа заключается в решении соответствующих специфических проблем, таких как, разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений.

2. Принцип взаимообучения. Наличие данного принципа в процессе обучения предполагает получение знаний за счет взаимного обучения между школьниками.

3. Принцип исследования изучаемых проблем. Обучение должно опираться на исследовательскую деятельность. Изучение проблем и явлений есть важный критерий для активизации учебной и познавательной деятельности.

4. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

5. Принцип индивидуализации. Предполагает организацию учебно-познавательной деятельности, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

6. Принцип самообучения. В основе заложен механизм самоконтроля и саморегулирования.

7. Принцип мотивации. Начало активной деятельности должно подразумевать желание решить проблему, имея мотивационный стимул. Мотивация есть важное условие активизации познавательной деятельности [6, с. 45].

Наше исследование по развитию познавательного интереса подростков посредством социально-психологического тренинга проводилось на базе БОУ РА «Республиканский классический лицей» г. Горно-Алтайска по блокам: 1) блок педагога-психолога, 2) блок педагога-предметника. В нем принимали участие подростки (мальчики и девочки) 14-15 лет, обучающиеся 9 класса. Экспериментальная группа состоит из 21 подростка. Для выявления уровня интенсивности познавательного интереса в группе была использована методика «Анкета на определение интенсивности познавательного интереса подростков» (В.С. Юркевича).

В ходе анализа полученных результатов диагностирования по первому вопросы анкеты было выявлено: 11 подростков часто занимаются умственной работой дома; 8 подростков иногда занимаются умственной работой дома; 2 подростка редко занимаются умственно работой дома. По второму поросу анкеты были получены следующие результаты: 14 подростков часто решают задачи на сообразительность; 7 подростков иногда решают задачи на сообразительность, и нет ни одного подростка, который бы не решал задачи на

сообразительность. По третьему вопросу анкеты были получены следующие результаты: 1 подросток часто читает дополнительную литературу; 11 подростков иногда читают дополнительную литературу; 9 подростков редко читают дополнительную литературу. Ответы на 4 вопрос были получены следующие: У 5 подростов -ярко выраженное эмоциональное отношение к интересному занятию; у 10 подростков - средне выраженное отношение к интересному занятию; у 6 подростков - низкая степень выраженности отношения к интересному предмету. На заключительный вопрос данной анкеты получены следующие результаты: ни один из испытуемых часто вопросы не задает; 12 подростков иногда задают вопросы; 9 подростков редко задают вопросы. На основе анализа результатов, было выявлено: в экспериментальной группе высоким уровнем не обладает не один из подростков; 5 подростков имеют уровень выше среднего; 11 подростков имеют средний уровень; 5 подростков имеют уровень ниже среднего; низким уровнем не обладает никто.

В группе была проведено диагностирование по методике «Методика изучения мотивации учебной деятельности подростков» (Е.А. Калинина). Как показывает анализ полученных данных, очень высокий уровень мотива достижения цели имеет 1 подросток, 10 подростков имеют высокий уровень, средний уровень наблюдается у 10 подростков, низкий уровень отсутствует. По шкале мотивации соревнования в учебной деятельности очень высокий уровень отсутствует, высоким уровнем обладают 7 подростков, у 14 подростков средний уровень, низкий уровень отсутствует. Мотив самосовершенствования показал очень высокий уровень 1 подросток, высокий уровень у 8 подростков, средний уровень у 12 подростков, низкий уровень отсутствует. Очень высокий уровень мотивации общения и коллективной деятельности наблюдается у 2 подростков, высокий уровень у 4 подростков, средний уровень у 14 подростков, низкий уровень у 1 подростка. Мотив на приобретения новых знаний - очень высокий уровень у 1 подростка, высокий уровень у 7 подростков, средний уровень у 13 подростков, низкий уровень отсутствует.

Далее в группе был проведен социально - психологический тренинг по развитию познавательного интереса подростков «Социально-психологический тренинг развития познавательного интереса подростков».

После проведения социально-психологического тренинга «Социально-психологический тренинг развития познавательного интереса подростков» вновь были исследованы уровень познавательного интереса и уровень учебной мотивации теми же методиками.

В ходе анализа полученных результатов диагностирования по первому вопросу анкеты было выявлено: 12 подростков часто занимаются умственной работой дома; 7 подростков иногда занимаются умственной работой дома; 2 подростка редко занимаются умственной работой дома. По второму поросу анкеты были получены следующие результаты: 15 подростков часто решают задачи на сообразительность; 6 подростков иногда решают задачи на сообразительность и нет ни одного подростка, который бы не решал задачи на сообразительность. По третьему вопросу анкеты были получены следующие результаты: 2 подростка часто читают дополнительную литературу; 14 подростков иногда читают дополнительную литературу; 5 подростков редко читают дополнительную литературу. На 4 вопрос были получены следующие результаты: у 7 подростков - ярко выраженное эмоциональное отношение к интересному занятию; у 11 подростков - средне выраженное отношение к интересному занятию; у 3 подростков - низкая степень выраженности отношения к интересному занятию. На заключительный вопрос данной анкеты были получены следующие результаты: 7 подростков часто задают вопросы; 11 подростков иногда задают вопросы; 3 подростка редко задают вопросы. Результаты исследования показывают, что уровень познавательного интереса подростков, в группе следующий: высоким уровнем не обладает не один из подростков; 8 подростков имеют уровень выше среднего; 13 подростков имеют средний уровень; ниже среднего и низкий уровень отсутствуют.

Результаты повторного диагностирования мотивации учебной деятельности подростков показывают, что очень высокий уровень мотива достижения цели имеют 3 подростка, 16 подростков имеют высокий уровень, средний уровень наблюдается у 2 подростков, низкий уровень отсутствует. По шкале мотивации соревнования в учебной деятельности очень высокий уровень отсутствует, высоким уровнем обладают 15 подростков, у 6 подростков средний уровень, низкий уровень отсутствует. Мотив самосовершенствования очень высокого уровня наблюдается у 2 подростков, высокий уровень у 16 подростков, средний уровень у 3 подростков, низкий уровень отсутствует. Очень высокий уровень мотивации общения и коллективной деятельности имеется у 2 подростков, высокий уровень у 11 подростков, средний уровень у 8 подростков, низкий уровень отсутствует. Мотив на приобретение новых знаний очень высокого уровня - у 1 подростка, высокий уровень у 19 подростков, средний уровень у 1 подростка, низкий уровень отсутствует.

Согласно и-критерию Манна-Уитни, критические значения вошли в зону значимости. Таким образом, можно принимать гипотезу Н1, что свидетельствует о том, что после проведения «Социально-психологического тренинга для развития познавательного интереса подростков» уровень мотивации соревнования в учебной деятельности имеет статистически значимые различия.

Согласно алгоритму подсчета и-критерия Манна-Уитни была проведена математическая обработка данных полученных после проведения «Социально-психологический тренинг развития познавательного интереса подростков» в группе по методике Е.А. Калининой.

В связи с тем, что проблема развития познавательного интереса подростков особенно актуальна в настоящее время, были разработаны рекомендации для педагогов ОО:

1. По возможности, определять обучающемуся прикладную направленность обучения (зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

2. Самый мощный стимул в обучении «Получилось!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Следует научить подростка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы он смог самостоятельно их сделать. Если, подросток в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то желание узнавать, что-то новое самостоятельно будет расти.

3. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.

4. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д.

5. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

6. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

Выводы. Можно сделать вывод, что уровень развития познавательного интереса зависит от занимательности урока, фактов и примеров, уровня самостоятельной включенности обучающегося в ход урока, выполнения им различных творческих и исследовательских заданий.

Со стороны педагога развитие познавательного интереса обеспечивается за счет использования учителем определенных методов и приемов, которых формируют умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Москва. 2008.

2. Ушинский, К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. Москва. 2006.

3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Психология и педагогика - 2007. - №2. - С. 7-10

4. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград. 2007.

5. Ермизина, Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. - 2016. -№9. - С. 1107-1113. - URL https://moluch.ru/archive/113/29369/ (дата обращения: 17.12.2018).

6. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности. М.: Омега - Л, 1995. - 356 с.

Психология

УДК 159.9.072

аспирант Иксанова Гульнур Насибулловна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара)

ДИАГНОСТИКА ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В настоящей статье обсуждается один их актуальных вопросов психологии - затрудненное общение подростков. Как известно, общение для подростков является ведущим видом деятельности. Однако, в силу ряда факторов, влияющих на качество общения, подросток нередко испытывает коммуникативные трудности. Необходим комплекс методик или некий диагностический блок, позволяющий исследовать общение подростка, выявить коммуникативные трудности. Обозначенная задача стоит перед педагогами-психологами образовательных организаций.

Ключевые слова: общение, затрудненное общение, подросток, диагностика, методика, педагог-психолог.

Annotation. In the real article one comes into question their pressing questions of psychology is the laboured communication of teenagers. As is generally known, communication for teenagers is the leading type of activity. However, by virtue of row of factors influencing on quality of communication, a teenager tests communicative difficulties quite often. The complex of methodologies or some diagnostic block, allowing to investigate communication of teenager, educe communicative difficulties, is needed. A mark task stands before the teachers-psychologists of educational organizations.

Keywords: communication, difficult communication, teenager, diagnostics, method, psychologist.

Введение. Каждый взрослый человек был подростком и помнит особенно отчетливо этот период как трудный для себя и окружающих. Связано это, прежде всего, с формированием ведущей деятельности общения и проявившимися трудностями, которые психологи называют затрудненным общением. Особую трудность испытывают специалисты общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования при необходимости оказания таким подросткам специализированной помощи. Начало такой помощи невозможно без подбора диагностического инструментария.

Изложение основного материала статьи. Проблема диагностики затрудненного общения у подростков, с точки зрения психологии, предполагает выделение нескольких параметров изучения феномена. Поскольку каждый исследователь решает свои, поставленные с определенной целью конкретные задачи, то и набор методик и составление комплекса диагностического блока, исходит от поставленных целей и задач. Приведем некоторый обзор методик и подходов к формированию диагностического комплекса.

Проанализированный исследователем Е.Ю. Киселевой ряд методик по оценке общения позволил сформировать диагностический блок с учетом поведенческого, аффективного, когнитивного или ценностно-смыслового компонентов общения исследователем Киселевой Е.Ю. [2]. По ее мнению, затрудненное общение, чаще всего вызвано искажениями в одном или нескольких компонентах общения. Автор для исследования поведенческой составляющей рассматривает методики СУМО и КОСКОМ, разработанные В.Н. Куницыной, «Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации» К. Томаса, «Измерение техники общения» Н.Д. Твороговой [3, 8]. Исследование эмоциональной составляющей предлагается начинать с методики FRI - «Оренбургский личностный опросник», затем перейти на методики «Экспресс-диагностика эмпатии» (И.М. Юсупов), «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении» (В.А. Лабунская), «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна [4, 5, 9]. Для исследования когнитивной составляющей затрудненного общения Киселевой Е.Ю. предлагается тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливана в адаптации Е.С. Алешиной-Михайловой, тест «Двадцать вопросов» N.E. Waxlera в адаптации Г. И. Саганенко, бланковая методика «Самооценка-25» (В.Н. Куницына), перцептивные тесты «Стержень-рамка», «Регулирование положения тела» «Включенные фигуры», описанные Г. Уиткиным, методики «Завершение предложений», «Я верю, что...», тест «Техника репертуарных решений» Дж. Келли [2]. Методики, диагностирующие ценностно-смысловую сферу личности представлены автором в следующем ракурсе:

- для диагностики ведущей доминирующей ценностной ориентации тест ценностных предпочтений Г.Оллпорта, Ф.Вернона и Г. Линдсея, тест личностных предпочтений А. Эдвардса, «ориентационная анкета» (Б.Басс), опросник эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов);

- для исследования иерархии ценностных ориентаций личности: тест М. Рокича, опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.