Научная статья на тему 'Подросток и компьютер'

Подросток и компьютер Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7206
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ / TEENAGER / INTERNET / INTERNET DEPENDENCE / INFORMATIVE PROCESSES / COMMUNICATIVE SKILLS / IDEA OF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шахмартова О. М.

В данной статье делается попытка проанализировать 3 исследования, посвященных взаимодействию подростков с компьютером. Исследования особенностей познавательных процессов подростков с игровой зависимостью, особенностей коммуникативных навыков подростков активно общающихся в сети интернет, а так же изучение представления подростков о себе в зависимости от сферы компьютерных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teenager and the computer

In this article attempt to analyse 3 researches devoted to interaction of teenagers with the computer becomes. Researches of features of informative processes of teenagers with game dependence, features of communicative skills of teenagers actively communicating on the Internet, and as studying of representation of teenagers about itself depending on the sphere of computer interests.

Текст научной работы на тему «Подросток и компьютер»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 316.6+159.923

подросток и КОМПЬЮТЕР

© О. М. ШАХМАРТОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра прикладной психологии e-mail: shahmartova@mail.ru

Шахмартова О. М. - Подросток и компьютер // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1339-1347. -

В данной статье делается попытка проанализировать 3 исследования, посвященных взаимодействию подростков с компьютером. Исследования особенностей познавательных процессов подростков с игровой зависимостью, особенностей коммуникативных навыков подростков активно общающихся в сети интернет, а так же изучение представления подростков о себе в зависимости от сферы компьютерных интересов.

Ключевые слова: подросток, Интернет, Интернет-зависимость, познавательные процессы, коммуникативные навыки, представление о себе.

Shahmartova O. M. - The teenager and the computer // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1339-1347. - In this article attempt to analyse 3 researches devoted to interaction of teenagers with the computer becomes. Researches of features of informative processes of teenagers with game dependence, features of communicative skills of teenagers actively communicating on the Internet, and as studying of representation of teenagers about itself depending on the sphere of computer interests.

Keywords: teenager, Internet, Internet dependence, informative processes, communicative skills, idea of.

Подросток и компьютер. Тема в современном мире актуальная и очень не однозначная. Пришло время, когда мы, взрослые уже не можем решать нырять или нет ребенку в виртуальный мир, можно только пытаться ограничивать и контролировать его поведение в интернете. Да и сам контроль поведения ребенка в виртуальном пространстве очень условен. «Взламывать» контролирующие и ограничивающие программы подростки успевают, чуть ли не быстрее, чем профессиональные программисты их пишут. А родители не всегда имеют время, возможности, а иногда и желание узнать, чем занимается их ребенок, когда сидит за монитором. И так как общению с компьютером в современном мире подросток учится одновременно с общением в социуме (а в некоторых случаях и раньше), то и уровень, и скорость, и легкость взаимодействия с виртуальным миром у него много выше, чем у взрослого человека. Это - как изучение иностранного языка: чем раньше человек начинает изучать второй язык, тем «роднее» он для него становится. Таким образом, возможность существования ребенка в нескольких виртуальных реальностях - это данность с которой нужно смирится.

Но, так же как для комфортного и результативного существования в обычной реальности нужен запас сведений о правилах и законах взаимодействия, а для эффективного существования правильные зна-

ния и установки на поведение в социуме, все то же самое по аналогии нужно и для виртуальной реальности. При вхождении ребенка в этот новый мир, он должен быть снабжен элементарными инструкциями о правилах поведения на просторах интерната, о возможностях этого пространства и об опасностях, которые могут здесь подстерегать. Это требует детального изучения процессов, происходящих на всех уровнях взаимодействия ребенка и компьютера.

достаточно долго считалось, что длительное пребывание ребенка за компьютером приводит к интернет-зависимости, и этот феномен имеет однозначно отрицательную характеристику. Интернет-зависимость, в большинстве случаев, диагностировалась с помощью «Теста на определение интернет-зависимости К. Янг» базирующегося на идее о том, что данный феномен возникает вследствие длительного пребывания за компьютером и разрушает личность. но наблюдения за современными детьми сильно противоречит этому утверждению. Не все, кто проводит много времени за компьютером - зависимые и проблемные люди.

В данной статье делается попытка проанализировать 3 исследования, посвященных взаимодействию подростков с компьютером. Исследования особенностей познавательных процессов подростков с игровой зависимостью, особенностей коммуникативных навыков подростков активно общающихся в сети интернет,

а так же изучение представления подростков о себе в зависимости от сферы компьютерных интересов.

Общее количество испытуемых 155 человек -ученики 8-10-х классов, из разных слоев населения, но объединенных наличием доступа в Интернет и систематическим взаимодействием с компьютером.

Особенности общения подростков, активных пользователей интернет-сети

Одной из основных функций интернет-пространства для ребенка является возможность быстрой коммуникации с большим количеством человек. И первое исследование было направлено на выявление особенностей общения подростков, активных пользователей интернет-сети.

В исследовании приняли участие 55 человек. Из них 18 учеников 8-х классов и 22 ученика 10-х классов. Использовались следующие методики:

1. Специально разработанная анкета, состоящая из 7 вопросов, направленных на выяснение следующих показателей: является ли испытуемый активным пользователем интернет-сети (время, проводимое в интернете, частота посещаемости интернет-сети), чему уделяется большее внимание во время нахождения в интернете (общение, игра, поиск информации), тематика общения.

2. Социометрия - для диагностики межличностных и межгрупповых отношений.

3. Тест коммуникативных умений Михельсона

(автор: Л. Михельсон; перевод и адаптация

Ю. З. Гильбуха).

4. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

На основе полученных ответов по анкете мы разделили испытуемых на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли дети, которые, согласно данным анкетирования, не являются активными пользователями интернет-сети, а экспериментальную группу составили подростки, которые активно используют интернет-ресурсы. Активных пользователей интернет-сети - 27 человек (68 %), Неактивных пользователей интернет-сети -13 человек (32 %).

Из числа активных пользователей интернет-сети большее количество испытуемых проводят от 3 и до 6 часов (59 %). Остальные - 41% - проводят в интернете все свое свободное время (от 6 и до 10 часов). Как говорили сами подростки, придя после школы, они сразу «залазают » в компьютер. И в зависимости от того, позовут их гулять или нет, они проводят время, занимаясь тем, что общаются в социальных сетях, смотрят фильмы, слушают музыку или просто просматривают различные сайты (в том числе сайты с эротическим содержанием), иногда отвлекаясь для того, чтобы сделать уроки. У некоторых даже не возникает желание куда-либо идти («лень или же просто хочется пообщаться с интернет-друзьями»).

Следующие вопросы анкеты: «в каких социальных сетях вы зарегистрированы?», «сколько у вас друзей в интернете?», «сколько процентов времени от

общего количества вы тратите на общение?», «совпадают ли темы в реальном общении с общением виртуальным?» были направлены на определение того, с какой целью подростки тратят так много времени на пользование интернет - сетью, инструментом чего является для них интернет.

Приоритетным оказалась взаимодействие в социальных сетях. Распределение по регистрации в социальных сетях выглядит следующим образом: 79% испытуемых зарегистрированы в нескольких социальных сетях (vkontakte, mail.ru, ICQ, twitter, одноклассники, face book, Skype, привет.ги и и т. д.); 12 % -зарегистрированы в одной социальной сети; 9 % - не зарегистрированы ни в одной социальной сети.

Можно сказать, что большинство подростков тратят время, проводимое в интернет-сети на общение, или просто просмотр своей странички в различных социальных сетях. Наличие большого количества сетей, в которых зарегистрирован подросток, еще не значит, что у него очень хорошо развиты коммуникативные навыки и нет никаких проблем в межличностном взаимодействии. Для этого мы рассмотрели еще один показатель - наличие друзей в социальных сетях и их количество.

Количество друзей колеблется от 100 и выше, в некоторых случаях доходит до 1000. У 43 % испытуемых количество друзей составляет от 150 до 400 человек (причем большинство из них десятиклассники); у 10 % - 400-500 человек; у 27 % - от 100 до 150 человек; у 13 % - не более 100 человек; 7% - 0 человек (не зарегистрированы ни в одной социальной сети). И только двое ответили, что у них 700 и 1000 человек добавлены в друзья. Но, по словам самих испытуемых, некоторых людей они даже не знают, либо переписывались с ними всего пару раз, либо не переписывались совсем (добавили для количества). для таких подростков общение в социальной сети часто не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это просто времяпрепровождение, или следование за большинством, «так как все сейчас так делают».

Была отмечена еще одна закономерность. Восьмиклассники больший процент времени отводят на то, что просто просматривают различные сайты, слушают музыку, смотрят фильмы, или играют (в большинстве случаев). Общение не является для них первостепенным. у десятиклассников, наоборот, увеличивается процент времени, отводимого на общение (от 50 % всего времени). Новые знакомства, «болтавня» без ограничений, возможность показать себя в ином свете, все это делает виртуальное общение весьма привлекательным особенно для тех подростков, у которых возникают затруднения в общении с противоположным полом (стеснительность, неуверенность в себе). Ведь куда легче написать, чем сказать в глаза.

На вопрос «Совпадает ли тематика реального общения с виртуальным?» большинство ответило положительно (62 %). Можно говорить о том, что для таких подростков важно само содержание общения. Темы, обсуждаемые в интернете, актуальны и за его пределами. В этом случае проблемы, взволновавшие

подростка в школе или в кругу друзей, обсуждаются и в интернете. Остальные, 38 %, либо не общаются в интернете вообще (5 человек), либо общаются «без-тематично» (10 человек). Разговор строится на дежурных фразах по типу: «Привет! Как дела?».

Следующая методика, которую мы использовали, направлена на выявление свойств личности активного пользователя интернет-сети и неактивного. для этого мы использовали тест коммуникативных умений Михельсона. Результаты показали, что в экспериментальной группе преобладают люди, имеющие зависимый (51 %) и агрессивный (30 %) типы реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия. При этом люди с компетентным типом реагирования составили гораздо меньший процент (19 %). Это говорит о том, что такие подростки ведут себя вызывающе (огрызаются, делают все наперекор требованиям) или, наоборот, очень сдержанно с окружающими (проявляют конформизм, желание следовать за толпой), в зависимости от ситуации. Возможно, постоянные упреки со стороны взрослых или проблемы со сверстниками заставляют подростка реализовать себя в другом коммуникативном поле, и поэтому он выбирает виртуальное пространство, где может сам решать, что ему делать, с кем общаться, а с кем нет. В контрольной группе, наоборот, большинство составили люди, имеющие компетентный тип реагирования, их 70 %, в то время как агрессивный и зависимый типы реагирования составили 15 % и 15%.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что у активных пользователей интернет сети зависимый тип реагирования преобладает над всеми остальными типами (компетентный и агрессивный). Они в реальной жизни неуверенны в себе, очень много тревожатся, послушны, боязливы, не умеют проявить сопротивление, предпочитают находится в стороне при решении трудных вопросов, зависят от чужого мнения.

По результатам диагностики межличностных отношений с помощью теста Т. Лири мы выявили, что в экспериментальной группе преобладает высокая (41 %) и экстремальная (33 %) степень выраженности эгоистичности в межличностных отношениях (экстремальное до патологии поведение), в то время как в контрольной группе у большинства испытуемых отмечались умеренные (54 %) показатели эгоистичности (адаптивное поведение). Подростки с высокой степенью эгоистичности стремятся быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленные, расчетливые, независимые, себялюбивые. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. Если возможность реализовать себя в этом направлении отсутствует, то у личности возникает внутренний диссонанс, портится настроение, нарушается самооценка. Общение в интернет-сети дает им возможность реализовать то, что не удалось реализовать в реальном общении. Активные пользователи интернет сети характеризуются эгоистичным типом поведения, они ориентированы на себя, не хотят самостоятельно решать возникшие трудности, пере-

кладывая их на окружающих. Если возникают трудности в реальном взаимодействии, они всегда могут компенсировать их интернет-общением. Так же у экспериментальной группы отмечалось высокая степень выраженности зависимого типа отношений к окружающим. Такие подростки характеризуются большой неуверенностью в себе, часто чего-то опасаются, тревожатся по поводу и без, поэтому зависят от чужого мнения, оценки окружающих, не вступают в споры. В интернете могут раскрепоститься, показать себя в ином свете, уйти от нежелательного разговора. У неактивных пользователей интернет-сети отмечается преобладание низкой и умеренной степени выраженности зависимого типа отношения к окружающим. Они конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающими, вежливы.

Так же мы решили дополнительно рассмотреть, зависит ли степень активности пользования интернет-сетью от статуса подростка в коллективе. для этого нами был проведен метод социометрии. Результаты по социометрии следующие: В 10 классе «звезды» -2 человека; «предпочитаемые» - 11 человек; «принятые» - 5 человек; «изолированные» - 2 человека. В 8 классе: «звезды» - 2 человека; «предпочитаемые» -

9 человек; «принятые» - 4 человека; «изолированные» - 3 человека.

Сопоставив данные анкеты и социометрии, можно отметить следующие закономерности: Подростки со статусом «звезда» (получившие более 5 выборов) проводят мало времени в сети интернет (примерно 1-4 часа, при этом не ежедневно, а несколько раз в неделю). Таким образом, такие подростки не являются активными пользователями интернет-сети. Интернет для них - это средство поиска информации, просмотр различных фильмов, прослушивание музыки. Общение в виртуальности аналогично реальному (т. е. темы, которые обсуждаются с друзьями в школе или за её переделами, переносятся и на интернет-общение). По словам самих подростков, они больше времени проводят на улице с друзьями, их круг общения достаточно большой, поэтому не всегда хватает времени, чтобы зайти в интернет.

В противоположность им, подростки, которые не пользуются популярностью среди одноклассников, которые не получили ни одного выбора («изолированные») или 1-2 выбора («принятые»), являются самыми активными пользователями интернет-сети. Время, проводимое в интернете достаточно велико (от 6 и до 10 часов), количество социальных сетей, в которых они зарегистрированы, колеблется от трех до семи. Количество друзей колеблется в интервалах от 200 и до 1000 человек, при этом с некоторыми они могут не общаться вообще. В ситуации межличностного взаимодействия такие подростки ведут себя либо весьма агрессивно, либо очень зажато. А так как общение в подростковом возрасте является очень важным фактором в развитии личности, то все неудачи сильно сказываются на самоотношении подростка и на его внутреннем равновесии. Подростку необходимо реализовать себя, поэтому он и использует для этого

интернет. Виртуальное пространство привлекает подростков такими своими свойствами как анонимность, своеобразная манера протекания общения, возможность показать себя в ином свете и т. д. Одним словом, такие подростки стремятся компенсировать неудачи в общении реальном, общением в интернет-сети.

В результате проведенного исследования были подведены итоги и сделаны следующие выводы:

• Большее число испытуемых являются активными пользователями интернет-сети (27 человек - 68 %);

• Из числа активных пользователей интернет-сети большее количество испытуемых проводят от 3 и до 6 часов (59 %). Остальные - 41 % - проводят в интернете все свое свободное время (от 6 и до

10 часов).

• С возрастом меняется суть использования интернет-ресурсов. В младшем подростковом возрасте это инструмент для игр, поиска информации, в старшем подростковом возрасте - инструмент для общения.

• Существует взаимосвязь между реальным общением и общением виртуальным;

• подростки, у которых отмечались высокие показатели по таким критериям как агрессивность, зависимость в общении, проводят большое количество времени в сети интернет. При этом время, отводимое на общение, небольшое (от 10 до 35 %);

• Активные пользователи интернет-сети характеризуются эгоистичным и зависимым типом межличностного взаимодействия;

• Подростки компенсируют неудачи реального общения общением виртуальным.

• Подростки с большим количеством выборов («звезды») полноценно реализуют себя в общении реальном, поэтому время, проводимое в интернете, сокращается.

• «изолированные» и «принятые» подростки проводят много времени в интернет-сети, компенсируя неудачи в реальном межличностном взаимодействии.

Особенности познавательных процессов подростков с игровой зависимостью

Основным видом деятельности школьника является учебная деятельность. Во многом её эффективность зависит от развития познавательных процессов. Но компьютер в жизни современного ребенка, под час, занимает больше время чем школа. В связи с этим следующее наше исследование было посвящено изучению особенностей познавательных процессов подростков с игровой зависимостью. Исследование проводилось на базе Тамалинской средней школы № 1. В нем принимали участие 74 учащихся 9-х классов в возрасте 14-15 лет (32 девочки и 42 мальчика). В соответствии с целью нашей работы, были подобраны следующие методики:

Тест на определение Интернет-зависимости К. янг.

Анкета на игровую зависимость (зависимость от компьютерных игр) которая содержала 18 закрытых вопросов.

Методика Мюнстерберга, направленная на определение избирательности внимания.

Методика «красно-черная таблица», предназначенная для оценки переключения внимания.

Методика «память на числа», предназначенная для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Методика «исключение понятий», предназначенная для исследования способности к классификации и анализу.

Мы исследовали всех испытуемых (74 человек) с помощью теста янг на интернет-зависимость и анкеты на игровую зависимость с целью выделения 2-х групп подростков: игрозависимых (1-я группа) и не игрозависимых (2-я группа). По тесту янг у нас получились следующие результаты: 48 человек оказались обычными пользователями интернета, не склонных к интернет-зависимости; 25 человек имеют определенные трудности, вызванные чрезмерным увлечение интернетом; и только один человек испытывает серьезные проблемы в связи с использованием интернета. Таким образом, подростков, склонных к интернет-зависимости оказалось меньше, чем обычных пользователей интернета. Это может быть связано с тем, что среди сельских учащихся интернет-зависимость распространяется не столь быстро, по сравнению с городскими учащимися. Сельские подростки обладают меньшим числом возможностей иметь дома компьютер из-за низкого уровня жизни в поселке; они больше времени уделяют встречам с друзьями и домашним делам.

После проведения анкеты на игровую зависимость среди тех же испытуемых, мы подтвердили предыдущие результаты: 27 подростков (14 мальчиков и 13 девочек) оказались игрозависимыми, а 47 (28 мальчиков и 19 девочек) оказались не склонными к игровой зависимости. Анализируя ответы на вопросы анкеты можно нарисовать портрет игрозависимых подростков: они испытывают грусть при необходимости закончить игру и раздражаются при этом; жертвуют временем, ранее проводимым с друзьями и близкими, ради компьютерной игры; пренебрегают сном и питанием. Большинство таких подростков испытывают головные боли, но отмечают, что в процессе игры, они прибывают в хорошем настроении и это позволяет им полностью отрешиться от реальности. Компьютерную игру они считают одним из лучших средств решения проблемы и снятия стресса. Например, как отмечали подростки в возрасте 13-14 лет, для них являлось стрессогенной ситуации предстоящая сдача ЕГЭ. К тому же подростковый возраст сам по себе является очень проблемным и уязвимым. Все эти трудности они пытаются преодолеть путем «ухода» в компьютерную игру. Эти данные говорят о том, что интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр являются взаимосвязанными в подростковом возрасте: те подростки, которые оказались игрозависимыми, попали в группу чрезмерно увлеченных интернетом по тесту янг, т. е. в подростковом возрасте интернет-зависимость развивается как игровая зависимость. Это, в свою очередь, подтверждает то, что подростки мало используют

интернет для работы и шопинга, предпочитая социальные сети и компьютерные игры.

для дальнейшего исследования выборку составили 2 группы подростков: игрозависимые (1-я группа) и не игрозависимые (2-я группа).

Анализируя полученные данные на уровень избирательности внимания по методике Мюнстер-берга, можно сделать вывод о том, что избирательность внимания у 1-ой группы подростков значительно ниже, чем у второй группы. Это можно объяснить тем, что у подростков, проводящих много времени за игрой, нарушается зрение, возникает повышенная усталость и утомляемость. Все перечисленное самым прямым образом сказывается на избирательности внимания и на его ухудшении. у игрозависимых подростков снижается способность к сосредоточению на отдельно взятых объектах. Очень часто современная компьютерная игра (шутер, «стрелялка», гонки и т. д.) сводится к монотонному нажатию на ограниченное количество клавиш или непрерывное движение мышки в заданных направлениях. Этот процесс неизменно способствует развитию монотонии (функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе). Он характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти. Что также может выступать причиной снижения избирательности внимания.

для оценки переключаемости внимания у подростков, мы использовали методику «красно-черная таблица». По ней получились следующие результаты (табл. 1.).

Из таблицы 1 видно, что переключаемость внимания у игрозависимых подростков явно ниже, чем в

группе не игрозависимых. Компьютерная игра вызывает ухудшение указанного свойства внимания. Это может быть связано с тем, что игрозависимые подростки привыкают сосредотачиваться только на ограниченном количестве объектов игрового пространства, в результате чего у них затрудняется преднамеренный переход от одного вида деятельности к другой. Они полностью погружаются в мир игры, и не могут быстро вернуться в реальность. Виртуальность действует на них завораживающе. Так же причиной снижения пере-ключаемости внимания может выступать монотония, описанная выше.

Исследовав зрительную память у подростков с помощью методики «память на числа», мы получили следующие данные (табл. 2.).

Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод о том, что объем зрительной памяти у подростков 1-й группы (игрозависимые) больше, чем у подростков второй группы. Часто компьютерная игра требует от играющего запоминания большого числа различных элементов и символов. Это другой мир со своими законами и знаками. Что бы войти в эту реальность, эффективно выполнять задания и проходить уровни ребенок не обязательно должен понимать эти символы, но должен запоминать их. От этого зависит исход и успех игры. В этом ракурсе основной акцент компьютерной игры делается на зрительную память, в результате чего она тренируется и может улучшаться. Возможно, поэтому зрительная память у игрозависимых подростков развита лучше.

для исследования такого мышления, мы воспользовались методикой «исключение понятий», которая оценивает способность к классификации и анализу (табл. 3).

Таблица 1

Исследование переключаемости внимания у подростков методом «красно-черной» таблицы

Количество правильно воспроизведенных пар букв Низкий уровень (1-8 пар) Средний уровень (9-4 пар) Высокий уровень (15-9 пар) Очень высокий уровень (20-25 пар)

Игрозависимые 13чел (65 %) 6 чел (30 %) 1 чел (5 %) 0 чел

Не игрозависимые 8 чел (40 %) 8 чел (40 %) 4 чел (20 %) 0 чел

Таблица 2

Исследование зрительной памяти у подростков методом «память на числа»

Количество правильно воспроизведенных чисел Норма и выше (7 и выше) Ниже нормы (менее 7)

Игрозависимые 11 чел (55 %) 9 чел (45 %)

Не игрозависимые 6 чел (30 %) 14 чел (70 %)

Таблица 3

Исследование мышления у подростков методом «исключение понятий»

Низкий уровень (1-3 баллов) Средний уровень (4-6 баллов) Высокий (7-9 баллов)

Игрозависимые 2 чел (10 %) 7 чел (35 %) 11 чел (55 %)

Не игрозависимые 0 чел 1 чел (5 %) 19 чел (95 %)

из таблицы видно, что среди игрозависимых высокий уровень по данной методике имеют 55% подростков; низкий уровень составляет 1% подростков; остальные имеют средний уровень. Среди не игрозависимых, низкий уровень отсутствует, а высокий имеют 95% учащихся. Отсюда можно сделать вывод о том, что способность к анализу и классификации у не игрозависимых подростков значительно выше, чем у игрозависимых. В компьютерной игре все объекты заранее заданы и довольно точно определены, в результате чего отпадает необходимость в их классификации и точном анализе. компьютерная игра в основном требует быстроты мышления и соблюдение стратегии, и в наименьшей степени затрагивает такую сторону мышления, как способность к классификации.

Представление подростков о себе в зависимости от сферы компьютерных интересов

Представление о том, что ребенок в компьютере только играет ошибочное и не полное. В одном из наших исследований мы рассматривали разные мотивы использования Интернета подростками. Это и общение, и игра, и поиск информации. Связанно ли представление подростка о себе с видом его деятельности в виртуальном пространстве - этой проблеме было посвящено наше 3 исследование.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 8 города Кузнецка Пензенской области. В исследовании принимали участие учащиеся 9 «А» и 9 «Б» класса в количестве 41 человек, из них 19 девочек и 22 мальчика. Возраст детей 15 лет. Для экспериментального изучения представлений подростков о себе нами были выбраны следующие методики:

1) Методика исследования самоотношения (МИС);

2) Методика ценностных ориентаций М. Рокича;

3) Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;

4) Методика «Личностный дифференциал»;

5) Методика СЖО (Разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выяснения сферы компьютерных интересов нами была использована анкета. После обработки анкеты испытуемые были разделены на 3 группы в зависимости от сферы компьютерных интересов:

1) поиск информации в интернете (7 человек: 5 девочек, 2 мальчика). Эти подростки используют возможности виртуального пространства для скачивания музыки, фильмов, подготовки домашних заданий, а также для поиска информации, связанной с их увлечениями и хобби. Они пользуются интернетом не каждый день, продолжительность пребывания в сети не более часа.

2) интернет-игры (12 человек: все мальчики). Наиболее распространенными были названы такие игры как: Counter strike (серия компьютерных игр в жанре командного шутера от первого лица), Civilization 5 (игра стратегического жанра), Battlefield bad company 2 (шутер от первого лица). Подростки этой группы используют интернет ежедневно, пребывая в нём по 3-5 часов.

3) интернет-общение (22 человека: 8 мальчи-ков,14 девочек). Эти подростки также ежедневно пользуются интернетом, но время их пребывания в сети значительно меньше 1-1,5 часа. Они общаются в социальных сетях, преимущественно в контакте.

В процентном соотношении наибольшее количество подростков предпочитают интернет-общение (56 %). дети, играющие в интернет игры составляют 22 %, и всего 18 % подростков интересуются новой информацией.

Между выделенными нами группами, с помощью методики МИС были обнаружены следующие различия:

• По шкале «отражённое самоотношение» (характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение и симпатию) 43 % испытуемых в группе «поиск информации в интернете» имеют высокие показатели, то есть воспринимают себя принятыми окружающими людьми, чувствуют, что их любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия. В группе, где дети предпочитают игры высоких показателей по этой шкале не зафиксировано, это может свидетельствовать о том, что человек относится к себе, как к неспособному вызвать уважение у окружающих. А среди тех людей, с кем интересы совпадают, он находит поддержку и одобрение. Возможно, именно этим обусловлен выбор этой сферы компьютерных интересов.

• По шкале «закрытость», которая определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости низких значений не в одной из трёх групп не зафиксировано. Т. е. не обнаружено показателей, которые указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. По показателю критичности к себе различий не обнаружено.

• По шкале «самоуверенность» (выявляет уровень самоуважения, отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть, за что себя уважать) высокие показатели у 28,5 % испытуемых из группы «поиск информации в интернете» и у 27 % из группы «интернет-общение». Это свидетельствует о высокой смелости в общении этих подростков, а также о том, что они уважают себя, довольны своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность. В то время как подростки, играющие в интернет игры, имеют всего 8,5 % высоких показателей по этой шкале, то есть они менее уверены в своих возможностях и способностях, часто неуверенны в своих решениях.

• По шкале «саморуководство» (отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности) низких показателей не зафиксировано не в одной из групп, в основном значения средние. Можно констатировать,

что в привычных для себя условиях человек может проявлять выраженную способность к личному контролю, а в новых ситуациях регуляционные возможности ослабевают, и это не зависит от сферы компьютерных интересов.

• По шкале «самоценность» (передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «я» для других) у подростков предпочитающих поиск информации в интернете высокие показатели имеют 28,5 %, это указывает на то, что человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. У подростков из второй группы высокие показатели составляют 0 %. Это является следствием того, что испытуемые много времени проводят за интернет-играми и мало общаются со сверстниками.

• По шкале «самопринятие» (позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости) у испытуемых предпочитающих интернет - общение 9 % высоких показателей, а у подростков ищущих информацию в интернете 43 %. То есть, подростки из первой группы склонны воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений, а в третьей группе воспринимают себя излишне критично. Возможно, именно поэтому они отказываются от реального общения в пользу интернет-общения.

• По шкале «самопривязанность» (выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию) существуют различия между подростками играющими в игры (0 % низких показателей) и подростками предпочитающими интернет-общение (23 % низких показателей) группами. Подростки в группе интернет-общение по результатам методики имеют высокую готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, чего нельзя сказать о подростках из второй группы. Это коррелирует с результатами многих исследований, указывающих на высокий уровень личностной тревожности детей, играющих в интернет-игры.

• По шкале «внутренняя конфликтность» (определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой), высокие показатели зафиксированы только в группе «интернет-общение». Это может говорить о том, что испытуемые постоянно находятся в состояние контроля над собой, отличаются высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным и к ощущению своей малоценности. Скорее всего, именно поэтому им, гораздо легче общаться в социальных сетях, чем в реальной жизни.

• По шкале «самообвинение» (характеризует выраженность отрицательных эмоций в свой адрес) высокие показатели, свидетельствующие о том, что испытуемый видит в себе, прежде всего недостатки, а также готов поставить себе в вину все промахи и неудачи, выявлены у 14 % испытуемых из группы «интернет-общение» и у 8,5 % из группы «интернет-игры». В группе «поиск информации в интернете»

высоких показателей не зафиксировано, 86 % испытуемых имеет средние результаты, эти подростки относятся к себе избирательно не зависимо от сферы интересов в интернет.

• По большинству шкал первая (поиск информации в интернете) и третья (интернет-общение) группы имеют схожие результаты, которые резко отличаются от результатов второй (Интернет игры) выделенной нами группы. Причём у подростков, играющих в игры баллы по методике гораздо ниже чем в двух других, выделенных нами группах, то есть они менее уверены в своих возможностях, сомневаются в своих способностях, неадекватно воспринимают критику в свой адрес, более ранимы и обидчивы.

данные результатов исследования по методике Рокича показали, что в первой группе (поиск информации) наиболее часто выбираемые ценности (то есть встречающиеся в ответах более 50 % испытуемых): жизненная мудрость, активная деятельная жизнь, здоровье. Следовательно, можно предположить, что сфера компьютерных интересов обусловлена жизненными приоритетами подростков, так как они используют интернет для подготовки к урокам, для получения новых знаний, для саморазвития, что в общем можно назвать деятельной жизнью.

Во второй группе (интернет-игры) иерархия ценностей выглядит следующим образом: здоровье, интересная работа, развлечения. Эти результаты говорят о взаимообусловленности сферы компьютерных интересов и жизненных ценностей. Подростки из этой группы используют интернет для развлечений (игр), что и является на данный момент одной из главных терминальных ценностей.

В третьей группе (интернет-общение) ценности расположились так: наличие хороших и верных друзей, любовь, здоровье. дети также используют интернет для реализации своих ценностей, а именно общаясь в социальных сетях, заводят новые знакомства, новых друзей и поддерживают уже сложившиеся отношения.

Выбираемые подростками ценности очень разнообразны и на наш взгляд обуславливают выбор сферы компьютерных интересов. Испытуемые получают из интернета то, что для них важно, но иногда в реальной жизни труднодостижимо. Кто-то находит там новых друзей, кто-то развлекается, а кто-то черпает новые знания.

Результаты по методике Будасси. В целом в группе «поиск информации в интернете» самооценка адекватная (100 %), то есть человек признаёт как свои достоинства, так и недостатки. Свойственна уверенность в себе в основе, которой лежит необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Подростка отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать. Такой человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не

стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

В группе интернет-игры доминирует адекватная средняя, зафиксировано 17 % подростков с неадекватной завышенной самооценки. У подростков, использующих виртуальное пространство как полигон для игр, неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и способностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе.

В группе интернет-общение 32 % испытуемых имеют неадекватную самооценку (завышенную), но у большинства (45,5 %) самооценка адекватная средняя.

По результатам проведённой методики личностный дифференциал можно сказать, что самые высокие показатели в первой группе (поиск информации), что свидетельствует о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Также в этой группе зафиксировано 14 % высоких показателей по шкале сила, что превышает показатели в двух других группах, и говорит о том, что эти подростки более уверены в себе, склонны рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, более независимы. По шкале активность самые высокие показатели в третьей группе (интернет-общение), что указывает на высокую общительность и импульсивность этих подростков. Возможно, именно это обуславливает выбор сферы компьютерных интересов. Во второй группе (интернет-игры) по всем трём шкалам показатели значительно ниже чем группе интернет-общение и поиск информации, то есть у них низкая оценка себя, низкая активность и минимальный уровень волевого контроля.

По результатам методики СЖО можно констатировать, что высокие показатели по шкале Ож в группе «поиск информации» составляют 28,5 %, в группе «интернет-общение» 9 %, в группе «интернет-игры» таких показателей не зафиксировано. Деятельность подростков из первой группы более осмыслена, они используют интернет для конкретных целей, для поиска конкретной интересующей их информации. В то время как играющие в игры подростки используют интернет, чтобы развлечься, не вкладывая в этот процесс никакого смысла.

По шкале цели (характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу). Высокие показатели, зафиксированы у 43 % испытуемых в первой группе, во второй у 8,5 %, в третьей у 9 %. Подростки, использующие интернет для поиска информации, более целеустремленные, а их деятельность более целенаправленна.

По шкале процесс (показывает, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как инте-

ресный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом) высокие показатели в первой группе у 28,5 %, во второй группе у 8,5 %, в третьей группе у 18 %. Подростки, играющие в интернет-игры, не в полной мере удовлетворены своей жизнью, не считают её достаточно интересной и эмоционально наполненной. Возможно, именно для того чтобы сделать свою жизнь насыщенней, подростки из этой группы, проводят время в эмоциональном насыщении себя результатами игры.

По шкале локус контроля-я (отражает представление о себе как о личности) высокие показатели в первой группе у 14 % испытуемых, во второй таких показателей не зафиксировано, в третьей у 23 %. То есть, подростки из группы «интернет-общение» и из группы «поиск информации в интернете» имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствие со своими целями. А подростки, играющие в игры, по данным методики не верят в свои силы и считают, что неспособны контролировать собственную жизнь.

По шкале локус контроля-жизни (характеризует представление человека о том, насколько он контролирует свою жизнь) высокие показатели в первой группе у 43 % испытуемых, во второй у 8,5 %, в третьей у 18 %. По результатам этой шкалы можно сказать, подростки из группы «поиск информации» убеждены в том, что им дано контролировать свою жизнь и свободно принимать решения. Подростки, играющие в игры, напротив убеждены в том, что планировать бессмысленно, и жизнь неподвластна сознательному контролю.

Таким образом, на представление подростков о себе оказывает не компьютер сам по себе и не интернет, а сфера компьютерных интересов и продолжительность времени проведённого в сети.

Уровень компьютеризации, а вместе с ней и проникновение в нашу жизнь интернета стремительно растёт. Среди многообразия проблем современной психологии проблемы интернет-аддикции, игровой зависимости, влияние интернета на познавательную сферу личности являются популярными и интенсивно исследуемыми. Сфера самосознания подростка в зависимости от сферы компьютерных интересов является актуальной и малоизученной. Виртуальное пространство открывает детям и подросткам огромные возможности, а их обучаемость и гибкость позволяют им гораздо быстрее, чем взрослым, осваиваться в интернете и чувствовать себя там как дома. В сети и с ее помощью школьники приобретают знания и социальные навыки, которые позволят им в недалеком будущем стать успешными гражданами цифрового общества. Уже сложилось однозначное мнение, что дети, подростки и молодежь - главные пользователи интернета в России. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители - с учителями, и так далее. Но однозначный ответ найти очень трудно. Есть мнение, что компьютерные

игры способствуют проявлению агрессивности, уводят ребенка в свой мир и заставляют забывать о реальности, увлеченный компьютерными играми ребенок меньше общается со сверстниками, не уделяет внимания ни себе, ни окружающим, забывает про домашние задания, предпочитает компьютер прогулкам на свежем воздухе. На фоне такого негатива с трудом просматривается положительное влияние компьютерных игр. Но они есть. Виртуальное пространство стало неизбежностью - мы не можем отменить его, но мы можем изучить его.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Т. Г. , Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. 68 с.

2. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М.ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М., 2002. С. 235-250.

4. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева). М., 2002. С.20-21.

5. Носов Н. Виртуальная психология. М.: «Аграф», 2000. 432 с.

6. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн. 1. 312 с.

7. Чудова И. В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 113-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.